Научная статья на тему 'Синергетические аспекты акмеологии'

Синергетические аспекты акмеологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
886
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / АКМЕОЛОГИЯ / АКМЕТЕКТОНИКА / «ОБРАЗ АКМЕ» / ГЕТЕРОХРОННОСТЬ / ДИССИПАТИВНОСТЬ / "IMAGE OF ACME" / SYNERGETICS / PSYCHOLOGY / ACMETECTONICS / HETEROCHRONY / DISSIPATIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич

В статье исследуется генезис акмеологических представлений в формате научного знания, при этом особо акцентируется внимание на характеристике основных этапов истории развития акмеологии: латентном, номинационном, инкубационным и институциональном. Автор апеллирует к специальному рассмотрению дефиниций «акметектоника», «гетерохронность», «темпоральная психология». Центральное положение в статье занимает проблема самоорганизации или синергетического подхода к переводу человека в состояние «акме». Именно акмеологосинергетический подход позволяет, по мысли автора, воспринимать каждого индивида в отдельности в качестве диссипативной системы, т. е. открытой системы, пребывающей вдали от термодинамического равновесия. Самоорганизация человека на пути к достижению профессионально значимой вершины своей зрелости обусловлена фактором существования «парадокса Пригожина». В своем стремлении к «акме» как вершине своей самоорганизации человек ориентирован на достижение рубежей самоподготовки и самореализации. Конечная цель самоподготовки индивида заключена в формировании его творческого потенциала посредством самообразования и самовоспитания. Процесс самореализации является продолжением процесса самоподготовки и включает в себя самовыражение и самоутверждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetic Aspects of Acmeology

The article examines the genesis of acmeologic representations in the format of scientific knowledge and focuses on the characterization of the main stages in the history of acmeology: latent, nominational, incubational and institutional ones. The author considers the definitions of "acmetektonics," "heterochrony," and "temporal psychology." The central question of the article is the problem of self-organization, or a synergistic approach to man's transition to the mood called "Acme." According to the author, the acmeologic and synergetic approach allows perceiving each individual as a dissipative system, i.e. open system which is far from thermodynamic equilibrium. Self-organization of man towards the top of his significant professional maturity is due to the existence of the factor called "Prigogine's paradox". On the way to "Acme" as the top of their self-organization, people have to achieve their self-realization. The ultimate goal of the individual's self-realization is in the development of his creative potential through self-education. The process of self-realization is a continuation of the process of self-development and includes self-expression and self-assertion

Текст научной работы на тему «Синергетические аспекты акмеологии»

УДК: 159.932.2 ББК: 88.3 (88.4)

Сергей Юрьевич Чимаров,

доктор исторических наук, профессор, Северо-Западный институт (Санкт-Петербург, Россия), e-mail: chimarov@szags.ru

Синергетические аспекты акмеологии

В статье исследуется генезис акмеологических представлений в формате научного знания, при этом особо акцентируется внимание на характеристике основных этапов истории развития акмеологии: латентном, номинационном, инкубационным и институциональном. Автор апеллирует к специальному рассмотрению дефиниций «акметектоника», «гетерохронность», «темпоральная психология». Центральное положение в статье занимает проблема самоорганизации или синергетического подхода к переводу человека в состояние «акме». Именно акмеолого-синергетический подход позволяет, по мысли автора, воспринимать каждого индивида в отдельности в качестве диссипативной системы, т. е. открытой системы, пребывающей вдали от термодинамического равновесия. Самоорганизация человека на пути к достижению профессионально значимой вершины своей зрелости обусловлена фактором существования «парадокса Пригожи-на». В своем стремлении к «акме» как вершине своей самоорганизации человек ориентирован на достижение рубежей самоподготовки и самореализации. Конечная цель самоподготовки индивида заключена в формировании его творческого потенциала посредством самообразования и самовоспитания. Процесс самореализации является продолжением процесса самоподготовки и включает в себя самовыражение и самоутверждение.

Ключевые слова: синергетика, акмеология, акметектоника, «образ акме», гетерохронность, диссипативность.

