Научная статья на тему 'Аддиктивное поведение как способ адаптации'

Аддиктивное поведение как способ адаптации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
616
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кушнерова Ю. Ю.

В последнее время увеличилось количество молодежи, которая испытывает наркотическую или алкогольную зависимость. Выяснение причин данного феномена и особенностей протекания психических процессов у аддиктивных личностей является важной задачей для дальнейшей профилактики. В нашей статье мы дадим определение адаптации и аддикции, покажем взаимосвязь данных понятий, раскроем особенности процесса адаптации, покажем специфику адаптации у аддиктивных личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аддиктивное поведение как способ адаптации»

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.; СПб., 2001. - 272 с.

3. Бодалев A.A. Познание Человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / A.A. Бодалев, H.A. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

4. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика: учебное пособие для вузов / А.Ф. Бондаренко. - М.: Издательство института психотерапии, 2000. - 368 с.

5. Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат, курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с. - С. 121.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.

7. Психология. Учебник. / Под ред. Дружининой В.Н., 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

8. Мухина B.C. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург: Интерфлай, 2007. - 1072 с.

9. Осухова Н.Г Феномен консультативного взаимодействия: ме^ду идентификацией и обособлением / Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост.: Н.Г. Брюхова, Е.А.Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 127 [3] с. - Ч. 1. - С. 6-17.

10. Осухова Н.Г., Койфман М.В. Теоретическая позиция и практика: сопоставительный анализ двух подходов к консультированию / Индивидуальное психологическое консультирование и психология принятия решений [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-17 октября 2009 г. / сост.: Н.Г.Брюхова, Е.А. Подосинникова; отв. ред. Б.В. Кайгородов. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 125 [3] с. - Ч. 2. - С. 6-17.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СПОСОБ АДАПТАЦИИ

© Кушнерова Ю.Ю.*

Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск

В последнее время увеличилось количество молодежи, которая испытывает наркотическую или алкогольную зависимость. Выяснение при-

* Старший преподаватель кафедры Психологии.

чин данного феномена и особенностей протекания психических процессов у аддикгивных личностей является важной задачей для дальнейшей профилактики. В нашей статье мы дадим определение адаптации и аддикции, покажем взаимосвязь данных понятий, раскроем особенности процесса адаптации, покажем специфику адаптации у аддик-тивных личностей.

Одной из детерминант успешности личности в постоянно меняющемся обществе является развитый механизм адаптации.

Идея о существовании адаптационных процессов впервые была высказана французским ученым Ж. Бюффоном в XVIII в., который считал, что приспособление организмов и из изменения детерминированы воздействием внешней среды.

Явление адаптации изучается учеными разных областей: физиологии, социологии, психологии.

В Психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова адаптация определяется как процесс активного взаимодействия человека с социальной средой, особенностью которого является усвоение норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основное проявление психологической адаптации - взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность [9, с. 12].

Адаптация в зарубежных исследованиях широко изучалась в рамках таких основных психологических школ как психоанализ, гуманистическая школа, функциональная, бихевиористическая.

В рамках психоаналитического подхода выделяется сам процесс адаптации и тот результат, к которому он приводит. Критериями адаптирован-ности служит внутренняя гармония человека, его позитивное отношение к жизни, лабильное отношение к изменениям среды [15].

Представители интеракционизма, описывая феномен адаптации использовали также термины «адаптированность» и «эффективная адаптация». Результатом эффективной адаптации (адаптированности) они считали удовлетворение минимальных потребностей участников системы человек-среда. Адаптированность, в свою очередь, рассматривалась интерак-ционистами как в личной сфере человека, где человек реализует духовное общение с близкими людьми, так и в социально-экономической среде, в которой формируются компетенции, реализуются знания [17].

Функционалисты эффективность адаптации определяют через внутренний показатель самореализации и внешнюю интеграцию личности и среды [14]. Именно гармонизация данных отношений служит целью адаптации.

В отечественной психологии многие авторы придерживаются систем-но-деятельностного подхода, который определяет эффективность адапта-

ции через эффективную деятельность, которая находит свое отражение и в межличностных отношениях, и в предметной деятельности, и фиксирует адаптацию через удовлетворенность субъекта своей деятельностью [5].

