Научная статья на тему 'Современные задачи акмеологии как метанауки и метапрактики'

Современные задачи акмеологии как метанауки и метапрактики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2324
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

В статье рассматривается акмеология как новая по своему типу наука, объединяющая методологию и теорию, разработку методов и технологий, обеспечивающих реальное совершенствование человека, достижение им акме-вершины своей жизни и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные задачи акмеологии как метанауки и метапрактики»

СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ АКМЕОЛОГИИ КАК МЕТАНАУКИ И МЕТАПРАКТИКИ

A.A. ДЕРКАЧ

Кафедра акмеологии и и психологии профессиональной деятельности Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации Пр. Вернадского, 84, 119606 Москва, Россия

В статье рассматривается акмеология как новая по своему типу наука, объединяющая методологию и теорию, разработку методов и технологий, обеспечивающих реальное совершенствование человека, достижение им акме-вершины своей жизни и развития.

Возникновение акмеологии знаменует смену парадигмы в развитии целого ряда наук, в научном мировоззрении и социальной практике - осуществляется переход от рассмотрения человека как некоторой производной общественных явлений к его пониманию как субъекта, личности, способной решать личные и общественно значимые проблемы.

Методология акмеологии опирается на совокупность идей о ценности человека и его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию.

Общим для мировой и отечественной психологии обстоятельством, которое создало конкретную почву для акмеологических исследований, явилось перемещение проблемы совершенствования отдельной личности в область ее изучения в контексте жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Н.И. Рыбников, Ш. Бюлер, А. Маслоу и др.). Б.Г. Ананьев разрабатывал проблему человека как комплексную, стремясь выявить закономерности, этапы и взаимосвязи разных составляющих жизненного цикла человека. C.JI. Рубинштейн в философско-психологическом труде «Человек и мир» выдвинул проблему субъекта жизни как особого качества человека, связанного с его совершенствованием, способностью идти «по восходящей», ценностным отношением к другому человеку.

Периодом наиболее интенсивной разработки категории субъекта в философии (В.А. Лекторский), психологии (К.А. Абульханова, A.B. Брушлин-ский), этике (О.Г. Дробницкий), началом осмысления идей гуманистической и социальной психологии (Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Б.С. Братусь, А.И. Донцов, Л.А. Петровская и др.), периодом становления психологии развития (И.А. Зимняя, Н.Д. Никандров, Д.И. Фельдштейн и др.) были семи-

десятые годы XX в. Ананьевская линия получила свое развитие уже в собственно акмеологических положениях концепции Н.В. Кузьминой, которая раскрыла акмеологическое основание продуктивности деятельности, профессионализма и профессионального творчества. В работах A.A. Бодалева, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, наших исследованиях заложен фундамент акмеологических знаний. Свое дальнейшее развитие акмеология получает в трудах К.А. Абульхановой, О.С. Анисимова, С.А. Анисимова, В.Г. Асеева, A.C. Гусевой, В.Г. Зазыкина, Л.Г. Лаптева, А.К. Марковой, В.Г. Михайловского, А.Ю. Панасюка, A.A. Реана, И.Н. Семенова, Ю.В. Синягина, А.П. Сит-никова, С.Ю. Степанова, Е.А. Яблоковой и многих других.

Акмеология выделилась в самостоятельную науку, практически доказав свою значимость для решения современных социальных, кадровых, профессиональных, образовательных, педагогических и других проблем.

Акмеология - совершенно новая по своему типу наука, объединяющая методологию и теорию, исследования и разработку методов и - одновременно - осуществляющая разработку технологий, способов, практик, которые обеспечивают реальное совершенствование человека.

Своеобразным социальным заказом для развития акмеологии как науки о ценности личности, о ее совершенствовании и способности высоко эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью стала острая социальная ситуация в обществе. Перед личностью возникли сложные проблемы, для которых не существует готовых решений. Личность должна проявлять способность действовать в условиях высокой неопределенности, риска, способность мыслить и действовать, что возможно, только если человек достиг в своем развитии высшего уровня.

Таким образом, цель акмеологии - совершенствование человека, достижение им акме-вершин своей жизни и развития.

В соответствии с целью выделяются объект и предмет акмеологии. В широком понимании объектом акмеологии является развивающаяся личность на ступени зрелости, а предметом - объективные и субъективные факторы, содействующие или препятствующие прогрессивному развитию зрелой личности, а также закономерности, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени развития человека, его акме.

