Научная статья на тему 'Мотивация достижения успеха в развитии самосознания психолога-консультанта'

Мотивация достижения успеха в развитии самосознания психолога-консультанта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюхова Н. Г.

В статье исследуются феноменологические особенности мотивации достижения успеха и самосознания психолога-консультанта как профессионала. Выявляется, что мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства выступает в качестве определенного фактора, обуславливающего развитие профессионального самосознания психолога-консультанта. Статьей указывается на то, что в контексте профессиональной деятельности психолога-консультанта его мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства должна в первую очередь конкретизироваться в мотивации к достижению сохранения и развития индивидуального живого сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брюхова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация достижения успеха в развитии самосознания психолога-консультанта»

МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА В РАЗВИТИИ САМОСОЗНАНИЯ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА

© Брюхова Н.Г.*

Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань

В статье исследуются феноменологические особенности мотивации достижения успеха и самосознания психолога-консультанта как профессионала. Выявляется, что мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства выступает в качестве определенного фактора, обуславливающего развитие профессионального самосознания психолога-консультанта. Статьей указывается на то, что в контексте профессиональной деятельности психолога-консультанта его мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства должна в первую очередь конкретизироваться в мотивации к достижению сохранения и развития индивидуального живого сознания.

Проблемы формирования и развития в процессе обучения и трудовой деятельности мотивации достижении и профессионального самосознания являются актуальными для их рассмотрения в связи с такими психологическими феноменами как успешность и компетентность в профессиональной трудовой деятельности, конкурентоспособность в условиях современного рынка и реализация профессиональной мобильности, развитие лич-ностно-интеллектуального потенциала и эмоционально-волевая саморегуляция. Значимой является и проблема выявления наличия влияния мотиваций к достижениям вообще и мотивации достижения успеха в частности на развитие самосознания психолога-консультанта как профессионала, то есть на развитие его профессионального самосознания.

Известно, что потребность в достижениях переживается человеком как стремление к успеху, представляющему собой разницу ме^ду прошлым уровнем исполнения и настоящим уровнем, - это соревнование с самим собой за успех, стремление к улучшению результатов любого дела, за которое берется человек. Она проявляется также в направленности на достижение дальних целей, в получении уникальных, оригинальных результатов, как в продукте деятельности, так и способах решения проблемы [3, с. 18-19]. Мотивация достижения, успеха стимулирует поиск человеком таких ситуаций, при которых мотивация становится потребностью в профессиональных достижениях, и конкретизируется в них. Безусловно, что в качестве такой ситуации в жизнедеятельности человека может и выступает его профессиональная деятельность.

* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.

Естественно, что развитие потребности в достижениях способствует личностному росту, максимальному использованию потенциальных возможностей в процессе определения собственного образа жизни и дальнейшей его реализации, и как следствие вызывает эффект облегчения жизнедеятельности, повышает эффективность в плане уменьшения затрат времени на достижение поставленной цели, положительно влияет на формирование, становление и развитие личности человека в целом и личности человека как профессионала в частности.

Потребностью нашего современного общества является формирова-ние и развитие психологически зрелых и целеустремленных профессионалов своего дела, несущих ответственность за осознанность и согласованность своей профессиональной деятельности. В связи с этим представляется важным исследование профессионального самосознания психологов-консультантов как профессионалов, призванных способствовать развитию самосознания вообще и профессионального самосознания людей, обращающихся за психологической помощью в форме психологического консультирования в частности. При этом психолог-консультант, будучи представителем помогающих профессий, должен сам характеризоваться высоким уровнем развития профессионального самосознания уже потому, что сразу сложно назвать такие же сферы профессиональной деятельности, в которых личностное самосознание и профессионально самосознание настолько обуславливали бы друг друга. Тем более что если самосознание, являясь результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми, то профессиональное самосознание, в нашем случае психолога-консультанта, - это проекция всех структурных компонентов самосознания на его профессиональную деятельность.

Профессиональное самосознание трактуется как особый феномен человеческой психики, обуславливающий саморегуляцию личности в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности [5]. Утверждается, что профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о себе как профессионале есть целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу [4].

Традиционно важным в структуре самосознания считается как осознание психических качеств, так и осознание особенностей личности. В профессиональном самосознании содержится понимание именно профессионально важных свойств и качеств, то есть тех, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности. Для разных профессий эти свойства и качества будут разными, а степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход и результативность выполнения деятельности.

Осухова Н.Г. вслед за Мухиной B.C. утверждает, что самосознание представляет собой универсальную, психологически значимую структуру, которая присуща каждому социализированному индивиду, состоит из пяти звеньев (имя собственное, притязание на признание, полоролевая (гендер-ная) идентификация, психологическое время личности, социально-нормативное пространство прав и обязанностей). Самосознание формируется в онтогенезе в предложенной B.C. Мухиной последовательности звеньев его структуры. Осуховой Н.Г. с Койфман М.В. был проведен теоретический анализ представлений о личности и ее развитии в концепциях К. Роджерса и Р. Мэя и контент-анализ текстов стенограмм их консультаций с точки зрения обращенности специалиста к структурным звеньям самосознания клиента. Учеными было выявлено, что концептуальные представления о личности и ее развитии, на которые ориентируется психолог-консультант, определяют, каково будет содержание его вербальных обращений к клиенту и к каким звеньям самосознания они будет по преимуществу «адресованы» [8, с. 6-12].

