Научная статья на тему 'Методологические подходы к изучению акмеологической компетенции преподавателя'

Методологические подходы к изучению акмеологической компетенции преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филонова Н. А.

В статье предпринята попытка рассмотрения методологических подходов к изучению акмеологической компетенции преподавателя. Дается характеристика различных теорий по данному вопросу. Предлагается интерпретация структуры и содержания акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа. Рассматриваются концептуальные основы процесса развития акмеологической компетенции преподавателя в виде психолого-акмеологической модели. Определена практическая значимость исследования в разработке психолого-акмеологический практикум «Акмеологические основы личностно-профессионального развития преподавателя».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филонова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к изучению акмеологической компетенции преподавателя»

дям, к живой и неживой природе, миру в целом). С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением [5].

Гармоничная личность в целом - это оптимально сбалансированная по большинству важнейших своих характеристик личность. У такого счастливого человека преобладают чувства меры, полноты жизни, спокойствия, ощущение интересности жизни. Он ставит себе сложные и подчас трудные задачи.

Таким образом, предотвращению эмоционального выгорания способствует гармонизация внутреннего состояния человека и как возможность таковой организации выступает психологическая культура, сохраняющая, в конечном итоге, профессиональное здоровье врача.

Список литературы:

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.

2. Гафарова Н.В. Роль личностных характеристик в формировании синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 60. - С. 42-47.

3. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры личности как ориентир современного образования // Педагогика. - 1997. - № 3.

4. Лэнгле А Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3-16.

5. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psychology-onli-ne.net/docs/papers1.html.

6. Сидоров П.А. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Медицинская газета. - 08.06.2005. - № 43. - Режим доступа: www.medgazeta.rusmedserv.com/2005/43/article_1322.html.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

© Филонова H.A.*

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж

В статье предпринята попытка рассмотрения методологических подходов к изучению акмеологической компетенции преподавателя. Дает-

* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук.

ся характеристика различных теорий по данному вопросу. Предлагается интерпретация структуры и содержания акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа. Рассматриваются концептуальные основы процесса развития акмеологической компетенции преподавателя в виде психолого-акмеологической модели. Определена практическая значимость исследования в разработке психо-лого-акмеологический практикум «Акмеологические основы личност-но-профессионального развития преподавателя».

Модернизация образования, потребность общества и самого преподавателя быть профессионально компетентным актуализируют проблему готовности преподавателя профессионального колледжа к личностному и профессиональному развитию (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, H.A. Коваль, И.П. Кузьмин, В.А. Маркелова, А.К. Маркова, М.И. Старов и др.). В связи с этим необходим поиск психолого-акмеологических путей оптимизации данного процесса в условиях постдипломного образования преподавателя, порождающий ситуации продуктивной самореализации всех субъектов образовательного процесса (E.H. Волкова, Б.С. Гершунский, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина и др.).

Имеющиеся достижения в области психологии, профессиональной педагогики и акмеологии не в полной мере используют существующую систему дополнительного профессионально-педагогического образования, которая все еще остается приверженной традиционным формам, методам и содержанию обучения зрелых преподавателей (Л.В. Абдалина, Э.Ф. Зеер, В.В. Кузнецов, И.П. Кузьмин, Л.В. Мозгарев, Т.Н. Прохорова и др.).

Решение данной проблемы заключается в том, чтобы не только изучить особенности личностно-профессионального развития преподавателя профессионального колледжа, исследовать акмеологическую компетенцию данного специалиста, но и разработать модель акме-ориентированно-го процесса ее развития. Подобные исследования необходимы и для обогащения психолого-акмеологической науки и практики.

Исследование проблемы развития акмеологической компетенции преподавателя подтверждает, что данная область научного знания только начинает оформляться и комплексные теоретико-прикладные исследования все еще остаются за пределами должного изучения (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, A.B. Хуторской и др.).

