К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА
в. в. смирнов,
кандидат экономических наук, доцент чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
В современных условиях сильное российское государство — это эффективно функционирующая система, элементами которой являются действенные федеративные отношения, процветающая экономика, эффективное государственное управление и власть.
Качественные условия функционирования законодательной, исполнительной, судебной властей и распределенных между ними полномочий как на федеральном, так и региональном уровнях, должны создаваться эффективной системой управления, которая призвана обеспечить непрерывное совершенствование развития как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.
Система управления развитием региона должна адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия. При этом процесс управленческой деятельности следует осуществлять с использованием системного подхода, учитывая все существенные взаимосвязи и влияние этих взаимосвязей на поведение всей системы.
Управление развитием региона должно быть организовано с учетом целеполагания социально-экономической системы региона и его административно-территориальных образований.
Методологические аспекты системы управления развитием региона. В современных условиях все больше требований предъявляется к системе управления развитием региона, включающей в себя цели, функции и процесс управления. В рамках системы управления, как правило, протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют все органы исполнительной власти — федеральные, региональные, муниципальные и поселковые.
По мнению автора, в целях адекватного функционирования территориальных образований требованиям рыночной экономики система управления развитием региона должна осущест-
влять свои полномочия таким образом, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно. При этом руководителям всех ветвей власти и специалистам необходимо уделять особое внимание формированию эффективной системы управления, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.
В этой связи следует особо отметить, что для обеспечения эффективного социально-экономического развития региона необходима эффективная система управления. При этом изучение и совершенствование системы управления как в рамках государства, так и региона должны способствовать скорейшему достижению поставленных целей и задач.
В данном контексте следует выделить проблему оценки эффективности управления. Например, отечественный ученый-регионалист В. Н. Лексин отмечает, что: «... в сложноустроенных федеральных государствах с официально принятой системой территориальной децентрализации власти. проблема получения объективных, параметрических и количественно выраженных оценок деятельности каждого уровня управления в отдельности зачастую представляется вообще неразрешимой. Однако актуальность объективной оценки деятельности органов власти. столь велика, что предложения по этому поводу появляются и публикуются постоянно» [7].
В современных условиях существует несколько подходов, содержащих упрощенное решение проблемы эффективного управления. Во-первых, предпринимаются попытки заменить результаты управления количественными показателями экономического развития или экономической деятельности (объемы производства, национального дохода, производительность труда и т. д.). Во-
вторых, затраты на управление отождествляются с затратами на содержание управленческого аппарата, что в принципе позволяет определить затраты на «производство» одного управленческого акта, закона, постановления, решения и т. п.
В то же время такие упрощения не позволяют строго научно выделить долю управленческого эффекта в общем эффекте деятельности управляемого объекта. В связи с этим мы предлагаем формировать методы эффективного управления социально-экономическим развитием региона в контексте «регион — система». Это означает, что для оценки эффективности управленческого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учетом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только ее части.
Системный подход к изучению проблемы управления развитием региона позволяет осмыслить ее как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:
1) система управляющая — категория, определяющая сущность субъекта управления;
2) система управляемая — общество в целом и его компоненты как объекты управления;
3) система взаимодействия — различные институты, реализующие связи: прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и др.
Таким образом, применительно к административно-территориальному образованию субъектно-объектная зависимость составляет сущностную характеристику системы управления развитием региона. Система управления развитием формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и возможностей региона. От субъекта исходит управляющая информация, от объекта поступает информация обратной связи.
Система управления развитием региона должна создавать условия эффективного использования всех существующих в обществе ресурсов: материальных, интеллектуальных, финансовых, информационных, демографических и т. д.
Принятие управленческих решений должно базироваться на все более полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении отдельных хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках
народнохозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики.
При системном подходе экономика страны, отдельных регионов рассматривается как система, состоящая из функционально и структурно обособленных подсистем, образующих ряд устойчивых иерархических уровней управления для достижения конечной цели.
Следствием иерархической организации региона является наличие вертикальных и горизонтальных связей. Вертикальные связи опосредствуют взаимодействие подсистем различных уровней территориального образования, горизонтальные — одного уровня.
