Научная статья на тему 'Методология эффективного социально-экономического развития региона'

Методология эффективного социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
695
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС / КОНЦЕПЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПАРАДИГМА / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнов В.В.

Выявлена многогранность и многоаспектность понятия эффективности, а также раскрыта парадигма и определена сущность концепции эффективного социально-экономического развития региона. Рассмотрены теоретические основы эффективного управления развитием региона, определены четыре уровня показателей, выделены общие положения методологии эффективного социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология эффективного социально-экономического развития региона»

МЕТОДОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В. В. СМИРНОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики

E-mail: walera712006@mail. ru Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

Выявлена многогранность и многоаспектность понятия эффективности, а также раскрыта парадигма и определена сущность концепции эффективного социально-экономического развития региона. Рассмотрены теоретические основы эффективного управления развитием региона, определены четыре уровня показателей, выделены общие положения методологии эффективного социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: генезис, концепция, методология, парадигма, причинно-следственная связь, система управления развитием, структурно-функциональная взаимосвязь.

Проблема повышения эффективности социально-экономического развития (effective social and economic development — ESED) региона в целях обеспечения его оптимального функционирования и устойчивого развития — одна из важнейших проблем федеральных и региональных органов власти.

Однако эффективность как цель осуществления любой хозяйственной деятельности редко подвергается теоретическому анализу из-за неясности восприятия данной категории. Сложность и многогранность восприятия эффективности обусловлены отсутствием единого мнения относительно сущности и меры изучаемой категории.

Принято считать, что термин «эффективность» появился первоначально в экономической литературе в работах Уильяма Пети (1623—1687) — английского экономиста, родоначальника классической политэкономии, основоположника трудовой теории стоимости и главы школы физиократов, француз-

ского экономиста Франсуа Кенэ (1694—1774). Однако как самостоятельное экономическое понятие «эффективность» ими не разрабатывалось. Они употребляли этот термин в значении результативности и использовали его для оценки тех или иных правительственных или частных мер в зависимости от того, способствовали те или нет оживлению эко-номическойжизни [10, с. 119].

Представителем классической политэкономии Давидом Рикардо (1772—1823) были предприняты попытки оценки эффективности капитала. Термин «эффективность» он использовал уже не в значении результативности, а как отношение результата к определенному виду затрат. С этого времени понятие «эффективность» приобретает статус экономической категории.

В наиболее общем виде экономическая эффективность дает представление о том, ценой каких затрат достигнут экономический эффект. Чем больше эффект и меньше затраты, тем выше экономическая эффективность.

Если эффект характеризует конечный результат действия или процесса, то эффективность — степень достижения поставленной цели. Если эффект является свойством любого действия или процесса, имеющего какой бы то ни было результат, то об эффективности можно говорить только применительно к целенаправленному действию или процессу. Если эффект всегда величина абсолютная, то эффективность — всегда величина относительная, поскольку при ее определении соотносятся либо результат и цель, либо результат и затраты на его получение, либо полученные положительные ре-

зультаты и возможные отрицательные результаты [8, с. 165].

Следовательно, понятие эффективности — многогранное. Эффективность есть отношение результата к затратам. Под эффективностью понимается степень фактического или ожидаемого результата желаемому, т. е. степень достижения цели. Эффективность процесса — степень приспособленности к достижению цели. Эффективность системы — степень достижения цели.

Проблемы в оценке эффективности связаны с различиями в ее классификации [4, с. 24—30]:

1) целевая (функциональная) — степень соответствия функционирования исследуемой системы ее целевому назначению;

2) технологическая или ресурсная — степень интенсивности использования ресурсов предприятия с точки зрения соотношения между объемами выпуска различных видов продукции, с одной стороны, и размерами затраченных ресурсов — с другой;

3) экономическая — опирается на учет платежеспособного спроса, предъявляемого тем или иным рынком в соответствии с полезностью результата деятельности данной системы, и связанные с этим спросом равновесные (рыночные) цены;

4) внутренняя — отражает собственную оценку результативности деятельности предприятия, его производительность на основе соотношения ресурсов (затрат) и продукта (результата);

5) внешняя — отражает структуру общественных потребностей, степень удовлетворения их предприятием, уровень полезности произведенного продукта, долю предприятия на рынке и направления ее изменения, потенциальные возможности предприятия на рынках готовой продукции и ресурсов;

6) статическая — является основной формой оценки и управления деятельностью предприятия на коротком отрезке времени, когда решаются оперативные и тактические вопросы, исключающие полноценное качественное обновление производственной базы;

7) динамическая — предполагает достижение более высоких результатов за счет гибкого варьирования ресурсами и изменения технологии в долгосрочном периоде.

