Научная статья на тему 'Психологическое значение образов родителей в клинике аддиктивных расстройств'

Психологическое значение образов родителей в клинике аддиктивных расстройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЕ АДДИКЦИИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗЫ РОДИТЕЛЕЙ / CHEMICAL ADDICTIONS / CHILD-PARENT RELATIONS / PARENT IMAGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подгайская Инна Генриховна

В статье дан обзор различных точек зрения на этиологию химических аддикций. Среди факторов, влияющих на развитие аддиктивного поведения, выделяются психо-социальные факторы, прежде всего отношения с родителями. Теоретически обосновывается необходимость учета как актуальных отношений зависимых больных с родителями, так и их представлений о родителях для повышения эффективности программ лечения и реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological signifi cance of images of the parents in the clinical symptoms of addictive disorders

Th e article focuses on diff erent views on the etiology of chemical addictions. Among factors infl uencing the development of chemical addictions there are the psychosocial ones, primarily the relations with parents. Th e author provides theoretical grounds for taking into account relevant relations between addicted patients and their parents as well as their views of parents in order to make therapeutic regimens and rehabilitation programs more effi cient.

Текст научной работы на тему «Психологическое значение образов родителей в клинике аддиктивных расстройств»

И. Г. Подгайская

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ РОДИТЕЛЕЙ В КЛИНИКЕ АДДИКТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Героиновая зависимость, наряду с алкоголизмом, является наиболее распространенной и социально значимой болезнью аддиктивного круга. По оценкам экспертов, только в 2008 г. в России насчитывалось более 3,5 миллионов наркозависимых, большинство из которых — молодые люди. По данным ВОЗ, в мире 10-12% мужского населения и 3-5% женского являются зависимыми от алкоголя. От заболевания страдает не только сам индивид, но и его ближайшее окружение, прежде всего семья, что еще более расширяет круг лиц, косвенно вовлеченных в болезнь. Несмотря на существующие программы по лечению и реабилитации, число зависимых от психоактивных веществ с каждым годом растет. Этот факт, а также влияние заболевания на социальное и экономическое положение больного, недостаточная эффективность программ по лечению и реабилитации обусловливают актуальность обращения к теме химических аддикций.

В настоящее время отсутствует единая психологическая теория возникновения химических зависимостей. Исследования, посвященные этой теме, связаны главным образом с изучением предрасположенности к злоупотреблению психоактивными веществами. До недавнего времени акцент делался на биологических и социальных факторах формирования аддикции, сейчас все более принимаются во внимание психологические составляющие.

Среди психо-социальных факторов большинство исследователей выделяют семью.

Значительная роль родителей в последующем формировании психопатологии индивида подчеркивается представителями многих психологических школ. В нашем кратком обзоре ограничимся рассмотрением взглядов последователей психодинамического направления.

В психоаналитическом подходе основное внимание уделяется матери, фигура отца рассматривается, в основном, когда речь идет об эдиповом комплексе. В теории З. Фрейда [1] и мать, и отец являются для индивида неким вместилищем энергии базовых влечений, идеализирующих и агрессивных проекций, а личность каждого из них практически не принимается во внимание. Последующие психоаналитические теории все более подчеркивают роль личностных особенностей матери в формировании личности индивида на ранних этапах развития, возможно, даже переоценивая ее вклад.

R. Spitz [2], исследуя эмоционально депривированных детей, констатирует тот факт, что особенности материнского поведения служат источником нарушений в сфере здоровья ребенка. M. Mahler [3] описала формирование личности ребенка в процессе диадных отношений «мать—дитя». С ее точки зрения, несвоевременная сепарация ребенка от матери, обусловленная ее неудачной адаптацией к его меняющимся потребностям, может привести к развитию серьезной психопатологии.

© И. Г. Подгайская, 2011

|. Bowlby [4] рассматривает мать как незаменимый объект привязанности. Стереотипы взаимодействия, сформированные в детстве при общении с ближайшим окружением, особенно с матерью, усваиваются индивидом как внутренние модели отношений и сохраняются в его последующих взрослых интеракциях.