Второе направление отечественной науки добавляет к показателю эффективной адаптации помимо эффективной деятельности интеграцию со средой и самореализацию. Последний критерий реализуется только при эффективном взаимодействии с социумом, при этом личность реализует свой потенциал через социально приемлемые способы продуктивной реализации [4].

Проанализировав теоретический материал, можно сделать вывод о том, что только определенным образом упорядоченная деятельность формирует адаптацию, приближение к полюсу чрезмерной активности или неупорядоченность деятельности обуславливает дезадаптацию личности. И на наш взгляд, более перспективным направлением изучения адаптации является полисистемный подход (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Зава-лишина). Так Б.Ф. Ломов писал «ключ к пониманию специфики субъективной формы существования психических явлений (их субъективного характера) лежит, по - видимому, на пути исследования полисистемности существованиячеловека...» [6, с. 71].

Помимо социальной среды выделяют личностные факторы, влияющие на адаптивность и дезадаптивность личности.

Реан A.A. отмечает, что «личностные характеристики во многом определяют успешность или неуспешность адаптации, и в то же время сама эта адаптация является мощным стимулом для развития личности» [10, с. 25].

Kobaza S.C. выделила следующие особенности личности, влияющие на развитие адаптационных изменений и сопротивление неблагоприятным факторам: жизнерадостность человека, влияющая на выносливость и устойчивость. В свою очередь сама выносливость определяется контролем, самооценкой, критичностью. Следующее свойство - это личностная тревожность, т.е. переоценка опасности и недооценка своих адаптационных возможностей, что созвучно с личностной чертой «самоэффективность». Рефлексия определяет через самосознание, самоосмысливание и самоактуализацию контроль и организацию поведения, ведущих к успешной адаптации. Особую роль в процессе адаптации играет мотивационная сфера личности, приводящая к желаемым достижениям, и эмоциональная сфера, которая играет роль оценочную, контролирующую, коррегирующую и мобилизирующую [16, с. 19].

Мельникова H.H. систематизируя и анализируя теоретический материал, относит к адаптивному потенциалу следующие качества личности: толерантность, социабельность, открытость новому опыту, способность к эмпатии, а также гибкость мышления и поведения [8, с. 10].

Рассмотрение аддиктивного поведения как способа адаптации личности к социуму необходимо начать с рассмотрения самого термина «ад-

дикт». В переводе с латинского языка «addicere» он обозначает «способствовать», «благоволить». В настоящее время аддикция определяется как пристрастие к веществу, бесконтрольное стремление к его приему, или стремление практиковать определенный вид деятельности для достижения определенного психического эффекта [3, с. 45].

В нашей работе мы будем рассматривать химические аддикции у юношей, принимающих наркотические вещества и алкоголь.

Долганов Д.Н., выделил в современных исследованиях три направления изучения аддиктивного поведения: изучение причин возникновения аддикции; изучение динамики аддиктивного поведения; способы коррекции аддиктивного поведения. Рассматривая причины возникновения аддиктивного поведения, он особое внимание уделить именно нарушению межличностных отношений личности [2, с. 99].

Для постановки диагноза зависимости от психоактивных веществ выделяются следующие критерии: сильное желание (чувство непреодолимой тяги к веществу), сниженная способность контролировать начало и окончание приема вещества или дозу, состояние отмены при уменьшении дозы или прекращении приема вещества, необходимость увеличения дозы вещества, поглощенность употреблением вещества, продолжающееся употребление вещества вопреки явным признакам вредных последствий [3, с. 46].

Вермсер Л. выделял среди лиц с наркотической аддикцией тех, у кого прием наркотика являлся «попыткой самолечения», «искусственной защитой от непреодолимых аффектов» [1, с. 382]. Kaplan E. & Wieder H. (1974), рассматривая взаимосвязь приема наркотиков и адаптации личности, также считают, что прием психоактивных веществ является самолечением, но при этом подчеркивается ошибочность данного представления аддикта об эффективной адаптации.

