Научная статья на тему 'Концептуальные положения эффективного управления развитием экономики региона'

Концептуальные положения эффективного управления развитием экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
308
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / СИСТЕМА / СТРУКТУРА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / DEVELOPMENT / REGION / SYSTEM / STRUCTURE / MANAGEMENT / ECONOMY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исаев Андрей Борисович, Смирнов Валерий Владиславович

В условиях нестабильной экономики все уровни управления развитием региона должны быть нацелены на повышение собственной эффективности. Эффективность управления во многом определяется грамотно выбранной стратегией развития экономики региона и инструментов её реализации. Главными целями системы регионального управления должны стать удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации и удовлетворение материальных потребностей людей путём создания жизненно необходимых благ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF EFFECTIVE MANAGEMENT REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT

In an unstable economy, all levels of management development in the region should aim to increase self-efficacy. Management effectiveness is largely determined by well-chosen strategy of regional economic development tools and its implementation. The main objectives of the regional offices should be satisfy the spiritual needs of people, maintaining the nation's health and material needs of people through the establishment of essential goods.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения эффективного управления развитием экономики региона»

Одно из важнейших преимуществ нового органа видится в отсутствии ограничения регламентом, что значительно экономит время решения по реализации проектов развития территорий без потери качества, увеличивает индивидуализирован-ность подхода к каждому предложению и в целом способствует росту инвестиционной привлекательности территории за счет создания высокого имиджа и открытости в направлении развития внешних связей, снижения бюрократизма при рассмотрении и принятии решений государственного управления региональной экономикой.

Литература

1. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений: пер. с фр. / предисл. Я.И. Кузьминова. М.: Экономика, 1995. 544 с. (Эконом. наследие).

2. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. 352 с.

3. Классика экономической мысли: сочинения / В. Пети, А. Смит, Д. Риккардо и др. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 896 с. (Сер. «Антология мысли»).

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.

5. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. 256 с.

6. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005. 264 с. (Сер. Библиотека Фонда «Либеральная миссия»).

ИСАЕВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ - аспирант кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (alabi@pochta.ru).

ISAEV ANDREY BORISOVICH - post-graduate student of Branch Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

КАДЫШЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой отраслевой экономики, декан факультета управления и психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.

KADYSHeV EVGENIY NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, professor, head of Branch Econom^s Chair, dean of Management and Psychology Faculty, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ДЕЛЬМАН ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ. См. с. 369.

УДК 338.24

А.Б. ИСАЕВ, В.В. СМИРНОВ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Ключевые слова: развитие, регион, система, структура, управление, экономика, эффективность.

В условиях нестабильной экономики все уровни управления развитием региона должны быть нацелены на повышение собственной эффективности. Эффективность управления во многом определяется грамотно выбранной стратегией развития экономики региона и инструментов её реализации. Главными целями системы регионального управления должны стать удовлетворение духовных потребностей людей, поддержание здоровья нации и удовлетворение материальных потребностей людей путём создания жизненно необходимых благ.

A.B. ISAEV, V.V. SMIRNOV CONCEPT OF EFFECTIVE MANAGEMENT REGIONAL ECONOMIC DEVELOPMENT Key words: development, region, system, structure, management, economy, efficiency.

In an unstable economy, all levels of management development in the region should aim to increase self-efficacy. Management effectiveness is largely determined by well-chosen strategy of regional economic development tools and its implementation. The main objectives of the regional offices should be satisfy the spiritual needs of people, maintaining the nation's health and material needs of people through the establishment of essential goods.

Методологический подход к обеспечению процесса организационной трансформации экономики Российской Федерации (далее РФ) от административнокомандной системы к рыночной требует теоретико-методологического переосмысления условий функционирования региональных экономических систем с учётом

возможности их эффективного развития. В целях адекватного функционирования и устойчивого развития региональных экономических систем необходимо обеспечить эффективное управление таким образом, чтобы все управляющие воздействия на возникающие изменения в структуре и пропорциях экономики региона, а также процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно.

Для обеспечения оптимального развития экономики региона необходима эффективная система управления. При этом изучение и совершенствование системы управления развитием в рамках как государства, так и региона должны способствовать скорейшему достижению поставленных целей.

В современных условиях существует несколько подходов, содержащих упрощённое решение проблемы эффективного управления. Во-первых, предпринимаются попытки заменить результаты управления количественными показателями экономического развития или экономической деятельности. Во-вторых, затраты на управление отождествляются с затратами на содержание управленческого аппарата, что в принципе позволяет определить затраты на «производство» одного управленческого акта, закона, постановления, решения.

