Научная статья на тему 'Новый механизм санации Банком России коммерческих банков: причины и цели изменений'

Новый механизм санации Банком России коммерческих банков: причины и цели изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2268
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАЦИЯ / БАНК РОССИИ / АГЕНТСТВО ПО СТРАХОВАНИЮ ВКЛАДОВ / АГЕНТСТВО FITCH RATINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябов Дмитрий Юрьевич

В статье отмечается ряд негативных моментов существующих в процедуре санации российских банков. Рассматривается текущая практика санаций, а также предложения Банка России по ее изменению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый механизм санации Банком России коммерческих банков: причины и цели изменений»

Новый механизм санации Банком России коммерческих банков: причины и цели изменений A new mechanism of sanation of the Bank of Russia of commercial banks: the reason for, and effect of changes

Рябов Дмитрий Юрьевич Dmitri Ryabov к.э.н., доцент

департамент «Финансовых рынков и банков» ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ

[email protected]

Аннотация: В статье отмечается ряд негативных моментов существующих в процедуре санации российских банков. Рассматривается текущая практика санаций, а также предложения Банка России по ее изменению.

Ключевые слова: санация, Банк России, Агентство по страхованию вкладов, агентство Fitch Ratings

Abstract: The article notes some drawbacks existing in the procedure of sanation of Russian banks. Examines the current practice of sanctions, as well as the proposal of the Bank of Russia to change it.

Keywords: reorganization, Bank of Russia, the deposit insurance agency, Fitch Ratings

В новых экономических условиях санация банков потребует серьезного увеличения объемов кредитования со стороны Банка России, частные инвесторы не смогут заниматься санацией банков по старым правилам. Новая модель санации предполагает создание Фонда консолидации банковского сектора, который будет напрямую покупать доли в капитале проблемного банка. Действующие проекты по санации продолжат

действовать в рамках существующей кредитной модели, новый механизм соответственно распространится на будущие случаи.

В настоящий момент в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Агентство по страхованию вкладов (далее агентство) осуществляет меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками ССВ. Согласно закону меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться агентством путем:

• оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) не менее 75% обыкновенных акций банка или не менее трех четвертей голосов от общего числа участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью;

• приобретения акций (доли в уставном капитале) не менее 75% обыкновенных акций банка или не менее трех четвертей голосов от общего числа участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью;

• оказания финансовой помощи банку при условии, что агентством или инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере.

В соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008 г. № 175 -ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» агентство было вправе осуществлять комплекс мер по передаче имущества и обязательств банка или их части приобретателям, а также оказывать им финансовую помощь. В связи с изменениями законодательства, вступившими в силу в конце 2014 г., указанная выше функция трансформировалась в ряд мероприятий по урегулированию обязательств банка, которые осуществляет агентство после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

При осуществлении мероприятий по предупреждению банкротства банков законом предусмотрено как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное финансирование. Для этих целей из

федерального бюджета агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации выделено 200 млрд. рублей, кроме того предусмотрена возможность предоставления агентству кредитов Банком России и использование средств фонда страхования вкладов.

По состоянию на 1 марта 2017 г. общий размер финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению банков с учетом погашения основного долга составляет 1180,56 млрд. рублей, из которых за счет средств Банка России профинансировано 1073,8 млрд. рублей, за счет имущественного взноса Российской Федерации в агентство 100.7 млрд. рублей, за счет средств обязательного страхования вкладов - 6, 06 млрд. рублей.1

По состоянию на 1 марта 2017 г. агентство принимало участие в финансовом оздоровлении 27 банков. Санация 23 банков осуществляется с привлечением инвесторов. В АКБ «Российский капитал» (ПАО) агентство осуществляет мероприятия по финансовому оздоровлению без участия инвесторов, являясь основным акционером данного банка. В ПАО «Татфондбанк», ПАО «ИнтехБанк» (приказами Банка России с 3 марта 2017 г. у банков отозваны лицензии на осуществление банковских операций) и АКБ «Пересвет» (АО) введена временная администрация агентства.