Подобные классификации свидетельствуют о чрезвычайной сложности категории «эффективность», о многокритериальности ее оценки по отношению к мировой, национальной, региональной и отраслевой экономике, а также предприятию, производству и управлению.

Таким образом, эффективность является многоаспектным понятием и определяется различными критериями. Всякая многокритериальность требует особых способов согласования критериев между собой, способов поиска компромисса.

Расширение границ восприятия эффективности было призвано отразить отношение различных аспектов деятельности: результата и затрат, результата и целей, результата и потребностей, результата и ценностей.

Типологию эффективности с точки зрения уровня анализа К. Менар и Р. Холл рассматривали, выделяя три группы моделей [16, с. 396—431]:

1) модели, трактующие эффективность организации через ее способность к целедостижению или через степень достижения цели;

2) модели, представляющие эффективность через способность организации выживать в изменяющейся среде или через способность организации «эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов с целью поддержания своего функционирования», в том числе и через повышение такой способности;

3) модели, связывающие эффективность со способностью организации обеспечивать минимальный уровень удовлетворения составляющих ее частей, обладающих собственными целями, или степень удовлетворенности индивидов и социальных групп внутри организации.

Следовательно, теоретическая база, а именно, знания о процессе, задачах, способах, критериях и показателях оценки эффективности — достаточно обширна. Она позволяет оценить эффективность развития системы и выбрать ее лучшую организацию в конкретных условиях.

На основе изложенного определим парадигму эффективного социально-экономического развития ЕЗЕБ региона.

Парадигму следует рассматривать как исходную концептуальную схему, образец, модель постановки проблем и их решения, метод исследования, господствующий в течение определенного периода в научном познании, универсальный метод принятия эволюционных решений, гносеологическую модель эволюционной деятельности.

Парадигма ЕЗЕБ региона должна быть ориентирована на эффективную организацию совокупности технологий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимовыгодных эндогенных и экзогенных региональных связей, взаимосвязей и взаимодополнений между элементами инфраструктуры региона, а также их внутренней упорядоченности.

Процесс организации Е8ЕО региона должен проводиться с учетом структурно-функционального подхода к административно-территориальному образованию в контексте систематизации процесса интеграции территориальных хозяйствующих субъектов на основе развития структурных составляющих наиболее весомых функциональных взаимосвязей.

Структурно-функциональная взаимосвязь подсистем региона должна рассматриваться как «горизонтальная» и «вертикальная» систематизация процесса интеграции различных по локализации структурных образований в контексте взаимной и кумулятивной обусловленности наиболее весомых структур (комплексов), обладающих свойствами системы и имеющих большое количество экзогенных и эндогенных функций.

Перспективность структурно-функционального подхода при организации Е8ЕБ региона связана с тем, что в современных условиях наблюдается рост неопределенности и вариативности развития экономики субъектов Российской Федерации. При этом в рамках одного территориального образования сосуществуют кардинально различающиеся между собой как по их реальным показателям, так и стратегическим перспективам хозяйствующие субъекты. Следовательно, эвристические возможности структурно-функционального подхода для анализа Е8ЕБ региона гораздо шире.

Наиболее актуальной практической проблемой, которая вскрывается при попытке применить структурно-функциональную модель в условиях неустойчивой экономики, является поиск релевантных подходов и способов описания основных структур территориального образования, в частности, тех показателей, по которым можно было бы адекватно выделить и структурировать хозяйствующие субъекты, суть и масштабы различий и неравенств между ними. Логическим следствием этого выступает сложность проблемы вычленения конкретных индикаторов социально-экономических неравенств, применительно к условиям неустойчивой экономики.