Sergey Yuryevich Chimarov,

Doctor of History, Professor, North-West Institute (St. Petersburg, Russia), e-mail: chimarov@szags.ru

Synergetic Aspects of Acmeology

The article examines the genesis of acmeologic representations in the format of scientific knowledge and focuses on the characterization of the main stages in the history of acmeology: latent, nomi-national, incubational and institutional ones. The author considers the definitions of “acmetektonics,” “heterochrony,” and “temporal psychology.” The central question of the article is the problem of selforganization, or a synergistic approach to man’s transition to the mood called “Acme.” According to the author, the acmeologic and synergetic approach allows perceiving each individual as a dissipative system, i.e. open system which is far from thermodynamic equilibrium. Self-organization of man towards the top of his significant professional maturity is due to the existence of the factor called “Prigogine’s paradox”. On the way to “Acme” as the top of their self-organization, people have to achieve their selfrealization. The ultimate goal of the individual’s self-realization is in the development of his creative potential through self-education. The process of self-realization is a continuation of the process of selfdevelopment and includes self-expression and self-assertion.

Keywords: synergetics, psychology, acmetectonics, “Image of Acme”, heterochrony, dissipativity.

В своде самостоятельных разделов психологии развития заметное место принадлежит акмеологии, исследующей закономерности и механизмы достижения человеком высшей ступени своего индивидуального развития. При этом важно указать, что сама высшая ступень индивидуального развития с акмеологической точки зрения отождествляется с развитием зрелого человека: акмеология (в переводе с грече-

ского) буквально означает учение о вершине («akme» - вершина; цветущая пора и «logos» -учение).

Этимологически доминантным смысловым фрагментом термина «акмеология» является «акме», или наивысшая точка, как апогей расцвета личности и дарований максимально возможных её достижений, сопровождаемых демонстрацией заложенных в человеке пси-

© С. Ю. Чимаров, 2012

89

хофизиологических ресурсов и дарований как врождённых способностей и таланта. Руководитель любого уровня как субъект управленческой деятельности несомненно обязан быть отчасти и акмеологом или специалистом в области акмеологии и прикладной психологии, умеющим решать широкий круг психологических и акмеологических профессиональных задач, в том числе специализироваться в работе с перспективными кадрами, помогать им в осуществлении их личностного профессионального развития, вплоть до высшего уровня профессионализма [3].

Феномен акмеологической вовлечённости субъекта управленческой деятельности в процесс повышения уровня своего профессионализма и профессионализма своих подчинённых является актуальным в силу своей сопряжённости с предпосылками преодоления проблемного поля сложно решаемых задач. К основным предпосылкам интегрированного разрешения перечня проблемных вопросов в области модернизации управленческой деятельности относится: а) установление зависимости между эффективностью управления и отношением к труду самих управленцев; б) «исследование профессиональной пригодности к управленческой деятельности» и «ее влияние на эффективность управления в различных предметных областях» [1, с. 200].

В современных условиях процесс совершенствования управленческого труда в целом и оптимизации личностной модели управленца в частности во многом базируется на основных положениях и выводах акмеологического учения.

Применительно к истории становления акмеологии как науки целесообразно отметить, что генезис акмеологических представлений в формате научного знания совпадает с периодом интенсивного интеллектуального и социального осмысления окружающей действительности в годы второго десятилетия ХХ в. Именно в 1920-е гг. зарождаются совершенно новые отрасли научно-практического знания, такие как эргонология (В. Мясищев), эврилогия (П. Эн-гельмейер), рефлексология (В. Бехтерев) и ак-меология (в деловой и научный оборот термин «акмеология» введен в 1928 г. А. А. Рыбниковым - С.Ч.)

В случае с учреждением дефиниции «ак-меология» небезынтересным является апеллирование к акмеизму А. Гумилёва, С. Городецкого и А. Ахматовой как социально-культурной

предтечи акмеологии. Как известно, термин «акмеизм» был предложен в 1912 г. Н. Гумилёвым и С. Городецким, в соответствии с суждениями которых на смену символизму грядёт акмеизм, отменяя как направление, учитывающее опыт предшествующих поколений и возводящее поэта к новым высотам творческого мастерства. Литературной площадкой для акмеистов явился журнал «Аполлон» (ред. С. Маковский), на страницах которого печатались программные декларации акмеистов Н. Гумилёва и С. Городецкого. Естественно-научные основы акмеологии изначально разработаны были в работах Ф. Гальтона и В. Освальда (возрастные закономерности творческой деятельности) и в работах И. Пэрна (продуктивность творческой деятельности и её взаимосвязь с психобиологическими факторами) [7].

