Научная статья на тему 'Структурный анализ поликультурной компетентности курсантов академии MBД'

Структурный анализ поликультурной компетентности курсантов академии MBД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
203
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ / АФФЕКТИВНЫЙ / УСТАНОВОЧНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / MULTICULTURAL COMPETENCE / COGNITIVE / REFLECTIVE / AFFECTIVE / PURPOSE-SETTING / BEHAVIORAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щеглова Елена Михайловна

В статье анализируется структура поликультурной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щеглова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Analysis of Multicultural Competence of Militia Trainees

The article analyzes the contents of multicultural competence of future law enforcement professionals.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ поликультурной компетентности курсантов академии MBД»

16. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. - М., 2001.

17. Свидетельство об официальной регистрации компьютерной программы в реестре программ для ЭВМ № 2001610126, базы данных в реестре баз данных № 2001620011; правообладатель - Сибирский юридический институт МВД России; авторы - Н. А. Горбач, М. В. Гуляева.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ АКАДЕМИИ МВД

Е. М. Щеглова

В статье анализируется структура поликультурной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: поликультурная компетентность, когнитивный, рефлексивный, аффективный, установочный, поведенческий компоненты.

Поликультурная компетентность курсанта академии МВД - это комплексное профессионально-личностное качество будущего сотрудника органов внутренних дел, формирующееся в процессе профессиональной подготовки на основе толерантности, характеризующееся сознанием собственной многокультурной идентичности и проявляющееся в способности решения задач конструктивного взаимодействия с представителями иных культурных групп.

Так как поликультурная компетентность пронизывает всю личность, и для ее достижения должны произойти качественные изменения на всех уровнях развития личности - сознательном, подсознательном, эмоциональном, волевом и поведенческом, мы выделили следующие компоненты, составляющие ее структуру: когнитивный, рефлексивный, аффективный, установочный и поведенческий.

Когнитивныи компонент является отражением рациональной природы поликультурной компетентности и подчеркивает определяющую роль сознания индивида в межкультурном взаимодействии. Последнее реализуется в ситуации культурных пересечений, где сталкиваются разные представления двух индивидов относительно одного и того же объекта. Для максимальной конструктивности подобного взаимодействия каждому из них необходимо как минимум адекватно представлять себе позицию другого, наличие которой продиктовано культурно обусловленными причинами. Чтобы иметь представление о точке зрения партнера по общению, у индивида должна быть развита способность прогнозировать восприятие ситуации своим собеседником. Для этого необходимо наличие, во-первых, знаний о его культурной идентичности, во-вторых, достаточно глубоких знаний об особенностях данной культурной группы, ее нормах и традициях межличностного взаимодействия. Данный компонент предполагает также сознательное отношение к ситуации взаимодействия в целом и к самому себе как к неотъемлемому элементу ситуации, в частности. Другими словами, быть компетентным к

межкультурном диалоге - это не только всегда сознательно относиться к партнеру по общению, быть способным выявлять причины понимания или непонимания, но и осознавать характер своего отношения к другому человеку, анализировать причины собственного приятия или неприятия партнера и быть способным волевым усилием поставить преграду собственной инто-лерантности, чтобы неприятие оказало минимальное влияние на взаимодействие и не смогло перейти в открытое противостояние или конфликт.

