Научная статья на тему 'Личностный аспект акме в психологическом консультировании по проблемам жизненного пути'

Личностный аспект акме в психологическом консультировании по проблемам жизненного пути Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брюхова Н. Г.

В статье выявляются и исследуются особенности личностного аспекта акме, и его обусловленность смыслом жизни и ее логикой. Статьей обозначается важность развития личностного аспекта акме. Подчеркивается необходимость и возможность развития личностного аспекта акме в процессе психологического консультирования по проблемам жизненного пути, которое должно основываться на актуализации акмеологической культуры личности взрослого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностный аспект акме в психологическом консультировании по проблемам жизненного пути»

ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ АКМЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПО ПРОБЛЕМАМ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

© Брюхова Н.Г.*

Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань

В статье выявляются и исследуются особенности личностного аспекта акме, и его обусловленность смыслом жизни и ее логикой. Статьей обозначается важность развития личностного аспекта акме. Подчеркивается необходимость и возможность развития личностного аспекта акме в процессе психологического консультирования по проблемам жизненного пути, которое должно основываться на актуализации ак-меологической куньтуры личности взрослого человека.

Актуальность исканий данной статьи обусловлена потребностью нашего общества в формировании и развитии психологически зрелых людей. От того, как мы будем осознавать смысл своей жизни, и нести за него и за его воплощение в жизнедеятельности личностную ответственность, насколько гармонично согласовывать свой и общественный жизненный путь, будет зависеть не только наше будущее, но и будущее наших детей и внуков.

Данным этапом развития нашего общества особым образом выделяет -ся значимость проблем особенностей осознания профессионалом смысла жизни в контексте психологической логики его жизненного пути [1]. Поэтому представляется важным исследование дополнительных ресурсов для оказания психологической помощи людям в процессе осознания и анализа ими смысла своей жизни.

В рамках психологического консультирования по проблемам жизненного пути в качестве такого ресурса могут выступать многие знания о смысле жизни и мировоззрении из отечественной и зарубежной психологии жизненного пути личности.

Рубинштейн С.Л., определяя личность как интегральную сущность, становление, формирование и развитие которой происходит в деятельности [8], указывал на то, что личность является субъектом жизни. По этому поводу A.A. Деркач и Е.В. Селезнева пишут, что человек как субъект своего жизненного пути, используя ценностно-смысловой способ его организации, двигаясь в направлении построения своей жизненной стратегии и к самосовершенствованию, оптимально регулирует и координирует события своей жизни, свои поступки и отношения на каждом этапе своей жизни. Че-

* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.

ловек как субъект своего жизненного пути стремится адекватно и согласованно разрешать противоречия, возникающие на его жизненном пути [6, с. 109].

«Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель» [9, с. 359]. «Смысл жизни - субъективного обобщения жизни по критериям ее подлинности-неподлинности и полноты самовыражения личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему» [4, с. 359].

Таким образом, смысл жизни человека как осознанный и обобщенный принцип его жизни, отражая и концепцию его жизни, и цель его жизни, выступает в качестве субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинности и полноты самовыражения личности от прошлого через настоящее к будущему.

В рамках психологии жизненного пути личности основой для смысла жизни является мировоззрение, которое, в свою очередь, представляет собой индивидуальную систему взглядов на мир, на место в нем человека, на отношение человека к самому себе и к окружающей его действительности. «Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним. Мировоззрение включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления» [9, с. 359].

В свое время Б.Г. Ананьев выдвинул тезис о необходимости разработки такого раздела единой научной теории индивидуально-психического развития как возрастная психология зрелости или взрослости [2, с. 3]. Уже тогда автором утверждалось, что мировоззренческие и научные идеи ак-меологического содержания относительно развития и самосовершенствования человека, полноты его самореализации в жизни, деятельности и творчестве являются такими же древними, как само научное знание о человеке. Акмеология, как таковая, предполагает и акмеологические исследования прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуальности.

Вслед за Б.Г. Ананьевым A.A. Бодалёв, выявляя характеристики и условия достижения вершин в развитии взрослого человека, освещает «объективные и субъективные условия и факторы, наличие которых позволяет человеку на определенном отрезке его жизненного пути выйти на вершину в своем развитии (достичь АКМЕ)» [3, с. 2]. «Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме» [3, с. 4]. Ананьевым Б.Г. и его последователям, по сути, четко указывается траектория прогрессивного развития человека, и, следовательно, надлежащая динамика акмеологических исследований: от индивида как сложившегося живого существа и стремящегося к становлению субъектом, а затем и личностью, которая, при должной специализации, может потенциально развиться так, чтобы проявлять себя высококлассным творческим профессионалом. Итак, по разумению авторов, проявлять себя как

квалифицированный творческий профессионал может только сформировавшаяся личность и особенно, когда речь идет о таком типе профессий (в зависимости от предмета труда) как «человек-человек», о связи акмеоло-гии с такими науками как психология, педагогика, социология.