Неустойчивость экономики необходимо рассматривать как процесс, обладающий широким разбросом и непостоянством параметров хозяйственной деятельности (производства, распределения, обмена и потребления). Данный процесс обусловлен неуправляемостью изменениями в факторах производства, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, формирование

личности и институциональные изменения не согласованы друг с другом и не укрепляют настоящий и будущий социально-экономический потенциал, способствующий удовлетворению человеческих потребностей и устремлений.

Отсутствие системного подхода в области согласования целей и возможностей развития социально-экономических структур, низкий уровень универсализации и оптимизации процессов развития в системе управления государством приводит к конфликтам и неуправляемым ситуациям.

Для повышения эффективности структурного функционирования и прогнозируемости развития отдельных элементов региона необходимо разработать универсальные модели согласования интересов хозяйствующих субъектов.

Процесс согласования целевых ориентиров различных структурных элементов, функционально объединяющихся в относительно стабильное административно-территориальное образование, должен осуществляться посредством целенаправленного воздействия федеральных, региональных, муниципальных органов власти на функционально дополняющие подсистемы.

Данное воздействие должно снизить конфликтность в отношениях хозяйствующих субъектов, создать условия для их взаимовыгодного включения в региональный воспроизводственный цикл.

Развитие системы взаимосвязей структурных составляющих региона происходит в соответствии с универсальными закономерностями. В этом случае модель регионального развития, построенная на основе универсальных закономерностей, формирует качественно новые свойства отношений хозяйствующих субъектов, ориентированных на наиболее эффективное их развитие.

Соответственно выделяются процессы функционирования наряду с процессами производства и воспроизводства в совокупности, обеспечивающие стабильное существование системы «регион» и соотносимые с процессами ее изменения и развития.

При оценке эффективности взаимодействия функционально дополняющих подсистем региона необходимо определиться со структурой исследуемого региона. При этом структуру региона необходимо рассматривать как причинно-следственную связь административно-территориальных единиц, которые формируются хозяйствующими субъектами в процессе воспроизводства элементной базы экономического пространстварегиона.

Следовательно, становится возможным создать модель управления, которая позволит согла-

совать цели управляющей подсистемы (причины) с управляемой подсистемой (следствие, результат), т. е. ориентировать функциональные взаимосвязи административно-территориального образования на формирование самореферентной и автопоэзис-ной структуры.

В процессе согласования целей между структурно-функциональными уровнями административно-территориального образования появляется возможность организации ЕЗЕБ региона в целом.

В парадигме ЕЗЕБ региона следует особо выделить, что регион — это большая система, обладающая рядом специфических свойств: адаптивностью, мультипликативностью, неаддитивностью, обособленностью, обратной связью, синергичностью, совместимостью, целостностью, централизованностью и эмерджентностью. Именно возможности научно-рационального использования специфических свойств административно-территориального образования являются критерием ЕЗЕБ региона.

В данном контексте можно предположить, что структурно-функциональная модель ЕБЕБ региона в методологическом аспекте выступает как следствие функциональной целостностирегиона.

Функциональная целостность региона обусловливает относительную самостоятельность, автономность отдельных административно-территориальных единиц региона (градообразующих предприятий, районов, поселений и т. д.) в рамках структурно-функциональной обособленности. Эта автономность в известном смысле неизбежна, как неизбежно то, что всякий объект, раз он существует, обладает целостными характеристиками, некоторым собственным поведением.

Автономность, целостность, поведенческие характеристики системы «регион» невозможно понять, изучая только структуру и не рассматривая функциональные взаимосвязи, которые определяют ее свойства.

Функциональные взаимосвязи порождаются в результате целевой организации административно-территориального образования, имеющего «горизонтальные» и «вертикальные» связи и, как следствие, необходимость их координации, выступая как структурные свойства всей системы «регион», они представляют собой основу для проведения корректного анализа и рационального синтеза.

Парадигма ЕЗЕБ региона в практическом плане позволит выявить возможности эффективной организации региональных процессов, в методологическом — создаст условия для развития новых

междисциплинарных направлений по изучению аспектов эффективного развития административно-территориальных образований.

