Грязнов А.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ АДДИКЦИЙ СТУДЕНТОВ В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ
В статье предложен инновационный социально-интегрированный подход к социализации аддик-тивной личности в профессиональном становлении студентов. Показано формирование мотивации на снижение уровня аддикций студентов в их профессиональном становлении.
Ключевые слова: аддикция, аддиктивная личность, профессиональное образование, психоактивное вещество.
Правительство и Президент России вновь вернулись к одной из самых злободневных проблем общества - к проблеме аддиктивного поведения граждан, причем акцентируется внимание на том, что должны быть не запретительные меры, а профилактика этого социального явления. Исследования показали, что трудности адаптации аддиктивной личности к условиям профессионального образования и последующей профессиональной занятости связаны со снижением мобильности, слабой адаптивностью, повышенной тревожностью, боязнью трудностей и уходом от ответственности, что тормозит эффективное профессиональное становление личности будущего специалиста [1-5].
В современных условиях профессиональное становление студента сопровождается воздействием целого комплекса средовых факторов, негативно влияющих на состояние его физического и психического здоровья. Склонность студентов к аддикциям препятствует реализации данной стратегии, снижая успешность и эффективность становления профессионального самосознания и профессиональной идентификации. Это обуславливает необходимость подробного изучения феномена зависимостей у студентов в их профессиональном становлении в контексте измерения и снижения у них уровня склонности к аддикциям. Доля злоупотребляющих психоактивными веществами среди студентов ВУЗов составляет 32,4%.
Цель исследования заключается в экспериментальной разработке, теоретическом обосновании и доказательстве эффективности модели терциарной социализации личности, склонной к аддикции. Изучение склонности к алкогольной и наркотической зависимости (аддиктивные особен-
ности) по тест-опроснику «Склонность к зависимому поведению» В.Менделевича дало результаты, наглядно представленные на рис. 1.
Рис. 1. Уровни аддикций студентов по методике «Склонность к аддикциям», разработанной А.Грязновым, Е.Чеверикиной (выборка 549 человек, студенты АСО, КГЭУ г. Казань, УдГУ
г. Ижевск, БГПУ г. Бирск)
До настоящего времени проблема аддиктивного поведения исследовалась преимущественно в медицинском и социологическом направлении. При этом основной акцент разработок по борьбе с зависимостями делался на лечении уже больных.
Предложенная нами терциарная социализация аддиктивной личности в широком смысле рассматривается как процесс реализации системы психологических, социальных, воспитательных, трудовых и иных мер, направленных на полный отказ от психоактивных веществ с формированием устойчивой антинаркотической направленности личности. Терциарная социализация аддиктивной личности в узком смысле рассматривается нами как процесс реализации социально-психологических мероприятий, в ходе которых происходят изменения: выход аддиктивной личности из специфической социальной группы, в которой превалируют аддитивные ценности; возвращение личности в нормальную социальную среду; приобретение социального статуса; введение в свою личностную систему тех норм и моделей поведения, которые приняты в обществе; возвращение к здоровому образу жизни.
Терциарная социализация аддиктивной личности основывается на приоритете фасилитирующих воздействий и включает следующие структурные блоки:
• содержательный блок, определяющий нормы, ценности, роли, отношения и образ жизни, которые следует транслировать зависимому на стадии социализации;
• организационный блок, определяющий элементы внешней социальной среды (отдельные индивиды, социальные группы, социальные институты либо общество в целом) и факторы, обеспечивающие передачу социального опыта и механизмы его передачи (управление, принуждение, внушение, подражание, фасилитация и т.д.);
• мониторинговый блок, позволяющий определять, какое воздействие оказывает на личность передаваемый социальный опыт и, соответственно, какие психологические изменения происходят в ее внутренней структуре.
Зависимость от психоактивных веществ формируется на четырех уровнях функционирования личности: на психобиологическом, психологическом, социально-психологическом и духовном. Отсюда следует, что и воздействие должно осуществляться на эти четыре составляющие, реализующие главный принцип: единство медико-биологических и социально-психологических методов целевого воздействия на аддиктивную личность. При этом должны соблюдаться следующие педагогические условия: установление долгосрочного контакта с аддиктивной личностью; обеспечение доступности и психологической комфортности для профилактики; комплекс социально-психологических воздействий должен быть направлен на формирование мотивации к здоровому образу жизни, бытийных ценностей и потребностей.
