приводить к серьезным личностным нарушениям. При восстановлении логики индивидуальной жизни человека максимальное внимание должно уделяться анализу нравственной составляющей проявления личности человека в его жизнедеятельности.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. -М.: Академия, 2000. - 240 с.
2. Акрушенко A.B., Ларина O.A., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Питер, 2001. - 272 с.
4. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 6-19.
5. Бодалев A.A. Познание Человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / A.A. Бодалев, H.A. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
7. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб.; Коломна; Рязань: 2008. - 225 с.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с.
9. Психология человека от рождения до смерти / Под. ред. A.A. Реан. -СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ ЖИЗНЕНОГО ПУТИ
© Брюхова Н.Г.*
Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань
В статье рассматриваются особенности интегрального личностного потенциала взрослого человека. Анализируются аспекты развития интегрального личностного потенциала на примере развития психическо-
* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.
го потенциала личности. Статьей выявляется взаимосвязи составляющих интегрального личностного потенциала и взаимообусловленность их развития. В статье указывается направление работы психолога-консуньтанта в процессе проведения психологического консультирования по проблемам жизненного пути с целью развития интегрального личностного потенциала взрослого человека.
В настоящее время, время не только обновленного становления и формирования общества, но и личностных стремительных изменений и трансформаций, личностное и профессиональное прогрессивное развитие на любом этапе онтогенеза является чрезвычайно актуальным. В связи с этим обозначается важность не только актуального, но и потенциального развития человека. «Развитие потенциального связано с реализацией личностного потенциала, а актуальное - с процессом общественного бытия личности» [7, с. 136]. При этом развитие личности будет гармоничным, если оно осуществляется параллельно, а не изолированно в сферах потенциального и актуального. Личностный потенциал тесно связан со всей совокупностью способностей индивида, отражающей уже реализованный потенциал, и с мотивацией личности, определяющей перспективы развития потенциала [8].
Потенциальные возможности личности профессионала изучаются в рамках акмеологии как науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин [3, с. 5]. Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, субъекта труда, личность и индивидуальность, исследуя закономерности и феномены прогрессивного развития человека до ступени его зрелости, и особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развития [2, с. 4].
В рамках акмеологии наибольший импульс в настоящее время получили исследования человека как субъекта деятельности, труда при выявлении общих и частных закономерностей и феноменов развития профессионализма личности и деятельности. То есть на данном этапе акмеология выступает, прежде всего, как наука о профессионализме, но стремящаяся к расширению полей для исследования, которое позволит ей обрести содержание, соответствующее заложенным при ее создании идеям. При этом современные прогрессивные тенденции развития научных акмеологиче-ских исследований свидетельствуют о необходимости анализа человеческого потенциала.
Большое значение в процессе развития личности отводится психическому потенциалу человека. Утверждается, что «психический потенциал отражает ресурсность психических процессов - объем и характеристики памяти, внимания, мышления, воображения, особенности эмоционально-волевой сферы» [6, с. 170]. Эти характеристики можно определить, используя классические психологические тесты. Психический потенциал тесно связан со специальными способностями личности, его раскрытие определяется
развитием соответствующих способностей. Поэтому психический потенциал целесообразнее оценивать совместно с профессиональными требованиями [6, с. 200], которые, в свою очередь, конкретизируют требования к уровню психических процессов и функций, необходимых для продуктивности деятельности.
В число требований к профессионалу входит высокая самоэффективность и постоянная нацеленность на саморазвитие и самосовершенствование для личностных и профессиональных достижений, имеющих прогрессивное социально-позитивное значение. Профессионал как специалист, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, должен являться, своего рода, продуктивно динамически развивающейся системой личностной и деятельностной нормативной регуляции. Профессионал, как субъект профессиональной деятельности должен обладать высокими показателями профессионализма личности и деятельности [6, с. 227]. О профессионализме деятельности специалиста можно говорить, когда его работа отражает высокую профессиональную квалификацию и компетентность. Профессионализм деятельности специалиста характеризуется разнообразием эффективных профессиональных навыков и умений (основанных и на творческих решениях), владением современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, так как это позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. При этом профессионализм деятельности специалиста является характеристикой, подлежащей дальнейшему развитию.
Профессионализм деятельности, мастерство профессионала как свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода, происходит из профессионализма личности и находит в нем свое отражение.
Профессионализм личности как качественная характеристика субъекта труда отражает высокий уровень профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма и креативности. Профессионализм личности характеризуется адекватным уровнем притязаний, направленных на прогрессивное развитие ценностно-ориентационной мотивационной сферой.
Личностный потенциал, в акмеологическом понимании, включает в себя как потенциалы личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы и пр.), так и систему постоянно умножаемых и возобновляемых ресурсов - психологических, интеллектуальных, волевых и т.д., которые способствуют прогрессивному личностному и профессиональному развитию [6, с. 226]. Учеными выявлено существование связи между внутренним потенциалом личности и уровнем реализованной части потенциала [6, с. 199].
Для того чтобы получить полное и достоверное представление о профессионале, надо, проанализировав кадровые документы, касающиеся его квалификации, наполнить индивидуальным содержанием «способности и потенциалы» личности (по материалам диагностического исследования), и на основе их обобщения, сформулировать целостную интегральную оценку потенциала личности. При оценке особенностей личности профессионала необходимо уделять внимание его индивидуальности и ее направленности, характерологическим особенностям и нравственным качествам, профессиональным характеристикам и общим и особенным акмеологиче-ским инвариантам профессионализма (например, содержание психологической саморегуляции, стрессустойчивости и работоспособности).
