Научная статья на тему 'Применение методов структурного анализа и синтеза для управления конкурентоспособностью предприятия'

Применение методов структурного анализа и синтеза для управления конкурентоспособностью предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА / МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТО-СПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ МОДЕЛЬЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / PATTERNS RELATED TO COMPANY'S COMPETITIVENESS / STRUCTURAL ANALYSIS AND SYNTHESIS METHODS / COMPETITIVENESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухова Людмила Владимировна

Работа посвящена проблеме управления конкурентоспособностью предприятия. Предлагается использование методов структурного анализа и синтеза, которые позволяют обосновать нормативные требования к функционированию каждой составляющей модели управления, уточнить весовые коэффициенты существующей модели конкурентоспособности. Это дает возможность адаптировать деятельность предприятия к изменяющимся условиям внешней среды и увеличить его финансово-экономический потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Analysis and Synthesis Used for Managing Companies' Competitiveness

The article author addresses the issue of the business company competitiveness management. She suggests that the structural analysis and synthesis methods be used in order to substantiate the requirements to be met when each of the components of the management pattern is described and in order to help identify more accurately the weighting factors within the currently available patterns where the company's competitiveness is described. This can help the companies better adjust their operations to the fast-changing business environment and improve their financial performance characteristics.

Текст научной работы на тему «Применение методов структурного анализа и синтеза для управления конкурентоспособностью предприятия»

ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА

Ключевые слова:

методы структурного анализа и синтеза, моделирование конкурентоспособности предприятия, управление моделью конкурентоспособности

Л. В. Глухова, доцент Волжского университета имени В. Н. Татищева, г Тольятти (e-mail: [email protected])

Применение методов структурного анализа и синтеза для управления конкурентоспособностью предприятия

Управление конкурентоспособностью предприятия предполагает совокупность мер по систематическому совершенствованию его деятельности, постоянному поиску новых каналов сбыта продукции, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы. Оценка степени конкурентоспособности направлена на выявление характера конкурентного преимущества одного предприятия по сравнению с другими. Оно может быть оценено в том случае, когда сравниваемые объекты относятся к родственным сегментам рынка и находятся примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.

В настоящее время имеется довольно много методов по оценке конкурентоспособности предприятий. Мы предлагаем использовать метод структурного анализа и синтеза. Полагаем, что с помощью этой методики можно не только оценивать конкурентоспособность, но и управлять ею. Кроме того, применение методов структурного анализа и синтеза при оценке конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, позволяет выявлять неиспользованные резервы для его развития. Исследования проведены на примере предприятий, производящих алюминиевый профиль.

На российском рынке алюминия сформировались мощные производственные холдинги, продукция которых вполне конкурентоспособна на мировом рынке. Маркетинговый анализ показал, что в этой отрасли отмечено появление на рынке новых предприятий и увеличение производственных мощностей действующих. Основные

российские производители, как отмечают эксперты, при небольшом внутреннем потреблении алюминиевого профиля могут столкнуться с кризисом перепроизводства, что обострит в стране проблему конкурентоспособности предприятий1.

Российские предприятия по производству алюминиевого профиля и продукции высокого передела можно разделить на группы, исходя из особенностей технологии: «прокатно-прессовые производства», «прессовые производства», «фольгопрокатные производства», «производство металлоконструкций», «производство прочей продукции». В статье рассматривается группа «производство металлоконструкций», в состав которой входит ряд крупных компаний, в том числе ОАО «Энерготехмаш» (Самарская обл.).

Под внешней средой, формирующей требования к параметрам качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятия ОАО «Энерготехмаш», подразумеваются Министерство цветной металлургии РФ, рынок алюминиевых профилей региона, предприятия алюминиевой отрасли. Такой состав потребителей выпускаемых алюминиевых конструкций выдвигает разнообразные по специфике, содержанию и глубине требования к уровню качества и конкурентоспособности продукции.

