Научная статья на тему 'О соотнесении понятий «Самореализация», «Самоактуализация» и «Акме»'

О соотнесении понятий «Самореализация», «Самоактуализация» и «Акме» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3832
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / АКМЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ / СПОСОБНОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / SELF-ACTUALIZATION / SELF-FULFILLMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / ACME / HUMANISTIC PSYCHOLOGY / THEORY OF PERSONALITY / RESOURCES / SKILLS / NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воюшина Екатерина Александровна

В статье рассматриваются концепции личности зарубежных авторов, а также отдельные идеи гуманистической психологии, затрагивающие проблемы самореализации. Показаны взгляды исследователей на происхождение самореализации, условия, механизмы, препятствующие или способствующие ее достижению. Обосновано введение понятия «акме» как сложного образования, связанного с достижением человеком вершин своего развития, а также доказана его связь с термином «самореализация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of "self-fulfillment", "self-actualization" and "acme" concepts

The article deals with the theories of personality developed by the foreign scholars, as well as some ideas of humanistic psychology about the problems of self-fulfillment. The paper reviews researchers' views on the origin of self-fulfillment, conditions and mechanisms preventing or contributing to its achievement. The author justifies introduction of the "acme" concept as a complex phenomenon associated with the achievement of the peak of personal development and proves its connection with the "self-fulfillment" term.

Текст научной работы на тему «О соотнесении понятий «Самореализация», «Самоактуализация» и «Акме»»

УДК 159.923.5 Воюшина Екатерина Александровна

аспирант Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

О СООТНЕСЕНИИ ПОНЯТИЙ «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ», «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ» И «АКМЕ»

Аннотация:

В статье рассматриваются концепции личности зарубежных авторов, а также отдельные идеи гуманистической психологии, затрагивающие проблемы самореализации. Показаны взгляды исследователей на происхождение самореализации, условия, механизмы, препятствующие или способствующие ее достижению. Обосновано введение понятия «акме» как сложного образования, связанного с достижением человеком вершин своего развития, а также доказана его связь с термином «самореализация».

Ключевые слова:

самоактуализация, самореализация, развитие личности, акме, гуманистическая психология, концепции личности, потенциал, способности, потребности.

Voyushina Ekaterina Aleksandrovna

PhD student, Northern (Arctic) Federal University

CORRELATION OF "SELF-FULFILLMENT", "SELF-ACTUALIZATION" AND "ACME"CONCEPTS

Summary:

The article deals with the theories of personality developed by the foreign scholars, as well as some ideas of humanistic psychology about the problems of self-fulfillment. The paper reviews researchers' views on the origin of self-fulfillment, conditions and mechanisms preventing or contributing to its achievement. The author justifies introduction of the "acme" concept as a complex phenomenon associated with the achievement of the peak of personal development and proves its connection with the "self-fulfillment" term.

Keywords:

self-actualization, self-fulfillment, personal development, acme, humanistic psychology, theory of personality, resources, skills, needs.

Современная социокультурная ситуация складывается таким образом, что происходящие в обществе трансформации приводят к пересмотру ценностей, принятых в обществе, смене приоритетов (в том числе и научных), пропагандируют новый взгляд на существующие проблемы. Политическая нестабильность, экономическая неопределенность, увеличение темпа жизни требуют от человека быстрого приспособления к изменяющимся условиям. В этот период постоянных перемен человек может испытывать сомнения в государстве, обществе, утратить доверие к окружающим людям, поэтому ему необходимо полагаться на самого себя, реализовывать свой потенциал.

Однако по результатам многих исследований все больше людей теряют веру в себя, в свои силы, в то, что у них есть собственные внутренние ресурсы для преодоления трудностей. Прежде всего это проявляется в боязни выражать свои чувства, мысли, принимать решения и делать выбор в различных сферах жизни (от профессиональной до межличностной). В дальнейшем это может быть чревато возникновением у человека психопатологий. Увеличение числа людей, неспособных к самореализации, может привести к маргинализации населения, нарастанию антисоциальных тенденций.

Сама суть современной информационной среды требует от человека перестроения, изменений. Общество интересуют мобильные, адаптивные люди, отвечающие за свои поступки, готовые прилагать усилия для реализации своего «я». Но как создать такую личность? На что нужно воздействовать? Какие механизмы влияют на эти процессы? Вот лишь малый перечень вопросов, которые лежат в основе возросшего интереса к проблемам развития личности. Имея ответы на поставленные вопросы, можно воплощать свою индивидуальность, испытывать удовлетворение от своих свершений, достичь улучшения культурного и социально-экономического потенциала общества в целом и гармонии личности в частности.

