акмеологически значимых качеств, с целью выработки собственной траектории достижения акме и самоосуществления для дальнейшего саморазвития.
Таким образом, теперь представляются важными и возможными целенаправленные целостные исследования дополнительных психологически обоснованных ресурсов оказания психологической помощи зрелым людям в процессе их акмеориентированного развития и саморазвития. Консультативная практика показывает, что в качестве такого ресурса уже выступает психологическое консультирование по проблемам жизненного пути, которое может быть эффективным, если будет строиться с гуманистических позиций, ориентироваться на акмеологизацию и основываться на актуализации акмеологической культуры личности взрослого человека.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. -М.: Академия, 2000. - 240 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в двух томах. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
3. Бодалёв A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 168 е.; Дергач A.A. Акмеология: учебник. - М.: «РАГС», 2004. - 301с.
4. Деркач A.A. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / A.A. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 496 с.
5. Деркач A.A. Амеология в вопросах и ответах: учеб. пособие / A.A. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 248 с.
6. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. - СПб., 2003. - 256 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
© Брюхова Н.Г.*
Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань
Статьей обозначается значимость развития живого индивидуального сознания в зрелом возрасте. В связи с этим анализируются различные
* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.
подходы к пониманию структуры сознания и самосознания. Анализируется феноменология уровней индивидуального сознания. Предлагаются пути сохранения и развития индивидуального сознания взрослого человека в формате индивидуального психологического консультирования по проблемам жизненного пути.
На данном этапе развития нашего общества, когда оно сильно нуждается в активно действующих людях, принимающих осознанные решения и несущих полную ответственность за свою личностную и профессиональную жизнедеятельность, чрезвычайно важной является проблема сохранения и развития индивидуального сознания личности зрелого человека. В этой связи профессионалами психологами и психологами-консультантами активно предпринимаются попытки по спасению как живого явления индивидуального сознания от наступления сознания массового человека [2].
В самом общем виде сознание есть «высший уровень психического отражения и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как общественно-историческому существу» [6, с. 620], при этом традиционно на протяжении многих лет наблюдается тенденция его отождествления с самосознанием, то есть с знанием субъекта о мире и своем месте в нем. В рамках психологии субъективности В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым сознание рассматривается как «интегральный способ бытия человека, проявляющийся в способности человека осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, актуального сознания, самосознания, рефлексивного сознания» [13, с. 372]. Авторами утверждается, что сознание человека является изначально включенным в практику его жизнедеятельности. Степени сознательности действий человека характеризуется соответственными уровнями их осознания. Слобод-чиков В.И. и Исаев Е.И., определив самосознание как осознание себя, как сознание своей самости, пишут о том, что сознание может выступать в качестве уровня самосознания, если оно понимается как отношение человека к миру.
Осухова Н.Г. вслед за Мухиной B.C. утверждает, что самосознание представляет собой универсальную, психологически значимую структуру, которая присуща каждому социализированному индивиду, состоит из пяти звеньев (имя собственное, притязание на признание, полоролевая (гендер-ная) идентификация, психологическое время личности, социально-нормативное пространство прав и обязанностей). Самосознание формируется в онтогенезе в предложенной B.C. Мухиной последовательности звеньев его структуры. Осуховой Н.Г. с Койфман М.В.был проведен теоретический анализ представлений о личности и ее развитии в концепциях Роджерса К. и Мэя Р. и контент-анализ текстов стенограмм их консультаций с точки зрения обращенности специалиста к структурным звеньям самосознания клиента. Учеными было выявлено, что концептуальные представления о лич-
ности и ее развитии, иа которые ориентируется психолог-консультант, определяют, каково будет содержание его вербальных обращений к клиенту и к каким звеньям самосознания они будет по преимуществу «адресованы» [11, с. 6-12].
