ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
© Брюхова Н.Г.*
Предпринимательский институт психологии и педагогики Астраханского государственного университета, г. Астрахань
В статье акцентируется внимание на необходимости личностного и профессионального развития психологов-консультантов. Личностно-профессиональное развитие анализируется в рамках акмеологии. На основе теоретического анализа выделяются и эмпирически исследуются психологические особенности психологов-консультантов с разными уровнями личностно-профессионального развития. Статья демонстрирует необходимость психологически обоснованного и согласованного личностного и профессионального развития психологов-консультантов.
В условиях социально-экономических реформ, сопровождаемых непрекращающимся системным кризисом в стране, особенно остро ощущается потребность в высококвалифицированных психологов-консультантов как компетентных специалистах по оказанию психологической помощи, от деятельности которых может существенно зависеть социальная стабильность в обществе.
В силу сегодняшней востребованности деятельности психологов-консультантов и ответственности, которую возлагает на них современное общество [4, с. 39-41], личностно-профессиональные особенности психологов-консультантов выступают важнейшим психологическим фактором успешности психоконсультационной работы. Миссия психологов-консультантов обуславливается особенностями согласованности их личностного и профессионального развития.
Личностно-профессиональное развитие широко исследуется в рамках акмеологии как науки изучающей особенности достижение акме [1, 2, 3, 6]. Мы вслед за А.А. Деркач, В.Г. Зазыкиным считаем, что «личностно-профес-сиональное развитие - это процесс развития личности (в широко понимании), преимущественно ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональные достижения, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий» [1, с. 227].
Нами было обозначено предположение о том, что личностно-профессио-нальное развитие у психологов-консультантов может быть обусловлен раз-
* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.
витием направленности их личности, особенностью оценки ими своих личностных свойств и качеств, ценностными ориентациями, проявленностью эмпатийных тенденций, особенностями утомляемости, поведения в конфликтных ситуациях. Проведенный анализ научной литературы показал, что проблема психологически обоснованного личностно-профессионального развития психологов-консультантов достаточно актуальна, однако мало разработана в современной науке.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплексный метод исследования, включающий различные аспекты: теоретический анализ психологической литературы по изучаемым проблемам -интерпретация научных данных, сравнительный анализ, обобщение, методы анкетирования и тестирования.
В эмпирическом исследовании приняли участие 62 психолога-консультанта Астраханской области. Использовались методика «Ценностные ориентации личности» М. Рокича, анкета «Определение направленности личности» Б.Басса, методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, метод «Измерения мотивации достижения», разработанный Ю.Орловы. Применялись тесты: «Определение индекса усталости» О.И. Жданова и «Поведение в ситуации конфликта» К. Томаса; методика «Самооценка своих профессионально значимых качеств» С.А. Будасси.
Распределение показателей выборки психологов-консультантов по критерию «уровень развития профессионализма» на основание показателей шкалы «направленность на дело» (анкета «Определение направленности личности» Б. Басса) выделить три группы психологов-консультантов: с низким, средним и высоким уровнем личностно-профессионального развития.
Сравнение средних показателей психологов-консультантов, характеризующихся разными уровнями личностно-профессионального развития, позволило выявить их следующие феноменологические психологические особенности. Так как показатели по шкалам «направленность на дело» (М = 0,245; М = 0,498; М = 0,835 - уровни развития по возрастающей соответственно), «мотивация достижений» (М = 0,252; М = 0,534; М = 0,662 - уровни развития по возрастающей соответственно), «эмпатия» (М = 0,214; М = 0,688; М = 0,893 - уровни развития по возрастающей соответственно), «сотрудничество» (М = 0,176; М = 0,421; М = 0,765 - уровни развития по возрастающей соответственно) с ростом уровня личностно-профессионального развития у психологов-консультантов возрастают. Можно утверждать, что у психологов-консультантов рост уровня личностно-профессионального развития соответствует увеличению развитости деловой направленности. То есть заинтересованности в решении психологических проблем, выполнении работы как можно лучше. У них увеличивается развитость мотивации достижения как стремление всегда достигать поставленных целей, эмпатии как
сопереживания, как умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, способности участников ситуации приходить к альтернативе, удовлетворяющей интересы обеих сторон (сотрудничество).
Это свидетельствует о том, что с увеличение личностно-профессиональ-ного развития психологи-консультанты становятся все более заинтересованными в решении деловых проблем, в выполнении работы как можно лучше, в ориентированности на деловое сотрудничество. У них все больше развивается способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Развивающаяся у них мотивация достижения как стремление всегда достигать поставленных целей оказывает все более плодотворное влияние на эффективность их деятельности. Так как у психологов-консультантов максимальный, высокий уровень эмпативных тенденций, то о них можно сказать следующее: они чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать.
Показатели по шкалам: «опустошенность» (М = 0,789; М = 0,456; М = = 0,167 - уровни развития по возрастающей соответственно), «избегание» (М = 0,865; М = 0,564; М = 0,238 - уровни развития по возрастающей соответственно) с ростом уровня личностно-профессионального развития у психологов-консультантов - убывают. Таким образом, у психологов-консультантов наименьшему уровню личностно-профессионального развития соответствует максимальная развитость опустошения (т.е. психологи-консультанты все больше характеризуются умением не доводить себя до усталости) и избегания конфликтов.