Исторически в развитии в акмеологии выделяют четыре этапа:

1. Латентный: этап формирования исторических, культурологических, социальных, философских, научных, педагогических и практических предпосылок выделения в научном познании новой сферы человековедения.

2. Номинационный: этап осознания социальной потребности изучения психологии человека зрелого возраста и введения в деловой и научный оборот термина «акмеология».

3. Инкубационный: этап возникновения концептуальной идеи Н. Кузьминой о целесообразности констелляции (от лат. con - вместе и stella - звезда: в широком смысле - взаимодействие) исследований в области акмеологиче-ской проблематики как новой области челове-кознания с самим процессом выдвижения программы развертывания акмеологии в качестве самостоятельной научной дисциплины.

4. Институциональный: этап формирования в 1990-е гг. социальных структур акмео-логической направленности - кафедры акмео-логии, профильных вузовских лабораторий и высшего учебного заведения акмеологического профиля (Санкт-Петербургской акмеологиче-ской академии).

Ключевое место в акмеологической терминологии принадлежит термину «акметек-тоника» (греч. akme - вершина, расцвет, зрелость; «tektonike» - строительное мастерство), обозначающему акмеологическую систему оценивания коррекции, моделирования и совершенствования профессионального «образа акме» субъекта деятельности. «Акметектони-

ка - это осознанное внутриличностное движение субъекта к эталону, которое позволяет ему на основе самопознания, саморазвития, самореализации определить свою «точку опоры» - источник, движущую силу развития. В акметектонике моделируемый эталон субъекта профессиональной деятельности определен как «образ акме» [9].

Сущностные грани «образа акме» представлены сводом максимально достижимых качественных показателей ценностномировоззренческого, волевого и коммуникативного характера, а также компонентами психического, физиологического и духовного здоровья субъекта деятельности как профессионала. Отмеченные качественные показатели и соответствующего рода компоненты фиксируются в процессе реализации акмеологического оценивания, коррекции и развития [9].

Гетерохронность (от греч. heteros - другой и chronos - время) развития акмеологического знания в значительной степени способствовала интенсификации профессиональных аспектов развития личности и представлению акмеоло-гии, прежде всего как науки о профессионализме. Явление гетерохронности следует понимать не только как асинхронность фаз развития отдельных органов чувств, но и в качестве множественности времен и неравномерности развития психофизиологических функций человека в различные временные периоды его жизни.

Ощущая себя социальным существом, социальный субъект связан «со своим культурноисторическим прошлым только тогда, когда он обладает темпоральным опытом, который обнаруживает себя как на уровне непосредственного переживания того или иного исторического факта, явления и процесса, так и на уровне самого самосознания» [5, с. 411].

Темпоральная психология как психология времени оперирует четырьмя измерениями времени (прошедшее, настоящее, будущее и вечность) и утверждает, что любая психическая функция человека преимущественным образом реализуется благодаря одному из измерений времени: память реализуется благодаря прошедшему времени; ожидание - благодаря будущему; творчество - благодаря вечности. «Если быть точным, то можно сказать, что память захвачена тем, что происходило в прошедшем времени, ожидание - тем, что может произойти в будущем, а творчество возможно благодаря тому, что человек выходит за пределы памяти,

то есть прошлого, и за пределы ожиданий, то есть будущего, тем самым создавая новое в настоящем, благодаря вневременному, вечному. Истинное творчество - это символ вечности и его продукт» [4].

Психологический подход к осмыслению «акме» учитывает положения темпоральной психологии и темпорального синергизма. «Основы темпорального синергизма заложены В. И. Вернадским идеей о монодуализме пространства - времени и о множественности времён; о человеческом времени, отличном от космического времени как мгновения, воспринимаемого сознанием как движение будущего к прошлому через настоящее» [5, с. 411].