Проблема развития личности и достижения человеком вершин в своем развитии интересует ученых давно. Изначально считалось, что самореализовываться могут далеко не все, а только индивиды, оставившие значительный след в истории развития общества, поэтому первые представления о самореализации зарождались в ходе изучения биографий выдающихся людей. Позднее было доказано, что самореализация свойственна и обычным людям, что спровоцировало новый виток интереса у исследователей.

Интенсивная разработка проблемы самореализации началась в 50-60-е гг. XX в. представителями гуманистической психологии. Однако и до этого существовали концепции личности, где самореализации отводилась значимая роль в ее становлении и развитии. Это прежде всего труды К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, К. Гольдштейна.

Аналитическая теория Карла Юнга включает в себя принцип развития личности. Ученый разделял жизнь человека на две части, каждая из которых предполагает решение своих задач. Первая половина жизни посвящена изучению внешнего мира, покорению профессиональных вершин, продолжению рода. Главными ценностями здесь выступают социальные достижения. К середине жизни, после решения этих задач перед многими людьми встает вопрос о том, что делать дальше, какую цель поставить перед собой, продолжать выполнять те же задачи? К. Юнг отметил эту стратегию как непродуктивную, не приносящую человеку удовлетворения, приводящую к неврозам, страху смерти. Ученый предположил, что смыслом второй половины жизни может стать развитие «самости», овладение культурой в широком смысле. Обретение «самости» К. Юнг считал результатом стремления компонентов личности к слитности, единству, гармонии через постоянное самосовершенствование.

По мнению К. Юнга, человек стремится к полной реализации собственного «я», то есть неповторимого, цельного человека. Этот процесс был назван индивидуализацией - активным и эволюционирующим объединением многих противодействующих сил и тенденций, поиском собственного пути в жизни. Именно индивидуализация помогает преодолеть кризис середины жизни, сосредоточиться на внутренней сущности, обратиться к бессознательному. Итогом осуществления индивидуализации является самореализация. Стоит отметить, что способным к самореализации К. Юнг считал человека талантливого, высокообразованного, что делает ее недоступной для большинства людей.

Самореализацию считал возможной и Альфред Адлер. В своей индивидуальной теории личности в качестве основного механизма развития он выдвинул комплекс неполноценности, который трансформируется в дальнейшем в стремление к превосходству, а затем и в стиль жизни. А. Адлер утверждал, что чувство неполноценности необходимо для стремления к самосовершенствованию в качестве мотивирующего компонента. При этом под стремлением к совершенству исследователь понимал полноценную реализацию идеальной жизни, то есть, имея определенный базис в виде потенций и способностей, человек стремится к возведению их на более высокий уровень функционирования. При такой интерпретации «стремление к превосходству» очень близко к термину «самореализация» [1].

Упоминания о самореализации встречаем и в работах Карен Хорни, посвященных тревоге. По мнению автора, под влиянием тревоги формируется невротическая личность, характерной особенностью которой является отчуждение реального «я». К. Хорни утверждала, что стремление к самореализации заложено в природе человека, вся система его ценностей строится на этой основе. Тревожная личность начинает формироваться еще в детстве, причиной этому могут стать нарушения отношений ребенка со взрослыми, отсутствие близкого эмоционального контакта. Все это приводит к формированию так называемого возвеличенного «я», оно мешает ребенку следовать внутренним стремлениям, препятствует развитию личности, приводит к проявлению агрессии. В то же время реализацию реального «я» К. Хорни называла эффективным способом достижения целостности личности. Реальное «я» представляет собой совокупность врожденных потенциалов (темперамент, задатки), которые, с одной стороны, выступают как часть наследственности, с другой - открыты для внешних воздействий, так как проявляются в тесной связи с внешним миром, что открывает большие перспективы для их раскрытия.

Курт Гольдштейн был тем, кто ввел в научный оборот термин «самореализация». Он считал самореализацию главной потребностью организма, которая господствует над другими. Ученый полагал, что все живые организмы движимы идеей максимально раскрыть свою природу: «Организм обладает определенными потенциями, и поэтому у него имеется потребность актуализировать, или реализовать их. Удовлетворение этой потребности представляет собой самореализацию организма» [2, с. 15]. Само существование индивида понимается как реализация себя. В таком случае невозможность достичь самореализации становится главной причиной душевных болезней.

Особо стоит отметить, что К. Гольдштейн одним из первых стал рассматривать окружающую среду как источник позитивных изменений, а не как противодействующую силу.