Ступень зрелости, вершина зрелости - акме - это многомерное состояние человека, которое охватывает определенный период его развития, характеризует, насколько он состоялся как целостность. При этом имеются в виду достижения в развитии. Так как развитие личности, раскрытие ее творческого потенциала наиболее активно происходит в профессиональной деятельности, современная акмеология сосредоточилась на исследовании проблем становления и развития человека как профессионала в различных сферах деятельности.

На нынешнем этапе развития акмеологии ее объектом является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях.

Предмет современной акмеологии - процесс достижения вершины мастерства в профессии, максимальной творческой самореализации специалиста и достижения высшей жизненной самореализации в зрелом возрасте, т. е. это включенная в жизненный путь профессиональная жизнь и деятельность человека. Реализуя на своем рабочем месте профессиональные функции, специалист оказывается включенным в систему отношений, которая по своей широте, интенсивности и уровню может значительно отличаться от привычной для него рабочей обстановки. Являясь субъектом профессиональной деятельности, специалист одновременно выступает и субъектом жизнедеятельности. Если принять во внимание эпигенетический принцип, то понятие «жизнедеятельность» по отношению к понятию «профессиональная деятельность» является не только более широким по объему, но и предшествующим ему по времени в плане приобретения специалистом личного опыта.

Выступая основанием для рассмотрения профессионала во всем многообразии его взаимосвязей с миром, акмеологический подход предполагает в качестве обязательного условия исследование личности специалиста прежде всего как активного субъекта деятельности, который не выступает пассивной «жертвой обстоятельств», своего окружения, микро- и макросоциума, а активно ищет и создает условия успешной самореализации, решения возникающих и поставленных им самим задач.

Акмеология рассматривает проблемы развития профессионала в контексте субъектно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.). В этом подходе воплощена парадигма акмеологии: если общее понимание субъекта дает личности ориентацию на идеал, то конкретное понимание раскрывает акмеологические механизмы реального достижения оптимума в профессии и в жизни в целом, принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие субъекту.

Категория субъекта раскрывает смысложизненные и побудительно-смысловые качества личности: инициативу и акмеологические резервы. При этом резервы выступают одновременно как комплексный регулятивный механизм деятельности и как особое качество личности. Акмеологические резервы гарантируют личности сохранение определенного уровня и качества деятельности на протяжении какого-то времени. Процесс реализации акмео-логических резервов профессионала проходит как личностно-профес-сиональное развитие, а его результатом является достижение профессионализма. Акмеология как наука и практика должна содействовать не случайному, стихийному, а разумному «использованию» человеком своих акмео-логических резервов, открыть путь и мотивацию полноценной самореализации.

Об акмеологии можно говорить как о науке, находящейся на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Первичность акмеологии по отношению к уже сложившимся наукам о человеке заключается в том, что она исследует весь жизненный путь человека. Это позволяет синтезировать накопленные ряды факторов из области генетики, физиоло-

гии, медицины, всех отраслей психологии, педагогики, геронтологии, философии, социологии и выявить «пересечение» жизненной и профессиональной вершин, установить новые закономерности профессиональной «судьбы» человека; на основании этих закономерностей моделировать рациональные технологии деятельности и обучать им профессионалов, будущих и настоящих, формируя и перестраивая их профессиональное мышление.

Опираясь на сравнения, акмеология исследует реальность, в которой имеются специалисты разных уровней профессионализма и эффективности деятельности: отличные, хорошие и посредственные учителя, врачи, инженеры, техники, рабочие, деканы, ректоры, учащиеся, исследователи и др. При этом она стремится ответить на следующие вопросы: что отличает способы решения учебно-познавательных или профессиональных задач специалистами разной степени продуктивности? За счет каких факторов (почему) им удается решать задачи на том или ином уровне продуктивности? Это и позволяет выявить новые объективные закономерности.

Акмеология обобщает достижения смежных наук: в философии и теории познания, социологии, психологии (общей, дифференцированной, педагогической), психологии труда (педагогического, медицинского, инженерного, военного и т. д.), педагогики высшей школы и той специальной области знаний, которую человек использует при решении профессиональных задач. Само ее появление связано с возможностями сбора и обработки первичных материалов исследования, обучения, совершенствования и коррекции профессиональной деятельности с помощью ЭВМ.

Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма [1] и творчества [2] характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

Сформированные методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разработанные практически ориентированные акмеологические технологии позволили встроить акмеологию в систему современных наук, конституировать ее категориально методологически как науку, выявить конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания, обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.

Конкретным акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная (И.Н. Семенов) [3].

Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, акмеология, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их статистической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионализма и т. п.) имеет место апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психофизиологии труда.

Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой - в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины.

Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой. Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и далее - к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентация - это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, акмеология взаимосвязана с техническими дисциплинами не напрямую, а опосредована, в частности, эргономикой [4], которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.). С другой стороны, необходимо учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например в форме психотехники и игротехники [5], инноватики [6] и рефлексики, так и гуманитаризации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т. п.). Современная праксиология Т. Котарбиньского (как и ее предшественницы - тектология А. Богданова, научная организация производства Р. Тейлора и др.) стремится выделить позитивные принципы не только с позиций общей теории систем - биологических, социальных, психологических, технических (Л. Берталанфи, А. Малиновская, Э. Юдин и др.), но и с учетом данных человекознания (Б. Ананьев, В. Несмелое, А. Печчеи, Т. де Шарден, И. Фролов и др.) и обществознания.

Проведение конкретных исследований специфическими для акмеоло-гии методами носит комплексный, междисциплинарный характер, ибо предполагает системное использование знаний, полученных в смежных с ней науках о человеке как традиционных (философии, генетике, экологии, культурологии, педагогике), так и недавно возникших (эргономике, эвристике, рефлексике и др.).

В акмеологическом плане в качестве системообразующего фактора интеграции указанных типов научных знаний выступает тот их аспект, который определяет возможности их конструктивного использования в качестве «зна-ниевых средств» решения важнейшей практической задачи культивирования человеком своего профессионализма вплоть до его высших, собственно «ак-ме-форм», которые подлежат дальнейшей трансляции в культуре.

Как конкретная научная дисциплина акмеология характеризуется тем, что она в плане:

- онтологическом охватывает такую сферу человеческой реальности (становление вершин профессионализма), которая специально не рассматривается другими областями человековедения и, тем самым, в своей специфически акмеологической сущности, не может быть чисто теоретически или эмпирически охарактеризована путем простого истолкования и последующей интеграции знаний из смежных с акмеологией наук;

- гносеологическом познает собственно акмеологический аспект человеческой реальности специфическими для себя методами, представляющими собой технологии как проведения экспериментальных и эмпирических исследований, так и внедрения их результатов в социальную практику в виде соответствующих приемов саморазвития профессионализма и его формирования у партнеров по профессиональной деятельности;

- аксиологическом выражает собой ту ценность, согласно которой одной из целей жизни человека в современном технологизированном обществе является его направленность на достижение вершин профессионализма;

-методологическом представляет собой новую самостоятельную научную дисциплину: междисциплинарную по своему происхождению, комплексную по форме существования, системную по способу организации знания, фундаментальную по общенаучным параметрам и прикладную по практической направленности своих технологических разработок.

При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации.

Возрастной аспект направлен на диагностику задатков средствами педологии (педагогики детей и юношей), андрогогики («педагогики» взрослых, в т. ч. студентов и профессионалов) и геронтологии («педагогики» ветеранов труда).

Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования.

Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профес-

сиональной пригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.

Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.

Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося Я и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

В центре акмеологического знания находится Человек как реальный носитель социальных ценностей, собственного опыта и своего акме. В соответствии с этим определяется взаимосвязанная совокупность теоретических, исследовательских и практических задач акмеологии как метанауки и ме-тапрактики.

Эти задачи по своему характеру отличаются от решаемых рядом других наук. Прежде всего, в психологии, да и во многих естественных науках, практика служит лишь способом реализации результатов исследований, их так называемым внедрением. В акмеологии практика обеспечивает достижение целей совершенствования человека и оптимизации его профессиональной деятельности. Задачи практических разработок отвечают на вопрос, как содействовать этим процессам. Поэтому технология составляет неотделимую составляющую предмета акмеологии. В этом состоит значительная науковедческая особенность акмеологии. Среди гуманитарных наук столь тесную связь теоретических и практических задач имеет, пожалуй, только педагогика. Однако в отличие от педагогики акмеология накопила в своем арсенале огромное количество не только исследовательских, но именно практических методов-тренингов, консультативных, рефлексивных и других практик, которые в целом обеспечивают решение глобальной задачи акмеологического содействия: оптимизации развития личности, профессионализма, использования наличного и выработки новых потенциалов человека.

