Научная статья на тему 'Структурные реформы в банковском секторе России. (обзор)'

Структурные реформы в банковском секторе России. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БАНКОВ / БАНК "ОТКРЫТИЕ"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные реформы в банковском секторе России. (обзор)»

3. Боярский А. Крым наш наличный // КоммерсантЪ-Деньги. - М., 2014. - № 21. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2475560?isSearch=True

4. Дементьева К., Никифоров В. АСВ готовится к Крыму // Коммерсант. - М., 2014. - 14 апр. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2452089

5. Дементьева К. Своим платят дважды // КоммерсантЪ. - М., 2014. - 26 июня. -Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2459931

6. Казарновский П. РНКБ рассказал о последствиях отключения доступа к SWFT // РБК. - 2017. - 24.08. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/24/08/2017/ 599f12bd9a7947696ee2af63

7. Много денег и проблем: что дало крымскому бизнесу присоединение к России // РБК. - 2017. - 14.03. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/17/03/2017/ 58c952339a7947f9655d0281

8. Титова Ю. «Дочка» АСВ за месяц подала 12 тыс. исков к украинским банкам // РБК. - 2017. - 15.05. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/finances/15/05/2017/ 5919a4849a79474ed0ba815a

9. Титова Ю. ЦБ рассказал о переговорах по спасению крымского Генбанка. -2017. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/finances/10/08/2017/598c8c789a79474c 13dad73d

10. Экономика российского Крыма борется с украинским наследством. - 2017. -Режим доступа: http://stockinfocus.ru/2017/03/16/ekonomika-rossijskogo-kryma-boretsya-s-ukrainskim-nasledstvom/

11. Ukrainian banks quit Crimea. - Mode of access: http://rt.com/business/ukraine-banks-close-crimea-572/

2018.01.014. ЛУЦКАЯ ЕЕ. СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ РОССИИ. (Обзор).

Ключевые слова: банковский сектор России; структурные реформы; Центральный банк России; регулирование банковского сектора; реструктуризация банков; Банк «Открытие».

В статье представлены точки зрения аналитиков относительно реформ в банковском секторе России, в частности действий Центрального банка России (ЦБР) по устранению системного риска.

По мнению исследовательницы из Финляндии Л. Соланко (Ь. 8о1аико), банковская система является одной из двух отраслей российской экономики (вторая - это военно-промышленный комплекс, ВПК), где в отличие от всех других отраслей отмечается прогресс в проведении структурных реформ. При этом банковский сектор России становится все более транспарентным, что облегчает

анализ данных о его развитии, тогда как данные о ВПК практически закрыты.

В российском банковском секторе доминируют пять крупных государственных банков, среди которых крупнейший - Сбербанк. При этом крупные госкорпорации владеют наибольшей долей депозитов банковской системы. Высокая степень огосударствления играет двоякую роль: она не способствует экономическому росту, развитию конкуренции и инноваций, однако помогает поддерживать стабильность финансового сектора. «Российские власти имеют возможность смягчить удары кризисов и в случае необходимости поддержать владельцев крупных депозитов и государственные банки» (4, с. 2).

Последняя волна реформ в банковской системе, начавшаяся в 2013 г., нацелена на создание новой инфраструктуры финансового рынка. Толчком для нововведений послужили западные санкции, ограничившие приток капитала в Россию. Итогом «чистки» банковского сектора было драматичное сокращение числа действующих банков - с 992 в конце 2013 г. до 589 к августу 2017 г. (4, с. 1). Лицензию потеряли не только небольшие банки, но и крупные. В 2016 г. были закрыты шесть крупных банков из первой сотни, а два банка были реконструированы. Этот год был рекордным по числу отозванных лицензий (97 кредитных организаций). К сентябрю 2017 г. лицензий лишились 38 банков, из которых четыре -это банки из первых 100 крупнейших. Масштабы и темпы «чистки» банковского сектора побудили рейтинговое агентство «Fitch» заявить, что действия ЦБР могут создать «риски для ликвидности некоторых относительно слабых частных банков» (1, с. 1).

Наиболее примечательные примеры решения проблем крупных банков при непосредственном участии ЦБР, - это Банк «Юг-ра» (один из 40 крупнейших коммерческих банков), лишенный лицензии, и Банк «Открытие» (второй по величине частный банк), признанный слишком большим, чтобы подвергнуться банкротству. Регулятор принял решение о санации последнего с помощью капитала самого ЦБР. В экономической литературе также много внимания уделяется действиям ЦБР по спасению, а практически - национализации в сентябре 2017 г. оказавшегося на грани краха «Бинбанка».