Завершены мероприятия по финансовому оздоровлению 20 банков, в том числе: «Банк24.ру» (ОАО), «Башинвестбанк» (ЗАО), «Бинбанк Смоленск» (ПАО), «БИНБАНК Сургут» (ПАО), «БИНБАНК Тверь» (ПАО), «Губернский банк «Тарханы» (ОАО), «Губернский» СБ (ОАО), «Инресбанк» (ООО), «КЕДР» КБ (ОАО), «КИТ Финанс Инвестиционный банк» (ОАО), «Нижегородпромстройбанк» ЗАО, «Нижний Новгород» ГБ (ОАО), «НомосбанкСибирь» (ЗАО), «Открытие» (ОАО), «Петровский» банк (ОАО), «Пойдем!» КБ (ОАО), «Потенциал» КБ (ОАО), «Северная казна» (ОАО), «Союз» АКБ (ОАО), «Эллипс банк» КБ.

1 http://www.asv.org.ru/sanation/ (дата обращения 07.03.17.)

Однако, в механизме санации российских банков, российские и зарубежные эксперты выделяли ряд недостатков. В частности, на конференции Ассоциации региональных банков «Россия» в марте 2016 года в своем выступлении «Санации банков: Больше прозрачности» Павел Самиев управляющий партнер НАФИ выделил ряд недостатков существующей практики санации. В частности он выделил следующие проблемы:

• Непрозрачные критерии выбора банка-санатора;

• Дешевое длинное фондирование используется банками-санаторами по своему усмотрению;

• Отсутствуют промежуточные контрольные точки, нет «дорожной карты» санации;

• Не обозначен срок, в течение которого санируемый банк может нарушать обязательные нормативы;

• Отсутствует требование размещать в публичном доступе отчетность санируемого банка;

• Отсутствует внешний аудит процедуры санации.

Рейтинговое агентство Fitch Ratings также отмечает, что меры ЦБ РФ

по спасению банков на сегодня включают предоставление фондирования по низким ставкам и поиск инвесторов, готовых приобрести санируемые банки за незначительную цену. По их мнению, процедура выбора инвестора не является прозрачной, нет жестких требований к участию, а мониторинг за процессом санации является слабым. Даже более жесткие финансовые требования к инвесторам, введенные в апреле 2016 г., не позволили бы в прошлом избежать участия в санациях некоторых слабых инвесторов, которые впоследствии сами потеряли финансовую устойчивость.

Согласно анализу 27 российских банков, в отношении которых в настоящее время применяется процедура санации, в большинстве случаев стоимость оказания поддержки банкам существенно превышает затраты на их ликвидацию. Fitch Ratings оценивает общее превышение приблизительно в 0,5 трлн. руб. По мнению рейтингового агентства, лоббирование со

стороны кредиторов было фактором при принятии некоторых решений о спасении таких банков, поскольку большинство из них нельзя было назвать системно или регионально значимыми, так как их рыночные доли составляли менее 0,1%. Распространение господдержки на незастрахованных кредиторов создает неравные условия на рынке, а также влечет за собой их высокий аппетит к рискам.2

Любопытный материал о санации НБА «Траст» ФК «Открытие» появился на сайте Политика.ru 17.03.2017. Это статья Сергея Кузьмина ««Крепкий орешек» Вадим Беляев». В ней есть несколько тезисов, которые могут проиллюстрировать часть проблем в текущих процедурах надзора и санации. В частности, в этой статье высказываются сомнения в том, что сотрудники Банка России не в состоянии заниматься профессиональным надзором за банками. Автор статьи указывает: «В Национальном банке «Траст», как и в некоторых других «социально значимых» банках, с 2008 г. практически всегда, с небольшими перерывами, находился уполномоченный сотрудник ЦБ с эксклюзивными полномочиями проверить любую сделку, любой документ, любое решение банка». То есть у Центробанка была возможность наблюдать работу банка, что называется в режиме online.