В психологии зафиксированы различные подходы к пониманию структуры сознания. Зинченко В.П., вслед за Выготским Л.С. и Леонтьевым А.Н., исследуя проблемы структуры сознания, предлагает к рассмотрению двухслойную уровневую структуру сознания и четыре единицы его анализа (бытийно-деятельностный слой (чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия) и рефлексивно-созерцательный слой (значение и смысл)) [7].
По мнению 3. Фрейда, иерархичная структура сознания включает в себя подсознание, сознание, сверхсознание, при этом подсознание и сверхсознание входят в состав бессознательного. Петрушин C.B., руководствуясь в качестве основной модели психики трехуровневой психоаналитической моделью психики, наряду с бессознательным и цензурой как части бессознательного указывает сознание. Автор подчеркивает, что основной и единственной задачей сознания является обслуживание потребностей человека, а в числе важных моментов консультативного процесса указывает на то, что контакт психолога-консультанта и клиента «это не только встреча двух сознаний, но и двух бессознательных миров» [12].
Выражая по поводу структуры сознания 3. Фрейда свою позицию, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев пишут, что «сознательное и бессознательное - это не противоположности, а частные проявления «сознания вообще», где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное -арефлексивное сознание. Индивидуализированная форма «сознания вообще» - это структурированное, организованное самосознание» [13, с. 187]. Вот об индивидуальной форме сознания и пойдет наш дальнейший разговор.
Можно говорить о живом сознании, когда личность осознает себя, воспринимая мир как сложный и конфликтный, в котором окружающие не живут по его сценарию. Люди, характеризующиеся живым сознанием, не уходят от противоречий, принимают себя и других, а следовательно, несут ответственность за свою жизнь. Противоположным живому сознанию является сознание не живое, мертвое, выступающее как вариант отказа от психического развития. Мертвое сознание как психологическая смерть характеризуется, при наличии внешнего локус-контроля, отсутствием смысла жизни и перекладыванием ответственности за себя и свою жизнь на других. Специфической особенностью людей с мертвым сознанием является вера в идею-фикс, создание кумиров, желание сильной руки. Сочетание в жизнедеятельности людей живого и мертвого сознания всегда приводит к конфликтам.
Абрамова Г.С. акцентирует внимание на том, что психолог-консультант, сам являясь носителем живого или фантомного индивидуального
сознания, оказывая воздействие на другого человека, имеет дело тоже с живым или фантомным сознанием клиента, анализирует возможные логические варианты их взаимодействия и указывает на многократность их усложнения при взаимодействии с группой людей. Вследствие чего Г. С. Абрамовой утверждается, что процесс оказания психологической помощи в виде психологического консультирования психологом-консультантом (фан-томизированным сознание психолога-консультанта бывает вследствие шизоидной интоксикации психологической информацией) клиента представляется невозможным, если хотя бы один из его участников не является носителем живого сознания [1, с. 16-17]. Обсуждая только логически возможные варианты взаимодействия сознаний, обозначая общекультурные факторы, способствующие становлению, и факторы, препятствующие развитию живого индивидуального сознания, с которыми не может не считаться психолог-консультант в процессе оказания психологической помощи, Г. С. Абрамова пишет, что живое индивидуальное сознание есть жизнеутверждающее переживание собственной индивидуальности как ценности себя подобного другим людям.
Процесс психологического консультирования предполагает развитие психолога-консультанта в направлении совершенствования себя как человека, умеющего выстраивать субъект-субъектные отношения, основывающиеся на общечеловеческих нравственных ценностях, и создания психологом-консультантом условий для того, чтобы клиент развивался как личность, обладающая аналогичной способностью.
Так А. Маслоу вводит в место оппозиционных понятий «норма - патология» понятия - «вочеловеченность - недочеловечность» и утверждает, что невроз должен интерпретироваться в первую очередь как кризис человечности, как дефект личностного роста и ошибка в духовном развитии человека [8, с. 44]. Франкл В. отмечает, что интериоризация общечеловеческих ценностей представляется более предпочтительной для развития личности, нежели усвоение групповых ценностей или ценностей «региональной» субкультуры, и далее не двусмысленно пишет: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [14, с. 114]. Фромм Э.неоднократно подчеркивает, что «конструктивный путь удовлетворения потребности - это ассимиляция общечеловеческих ценностей, деструктивный путь - выработка системы ценностей, враждебной общечеловеческим смыслам, или их извращение» [15].