Стремление человека к восхождению на своё профессиональное «акме» суть творческий процесс, основными параметрами которого является прошлое или ранее накопленный потенциал профессионально значимых качеств, а также ожидание будущего: «уровень профессиональной пригодности работника к конкретному виду управленческой деятельности прямо коррелирует со степенью его удовлетворённости своим трудом» [1, с. 29]. Ощущение удовлетворённости человека своим трудом сопровождается ощущением удовлетворённости своим профессиональным статусом: первый и второй факторы взаимообусловлены и основаны на самоорганизации человека к достижению значимого результата в конкретной профессиональной среде.

Проблема самоорганизации, или синергетического подхода к переводу человека в состояние «акме», является одной из центральных в акмеологической науке. Синергетический подход к основным положениям акмеологических воззрений позволил заявить о формировании новой области знаний, а именно о синергетической акмеологии как науке о закономерностях «... достижения максимального совершенства любой социальной системы (в частности индивидуальным человеком) посредством самоорганизации» [6, с. 24].

Значительный вклад в теоретическое осмысление акмеолого-синергетических положений внесли В. П. Бранский и С. Д. Пожарский в работе «Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума» (2001).

С синергетической точки зрения восприятие акмеологом каждого индивида в отдельности есть восприятие последнего в качестве диссипативной структуры.

Строго говоря, термин «диссипативный (от лат. dissipatio - рассеиваю, разрушаю) означает «открытость», пребывающую вдали от термодинамического равновесия. Диссипативная структура обладает свойством устойчивого состояния в условиях неравновесной среды, а сам фактор её существования обусловлен диссипацией, или рассеиванием поступающей извне энергии; процесс постоянного объединения диссипативных структур сопровождается процессом порождения новой, или надстрочной, диссипативной структуры над ранее сформировавшимися, или базисными, структурами. Надстрочная и базисные диссипативные структуры отличаются установлением и поддержанием прочной связи, которая выражается в возникновении нового обмена веществом, энергией и информацией.

Целесообразность самоорганизации человека к достижению профессионально значимой вершины своей зрелости обусловлена фактором существования «парадокса Пригожина» (по имени И. Пригожина, одного из основателей синергетики - С.Ч.), суть которого заключена в социально-психологическом «сосуществовании»: а) тенденции к порядку или к запрограм-мированию действий человека (социальнопсихологический порядок) и б) тенденции к хаосу и вседозволенности человеческих действий (социально-психологический хаос). Преодоление парадокса Пригожина возможно лишь посредством установления гармонии и полного синтеза социально-психологического порядка и социально-психологического хаоса [2, с. 400].

Концептуальные положения теории самоорганизации, получившей статус самостоятельного научного направления в середине ХХ в. в пределах статистической физики (И. Приго-жин, Г. Хакен) и общей теории систем и кибернетики (Г. Ферстер, Х. Матурана), способствовали зарождению теории социальной синергетики. Сущностные параметры синергетической концепции самореализации в полной мере соответствуют закономерностям возникновения диссипативной структуры в границах неравновесной системы неупорядоченных элементов. Общие принципы самоорганизации приемлемы для любой физической, химической, биологической и социальной системы.

Применительно к психологии концепция самоорганизации приемлема для широкого ареала объектов - от психофизиологии до со-

циальной психологии: «существенной особенностью самоорганизующихся систем является их способность к самодостраиванию, самовосстановлению, представляющая особый интерес для изучения механизмов и разработки методов психотерапии» [8, с. 351].

Синергетический подход к явлению дис-сипативности человека, непрерывно общающегося с окружающей средой и соответствующим образом подпитывающегося её энергетикой и информацией, позволяет определить результирующий вектор исследуемой структуры, ориентированный в направлении обеспечения наивысшей степени её устойчивости в реально существующей системе социальнопсихологических координат.

На пути к «акме» как вершине своей самоорганизации каждый человек достигает рубежей самоподготовки и самореализации.

1. Конечной целью самоподготовки индивида является формирование его творческого потенциала посредством самообразования и самовоспитания.

Процесс самообразования предполагает усвоение индивидом не зафиксированных в официальной системе образования знаний, навыков и умений, но значимых ему лично для достижения своих профессиональных целей.