В то же время вышеизложенные упрощения не позволяют научно выделить долю управленческого эффекта в общем эффекте деятельности управляемого объекта. В связи с этим необходимо формировать методы эффективного управления развитием экономики региона в контексте «регион - система». При этом необходимо выделить потребность системного подхода в эффективном управлении развитием экономики региона.

В процессе анализа адекватности системы управления современным условиям следует учитывать, что процесс управления развитием экономики региона является слабоструктурированной, сложной задачей из-за наличия инерционных звеньев, как правило, социальных. Основным источником инерционности социального звена являются люди - субъекты и объекты управления. Как правило, действие субъективных факторов существенно ограничивает возможности формализации системы. Многие факторы, характеризующие развитие экономики региона, трудноизмеримы, а между некоторыми существуют только качественные отношения.

Основным положением при выборе системы управления развитием экономики региона является адекватность реагирования на внешние и внутренние воздействия, тем самым создаются предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности и придания региону адаптационной способности к изменяющимся условиям. При этом процесс управленческой деятельности следует рассматривать как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление - это объединение элементов (цели, программы, средства) для формирования устойчивой экономики региона.

Принятие управленческих решений должно базироваться на все более полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении отдельных хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках хозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики. То есть для оценки эффективности управленческого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учётом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только её части.

Управляющая система в её институциональной и структурно-функциональной сущности предстает как совокупность федеральных, региональных и муниципальных органов власти и организаций с различной степенью влияния и компетенции. При этом система управления развитием экономики региона

должна создавать условия эффективного использования всех существующих в обществе ресурсов.

При системном подходе экономика отдельных регионов рассматривается как система, состоящая из функционально и структурно обособленных подсистем, образующих ряд устойчивых иерархических уровней управления для достижения конечной цели. Следствием иерархической организации экономики региона является наличие вертикальных и горизонтальных связей. Вертикальные связи ориентируют взаимодействие подсистем различных уровней административно-территориального образования, горизонтальные - одного уровня.

В ходе рыночных преобразований, происходящих в России, все больше проявляется тенденция изменения форм и методов государственного воздействия на социально-экономические процессы, основное направление которой состоит в смещении акцентов от отраслевого управления, господствовавшего в централизованной экономике, к территориальному. Целью регулирования развития экономики регионов и их систем в рыночной среде является обеспечение условий для структурной перестройки и устойчивого роста производства, улучшения социального и экологического положения, т.е. в создании оптимальных условий для достижения определенного уровня взаимодействия общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Основной задачей иерархического управления в условиях нестабильной экономики является повышение эффективности всех уровней управления. Целевая направленность государственного управления предполагает постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании ресурсов. Формулировка целей с учётом приоритетов и требуемых результатов предполагает заинтересованность государственных структур в сохранении стабильности, соответствии принимаемых решений действующему законодательству, а также в решении задач, направленных на повышение эффективности управления.

В условиях нестабильной экономики всё большее значение приобретает эффективность управления как возможность достичь цели, поставленной управляющим субъектом. Достижение цели - главный результат управленческого действия, свидетельство его результативности. Однако в категориях результативности оценка имеет преимущественно формальный характер, если не учитываются усилия, затраченные на достижение цели и характер последней. Затратные усилия оцениваются в категориях эффективности.

Как правило, эффективность рассматривается как критерий достижения цели, т.е. с минимальной затратой ресурсов и управленческой энергии. При этом в процессе оценки эффективности важно учитывать характер цели. Усилия могут оказаться напрасными, если цель необъективна или в данный момент недостижима.

В современных условиях система государственного управления включает в себя организационные структуры государственного аппарата, систему государственной бюрократии, совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления. При этом процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную совокупность действий, приводящих к определённой динамике управленческих результатов.

Целями регионального управления являются: преодоление системного кризиса в регионе; обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти; укрепление финансового положения региона за счёт его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций, нормативной целевой помощи Федерального Центра; повышение уровня жизни населения; сокращение безработицы, в том числе за счёт развития малого и среднего бизнеса; выравнивание

уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также отношений с Федеральным Центром [1].

С целью повышения адаптационных свойств хозяйственных подсистем региона в отдельности и экономики региона в целом необходимо обновление региональной экономической системы в соответствии с требованиями региональной политики: последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики; учёт в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются; повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления [6].