На основе изложенного выше генезиса парадигмы ЕЗЕБ региона определим сущность концепции региона.

Социально-экономическое развитие региона является системным процессом, который следует рассматривать как последовательную смену явлений, состояний, совокупности действий, описываемых функцией целеполагания.

В региональную систему, как правило, входят несколько иерархических систем, выполняющих роль подсистем. При этом каждая из последних включает в себя подсистемы более низкого уровня и имеет свои особенности и задачи. Все они действуют совместно, так как созданы и функционируют для достижения общей поставленной цели, в данной системе — формирование условий для эффективного развития экономики, социальной сферы и повышения благосостояния населения [6, с. 36—37].

Следовательно, региональную систему следует рассматривать в виде многоуровневой конструкции из взаимодействующих элементов, объединенных во взаимно и кумулятивно обусловленные подсистемы нескольких уровней для достижения единой цели.

Социально-экономическую систему региона следует рассматривать как функциональную и в то же время развивающуюся совокупность глубоко интегрированных, взаимно и кумулятивно обусловленных экономической и социальной подсистем.

В целом ЕБЕБрегиона естьуровень функциональной взаимосвязи и структурных взаимодополнений, по сути, автономных подсистем региона, выполняющих свою уникальную функцию, имеющих свои источники, механизмы и законы развития. При этом ресурсная, производственная, рыночная, инвестиционная, инновационная, социальная и др. подсистемы, отдавая свою энергию и заимствуя ее у других, стремятся к максимальному самосохранению. Системы, с одной стороны, не могут существовать без других систем, путем установления между ними связи для информационного, энергетического и материального обмена, а с другой — стремятся к самостоятельности, минимизации потерь от этих связей.

Следовательно, процесс реализации системного подхода в концепции ЕЗЕБ региона сводится к организации совокупности последовательных действий, усиливающих взаимосвязи региональных подсистем и повышающих уровень их взаимно и кумулятивной обусловленности, а также к

выявлению многообразных связей и механизмов, обеспечивающих данную возможность.

При разработке концепции необходимо учитывать, что развитие каждого российского региона проходит в границах (условиях) социально-экономического пространства РФ. Следовательно, подходы к разработке концепции социально-экономического развития региона должны укладываться в рамки государственных (федеральных) моделей стратегий развития [11]:

• I стратегия — сохранение сложившейся в предыдущие десятилетия системы разделения труда между территориями, управленческих взаимоотношений «центр-регион», ориентация на федеральные программы и централизованные источники финансирования;

• II стратегия — переориентация производителей на местные рынки и инвестиции. Привлекательность данной стратегии для местных органов власти и предпринимателей заключается в том, что при ней достигается абсолютная автономная самостоятельность в распределении ресурсов;

• III стратегия — повышение эффективности деятельности предприятий и всего народнохозяйственного комплекса региона как непременное условие их жизнеспособности в рыночном хозяйстве. Оно достижимо на основе коренной реконструкции и модернизации производства, внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, передовых ресурсосберегающих технологий, интеллектуального прорыва во всех сферах деятельности, использования потенциальных возможностей новых форм хозяйствования и предпринимательства.

При разработке концепции необходимо учитывать влияние глобализации, которая сопутствует развитию процессов глобальной конкуренции предприятий, приток прямых и непрямых инвестиций, что объективно нарушает экономическое равновесие. В данных условиях преимущество регионов обусловливается IV стратегией — развитием высоких технологий, инновационного предпринимательства, региональной и государственной экономической политики.

По сути, параметры концепции ESED региона определяются ее целью, а сущность —раскрывается в процессе создания эффективного механизма, способного повысить уровень социально-экономического развития, а также обеспечить возможность само-развитиярегиона.