Необходимо понимать, что управление социально-экономическим развитием региона не может быть просто сведено к реализации только его общих функций. Оно представляет собой сложную систему, состоящую не только из территориально организованной структуры, но и процесса, целей, методов. Как правило, данная система должна быть эффективно скоординирована.
А. В. Козбаненко по данному поводу отмечал: «Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления» [5, с. 205].
По мнению автора, для проектирования системы управления развитием региона необходимо определить структуру модели процесса развития. Так как реально она не известна заранее, необходимо проектировать модели с гибкими структурой и параметрами. То есть в модели, описывающей процесс, должны изменяться структура и парамет-
ры в соответствии с изменениями характеристик процесса при функционировании. При этом в каждый момент времени развития региона должна проводиться оценка значений ее параметров по данным входных и выходных переменных.
Как правило, региональная система имеет большое число элементов и связей между ними, высокую степень динамичности, наличие нефункциональных связей между элементами, воздействие различных по своему характеру помех. Процессы, проистекающие в региональных системах, плохо формализуемы.
На основе изложенного можно сделать вывод, что формирование системы управления социально-экономическим развитием региона представляет большую сложность из-за практической невозможности формализации внешних и внутренних процессов. При этом разработанные в современной научной литературе подходы к формированию системы управления регионом решают задачу управления только в рамках требуемых параметров. Как правило, эти параметры определяют лишь общий вектор развития социально-экономической системы.
Концептуальные основы стратегического управления развитием региона. Стратегическое управление необходимо рассматривать как управленческую деятельность, направленную на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной рыночной среды, включающую мониторинг состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Под стратегией следует понимать обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов.
В современных условиях стратегия развития региона должна базироваться на системном подходе (теории систем) и предусматривать постановку стратегических (глобальных) и тактических (локальных) целей, а также критериев их достижения — количественных показателей, определяющих меру или состав оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами) развития региона.
Цель концепции развития региона — это выбор и обоснование направленности регионального развития, укладывающейся в общую стратегию государственной региональной политики [8, с. 112].
В целом разработка концепции означает изучение стратегических альтернатив развития региона на определенную перспективу.
Исходными данными для исследования целей являются:
• социально-экономическое положение региона;
• общая схема декомпозиции целей развития;
• схема классификации стратегических целей развития региона;
• схема взаимосвязи макроподсистем региона;
• классификация целей организации;
• схема декомпозиции целей человека;
• схемы классификации критериев эффективности по макроподсистемам. Основными задачами по реализации стратегии
развития региона, как минимум, должны стать:
• создание структуры управления, способной реализовать стратегию;
• разработка регламентов управления развитием региона;
• создание обеспечивающих подсистем, которые в свою очередь создадут возможности успешной реализации стратегического плана;
• мониторинг реализации стратегического плана и внесение изменений.
В данном контексте следует особо выделить, что стратегия регионального развития — это система концептуальных положений о наиболее эффективных направлениях развития региональных систем, решении крупных территориальных проблем и размещении производительных сил.
В целом стратегическое управление развитием региона необходимо рассматривать как процесс реализации стратегического плана путем формулирования целей и критериев управления, анализа проблем и среды определения стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.
При реализации стратегического плана целесообразно выделить три этапа (табл. 1) [13, с. 174—175].
Управление реализацией стратегии развития, как правило, осуществляется в рамках целевых комплексных программ, которые являются важнейшим инструментом реализации стратегического плана развития региона.