Под конкурентоспособностью предприятия мы понимаем его готовность формировать постоянное преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли на рынке. За основной показатель конкурентоспособности была принята занимаемая предприятием доля рынка. В общем виде математическая модель конкурентоспособности предприятия может быть представлена в виде функции многих переменных, в разной степени влияющих на конечный результат, по формуле:

К = 1 (М.К ), (1)

где К — интегральный показатель конкурентоспособности предприятия;

К. — частные (учитываемые) показатели конкурентоспособности отдельных сторон деятельности предприятия;

М. — весомость отдельных показателей.

Для выполнения требований внешней среды необходима адекватная система управления качеством функционирования всех звеньев и процессов модели конкурентоспособности предприятия. Проблема состоит в обеспечении соответствия интегрального показателя (К) запросам внешней среды, формирование которых, в свою очередь, обеспечивается частными исполнителями2.

Предлагается использовать для этой цели методы структурного анализа и синтеза.

особенности структурного анализа и синтеза

Структурный анализ системы управления деятельностью предприятия — это метод исследования устойчивых внутренних взаимосвязей системы и ее компонентов и обоснования математической модели структуры системы по заранее заданному свойству эффективности ее функционирования. Результатом анализа является обоснование модели структуры исследуемого объекта, свойства компонентов которой состоят в заданных отношениях, обеспечивающих его целостность. Такой подход предполагает предметное, релятивное и атрибутивное описание функционирования объекта управления3.

1 Александров Н. Обзор рынка алюминиевых профилей// Металлы и цены. — 2008. — № 5 (23).

2 Кожухов В. И. Оценка вклада руководителей в обеспечение конкурентных преимуществ организации// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2007. — № 15.

3 Глухова Л. В. Методология управления инновационной деятельностью предприятий: теория и практика; Монография. — Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2008.

Предметный признак раскрывает наличие взаимосвязанных компонентов объекта управления и характеризует свойство иерархичности деятельности предприятия, которое определяет последовательность, соподчиненность и взаимозависимость процессов и подпроцессов.

Релятивный признак определяет количественные и качественные отношения установленных между компонентами объекта управления связей и характеризует свойство пропорциональности, под которым понимается рациональное и закономерное количественное и качественное соотношение подсистем и элементов по критерию эффективности функционирования.

С помощью атрибутивного признака строится структура системы управления деятельностью предприятия, которая обладает устойчивостью. Это выражается в способности системы обеспечивать выполнение своих функций и достигать поставленных целей за счет состояния гомеостазиса.

Гомеостазис рассматривается как тип динамического равновесия экономической системы, заключающийся в поддержании существенных для сохранения системы параметров в допустимых пределах. Исследование гомеостатических процессов предполагает выделение: 1) параметров, значительные изменения которых нарушают нормальное функционирование системы; 2) границ допустимого изменения этих параметров под воздействием внешней и внутренней среды; 3) совокупности конкретных механизмов, начинающих функционировать при выходе значений за эти границы. Метод структурного синтеза позволяет определить допустимые изменения параметров в процессе развития системы в триаде «надсистема, система, подсистема»4.

Управление системой деятельности предприятия осуществляется путем воздействия на параметры функционирования по существенным свойствам частей системы, начиная с младшего элемента, влияющего на коррекцию параметра функционирования элемента следующего (вышестоящего) уровня сложности. При структурном анализе на каждом уровне иерархии системы вычисляются вероятности выполнения соответствующими ее частями своих функций. Вероятностная оценка характеризует качество выполнения каждой составляющей системы своих функций с учетом различных сочетаний их взаимодействия. Из этого следует, что структурный анализ однозначно определяет все возможные соединения структурных элементов по их влиянию на поведение самой системы при достижении ею целевых параметров.

В результате выполнения структурного анализа строится и математически обосновывается структурная схема, которая является атрибутом целостности рассматриваемой системы, а ее математическое описание представляет собой закон управления качеством ее функционирования. Функция управления реализуется методом структурного синтеза, позволяющим прогнозировать поведение системы во времени по ее существенным свойствам с вероятностной оценкой всех альтернативных состояний элементов этой системы.