Акмеология всесторонне освещает особенности важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и выявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И, конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний «физического» и «духовного» в человеке.

Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На зрелость «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят

ядро его личности, и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым. При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровнях.

Поэтому следующая задача акмеологии состоит в выяснении характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном и младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности. Желаемый их уровень во всех отношениях способствует успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости. И напротив, их дефицит определяет многие жизненные проблемы. Здесь, безусловно, сказывается обусловленность формирования макрохарактеристик человека социальными, природно-климатическими и другими общими и частными обстоятельствами его жизни.

На этом направлении акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.), природных и иных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях проявить себя на ступенях зрелости. При этом следует помнить, что, проходя эту ступень, человек переживает и взлеты, и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным особенностям, и к характеристикам в разных видах его деятельности, и ко всем его проявлениям как индивидуальности.

Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при контакте с окружающей действительностью, в опыте общения и при выполнении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных «скачков» бывает несколько, у других - всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма.

Этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его акме, его вершина. Насколько высокой оказывается эта «вершина», насколько она содержательно многогранна и богата, настолько личностно и социально значимы, новаторски оригинальны результаты всех его деяний. Это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего акме, от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуаций, в которые он попадал, поднявшись и нахо-

дясь на ступени зрелости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели его акме определяются тем, какой сформировался у него кругозор, общий и специальный интеллект, нравственное ядро, насколько развились способности творца.

Люди значительно отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. Их акме, оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят по всем взаимосвязанным макрохарактеристикам и как индивиды, и как личности и субъекты деятельности, и как неповторимые индивидуальности.

Таким образом, вырисовывается ключевая задача, которую призвана решать акмеология: это научное освещение феномена акме, объективирование в нем общего и самобытного у разных людей; прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное акме действительно состоялось.

Акмеология берет на себя ответственность опровергнуть утвердившийся «бессубъектный» подход, согласно которому в познании, деятельности, общении человек предстает абстрактно. Акмеологическая концепция субъекта исходит из двух положений - понимания субъекта как специфического способа организации (качественной определенности человека, как целостной системы) и понимания сущности субъекта через связанность не только с гармонией, упорядоченностью, целостностью, но и с разрешением имеющихся противоречий. Не требует доказательства, что порожденная социальными, техническими, природными условиями ситуация вызывает огромные противоречия в самом субъекте и его жизненной стратегии.

Проблемы акмеологии в связи с этим как интегративной науки и практики связаны с новым пониманием субъекта жизнедеятельности, которое видится складывающимся из природных, психических, личностных условий функционирования, с одной стороны, социальных (во всей конкретности этого понятия) условий, с другой, и способов их организации - с третьей. Акмеология содействует субъекту в нахождении оптимального способа организации с учетом той реальности, отправляясь от которой, любой человек может двигаться к идеалу, пользуясь при этом акмеологическими средствами. Необходимой предпосылкой здесь является способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям, как самосознание, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень притязаний, смыслооб-разование, саморегуляция, саморганизация времени жизни.

Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, акмеология анализирует зрелость и акме более сужено, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им высочайшего уровня профессионализма. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и

большое практическое значение. В стране имеется огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами в высоком значении этого слова. Особо опасные «выбросы» и, тем не менее, «вписывание» непрофессионалов в социально значимые структуры происходят на поворотных, реформаторских этапах развития общества.

Суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в укреплении государственности, создает напряженность в межнациональных отношениях и функционировании буквально всех сфер общества. Непрофессионалы обрекают себя и миллионы зависимых от них соотечественников на духовно-нравственное падение, подрыв благополучия, здоровья и нормального существования. Иначе говоря, все достигнутое дестабилизируется и подталкивается к регрессу, если делом начинают править непрофессионалы.

Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем: «профессионализм и его основные характеристики»; «профессионализм и здоровье человека»; «условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности»; «пути предотвращения профессиональной деформации» и др.

Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в конкретной области деятельности, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для ее успешного выполнения. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопряжен с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья.

