Научная статья на тему 'Обобщающий концепт эффективного социально-экономического развития региона'

Обобщающий концепт эффективного социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
247
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ / ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ПАРАДИГМА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INTERACTION / MUTUAL ADDITION / INTERCONDITIONALITY / CONCEPT / INSTABILITY OF ECONOMY / PARADIGM / STRUCTURALLY FUNCTIONAL APPROACH / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнов Валерий Владиславович

Рассмотрены составляющие системного кризиса национальной экономики, определено понятие «неустойчивая экономика», выделены критерии региона и даны взаимодополняющие определения, отражающие его сущность, сформулирована парадигма эффективного развития региона, выявлена объективная потребность в формировании концепции эффективного развития региона, показана необходимость поиска инструментов, оптимизирующих систему управления развитием региона и воздействующих на целевые параметры стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERALIZING CONCEPT EFFICIENCY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

In article components of system crisis of national economy are considered, the concept of unstable economy is defined, criteria of region are allocated and complementary definitions reflecting its essence are given, the paradigm of effective development of region is formulated, the objective requirement for formation of the concept of effective development of region is revealed, necessity of search of tools optimizing a control system of development of region and influencing target parameters of strategic management is shown.

Текст научной работы на тему «Обобщающий концепт эффективного социально-экономического развития региона»

УДК 322 (075)

В.В. СМИРНОВ

ОБОБЩАЮЩИЙ КОНЦЕПТ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Ключевые слова: взаимодействие, взаимодополнение, взаимообусловленность, концепция, неустойчивость экономики, парадигма, структурно-функциональный подход, эффективность.

Рассмотрены составляющие системного кризиса национальной экономики, определено понятие «неустойчивая экономика», выделены критерии региона и даны взаимодополняющие определения, отражающие его сущность, сформулирована парадигма эффективного развития региона, выявлена объективная потребность в формировании концепции эффективного развития региона, показана необходимость поиска инструментов, оптимизирующих систему управления развитием региона и воздействующих на целевые параметры стратегического управления.

V.V. SMIRNOV GENERALIZING CONCEPT EFFICIENCY OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Key words: interaction, mutual addition, interconditionality, concept, instability of economy, paradigm, structurally functional approach, efficiency.

In article components of system crisis of national economy are considered, the concept of unstable economy is defined, criteria of region are allocated and complementary definitions reflecting its essence are given, the paradigm of effective development of region is formulated, the objective requirement for formation of the concept of effective development of region is revealed, necessity of search of tools optimizing a control system of development of region and influencing target parameters of strategic management is shown.

В современных условиях в национальной экономике происходят качественные изменения, связанные с последствиями мирового экономического кризиса, усилением глобализации, неравномерностью развития стран, обострением конкурентной борьбы между регионами. При этом рынок получает всё большее признание в качестве общецивилизационной ценности.

Процесс трансформации социально-экономической системы РФ от административно-командной к рыночной вскрыл системный кризис, выражающийся [7, 9]: в замедлении социально-экономического роста и падении его эффективности, обусловленных сложившимся устойчивым, самовоспроизводящимся комплексом ресурсных ограничений; неоднородности социально-экономического пространства, оказывающей значительное влияние на качество функционирования государства, целостность структуры и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономическую политику; нарастающей дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, вызванной неустойчивостью национальной экономики.

В условиях неустойчивой экономики актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально-экономического развития субъектов РФ.

Под неустойчивостью экономики следует рассматривать процесс, обладающий широким разбросом и непостоянством параметров хозяйственной деятельности (производства, распределения, обмена и потребления). Данный процесс обусловлен неуправляемостью изменениями в факторах производства, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, формирование личности и институциональные изменения не согласованы друг с другом и не укрепляют настоящий и будущий социально-экономический потенциал, способствующий удовлетворению человеческих потребностей и устремлений.

В то же время следует отметить, что неравномерное развитие регионов относится к фундаментальным мировым процессам. В каждой стране есть относительно процветающие и отсталые регионы - это естественные территориальные различия, обусловленные социально-экономическим фоном, природно-климатическими, ресурсными и иными условиями.

Анализ дефиниций региона позволил сформулировать выводы, в которых выделены критерии, определяющие сущностные аспекты региона [8]: 1) регион - территориальное образование, имеющее чётко очерченные административные границы, в пределах которых генерируются социальные и экономические процессы обеспечения качества жизни населения, обусловленные местом региона в системе территориального и общественного разделения труда; 2) регион -социально-экономическая система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Её характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных и взаимодополняющих подсистем различных типов с локальными целями; мно-гоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определённость состояний элементов.

