Глухова Л.В.
СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Gluhova L. V.
THE STRUCTURAL APPROACH TO MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE
Ключевые слова: модель конкурентоспособности предприятия, методы структурного анализа и синтеза, управление конкурентоспособностью на основе методов структурного анализа и синтеза.
Keywords: model of competitiveness of the enterprise, methods of the structural analysis and synthesis, management of competitiveness on the basis of methods of the structural analysis and synthesis.
Аннотация
В статье рассматриваются возможности развитие предприятия для обеспечвния конкурентоспособностьи на рынке производства металлоконструкций. Рассматриваются требования к параметрам качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятия.
Abstract
In article possibilities development of the enterprise for обеспечвния конкурентоспособностьи in the manufacture market металлоконструкций are considered. Requirements to parame-tres of quality of let out production and competitiveness of the enterprise are considered.
Под конкурентоспособностью предприятия автор понимает способность его эффективного функционирования на рынке. За показатель эффективности предлагается принять занимаемую долю рынка. В общем виде модель конкурентоспособности предприятия может быть представлена в виде функции многих переменных, в разной степени влияющих на конечный результат
K = f(WlKl), (1)
где K - частные (учитываемые) показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия; W - весомость отдельных показателей.
Для выполнения требований внешней среды необходима адекватная система управления качеством функционирования всех звеньев и процессов модели конкурентоспособности предприятия. Миссия предприятия по обеспечению его стратегического развития соответствует достижению интегральным показателем определенного значения [2].
Проблема состоит в обеспечении соответствия интегрального показателя (К) в модели требуемым запросам внешней среды, формирование, которого обеспечивается частными показателями. Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия предполагает наличие комплексных показателей, каждый из которых должен обеспечивать адекватное, достоверное и своевременное наполнение частных показателей. Поэтому разработка механизмов для оценки адекватности наполнения показателей является актуальным. Автор предлагает для этой цели использовать методы структурного анализа и синтеза.
Особенности структурного анализа и синтеза. Структурный анализ системы управления деятельностью предприятия есть метод исследования устойчивых внутренних взаимосвязей системы и ее компонентов и обоснования математической модели структуры системы по заранее заданному свойству эффективности функционирования. Анализ заканчивается обоснованием конфигурации интегративного свойства системы - ее целостности, а результатом является модель структуры исследуемого объекта, свойства которой состоят в заданных
отношениях, обеспечивающих его целостность. Такой подход предполагает предметное, релятивное и атрибутивное описание функционирования объекта управления [3].
Предметный признак раскрывает иерархию взаимосвязанных компонентов системы и характеризует свойство иерархичности деятельности предприятия в определенной последовательности, соподчиненности и взаимозависимости ее процессов и подпроцессов. Релятивный признак определяет количественные и качественные отношения возникших связей между компонентами системы. Он характеризует свойство пропорциональности деятельности, так как определяет рациональное и закономерное количественное и качественное соотношения в ней подсистем и элементов по критерию эффективности функционирования.
С помощью атрибутивного признака строится структура системы управления деятельностью предприятия. Она обладает устойчивостью, что выражается способностью системы обеспечивать выполнение своих функций и достигать поставленных целей за счет состояния экономического гомеостазиса. Гомеостазис рассматривается как тип динамического равновесия экономической системы, заключающийся в поддержании существенных для сохранения системы параметров в допустимых пределах. Исследование гомеостатических процессов предполагает выделение: 1) параметров, значительные изменения которых нарушают нормальное функционирование системы; 2) границ допустимого изменения этих параметров под воздействием внешней и внутренней среды; 3) совокупности конкретных механизмов, начинающих функционировать при выходе значений за эти границы. Таким механизмом является структурный синтез, обеспечивающий закономерное изменение параметров в процессе развития системы в триаде: надсистема, система, подсистема [4].
Управление системой осуществляется путем воздействия на параметры функционирования по существенным свойствам частей системы, начиная с младшего элемента, влияющего на коррекцию параметра функционирования следующего (вышестоящего) уровня сложности. При структурном анализе на каждом уровне иерархии системы вычисляются вероятности выполнения соответствующими частями своих функций. Эти вероятности по своей сути представляют собой оценку качества выполнения функционального назначения каждой составляющей системы для различных сочетаний несовместных событий, определяющих в совокупности заранее заданный одинаковый эффект функционирования системы в целом. Из этого следует, что структурный анализ однозначно определяет все возможные сочетания структурных элементов по их влиянию на поведение самой системы при достижении ею заранее заданного эффекта.
В результате выполнения структурного анализа строится и математически обосновывается структурная схема, которая является атрибутом целостности рассматриваемой системы, а ее математическое описание составляет закон управления качеством ее функционированием.
