тупно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков». Эти слова имеют непосредственное отношение к особенностям психологов-консультантов, к их личностно-профессиональному развитию.
Список литературы:
1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека / А.А. Бодалев, Л.А.Рудкевич. - М.: Флинта, 1998. - 167 с.
3. Бодалев А.А. Познание Человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / А.А. Бодалев, Н.А. Васина. -СПб.: Речь, 2005. - 324с.
4. Брюхова Н.Г. Аспекты профессионализма личности, осуществляющей деятельность в особых условиях // Тенденции развития научных исследований / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года. ООО «Компания «Миранда»». - К.: НАИРИ, 2011. - С. 39-41.
5. Брюхова Н.Г. Личностный аспект акме в психологическом консультировании по проблемам жизненного пути // Наука и современность - 2011: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 (11 марта 2011 года) / Под. общ. ред.С.С. Чернова. -Новосибирск: Издательство НГТУ 2011. - С. 271-275.
6. Дергач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: МПСИ, 2004. - 285 с.
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА
© Газизова Л.М.*
Предпринимательский институт психологии и педагогики Астраханского государственного университета, г. Астрахань
В статье автором освещаются психолого-акмеологические аспекты нравственного развития профессионала, анализируются различные подходы к пониманию профессионализации и «нравственного» в личности профессионала, а также структура «нравственного». Автором исследуются особенности нравственного самосознания личности профессионала. Статьей подчеркивается необходимость психолого-акмеоло-гического развития нравственного сознания личности профессионала.
* Студент кафедры Психологии развития, акмеологии.
Формирование нравственно-активной личности - главная задача воспитания и обучения, т.к. от нравственного развития граждан зависит способность совершенствовать все сферы жизни человека.
В российском обществе в данный период наблюдается глубокий нравственный кризис: в условиях неопределенности, риска и «размытых» нравственных норм социальной регуляции поведения [4, с. 10] человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения. Реалии современного российского общества - рыночные отношения, ориентация на инструментальные ценности, американизация жизни, разрушение национального самосознания, основ бытия народа.
При этом, гуманитарное образование, охватывающее комплекс учебных дисциплин, излагающих основы научных знаний о социальной природе человека, а также основы художественной культуры и ее языка, получая снижающийся запрос в сфере оплачиваемого труда, становится менее востребованным и более уязвимым в отношении достижения своей цели - нравственное и эстетическое развитие человека. А безнравственный специалист становится опасным явлением: знания и умения, не подкрепленные нравственными ценностями, применяются в ущерб человеку, обществу и государству. Возникает кризис рациональных знаний, за которым следует кризис нравственности [7, с. 3].
Любое высшее учебное заведение ставит идеалом формирование будущего профессионала, и поэтому становится актуальным изучение становления личности профессионала. Как область научного знания эту отрасль называют акмеологией (от греч. акте - высшая степень чего-либо + логия, букв. наука о вершинах) - совокупность наук, изучающих вершины в развитии отдельного человека и общности людей и условия их достижения.
Эта наука возникла на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических областей научного знания, и она целеустремленно и последовательно выявляет феноменологию, закономерности и механизмы становления человека на ступенях ранней, средней и поздней взрослости как индивида (сложнейшего живого организма), как личности (в этом случае, прежде всего, имеются в виду усвоенные человеком отношения к разным сторонам действительности) и как субъекта деятельности (главным образом как профессионала).
Понятие «акме» является одним из основных в новой научной дисциплине, о которой здесь идет речь. По древнегречески «быть в акме» означает «находиться на высшей ступени» [4, с. 5]. В одних случаях авторы, говоря об «акме», имеют в виду пик здоровья человека, или пик в развитии его как личности, или пик, когда человек как субъект, занимаясь какой-то деятельностью, добивается наибольших для себя результатов. При этом достигаемое человеком акме оказывается ограниченным небольшим временным промежутком.
Другая группа исследователей, освещая проблему акме, имеет в виду более длительный временной период в жизни взрослого человека, когда для последнего характерен высокий уровень работоспособности, и как личность он наиболее граждански активен и вместе с тем творчески продуктивно реализует свой профессиональный потенциал в главной для себя области труда.