В настоящее время весьма активно распространяется мнение о том, что акмеология - это наука о закономерностях развития профессионализма [7, с. 7]. Развернутое обоснование этому феномену дают A.A. Деркач и В.Г. Зазыкин. По их мнению, это связано с тем, что изучение личностного аспекта АКМЕ вызывает много проблем, так как для определения его содержания в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить и описать мировоззренческие позиции личностного аспекта АКМЕ, предварительно изложив соответствующие ему личностные стандарты и эталоны. Автор убежден в том, что «это неизбежно приведет к идеологизации акмеологии как науки», в основе которой в качестве эталона АКМЕ будет фигурировать очередной, по сути, созданный пропагандистской машиной мифологический образ. И он прав и неправ одновременно. Поскольку такие рассуждения, по факту, приводят к бесконтрольному (со всеми вытекающими последствиями), и поэтому наиболее опасному клонированию всевозможных мифологических образов в лице людей, объявляющих себя идеалами (в соответствии с собственно выдуманными критериями и стандартами), имеющих право «четко» и «непротиворечиво» определять и требовать частную мировоззренческую направленность и ориентированность акмеологического развития окружения. Справедливости ради надо сказать, что такие люди даже не утруждают себя созданием критериев и стандартов, которым они, естественно, полностью соответствуют. По их разумению, они просто есть идеальные, и все тут. Проблема заключается еще и в том, что гипотетический профессионал без мировоззренческой позиции вы -ступает в качестве «личности» лишенной логики индивидуального жизненного пути и, соответственно, лишенного его психологического обоснования.

Но вместе с тем отметим, что в рамках современной акмеологии утверждается, что перспективами акмеологии как науки является ее выход за рамки развития профессионализма [7, с. 49]. Акмеологии, чем дальше, тем сложнее будет уходить от темы «личностное АКМЕ». Это понимают современные лидеры акмеологического движения. Ведь аксиологически-гносео-логический статус акмеологии и ее общественно-гуманитарная природа обуславливают взаимосвязь акмеологии с такими науками как психология и педагогика, история и культурология, социология и экономика, экология и политология, служа социально-культурным пространством общественного бытия личности и ее профессиональной и экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности. Связь акмеологии с такой наукой как философия осуществляется не только по методологической линии, направляя научный поиск на определение акмеологического содержания ведущих методологических принципов, но и по мировоззренческой. То есть

философия уделяет пристальное внимание ценностным точкам отсчета в анализе акмеологической проблематики, задавая систему экзистенциальных, исторических, нравственных, культурологических и эстетических критериев (позволяющих точно определить, что является движением к АКМЕ, а что - нет). Мировоззренчески философия для акмеологии задает аксиологические, ценностные идеалы и праксиологические цели как реализуемые в реальной деятельности ценности. Считая, что в рамках системного подхода к исследованию личности человека без развития личностного аспекта АК-МЭ о достижении подлинных вершин говорить не приходится, сложно не согласиться со следующими рассуждениями A.A. Деркач и В.Г. Зазыкин. «Достижение АКМЕ возможно ведь не только в профессиональной деятельности. Немало выдающихся личностей, оставивших глубокий след в истории и повлиявших на мировоззрение людей, систему их отношений, давших отчетливые нравственные ориентиры и установки, по большому счету профессиональной деятельностью не занимались и профессиональную карьеру не делали» [6, с. 49].

Думаю, что именно поэтому, и особенно на данном этапе развития нашего общества, необходимо обращение более пристального внимания к проблемам нравственного совершенствования личности и формирования нравственного авторитета, ее душевного и духовного развития. Эта чрезвычайно сложная проблемы в принципе не может решаться без четкого определения мировоззренческой позиции акмеологии, а ее решение естественным, надеюсь, что эволюционным, а не революционным, образом приведет акмеологию к идеологической ориентации.

Для того чтобы акмеология перестала быть только наукой о профессионализме, чтобы она как наука приблизилась к тем изначальным идеям, которые были положены в ее основу, чтобы ее проблематика, предметное и объектное поле значительно расширились, и она приобрела новый научный статус, необходимы новые акмеологические исследования проблем индивидуальности человека. Думается, что одним из результатов таких поисков явится сформулированная и четко обозначенная психология жизненного пути акмеологии.

Обозначение важности развития личностного аспекта акме значимо еще и в связи с тем, что на современном этапе развития нашего общества, оно нуждается в людях, обладающих развитой акмеологической культурой. В психологическом консультировании по проблемам жизненного пути в процессе качественного преобразования клиентом себя, вследствие снятия субъективных психологических барьеров, отказа от давления только репродуктивных способов развития и саморазвития, переосмысления жизненных ожиданий возможно формирование акмеологической культуры личности [5, с. 40] клиента. В процессе психологического консультирования по проблемам жизненного пути может оказываться адекватная и эффективная помощь клиенту, находящемуся в поиске возможностей для развития

акмеологически значимых качеств, с целью выработки собственной траектории достижения акме и самоосуществления для дальнейшего саморазвития.

Таким образом, теперь представляются важными и возможными целенаправленные целостные исследования дополнительных психологически обоснованных ресурсов оказания психологической помощи зрелым людям в процессе их акмеориентированного развития и саморазвития. Консультативная практика показывает, что в качестве такого ресурса уже выступает психологическое консультирование по проблемам жизненного пути, которое может быть эффективным, если будет строиться с гуманистических позиций, ориентироваться на акмеологизацию и основываться на актуализации акмеологической культуры личности взрослого человека.

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. -М.: Академия, 2000. - 240 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в двух томах. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.

3. Бодалёв A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М.: Флинта; Наука, 1998. - 168 е.; Дергач A.A. Акмеология: учебник. - М.: «РАГС», 2004. - 301с.

4. Деркач A.A. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / A.A. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006. - 496 с.

5. Деркач A.A. Амеология в вопросах и ответах: учеб. пособие / A.A. Деркач, Е.В. Селезнева. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. - 248 с.

6. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб. - СПб., 2003. - 256 с.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА

© Брюхова Н.Г.*

Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань

Статьей обозначается значимость развития живого индивидуального сознания в зрелом возрасте. В связи с этим анализируются различные

* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.