Функция управления реализуется методом структурного синтеза, понятие которого автором, сформулировано следующим образом: метод структурного синтеза для построения системы управления качеством функционирования модели конкурентоспособности предприятия позволяет прогнозировать поведение системы во времени по ее существенным свойствам с вероятностной оценкой всех альтернативных состояний элементов этой системы.
Чтобы обеспечить соответствие интегрального показателя модели конкурентоспособности предприятия требуемым запросам внешней среды следует рассмотреть обеспечение частных и комплексных показателей с заданным уровнем качества. Вероятность (у) обеспечения модели конкурентоспособности предприятия выберем на уровне 95%.
Будем учитывать следующие показатели: 1) эффективность производственной деятельности предприятия Эп; 2) финансовое положение предприятия Фп; 3) эффективность организации сбыта и продвижения товара Эс.; 4) конкурентоспособность товара Кт (определяется качеством К и ценой товара Ц). Содержание показателей модели конкурентоспособности
предприятия отображены в таблице 14. В ней отражены показатели, учитываемые факторы и модель их взаимосвязи.
Работоспособность интегрального показателя (1) обеспечивается четырьмя комплексными показателями, охватывающими производственную деятельность предприятия. Первый блок (показатель Эп) имеет вероятность обеспечения своего качества функционирования (Р1) для достижения общей цели. Второй блок (показатель Фп) имеет вероятность обеспечения своего вклада в достижение общей цели функционирования на уровне Р2. Аналогично, третий показатель (Эс) и четвертый показатель (Кт) имеют вероятности Р3 и Р4 соответственно.
Таблица 1 - Содержание показателей конкурентоспособности
№ п/п Показатели Учитываемые факторы Модель взаимосвязи учитываемых факторов
Эффективность производственной деятельности предприятия Эп 1.1 Удельный вес экспортной продукции Уэп (%); 1.2 Рентабельность всего капитала Рк (%); 1.3 Рентабельность собственного капитала Рск (%); 1.4 Доля административных расходов Ра (%); Эп = 0,31 Уэп + 0,19Рк + 0,40Рск + 0,10Ра
Финансовое положение предприятия Фп 2.1 Коэффициент маневренности Км; 2.2 Коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками их формирования Кси; 2.3 Коэффициент финансового риска Кфр; 2.4 Коэффициент обновления основных фондов Коб. Фп = 0,29Км + 0,20Кси + 0,36Кфр + 0,15Коб
3 Эффективность организации сбыта и продвижения товара Эс 3.1 Прибыль торговых операций (коммерческая маржа) Пто, (руб.) 3.2 Прибыль, приходящаяся на 1 работника отдела маркетинга Прм; (руб.) 3.3 Расходы по рекламе на 1 руб. отгруженной продукции Рр; (руб ) 3.4 Прибыль на 1 руб. заработной платы, Пзп; (руб.) Эс = 0,37Пто + 0,29Прм + 0,21Рр + 0,13Пзп
4 Конкурентоспособность товара Кт 4.1 Коэффициент использования негосударственных инвестиций Ки; 4.2 Доля расходов НИОКР в текущих затратах на производство Рниокр, % 4.3 Удельный вес сертифицированной продукции в общем объ- Кт = 0,28Ки + 0,22Рниокр + 0,30 Усп + 0,20 Убр
4 Для исследования взята модель, предложенная В.И. Кожуховым.
еме реализованной продукции Усп, % 4.4 Удельный вес бракованной продукции в общем объеме реализованной продукции Убр, %
сходя из этого, структурная модель управления эффективностью функционирования
модели конкурентоспособности будет иметь вид [3]:
Р(Е > Етр) = Р1-Р2-Р3-Р4> (2)
При у=95% и при Р1 = Р2 = Р3 = Р4 = Рбл , и Рбл, = = Цо,95 = 0,987 .
Тогда структурная схема реализации модели конкурентоспособности предприятия по данным таблицы 1, гарантирующая обеспечение результата будет иметь вид (рис.2).
Кг = 0,987 Л.з = 0,987
К2 = 0,987 К4 = 0,987
Рисунок 1 - Структурная схема обеспечения результата направления
Рассмотрим первый блок и показатель (Эп) «Эффективность производственной деятельности» более подробно. Как видно из таблицы 1 он зависит от четырех подблоков показателей: 1.1 «Удельный вес экспортной продукции»; 1.2 «Рентабельность всего капитала»; 1.3 «Рентабельность собственного капитала»; 1.4 «Доля административных расходов». Каждый из этих подблоков вносит свою долю в формирование комплексного показателя эффективности производственной деятельности предприятия с определенной вероятностью достижения своего функционального назначения.