И наконец, есть исследователи, например, сначала Н.А. Рыбников, а затем Б.Г. Ананьев и его ученики и последователи А.А. Бодалев, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина и др., которые термин «акме» включают в название раздела науки о развитии человека в онтогенезе [3, с. 2-3]. Именно они науку, комплексно изучающую развитие взрослого человека, назвали акмеологией, подчеркивая при этом, что как раз на ступени взрослости нормально формировавшийся на предшествующих стадиях онтогенеза человек обыкновенно проявляет себя как зрелый индивид, богатая своими связями с действительностью личность и как активный деятель, профессионал. А вершины, на которые поднимается в своем индивидном, личностном и субъектном развитии взрослый человек, представители этой научной школы обычно называют кульминациями или иногда оптимумами.
Анализируя состояние этой области знания, следует отметить, что проблемам личностного становления профессионала в последнее время уделяется большое, но все еще недостаточное внимание. Тем более, что в основном, выделяются свойства, способствующие повышению качества профессиональной деятельности, а на личностные особенности, которые препятствуют этому, практически не обращается внимания.
Таким образом, можно констатировать, что существует не только научный, но и практический запрос на всестороннее исследование становления нравственной личности в профессии на разных этапах ее жизненного пути, выявление условий, при которых это обеспечивает общее развитие личности.
Обычно профессионализацию рассматривают как форму социализации, которую определяют как процесс вхождения индивида в профессиональную среду и усвоение опыта, овладение стандартами и ценностями данного профессионального сообщества, которые вызревают внутри требований более широкой социальной среды.
По мнению А. Деркача и В. Зазыкина [4, с. 112], профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение.
Профессиональное становление личности рассматривается в работах таких авторов как Е.М. Борисова, Е.Н. Волкова, Э.Ф. Зеер, М.В. Каминская
Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. Личность рассматривается как активно преобразующая себя, и только, как следствие этого, и свою профессиональную деятельность [6, с. 4].
Профессиональное становление личности может осуществляться в трех основных формах: личностной, индивидной и индивидуально-психологической (промежуточной). Первая представляет собой ломку старых способов и средств деятельности, установившихся отношений, активным стремлением к новым смыслам жизни, которые потребуют нового уровня психологической регуляции деятельности. Для индивидной формы характерно стремление к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между человеком и требованиями той деятельности, которую он выполняет. Третья форма является промежуточной, переходной между индивидной и личностной. В силу ее появления человек утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, непонимание, как жить дальше. Это обычно происходит на фоне дискредитации всей ценностной системы. Эта стадия не может осуществляться на достаточно протяженном отрезке времени. Либо происходит возврат к индивидной (регресс), либо восхождение к личностной (развитие) формам регуляции. Акмеология же, ориентирующая личность на гуманистическую направленность развития, способна оградить от таких психологических деформаций [4, с. 20].
Становление личности профессионала - это целостный непрерывный процесс, который регулируется на основе как субъективных (внутренних), так и объективных (социальных) факторов, и является частью жизненного пути личности. Оно «запускается» при попадании индивида в ситуации несовпадения наличных возможностей индивида и требований профессии. Когда профессия перестает ставить человека в такие условия, он должен сам находить новые задачи, новые смыслы для дальнейшего своего развития не только как профессионала, но и как субъекта собственной жизни [4, с. 86]. Таким образом, с ростом профессионализма повышается адекватность профессиональных самооценок, но при этом существенно возрастает роль самооценки морально-нравственных качеств, хотя критерии и требования значительно ужесточаются.
Слободчиков В.И. и Исаев Е.И., утверждая, что «человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества», определяют нравственность как личную форму этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро [5, с. 335].
Братусь Б.С. настаивает на том, что приобщение человека именно к общечеловеческим нравственным ценностям является фактором гармонического развития личности [1, с. 21].
Брюхова Н.Г. отмечает, что в процессе психологического консультирования взрослых людей одним из основных аспектов развития индивидуаль-
ного сознания личности профессионала как зрелой личности является рассмотрение и анализ его жизненных проблем в контексте общечеловеческих ценностей. Цель воздействия в психологическом консультировании по проблемам жизненного пути - преобразование качеств психической реальности, а следствием является культурно-продуктивная личность [2, с. 248].