Слободчиков В.И. и Исаев Е.И., утверждая, что «человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества» [13, с. 335], определяют нравственность как личную форму этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро. Бодалев A.A., раскрывая содержание понятия «прогресс развития» в направ-
лении зрелости в первую очередь отмечает «изменения в мотивационной сфере человека, в которых сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности» [3, с. 43]. Братусь Б.С. настаивает на том, что приобщение человека именно к общечеловеческим нравственным ценностям является фактором гармонического развития личности [5, с. 21].
Отечественными авторами большое внимание уделяется такому нравственному этическому чувству [13, с. 200], такому одному из выражений нравственного самосознания личности [6, с. 618] как совесть. Так, В.И. Сло-бодчиков и Е.И. Исаев пишут, что «высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть» [13, с. 274] и что «именно пробуждение и развитие совести способствует психологической зрелости» [13, с. 277]. Красило А.И. как автор социально-гуманистического подхода к психологическому консультированию указывает на то, что процесс консультативной работы должен быть направлен на «восстановление созидательной направленности совести клиента» [10, с. 30], для этого психологом-консультантом должны предприниматься попытки поддержки активности развития клиента в направлении духовных ценностей, без которых человеку не доступна «роскошь человеческого общения» [10, с. 69].
В процессе психологического консультирования взрослых людей одним из основных аспектов развития индивидуального сознание клиента как зрелой личности является рассмотрение и анализ его жизненных проблем в контексте общечеловеческих ценностей.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М.: Академия, 1997. - 368 с.
2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. -М.: Академия, 2000. - 240 с.
3. Бодалёв A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта, 1998. - 168 с.
4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. -М.: Класс, 1997. - 336 с.
5. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Менеджер, 1994. - 60 с.
6. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1997. - 800 с.
7. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. - 1991. - № 2. - С. 27-30.
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 1997. - 430 с.
9. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность. - Екатеринбург: Ин-терфлай, 2007. - 1072 с.
10. Красило А.И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии. - Воронеж: МОДЭК, 2007. - 504 с.
11. Осухова Н.Г., Койфман М.В. Теоретическая позиция и практика: сопоставительный анализ двух подходов к консультированию // Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Астрахань, 16-17 октября 2009 г.). Т. 2 / Сост.: Н.Г. Брюхова, Е.А. Подосинни-кова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. - Астрахань: Астраханский университет, 2009. - С. 6-13.
12. Петрушин C.B. Мастерская психологического консультирования. -Казань: Речь, 2007. - 184 с.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
15. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989. - 272 с.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
© Величко Е.В.*
Уральский политехнический колледж Новоуральского технологического института (филиала) Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»,
г. Новоуральск
Каждая значительная историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образованности, воплощаемую в специфически присущем ей типе «образованного человека» [4, с. 121].
Сегодня образование, особенно профессиональное, должно быть ориентировано не только на всестороннее развитие обучаемого и его личностные запросы, но и учитывать потребности общества. В эпоху глобализации и новых производственных технологий целесообразно вводить в процесс подготовки студента различные педагогические методики и технологии, методы и приёмы обучения, формирующие профессиональную компетенцию будущего специалиста, среди которых наиболее перспективными, по моему мнению, являются модульное обучение и интегрированный и компетентностный подходы, позволяющие в совокупности моделировать современную систему подготовки специалиста [3, с. 28]. Достижение этой цели связано в настоящее время с использованием компетентностного подхода в образовании, формируемого «от результата»(«стандарт на выходе»), необходимого для осуществления подготовки конкурентоспособных
* Преподаватель кафедры Цикловой методической комиссии социально-гуманитарных дисциплин.