Банк «Открытие» еще недавно был крупнейшим негосударственным банком в стране, а «Бинбанк» занимал 12-е место по размерам капитала. Дыра в капитале последнего составляет от 4,3 до 6 млрд долл., т.е. 25% баланса (2, с. 1).

Крах двух крупных кредитных институтов вызвал среди специалистов сомнения относительно «здоровья» банковской системы России в целом. Руководители ЦБР поспешили заверить общественность, что его действия предотвратили «эффект домино» в банковском секторе. Для рефинансирования данных банков используются средства специального Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС), сформированного за счет средств регулятора. До последнего времени ЦБР «чистил» банковскую систему через механизм Агентства по страхованию вкладов (АСВ), считавшегося некоторыми специалистами слишком «дорогим и неэффективным». Так, согласно подсчетам агентства «Fitch», в 2013-2015 гг. на оздоровление банковского сектора было выделено 3,4 трлн руб. Только за 2015 г. подобные затраты составили около 4% ВВП. Оздоровление банка «Открытие» обошлось ЦБР примерно в 1 трлн руб., т.е. 1,16% ВВП. Как решится вопрос с «Бинбанком» и будут ли ему выданы средства в сопоставимых объемах, пока неясно (1, с. 2)1.

Аналитики задаются вопросом о том, как скажутся затраты ЦБР, связанные со спасением «Открытия» и «Бинбанка», на развитии банковского сектора и экономики в целом.

По мнению К. Лукашука и др., «средства, выделяемые на финансовое оздоровление банков, не идут в экономику, они остаются в банковской системе... Деньги ЦБР не вызывают роста денежного предложения и инфляции». Другое дело - если ЦБР выбирает путь ликвидации банка. В случае, например, с «Бинбанком» выплаты вкладчикам из фонда АСВ были бы очень большими, что потребовало бы дополнительных кредитов от ЦБР, а это «нежелательная рублевая эмиссия», - предполагает А. Данилов из агентства «Fitch».

Однако, отмечает В. Колычев, в России в процессе оздоровления банков бюджетные деньги все же используются, в частности

1 «Бинбанк» был санирован 21 сентября 2017 г. в соответствии с новым механизмом санации - через подконтрольный ЦБР Фонд консолидации банковского сектора. Согласно отчетности банка, он нарушал все три норматива достаточности капитала. - Прим. авт.

для поддержания Внешэкономбанка (ВЭБ). Последний выпадает из категории прочих государственных банков, поскольку он связан с политически значимыми проектами. В 2017 г. было принято решение о сокращении суммы предоставляемых банку государственных денег до 100 млрд руб. в год. Правительство ставит цель рекапита-лизировать ВЭБ, а не просто накачать его ликвидностью.

Банк «Открытие» как пример особых отношений Банка России с крупными банками. Как отмечает аналитик из «Financial Times» М. Седдон, Банк «Открытие» «пришел ниоткуда» и всего за три года стал крупнейшим в России частным банком (3). Его крах вызвал огромный системный резонанс в банковском секторе страны. По мнению некоторых официальных лиц, общая сумма капитала, необходимая для спасения «Открытия», была сопоставима с рекордными 14 млрд долл., затраченными на «Банк Москвы» в 2011 г. Такая сумма представляется обоснованной, если учесть, что «только 20% активов банка "Открытие" - это нормальные банковские активы, все остальное - теневые финансовые инструменты» (3, с. 1).

По мнению Седдона, ЦБР несет немалую долю ответственности за теперешнее состояние «Открытия». В последние несколько лет в России было создано несколько частных финансовых групп, которые росли быстрыми темпами благодаря государственному финансированию, не ощущая при этом должного контроля со стороны ЦБР. По словам основателя банка «Открытие» В. Беляева, «зачем в течение многих лет с трудом наскребать деньги для создания первоклассного банка, если такой банк может быть создан за короткое время за счет дешевого государственного фондирования». Банк «Открытие» начал агрессивно наращивать свои активы в начале 2010-х годов, используя два источника финансирования: ВТБ -второй по величине госбанк - и ЦБР. Более половины активов «Открытия» имели обеспечение со стороны ВТБ, который профинансировал, в частности, приобретение в 2012 г. (за 2 млрд долл.) крупного банка «Номос». Банк «Открытие» был также активным участником реализуемой ЦБР «программы финансовой реабилитации», в рамках которой он получил дешевый государственный кредит на срок 10 лет на цели поглощения разоряющихся банков.