В число базисных составляющих интегрального потенциала личности профессионала входят сила личности, потенциала направленности и творческий потенциал, а так же интеллектуальный и биологический, характерологический и психический потенциалы.
Сила личности является важнейшим акмеологическим инвариантом профессионализма, и ее оценка является центральной в интегральном личностном потенциале [5, с. 67]. Сила личности (оценивается с помощью психобиографического метода и анализа динамики изменения, личностных и профессиональных достижений) является залогом успешного преодоления трудностей, прогрессивного личностного роста и тесно связана с волевыми качествами (с целеустремленностью, смелостью, решительностью, высокой работоспособностью, способностью вселять уверенность в других).
Потенциал направленности личности непосредственно связан с установками, мировоззрением и интересами личности, с уровнем и характером активности ее мотивации достижений и успеха.
Творческий потенциал выступает как уровень креативности личности, как совокупность восполняемых ресурсов, позволяющих мобилизовать ресурсы, создавать новые, оригинальные и качественно иные, на более высоком уровне, материальные и духовные ценности.
Интеллектуальный потенциал связан с познавательной потребностью личности, и его увеличение способствует развитию склонности нестандартно, но эффективно мыслить, решать сложные задачи и проблемы при видении разнообразия способов их решения.
Биологический потенциал имеет непосредственное отношение к типам нервной системы и может, в зависимости от его содержания, как способствовать эффективности деятельности, так и препятствовать ей.
Характерологический потенциал, содержа совокупность устойчивых свойств личности, в которых выражаются способы ее поведения и эмоционального реагирования, [9, с. 739], отражает психологические профессионально важные качества.
Таким образом, нам явственно видно, что, во-первых, психический потенциал (ресурсность психических процессов - объем и характеристики)
личности профессионала оказывает непосредственное влияние на ее интегральный потенциал. Во-вторых, не сложно выявить и опосредованное влияние психический потенциал на интегральный потенциал через другие составляющие интегрального потенциала личности профессионала, так как психического потенциала, в той или иной мере, оказывает непосредственное влияние на все составляющие личностного потенциала. Особенности эмоционально-волевой сферы лежат в основе силы личности; мышления -в основе потенциала направленности; воображения - в основе творческого потенциала. Внимания может выступать как характеристики биологического потенциала, а память являться основой для формирования потенциала характерологического. Это свидетельствует о том, что все составляющие интегрального личностного потенциала взаимосвязаны, и в процессе развития они обуславливают друг друга.
Так акцентировав внимание на важности развития интегрального личностного потенциала, отмечу, что в формате психологического консультирования по проблемам жизненного пути, направленного на сохранение и восстановление логики индивидуальной жизни клиента [1, с. 33], у взрослых людей личностный потенциал может развиваться опосредованно через развитие их мотивационной сферы. Правомочность такого воздействия связана с тем, что личностный потенциал тесно связан со всей совокупностью способностей индивида, отражающей уже реализованный потенциал, и с мотивацией личности, определяющей перспективы развития потенциала. Точнее, в процессе психологического консультирования по проблемам жизненного пути с целью развития интегрального личностного потенциала необходимо развивать способность выявлять, осознавать и менять особенности своей мотивационной сферы.
Примечательно то, что такой подход к развитию интегрального личностного потенциала в процессе психологического консультирования по проблемам жизненного пути, на мой взгляд, может пролить некоторый свет на понимание сути проблемы обозначенной С.Л. Рубинштейном, который в свое время задался вопросом о соответствии-несоответствии кульминации достижения жизненным силам, ресурсам личности [4, с. 136]. Автор ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее вершиной. Рубинштейн С.Л. пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все свои силы «ресурсы», свой потенциал и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой, и напротив, другие, достигнув кульминации, вершины, не исчерпываются ею.
В связи с чем, полагаю, что причиной таких результативных расхождений может быть личная несогласованность на уровне мотивационной сферы, а консультативная работа в рамках психологического консультирования по проблемам жизненного пути может помочь преодолеть бессмыс-
ленность и пустоты, результатом чего может выступить развитие интегрального личностного потенциала взрослого человека, обратившегося за психологической помощью.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. -М.: Академия, 2000. - 240 с.
2. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 168 с.
3. Бодалев A.A. Познание Человека человеком / A.A. Бодалев, H.A. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
4. Дергач A.A. Акмеология: учебник. - М.: РАГС, 2004. - 301 с.
5. Дергач A.A. Акмеологические основы развития профессионала. -М.: МПСИ, 2004. - 245 с.
6. Дергач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
7. Деркач A.A. Амеология в вопросах и ответах: учеб. пособие / A.A. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство Московского психолого-социаль-ного института; Воронеж: «МОДЭК», 2007. - 248 с.
8. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. - М.: РАГС, 2001. - 265 с.
9. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск: Хар-вест, 1997. - 800 с.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Константинова Н.И.*
Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва
В докладе представлены резуньтаты исследования музыкальных предпочтений учеников второго класса. Показана зависимость музыкальных предпочтений младших школьников от уровня развития восприятия.
Нельзя отрицать то, что человек от рговдения живет в мире звуков (если нет патологий). Речевые, шумовые, музыкальные - они непрерывно воздействуют.
Можно выделить следующие качества звуковых ощущений: сила, высота, тембр, длительность, темп и ритм. Но не все звуковые воздействия осоз-
* Заместитель декана факультета Повышения квалификации, методист.