Цель стратегического управления развитием региона — обеспечение его эффективного социально-экономического развития. При этом ставятся следующие задачи:
• эффективное использование ресурсного потенциала региона;
• законодательное обеспечение программы развития региона;
Таблица 1
Этапы реализации стратегии развития региона
Этап реализации стратегии Результаты
1. Концентрация ресурсов в стратегически важных направлениях деятельности (макроподсистемы и отрасли экономики региона) 1.Анализ бюджета и выделение ресурсов на реализацию стратегического плана. 2.Выбор целевых комплексных программ и их финансирование в запланированном объеме. 3.Регулирование отраслей экономики региона на основе рычагов, стимулов, заказов и налогов. 4.Реализация конкурентных преимуществ региона на национальном уровне. 5.Обеспечение стабильного экономического роста региона в рамках поставленных целей управления. 6.Мотивация населения региона и трудовых ресурсов на достижение стратегических целей управления. 7.Увязывание стимулирования и оплаты труда с достижением стратегических целей
2. Создание жизнеспособной системы управления на основе эффективного взаимодействия органов власти, персонала 1.Формирование стратегического видения у высшего руководства на региональном, муниципальном и районном уровнях. 2.Реализация новой гибкой структуры управления регионом на основе сочетания государственного регулирования и рыночного самоуправления. 3.Реализация главных достоинств (сильных сторон и возможностей) на основе конкурентных преимуществ региона. 4.Формирование четкой кадровой политики, отбор лидеров и формирование эффективной команды на ключевых направлениях реализации стратегии. 5.Формирование корпоративной культуры управления на всех уровнях управления (высшем, среднем, низшем). 6.Адаптация системы управления к изменениям внешней и внутренней среды региона
3. Достижение стратегических ориентиров региона на основе поставленных целей и критериев управления 1.Постоянный рост объемов валового регионального продукта. 2.Рост прибыли предприятий и организаций и снижение себестоимости продукции. 3.Рост производительности труда (выработка на 1 работника). 4.Рост качества продукции (снижение процента брака и рекламаций). 5.Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в регионе. б.Обеспечение режима наибольшего благоприятствования для развития малого бизнеса. 7.Рост качества жизни населения региона
• структурная перестройка производственной и социальной инфраструктуры региона;
• оптимизация использования регионального и федерального бюджетов;
• обеспечение экономической и экологической безопасности;
• повышение уровня социальной защищенности населения и т. д.
Концептуальные основы стратегического управления развитием региона состоят из следующих этапов (табл. 2).
В целом стратегическое управление развитием региона является сложной, многогранной задачей.
Тактической задачей стратегического управления развитием региона является повышение качества жизни населения, стратегической — эффективное социально-экономическое развитие региона.
Механизм эффективного управления социально-экономическим развитием региона. В современных условиях регион необходимо рассматривать как сложную социально-экономическую систему, состояние которой можно оценить по ряду факторов
или критериев. Пусть оцениваемая организационная система описывается на основе заданного набора частных критериев вектором [1, с. 6]:
К = (к..., к .,..., К) ,
где k. — значение ¿-го частного критерия.
Задача заключается в построении комплексного критерия функционирования Е(К) , наиболее адекватно отражающего степень достижения поставленных перед организационной системой целей. Комплексным критерием в данном случае является уровень социально-экономического состояния региона, в качестве частных критериев могут быть рассмотрены экономические (наполняемость регионального бюджета, финансовые показатели деятельности промышленных предприятий и т. д.) и социальные (уровень занятости, средняя заработная плата, уровень жизни и т. д.) показатели.
Если качественным свойством целей эффективного социально-экономического развития региона является равномерное (в определенном соотношении) улучшение всех локальных показателей деятельности, соответствующая комплексная оценка имеет вид [1, с. 7]:
Таблица 2
Концептуальные основы стратегического управления развитием региона
Этапы Сущность
Анализ внешней и внутренней среды Оценка: а) экономических компонент внешней среды: •величина ВНП, ВВП и ВРП; •темп инфляции; •уровень безработицы; •процентная ставка; •производительность труда; •нормы налогообложения и т. д.; б) социальных компонент: •отношение людей к качеству жизни и работы; •существующие в стране обычаи и верования; •разделяемые людьми ценности; •демографические структуры общества; •рост населения и уровень образования; •мобильность людей, готовность к переменам и т. д.; в) правового компонента — законов и других нормативных актов; г) политической компоненты — анализ целей органов государственной власти, ее стабильности, политической идеологии и т. д.