Так как круг профессионального общения сотрудника ОВ Д достаточно широк, он не имеет четких границ и включает, как правило, все слои общества, общение может характеризоваться конфликтностью и активностью противостояния объекта воздействия. Последнее обусловливает необходимость обладания сотрудниками правоохранительной системы межкультурными коммуникативными качествами в целях организации профессионального оптимального общения. В своей основе общение должно быть предельно гибким, нестандартным и творческим, что потребует формирования необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Итак, когнитивный компонент поликультурной компетентности предстает перед нами в виде двустороннего феномена - с одной стороны, он предполагает значительную информированность индивида о культуре, к которой принадлежит его собеседник, ее нормах и традициях, которые могут оказать определенное влияние на результат их взаимодействия, с другой, он выступает в виде требования адекватного восприятия не только своего партнера, но и самой ситуации, способности прогнозировать ее развитие, оказывать на нее влияние с целью ее координации как для достижения оптимального практического результата, так и для сохранения психологически благоприятного климата. Таким образом, развитие поликультурной компетентности обязательно должно включать в себя формирование знаний о феномене культуры, ее типах и разновидностях, наиболее распространенных культурных традициях, а также региональных культурах. Кроме того, общая информированность курсантов академии МВД о культурном многообразии мира, о принципах, приемах межкультурного взаимодействия, способах предотвращения конфликтов, обусловленных культурными различиями, выступает одним из важных критериев индивидуального уровня их поликультурной компетентности.

Если когнитивный компонент выступает как сознательное отношение будущего сотрудника ОВД к ситуации межкультурного взаимодействия (ситуации культурных пересечений) на основе имеющихся знаний и осознанного и обработанного опыта, то рефлексивный компонент полностью направлен на анализ им его собственной культурной природы. Основное отличие данного компонента от предыдущего, а именно от его второй стороны (сознательного отношения к себе как к компоненту конкретной ситуации), состоит в том, что рефлексия не является ситуативно обусловленной, не предполагает связанность рамками отдельной ситуации общения. Основой рефлексии является культурная идентичность индивида.

Культурная идентичность может не совпадать с этнической, так как человек почти всегда имеет возможность выбирать свою принадлежность к какой-либо группе. Понятие культурной идентичности представляется несравненно более широким, чем понятие национальной (этнической) идентичности. Важность первого для поликультурной компетентности курсанта заключается прежде всего в том, что вне зависимости от желания будущего профессионала его жизненный опыт, условия (прежде всего культурные), в которых происходит его становление как личности, не могут не оказывать влияния на его взаимодействие с окружающим миром и тем самым не могут не сказаться на его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, для более эффективного межкультурного взаимодействия специалисту правоохранительной деятельности необходимо хорошо знать свою собственную культуру, в особенности те ее элементы, которые на уровне подсознания входят в структуру личности и главным образом влияют на характер восприятия и оценки явлений окружающей действительности. В ряде случаев на основе этих познаний необходимо развивать способность трансформировать отдельные культурно окрашенные черты своего характера, с тем чтобы избежать сложностей в общении с представителями другой культуры в условиях поликуль-турной среды. Это особенно важно для представителей более обособленных культурных образований, замкнутость которых обусловливает значительную интолеран-тность ее представителей, когда другой («чужак») воспринимается обычно как враг или, как минимум, противник, представляющий опасность.

Стереотипизация является неизбежной и сопровождает любое межкультурное взаимодействие, так как экономит нервную энергию, затраты которой были бы неизбежны при изменении обычных форм мышления и поведения, она позволяет упрощать социальное окружение индивида, быстро распределяя людей и явления по определенным категориям. В то же время стереотипное мышление деперсонализирует конкретную реальность, наделяет членов другой культурной группы некоторой суммой характеристик, сводя их к категории вида. Поэтому поликультурная компетентность курсанта всегда предполагает двустороннюю рефлексию - с одной стороны, это осознание будущим сотрудником ОВД собственной идентичности, с другой, вероятностное знание того, каким образом его культурная идентичность отражается в сознании партнера по общению (потерпевшего, подозреваемого, преступника), каковы его культурно обусловленные ожидания и какими возможными культурными стереотипами он обладает.

Таким образом, основная задача состоит не только в развитии культурной идентичности, а в формировании многокультурной идентичности будущего специалиста правоохранительных органов, его готовности принять на себя роль представителя иной культурной группы, его убежденности в культурном многообразии не только в объективном мире, но и в субъективной реальности отдельного человека.