Основной задачей государственной региональной политики является, с одной стороны, снятие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой - создание специального механизма, позволяющего сдерживать рост межрайонных различий. Среди компонентов региональной политики следует выделить: социальные (направлены на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры) и экономические (повышение эффективности производства на территории региона с учётом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.).

Следовательно, организационные цели государственного управления заключаются в создании системы оптимально функционирующих структур, их институциализации, способной обеспечить соответствующее влияние субъекта управления на объект управления. При этом предполагаются оптимизация человеческого фактора и конкретизация деятельности всех структур и составных частей управляемой системы на основе максимального приближения к совершенной деятельности с точки зрения её эффективности.

Главной целью регионального управления является повышение степени удовлетворения социально-экономических потребностей населения, проживающего на территории региона. В принципе степень удовлетворения потребностей является своего рода критерием оценки способности региональной власти осуществлять свои функции.

На основе изложенного выше можно сделать вывод, что экономика региона -это хозяйственная система, характеризующаяся иерархичностью управления, активностью отдельных её подсистем и имеющая сложную внутреннюю структуру. Взаимодействие подсистем в рамках данной структуры определяется функциональными связями, специфика которых определена сложившимися на определенный момент экономическими условиями. При этом эффективное управление развитием экономики региона следует определять как целенаправленно организованную совокупность социальных, экономических, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия устойчивого развития хозяйственных подсистем региональной экономики и взаимосвязей между ними с целью обеспечения эффективного воспроизводства регионального потенциала.

Для повышения устойчивости развития экономики субъектов РФ в рыночных условиях необходимо определиться с инструментарием эффективного управления. Предметом исследования эффективного управления развитием экономики региона должен стать комплекс взаимосвязанных проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между федеральными, региональными, муниципальными органами управления и территориальными субъектами хозяйствования. Задачи эффективного управления развитием экономики региона должны сводиться к обеспечению высокого уровня качества жизни населения, эффективного использования ресурсов, комплексного решения социальных, экономических и экологических задач на основе баланса интересов всех субъектов.

Литература

1. Коробова О.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона / под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 104 с.

2. Смирнов В.В. Метод эффективного управления и императивы к достижению стратегической цели развития региона // Национальные интересы: приоритеты. 2011. № 18. С. 17-26.

3. Смирнов В.В. Методологические аспекты повышения эффективности социально-экономического развития трудоизбыточного региона с ограниченным ресурсно-сырьевым потенциалом // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 4. С. 190-198.

4. Смирнов В.В. Парадигма и концепция эффективного социально-экономического развития региона // Регионология. 2011. № 2. С. 56-63.

5. Смирнов В.В. Эффективное управление развитием региона: методология, стратегия, механизм // Вестник Чувашского университета. 2007. № 4. С. 455-467.

6. Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.

ИСАЕВ АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ. См. с. 384.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (walera712006@mail.ru).

SMIRNOV VALERIY VLADISLAVOVICH - candidate of economics sciences, assistant professor of Branch Economics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 338.312:332

А.А. КАБАНОВ, Э.Н. КРОЛИВЕЦКИЙ

ОБОБЩАЮЩИЙ И ЧАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Ключевые слова: обобщающий, частный показатель эффективности, региональное производство, целевая ориентация показателей.

Определены обобщающий и частные показатели эффективности регионального производства исходя из целевой ориентации критерия эффективности на достижение оптимальных значений экономического результата и затрат.

A.A. KABANOV, E.N. KROLIVETSKY CRITERION OF EFFICIENCY OF REGIONAL MANUFACTURE

Key words: generalizing, private indicator of efficiency, regional manufacture, target orientation of indicators.

It is defined generalizing and private indicators of regional manufacture efficiency, proceeding from target orientation of efficiency criterion to achievement of optimum values of economic result and expenses.

Применяемые в настоящее время в экономических видах деятельности и предприятиях регионального хозяйства такие обобщающие показатели эффективности производства, как рентабельность проданных товаров, услуг, работ, рентабельность активов, соответственно, рассчитываются посредством соотношений величины: сальдированного финансового результата (полученная прибыль за вычетом убытков) от реализации произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных работ и их себестоимости с учетом коммерческих и управленческих расходов; сальдированного финансового результата, суммы основных фондов и оборотных активов.

В первом случае в определении обобщающего показателя эффективности используют суммарные виды затрат живого и овеществленного труда на производство и реализацию продукции, услуг и работ, что, на наш взгляд, в полной мере соответствует критериальным требованиям ориентации субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.