Рассмотрим показатели, полученные в результате проведенного корреляционного анализа показателей психологов-консультантов, характеризующихся разными уровнями личностно-профессионального развития (табл. 1).
У психологов-консультантов с низким уровнем личностно-профессионального развития показатели шкалы «направленность на дело» значимо коррелируют только с показателями шкал: направленность на себя (г = 0,345, р < 0,01), опустошенность (г = 0,450, р < 0,01), соревнование (г = 0,475, р < 0,01) и избегание (г = 0,249, р < 0,01) - положительно на высоком уровне значимости. А с показателями шкалы компромисс (г = -0,254, р < 0,05) -значимо отрицательно.
У психологов-консультантов со средним уровнем личностно-профессио-нального показатели шкалы «направленность на дело» коррелируют с показателями шкал: мотивации достижения (г = 0,452, р < 0,01), эмпатия (г = 0,347, р < 0,01), приспособление (г = 0,247, р < 0,01) и компромисс (г = 0,457, р < 0,01) - положительно на высоком уровне значимости; с показателями шкалы направленность на себя (г = -0,248, р < 0,05) и шкалы самооценка (г = -0,251, р < 0,05) - значимо отрицательно.
Таблица 1
Корреляционные связи показателей шкалы «направленность на дело» у психологов-консультантов, характеризующихся разными уровнями личностно-профессионального развития
№ Шкалы / Уровни развития НИЗКИИ СРЕДНИИ ВЫСОКИИ
1 Направленность на общение 0,345**
2 Направленность на себя 0,345** -0,248*
3 Мотивации достижения 0,452** 0,457**
4 Самооценка -0,251*
5 Опустошенность 0,450** -0,302*
6 Эмпатия 0,347** 0,475**
7 Соревнование 0,475**
8 Приспособление 0,247**
9 Компромисс -0,254* 0,457** 0,214**
10 Избегание 0,249** -0,341*
11 Сотрудничество 0,548**
Примечание: * Корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторон.).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторон.).
У психологов-консультантов с высоким уровнем личностно-профессио-нального развития показатели шкалы «направленность на дело» коррелируют с показателями шкал: направленность на общение (г = 0,345, р < 0,01), мотивации достижения (г = 0,457, р < 0,01), эмпатия (г = 0,475, р < 0,01), компромисс (г = 0,214, р < 0,01), сотрудничество (г = 0,548, р < 0,01) - положительно на высоком уровне значимости; с показателями шкалы опустошенность (г = -0,302, р < 0,05) и избегание (г = -0,341, р < 0,05) —значимо отрицательно.
Корреляционный анализ показателей психологов-консультантов, характеризующихся разными уровнями личностно-профессионального развития, свидетельствует о том, что у психологов-консультантов с ростом уровня личностно-профессионального развития увеличивается количество корреляционных взаимосвязей между шкалами, характеризующими их личност-но-профессиональное развитие. Это в свою очередь говорит о том, что у психологов-консультантов с ростом уровня личностно-профессионального развития психологов-консультантов личностно-профессиональное развитие становится все более согласованным.
Таким образом, нами обозначена необходимость психологически обоснованного личностно-профессионального развития психологов-консультантов [5]. Безусловным является и то, что, как отмечал В.А. Сухомлинский: «... следует начинать с элементарного, но вместе с тем и наитруднейшего -сформирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь ставить себя на место другого в самых разных ситуациях». И далее: «Глухой к другим людям - останется глухим к самому себе: ему будет недос-
тупно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков». Эти слова имеют непосредственное отношение к особенностям психологов-консультантов, к их личностно-профессиональному развитию.
Список литературы:
1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека / А.А. Бодалев, Л.А.Рудкевич. - М.: Флинта, 1998. - 167 с.
3. Бодалев А.А. Познание Человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / А.А. Бодалев, Н.А. Васина. -СПб.: Речь, 2005. - 324с.
4. Брюхова Н.Г. Аспекты профессионализма личности, осуществляющей деятельность в особых условиях // Тенденции развития научных исследований / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года. ООО «Компания «Миранда»». - К.: НАИРИ, 2011. - С. 39-41.
5. Брюхова Н.Г. Личностный аспект акме в психологическом консультировании по проблемам жизненного пути // Наука и современность - 2011: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 (11 марта 2011 года) / Под. общ. ред.С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ 2011. - С. 271-275.
6. Дергач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: МПСИ, 2004. - 285 с.
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
© Газизова Л.М.*
Предпринимательский институт психологии и педагогики Астраханского государственного университета, г. Астрахань
В статье автором освещаются психолого-акмеологические аспекты нравственного развития профессионала, анализируются различные подходы к пониманию профессионализации и «нравственного» в личности профессионала, а также структура «нравственного». Автором исследуются особенности нравственного самосознания личности профессионала. Статьей подчеркивается необходимость психолого-акмеоло-гического развития нравственного сознания личности профессионала.
* Студент кафедры Психологии развития, акмеологии.