Требуемая профессиональная компетентность достигается на вполне определенно сформированной профессиональной позиции. Именно в такой позиции выражается отношение человека к делу и уровню своей активности по задействованию собственного творческого потенциала. Принципиально новый уровень профессионализма при выработке твердой профессиональной позиции достигается при выработке такой характеристики, как акмеоло-гические инварианты. Они дают возможность человеку изыскать те его внутренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Именно акмеоло-гические инварианты побуждают и движут человека к профессионализму экстра-класса.

В связи со сказанным важной задачей акмеологии при изучении труда профессионалов экстра-класса в разных областях деятельности является поиск общих моментов, которые их объединяют, раскрытие содержания явления высокого профессионализма и выработка соответствующих понятий.

Настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, особенно если она

сложна по своему характеру. Хотя высокий профессионализм и не возможен без развития у человека специальных способностей, выработанных в условиях конкретной деятельности, а также соответствующих знаний и умений, важнейшим условием его достижения обязательно является мощное развитие у индивида общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его личностные ценности, что означает нравственную воспитанность личности.

Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессионализма, высокий уровень которого становится доступным человеку, как правило, на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру. Следовательно, в компетенцию акмеологии должен входить анализ зависимостей между особенностями профессионализма зрелого человека и проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и его утрату и даже деформацию личности самого профессионала. Описание подобных феноменов, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, - тоже задача акмеологии.

Вполне ясно, что профессионализма «вообще» нет, есть лишь его проявления через конкретных людей и конкретные области деятельности. Если попытаться назвать конкретные области деятельности, в которых, наряду с общими признаками профессионализма, обнаруживаются в специфические черты, то это могут быть следующие области: «человек - живая природа», «человек - общность», «человек - техника и неживая природа», «человек -человек», «человек - рынок», «человек - знаковые системы», «человек - образ искусства» и др.

Включенность в приоритетную область и выполнение в ней статусно закрепленных функций не исключает участия человека в деятельности в других системах. Более того, следует иметь в виду, что в жизни есть немало видов деятельности, которые в большой мере находятся на стыке названных областей, а внутри каждой области, просматриваемой как по горизонтали, так и по вертикали, всегда есть рабочие места, посты и должности, которые предъявляют к занимающим их людям не во всем совпадающие требования. Вся эта гамма деятельностных связей и отношений, а также работа по саморазвитию характеризует совокупный труд человека.

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям в их многоплановом труде, несхожесть применяемых для получения высокого результата «технологий», - все это вместе взятое определяет своеобразие содержания и формы профессионализма. Конечно же, чтобы по праву быть в числе подлинных профессионалов, человек должен развить у себя соответствующие способности, дифференцированно «нажить» конкретный фонд знаний, навыков и умений, сформировать профессиональные позиции и акмеологические инварианты, а также научиться все их очень адресно творчески употреблять.

Таким образом, высветилась еще одна многоаспектная проблема, которая не может не исследоваться акмеологией. Необходимо изучение на разных научных уровнях, сопряженных в единую целостную систему, профессионализма людей, подвизающихся в таких важных сферах нашей жизни, как экономика, политика, управление, наука, образование, воспитание, здравоохранение, культура (в узком смысле), военное дело, работа правоохранительных органов, деятельность средств массовой информации, спорт, обслуживание и др.

При осмыслении фактического материала, полученного при исследовании профессионалов, работающих в каждой из этих сфер, конечно же, будут встречаться все пересекающиеся и взаимосвязанные макрохарактеристики человека-деятеля как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Вместе с тем, надо суметь увидеть, как эти макрохарактеристики впишутся в общий контекст труда и жизни, узнать, с каким значением, каким «весом» они в него войдут. Далее, определяя иерархию качеств в выявившемся континууме, безусловно, необходимо установить, какие из них являются незаменимыми у действительно выдающегося профессионала в каждой из названной выше сфер, а какие могут быть без ущерба замещены, «скомпенсированы» другими качествами.

Естественно, ответы на эти непростые вопросы нельзя искать в отрыве от содержания обозначенных выше областей деятельности, от конкретных «штатных» и «нештатных» ситуаций, которые в них возникают, от разных форм ресурсов (в широком смысле), которые может использовать профессионал в ходе своей деятельности, и еще от целого ряда факторов.