Тем не менее, имеется немало работ как отечественных, так и зарубежных ученых, глубоко раскрывающих различные профессиональные компетенции специалиста (A.A. Вербицкий, Н.И. Вьюнова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.А. Корсунский, А. Шелтон, С.Е. Шишов и др.), - образовательную компетенцию (A.B. Хуторской), аутопсихологическую компетенцию (Н.В. Кузьмина, Л. А. Степнова), развивающую компетенцию (Н.С. Толстоухова), акмеологическую компетенцию (Л.В. Абдалина) и др. При этом сущностная

характеристика понятия «акмеологическая компетенция преподавателя» все еще не изучена и не наполнена должным смыслом и содержанием; не выявлены психологические факторы, способствующие ее оптимальному развитию; не разработана модель ее совершенствования в условиях постдипломного образования преподавателя.

Особая роль в осмыслении понятия «акмеологическая компетенция преподавателя» принадлежит акмеологии, в рамках которой в методологическом, научно-практическом потенциале создаются концепции личностного и профессионального развития специалиста, работающего в различных сферах деятельности (A.A. Деркач, H.A. Коваль, Н.В. Кузьмина, О.В. Москаленко, Е.В. Селезнева, Л.А. Степнова и др.).

При всей значимости имеющихся исследований в них по-прежнему уделено недостаточное внимание вопросам владения и совершенствования преподавателем стратегиями и способами личностно-профессиональ-ного развития в сфере профессиональной деятельности. Это указывает на то, что объективно требуется всесторонний анализ феномена «акмеологическая компетенция преподавателя» высшей школы.

Несмотря на внимание исследователей к проблеме развития профессиональной компетентности и составляющих ее компетенций преподавателя, она еще недостаточно изучена. Возникают противоречия между:

- потребностью общества в преподавателе, готовом к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и отсутствием условий их достижения;

- исследованием личностно-профессионального развития как пси-холого-акмеологической проблемы и спецификой ее решения в системе постдипломного образования преподавателя;

- потребностью преподавателя быть компетентным в вопросах личностно-профессионального развития, достижениях и невладение им стратегиями и способами самопознания, самовыражения, самосовершенствования и самореализации.

В связи с отмеченными противоречиями существует проблема развития акмеологической компетенции преподавателя, которая проявляется в том, что данная компетенция преподавателя профессионального колледжа пока еще остается «слабым звеном» в процессе его личностного и профессионального развития: недостаточно изучены и систематизированы методологические подходы к ее исследованию; не выявлены компоненты, критерии и уровни проявления акмеологической компетенции преподавателя; не выявлены психологические факторы ее развития в условиях постдипломного профессионального образования. Тем самым ограничиваются развивающие возможности и снижается качество профессионально-образовательного процесса в колледже.

Методологическую основу исследования акмеологической компетенции преподавателя составили: фундаментальные идеи и принципы психо-

логии - единства сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), детерминизма и развития (Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев, С.Л. Рубинштейн и др.); подходы - системный (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин и др.); личностный (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, В.И. Слободчиков и др.); субъектный (Г.И. Аксенова, В.А. Брушлинский, A.C. Огнев, В.А. Петровский, В.А. Сла-стенин и др.); деятельностный (Е.М. Иванова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.); гуманистический (Д.А. Белухин, C.B. Куль-невич, А. Маслоу, К. Роджерс, И.А. Якиманская и др.); акмеологический (A.A. Бодалев, A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, H.A. Коваль, Н.В. Кузьмина и др.).

Теоретическим основанием исследования служили: теории развития профессионала (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.С. Пряжни-ков, Е.В. Селезнева и др.); положения психологии развития (А.Г. Асмолов, И.В. Дубровина, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, A.A. Реан и др.); достижения ак-меологии (A.A. Деркач, В.Г. Зазыкин, H.A. Коваль, О.В. Москаленко и др.); научные принципы профессиографического и акмеграфического подходов (В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.); концептуальные идеи в области исследования психологических и акмеологических стратегий (К.А. Абульханова-Славская, И.А. Зимняя, В.В. Игнатова, B.C. Нурга-леев, М.Л. Хуторная и др.).