При этом последняя проверка до санации «Траста» проводилась ЦБ всего лишь за месяц до перехода контроля над банком корпорации Вадима Беляева. Никаких существенных замечаний по ее итогам сделано не было. Стоит отметить и то, что аудитор банка компания Deloitte & Touche, ранее проверявшая отчетность «Траста» в случае выявления ее фальсификации должна была исправить свой отчет, но она этого не сделала.

О санации «Траста» ЦБ объявил 22 декабря 2014 года и пообещал 30 млрд руб. на его оздоровление. Однако уже через три дня на основе первого анализа финансового положения «Траста», сделанного АСВ, дыру в банке оценили уже в 67,8 млрд рублей. АСВ тогда заявляло, что уже в первые два дня работы в «Трасте» была выявлена фальсификация отчетности, вывод

2 https://www.fitchratings.com/site/re/894135 (дата обращения 07.03.17.)

ликвидных активов, намеренное внесение изменений в автоматизированную банковскую систему для завышения справедливой стоимости ссудной задолженности физ.лиц. И это всего через месяц после проверки банка представителями Центробанка? А ведь потом всплывут огрехи аж за 2013 год, и в «Открытии» станут утверждать, что проблемы «Траста» копились чуть ли не с 2008 года. Но за это время банк неоднократно проверялся регулятором! »3

Цифры и факты указанные в статье позволяют утверждать, что слишком сильно увеличилась задолженность по кредитам физическим и юридическим лицам что подтверждает данные о том что нынешнюю практику санации банков профессионалы финансового рынка давно уже считают источником дополнительных средств для самих банков-санаторов. Так, по итогам комплексной проверки, проведенной совместными усилиями АСВ, «Открытия» и EY в январе-апреле 2015 г., оценка дыры выросла до 114 млрд. рублей. Но и на этом рост дыры не остановился. Просроченные кредиты юрлицам на 1 января 2015 г. оценивались чуть больше чем в 3 млрд. руб., а на 1 января 2016 г. - уже в 56 млрд! С просроченными кредитами физ. лицам случилась похожая история: рост за тот же период - с 17 млрд. до 38 млрд. руб.

Прежние владельцы убеждены, что новые хозяева «Траста» из «Открытия» намеренно наращивают долги. Например, просрочка по кредитам физ. лиц выросла, по их мнению, после сокращения отдела по взысканию задолженности с частных клиентов. А рост долгов корпоративных клиентов вызван мораторием на исполнение исходящих и входящих платежей.

Третий факт - это аффилированность в ряде случаев санаторов и представителей агентства по страхованию вкладов. Так, автор статьи отмечает: «Примечательно, что новая глава банка «Траст» Вероника Доленко до его санации работала в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), а до

этого — входила в правление «Ханты-Мансийского банка Открытие». Получается, что у «Открытия» был «свой человек» в АСВ, который затем возглавил «Траст».

Вскоре после своего прихода новый директор закрыла данные об отчетности банка для широкой общественности. Как отметила газета «Коммерсант», это не нарушение, но из-за репутационных рисков, сопряженных с недостаточной прозрачностью, такое поведение среди банков редкость: из 752 игроков финансового рынка в России таким правом сейчас в отношении основных форм отчетности пользуются всего трое. А ведь «Открытие» Беляева получило от государства ни много ни мало 127 млрд рублей!»4

С учетом имеющихся у экспертного сообщества замечаний к существующей процедуре санации Банк России разработал ряд проектов нормативных актов. В частности разработан проект федерального закона № 66499-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Ожидается, что проект федерального закона № 66499-7 будет принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в весеннюю сессию 2017 года, в настоящий момент он прошел первое чтение в Государственной думе.

Данным законопроектом предусматривается создание Банком России Фонда консолидации банковского сектора (далее - Фонд), формируемого из денежных средств Банка России, обособленных от остального имущества Банка России, за счет отчислений, производимых по решению Совета директоров Банка России.