формирование механизма оценки соответствия показателей требованиям внешней среды

Чтобы достичь соответствия интегрального показателя модели конкурентоспособности предприятия требуемым запросам внешней среды, необходимо обеспечить значения частных и комплексных показателей заданному уровню качества. Вероятность (у) того, что конкурентоспособность предприятия будет соответствовать необходимому уровню, примем равной 95 %.

4 ГОСТ Р 50779.21-96. Статистические методы. Правила определения и методы расчета статистических характеристик по выборочным данным.

Будем учитывать следующие показатели: 1) эффективность производственной деятельности предприятия Эп; 2) финансовое положение предприятия Фп; 3) эффективность организации сбыта и продвижения товара Эс; 4) конкурентоспособность товара КТ (определяется качеством К и ценой товара Ц). Содержание показателей модели конкурентоспособности предприятия отражены в табл. 1. Эта модель, вместе с принятыми в ней обозначениями и числовыми коэффициентами, взята из работы В. И. Кожухова5.

Таблица 1

Содержание показателей конкурентоспособности предприятия

Блоки пока- зате- лей Показатели Учитываемые факторы Модель взаимосвязи учитываемых факторов

1 Эффективность производственной деятельности предприятия Эп 1.1 Удельный вес экспортной продукции Уэп (%) Э = п = 0,31 У + ’ эп + 0,19 Р + ’ к + 0,40 Р + ’ ск + 0,10 Р ’ а

1.2 Рентабельность всего капитала Рк (%)

1.3 Рентабельность собственного капитала Р (%) ск ' '

1.4 Доля административных расходов Ра (%)

2 Финансовое положение предприятия Фп 2.1 Коэффициент маневренности Км Фп = = 0,29 К + ’ м + 0,20 К + ’ си + 0,36 Кф + ’ фр + 0,15 Кб ’ об

2.2 Коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками их формирования Ки

2.3 Коэффициент финансового риска К^

2.4 Коэффициент обновления основных фондов Коб

3 Эффективность организации сбыта и продвижения товара Эс 3.1 Прибыль торговых операций (коммерческая маржа) По (руб.) Э = с = 0,37 П + ’ то + 0,29 П + рм + 0,21 Р + р + 0,13 П ’ зп

3.2 Прибыль, приходящаяся на одного работника отдела маркетинга Прм (руб.)

3.3 Расходы по рекламе на 1 руб. отгруженной продукции Рр (руб.)

3.4 Прибыль на 1 руб. заработной платы Пзп (руб.)

4 Конкурентоспособность товара КТ Коэффициент использования негосударственных инвестиций Ки Кт = = 0,28 К + и + 0,22 Р + ’ ниокр + 0,30 У + ’ сп + 0,20 Убр бр

Доля расходов НИОКР в текущих затратах на производство Рниокр (%)

Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме реализованной продукции Усп (%)

Удельный вес бракованной продукции в общем объеме реализованной продукции Убр (%)

5 Кожухов В. И. Оценка вклада руководителей в обеспечение конкурентных преимуществ организации// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2007. — № 15.

Работоспособность интегрального показателя (1) обеспечивается четырьмя комплексными показателями, охватывающими производственную деятельность предприятия. Первый блок (показатель Эп) имеет вероятность обеспечения качества своего функционирования для достижения общей цели на уровне Рг Второй блок (показатель Фп) имеет вероятность обеспечения своего вклада в достижение общей цели функционирования на уровне Р2. Третий (Эс) и четвертый (К) блоки имеют вероятности Р3 и Р4 соответственно. Исходя из этого, структурная модель управления эффективностью конкурентоспособности будет иметь вид:

У

Р (Е > Е ) = Рл • Р2 • Р3 • Р4 >-, (2)

4 пр' 1 2 3 4 100

где Е—эффективность функционирования модели конкурентоспособности предприятия, а Епр — нормативное значение эффективности6.