Следствием изложенных выше выводов стало два взаимодополняющих определения региона, которые вносят ясность в понимание его сущности: регион - система территориально обособленного множества взаимообусловленных, различных по локализации структурных образований, которые, консолидируясь в единую функциональную организацию, обеспечивают их адаптивное существование и развитие; регион - социально-экономическая система, представляющая собой общность населяющих определенное географическое пространство людей, наделённых материальными ресурсами, организованных в структуру взаимодействующих и взаимодополняющих подсистем для укрепления настоящего и будущего ресурсного, производственного, рыночного, инвестиционного, инновационного и социального потенциала.

С целью качественного анализа возможностей для социально-экономического развития субъектов РФ необходимо проводить мониторинг регионов по существующим в научном сообществе критериям с последующей их типологи-зацией. Анализ социально-экономического развития регионов и их типологиза-ция должны стать одним из ключевых направлений исследования в области региональной экономики в условиях неустойчивой системы РФ.

Следует отметить, что экономический рост является главным условием социально-экономического развития региона и одновременно сам в значительной степени зависит от него. Поэтому задача достижения высоких темпов экономического роста рассматривается во взаимосвязи с задачей социальноэкономического развития региона.

Важнейшими задачами социально-экономического развития субъектов РФ являются эффективное использование потенциала рыночных механизмов саморегулирования в преодолении условий неустойчивой экономики и вывод региона на траекторию устойчивого развития.

В условиях неустойчивой экономики рыночные механизмы саморегулирования являются основными факторами социально-экономического развития субъектов РФ.

В рамках механизма саморегулирования экономической активности регионов, федеральные и региональные органы власти должны демонополизировать рынок ресурсов и инвестиций, что создаст условия для развития конкуренции на товарных рынках, а также ограничит сферу хозяйственной деятельности естественных монополий.

Эволюционный тренд теорий развития экономического пространства определил положение о необходимости проведения мониторинга регионального роста не только в количественном, но и в качественном спектре, в сущности определяя его эффективность [5].

Многие зарубежные и отечественные учёные отмечали, что бесконтрольный количественный рост может создать угрозу существованию всего человечества, поскольку он порождает экологические, энергетические, сырьевые и другие глобальные проблемы.

Анализ проблем теорий развития экономического пространства и региональной экономики [1, 5, 6] обусловил необходимость рассматривать социально-экономическое развитие региона как процесс усиления взаимной и кумулятивной обусловленности различных по локализации структурных образований, объединяющихся в единую функциональную организацию взаимодействующих и взаимодополняющих подсистем для повышения возможности их развития. При этом каждая подсистема может реализовать свой потенциал только в рамках сложившихся взаимообусловленных связей и взаимодополнений подсистем региона. Регион представляет собой систему в виде относительно устойчивой структурно-функциональной обособленности локализованных структурных образований, способных к развитию.

В то же время при выборе критерия оценки конкурентных преимуществ региона необходимо определить его как эксклюзивную ценность, обусловливаемую функциональной устойчивостью его подсистем.

Следовательно, в условиях неустойчивой экономики существует необходимость определить для РФ приоритетную модель экономической системы. Выбранная модель должна быть наиболее адекватной цели эффективного развития региональных социально-экономических процессов, способствующих качественному переходу экономической системы РФ к новым условиям хозяйственной деятельности.

Анализ теоретических аспектов эффективности [2, 4] выявил его многогранность, а именно: эффективность есть отношение результата к затратам; под эффективностью понимается степень фактического или ожидаемого результата желаемому, т.е. степень достижения цели; эффективность процесса -степень приспособленности к достижению цели; эффективность системы -степень достижения цели.

С целью формирования рационального подхода к решению проблемы социально-экономического развития субъектов РФ необходимо сформулировать парадигму эффективного социально-экономического развития (Effective Social and Economic Development - ESED) региона, которая должна выявить возможности эффективной организации и активизации процесса развития перспективных отраслей экономики и социальной инфраструктуры.

