ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И АКМЕОЛОГИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
© Брюхова Н.Г.*
Институт педагогики, психологии и социальной работы Астраханского государственного университета, г. Астрахань
В статье выявляются психологические особенности развития и ак-меологизации людей зрелого возраста. Для этого рассматриваются проблемы зрелости как наиболее продолжительный период онтогенеза. Анализируются вопросы становления и развития личностной и профессиональной зрелости. Акцентируется внимание на динамике ак-меологизации личности зрелого человека.
Психология развития - это раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности [1]. Психология развития как отрасль психологии изучает психологические изменения человека по мере взросления. При этом психология развития характеризуется целостным подходом к исследованию и рассмотрению, анализу и описанию процесса развития человека.
В рамках психологи развития акцентируется внимание на всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительст-ву, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть (геронтопсихология); описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития на каждой из стадий развития человека [5]. При соотнесении основных понятий утверждается, следующее. Развитие (необратимый закономерный процесс, направленный на изменение), созревание (процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума) и рост (процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции) взаимосвязаны следующим образом - изменения количественные служат основой для развития качественных изменений, при этом важен учет психогенетических наследственных особенностей [9].
В психологии развития понятие «развитие» рассматривается как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, и собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и этапов, и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности [5, 7, 9].
В рамках психологии развития чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.
* Доцент кафедры Психологии развития, акмеологии, кандидат психологических наук.
По широте охвата проблем, задач и вопросов, по глубине анализа и систематизации информации на настоящий период психология развития как раздел психологии является наиболее полным, и очень полезным не только студентам, обучающимся психологии, научным сотрудникам, практикующим психологам, но, и ученым, предпринимающим попытки дальнейшего изучения феноменологии развития человека.
Большой и значимый вклад психология развития вносит в исследования феноменологии психологического развития человека в направлении достижения им наивысших личностных, профессиональных и творческих вершин на этапе зрелости. Актуальность таких исследований неоспорима, так как от того, как ориентировано на успешность будет развиваться взрослый человек, зависит процесс развития всего нашего общества. В связи с этим учеными и практиками, в рамках акмеологии исследуют, выявляют и устанавливают объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности развития человека в процессе достижения им вершин личностного и профессионального совершенствования, успеха в своей деятельности.
Акмеология как научное направление, изучающее феноменологию развития человека, его наивысшие личностные и профессиональные достижения на этапе зрелости, выявляет особенности «акмео-личность» со-цикультурного бытия человека, ею исследуются как аспекты творческого профессионального самосовершенствования человека, так и аспекты его непосредственной профессиональной социализации [3].
Акмеологизация является одним важным фундаментальным фактором профессиональной социализации молодых и взрослых людей, стремящихся к достижению высокого профессионализма и постижению творческого мастерства [4, 6]. На пересечении процессов душевного, духовного, личностного и профессионального развития личности зрелого человека формируется его акмеологическая культура [10].
Акмеологизация, акмеологическая культура невозможны без обретения человеком личностной зрелости - самостоятельности и ответственности за принятие жизненных и профессиональных решений, как способности определить свою зону ближайшего развития и личностного роста, как стремления расширить пространство саморазвития. В процессе акмеологизации личностная зрелость должны явиться основанием для профессиональной зрелости как готовности человека к творческой профессиональной деятельности, опирающейся на гуманистическую направленность личности, профессиональную компетентность, творческое мастерство, и устойчивую мотивацию к совершенствованию навыков профессиональной деятельности [6, с. 22].
Зрелость (взрослость) - наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся стремлением к достижению наивысшего развития душевных и духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Зрелость человека и вершина этой зрелости («акме») - это многомерное состояние взрослого человека, охватывающее значительный этап
его жизни и показывающее, насколько он состоялся (как физический индивид, как гражданин, как личность, как специалист в какой-то области деятельности, как супруг, как родитель и т.п.) [3, 10].
Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. Психологи разделяют зрелость на три этапа: молодость как ранняя зрелость (25-35 лет), расцвет как средняя зрелость (35-45 лет) и собственно зрелость как поздняя (45-60 лет) [4, 5, 9].
Зрелость характеризуется ответственностью и потребностью в заботе о других людях, наиболее полной самореализацией, самоактуализацией и акмеологизациеи как самодеятельностью человека по достижению им вершин психофизиологического и психического, физического и личностного, профессионального и социального, духовного и душевного развития, в том числе - самообразование и самообучение, самовоспитание и саморазвитие, самопросвещение и самопрофилактика.
Зрелость отличается способностью к активному участию в жизни общества, к эффективному использованию знаний и способностей, к близости с другим человеком. У человека зрелого возраста преобладают свои идеалы, ценностные ориентации, личностные смыслы, так как они уже обусловлены и скорректированы его жизненные опытом и уже устоявшимися субъективными воззрениями на жизнь и ее смысл.