Банку России предоставляется право за счет средств Фонда приобретать и осуществлять продажу акций (долей в уставном капитале) санируемого банка, предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы), предоставлять кредитным организациям, в

отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, кредиты, размещать депозиты для поддержания ликвидности, выдавать гарантии, а также передавать в доверительное управление обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (далее - Управляющая компания) приобретенные Банком России акции (доли в уставном капитале) санируемых кредитных организаций и также права (требования) к кредитным организациям, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, и (или) к кредитным организациям, выступающим инвесторами последних.

Управляющая компания учреждается Банком России в качестве единственного участника и использует денежные средства Фонда.

От имени Банка России Управляющая компания будет осуществлять меры по предупреждению банкротства банка в соответствии с утверждаемыми Советом директоров Банка России планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, а также мероприятия, предусмотренные планом участия Банка России в урегулировании обязательств банка.

Для решения вопроса об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или урегулировании обязательств банка планируется привлечение Управляющей компании к оценке Банком России финансового положения банков.

Одновременно с принятием решения о финансировании мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка планируется возложение на Управляющую компанию функций временной администрации по управлению банком.

Кроме того, в случае утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства Банк России будет вправе принять решение об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств

(капитала), а если данная величина имеет отрицательное значение - до 1 рубля. Управляющая компания может также приобрести не менее 75 % акций (долей в уставном капитале) банка.

Конечной целью управления банками, прошедшими в соответствии с законопроектом процедуру рекапитализации, является их продажа новому владельцу.

Кроме того, в соответствии с законопроектом Банку России необходимо также установить требования к инвесторам, привлекаемым в рамках предупреждения банкротства банка, а также порядок и условия проведения Банком России закрытого конкурса по отбору приобретателей имущества и обязательств банка в рамках урегулирования его обязательств.

В связи с изложенным Департамент банковского регулирования Банка России подготовил пакет проектов нормативных актов Банка России5:

- «О порядке разработки и утверждения Банком России плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, изменений, вносимых в план участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, представления на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России и утверждения Советом директоров Банка России плана участия Банка России в урегулировании обязательств банка, изменений, вносимых в план участия Банка России в урегулировании обязательств банка, о составе отчета общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» о ходе выполнения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и порядке его представления в Банк России»;

- «О порядке и методике проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка»;

5https://www.cbr.ru/analitics/standart acts/old proyect events//170302-41 41 1-7pdf (дата обращения 07.03.17.)

- «О временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также об особенностях деятельности

временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой в случае утверждения плана участия Центрального банка Российской Федерации или плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации либо утверждения плана участия Центрального банка Российской Федерации или плана участия государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в урегулировании обязательств кредитной организации»;

- «О порядке принятия Банком России решения об уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) или до одного рубля в период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначенной в соответствии с планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка»;

- «О требованиях к лицам (лицу), приобретающим в соответствии с планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка акции банка в количестве не менее 75 процентов обыкновенных акций банка в форме акционерного общества (доли в уставном капитале, представляющие не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью)»;

- «О порядке и условиях проведения Банком России закрытого конкурса по отбору приобретателя (приобретателей) имущества и обязательств банков»;

- «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 11 ноября 2005 года № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с

осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций».

Следует отметить, что в своем отчете «Санация российских банков -предлагаемые изменения неэффективного механизма санации являются позитивными»6 Fitch Ratings отмечает, что план Банка России по введению механизма рекапитализации санируемых российских банков за счет взносов капитала будет более эффективным и менее дорогостоящим, чем действующая система дешевых кредитов от ЦБ РФ. Предполагается, что новый механизм, введение которого ожидается во второй половине этого года, позволит снизить риск, связанный с приобретением санируемых банков слабыми инвесторами с намерением перевести в них свои плохие активы для улучшения собственного финансового положения, что часто влечет за собой дополнительные затраты на санацию для государства.