Рассматривая возникновение наркотической зависимости, H.A. Соло-вова, Е.С. Калмыкова, М.А. Падун видят причину возникновения в реакции индивида на некоторую непереносимую внутреннюю ситуацию, основной характеристикой которой является интенсивный, постоянно возникающий аффект, например, ярость, стыд, одиночество, тревога, беспомощность. Данный проаддиктивный феномен явился следствием воздействия среды и оказался неразрешимым с помощью имеющегося у индивида арсенала психологических средств [11, с. 74].

Обобщая теоретический материал, C.B. Максимова выделила следующие причины употребления психоактивных веществ: неспособность противостоять давлению группы, справиться с проблемами, преодолеть эмоциональный стресс, подражание взрослым и сверстникам, наличие психоэмоциональных расстройств, а также неразвитость потребностной сферы, отсутствие интересов, смысла жизни, стремление к поиску новых ощущений, рискованному поведению, нравственная незрелость личности, нарушения

социальной микросреды: взаимоотношения с родителями, неправильное воспитание, индивидуально-психологические особенности и нарушения развития личности [7, с. 118].

Наркотик рассматривается также и как способ преодоления человеком психологических проблем дезадаптации, при этом эмпирические исследования показывают выше активность психологических защит, способствующих адаптации в социуме, у наркотических аддиктов в сравнении с людьми, не принимающими психоактивные вещества [12].

Двойственность наркотической аддикции по отношению к процессу адаптации подчеркивают J.N. Despland, L. Monod, F. Ferrero: с одной стороны, прием наркотиков снижает уровень адаптации индивида к окружающей среде, с другой стороны, через прием наркотиков происходит приспособление к действительности, наработка дополнительных защитных механизмов, т.е. разрушая себя, наркозависимые помогают себе адаптироваться, приспосабливаться, выживать [13, с. 22].

Список литературы:

1. Вермсер Л. Психоаналитические размышления об этиологии ком-пульсивного употребления наркотиков // Психоаналитические концепции зависимости / Сост. С.Ф. Сироткин. - Ижевск, 2004. - С. 361-393.

2. Долганов Д.Н. Когнитивная коррекция аддиктивного поведения (на примере алкогольной зависимости) // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 99-109.

3. Калмыкова Е.С., Гаранина М.А., Падун М.А. Роль типа привязанности в генезе аддиктивного поведения: постановка проблемы. Часть I // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 6. - С. 45-53.

4. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крыловой, Л.А. Коростылевой. - СПб.: СПбГу, 1997. - С. 3-19.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1975.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

7. Максимова C.B. Творческая активность у лиц с наркотической зависимостью // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 118-126.

8. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов / Отв. ред. М.А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГу, 2005. - 155 с.

9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. и Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2001.

10. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Прайм - ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 [1] с. - (Психология-лучшее).

11. Соловова Н.А., Калмыкова Е.С., Падун М.А. Личностные предикторы успешности реабилитации наркозависимых // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30. - № 4. - С. 73-86.

12. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. Изд. 2-е, перераб и доп. / Под ред. А.Я. Гриненко. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

13. Despland J.N., Monod L., Ferrero F. Клиническое изучение нарушения адаптации по тесту DSM-III-R. Источник: Schweiz. Arch. Neurol. And Psychiat, 1997. - № 1. - С. 19-24.

14. Festinger L.A Theory of Cognitive Dissonance, Standford, 1957.

15. Hartman H. Ego psychology and the Problem of adaptation. - N.-Y., 1958.

16. Kobaza S.C. Personality and Resistance to illness // American Journal of Community and Social Psychology, 1979. - Vol. 7. - P. 413-423

17. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press. - N.Y.; London, 1968.

НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Малахова О.В.*

Московский государственный университет им. М.А. Шолохова

г. Москва

Статья посвящена рассмотрению проблемы коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста, которые могут являться причиной серьезных психологических отклонений в поведении ребен-ка. Она раскрывает важность своевременного эффективного выявления данного отклонения психологами. Для решения данных диагностических задач предлагается использовать схему.

В Отечественной психологии уделяется достаточно внимания изучению роли общения в детском развитии, формировании поведения ребенка. Эта тема достаточно актуальна в настоящий момент, так как практика показывает, что основные психологические трудности детей связаны именно с нарушением коммуникативного общения. Общение рассматривается М.И. Лисиной как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Живой процесс общения является тем контекстом, в

* Старший преподаватель кафедры Общей и практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.