Анализ сильных и слабых сторон Составление и использование: • матрицы SWOT; • матрицы возможностей; • матрицы угроз; • профиля среды
Анализ альтернатив и выбор стратегий Альтернативы: •ограниченный рост — установление целей от достигнутого уровня, скорректированных с учетом инфляции; •рост — значительное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года; •сокращение — уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом; •стратегия сочетания любых из трех стратегий — ограниченного роста, роста и сокращения. Цель выбора стратегической альтернативы — максимально повысить долгосрочную эффективность экономики региона
Управление реализацией стратегии 1.Выработка корректных формулировок целей. 2.Оценка реалистичности целей. 3.Выявление зон потенциальных проблем и неожиданных последствий. 4.Поиск эффективных путей достижения целей. 5.Систематический контроль, измерение и оценка работы и результатов. 6.Корректирующие меры для достижения запланированных целей. 7.Выявление непредвиденных обстоятельств, которые следует учитывать для достижения целей
Оценка стратегии Оценка стратегии должна проводиться путем сравнения результатов работы с целями. При этом процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Оценка стратегии должна проводиться системно и непрерывно
( и \
F(K) = min
а
V ' у
где а. — положительные параметры, отражающие информацию об относительной важности различных критериев.
Луч а. >0 определяет траекторию предпочтительного (гармоничного) развития системы.
Если вектор а. принять за «точку идеала», т. е. точечную цель, к которой должна стремиться
социально-экономическая система, то функция F(K) является гарантированной оценкой степени достижения этой цели (например, F(K) =0,6 означает, что близость к цели составляет не менее чем 60 % по каждому локальному критерию).
Если качественным свойством целей является улучшение хотя бы одного локального критерия, то соответствующий комплексный критерий достижения целей социально-экономической системы принимает вид:
( ь \
F(K) = тах
где а., как и в предыдущем случае, отражает важность частного критерия кг. Эта оценка ориентирует на концентрацию усилий в определенной области. Если цели, поставленные перед социально-экономической системой, носят смешанный характер (и улучшение всех показателей, и достижение высоких результатов в каком-либо направлении), то применяется средневзвешенная степенная оценка деятельности [1, с. 8]:
(
F(K) =
I
' к у ^
, s>0.
При 5=1 получаем простейший вид оценки:
п
F(K) = 1
( к у
, ,а.
1=1 \ I J
Такая оценка отражает свойство взаимного замещения целей, т. е. недостатки в одной области можно компенсировать достижениями в любой другой. Применяя к описанным вариантам операции преобразования шкалы и агрегирования, можно получить достаточно богатый набор возможных процедур оценки деятельности.
Данная оценка совпадает с направлением исследования эффективности управления развитием региона, а ее использование позволит наиболее адекватно отразить степень достижения поставленных целей.
В соответствии с проведенным анализом методологических аспектов управления и оценки достижения целей представим регион как сложную систему в виде наиболее общей системной модели типа: «вход» — «состояние» — «выход» — «управление» — «внешняя среда»
По мнению автора, наиболее значимыми являются параметры состояния, которые отражают процесс эффективного управления социально-экономическим развитием региона. Параметры выхода можно оценить по аналогии с построением комплексного критерия функционирования F(K) .
Параметры состояния можно описать, основываясь на законах и постулатах (принципах) системологии, в соответствии с которыми чтобы описать параметры состояния, необходимо выделить достаточное множество элементов системы, связей и свойств этих элементов.
Для качественного отображения множества элементов системы воспользуемся принципиальной схемой финансово-экономической модели
инвестиционно-заемной системы А. А. Зейналова [3], соответственно преобразовав и отобразив в виде принципиальной схемы эффективного управления социально-экономическим развитием региона (рис. 1).
Блок «ВХОД». Данный блок включает информацию о входных и выходных потоках. Входные параметры формируются исходя из данных блоков «ВНЕШНЯЯ СРЕДА» и «УПРАВЛЕНИЕ». В данных блоках концентрируется практически вся необходимая информация для определения входных потоков донорно-акцепторной подсистемы региона [11, с. 204-213] — 1-й подблок и выходных потоков эффективности социально-экономического развития региона (структура показателей (параметров), определяющих эффективность социально-экономического развития региона) — 2-й подблок.
Блок «ВНЕШНЯЯ СРЕДА». Данный блок состоит из двух подблоков, соответствующих основной особенности эффективного социально-экономического развития региона, а именно сочетание административного характера управления с территориальным образованием и рыночным характером функционирования субъекта.
Подблок «АДМИНИСТРАТИВНАЯ СФЕРА» блока «ВНЕШНЯЯ СРЕДА» формирует директивные решения и ограничения (в основном законодательные).
Подблок «РЫНОЧНАЯ СФЕРА» блока «ВНЕШНЯЯ СРЕДА» включает: социальные, экономические и политические риски; состояние регионального рынка труда, рынка продовольственных товаров, рынка промышленных товаров, рынка жилья; качество рынка кредитных и инвестиционных ресурсов.