Процесс повышения ESED региона должен проходить в четыре этапа:

• 1-й этап — проводится анализ региональных проблем, который должен выявить системные диспропорции, причины возникновения и воспроизводства диспропорций, установление связей и взаимозависимостей между проблемами территории, факторы, воздействуя на которые можно разрешить проблемы;

• 2-й этап — формулируются цели и возможные стратегии. На основе проведенного анализа региональных проблем формируется множество целей развития региона и определяется максимальное число направлений, на которых возможно достижение поставленных целей;

• 3-й этап — проводится оценка возможных последствий реализации стратегии. Оценка последствий предполагает выявление возможной реакции всех элементов системы на оказываемые воздействия;

• 4-й этап — выбор оптимальной стратегии. Производится сравнительный анализ всех отобранных стратегий. На данном этапе необходимо предусмотреть несколько сценариев реализации стратегии, которые должны применяться в зависимости от прогнозируемых изменений как внешних, так и внутренних условий в тех или иных границах.

Таким образом, процесс повышения ESED региона необходимо проводить в рамках оптимальной стратегии, в которой должны быть определены сроки реализации ее этапов и целевые показатели на каждом этапе.

В целом, эффективность необходимо рассматривать как показатель, отражающий способ достижения цели, вариант правильности, точности направления к ней. При этом ESED региона необходимо определять как векторное поле, показывающее направление развития субъекта РФ в каждой точке относительно системообразующих факторов.

Показателем эффективности развития региона является max или min значение из возможной совокупности значений, графически представленных в виде плоскости. Плоскость ESED региона есть отражение векторного поля, количественно воспроизводящая функциональное развитие подсистем региона. Критерием ESED является степень приближения к цели.

Следовательно, в понятие ESED региона интегрируется взгляд на эффективность как отношение результатадеятельности к целям, что логично

может быть отражено вектором «исполнительской эффективности».

Таким образом, концепция ЕЗЕБ региона есть определенный способ понимания процессов, направленных на оптимизацию сложившихся структурных взаимодополнений и функциональных взаимосвязей в региональной экономике, и является логическим продолжением парадигмы ЕЗЕБ региона. Концепция раскрывает сущность ЕЗЕБ как степень приближения к цели, определяя основные направления, по которым можно судить об ЕЗЕБ региона, при этом можно выявить, в каком целесообразном для общества направлении повышается ЕЗЕБ региона и за счет каких факторов.

Развивая методологию эффективного социально-экономического развития региона, рассмотрим теоретические основы эффективного управления его развитием.

В условиях неустойчивой экономики все больше требований предъявляется к системе управления развитием региона, включающей в себя цели, функции и процесс управления. В рамках системы управления протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют все органы исполнительной власти — федеральные, региональные, муниципальные и поселковые.

Уровень развития экономики России в настоящее время характеризуется многогранностью, сложностью возникающих управленческих задач. Это диктует необходимость разработки адекватных управленческих структур, учитывающих задачу реформирования всего хозяйственного механизма в связи с его переориентацией на рыночный тип хозяйствования [14, с. 33].

В целях адекватного функционирования и развития административно-территориальных образований требованиям рыночной экономики система управления развитием региона должна исполнять свои полномочия таким образом, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно.

Следует отметить, что наиболее целесообразно рассматривать систему управления развитием, а не функционированием региона. Так как функционирование внутренне порождает развитие. Функционирование является источником и основой развития системы, поскольку именно на стадии функционирования возникают предпосылки и возможности для перехода системы на новую ступень ее совершенствования и развития. Существует и обратная связь — влияние развития системы на ее функционирование [12,с. 12].

В современных условиях существует несколько подходов, содержащих упрощенное решение проблемы эффективного управления. Во-первых, предпринимаются попытки заменить результаты управления количественными показателями экономического развития или экономической деятельности. Во-вторых, затраты на управление отождествляются с затратами на содержание управленческого аппарата, что в принципе позволяет определить затраты на «производство» одного управленческого акта, закона, постановления, решения и т. п.

В то же время такие упрощения не позволяют строго научно выделить долю управленческого эффекта в общем эффекте деятельности управляемого объекта. В связи с этим необходимо сформировать методы эффективного управления социально-экономическим развитием региона в контексте «регион — система». При этом вновь необходимо выделить потребность системного подхода в управлении ЕЗЕБ региона.

Отметим, что любая система, в том числе система управления регионом, должна функционировать в рамках единых принципов существования и действия сложных систем управления.