Парадигма ESED региона ориентирована на эффективную организацию совокупности технологий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимовыгодных эндогенных и экзогенных региональных связей, взаимосвязей и взаимодополнений между элементами инфраструктуры региона, а также их внутренней упорядоченности. При этом процесс организации ESED региона должен проводиться с учётом структурно-функционального подхода к административно-территориальному образованию в контексте систематизации процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов на основе развития структурных составляющих наиболее весомых функциональных взаимосвязей.

Структурно-функциональная взаимосвязь подсистем региона должна рассматриваться как «горизонтальная» и «вертикальная» систематизация процесса интеграции различных по локализации структурных образований в контексте взаимной и кумулятивной обусловленности наиболее весомых структур (комплек-

сов), обладающих свойствами системы и имеющих большое количество экзогенных и эндогенных функций. Следовательно, структуру региона необходимо рассматривать в виде причинно-следственных связей административнотерриториальных единиц, которые формируются хозяйствующими субъектами в процессе воспроизводства элементной базы экономического пространства региона.

Структурно-функциональная модель ESED региона в методологическом аспекте выступает как следствие функциональной целостности региона. Функциональная целостность региона обусловливает относительную самостоятельность, автономность отдельных административно-территориальных единиц региона (градообразующих предприятий, районов, поселений и т.д.) в рамках структурно-функциональной обособленности. Эта автономность в известном смысле неизбежна, как неизбежно то, что всякий объект, раз он существует, обладает целостными характеристиками, некоторым собственным поведением.

Таким образом, социально-экономическую систему региона следует рассматривать как функциональную и в то же время развивающуюся совокупность глубоко интегрированных, взаимно и кумулятивно обусловленных экономической и социальной подсистем.

В целом ESED региона есть уровень функциональной взаимосвязи и структурных взаимодополнений, по сути, автономных подсистем региона, выполняющих свою уникальную функцию, имеющих свои источники, механизмы и законы развития. При этом ресурсная, производственная, рыночная, инвестиционная, инновационная, социальная и другие подсистемы, отдавая свою энергию и заимствуя её у других, стремятся к максимальному самосохранению. Системы, с одной стороны, не могут существовать вне других систем без установления между ними связи для информационного, энергетического и материального обмена, а с другой - стремятся к самостоятельности, минимизации потерь от этих связей.

В условиях неустойчивой экономики существует объективная потребность в формировании концепции ESED региона, сущность которой - снизить негативные последствия от некомпетентных решений федеральных и региональных органов власти.

По сути, параметры концепции ESED региона определяются её целью, а сущность раскрывается в процессе создания эффективного механизма, способного повысить уровень социально-экономического развития, а также обеспечить возможность саморазвития региона.

В целом эффективность необходимо рассматривать как показатель, отражающий способ достижения цели, вариант правильности, точности направления к ней. При этом ESED региона необходимо определять как векторное поле, показывающее направление развития субъекта РФ в каждой точке относительно системообразующих факторов. Показателем эффективности развития региона является max или min значение из возможной совокупности значений, графически представленных в виде плоскости. Плоскость ESED региона есть отражение векторного поля, количественно воспроизводящая функциональное развитие подсистем региона. Критерием ESED является степень приближения к цели.

В процессе обеспечения ESED региона наиболее целесообразно рассматривать систему управления развитием, а не функционированием региона. Так как функционирование внутренне порождает развитие.

Основным положением при выборе системы управления развитием региона является адекватность реагирования на эндогенные и экзогенные факторы, тем самым создавая предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности и придания региону адаптационной способности. При этом процесс управленческой деятельности следует рассматривать

как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление - это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии региона.

Для оценки эффективности управленческого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учётом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только её части.

Система управления развитием региона формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и потенциальных возможностей региональной экономики.

В условиях неустойчивой экономики всё большее значение приобретает эффективность управления как возможность достичь цели, поставленной управляющим субъектом. Достижение цели - главный результат управленческого действия, свидетельство его результативности. Однако в категориях результативности оценка имеет преимущественно формальный характер, если не учитываются усилия, затраченные на достижение цели и характер последней. Затратные усилия оцениваются в категориях эффективности.

В рамках повышения эффективности управления субъектами РФ необходимо рассматривать регион как социально-экономическую систему, характеризующуюся иерархичностью управления, активностью отдельных её подсистем и имеющую сложную внутреннюю структуру. Взаимная и кумулятивная обусловленность подсистем в рамках данной структуры определяется функциональными связями, специфика которых определена сложившимися на определённый момент социальными, экономическими, политическими, правовыми, институциональными и другими условиями. При этом эффективное управление социально-экономическим развитием региона следует определять как целенаправленно (кумулятивно) организованную совокупность социальных, экономических, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия устойчивого развития отдельных административнотерриториальных образований и взаимосвязей между ними с целью обеспечения эффективного воспроизводства регионального потенциала.