В соответствии с правилами и положениями структурного анализа в дальнейшей декомпозиции блок (Эп) представит последовательно-параллельное соединение равновеликих и равнозначных подблоков, часть из которых соединены (блоки 1.1 и 1.4) последовательно, а часть (блоки 1.2 и 1.3) параллельно между собой.
Структурная схема соединения показана на рисунке 2. Из рисунка видно, что блоки P 1.1 и P1.4 соединены последовательно с блоком P1.2-3
Рисунок 2 - Структурная схема обеспечения эффективности производственной
деятельности
Структурная модель управления функционированием первого блока для показателя (Эп) имеет вид
Откуда получим, что РЇА = І\ 4 = 1\ 2 з = ^/0,987 = 0,995 , а Р12 = Р13 = 1 - VI - 0,995 = 0,929 .
В общем виде Ря - 1
УКЮО V100
Аналогично получим структурную схему и формулу обеспечения финансовой устойчивости, структурную схему и структурную формулу обеспечения эффективности организации сбыта и продвижения товара, а также обеспечения конкурентоспособности товара.
В результате сформируем таблицу показателей, в которой обоснована расчетная вероятность обеспечения каждой из их составляющих для достижения гарантированного результата функционирования модели конкурентоспособности в целом. Будем в дальнейшем считать эти рассчитанные показатели нормативными и в дальнейшей деятельности ориентироваться на их значения.
Таблица 2 - Нормативные требования к обеспеченности каждой составляющей модели конкурентоспособности предприятия
Миссия, вероятность обеспечения, % Проблемы, вероятность обеспечения, % Направления Вероятность обеспечения, %
1 2 3 4
Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия (95%) 1 Эффективность производственной деятельности (98,7) 1.1 Удельный вес экспортной продукции 99,5
1.2 Рентабельность всего капитала 92,9
1.3 Рентабельность всего капитала 92,9
1.4 Доля административных расходов 99,5
2 Финансовое положение (98,7) 2.1 Коэффициент маневренности 99,5
2.2 Коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками финансирования 99,5
2.3 Коэффициент финансового риска 92,9
2.4 Коэффициент обновления основных фондов 92,9
3 Эффективность организации сбыта и продвижения товара (98,7) 3.1 Единичные показатели прибыли торговых операций 99,7
3.2 Прибыль, приходящаяся на 1 работника отдела маркетинга 99,7
3.3 Расходы по рекламе на 1 руб. отгруженной продукции 99,7
3.4 Прибыль на 1 руб. заработной платы 99,7
4.Конкурентоспособ-ность товара (98,7) 4.1 Совокупность единичных показателей конкурентоспособности товара 99.5
4.2 Коэффициент использования негосударственных инвестиций 92.9
4.3 Удельный вес сертифицированной продукции 99.5
4.4 Удельный вес бракованной продукции 92.9
Полученные расчетные показатели могут служить критериально - оценочным механизмом для диагностики функционирования модели конкурентоспособности предприятия. Зная вероятностную оценку одновременно для всех компонентов модели и для ее частных пара-
метров, можно управлять ею.
Рассмотрим методику управления существующей моделью конкурентоспособности предприятия в целом по формуле (1). Будем считать, что с 95% вероятностью эта модель должна обеспечивать конкурентоспособность предприятия. Запишем ее в виде К = К1*К2*К3*К4^> 95% (4)
Отметим, что 95% это норма, которая требуется для обеспечения функционирования всей модели в целом. Выполняя структурный анализ мы придем к выводу, что для каждой из составляющей модели этот показатель не всегда совпадает с требуемым (95%), а для некоторых элементов системы он будет более жестким (таблица 2).
Покажем процесс управления на примере показателя (Кт) конкурентоспособности товара (пункт 4, таблица 2). Исходя из рассчитанных методом структурного анализа нормативных требований (К м), обеспеченность выполнения данного показателя (для достижения
интегральным показателем требуемой конкурентоспособности предприятия) должна быть на уровне 98,7%. Получим структурную модель управления формированием показателя конкурентоспособности товара в виде:
Р(КТ > Киорм) = 0,28 • Ки + 0,22 • Кииокр + 0,30 • Уси + 0,20• Уф > 0,987 (5)
Первый сомножитель в модели (5) равный 0.28-Ки должен обеспечиваться с вероятностью 0, 995. В то время как равновероятное выполнение частного показателя в интегральном
[Т
показателе должно обеспечиваться с вероятностью ’ чт0 соответствУет 0,9995 (при
у=95%) [4].