Рассмотрим основные принципы управления С. Вира, одного из исследователей теории управления, которые были сформулированы при обсуждении: «... систем и управления ими на новом языке, без особых ссылок надеятельность фирм» [1]:

1) управление совершенно невозможно отделить от организма, но его существование вытекает из поведения самой системы. Более того, управление совершенствуется с ростом системы;

2) система избегает стимулов или как-то по-другому противодействует стимулам, нарушающим ее деятельность, и воспринимает или стремится усилить стимулы, способствующие ее деятельности. Все, что ей (системе) нужно, так это механизм, регистрирующий полезность или вредность стимулов;

3) то, в чем действительно нуждается система, так это в способе измерения ее собственной внутренней тенденции отклоняться от стабильного состояния, а также в наборе правил проведения экспериментальной проверки ее реакций, которые возвращают ее к внутреннему равновесию.

В процессе анализа адекватности системы управления современным условиям следует учитывать, что процесс управления ЕЗЕБ региона является слабоструктурированной, сложной задачей из-за наличия инерционных звеньев, как правило, социальных. Основным источником инерционное-

ти социального звена являются люди — субъекты и объекты управления.

Основным положением при выборе системы управления развитием региона является адекватность реагирования на эндогенные и экзогенные факторы, тем самым, создаются предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности и придания региону адаптационной способности. При этом процесс управленческой деятельности следует рассматривать как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Какявление — это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии региона.

Принятие управленческих решений должно базироваться на все более полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении отдельных хозяйственных объектов любого уровня управления как особых систем, органически связанных и активно взаимодействующих с другими системами в рамках народнохозяйственного комплекса, в выявлении роли каждой из них в общем процессе функционирования экономики.Дяя оценки эффективности управленческого решения необходимо определить все существенные взаимосвязи и установить его влияние с учетом этих взаимосвязей на поведение всей системы, а не только ее части.

Система управления развитием региона формирует главным образом содержание взаимодействия, выступающее как диалектическое сочетание потребностей, интересов общества и потенциальных возможностей региональной экономики.

Принцип иерархической организации региона связан с понятием относительной обособленности подсистем разных уровней. Относительная обособленность рассматривается как свойство подсистем обладать некоторой независимостью по отношению к выше- и нижестоящим подсистемам иерархического ряда.

Иерархия является следствием необходимости специализации, обусловленной объективно существующей ограниченностью возможностей участников системы [7, с. 142]. При этом рациональными являются такие структуры и механизмы управления организационной системой, для которых любое допустимое изменение централизации с учетом первичных факторов (агрегирования, экономического, неопределенности, организационного и информационного) приводит к снижению эффек-тивностиуправления [2, с. 23].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной задачей иерархического управления в условиях неустойчивой экономики является повышение эффективности всехуровней управления.

Необходимо отметить, что в управлении исторически первой стала самостоятельно обсуждаться проблема эффективности. Эффективность была первым «идолом» управления, а с другой стороны, понятие эффективности, прагматическое по своей сути, и признается рядом философов «одним из важнейших, если не основным, для деятельност-ного подхода» [3,с. 18].

Один из первых представителей теоретиков менеджмента Г. Эмерсон считал эффективность основной задачей управления. Он увидел в эффективности то, что было совершенно не выявлено у экономистов — ее связь с функциональностью [17,с. 117].

Хотя термин «эффективность» зародился в экономической литературе, но используется он при оценке действий субъекта управления, например правительства, которое перестали воспринимать только как субъект власти. При этом исполнительская направленность государственного управления предполагает постановку рациональных целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании ресурсов.

В условиях неустойчивой экономики все большее значение приобретает эффективность управления как возможность достичь цели, поставленной управляющим субъектом.

Достижение цели — главный результат управленческого действия, свидетельство его результативности. Однако в категориях результативности оценка имеет преимущественно формальный характер, если не учитываются усилия, затраченные надостижение цели и характер последней. Затратные усилия оцениваются в категориях эффективности.

Система управления включает в себя организационные структуры управленческого аппарата, систему бюрократии, совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления.

Процесс управления представляет собой сознательную и целенаправленную совокупность действий, приводящих к определенной динамике управленческих результатов. При этом самый важный и главный объект системы регионального управления — экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации [9, с. 47-52].