Блок «СОСТОЯНИЕ» состоит из трех подблоков. 1-й подблок включает многоуровневую систему обеспечения эффективного социально-экономического развития региона [10, с. 279—286]. Данный блок является информационно-аналитическим и совместно со 2-м подблоком, содержащим действующую нормативную информацию, обеспечивает функционирование 3-го подблока, который является основным и включает методическое обеспечение, расчетные зависимости и алгоритмы счета.
Блок «УПРАВЛЕНИЕ» выполняет традиционную функцию, включающую:
• коррекцию исходных условий с целью увязки требований блока «ВНЕШНЯЯ СРЕДА» с блоком «СОСТОЯНИЕ»;
• принятие решений по формированию параметров «ВХОДА»;
=1
«ВНЕШНЯЯ СРЕДА»
Административная сфера
1. Законодательство Российской Федерации
2. Законодательство субъектов Российской Федерации
3. Решения региональных органов власти
4. Бюджетные задания
5. Предельные объемы долга (в процентах от бюджета)
6. Утвержденные сроки заимствования и инвестирования
Ж
Рыночная сфера
1. Социальные, экономические и политические риски
2. Состояние регионального рынка труда
3. Состояние рынка продовольственных товаров
4. Состояние рынка промышленных товаров
5. Состояние рынка жилья
6. Качество рынка кредитных и инвестиционных ресурсов
«ВХОД»
1-й подблок
1. Параметры донорной подсистемы
2. Параметры акцепторной подсистемы
2-й подблок
Структура показателей (параметров), определяющих эффективность социально-экономического развития региона
«СОСТОЯНИЕ»
1-й подблок
Многоуровневая система обеспечения эффективного социально-экономического развития региона
2-й подблок 3-й подблок
Действующая нормативная Методическое обеспечение:
информация: расчетные зависимости,
а) внешняя алгоритмы и методики
б) внутрисистемная
«выход»
1-й подблок
Эффективность социально-экономического развития региона
2-й подблок
1. График инвестиционного потенциала региона
2. График социально-экономического развития региона
3. Плоскость эффективности развития региона
«УПРАВЛЕНИЕ»
1. Коррекция исходных условий
2. Принятие решений
3. Рекомендации для высших органов управления_
1. Анализ отклонений от нормативных условий и штатных ситуаций
2. Отбор рациональных и/или оптимальных вариантов_
Рис. 1. Принципиальная схема эффективного управления социально-экономическим развитием региона
• анализ состояния системы и отклонений параметров ее функционирования от нормативных условий и штатных ситуаций и определение «пограничных состояний» при переходе системы во внештатное состояние;
• отбор рациональных и/или оптимальных вариантов решений;
• выработку рекомендаций для вышестоящих органов управления и т. п.
Блок «ВЫХОД» включает два подблока. 1-й подблок блока предназначен для критериальной оценки эффективности принимаемых решений и/или целесообразности вводимых данных, поступающих из блока «ВНЕШНЯЯ СРЕДА». 2-й подблок обеспечивает представление полученных решений в информационно удобном виде, а именно в табличной и графической форме, в качестве планового или отчетного документа.
Предложенная принципиальная схема эффективного управления социально-экономическим развитием региона предполагает наличие достаточно строгого методического обеспечения, дающего возможность количественно оценить эффективность социально-экономического раз-
вития территориального образования с последующим отражением в республиканском бюджете и в официальной отчетности. При этом методическое обеспечение системы формируется по мере появления задач, требующих своего решения.
Для эффективного управления социально-экономическим развитием региона существует необходимость формирования неизменного набора показателей и регулярного расчета на его основе интегральных показателей состояния региональной инфраструктуры и ее привлекательности для предпринимателей. При этом необходимо прослеживать динамику хозяйственных, экономических, социальных и иных региональных процессов на основании неизменного набора критериев. Очевидной трудностью является подбор и обоснование эффективности использования конкретного набора критериев оценки. Также представляет известную сложность интерпретация результатов, полученных в результате оценки. Не всегда за итоговым интегральным значением можно увидеть причинно-следственные связи и тенденции социально-экономического развития региона.