Слабый надзор со стороны ЦБР сделал возможным получение «Открытием» гораздо больших средств, чем ему требовалось.

К концу 2014 г. банк уже вырос до уровня второго в России частного банка, удвоив свои активы за счет рискованной сделки репо, организованной ВТБ для целей рефинансирования задолженности компании «Роснефть». Механизм репо (получение маржи в несколько миллиардов рублей за счет разницы в ставке процента) был использован банком «Открытие» также при покупке 74% эмитированных ЦБР евробондов со сроком погашения до 2030 г. К началу августа 2017 г. на балансе банка было 330 млрд руб. (5,6 млрд долл.) заемных средств, полученных от ЦБР путем сделок репо, в том числе на цели покрытия убытков, связанных с бегством вкладчиков. Таким образом, по мнению аналитика, можно утверждать, что «ЦБР сделал достаточно много для того, чтобы риск «Открытия» приравнялся к суверенному риску» (3, с. 3).

Все ликвидированные в последнее время банки объединяет то обстоятельство, что причина их трудностей кроется в выбранных ими бизнес-моделях, а не в экономическом спаде и не в неработающих кредитах как таковых. Многие небольшие банки не выполняли требований, противодействующих отмыванию денег, а некоторые из средних по величине банков имели слишком «тесные» отношения с аффилированными структурами. Значительное количество российских банков первоначально были созданы как карманные банки отдельных предприятий или группы предпринимателей. Причиной краха некоторых из недавно закрытых банков, как обнаружилось в результате специальных проверок, была практика чрезмерного раздувания активов, чреватая образованием дыр в банковском капитале. Общая черта рассматриваемых институтов -быстрое увеличение активов в прошлые периоды экономического роста, когда они привлекали депозиты по очень высокой процентной ставке и осуществляли агрессивные слияния и поглощения. Например, банк «Открытие» приобрел в конце 2014 г. банк «Траст», когда последний был близок к банкротству.

Экономическое оживление, начавшееся в 2017 г., вызвало некоторый рост банковского кредитования и повышение эффективности функционирования банков. Однако, считает Соланко, риски новых отзывов банковских лицензий пока еще сохраняются (4).

Активные действия ЦБР по очистке банковского сектора от кредитных институтов, деятельность которых чревата системным риском, были весьма результативными. По заявлению О. Кузьмина,

одного из руководителей инвестиционного банка «Ренесанс Капитал», в России в настоящее время нет признаков системного банковского кризиса. В краткосрочном аспекте отмечаются лишь некоторые негативные моменты отсутствия доверия между игроками, что осложняет функционирование бизнес-среды и небольших негосударственных банков. Политика ЦБР свидетельствуют о стремлении к завершению реформ в сфере банковской и надзорной деятельности. По завершении этого процесса «банковский сектор станет сильнее и чище» (2, c. 2).

Еще одним итогом процесса «чистки» является развитие долговременной тенденции к огосударствлению банковского сектора. К настоящему времени после национализации «Росгосстраха», двух из 10 крупнейших пенсионных фондов и разорившихся банков доля государственной собственности в российском финансовом секторе составляет свыше 60%.

Список литературы

1. Holyavchuk S. «Бинбанк» вслед за «Открытием» просит о спасении. Что происходит? // BBC. Русская служба. - 2017. - Режим доступа: http://www.bbc. com/russian/news-41335122

2. Meredith S. Russia bailout stokes fears of a systemic banking crisis // CNBC.com.-2017. - 22.09. - Mode of access: https://www.cnbc.com/2017/09/22/bn-bank-russia-central-bank-rescues-second-major-bank-in-less-than-a-month.html

3. Seddon M. Otkritie's fall shows depth of problems in Russia's banking sector // Financial Times. - 2017. - 31.08. - Mode of access: https://www.ft.com/content/ efc08f26-8d96-11e7-9084-d0c17942ba93?mhq5j=e7

4. Solanko L. The Russian banking sector - where to next? // Bank of Finland Bulletin. -2017. - Mode of access: https://www.bofbulletin.fi/en/blogs/2017/the-russian-banking-sector-where-to-next/

2018.01.015. АУРИРИ М., ТУРНУ Э. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ.

AOURIRI M., TOURNOUX H. L'écart de dépenses publiques entre la France et l'Allemagne // Rue de la Banque. - P., 2017. - N 46, juillet. -P. 1-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.