Вероятность обеспечения эффективности функционирования модели конкурентоспособности предприятия должна быть не меньше требуемой внешней средой (у). Учитывая, что вклад каждой из составляющих модели в достижение общей цели функционирования равновероятный (при последовательном соединении), то обозначим уровень вероятности их проявления в общем виде как «вероятность блока» — Рбл .

При у = 95 % и при Рбл = Р± = Р2 = Р3 = Р4 вычислим, что Рбл = = 4 0,95 = 0,987.

Тогда структурная схема реализации модели конкурентоспособности предприятия (разработана на основе табл. 1), гарантирующая обеспечение результата, будет иметь следующий вид (рис. 1).

Рисунок 1

Структурная схема обеспечения результата производственной деятельности предприятия

Р1 = 0,987 Р3 = 0,987

1 2 3 4

Р2 = 0,987 Р4 = 0,987

Рассмотрим первый блок (показатель Эп) «Эффективность производственной деятельности» подробнее. Как видно из табл. 1, он зависит от четырех подблоков показателей: 1.1 «Удельный вес экспортной продукции»; 1.2 «Рентабельность всего капитала»; 1.3 «Рентабельность собственного капитала»; 1.4 «Доля административных расходов». Каждый из этих подблоков вносит свою долю в формирование комплексного показателя эффективности производственной деятельности предприятия.

В соответствии с методом структурного анализа в дальнейшей декомпозиции блок (Эп) представим в виде последовательно-параллельного соединения равновеликих и равнозначных подблоков, часть из которых (подблоки 1.1 и 1.4) соединена

6 Глухова А. В. Методология управления инновационной деятельностью предприятий: теория и практика; Монография. — Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2008.

последовательно, а часть (подблоки 1.2 и 1.3) — параллельно между собой. Структурная схема соединения показана на рис. 2, из которого видно, что подблоки Рц и Р14 соединены последовательно с подблоками Р12 — Р13.

Рисунок 2

Структурная схема обеспечения эффективности производственной деятельности

Структурная модель управления функционированием первого блока для показателя (Эп) имеет вид

У

Р1 = Р1.1 • [1 - (1 - Р1.2 )(1 - Р1.3 )] ^ Р1.4 > . (3)

Откуда следует, что Р11 = Р14 = Р12—13 = 3 0,987 = 0,995, а Р12 = Р13 = 1 - ^ 1 - 0,995 = = 0,929. . ____ '

В общем виде Рб = 3Ул/— = 1Л1~ .

бл УУ100 У100

Аналогично получим структурную схему и формулу обеспечения финансовой устойчивости (Фп), структурную схему и формулу обеспечения эффективности организации сбыта и продвижения товара (Эс), а также обеспечения конкурентоспособности товара (К). В результате сформируем таблицу показателей, в которой обоснована расчетная вероятность обеспечения каждой из составляющих для достижения гарантированного результата функционирования модели конкурентоспособности предприятия в целом. Будем в дальнейшем считать эти рассчитанные показатели нормативными.

Таблица 2

Нормативные требования к функционированию модели конкурентоспособности предприятия

Миссия, вероятность обеспечения, % Параметры, вероятность обеспечения, % Направления Вероятность обеспечения, у, %

Интегральный показатель конкуренто- способности предприятия (95) 1. Эффективность производственной деятельности (98,7) 1.1 Удельный вес экспортной продукции 99,5

1.2 Рентабельность всего капитала 92,9

1.3 Рентабельность собственного капитала 92,9

1.4 Доля административных расходов 99,5

2. Финансовое положение (98,7) 2.1 Коэффициент маневренности 99,5

2.2 Коэффициент обеспечения запасов и затрат собственными источниками финансирования 99,5

2.3 Коэффициент финансового риска 92,9

2.4 Коэффициент обновления основных фондов 92,9

Миссия, вероятность обеспечения, % Параметры, вероятность обеспечения, % Направления Вероятность обеспечения, у, %