Под самовоспитанием понимается сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Как известно, самовоспитание основывается «на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных способностей и потенциальных возможностей» [8, с. 350]. Важнейшими компонентами самовоспитания является самоанализ личностного развития, самоотчёт и самоконтроль, а основными приёмами самовоспитания является самоприказ, самообразование и самовнушение.

2. Процесс самореализации по своей логике является продолжением процесса самоподготовки. В содержательном плане самореализация включает в себя самовыражение и самоутверждение. Самовыражение суть воплощение человеком своего внутреннего мира во внешнем и его последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. Самовыражаясь, человек проявляет себя как творец и созидатель значимой для него системы ценностей.

Самоутверждение воплощено в стремление человека к достижению и поддержанию определённого общественного статуса как своей доминирующей потребности.

На этапе самоутверждения человек как диссипативная система испытывает оценку общества: в идеале доминанта самовыражения или профессиональное «акме», совпадает с доминантой самоутверждения или социальным «акме».

Интегрирование методологии синергетического подхода в акмеологическую модель способствует приближению к эталону самоорганизации. Применение же основных выводов синергетической науки к акмеологическо-му учению позволяет ответить на следующие вопросы: 1) каким образом осуществляется самоорганизация человека? и 2) как добиться «акме», или вершины признания человеком?

Список литературы

1. Абрамова Л. П., Филиппов Г. Г. Опыт управленческой деятельности инвариантен // Управленческое консультирование. 2009. № 3.

2. Бранский В. П.; Пожарский С. Д. Глобализация и синергетический историзм. СПб.,

2004.

3. Зазыкин В. Г. Краткий акмеологический словарь. URL : http://www.tvirpx.com/file/ (дата обращения : 10.03.2012).

4. Кравченко С. А. Психология темпорального. URL : http://www.skravchenko.ru/psychol-ogy_time.htm (дата обращения : 10.03.2012).

5. Музыка О. А., Жданова В. И., Суменкова О. С. Темпоральный синергизм в современной перспективе // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. Вып. 2.

6. Образование в России: перспективы и реальность. материалы науч.-практ. конф. СПб. : СПбАА, 2001.

7. Освальд В. Великие люди. СПб., 1898; Перна И. Я. Ритмы жизни и творчества. Петроград, 1925.

8. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.

9. Семенов И. Н. Акмеология - новое направление междисциплинарных исследований человека. URL : http://www.blogs.mail.ru/inbox (дата обращения : 10.03.2012).

Spisok literatury

1. Abramova L. P., Filippov G. G. Opyt upravlencheskoj dejatel’nosti invarianten // Uprav-lencheskoe konsul’tirovanie. 2009. № 3.

2. Branskij V. P.; Pozharskij S. D. Globalizacija i sinergeticheskij istorizm. SPb., 2004.

3. Zazykin V. G. Kratkij akmeologicheskij slovar’. URL : http://www.tvirpx.com/file/ (data obra-wenija : 10.03.2012).

4. Kravchenko S.A. Psihologija temporal’nogo. URL : http://www.skravchenko.ru/psychology_ time.htm (data obrawenija : 10.03.2012).

5. Muzyka O. A., Zhdanova V. I., Sumenkova O. S. Temporal’nyj sinergizm v sovremennoj perspektive // Lichnost’. Kul’tura. Obwestvo. 2009. T. XI. Vyp. 2.

6. Obrazovanie v Rossii: perspektivy i real’nost’. materialy nauch.-prakt. konf. SPb. : SPbAA,

2001.

7. Osval’d V Velikie ljudi. SPb., 1898; Perna I. Ja. Ritmy zhizni i tvorchestva. Petro-grad, 1925.

8. Psihologija: slovar’ / pod obw. red. A. V Petrovskogo, M. G. Jaroshevskogo. M.: Polit-izdat,

1990.

9. Semenov I. N. Akmeologija - novoe napravlenie mezhdisciplinarnyh issledovanij cheloveka. URL : http://www.blogs.mail.ru/inbox (data obrawenija : 10.03.2012).

Статья поступила в редакцию 15.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.