Определяя приоритеты в социально-экономическом развитии региона можно качественно сформировать структуру оцениваемых показателей, систему ограничений, исполнительскую функцию, критерий оптимальности и решение. При этом в процессе оценки ЕБЕй региона необходимо придерживаться следующих принципов: системности, комплексности, долговременности, сопряженности, непрерывной изменчивости, контринтуитивного поведения сложных систем Форрестера, устойчивого неравновесия, достаточности, соответствия, оптимальности, эмерджентности, формализации.

Целью исследования в области анализа ЕБЕй субъектов РФ является поиск наиболее эффективных методов расчёта, позволяющих оценить различные варианты развития экономики региона. Наиболее целесообразно в методике оценки ЕБЕй региона выделить две взаимосвязанные и взаимодополняющие подсистемы - донорную и акцепторную.

Донорная подсистема формирует инфраструктуру для эффективного использования ограниченных ресурсов и производства (воспроизводства) регионального совокупного общественного продукта, используя основные факторы производства - землю, труд, капитал и предпринимательскую способность. В данном случае региональный совокупный общественный продукт следует рассматривать как синергетическую сумму, учитывающую взаимовлияние и взаимодополнение всех вещественных результатов хозяйственной деятельности отраслей материального производства в регионе: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д.

Акцепторная подсистема формирует условия для развития инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни социального сообщества, а также создает условия для развития донорной подсистемы, охватывая инновационноинвестиционную инфраструктуру и социальную сферу. При этом необходимо учитывать системный принцип двух взаимосвязанных и взаимодополняющих подсистем, при котором невозможно определить наиболее значимую подсистему, т.е. для подсистем структурно-функциональных отношений, приоритетность объективно несостоятельна.

Следовательно, результаты оценки ЕБЕй региона должны отражать состояние и перспективы использования потенциала донорной подсистемы (обеспечивающей ресурсы для эффективного развития) и акцепторной подсистемы (формирующей соответствующую инфраструктуру как для социальной формации административно-территориального образования, так и для донорной подсистемы).

В данном контексте следует выделить необходимость рассматривать до-норно-акцепторную связь подсистем региона как вид социально-экономической связи, обусловленной передачей воспроизводимых ресурсов от донорной к акцепторной подсистеме с образованием новой структурной формы региона, способной к дальнейшему социально-экономическому развитию и возможностью образования нескольких обособленных субъектов.

Рассматривая актуальность проблемы поиска системных инструментов, позволяющих оптимально воздействовать на различные варианты социальноэкономического развития региона, можно сделать вывод, что методология обеспечения ЕБЕй региона, в сущности, не зависит от уровня развития страны, так как рассматривается эффективное использование административно-территориальных ресурсов.

В то же время процесс обеспечения ЕБЕй региона представляет собой комплексный, взаимосвязанный механизм, который подчиняется законам (саморазвития, трансформации, интеграции, относительности, приоритетов, гармонизации, системности) и принципам (иерархии, интеграции, технологичности, открытости, самодостаточности, соответствия, назначения, обусловле-ния, различия понятий, целенаправленности, аналитичности, ресурсного самообеспечения) системологии [3, 10].

Для качественного обеспечения ЕБЕй региона необходимо учитывать цикличность социально-экономических систем как отражение закона системного времени, определяющего масштабность «собственного» времени соответствующих систем. С целью повышения ЕБЕй региона данная цикличность должна быть максимально устойчивой.

Процесс обеспечения развития административно-территориальных образований РФ является результатом комплекса социально-экономических мероприятий по оценке и обеспечению эффективного развития региональных систем. При этом стратегия обеспечения эффективного развития региональной экономики в наибольшей степени зависит от механизма реализации существующего многообразия способов, повышающих ЕБЕй региона.

Система управления развитием региона должна адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия. При этом процесс управленческой деятельности необходимо осуществлять с использованием системного подхода, учитывая все взаимосвязи и влияние этих взаимосвязей на поведение всей системы.

