Научная статья на тему 'Система менеджмента качества как фактор стабильного обеспечения конкурентоспособности предприятия'

Система менеджмента качества как фактор стабильного обеспечения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1708
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества как фактор стабильного обеспечения конкурентоспособности предприятия»

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Кожухов В.И., соискатель каф.»Менеджмент организации»

Волжский университет им. В.Н.Татищева, Тольятти

С развитием рыночных отношений в России менеджмент качества и

конкурентоспособность продукции являются все более значимыми для повышения эффективности функционирования предприятий, обеспечения их конкурентоспособности. Качество, отражающее совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом его формирования в рамках любой хозяйственной единицы, становятся важнейшим условием успешной деятельности предприятий и оздоровления экономики в целом. Без обеспечения стабильного качества продукции и на этой основе ее конкурентоспособности невозможна успешная интеграция российских предприятий в международное разделение труда.

Само же качество - один из решающих факторов успеха производителя на рынке, доминирующий фактор конкурентоспособности продукции и предприятия ее производящее.

Время показало, что устойчивого повышения качества продукции нельзя добиться путем разовых мероприятий. Только системный подход в осуществлении технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе может быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

Исходя из современной политики управления качеством, руководителям отечественных предприятий необходимо уяснить, что все внутренние преобразования должны быть направлены не только на создание эффективно действующих систем управления качеством продукции, но и на управление качеством всех процессов создания изделий при оптимальных затратах. В основе такого подхода должна лежать целостная система взаимозависимых и взаимосвязанных факторов, таких как принципы управления, функции управления, кадровое и научнометодическое обеспечения, которые формируют механизм управления конкурентоспособностью.

Основные принципы экономически эффективного производства высококачественной продукции включают в себя: 1

- удовлетворение запросов и ожиданий потребителей;

- непрерывное улучшение качества продукции и услуг;

- формирование подхода к управлению предприятием на основе обеспечения качества;

- совершенствование процессов планирования, производства и оказания услуг, повышение производительности труда и снижение издержек производства;

- постоянную подготовку и переподготовку персонала;

- внедрение статистических методов управления и контроля качества;

- установление долговременных отношений с поставщиками комплектующих и материалов

и др.

Основные функции, охватывающие весь цикл работы по управлению качеством продукции, состоят из:

- прогнозирования потребностей, технического уровня и качества продукции, на основании которого вырабатываются требования потребителей к номенклатуре и качеству продукции на перспективный период ее производства, а также выявляются научно-технические и экономические возможности их удовлетворения;

- планирования повышения качества, предполагающего разработку и основание новых видов продукции, повышение стандартов и технических условий;

- стандартизации и нормировании требований к качеству продукции, предусматривающих номенклатуру и оптимизацию показателей качества, методов стандартизации и нормирования,

1 Гличев А.В. Концептуальные подходы к решению проблем качества в современных условиях и задачи АПК// Стандарты и качество.-1996.-№2.-С.44

установление правил контроля качества и приемки продукции, правил организации и проведения испытаний;

- сертификации продукции и систем качества;

- организации управления качеством продукции, включающей подготовку производства продукции, качество которой соответствовало бы международным стандартам; выработки принципов стимулирования и мотивации изготовления качественной продукции; обеспечение систематического обновления ее ассортимента;

- информационного обеспечения как основы взаимодействия системы управления качеством с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий, с одной стороны, и с другой - между потребителями и производителями продукции;

- внутрифирменного учета и отчетности по фактическому качеству продукции и труда подразделений и даже отдельных работников;

- обеспечение стабильности запланированного уровня качества и конкурентоспособности продукции.

Все белее возрастающая конкуренция на рынках алюминиевых полуфабрикатов и конструкций вынуждает предприятия совершенствовать свою деятельность, разрабатывать и внедрять системы качества, которые в последнее время получили существенное развитие в разных отраслях народного хозяйства. Многие российские предприятия перешли на международные стандарты серии ИСО-9000 в области качества продукции.

ОАО «Энерготехмаш», используя накопленный опыт по решению проблем качества с учетом специфики производства, разработало систему управления качеством в соответствии с требованиями международного стандарта ГОСТ Р ИСО-9001, которая применительно к проектированию, производству и поставке автомобильных узлов и деталей, профилей, прессованных из алюминиевых сплавов для светопрозрачных ограждающих конструкций, ресертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001-2000). В настоящее время ведется подготовка к сертификации на соответствие требованиям ИСО/ТУ 16940-2002.

Целью создания, поддержания и развития системы управления (менеджмента) качества являются:

1. Выпуск продукции стабильного качества, удовлетворяющей запросам к ожиданиям заказчика.

2. Создание уверенности у заказчика в способности ОАО «Энерготехмаш» поставлять продукцию требуемого качества и постоянно поддерживать достигнутый уровень качества.

3. Постоянное повышение качества продукции и процесса.

4. Обеспечение возможности предотвращения несоответствий, а не устранения их после возникновения.

5. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на российском и внешнем рынках.

В системе управления качеством ОАО «Энерготехмаш» используются критерии и правила, изложенные в стандартах предприятия, базирующихся на требованиях международных стандартов:

- ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000) Системы менеджмента качества. Требования.