R. Fairbaim [5] рассматривает реальные взаимодействия с первичными объектами как детерминанту внутренних объектных отношений индивида и его дальнейшего поведения в социуме.

Н. Loewald [6] пишет о важности для индивида представлений себя и внешних объектов, развивающихся из интернализации моделей взаимодействий матери и ребенка на ранних этапах своего развития. Интернализованные модели и составляют основу психической структуры индивида.

М. Кляйн [7] считает, что интернализация у младенца образа «плохой» или «хорошей» матери приводит к появлению внутренних объектов. В построении объектных отношений, по Кляйн, первична внутренняя динамика индивида, а не актуальные отношения с ближайшим окружением.

Согласно Х. Кохуту [8], искажения, присутствующие на ранней стадии объектных отношений, ведут к формированию патологии личности и не позволяют перейти к эдиповым желаниям и конфликтам. Для нормального развития личности необходим достаточно высокий уровень эмпатии в отношениях матери с ребенком, подчеркивает Кохут.

Некоторые авторы полагают, что при общении с матерью ребенок учится конструктивно проживать различные эмоции. Ш. Вюп [9] считает, что матери необходимо уметь адекватно отражать все разнообразие человеческих эмоций, научая ребенка справляться с ними. Иначе непереработанные эмоции могут становиться источниками психопатологии, в частности привести к развитию аддикций.

Как пишет Э. Сэбшин [10], «использование химических веществ может временно изменить регрессивное состояние, усиливая защиты Эго, направленные против мощных аффектов, таких как гнев, стыд и депрессия».

Л. Додс [11] утверждает, что при аддиктивном поведении человек сознательно и бессознательно активно пытается восстановить чувство внутреннего могущества и контроля. То есть употребление психоактивных веществ можно рассматривать как своеобразный способ «самолечения» для аддиктивных больных.

S. В1аИ [12] выделяет в качестве приобщения к употреблению психоактивных веществ такие факторы как потребность в контейнировании агрессии, желание удовлетворить стремление к симбиотическим отношениям с материнской фигурой, желание ослабить депрессивное состояние.

Х. Гартманн [13] считает, что определенные функции Эго (процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие и многое другое) доступны с рождения, а не рождаются из конфликта с матерью и что они принадлежат «свободной от конфликта зоне». Адаптация, согласно Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Эго. Он указывает, что иногда позднее развитие Эго компенсирует «плохие» ранние объектные отношения, и наоборот, так называемые «хорошие» объектные отношения могут стать препятствием для развития, если ребенок не использует их для укрепления Эго, а остается зависимым от объекта. Адаптивный процесс регулируется со стороны Эго. В этой связи аддиктивное поведение может рассматриваться

как средство, повышающее уровень адаптированности, путем разрядки напряжения, возникающего под давлением влечений.

Все упомянутые выше авторы подчеркивают существенное влияние интернали-зованного материнского образа на особенности адаптации индивида в социуме в течение всей жизни. Зависимость, с их точки зрения, возникает в качестве компенсации проблем с адаптацией индивида.

Фигуре отца, как уже отмечалось, уделяется в литературе гораздо меньше внимания, чем фигуре матери, хотя его вклад в развитие и последующее функционирование индивида оценивается как значительный. М. Mahler [3] подчеркивает, что младенец воспринимает отца еще с доэдипального периода, а именно с первых месяцев жизни. Насколько дистанцированной фигурой будет для ребенка отец, зависит прежде всего от его личностных характеристик, а также от взаимоотношений в системе «отец — мать». Отец играет важную роль в эмоциональном и когнитивном развитии ребенка, он помогает ему в процессе отделения от матери, поощряя его растущее стремление к самостоятельности.