Подобная работа не может не вызвать значительных трудностей, так как в основном факт своей принадлеж-

ности принимается личностью на бессознательном уровне и не требует доказательств. В то же время восприятие норм отдельной культурной группы и в целом отдельной культуры как своей собственной, отношение к ней как к родной всегда происходит не только на рациональном, но и на эмоционально-чувственном уровне. Кроме того, восприятие иной культуры и ее представителей как чужого также никогда не лишено чувств. Поэтому поликультурная компетентность не может обойтись без следующего компонента - аффективного.

На рациональном уровне поликультурная компетентность проявляет себя как осознанный, разумный выбор, на чувственно-эмоциональном возникает как проявление интереса, симпатии, привязанности, одобрения. Но они играют в нем как положительную, так и отрицательную роль, когда в ходе межкультурного взаимодействия возникает неприятие, порождающее конфронтацию. Вне зависимости от причин, порождающих данное неприятие (личностных или культурно обусловленных), возникает необходимость их снятия для решения общей для обеих сторон задачи. Взаимная толерантность индивидов представляется нам решением этой проблемы.

Поликультурная компетентность включает в себя толерантность, но не ограничивается ею. Основная задача толерантности состоит именно в том, чтобы своими глубинными психологическими механизмами нейтрализовать осознанные и неосознанные конфронтационные реакции. Толерантность представляет собой рациональную реакцию человека и является оптимальным путем снятия эмоциональной напряженности. Она ни в коем случае не гарантирует абсолютной успешности диалога, но всегда переносит его на более благоприятную психологическую почву.

Толерантность всегда призвана повысить понимание партнеров, перевести его на качественно новый уровень, что достигается благодаря одному из механизмов толерантности - эмпатии. Эмпатия представляет собой эмоциональный позитивный феномен, являющийся своего рода одним из высших уровней толерантности. Она характеризует ту ступень перехода к общению, тот момент его становления на базе толерантности, когда между субъектами при обнаружении ими общих точек соприкосновения возникает эмоциональная связь. Как определяет данное понятие И. С. Кон, эмпатия представляет собой «способность настроиться на эмоциональную волну другого» (2, 220). Эмпатия включает в себя веру в способность понимания другого, сочувствия ему, и, как следствие, достижение максимальной душевной и духовной близости.

Эмпатия характеризует наивысший уровень межличностного общения, в межкультурном диалоге она трансформируется в способность мыслить, чувствовать, сопереживать, представлять себя в роли партнера. И если толерантность выступает в качестве неотъемлемого атрибута межкультурного диалога и поликультурной компетентности как характеристики индивида, то эмпатия предстает в качестве главного ориентира, дающего направление всему ходу межкультурного взаимодействия. Профессиональная деятельность сотрудников ОВД протекает в условиях общения, которое составляет основ-

ное содержание их деятельности, становится особым видом труда - профессиональным общением. Общение актуализирует и общественные социальные отношения людей, и индивидуально-психологические особенности, свойства личности субъектов тех или иных правоотношений.

Общение во многих случаях приобретает для сотрудника ОВД самостоятельный процессуальный характер как особый вид профессиональной деятельности. На всех этапах следствия осуществляется психическое взаимодействие следователя с другими участниками уголовного процесса. Каждая из сторон является источником и получателем информации, на основе которой стороны оценивают друг друга, разрабатывают соответствующую стратегию и тактику поведения. При этом используется самая разнообразная информация: смысл и значение речевых сообщений, речевые интонации, жесты и мимика, пантомимика, внешний облик, эмоционально-ситуативные реакции, возникают определенные психологические феномены межличностного восприятия: идентификация - понимание и интерпретация воспринимаемого человека посредством отождествления с ним; социально-психологическая рефлексия - интерпретация воспринимаемого человека посредством размышления за него; эмпатия - понимание воспринимаемого человека посредством эмоционального чувствования сопереживания его состояний; стереотипизация - оценка воспринимаемого человека посредством распространения на него качеств, присущих определенной социальной группе (3, 46-54). Так как профессиональным качеством следователя является его способность нейтрализовать свое эмоционально-негативное отношение к подозреваемому, аффективный компонент поликуль-турной компетентности выявляет один из важных путей ее развития - развитие межкультурной толерантности курсанта вуза МВД и его способности к эмпатии в диалоге с представителями иной культуры в рамках выполнения будущих профессиональных обязанностей.