- ГОСТ Р 51814.1-2004 (ИСО/ТУ16949:2002) Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в автомобильной промышленности и организациях, производимых соответствующие запасные части.

В рамках ОАО «Энерготехмаш» определены необходимые процессы и их применение во всей организации и в отдельных подразделениях; регламентирована последовательность взаимодействия процессов при достижении целей в области качества; осуществляется планирование и выделение ресурсов для поддержания процессов и их мониторинга; проводится мониторинг, измерения и анализ выполнения планов в области качества, результативности применяемых процессов; применяются меры корректирующего и предупреждающего действия,

необходимые для достижения установленных целей и планов, для постоянного улучшения качества продукции, процессов и СМК. Взаимодействие и последовательность реализации процессов и процедур СМК схематично изображено на рисунке 1.

Условные обозначения:

Деятельность, добавляющая ценность Поток информации

Рисунок 1. Схема менеджмента качества ОАО «Энерготехмаш»

Основным документом системы менеджмента качества является «Политика в области качества». Главной стратегической целью ее является удовлетворение требований общества и потребителей к качеству продукции с приемлемым уровнем затрат на ее производство, гарантирующим предприятию получение устойчивой прибыли.

Практическая реализация политики в области качества осуществляется на основе планирования, контроля, управления, обеспечения и улучшения качества по различным видам деятельности. Планирование качества является составной частью системы планирования производства. Объектами планирования в системе качества являются:

- уровень качества выпускаемой продукции;

- технические возможности процессов;

- потребные ресурсы для обеспечения управления, контроля и улучшения качества, в том числе и средства технологического оснащения;

- сроки разработки и выполнения планов в области качества;

- показатели эффективности использования ресурсов в области качества.

Анализ степени выполнения целей политики в области качества продукции с момента внедрения и сертификации системы качества показал, что снизились нарушения техпроцессов на 8,6%, потери от брака сократились 0, 31%.

Основной задачей системы управления предприятия (фирмы) в стратегическом плане является ведение качественного современного бизнеса и совершенствование системы управления согласно требованиям рынка. Одним из средств решения данной задачи является построение и последовательное совершенствование эффективной системы менеджмента качества.

В систему менеджмента качества ОАО «Энерготехмаш» включен блок работ, направленных на реализацию принципов TQM с учетом требований новых стандартов и для повышения эффективности и результативности бизнес-процессов:

- разработка комплексов технико-экономических показателей качества продукции, процессов и предприятия в целом;

- выполнение программ работ по развитию информационной системы;

- внедрение методики анализа видов и последствий дефектов (FMEA) как на этапе проектирования, так и на последующих этапах жизненного цикла изделия - как базового метода принятия управленческих решений и проведения предупреждающих и корректирующих действий;

- обеспечение эффективного управления технологическими процессами, количественного оценивания и управления процессами и элементами технологической системы;

- проведение обучения персонала методом менеджмента качества и поддержание квалификации в условиях реформирования производственно-хозяйственной деятельности и последовательного развития системы менеджмента качества ОАО «Энерготехмаш» и изменяющихся требований рынка.

Перечисленные направления работ охватывают все этапы жизненного цикла продукции и все соответствующие процессы.

Одна из основных задач системы менеджмента качества состоит в том, чтобы обеспечить наличие условий и механизмов, позволяющих:

- оценивать степень важности выявляемых дефектов и несоответствий продукции;

- организовать работы по выявлению причин возникающих проблем, планированию и выполнению мероприятий, направленных на устранение причин и снижение их влияния;

- обеспечить контроль работ и оценку их эффективности и результативности.

Иными словами, должна функционировать система корректирующих и предупреждающих действий. На ОАО «Энерготехмаш» система корректирующих и предупреждающих действий в системе менеджмента качества представляет собой комплекс организационных и технических решений и нормативных документов, выполненных в виде стандартов предприятия:

- СТП 4.2-001-2007 «СМК. Управление документацией. Порядок разработки, приобретения, получения, регистрации, рассылки, хранения, внесение изменений в нормативную документацию»;

- СТП 5.4-001-2007 «СМК. Планирование. Планирование развития системы менеджмента качества»;

- СТП 6.3.1-001-2007 «СМК. Управление ресурсами. Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация технологического оборудования»;

- СТП 7.3.5-001-2007 «СМК. Проектирование и разработка. Организация и порядок проведения метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации»;

- СТП 7.3.6-001-2007 «СМК. Производство продукции. Порядок отбора и согласования контрольных образцов продукции» и др.

Постоянные и планомерные действия корректирующего и предупреждающего характера создают условия для непрерывного совершенствования производственной документации, способствуют скорейшему достижению целей в области качества и конкурентоспособности.

Система корректирующих и предупреждающих действий органично встроена в систему менеджмента качества предприятия и является элементом процессов:

- планирования качества и устранения целевых значений технико-экономических показателей качества;

- разработки и выполнения планов корректирующих действий; измерения и оценки фактических значений показателей качества и их сравнения с плановыми;

- анализа, обобщения и принятия решений о проведении нового цикла корректирующих действий, выработки целевых значений качества на следующий плановый период.