Современные концепции воспитания, а также реальная практика воспитательной деятельности недостаточно учитывают особенности лиц, склонных к той или иной зависимости. Важная роль среди этих особенностей принадлежит мотивационным процессам, связанным с мотивацией изменения аддиктивного поведения, мотивацией злоупотребления психоактивными веществами, отказом от их употребления и ведением здорового образа жизни.
Сказанное выше демонстрирует необходимость разработки новой модели комплексного социально-психологического воздействия на аддик-тивную личность, которая бы позволила снижать уровень аддикций у студентов. Ее сущность заключается в замене биологических потребностей в употреблении психоактивных веществ на личностно и социально значимые. То есть, минимизация и нейтрализация патологических личностных статусов и активизация функционирования нормативных (в частности -
статуса компетентного, конкурентоспособного специалиста). Методологическими основаниями модели снижения уровня аддикций послужили:
• идеи культурно-исторической концепции Л.Выготского о социальной детерминированности психики, данная методологическая позиция предполагает исследование становления личности в процессе и на различных этапах ее социализации;
• идеи Б.Ананьева о социализации как процессе социального и профессионального становления личности, определяющем психологическую структуру направленности и активно влияющем на ее субъективно-целостный внутренний мир;
• идеи и концепции, описывающие процессы ценностной регуляции поведения, межличностных взаимоотношений (А.Бодалев, А.Журавлев, А.Петровский, М.Рогов, Р.Шакуров, В.Ядов).
Модель снижения уровня аддикции у студентов представляет собой сложный и многогранный процесс, цель которого - полный отказ от употребления алкоголя и других психоактивных веществ, ведение здорового образа жизни. В ней изложены понятия, задачи, средства, условия, механизмы, агенты и факторы снижения уровня аддикций. Под понятием «снижение уровня аддикций» студентов в широком смысле мы понимаем изменение уровня склонности студентов к той или иной зависимости, социально-психологическое воздействие на них, при котором происходит изменение основных потребностей, а также процесс обучения студентов навыкам принятия и осмысления бытийных ценностей.
Преодоление склонности к зависимости - это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и достигнуты определенные изменения, направленные на психологическую коррекцию аддиктивной личности: на когнитивном уровне - это признание себя склонным к зависимости и ослабление психологических защит отрицания и рационализации; на уровне самосознания - это развитие положительной самооценки и самоуважения, развитие позитивного самоотноше-ния; на эмоциональном уровне - это комплексная коррекция аффективных нарушений через умение управлять своим психическим состоянием; на уровне поведения - это изменение стиля и образа жизни, воздействие на среду склонной к аддикции личности; на мотивационном уровне - создание и укрепление мотивов, альтернативных влечению к алкоголю, наркотикам и другим зависимостям.
Модель снижения уровня аддикций включает блок «Средства» (учеб-
но-воспитательная деятельность ВУЗа, студенческое самоуправление, пси-холого-педагогическая подготовка преподавателей). Блок «Психологопедагогические условия» преодоления склонности к зависимости от психоактивных веществ у студентов включает саморегуляцию, интеграцию в позитивно направленные общение и деятельность, социальную поддержку. В модели также представлены механизмы: внешние (влияние социальных потребностей, ценностей, отношений, норм, социальное и воспитательное влияние ВУЗа, влияние социальной микросреды, воспитательное влияние преподавателя) и внутренние (освоение социальных потребностей, ценностей, норм, отношений, освоение образовательного и социокультурного пространства ВУЗа, конструирование взаимодействия с социальной микросредой, конструирование взаимодействия с преподавателем). Установлены факторы: внешние (социальные потребности, ценности, отношения, нормы; образовательное и социокультурное пространство ВУЗа; социальная микросреда; личность преподавателя) и внутренние (мотивационная сфера личности: потребности; ценности; мотивы; отношения; направленность личности: гражданская; профессиональная; индивидуально-личная).
Мотивация снижения уровня аддикции - динамическое многоуровневое образование, имеющее сложную многомерную структуру, являющуюся производным компонентом мотивационного уровня. Данная мотивация - это побуждение личности по включению в процесс изменения себя, переход от регуляции зависимого поведения с помощью внешних факторов к саморегуляции, от внешней к внешне - внутренней мотивации снижения уровня аддикции.
Нами выделены когнитивные и поведенческие предикторы, являющиеся наиболее важными компонентами в структуре мотивации. К когнитивным предикторам мотивации снижения уровня аддикции относятся: признание себя зависимым (склонным к той или иной зависимости); амбивалентное отношение к зависимости; общая самоэффективность и самоэффективность воздержания от употребления психоактвных вещество (ПАВ) в ближайшем будущем. К поведенческим относятся стратегии совладеющего с аддикцией поведения и настойчивость в достижении цели по снижению уровня аддикции, связанной с полным или частичным отказом от употребления ПАВ.