Целямирегионалъного управления являются:

• обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти;

• укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций, нормативной целевой помощи Федерального Центра; повышение уровня жизни населения;

• сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;

• выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также отношений с федеральным центром [5].

С целью повышения адаптационных свойств региона необходимо придерживаться требований региональной политики [15]:

• последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;

• учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;

• повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т. е. формирование эффективного самоуправления. Основной задачей государственной региональной

политики является, с одной стороны, снятие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой — создание специального механизма, позволяющего сдерживать рост межрайонных различий. Среди компонентов региональной политики следует выделить:

• социальные — социальная защита и поддержка населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры;

• экономические — повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др. [8]. Основными инструментами государственного регулирования экономики регионов России в настоящее время являются федеральные целевые программы развития регионов и свободные экономические зоны. Это обусловлено, во-первых, наличием реально действующих органов управления, с которыми можно координировать действия по реализации целевых программ. Во-вторых, по

субъектам Федерации имеется наиболее полный объем статистической информации, необходимый как для разработки программ, так и для контроля параметров их выполнения [13].

Таким образом, можно сделать вывод, что регион — социально-экономическая система, характеризующаяся иерархичностью управления, активностью отдельных ее подсистем и имеющая сложную внутреннюю структуру.

Взаимная и кумулятивная обусловленность подсистем в рамках данной структуры определяется функциональными связями, специфика которых определена сложившимися на определенный момент социальными, экономическими, политическими, правовыми, институциональными и другими условиями. При этом эффективное управление социально-экономическим развитием региона следует определять как целенаправленно (кумулятивно) организованную совокупность социальных, экономических, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия устойчивого развития отдельных административно-территориальных образований и взаимосвязей между ними с целью обеспечения эффективного воспроизводства регионального потенциала.

Следовательно, целенаправленный выбор управляющих решений в рамках заданной стратегии развития региона должен определять такие пропорции общественного воспроизводства, которые в максимальной степени способствуют удовлетворению потребностей населения в регионе и повышению качества его жизни.

Анализ изложенных умозаключений позволяет определиться с теоретическим инструментарием эффективного управлениярегионом.

Предмет исследования эффективного управления социально-экономическим развитием региона — комплекс взаимосвязанных и взаимопроникающих проблем, возникающих в процессе взаимоотношений между федеральными, региональными, муниципальными органами управления и территориальными субъектами хозяйствования.

Задачи эффективного управления социально-экономическим развитием в регионе должны сводиться к обеспечению высокого качества жизни населения, эффективного использования ресурсов, комплексного решения социальных, экономических и экологических проблем на основе баланса интересов всех субъектов.

С целью эффективного управления развитием региона необходимо условно выделить четыре уровня показателей.

1-й уровень «Хозяйствующий субъект» — система показателей социально-экономического развития хозяйствующих субъектов. Система включает показатели развития государственных и негосударственных организаций реального сектора экономики, бюджетных учреждений социальной сферы.

2-й уровень «Отрасль» (ОКВЭД) — система показателей социально-экономического развития направлений экономической деятельности, отраслей экономики и социальной сферы в рамках общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК).

3-й уровень «Территория муниципального образования» — система показателей социально-экономического развития муниципального образования характеризует уровень развития экономики и социальной сферы территории и отражает возможность влияния муниципальных органов управления на процесс формирования целей и задач группы ведущих отраслей региона.

4-й уровень «Регион» — обобщенные макроэкономические показатели уровня жизни населения, которые характеризуют экономическое и социальное развитие региона (валовой региональный продукт на душу населения, показатели, отражающие намечаемые структурные сдвиги экономики, развитие направлений экономической деятельности и социальной сферы).

Следовательно, эффективное управление региональным развитием — это целенаправленно организованная совокупность социальных, экономических, политических, правовых, институциональных и других воздействий на условия устойчивого развития отдельных элементов административно-территориальных образований и расширения структуры взаимосвязей между ними с целью обеспечения эффективного воспроизводства регионального потенциала.