Рассмотренные компоненты поликультурной компетентности (когнитивный, рефлексивный и аффективный) характеризуют индивида либо в ходе ситуации межкультурного взаимодействия, либо вне ее. Необходимость выделения следующего компонента - установочного - продиктована выявлением уровня готовности личности к конструктивному межкультурному диалогу.

Установка, будучи по своей природе психологическим понятием, обычно определяется как «... состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации» (1, 1257). В данной дефиниции подчеркивается сущность установки не как характеристики самого субъекта, а как характеристики его состояния в тот момент, которому соответствует конкретная ситуация: в нашем случае это ситуация межкультурного взаимодействия или ситуация культурных пересечений. Таким образом, окружающие обстоятельства (внутренние и внешние) оказывают значительное влияние на установку. Вместе с тем подобное понимание установки не указывает качественных признаков состояния индивида в отдельно взятый момент. В допол-

нение к этому столь однозначная зависимость установки от состояния индивида создает определенные сложности для формирования на ее базе целостной личностной характеристики, каковой и является поликультурная компетентность. Другие определения также подчеркивают ситуативную обусловленность установки. Например, В. Н. Судаков рассматривает ее применительно к воспитательному процессу как эмоционально-волевую готовность индивида к действию (4, 82). В данном случае более четко просматривается один из определяющих признаков состояния индивида, которое представляет собой настроенность на некий тип поведения. Кроме того, подчеркивается одновременно эмоциональная и волевая природа установки.

Необходимый уровень поликультурной компетентности предполагает наличие у будущего юриста установки, которая обусловливает настроенность личности на необходимое поведение и состоит в ее познавательной, эмоциональной и волевой готовности к толерантному, благожелательному, бесконфликтному, конструктивному, взаимообогащающему взаимодействию в по-ликультурной среде и межкультурной коммуникации, к равноправному диалогу с представителем другой культуры, его целостному восприятию, с осознанием и принятием его отличительных культурных характеристик как неотъемлемых проявлений его индивидуальности, к критическому восприятию явлений окружающей действительности (в том числе и критическому восприятию самого себя как участника ситуации), готовности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуации культурных пересечений.

Выделение установочного компонента ставит задачу формирования особой установки в процессе развития поликультурной компетентности. Однако установка представляет собой чрезвычайно сложный феномен, обладающий одновременно как рациональной, так и эмоциональной природой, проникающий в глубинные слои человеческой психики. Этим объясняются многочисленные трудности при формировании установки в учебно-воспитательном процессе. Наиболее приемлемый путь видится в осознании курсантами академии необходимости достижения поликультурной компетентности на основе имеющихся знаний. Кроме этого, развитие установки требует тщательного подбора приемов, способов и методических средств, нацеленных на формирование готовности к эффективному межкультурно-му взаимодействию.

Тем не менее, ни один из проанализированных нами компонентов поликультурной компетентности не сможет привести к конструктивному межкультурному диалогу, если у курсанта отсутствуют практические навыки применения своих знаний, если он не обладает определенной суммой коммуникативных умений и способностью решать задачи конструктивного межкультурного взаимодействия. Подобный недостаток компенсируется поведенческим компонентом, который представляет поликультурную компетентность в практическом аспекте. Поведенческий компонент указывает на то, каким образом реализуются вовне знания, эмоции, установки

индивида и его культурная идентичность. Таким образом, данный компонент поликультурной компетентности получает развитие при освоении будущим сотрудником ОВД ряда способов их применения на практике, что достигается приобретением навыков межкультурного взаимодействия и развитием способности решения профессиональных задач конструктивного взаимодействия с представителями различных культурных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой энциклопедический словарь. - М.-СПб., 1997.

2. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978.

3. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11.

4. Судаков В. Н. Мифология воспитания: очерки теории развития и воспитания личности. - Свердловск, 1991.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

И. Н. Бобровничий, Т А. Тетерина

В статье основное внимание уделяется трудностям профессиональной адаптации, показаны психологические особенности деятельности следователя и наиболее важные для его профессиональной адаптации качества личности и умения. Рассматривается сущность адаптации как процесса преодоления противоречий между требованиями деятельности и личностью.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, следователи, коммуникативная компетентность, формирование, эксперимент, учебный процесс.

Анализ процесса профессиональной адаптации следователей в органах внутренних дел показывает, что основным влияющим на нее фактором является наличие у сотрудника сформированной коммуникативной компетентности. Результаты проведенного исследования, в процессе которого были опрошены более 100 сотрудников, занятых в г. Барнауле расследованием преступлений, показывают, что эффективность их деятельности находится в прямой зависимости от коммуникативной компетентности лиц, осуществляющих расследование преступлений. Мнение о наличии такой связи высказали 53,4% опрошенных работников правоохранительных органов. В то же время результаты исследования показали, что легко вступают в общение 63,3%, не очень легко - 36,7% следователей, т. е. более одной трети респондентов испытывают затруднения при профессиональном общении.

Коммуникативная компетентность трактуется в психологии как система внутренних свойств регуляции коммуникативных действий, развертывающихся в определенном социальном контексте, в ситуациях межличностного взаимодействия. Она включает в себя знания, обеспечивающие продуктивность и эффективность общения, навыки и умение применять эти знания на практике.

Коммуникативная компетентность - сложное, многомерное образование, в широком смысле это компетентность в межличностном восприятии, межличностной коммуникации, воздействии на личность в межличностном взаимодействии.

«Коммуникативная компетентность - развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях взаимодействия», - пишет А. А. Крылов (2, 291). Индивидуальные личностные качества, социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию коммуникативной компетентности в общении. К таким личностным качествам относят экстравертированность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, развитое воображение, гибкое, с высоким уровнем переключения процессов мышление, хорошую память, выдержку, достаточный уровень толерантности к стрессу, фрустрации. На наш взгляд, с коммуникативной компетентностью коррелируются и суггестивные свойства личности.

В коммуникативной деятельности следователя часто возникают барьеры социального или психологического характера (из-за непонимания ситуации общения, социальных, политических, религиозных отличий, различий в мироощущении, мировоззрении, психологических особенностей общающихся и т. д.), которые ему приходится преодолевать. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлексивного управления поведением этих лиц.

С целью определения возможности формирования коммуникативной компетентности следователей и развития адаптационного потенциала личности в процессе их профессиональной подготовки нами был проведен формирующий эксперимент на базе Барнаульского юридического института МВД России. Параллельно с этим произведен анализ эффективности психолого-педагоги-ческих средств и методов психологической подготовки следователей в рамках служебной подготовки в подразделениях ОВД.

В ходе подготовки и проведения эксперимента решались следующие задачи:

- выбор эмпирического объекта, в рамках которого проводится эксперимент;

- выбор экспериментальных переменных и средств для контроля;

- разработка учебной программы, методических материалов и пособий для проведения занятий;

- проведение курса обучения с контрольными замерами переменных на «входе» и «выходе»;

- обработка и интерпретация результатов.

Для чистоты доказательств гипотезы о возможности формирования и развития элементов адаптационного потенциала личности следователей организация эксперимента была построена на сравнении данных экспериментальных и контрольных групп. Они были сформированы из числа курсантов второго года обучения в составе 48 человек каждая. Репрезентативность численности определялась согласно методике, предложенной Э. А. Штульман для педагогических экспериментов (3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.