Направленное перманентное социально-психологическое воздействие на указанные предикторы может повысить мотивацию снижения уровня аддикции у студентов, тем самым повысит эффективность и качество их профессионального становления. Нами были разработаны модули
социально-педагогического воздействия, направленного на снижение уровня аддикций, представленные на рисунке 2.
Рис.2. Средства социально-психолдогического воздействия на аддиктивную личность для
снижения уровня аддикций
При социально-психологическом воздействии на студентов необходимо соблюдать следующий алгоритм:
1) установление коммуникативного воздействия;
2) минимизация и нейтрализация патологических статусов, способствующих развитию склонности к употреблению психоактивных веществ;
3) обучение студентов умению формировать основные потребности, обретать бытийные ценности, способности реализовывать потенциал и умению выражать себя и развиваться в своем стиле и своем алгоритме, особенно в начальный период их профессионального становления;
4) фиксации личности в нормативных личностных статусах, обучение контролю над актуализацией патологического личностного статуса, перевод актуальной личностной позиции из фазы формирования патологической части в нормативную, оказание помощи в раскрытии и обеспечении функционирования нормативных личностных статусов [6; 7].
Результаты эмпирического исследования показали, что у 23,1% студентов высокий уровень склонности к алкогольной зависимости, у 58,7% - средний уровень, а нет склонности к алкогольной зависимости только у 18,2% студентов. Результаты исследования наркотической зависимости среди студентов показали, что высокий уровень наблюдается у 26,9%
студентов, средний - у 55,8%, а отсутствие склонности к наркотической зависимости - у 17,3%. Высокий уровень склонности к аддиктивному поведению в целом показывают 19,2% студентов, средний - 70,2%, и только 10,6% студентов не склонны к аддиктивному поведению.
В рамках изучения склонностей к зависимостям было проведено исследование аутоагрессивного поведения студентов, склонных к зависимости. Выявлено, что студенты с аутоагрессивным поведением более склонны к зависимостям по сравнению со студентами, у которых преобладает гетероагрессия. В ходе проводившихся исследований было также выявлено, что личностные профили склонных к алкоголю и наркомании и больных алкоголизмом и наркоманией, полученные по методике СМИЛ, имеют выраженное сходство, которое будет усиливаться, если не предпринимать меры по профилактике аддикций. В индивидуально-психологических и ад-диктивных особенностях зависимой личности, определяющих ее поведение, имеется специфика, выражающаяся в депрессивном стиле мышления, чертах нонкомформизма, лживости, манипулятивном стиле общения с окружающими. В результате проведенного исследования разработан алгоритм профилактики аддикций у студентов, представленный на рисунке 3.
Рис. 3. Алгоритм профилактики аддикций у студентов
Таким образом, полученные данные свидетельствуют об актуальности проблемы профессионального становления студентов, склонных к ад-дикции. Современная ситуация развития общества настоятельно требует построения психолого-педагогической профилактики и консультирования в области профессионального образования, ранней диагностики и предупреждения отклоняющегося поведения, аномального развития студентов и
молодежи. Приведённые меры позволяют своевременно выявить и исправить указанные отклонения примерно в 30% трудных случаев, а значит поставить на рынок труда больше трудоспособных, высококвалифицированных специалистов.
Источники
1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.
2. Карпов А.М. Профилактическая психолого-педагогическая программа «Шаг за шагом к сознательной трезвозти» (профилактика наркотизации «трудных» подростков на основе психологической самозащиты от агрессивной наркогенной среды). М.: Изд-во ООО «Прополиграф», 2010. С. 29-35.
3. Менделевич В.Д. и др. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов. Казань: РЦПНН при КМРТ, 2002. 240 с.
4. Немчин Т.А. Личность и алкоголизм. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. 192 с.
5. Шайдукова Л.К. Гендерная наркология. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2007. 287 с.
6. Грязнов А.Н. Терциарная социализация аддиктивной личности. Казань: Медицина, 2007. 91 с.
7. Грязнов А.Н., Чеверикина Е.А., Асылова З.Р. Становление личности в профессиональном образовании: психолого-медицинский аспект. Казань: Медицина, 2009. 151 с.
Зарегистрирована 21.07.2011 г.