Вполне понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден. Ясно также, что любой Мастер в главной, приоритетной для него деятельности неповторим, неважно токарь это или предприниматель, коммерсант или педагог, военный или ученый, спортсмен или иной деятель. Все это предполагает, что восхождению к профессионализму предшествует длительная и продуманная организация воспитания ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующее глубоко отработанное профессиональное образование. Если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием молодых людей, то значительно облегчат их включение в деятельность, которая станет главной в их жизни, и дадут каждому из них возможность искать алгоритм поведения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля и к высокому профессионализму. Последнее надо подчеркнуть особо, потому что, как не может быть воспитание признано состоявшимся, если у человека не возникает потребность в самовоспитании, так и допрофессиональная и профессиональная подготовка не будут полноценными и действенными, если у прошедшего их человека не выработается постоянное стремление к профессиональному росту.

Из сказанного вытекает очередная задача для акмеологии: через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность

специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психогенетических, психофизиологических, психогигиенических, возрас-тно-психологических, социально-психологических, дифференциально-пси-хологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Анализ соотношения получаемых данных и сведение их конструктивных элементов в целостные системы и модели также осуществляет акмеология.

С точки зрения уровня профессионализма может и должен оцениваться не только тот или иной человек, работающий в конкретной области труда, но и групповые социальные субъекты (профессиональные коллективы), отличающиеся друг от друга по своему предназначению, организационному построению и характеру деятельности.

Наконец, капитальнейшая задача, решаемая в настоящее время акмео-логией, - создание исследовательско-развивающего инструментария и орга-низационно-методического обеспечения, позволяющего, с одной стороны, выявлять достигнутый социальным субъектом (как отдельным человеком, так и общностью людей) уровень профессионализма, развивать его и продуктивно задействовать; с другой стороны, интегрировать профессионально-деятельностные модели, алгоритмы и технологии с продуктивной жизнедея-тельностной активностью человека в рамках избранной им жизненной стратегии в едином социальном контексте. Акмеология в своем арсенале уже имеет достаточное количество эффективных методов, таких, как системное моделирование, акмеологические монотренинги, рефлепрактики, организа-ционно-деятельностные игры и др. Все они достаточно убедительно обеспечивают успешное выполнение акмеологией интегративных функций как в области ее сотворчества с заинтересованными науками, так и в сфере практического содействия социальному субъекту. В этом, по-видимому, состоит одно из принципиальных достижений.

Таким образом, область основных научных и практических интересов акмеологии многопланова, а ее «предметные измерения» реальных простран-ственно-временных координат имеют следующие векторные направления:

- собственно макрохарактеристики человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности;

- механизмы, условия и факторы общественно значимого функционирования групповых социальных субъектов;

- наиболее значимые жизнедеятельностные связи социальных субъектов, такие, как общественно значимая деятельность, жизненные отношения, творческое саморазвитие;

- профессионализм как основа полноценной включенности в социаль-но-деятельностный контекст;

- оптимальные «паттерны» развития и задействования творческого человеческого потенциала, представляемые в совокупности продуктивных моделей, алгоритмов и технологий, онтогенез сотворчества акмеологии и др.

Это поле далеко не изведано, и его континуум расширяется по всем направлениям. И в научном отношении, и тем более в интересах Человека, необходимо стремиться к интеграции акмеологии со всеми заинтересованными науками, школами и направлениями.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.-М.:РАУ, 1993.-23 с.

2. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. - М.: Наука, 1990. - 222 с.

3. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 1995. -388 с.

4. Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Становление эргономики как формирующейся научной дисциплины // Проблемы методологии в эргономике. - М., 1979.

5. Щедровицкий ГЛ. Избранные труды. - М., 1995. - 759 с.

6. Степанов С.Ю., Маслов С.Н., Яблокова Е.А. Инноватика управления: рефлепракти-ческие методы. - М., 1993.

THE CONTEMPORARY TASKS OF ACMEOLOGY AS METASCIENCE AND METAPRACTICE

A.A. DERKACH

The Chair of Acmeology and Psychology of Professional Activities Russian Academy of State Service Under the President of the Russian Federation 84, Vernadsky Prospect, 119606 Moscow, Russia

The article deals with acmeology as a typically new science, combining methodology and theory, development of methods and technologies, providing the real perfection of an individual, his achieving his acme - the summit of his life and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.