D. Rosenfeld [14] видит роль отца в структурировании внутреннего мира ребенка, контейнировании детских страхов.

E. Abelin [15] отметил, что обращение к отцовской фигуре происходит у ребенка в конце первого года жизни. В это время отец становится вторым после матери отдельным значимым объектом, возникают триадические и диадические отношения («мать — отец», «мать — дитя», «отец — дитя»), что чрезвычайно важно для формирования образа «Я» ребенка, его идентичности.

R. Furman [16] считает значительным вклад отца в формирование более гибкого и реалистичного суперэго ребенка. Отец моделирует для ребенка позитивное отношение к труду, творчеству. В отсутствие отца снижается самооценка ребенка.

Интернализованный образ отца, по мнению авторов, обусловливает дальнейшее поведение индивида в социуме, его стремление к саморазвитию, творчеству, формированию идентичности.

В свете рассмотренных выше точек зрения становится понятной важность родительских образов в представлениях зависимого больного и их влияние на его жизнь. Несмотря на то, что аддикт строит свои отношения с внешним миром, опираясь на имеющиеся у него внутренние устойчивые паттерны, актуальные отношения с родителями могут модифицировать этот процесс, создавая существенные помехи для процесса лечения и реабилитации, вызывая у больных сильные негативные эмоции, провоцируя их на возобновление употребления психоактивных веществ. Для успешности реабилитационного процесса необходим учет актуальных отношений больных с их родителями.

В литературе такие отношения описываются как феномен созависимости, или один из видов симбиотических отношений в семьях зависимых. Имеются два полярно противоположных взгляда на роль симбиотических отношений во взаимодействии родителя и ребенка. С. В. Березин [17] рассматривает наличие симбиоза как необходимое условие для установления эмоциональной близости и взаимопонимания в семье. Г. Аммон [18] считает симбиотические отношения индивида после определенного возраста препятствием к формированию границ «Я» ребенка. Несформированность внешних границ «Я» обусловливает последующую дезадаптацию индивида в социуме и его склонность к поддержанию симбиотических отношений. Е. В. Емельянова [19] выделяет четыре вида симбиотических отношений:

— растворение своей психологической территории в территории партнера;

— поглощение психологической территории партнера;

— разрушение психологической территории объекта любви;

— необходимость «отражения» в значимом другом.

Созависимость родственников препятствует выздоровлению зависимого больного. Даже когда источник стресса прекращает свое влияние, считает И. А. Горьковая [20], созависимый человек продолжает действовать в окружающей его среде так же, как если бы угроза угнетения продолжала существовать. Приобретаются вторичные выгоды, которые выступают в качестве мощных детерминант внутрисемейных отношений. У больного, в зависимости от ситуации в семейной системе, может возникнуть потребность либо в разрыве симбиотических отношений, либо в их поддержании. Если эти потребности будут фрустрированы членами семьи, вероятно прерывание ремиссии в период реабилитации.

Необходимость учета отношений зависимого с родителями подтверждается исследованиями эффективности семейной терапии в лечении химических аддикций. M. Stanton [21] отмечает, что программы по лечению наркозависимых, включающие семейную психотерапию, более эффективны, чем программы, исключающие семью из процесса терапии.

Изучив результаты исследований эффективности психотерапии, H. Liddle и G. Dakof [22] обнаружили, что различные виды семейных интервенций способствуют вовлечению и удержанию пациента и его семьи в терапевтическом процессе, значительно снижают употребление психоактивных веществ и другое проблемное поведение, улучшают социальное функционирование. Авторы делают вывод о том, что семейная терапия более эффективна, чем терапия без семьи, но предостерегают от переоценки данного открытия, ссылаясь на методологические ограничения и небольшое количество исследований.

Апробация психообразовательной программы реабилитации на родителях подростков с героиновой наркоманией, описанная С. Б. Ваисовым [23], показала, что эффективные результаты, проявляющиеся у пациентов в виде ремиссии длительностью больше 1 года, достигались в семьях, где родители принимали участие в лечении на всех этапах программы.

Таким образом, с нашей точки зрения, строить эффективные программы реабилитации, в частности, связанные с гармонизацией микросоциального взаимодействия зависимого больного, можно, только опираясь на понимание существующих представлений о родителях у зависимых больных.