Карл Роджерс в своей концепции «стремление к самоактуализации» высказывал схожие идеи. При описании самоактуализации им были использованы термины «я», «идеальное "я"», «реальное "я"», «конгруэнтность - неконгруэнтность». По мнению К. Роджерса, господствующей потребностью человека является достижение личностью совершенства, завершенности, целостности, то есть движение от «реального "я"» к «идеальному "я"». Эта потребность наследственная и заключается в естественном созревании организма, его дифференциации и усложнении.

Абрахам Маслоу, еще один выдающийся представитель гуманистической психологии, создал так называемую иерархию потребностей, вершиной которой стала потребность в самоактуализации. В отличие от К. Гольдштейна, А. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации человека существует наряду с прочими, а не является единственной. Ученый рассматривал человека как «существо желающее», ориентированное на достижение личных целей, что делает его жизнь наполненной смыслом.

В соответствии с концепцией А. Маслоу, потребности человека врожденны и упорядочены иерархически. Иерархия потребностей по возрастанию включает: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения и самоактуализации. Нижние и средние уровни иерархии - это базовые потребности, они взаимозамещаемы. На вершине пирамиды -метапотребности, игнорирование которых приводит к потере смысла жизни, апатии, отчужденности. Усилие, максимальное использование своих способностей делают возможным достижение метажизни, метаценностей, что делает человека зрелым и самодостаточным [3].

А. Маслоу было проведено масштабное исследование с целью выделения характерных психологических черт самоактуализирующихся людей. Итогом стало выявление 15 черт, приведем лишь несколько из них: креативность, независимость, вершинные переживания, готовность учиться у других и т. д. [4, с. 493].

Серьезные исследования, посвященные самореализации, в отечественной психологии появились сравнительно недавно - в середине XX в. В дальнейшем интерес ученых лишь возрастал. Феномену самореализации посвящен целый ряд работ А.Г. Асмолова, Е.И. Исаева, Д.А. Леонтьева, В.И. Слободчикова и многих других исследователей. Во многом взгляды отечественных авторов опираются на идеи гуманистической психологии.

Достижение человеком вершин в своем развитии в ходе изучения получило большое количество названий - «самореализация», «самоактуализация», «саморазвитие», «самоутверждение» и т. д. На наш взгляд, наиболее конструктивным было бы назвать этот феномен «акме». Понятие «акме» считается центральным понятием науки акмеологии и употребляется достаточно давно.

В переводе с древнегреческого акте - 'вершина, высшая точка чего-либо'. Говоря о достижении «акме», греки имели в виду возрастной период зрелости, где человек демонстрирует себя в полной мере, когда весь его потенциал находится на пике. С.Д. Пожарский приводит интересный факт: древнегреческие доксографы при написании биографий своих выдающихся соотечественников часто вместо дат рождения и смерти указывали время наивысшего проявления их мудрости и величия [5].

Религиозный философ П. Флоренский ввел термин «акме» в научный оборот. Ученый рассматривал «акме» как наивысшее достижение в течение всей жизни человека. «"Акме" - вершина в связи с рассмотрением понятия формы в четырехмерном пространстве. Не только человек имеет "акме", и притом каждой из координат, но и животные и растения. Всякая вещь имеет свое цветение, время наибольшего пышного своего развития, свое "акме", когда оно особенно полно и особенно цельно представительствует за себя, в ее четырехмерной цельности» [6, с. 60].

Позднее основоположник акмеологии Б.Г. Ананьев выдвинул идею о необходимости глубокого изучения психики зрелого человека. А.А. Деркач пишет: «...Впервые предметом изучения стал феномен "акме", этот феномен описан как многомерное состояние человека, охватывающее определенный прогрессивный период его развития, который связан с большими профессиональными и индивидуальными изменениями.» [7, с. 27].

Целеустремленность, активность, организаторские способности А.А. Деркача позволили акмеологии занять свою нишу среди традиционных направлений психологии в России. Среди исследователей, внесших вклад в развитие акмеологии, имена К.А. Абульхановой-Славской, А.А. Бодалева, В.Г. Зазыкина, Н.В. Кузьминой.

На наш взгляд, «акме» - это не просто один из синонимов самореализации, а более сложное образование. Его структуру от высшего уровня к низшему можно представить так:

1) «акме»,

2) самореализация,

3) самоактуализация,

4) самопознание.

В основе этой системы лежит самопознание. В.Г. Маралов определяет самопознание как процесс, позволяющий человеку выявить в себе какие-либо качества, задатки, показатели личностного и поведенческого плана и осуществить их фиксацию, анализ, оценку и принятие [8, с. 11].

На основе самопознания у человека складывается система представлений о себе, других людях, законах внешнего мира и своего места в нем. Жизнь человека постоянно меняется, и это побуждает его обращаться внутрь себя, к своему внутреннему «я». Однако этот процесс должен быть целенаправленным. От того, насколько четко человек определил свою цель, зависит глубина познания, а затем и произведенные изменения. Только в этом случае самопознание может стать когнитивной основой для развития и совершенствования личности человека.