В зрелом возрасте самостоятельность и ответственность за принятие жизненных и профессиональных решений, способность определить свою зону ближайшего развития и личностного роста, стремление расширить пространство саморазвития, согласовывается с готовностью к творческой деятельности, опирающейся на профессиональную компетентность, профессионально-грамотное мастерство, гуманистическую направленность личности, устойчивую мотивацию к совершенствованию навыков в профессиональной жизнедеятельности. То есть личность зрелого человека гармонизирует соотношение личностной и профессиональной зрелости.
В рамках психологии развития и акмеологии исследуются, выявляются и характеризуются и специфические особенности этапов периода зрелости. Если ранняя зрелость характеризуется установлением близких, интимных личностных связей и отношений с другим человеком, началом активной профессиональной деятельности, первыми успехами в деятельности и общении, то в период поздней зрелости человек характеризуется уже установленными личностными связями и отношениями, достигнутыми успехами в деятельности и общении. Если в ранней зрелости особое значение имеет создание семьи, рождение и воспитание детей, то в поздней зрелости главным является успокоенность. Известно, что если «собственно зрелый» человек характеризуется, с одной стороны, наличием положительных эмоций и чувства долга, а с другой стороны, способен к саморазвитию, самоактуализации, самообразованию, то есть к акмеологизации [6, с. 121], то он, долго не старея, продолжает свое участие в социальной жизни.
Центральной темой среднего возраста является генеративность как способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, стать более продуктивным; проявляется в потребности и желании, стремлении и возможности влиять на последующие поколения через собственных детей, через практический и теоретический вклад в развитие общества.
В период средней зрелости, происходит переоценка целей и притязаний. Этот период расцвета как «кризиса средины жизни» характеризуется разрешением противоречий между поставленными целями и мечтами, выработанными жизненными позициями и идеалами, в молодости (которая, по мнению отечественных авторов, может длиться до 30-40 лет) и действительностью, которая зачастую может вызывать и вызывает и внутренние противоречия. Обостряющиеся противоречия в развитии личности могут явиться мощной силой для развития человека и его деятельности и сопровождаться повышением творческой активности, ростом числа достижений и в период с 40 до 55 лет [4, 8].
Акмеориентированное саморазвитие стремящихся к личностному достижению высокого профессионализма и постижению творческого мастерства людей зрелого возраста обусловлено их акмеологической культурностью как личностным качеством, обеспечивающим эффективность ак-ме-ориентированного саморазвития, и акмеологизацией как самодеятельностью для достижения вершин мастерства.
Ученые последовательно развивая человекознание практически доказали правильность и перспективность изучения человека как целостности, как целостного феномена [1]. Уже разработан и успешно применяет акмеологиче-ский подход в исследовании проблем различного характера - профессиональной деятельности, личностного развития, творческой самореализации, оптимизации в различных сферах социальной практики и других. В них неизменно в центре акмеологического исследования оказывается целостный социальный субъект индивидуального или группового характера, который включен во все многообразие реальных связей и отношений. Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования, и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости.
Таким образом, в науке и практике показывается, какие психологические особенности ориентируют людей зрелого возраста на максимальную успешность личностного и профессионального саморазвития. Рассматриваются проблемы зрелости как наиболее продолжительного периода развития психики. Анализируются некоторые проблемы становления и развития личностной и профессиональной зрелости. Обращается внимание на ориентацию самостоятельной деятельности зрелого человека для достижения вершины личностного и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
Теперь представляется важным и возможным исследование дополнительные ресурсы оказания психологической помощи зрелым людям в процессе их акмеориентированного саморазвития. В качестве таких ресурсов могут выступать психологические консультации и тренинги, которые могут быть
эффективными, если они будут строиться с гуманистических позиций, ориентироваться на акмеологизацию, и основываться на актуализации акмеологи-ческой культуры взрослых людей. Такая работа должна будет способ гармонизации соотношение личностной и профессиональной зрелости, приводит и к внутренней и внешней согласованности личность зрелого человека.
Список литературы:
1. Акрушенко A.B., Ларина O.A., Катарьян ТВ. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272с.
3. Бодалев A.A. Познание Человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / A.A. Бодалев, H.A. Васина. - СПб.: Речь, 2005. - 324 с.
4. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 272 с.
5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
6. Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: краткий курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. - 460 с.
8. Практическая психология: учебник / под ред. М.К. Тутушкиной. -СПб.: «Дидактика Плюс», 1999. - 336 с.
9. Психология человека от рождения до смерти / под. ред. A.A. Реан. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с.
10. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс; пер. с англ. A.B. Лызлова; под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 416с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ
© Гера Т.П.*
Дрогобычский государственный педагогический университет им. Ивана Франко, Украина, г. Дрогобыч
Статья посвящена проблеме психологического сопровождения лич-ностного развития будущих инженеров-педагогов на подготовительной
* Старший преподаватель кафедры Психологии.