В заключение выделим общие положения методологии эффективного социально-экономического развития региона, а именно:

1) в условиях неустойчивой экономики создание условий для ЕЗЕБ региона является сложной системной задачей, которая должна решаться с использованием системного подхода. При этом системный подход необходимо рассматривать как разъяснительное выражение процедур представления объектов как систем и способов их описания,

объяснения, предвидения, конструирования, учет всех взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой из них в общем процессе функционирования системы и определение силы воздействия системы в целом на отдельные ее элементы;

2) цель ЕЗЕБ региона заключается в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности, гармоничном функционировании на основе оптимальной специализации в мирохозяйственном разделении труда, использовании ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ;

3) задача обеспечения ЕЗЕБ региона должна рассматриваться как сложная проблема, которую необходимо разбить на составляющие части, более доступные для решения, использовать наиболее подходящие специальные методы для решения отдельных подпроблем и, наконец, объединить частные решения так, чтобы было построено общее решение проблемы;

4) парадигма ЕЗЕБ региона должна быть сориентирована на эффективную организацию совокупности технологий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимовыгодных эндогенных и экзогенных региональных связей, взаимосвязей и взаимодополнений между элементами инфраструктуры региона, а также их внутренней упорядоченности;

5) сущность концепции ЕЗЕБ региона сводится к организации совокупности последовательных действий, усиливающих взаимосвязи региональных подсистем и повышающих уровень их взаимно и кумулятивной обусловленности, а также на выявлении многообразных связей и механизмов, обеспечивающих данную возможность;

6) при выборе системы управления развитием региона необходимо уделить внимание ее способности адекватно реагировать на эндогенные и экзогенные факторы, тем самым, создаются предпосылки для повышения эффективности управленческой деятельности и придания региону адаптационной способности.

Список литературы

1. Бир С. Мозг фирм / Пер. с англ. М. М. Лопухина. М.: Радио и связь, 1993. 416 с.

2. Большие системы: моделирование организационных механизмов / В. Н. Бурков, Б. Да-нев, А. К. Еналеев, В. В. Кондратьев, Т. Б. Напева, А. В. Щепкин. Институт проблем управления. М.: Наука, 1989 (III). 245 с.

3. Гегель Г. В. Сочинения. Т. 5: Наука логики / Пер. Б. Г. Столпнера / Под ред. М. Б. Митина. М.; Л.: Соцэкгиз, 1937. 715 с.

4. Клейнер Г. Б. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления, 2002. № 4. С. 24-30.

5. Немирова Г. И. Системный подход к управлению федеративными отношениями в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика, 2007. № 7. С. 34—39.

6. Новиков Д. А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем / М.: Фонд«Проблемыуправления», 1999. 161 с.

7. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 03.06.1996 № 803 // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.06.1996. № 23, ст. 2756.

8. Омелъченко Е. В. Организационно-экономические основы повышения эффективности российского производственного предпринимательства: дис.... д-ра экон. наук / М.: Российская академия предпринимательства, 2002. 314 с.

9. Орлов А. Об условиях разработки региональной экономической политики / А. Орлов, М. Фир-сова // Экономист, 1999. № 12. С. 47—52.

10. Проблема эффективности в современной науке / Под ред. А. Д. Урсула. Кишинев. Изд-во Штиинца, 1985. 256 с.

И. Раевский С. В. Управление стабилизацией и развитием экономики региона / Дальневост. акад. гос. службы. Владивосток: Дальнаука, 2000. 213 с.

12. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона / О. В. Коробова, Б. И. Герасимов, В. В. Быковский', под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 104 с.

13. Семенова Т.Ю. Региональная социально-экономическая политика развития инновационной деятельности: автореф. дис.... д-ра экон. наук / Т. Ю. Семенова. Санкт-Петербург: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженер-но-экономическийуниверситет», 2008. 38 с.

14. Серебрякова Л. А. Общие подходы к выбору регионов — объектов государственного регулирования / Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2003. № 3.

15. Уголъницкий Г. Структурные особенности систем управления и методы управления / Г. Уголъницкий, А. Усов // Проблемы теории и практики управления, 2007. № 2. С. 33-39.

16. Холл Р. X. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. X. Холл. СПб: Питер, 2001. 512 с.

17. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности / Г. Эмерсон. М.: Экономика, 1972. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.