В условиях неустойчивой экономики все уровни управления развитием экономического пространства региона должны быть нацелены на повышение эффективности системы регионального управления. При этом существенным аспектом управления должен стать функциональный, т.е. система остаётся системой, пока выполняет свои функции.

Для эффективного управления социально-экономическим развитием региона существует необходимость формирования неизменного набора показателей и регулярного расчёта на его основе интегральных показателей состояния региональной инфраструктуры и её привлекательности как для предпринимателей, так и для инвесторов. При этом необходимо прослеживать динамику хозяйственных, экономических, социальных и иных региональных процессов на основании неизменного набора критериев.

Необходимо оценивать эффективность управления в зависимости от степени компенсации энтропии подсистем региона, что даст возможность сохранить системную взаимосвязь механизма обеспечения ЕБЕй региона. При этом для достоверности оценки ЕБЕй региона необходимо проводить комплексную оценку потенциала региона и рисков, оценивая ресурсно-сырьевой, производственный, потребительский, инфраструктурный, интеллектуальный, институциональный, инновационный потенциалы региона, а также экономические, политические, социальные, экологические и криминальные риски.

Следует отметить, что возможности эффективного управления субъектами РФ определяются их социально-экономическим потенциалом, формирующим общие условия развития региона.

В общем представлении понятие «потенциал» означает совокупность средств, ресурсов, возможностей для достижения какой-либо цели. Возможность достижения цели определяется: совокупностью возможностей поставившего цель субъекта осуществлять управленческие воздействия; свойствами управляемого объекта, возможностью, достижения им, в результате управления, состояния, наиболее близкого к поставленной цели.

При таком подходе, социально-экономический потенциал региона, представляет собой совокупность стратегических возможностей субъектов (действующих на его территории, на базе имеющихся ресурсов) обеспечить его устойчивое и эффективное развитие в долгосрочной перспективе.

Рассматривая экономику региона как систему, имеющую цели, определяемые как государственными, так и общественными институтами, как минимум, можно выделить основополагающую цель - эффективное развитие и главные задачи - обеспечение устойчивости и развития экономики. Устойчивость экономики выражается в способности противостоять внешним и внутренним возмущениям, сохраняя равновесное или гомеостатическое состояние, а также структуру, характер функционирования и траекторию движения в течение относительно продолжительного времени. Развитие экономики - процесс целенаправленного изменения некоторой траектории развития, ведущее к удалению состояния или структуры системы от исходных параметров.

В целом управление эффективным развитием экономики региона - это целенаправленное изменение состояния и структуры с целью достижения определённого уровня саморазвития и самоорганизации, за счёт повышения эффективности процесса управления.

Эффективность управления во многом определяется грамотно выбранной стратегией развития региона и инструментов её реализации.

Стратегия регионального развития - это система концептуальных положений о наиболее эффективных направлениях развития региональных систем, решении крупных территориальных проблем и размещении производительных сил.

Таким образом, стратегическое управление развитием региона необходимо рассматривать как процесс реализации стратегического плана путём определения цели и критериев управления, анализа проблем, среды стратегических идей и конкурентных преимуществ, выбора сценариев и базовых стратегий развития, прогнозирования социально-экономического развития.

Литература

1. Смирнов В.В. Анализ эффективности социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 3. С. 184-189.

2. Смирнов В.В. К проблеме эффективного развития Чувашской Республики: теория, оценка, интеграционный вектор / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2007. № 3. С. 481-490.

3. Смирнов В.В. Обеспечение эффективного социально-экономического развития региона / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 4. С. 279-286.

4. Смирнов В.В. Основные приоритеты в обеспечении эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 156-165.

5. Смирнов В.В. Особенности формирования модели социально-экономического развития региона / В.В. Смирнов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 7(46). С. 19-24.

6. Смирнов В.В. Повышение эффективности социально-экономического развития региона: теория, оценка, интеграционный вектор / В.В. Смирнов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 10(49). С. 19-25.

7. Смирнов В.В. Современное состояние социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 6. С. 445-452.

8. Смирнов В.В. Теоретико-методологические аспекты развития региона / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 7. С. 475-484.

9. Смирнов В.В. Теоретические аспекты комплексных взаимоотношений региональных систем / В.В. Смирнов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 8(47). С. 20-25.

10. Смирнов В.В. Теоретические аспекты эффективного управления регионом / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 5. С. 451-456.

СМИРНОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

SMIRNOV VALERIY VLADISLAVOVICH - candidate of Economic Sciences, assistant professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.