Следующие уровни - самоактуализация и самореализация. В психологии существует отдельная проблема соотнесения понятий «самореализация» и «самоактуализация», очень часто эти термины используют как синонимичные.

Ряд авторов пытается выделить критерии для размежевания этих понятий. Так, Л.А. Коро-стылева в качестве критерия указывает различия в планах существования личности: субъективный, внутренний (самоактуализация) и объективный, внешний (самореализация). Д.А. Леонтьев

разводит понятия через определение специфики потребностей для каждого из этих процессов и относит самореализацию к третьему уровню потребностей (в творчестве, в социально-преобразовательной сфере и т. п.). Л.Н. Антилогова ссылается на разную мотивационную основу: самоактуализация связана с распредмечиванием мира человека, самореализация - с опредмечиванием сущностных сил.

Не будем углубляться в этот вопрос, отметим только, что мы разделяем позицию Л.Н. Ан-тилоговой и рассматриваем самоактуализацию как деятельность, предшествующую самореализации: «Самоактуализация - специально организованная субъектом деятельность, цель которой заключается в выявлении потенциальных возможностей, действительных потребностей, жизненных смыслов, представлений о собственном предназначении в мире и перевод их на следующем этапе (самореализация) в активную форму в виде мотивов, приводящих к неодолимому стремлению их реализации, а также результат этой деятельности» [9, с. 60].

Самоактуализацию можно соотнести с понятием «человеческий потенциал» - совокупность различных показателей (социальных, духовных, физических), которые могут проявляться, а могут остаться невостребованными, в то время как следующий уровень - самореализация -это уже так называемый «человеческий капитал», представляющий собой востребованные, используемые возможности [10].

Высшим уровнем является «акме». Многие исследователи при трактовке «акме» указывают на признак вершинности, и тогда появляются такие определения «акме», как вершина, расцвет сил и способностей человека, пик его возможностей и др.

Мы определяем «акме» как психическое состояние, обусловленное сочетанием процессов самопознания и самореализации, сопровождающих физическое, профессиональное и социальное становление человека, обеспечивающее его относительно стабильную успешность.

«Акме» может проявляться в физической, социальной (семья, досуг), профессиональной сферах. Достижение человеком «акме» предполагает максимальный уровень состояния организма человека, когда он состоялся как гражданин, профессионал, семьянин. Таким образом, «акме» представляет собой систему смысложизненных вершин, достигнутых человеком.

Ссылки:

1. Adler A. Understanding Human Nature: The Psychology of Personality. London, 2009. 240 р.

2. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. 343 с.

3. Maslow A.H. Motivation and Personality. 3rd ed. New York, 1987. 336 p.

4. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2008. 608 с.

5. Акмеология философии успеха / под ред. С.Д. Пожарского. СПб., 2010. 300 с.

6. Там же. С. 60.

7. Деркач А.А. Акмеология в системе научного познания // Мир образования - образование в мире. 2007. № 1. С. 25-33.

8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2004. 250 с.

9. Антилогова Л.Н. Психологическая природа, критерии и механизмы самоактуализации личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 3. С. 59-61.

10. Овчаренко Н.В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 3. С. 141-144.

References:

Adler, A 2009, Understanding Human Nature: The Psychology of Personality, London, 240 p.

Antilogova, LN 2006, 'Psychological nature, criteria and mechanisms for self-actualization', Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh, no. 3, pp. 59-61, (in Russian).

Derkach, AA 2007, 'Psychology in the system of scientific knowledge', Mir obrazovaniya - obrazovaniye vmire, no. 1, pp. 2533, (in Russian).

Frager, R & Feydimen, J 2008, Personality: Theory, experiments, exercises, St. Petersburg, 608 p., (in Russian).

Maralov, VG 2004, Basics of self-knowledge and self-development, Moscow, 250 p., (in Russian).

Maslow, AH 1987, Motivation and Personality, 3rd ed., New York, 336 p.

Leontiev, DA (ed.) 2002, Modern psychology of motivation, Moscow, 343 p., (in Russian).

Ovcharenko, Nv 2015, 'A comparative analysis of the concepts of "self-realization" and "self-actualization" as constituting a categorical apparatus educational philosophy', Istoricheskiye, filosofskiye, politicheskiye i yuridicheskiye nauki, kul'turologiya i iskusstvovedeniye. Voprosy teorii ipraktiki, no. 3, pp. 141-144, (in Russian).

Pozharsky, SD (ed.) 2010, Akmeology of success philosophy, St. Petersburg, 300 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.