Интегральный показатель конкуренто- способности предприятия (95) 3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара (98,7) 3.1 Единичные показатели прибыли торговых операций 99,7

3.2 Прибыль, приходящаяся на 1 работника отдела маркетинга 99,7

3.3 Расходы по рекламе на 1 руб. отгруженной продукции 99,7

3.4 Прибыль на 1 руб. заработной платы 99,7

4. Конкурентоспособность товара (98,7) 4.1 Совокупность единичных показателей конкурентоспособности товара 99.5

4.2 Коэффициент использования негосударственных инвестиций 92,9

4.3 Удельный вес сертифицированной продукции 99,5

4.4 Удельный вес бракованной продукции 92,9

Полученные расчетные показатели могут служить критериально-оценочным механизмом для диагностики функционирования модели конкурентоспособности предприятия. Зная вероятностную оценку одновременно для всех компонентов модели и для ее частных параметров, можно управлять ею.

моделирование конкурентоспособности предприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим методику оценки конкурентоспособности предприятия в целом по формуле (1). Будем считать, что с вероятностью 95 % эта модель адекватно отображает конкурентоспособность предприятия. Запишем ее в виде

К = К1 • К2 • К3 • К4 ^ 95 %. (4)

Отметим, что 95 % — это заданная внешней средой норма функционирования всей модели в целом. Выполняя структурный анализ, получим, что к составляющим модель показателям будут предъявляться более жесткие требования по обеспечению их целевых функций (табл. 2). Примем далее эти расчетные показатели обеспеченности функционирования параметров как нормативные (Кнорм ). Покажем процесс управления на примере показателя (К) конкурентоспособности товара (п. 4 табл. 2). Исходя из значений Кнорм, обеспеченность выполнения данного показателя (для достижения интегральным показателем требуемой конкурентоспособности предприятия) должна быть на уровне 98,7 %. Получим структурную модель управления формированием показателя конкурентоспособности товара в виде:

Р (К > К ) = 0,28 • К + 0,22 • К + 0,30 • У + 0,20 • У> 0,987. (5)

' Т норм' ' и ' ниокр ' сп ' бр ' ' '

Первый сомножитель в модели (5), равный 0,28Ки , должен обеспечиваться с вероятностью 0,995. В то же время равновероятное выполнение частного показателя

в интегральном показателе должно обеспечиваться с вероятностью , что

соответствует 0,9995 (при у = 95 %)7. 100

Используя квантили для функции распределения случайной величины при вероятности 99,5 и 99,95 %, найдем уточняющий (поправочный) коэффициент из соотношения

К

= 0.995 _______ 2,576

т04 и ~ 3 291

р = 0.9995 3,291

0.783,

где и — квантиль уровня р. Тогда весовой коэффициент в модели (5) будет равен

КТреб = К • 0,28 • К = 0,783 • 0,28 • К = 0,22 • К .

Т точ ' и ' ' и ' и

В результате применения методов структурного анализа и синтеза были получены уточненные весовые коэффициенты, которые скорректировали модель конкурентоспособности товара, принявшую вид:

Ку = 0,22 • К + 0,17 • К + 0,23 • У + 0,16 • У

и ' и ' ниопр ' сп ' бр

На рис. 3 в динамике отражены показатели конкурентоспособности скорректированной модели в сравнении с исходной.

Рисунок 3

Сравнение моделей конкурентоспособности товара

0.75

I

а

0.65

0.60

£ 0.55

со

О 0.50

Кт = 0.28 • К + 0.22 • К + 0.30 • К + 0.20 • У

Т и ниокр усп бр

0.22 • К + 0.17 • К + 0.23 • К + 0.16 • Ур

и ниокр усп бр

о----0-..

..о-----------о---------о....

1

2

7

8

3 4 5 6

Исследуемый период Базовая модель - -о- - Скорректированная модель

Аналогичным образом была получена скорректированная модель конкурентоспособности всего предприятия для интегрального показателя К.