Постоянное повышение результативности и эффективности системы менеджмента качества

- важнейшая цель деятельности руководителей и специалистов всех уровней ОАО

«Энерготехмаш». При разработке и реализации планов и мероприятий в области улучшения качества и повышения конкурентоспособности продукции учитывается содержание политики, целей и планов в области качества, результаты внешних и внутренних аудитов, анализ системы менеджмента качества со стороны руководства, итоги реализации ранее разработанных корректирующих и предупреждающих действий.

Отличительной особенностью системы менеджмента качества ОАО «Энерготехмаш» является введение комплексного экономического показателя по оценке эффективности функционирования СМК. Этим показателем является цена несоответствия, которая включает в себя издержки вследствие устранения несоответствий и выбраковки продукции в процессе ее изготовления и издержки вследствие устранения несоответствий и выбраковки продукции у заказчиков (последствия пропущенных устранимых и неустранимых несоответствий, выявленных при входном контроле, монтаже и эксплуатации продукции у заказчиков). Это есть непроизводительные расходы предприятия, связанные с изготовлением и выпуском продукции, несоответствующей установленным требованием.

С целью оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества, контроля и управления одной из составляющих общехозяйственных издержек (непроизводительных расходов) цена несоответствия (ЦН) определяется ежемесячно по разработанной нами методике.

Укрупненная методика расчета цены несоответствия начинается с расчеты цены несоответствия

ЦНО = ЦНАП + ЦНПрП,

где ЦНО - цена несоответствия в целом по ОАО «Энерготехмаш»;

ЦНАП - цена несоответствия по алюминиевому производству;

ЦНПрП- цена несоответствия по прессовому производству.

ЦНАП,ПрП = РИУ + РИН + РЗУ1 + РЗУ2 + РЗН,

где РИУ - непроизводительные расходы (издержки), связанные с устранением несоответствий (доработками и исправлениями), выявленных при изготовлении и приемке продукции в ОАО ««Энерготехмаш» (расходы на издержки устранимые);

РИН - непроизводительные расходы, связанные с неустранимыми несоответствиями, выявленными при изготовлении и приемке продукции в ОАО ««Энерготехмаш» (внутренний брак, расходы на издержки не устранимые);

РЗУ1 - непроизводительные расходы, связанные с устранимыми несоответствиями (доработками и исправлениями), выявленными и устраненными у заказчиков (расходы на устранения брака у заказчика);

РЗУ2 - непроизводительные расходы, связанные с устранимыми несоответствиями продукции, возвращенной заказчиком (доработками, частичными заменами и исправлениями), выявленными у заказчиков, возвращенными и устраненными в ОАО ««Энерготехмаш» (расходы на устранения возвращенной продукции);

РЗН - непроизводительные расходы, связанные с неустранимыми несоответствиями, выявленными у заказчиков при входном контроле, монтаже и эксплуатации продукции в течение гарантийного срока (внешний брак, расходы на неустранимый внешний брак).

РИУ = Т + А + Э + М,

где Т - трудопотери в денежном выражении при устранении несоответствий (количество работников по профессиям х количество часов х стоимость одного нормо-часа);

А - амортизация используемого оборудования, руб.;

Э - стоимость электроэнергии, использованной при работе оборудования;

М - стоимость материалов и покупных изделий, потраченных при устранении несоответствий.

РИН = СБ + Т + А + Э,

где СБ - стоимость забракованной продукции;

Т - трудопотери на разбраковке и утилизации брака;

А - амортизация используемого оборудования при разбраковке и утилизации брака, руб.;

Э - стоимость электроэнергии, использованной при работе оборудования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЗУ1 = Т + М + К + ТР, где Л - трудопотери при устранении несоответствий;

М - стоимость материалов и покупных изделий, потраченных при устранении несоответствий;

К - командировочные расходы;

ТР - транспортные расходы.

РЗУ2 = Т+ А + Э + М + К+ ТР, где Т - трудопотери при устранении несоответствий;

А - амортизация оборудования, руб.;

Э - стоимость электроэнергии, использованной при работе оборудования;

М - стоимость материалов и покупных изделий, потраченных при устранении несоответствий;

К - командировочные расходы;

ТР - транспортные расходы.

РЗН = СБ + Т + К + ТР + И ,

где СБ - стоимость забракованной продукции; Т - трудопотери на разбраковке

продукции у заказчиков (силами ОАО «ЭТМ»); К - командировочные расходы; ТР -транспортные расходы; И - исковые расходы (в т.ч. затраты заказчиков на разбраковку и возврат продукции), расходы на экспертизу и арбитражный контроль.

На основе анализа получаемых результатов по ЦН дирекцией по качеству совместно с другими дирекциями (в том числе по производству и продажам) в установленном порядке предпринимаются корректирующие действия. Своевременно предпринятые корректирующие действия позволили предприятию снизить цену несоответствия в 2007 году только по алюминиевому производству почти в два раза. Это свидетельствует о том, что система менеджмента качества ОАО «Энерготехмаш» работает эффективно и несомненно способствует повышению его конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.