Используя квантили распределения случайной величины при вероятности 99,5 % и 99,95 %, найдем уточняющий (поправочный) коэффициент из соотношения
к = и^о.995 ^ 2157б _ о 783 ^ ир=а9йв 3.291
Тогда весовой коэффициент в модели (5) будет равен
Кпреб =к _о,28 -К =0,783 -0,28 -К =0,22 -К
и точ ’ и ’ ’ и ’ и
В результате применения методов структурного анализа и синтеза были получены уточненные весовые коэффициенты, которые скорректировали модель конкурентоспособности товара, принявшую вид:
КГ" = 0,22 • Ки + 0,17 • Кшокр + 0,23 • Усй + 0,16 • У*
Прогнозная модель конкурентоспособности товара показана на рисунке 3. Пунктиром показана уточненная модель. Аналогичным образом была получена новая, уточненная модель конкурентоспособности всего предприятия для интегрального показателя К.
Ранее было принято, что количественной (интегральной) оценкой конкурентоспособности предприятия является занимаемая им доля рынка и обоснованы факторы, от которых зависит эта доля. Были определены весовые коэффициенты ШI, учитывающие вклад каждого из параметров модели конкурентоспособности предприятия в интегральный показатель.
Конечное выражение для определения показателя конкурентоспособности описывается формулой (6):
Т О !.27 гТл !.37 О -°.71 V -1’66
1=3- хФ хЗ ха (6)
П1 П1 С1 Ш1 V /
Расчет этого интегрального показателя представил хорошую сходимость со статистическими данными, что позволило в дальнейшем использовать эту модель для оценки занимаемой доли рынка [2].
Рисунок 4 - Прогнозная модель конкурентоспособности товара
Применяя метод структурного анализа и синтеза модель конкурентоспособности предприятия, описанная в таблице 1 можно представить по правилам описания предметного при-
Фп = 0,29Км + 0,20Кси + 0,36Кфр + 0,15Коб
Кт = 0,2 8Ки + 0,22Рниокр + 0,30 Уси + 0,20 Убр
Рисунок 5 - Предметный признак описания интегрального показателя
Тогда, продолжая описание интегрального показателя в виде релятивного и атрибутивного признаков и выявляя отношения частей модели между собой и по отношению к интегральному показателю в целом, были получены уточненные весовые коэффициенты. Пересчитав значение интегрального показателя (6) по методологии структурного анализа и синтеза было получено сопоставимое количественное значение.
При расчете интегрального показателя по формуле (6) получено значение равное 0, 9896. Применение методов структурного анализа и синтеза позволило уточнить этот показатель на 0,22%. Уточненное значение интегрального показателя стало равно 0, 9918.
Заключение. Метод структурного анализа и синтеза системы управления конкурентоспособностью предприятия позволяет научно обосновать целостность системы и ее компонентов. Диагностика контролируемого параметра работоспособного состояния системы в любой момент времени позволяет выявить отклонения этого параметра от требуемых норма-
тивных значений и провести корректирующие действия.
Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется путем воздействия на параметры функционирования частей системы по существенному свойству, начиная с младшего уровня иерархии ее компонентов, регулируя нахождение системы в состоянии экономического гомеостаза.
Практическая ценность выполненной работы для предприятия ОАО «Энерготехмаш» заключается в выявлении механизма, способного обеспечивать качество функционирования модели конкурентоспособности предприятия в зависимости от постоянно меняющихся требований внешней среды.
Библиографический список
1. Александров, Н. Обзор рынка алюминиевых профилей По материалам: «Металло-снабжение и сбыт», «Эксперт-Северо-Запад», www.advis.ru, ИА «Инфолайн», Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков.
2. Кожухов, В.И. Оценка вклада руководителей в обеспечение конкурентных преимуществ организации [Текст] / В.И. Кожухов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2007. № 15 (1) - 0,25 п.л.
3. Глухова, Л.В. Теоретические основы структурного анализа и синтеза экономических систем: Монография /Л.В. Глухова. - М.: Изд-во ИКиП, 2007.-122 с. (7,6 п.л.).
4. Глухова, Л.В. Методология управления инновационной деятельностью предприятий: теория и практика; Монография. - Тольятти.: Изд-во ВУиТ, 2008.-202 с. (12,6п.л.).
5. Глухова, Л.В. Информатизация инновационной деятельности предприятий: концептуальные основы и парадигма развития. Коллективная научная монография; /Л.В. Глухова. -СПб.: ИНФО-ДА, 2009. - 502 с. (авт. 3,4 п.л.).
6. Глухова, Л.В. Экономика знаний: модели, методы, управление. Монография / Л.В. Глухова. - М.: Изд-во ИКиП, 2008.-118 с. (7,4 п.л.).