В процессе адаптации модели конкурентоспособности предприятия к условиям внешней среды было выявлено, что интегральной оценкой конкурентоспособности предприятия является занимаемая им доля рынка, и обоснованы факторы, от которых зависит эта доля. Это позволило определить весовые коэффициенты та, ,

К

Т

7 ГОСТ Р 50779.21-96. Статистические методы. Правила определения и методы расчета статистических характеристик по выборочным данным.

учитывающие вклад каждого из параметров модели конкурентоспособности предприятия в интегральный показатель. Конечное выражение для определения интегрального показателя конкурентоспособности описывается формулой

к = э 1,27 • ф 137 • э - 071 • к;166 , (6)

пi пi а Тi ’ ' '

где Эп. — эффективность ;-й производственной деятельности предприятия;

Фп. — финансовое положение предприятия для обеспечения ;-й производственной деятельности;

Эс. — эффективность организации сбыта и продвижения товара ;-й деятельности;

Кт. — конкурентоспособность товара ;-го вида.

Значение интегрального показателя показало хорошую сходимость со статистическими данными, что позволило в дальнейшем использовать эту модель для оценки доли рынка, занимаемой предприятием8.

Применяя метод структурного анализа и синтеза, модель конкурентоспособности предприятия (табл. 1) можно представить по правилам описания предметного признака в виде иерархии комплексных и частных показателей (рис. 4). Тогда, продолжая описание интегрального показателя в виде релятивного и атрибутивного признаков и выявляя отношения частей модели между собой и по отношению к интегральному показателю в целом, можно получить уточненные весовые коэффициенты. После пересчета значения интегрального показателя (6) по методу структурного анализа и синтеза было получено сопоставимое количественное значение.

Рисунок 4

Предметный признак описания интегрального показателя

Ф = 0,29К + 0,20К +

П ' М ' си

+ 0,36К + 0,15К я

' фр ' об

К = 0,28К + 0,22Р +

т и ' ниокр

+ 0,30У + 0,20У

сп бр

8 Кожухов В. И. Оценка вклада руководителей в обеспечение конкурентных преимуществ организации// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2007. — № 15.

При расчете интегрального показателя (К) по формуле (6) было получено значение 0,9896. Применение методов структурного анализа и синтеза позволило уточнить этот показатель на 0,22 %. Уточненное значение интегрального показателя стало равно 0,9918. Это значит, что в результате уточнения весовых коэффициентов предприятие увеличило свою конкурентоспособность, что, в свою очередь, позволило ему занять больший сегмент рынка.

Метод структурного анализа и синтеза позволяет научно обосновать целостность системы управления конкурентоспособностью предприятия и ее компонентов. Диагностика контролируемого параметра в любой момент времени дает возможность выявить его отклонения от требуемых нормативных значений и провести корректирующие действия.

Управление конкурентоспособностью предприятия осуществляется путем контроля за нахождением экономической системы в состоянии гомеостаза и своевременного воздействия на оцениваемые параметры функционирования частей системы по существенному свойству, начиная с младшего уровня иерархии ее компонентов.

Практическая ценность выполненной работы для предприятия ОАО «Энерготехмаш» заключается в выявлении механизма, способного обеспечивать качество функционирования модели конкурентоспособности предприятия в зависимости от постоянно меняющихся требований внешней среды.

Библиография

1. Александров, Н. Обзор рынка алюминиевых профилей // Металлы и цены. — 2008. — № 5 (23).

2. Кожухов, В. И. Оценка вклада руководителей в обеспечение конкурентных преимуществ организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2007. — № 15 (1).

3. Глухова, Л. В. Методология управления инновационной деятельностью предприятий: теория

и практика; Монография. — Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2008. — 202 с.

4. ГОСТ Р 50779.21-96. Статистические методы. Правила определения и методы расчета статистических характеристик по выборочным данным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.