В ходе исследования уточнено понятие «акмеологическая компетенция преподавателя», которая представляет собой уровень владения преподавателем стратегиями и способами личностно-профессионального развития, обеспечивающий ему наиболее полную самореализацию в профессиональной сфере и жизнедеятельности.

Выявлены основные компоненты акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа - рефлексивный, проективный, когнитивный, операциональный, организаторский, коммуникативный, раскрывающие уровень владения им стратегиями и способами личностно-профессионального развития.

Определены критерии акмеологической компетенции преподавателя, а именно: созидательность и гуманизм, проницательность и стратегичность, гибкость и продуктивность мышления, технологичность и творчество, коммуникативность и открытость, активность и ответственность, а также уровни ее проявления - репродуктивный, рационализирующий, творческий.

Найдены психологические факторы акмеологической компетенции преподавателя, включая самообразование, карьерность, прогностичность, инновационность, профессиональное взаимодействие, выступающие движущей силой личностно-профессионального развития преподавателя.

Разработаны концептуальные основы процесса развития акмеологической компетенции преподавателя профессионального колледжа в виде психолого-акмеологической модели.

Теоретическая значимость заключается в доказательстве того, что акмеологическая компетенция преподавателя развивается за счет овладения им стратегиями и способами личностно-профессионального развития с учетом влияния психологических факторов. Систематизированны в рамках исследования стратегии и способы личностно-профессионального развития преподавателя: самооценивания, самоотношения, эффективного самоконтроля; прогнозирования, целеполагания, целеосуществления; анализа сильных и слабых сторон, преодоления препятствий в профессиональной деятельности, овладения профессиональной информацией; анализа способности преподавателя к личностно-профессиональному развитию, внедрения инновационных способов и приемов личностно-профессионального развития, реализации само-процессов; самомобилизации, самоуправления, обогащения и наращивания преподавателем своего потенциала; перцептивного восприятия, конструктивного взаимодействия в профессиональной среде, создания зоны успеха в социальных контактах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы при разработке комплексных программ и психолого-акмеологических семинаров-тренингов в работе с преподавателями, ориентированными на личностно-профессиональное развитие и самореализацию.

Разработан психолого-акмеологический практикум «Акмеологические основы личностно-профессионального развития преподавателя» с целью совершенствования акмеологической компетенции, включающий диагностический, аналитический, преобразующий, творческий этапы работы, который может быть внедрен в практику модернизации постдипломного образования преподавателей.

Материалы диссертации могут быть использованы при организации обучения в системе повышения квалификации преподавателей, при чтении курсов лекций в вузах, при проведении психолого-педагогических чтений, психологического консультирования в учреждениях среднего профессионального образования.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. - М.: Флинт; Наука, 1998. - 168 с.

3. Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Кн. 4. Развитие ценностной сферы профессионала. - М.: РАГС, 2001. - 483 с.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, A.A. Реан. - СПб.: Речь; Рыбинск: Дело, 1993. - 134 с.

7. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Макарова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.

8. Хуторской A.B. Педагогическая инноватика / A.B. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

© Шмидт М.А.*

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

В статье представлена структура профессиональной направленности. Выделены компоненты, по которым представлен процесс развития профессиональной направленности личности студентов гуманитарного и технического профиля в общей выборке, без учета осваиваемого студентами профиля. Сделаны выводы о тенденциях развития профессиональной направленности личности студентов.

В докладе рабочей группы совета при президенте российской федерации по науке, технологиям и образованию «Школа-2020, какой мы ее видим?» за 2008 г., обозначается, что «современное состояние школы не соответствует уровню общественных ожиданий и поставленных государством задач. Наблюдается и снижение мотивации к обучению и преподаванию, и отставание школьных образовательных стандартов...» [1]. Современному обществу, утверждают докладчики, необходимо обучить и воспитать «мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите ее национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении пассивности и социальной апатии» - все это должно стать основной миссией российской школы [1]. В ряду проблем российского образования заявленная проблема поднимается и высшей школе. В одной из публикаций нами отмечалось, что перед образовательным учреждением

* Преподаватель, председатель предметной (цикловой) комиссии «Социальная педагогика» Красноярского педагогического колледжа № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.