Фонарев А.Р. пишет, что обобщенный психологический портрет личности профессионала несет в себе перечень профессионально важных качеств и состоит из 4-х уровней: 1) индивидуально-исполнительского, или инструментального; 2) индивидуально-психологического; 3) социально-психологического; 4) духовно-культурного [6, с. 35]. Приоритетное значение принадлежит индивидуально-исполнительскому и индивидуально-психологическому уровням, которые составляют ядерные характеристики личности. По мнению автора социально-психологический уровень и духовно-культурный уровень включают в себя периферические качества личности, без которых, однако, личность профессионала не будет целостной, аутентичной. В рамках нашего исследования необходимо отметить, что социально-психологический и духовно-культурный уровни являются условиями формирования инструментального и индивидуально-психологического уровней развития личности профессионала, поэтому на них необходимо обращать внимание в процессе оказания психологической помощи.
Таким образом, знания о психолого-акмеологических аспектах нравственного развития профессионала, подходов к пониманию профессионализации и «нравственного» в личности профессионала, структуры «нравственного», позволяет глубже исследовать особенности нравственного самосознания личности профессионала, и уяснить необходимость психолого-акмеологиче-ского развития нравственного сознания личности профессионала.
Список литературы:
1. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Менеджер, 1994. - 60 с.
2. Брюхова Н.Г. Влияние психологического консультирования по проблемам жизненного пути на совершенствование профессионализма и развитие творческого мастерства производственных специалистов // Практическая психология в образовательной и производственной профессиональной среде: единство и многообразие подходов и методов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. В.В. Люкина. - Глазов. Гос. Пед. Ин-т. - Глазов, 2011. - 316 с.
3. Деркач А.А. Акмеология / А.А. Деркач. - М.: изд-во РАГС, 2004. -299 с.
4. Деркач А.А., Зазыкин В. Нравственная акмеология. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
6. Фонарев А.Р. Психология личностного становления педагога-профессионала: автореф. дисс. ... д-ра психологических наук. - М.: 2007. - 49 с.
7. Юнацкевич П.И., Чигирев В.А., Савенко И.В., Ведмецкая Л.В. Нравственное развитие взрослого человека: основные понятия. Терминологический словарь. - СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009. - 44 с.
МЕНТАЛИТЕТ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ. ИЗ ДЕТСТВА ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ
© Дикарева А.В.*, Короткова Н.И.#
Российский государственный социальный университет, г. Москва
В последнее время все больше внимания уделяется проблеме менталитета. Разные научные направления пытаются выделить его структуру, критерии и особенности. Все чаще ученые говорят о необходимости изучения данной проблемы уже у детей. Именно в детском возрасте закладывается каркас мировоззрения, формируются социальные установки, которые трудно изменяются в течение всей жизни человека. Россия является многонациональной страной, поэтому наиболее актуально рассмотрение межэтнических проблем с точки зрения особенностей менталитета каждой нации.Что хорошо для одной нации, может быть неприемлемо для другой в силу традиций, обычаев, социальных установок и других факторов, которые и составляют основу понятия - менталитет. Поэтому очень важно определить особенности национального менталитета, его слабые и сильные стороны для наиболее безболезненного мирового взаимодействия. Но на данное время так и не выявлено единого подхода к данной проблеме.
В социуме человеку зачастую приходится выстраивать свое поведение определенным образом, согласно определенным социальным ожиданиям. Во многом его поведение обуславливается особенностями менталитета. Понятие «менталитет» происходит от лат. mens, mentis, т.е. образ мыслей. В психологии под менталитетом нередко понимают совокупность социально-психологических установок, привычек, автоматизмов, моделей поведения формирующих особенности восприятия мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. Ментальность личности во многом зависит от доминирующих в обществе ценностей, традиций, взглядов. Большинство из них зачастую основываются на социальные установки, как неотъемлемую часть мировоззрения личности. Поэтому вопрос формирования социальных установок крайне важен на настоящее время,
* Аспирант кафедры Психологии труда, инженерной психологии и эргономики.
* Аспирант кафедры Социальной психологии.