По мнению автора, для качественной корректировки эффективного управления необходимо
придерживаться следующей схемы оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона (рис. 2).
Схема оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона включает в себя комплексную оценку потенциала региона и рисков, т. е. возможности региональных органов власти, используя инфраструктуру региона, реализовать стратегию эффективного социально-экономического развития. При этом оценивается ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, интеллектуальный, институциональный и инновационный потенциалы региона, а также экономические, политические, социальные, экологические и криминальные риски.
Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием региона должна проводиться на основе экспертной оценки весов вклада сгруппированных статистических показателей в эффективность социально-экономического развития региона. Для корректности проведенной оценки в состав экспертов должны входить как российские, так и иностранные специалисты.
Рассмотрим сущностные аспекты оценки потенциала региона.
Цель оценки ресурсно-сырьевого потенциала заключается в методологическом обосновании доктрины устойчивого социально-эколого-эко-номического развития региона, изучении возможностей и специфики формирования регионального механизма рыночного природопользования, создании и верификации расчетно-аналитического инструментария, призванного оказать содействие процессам регенерации ресурсно-сырьевого потенциала территориального образования.
Оценка производственного потенциала региона важна как в теоретическом, так и практическом плане. Знание производственных потенциалов предприятий региона позволяет определить суммарный потенциал отрасли и народного хозяйства, создает основу для обеспечения сопряженности смежных предприятий и производств. Значения производственных потенциалов предприятий необходимы для выявления затрат производственных ресурсов (величин его элементов), требующихся для оптимизации народнохозяйственных или отраслевых темпов и пропорций развития определения направлений инвестиционной политики.
Потребительский потенциал региона можно оценить на основе анализа уровня доходов населения. Одним из препятствий в России для более
Оценка эффективности управления социально-экономическим развитием региона
Оценка потенциала региона ~1-
Ресурсно-сырьевой потенциал_
Производственный потенциал
Потребительский потенциал
Инфраструктурный потенциал
Интеллектуальный потенциал
Институциональный потенциал
Инновационный потенциал
1
Оценка риска -[=
Экспертная оценка весов вклада сгруппированных показателей в эффективность социально-экономического развития региона
Российские эксперты
Иностранные эксперты
— Экономический риск
Политический риск
Социальный риск
Экологический риск
— Криминальный риск
Рис. 2. Схема оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона
Исходная информация - статистические показатели; - законодательные акты РФ и ее субъектов, относящиеся к сфере регулирования предпринимательской деятельности; - данные исследований; - научные публикации
Группировка статистических показателей с помощью корреляционно-регрессионного анализа
эффективного вовлечения средств населения в инвестиционный процесс и усиления их роли в экономике является экономически необоснованный и социально неоправданно низкий уровень оплаты труда, тормозящий эффективное использование важнейшего внутреннего резерва экономического развития, какими должны быть денежные доходы населения страны [12, с. 264—265].
При изучении инфраструктурного потенциала региона оцениваются:
• транспортная система — наиболее важная составляющая инфраструктурного потенциала;
• коммуникационный комплекс — предприятия и организации, занимающиеся производством и продажей средств телекоммуникаций и связи, компьютерного оборудования, оказывающие информационные, телекоммуникационные и консалтинговые услуги.
К интеллектуальному потенциалу региона необходимо отнести:
• изобретения, полезные модели, промышленные образцы, охраняемые Патентным Законом РФ;
• произведения науки, литературы и искусства, а также другие объекты авторского и смежных прав, охраняемые законом РФ «Об авторском праве и смежных правах»;
• программы для ЭВМ и базы данных, охраняемые законом РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
• топологии интегральных микросхем, охраняемые законом РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
• селекционные достижения, охраняемые законом РФ «О селекционных достижениях». Институциональный потенциал региона можно
определить на основе анализа степени региональной автономии, истории развития и т. п. [6, с. 8].
Инновационный потенциал региона можно оценить как интегративный показатель технологических, экологических, экономических, социально-политических, военных и государственно-правовых инноваций.
Схема оценки эффективности управления социально-экономическим развитием региона включает в себя оценку рисков. При принятии любого управленческого решения экономическая эффективность от его реализации должна быть скорректирована на степень риска его достижения.