В исследовании представлений о родителях целесообразно использовать клиникопсихологический и экспериментально-психологический методы. Клинико-психологические данные позволяют выявить такие устойчивые характеристики как актуальные отношения родителя и ребенка, характер семейных отношений, наличие семейного конфликта и др., противопоставив их ситуационным трудностям, возникающим у зависимого и его родителей на различных этапах ремиссии.

В экспериментально-психологическом исследовании возможно использование проективных методов, например, «Семантический дифференциал», «Незаконченные предложения», «Цветовой тест отношений», «Рассказ о родителях», что позволяет в большей степени вскрыть глубинные отношения больных с родительскими фигурами, избежать влияния социально желательных установок больных, а также мотивационных искажений.

Литература

1. Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного: Сб. произведений / сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. С. 123-199.

2. Spitz R. The First Year of Life. New York: Int. Univ. Press, 1965. 318 p.

3. Mahler M. S., Pine F. & Bergman A. The Psychological birth of the human infant. New York: Basic Books. Main TF, 1975. 120 p.

4. Bowlby J. Loss, Sadness and Depression // Bowlby J. Attachment and Loss. New York: Basic Books, 1980. Vol. III. 462 p.

5. Fairbairn R. W. An Objekt-Relations Theory of the Personality. New York: Basic Books, 1952. Р. 3-27.

6. Loewald H. Instinct theory, object relations and psychic structure formation // Journal Am. Psychoanal. Assoc. 1978. Vol. 26. P. 493-506.

7. Кляйн М., Айзекс С., Райвери Дж., Хайман П. Развитие в психоанализе. М.: Академический проект, 2001. 512 с.

8. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 316 с.

9. Bion W. R. Learning from Experience. London: Karnac Books, 1962. 116 p.

10. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, пер. с англ. Р. Р. Муртазина. М.: Класс, 2000. С. 13-27.

11. Додс Л. М. Психическая беспомощность и психология аддикции // Психолгия и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга, пер. с англ. Р. Р. Муртазина. М.: Когито-Центр, 2000. С. 151-164.

12. Blatt S. J. Psychological assesment of psychopatology of opiod addicts / Blatt S. J., Berman W., Bloom-Feshback S., Sugerman A., Wilber C., Kleber H. // Journal New Ment. Dis. 1984. Vol. 172. P. 937-971.

13. Хартман Х. Эго-психология и проблема адаптации. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 160 с.

14. Rosenfeld D. Psychic changes in the paternal image // Int. Journal Psychoanal. 1992. Vol. 73. P. 757-771.

15. Abelin E. Triangulation, the role of the father and the origins of core gender identity during the rapprochement subphase // Rapprochement: The Critical Subphase of Separation-Individuation / eds R. F. Lax, S. Bach, J. A. Burland. New York, 1980. Р. 151-169.

16. Furman R. A. The Father-child relationship // The Course of Life / eds S. I. Greenspan, G. H. Pollack. Madison, 1991. Vol. III. Р. 221-234.

17. Березин С. В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и соза-висимости. М.: МПА, 2001. 191 с.

18. Аммон Г. Динамическая психиатрия. СПб.: Изд-во Психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, 1995. 200 с.

19. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях: принципы и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2004. 368 с.

20. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психол. журнал. 1994. № 2. С. 57-65.

21. Stanton M. D., Shadish W. R. Outcome, attrition, and family-couples treatment for drug abuse: A meta-analysis and review of the controlled, comparative studies // Psychological Bulletin. 1997. Vol. 122, N 2. P. 170-191.

22. Liddle H. A., Dakof G. A. Efficacy of family therapy for drug abuse: Promising but not definitive // Journal of Marital and Family Therapy. 1995. Vol. 21. P. 511-543.

23. Ваисов С. Б. Психообразовательный подход в реабилитации родителей подростков с героиновой наркоманией: автореф. дисс ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 18 с.

Статья поступила в редакцию 28 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.