Профессиональное самосознание, профессиональная Я-концепция, включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества и носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил и традиций и присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека (например, такие профессионально важные качества как индивидуально-психологические свойства и отношения личности), которые определяют успешность его деятельности.

У психолога-консультанта в число таких характеристик входят уровень развития сознания, то есть уровень его живости, так как сознание может находиться на одном из трех уровней, называемых психологами, «живым», «фантомным» и «мертвым». Отмечу, что благодаря сознанию человеком формируется внутренняя модель внешнего мира и строится модель своей личности, себя как профессионала, вследствие чего становится возможным их познание и преобразование, и на этой основе построение взаимоотношения с другими людьми.

Абрамова Г.С. вслед за Зинченко В.П., Мамардашвили М.К., Флоренским П.П. отмечает, что индивидуальное, и особенно живое, сознание обладает уникальными свойствами» [1, с. 16], среди которых автор, прежде всего, выделят его целостность. «Живое сознание - оно единое, целое, поэтому оно обладает определенным (но не бесконечным!) запасом прочности к воздействию. Если этот запас прочности исчерпывается под влиянием воздействующей силы, сознание исчезает, или, разрушенное уже, не восстанавливается в прежнем виде, т.е. перестает быть живым. Такое сознание уже называется фантомным» [1, с. 16]. Фантом сознания как «причудливое видение, призрак, нечто несуществующее, нереальное, несбыточное» [9, с. 181] может фигурировать в жизнедеятельности человека как эпифеномен, то есть «по-

бочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния» [9, с. 181].

Можно говорить о живом сознании, когда личность осознает себя, воспринимая мир как сложный и конфликтный, в котором окружающие не живут по его сценарию. Люди, характеризующихся живым сознанием, придерживаясь логики своей индивидуальной жизни [2], не уходя от противоречий, принимают себя и других, а следовательно и несут ответственность за свою жизнь.

Фантомное сознание как иллюзорное состояние, характеризуется наличием в сознании множества стереотипов и психологических защит, влекущих за собой необдуманное и неосмысленное поведение. В иллюзорном состоянии фантомного сознания критерием поступков является поведение большинства, в качестве жизненной стратегии выступает потребность быть не хуже других, «быть как все». Мертвое сознание как психологическая смерть характеризуется, при наличии внешнего локус контроля, отсутствием смысла жизни и перекладыванием ответственности за себя и свою жизнь на других. Специфической особенностью людей с мертвым сознанием является вера в идею-фикс, создание кумиров, желание сильной руки. Утверждается, что сочетание в жизнедеятельности людей живого и мертвого сознания всегда приводит к конфликтам. Более того, Г. С. Абрамова проведя, обширный анализ научной литературу и на основе собственного консультативного опыта приходит к заключению о том, что процесс оказания психологической помощи в виде психологического консультирования психологом-консультантом клиентам представляется невозможным, если хотя бы один из его участником не является носителем живого сознания [1, с.15-20].

Москаленко О.В., исследуя сущность и выявляя особенности, обуславливающие развитие профессионального самосознания, в числе четырех генеральных факторов (профессиональное субъективно-ориентированное обучение, направленность личности на овладение данной профессией и оптимальный временной промежуток), прежде всего, указывает на необходимость наличия мотивации к достижению высокого уровня профессионального мастерства [6]. То есть мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства выступает в качестве определенного фактора, обуславливающего развитие профессионального самосознания. Соглашаясь с умозаключениями ученого, считаю, что в контексте профессиональной деятельности психолога-консультанта его мотивация к достижению высокого уровня профессионального мастерства должна в первую очередь конкретизироваться в мотивации к достижению сохранения и развития индивидуального живого сознания. Поэтому, в заключение, вслед за Н.Г. Осу-ховой, мне хотелось бы обратить внимание психологов-консультантов на необходимость соблюдения «правил, которые помогут психологу остаться живым» [7, с. 213-214], чтобы не сгореть на работе...

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997. - 368 с.

2. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.

3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учебное пособие. -М.: Ноосфера, 1999. - 272 с.

4. Елдышова O.A. Профессиональное самосознание как психологическая составляющая профессионального становления // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 7. - С. 101-102.

5. Маркова А.К. «Акме» в профессиональном развитии человека / A.A. Дергач, Акмеология: учебник. - М.: «РАГС», 2004. - С. 129-135.

6. Москаленко О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений. - 2000. - 264 с.

7. Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Осухова. - М.: Академия, 2005. - 288 с.

8. Осухова Н.Г., Койфман М.В. Теоретическая позиция и практика: сопоставительный анализ двух подходов к консультированию // Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Астрахань, 16-17 октября 2009 г.) / Сост.: Н.Г. Брюхова, Е.А. Подосинникова: отв. ред. Б.В. Кайго-родов. - Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2009. - Т. 2 - С. 6-13.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности: учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ личностных позиций ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

© Брюхова Н.Г.*

Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань

В статье выявляются и рассматриваются проблемы зрелости как наиболее продолжительный период онтогенеза. Акцентируется внима-

* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.