Методологические основы создания акмеологического пространства становления профессиональной идентичности студентов Брестер И. В.
Брестер Ирина Викторовна /Brester Irina Victorovna - аспирант, кафедра организационной и общей психологии, институт психологии,
Калужский государственный университет, педагог-психолог,
Калужский аграрный колледж, г. Калуга
Аннотация: в статье разведены понятия «акмеологическое пространство» и «образовательное пространство». Представлены взгляды отечественных исследователей по проблематике создания акмеологического пространства и развивающей образовательной среды. Дано определение понятию «профессиональная идентичность». Рассмотрены методологические аспекты создания акмеологического пространства становления профессиональной идентичности студентов.
Abstract: article diluted the concept of «akmeological space» and «educational space». Presents the views of local researchers on developing akmeological space and developing educational environment. The definition of the concept of «professional identity». The methodological aspects of space akmeological formation of professional identity of students were considered.
Ключевые слова: акмеологическое пространство, образовательное пространство, образовательная среда, профессиональное самосознание, профессиональная идентичность, образ Я-профессионала.
Keywords: akmeological space, educational space, educational environment, professional self-consciousness, professional identity, self-image of a professional.
Понятие «акмеологическое пространство», которое выделилось в рамках акмеологии, в современной науке рассматривается и за ее пределами. При изучении акмеологического пространства используются смежные понятия, такие как акмеологическая среда, образовательное пространство, развивающая образовательная среда, что позволяет исследовать данный феномен в русле педагогики, педагогической психологии, возрастной психологии и психологии развития.
В работах А. А. Деркача, Н. В. Соловьевой, И. О. Соловьева описана проблема создания акмеологической среды. Ряд авторов (К. А. Абульханова-Славская, С. А. Анисимов, А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов) рассматривает особенности достижения акме - наивысших вершин профессионализма в профессиональной деятельности.
Соотношение акмеологических и психологических условий и факторов личностно-профессионального развития в трудовой деятельности изучалось А. А. Бодалевым, В. Г. Зазыкиным, Н. В. Кузьминой.
Понятие «образовательное пространство» в научной литературе представлено в работах А. В. Шумаковой, В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюка, Л. В. Левчука, Г. М. Щевелевой.
Исследованием образовательного пространства в качестве образовательной среды занимались Т. Ф. Борисова, А. А. Вербицкий, С. Д. Дерябо, Н. М. Девятков, Г. А. Ковалев, Н. В. Соловьева, Ю. Г. Фокин, В. А. Ясвин. Пространство личностного саморазвития изучали Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, К. Я. Вазина, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, Б. Д. Эльконин.
Ряд исследователей (Е. В. Бондаревская, С. К. Бондырева, Н. М. Борытко, А. Я. Данилюк, А. В. Хуторской) в своих работах обращается к понятию «образовательное пространство» и предпринимает попытки его научного обоснования. Образовательное пространство рассматривается ими как социальнопедагогический феномен [6], отражающий территориальный аспект организации деятельности различных образовательных систем [2], обеспечивающий формирование у будущих специалистов полифункциональных профессиональных знаний в единстве с практическим опытом; порождающий множество отношений и связей в сфере педагогической деятельности; способствующий осознанию субъектами образования профессионально значимого социального опыта, задаваемого образовательным окружением.
Понятие «акмеологическое пространство» не является в полной мере тождественным понятию «образовательное пространство», поскольку включает не только объективную (физическую), но и субъективную (психическую) реальность, порождаемую субъектами взаимодействия, преломляемую через их индивидуальный психический опыт.
Таким образом, акмеологическое пространство определяется как развивающее пространство образовательной среды, в котором разворачиваются векторы личностно-профессионального развития субъектов образования.
Таким образом, приоритетной задачей создания акмеологического пространства, по мнению А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, А. К. Марковой, является обеспечение всесторонней подготовки профессионального становления будущего специалиста [4, 5].
В своих работах Е. К. Фоминых отмечает, что студенчество является специфической общностью людей, объединенных учебно-профессиональной деятельностью как системообразующим фактором [9].
Основными векторами личностно-профессионального развития в студенческом возрасте являются: психологическая готовность к самореализации, наличие профессиональных намерений, реализация и коррекция профессиональных планов и т. д. Все это определяется общим понятием - профессиональное самосознание, которое представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности.
Ведущим механизмом развития профессионального самосознания является становление профессиональной идентичности студента.
Л. Б. Шнейдер [3] определяет профессиональную идентичность как категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. Согласно данному определению, развитие профессиональной идентичности невозможно вне условий той или иной профессии, той или иной профессиональной подготовки [7].
В свою очередь Ю. П. Поваренков рассматривает профессиональную идентичность как принятие индивидом на психологическом и социальном уровнях профессиональных ценностных позиций, нормативных для данного профессионального пространства. В рамках данного определения профессиональная идентичность обозначается как субъективный критерий профессионального развития [8].
В данной работе под профессиональной идентичностью понимается устойчивый образ Я-профессионала как результат сформированной системы профессиональных установок и ценностей, который проявляется в следующих компонентах: когнитивном, аффективном, деятельностном и рефлексивном. Данная позиция соотносится с взглядами Э. Ф. Зеера [1], который определяет профессиональную идентичность как «профессиональный Я-образ, включающий стереотипы и уникальность собственного Я; как осознание своей тождественности с профессиональным образом Я».
Становление профессиональной идентичности студентов возможно при условии разворачивания векторов их личностно-профессионального развития. Для этого необходимо создание акмеологического пространства, внутри которого будет происходить разворот.
Литература
1. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -C. 324.
2. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства / С. К. Бондырева: избр. труды. - М.: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. - 352 с.
3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. - М.: МОСУ, 2001 г. - 272 с.
4. Деркач А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностнопрофессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология, 2012, № 4. - С. 11-17.
5. Зазыкин В. Г. Особенности изучения акмеологического объекта и работы с ним // Акмеология, 2012, № 3. - С. 20-26.
6. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2009. № 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения 29.03.2015 г.).
7. Кулезнева И. Н. Развитие профессиональной идентичности студентов в условиях среднего профессионального образования. Библиотека диссертаций и авторефератов России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dsUb.net/_(дата обращения 29.03.2015 г.).
8. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 2 // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3 (17). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения 29.03.15 г.).
9. Фоминых Е. К. Психолого-акмеологическое сопровождение продуктивного личностного самоопределения субъекта образовательной деятельности // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2009. № 5-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения 25.03.2015 г.).