Анализ экономических рисков целесообразно проводить по нескольким основным направлениям, наличие которых обусловлено [2, с. 18]:
• специфическими особенностями непосредственно субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью;
• особенностями внешней среды, в которой он функционирует, и которая находится в процессе постоянного развития. Политический риск следует рассматривать как
возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики.
Можно выделить три группы факторов политического риска:
• совокупность наиболее существенных явлений политического характера, оказывающих положительное или отрицательное влияние на возможность осуществления различных видов деятельности;
• вероятность возникновения, а также вероятность благоприятного или неблагоприятного изменения факторов политического риска, политической ситуации;
• степень серьезности влияния факторов политического риска на различные виды деятельности.
Оценка социального риска — процесс, используемый для определения степени риска анализируемой опасности для человека и (или) окружающей его среды. Оценка риска включает анализ частоты, анализ последствий и их сочетание [4].
Экологический риск можно рассматривать как:
• вероятность неблагоприятных для экологических ресурсов последствий любых антропогенных изменений природных объектов и факторов [9, с. 462];
• вероятность деградации окружающей среды или перехода ее в неустойчивое состояние в результате текущей или планируемой хозяйственной деятельности;
• возможность потери контроля за экологическими событиями;
• вероятность наступления гражданской ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, а также жизни и здоровью третьих лиц [13, с. 13, с. 26—28].
Криминальный риск, как правило, находится в прямой зависимости от объема преступной деятельности. Для предотвращения и снижения последствий криминального риска необходимо создать эффективную правовую систему. В данном контексте необходимо вспомнить утверждение на заседании коллегии Министерства юстиции 31 декабря 2000 г. исполняющего обязанности Прези-
дента РФ В. В. Путина о том, что: «Эффективность государственного управления напрямую связана с несгибаемостью его «правового каркаса». Государственная власть, органы юстиции и правопорядка — все это звенья единого механизма» [14].
Выводы
В современных условиях все уровни управления развитием региона должны быть нацелены на повышение собственной эффективности. При этом необходимо учитывать, что самыми важными и главными целями системы регионального управления являются удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации и удовлетворение материальных потребностей людей путем создания жизненно необходимых благ.
С целью ограничения принятия неадекватных административно-правовых решений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях необходимо использовать предложенный механизм эффективного управления социально-экономическим развитием региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андронникова Н. Г. Комплексное оценивание в задачах регионального управления / Н. Г. Андронникова, В. Н. Бурков, С. В. Леонтьев. — М.: ИТТУ РАН, 2002. — 58 с.
2. Беляков А. В. Процентный риск: анализ, оценка, управление /А. В. Беляков // Финансы и кредит. 2001. №2.
3. Зейналов А. А. Экономический механизм управления инвестиционно-заемными средствами субъекта Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата экон. наук // А. А. Зейналов. — М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2000. — 170 с.
4. Ивашинцов Д. Впечатления от Философского конгресса / Д. Ивашинцов // Философия online. http://phenomen. ra.
5. КозбаненкоВ. А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х т. Учебник / В. А. Козбаненко. — М.: «Статус». 2002. — 478 с.
6. Ларина Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учеб. пособие / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. НГАЭиУ. — М.: ОАО «Издательство «Экономика». 1998. — 172 с.
7. Лексин В. Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения / В. Н. Лексин, Е. Н. Андреева, А. И. Ситников, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал, 1993. № 9. — 1997. № 4.
8. Приоритеты управления региональным развитием / Авторский коллектив: Афанасьев В. Я., Быстряков И. К., Видяпин В. И. и др. Под ред. Уколова В. Ф. — М.: Луч, 2001. — 256 с.
9. Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. — М.: Мысль, 1990.
10. Смирнов В. В. Обеспечение эффективного социально-экономического развития региона / В. В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2006. № 4. — 482 с.
11. Смирнов В. В. Формирование методики оценки эффективности социально-экономического развития региона / В. В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. 2005. № 3. — 300 с.
12. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Гранберга, А. П. Егоршина; ООН РАН, НИМБ. — М.: Экономика, 2004. — 605 с.
13. ХохловН. В. Управление риском / Н. В. Хохлов. — М.: ЮНИТИ. 2000.
14. www. kremlin. ra.