Согласно действующему режиму, санируемые банки не обязаны соблюдать нормативы, пока они не восстановят капитал за счет прибыли от инвестирования дешевых средств, полученных от ЦБ РФ. Это создает стимулы для слабых инвесторов приобретать санируемые банки и переводить в них плохие активы. Согласно предлагаемому варианту санации, регулятивный капитал банков будет восстанавливаться за счет взноса капитала, и они сразу должны будут соблюдать нормативы, что снизит к ним интерес со стороны слабых покупателей.

Введение законодательства об участии кредиторов в санации банков (bail-in) может еще больше снизить расходы для государства, хотя его реализация может быть отложена на период после 2017 г. согласно недавним комментариям от первого заместителя председателя ЦБ РФ. Высокопоставленные чиновники из Министерства финансов и ЦБ РФ ранее заявляли, что режим bail-in может распространяться на депозиты свыше 100 млн. руб. Однако неясно, как bail-in будет действовать вместе с предлагаемым механизмом санации, хотя, основные государственные банки

6https://www.fitchratings.com/site/re/894135 (дата обращения 07.03.17.)

по-прежнему смогут рассчитывать на заблаговременную поддержку, а это означает, что понижения их рейтингов маловероятны.

Большинство финансовых проблем у банков связаны со слабым качеством их активов, а масштаб проблем обычно выявляется только в последний момент.

Восстановление прибыльности банков отстает от целевых показателей, поскольку снизившиеся рыночные ставки ограничивают заработок банков от размещения дешевого фондирования ЦБ РФ, что в свою очередь замедляет восполнение капитала. При предлагаемой новой системе восстановление капитала будет достигнуто одномоментно за счет взноса в капитал.

В заключении можно отметить, что предлагаемые изменения в процедуре санации положительно скажутся на российском банковском секторе. Предупреждение банкротства путем прямой докапитализации санируемого банка Банком России предполагается использовать в качестве основной модели санации, однако одновременно с этим законопроект предусматривает возможность привлечения регулятором и стороннего инвестора для участия в капитале санируемого банка по аналогии с действующим порядком участия в санации ГК «Агентство по страхованию вкладов». Реализация нового механизма позволит минимизировать расходование средств государства, направляемых на меры по финансовому оздоровлению.

В проектах нормативных актов регламентируется процедура нового механизма - от порядка принятия решения об участии Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства до требований к инвесторам, которые могут привлекаться к санации.

В частности, при наличии у банка признаков неустойчивого финансового положения, создающего угрозу его кредиторам или стабильности банковской системы, Банк России сможет направить в такой банк своих представителей и представителей управляющей компании для оценки финансового положения. По результатам такой оценки будет

составляться отчет с выводами и предложениями о целесообразности участия Банка России в санации.

Устанавливаются требования к порядку разработки и утверждения Банком России планов по предупреждению банкротства и урегулированию обязательств кредитных организаций. Одновременно с принятием решения о финансировании санации в соответствии с утвержденными планами на управляющую компанию предполагается возложить функции временной администрации по управлению банком, в связи с чем уточняются требования к ее деятельности.

Определена процедура доведения величины уставного капитала банка до реального значения или до 1 рубля (при отрицательном значении капитала), по завершении которой осуществляется приобретение акций санируемой кредитной организации. При этом инвесторы и приобретатели имущества и обязательств кредитной организации должны будут соответствовать требованиям Банка России, характеризующим их финансовую устойчивость.

Библиографический список

1. Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://www.asv.org.ru/sanation/banks/

2. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс] // - Режим доступа: https://www.cbr.ru/analitics/standart acts/old proyect events//170302-41 41 1-7pdf

3. Официальный сайт рейтингового агентства Fitchratings. Отчет Fitch «Санация российских банков - предлагаемые изменения неэффективного механизма санации являются позитивными». [Электронный ресурс] // -Режим доступа: https://www.fitchratings.com/site/re/894135

4. Сайт Политика. ru. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http: //polytika.ru/info/79853. html

Bibliography

1. Official website of the Agency on insurance of deposits [electronic resource]//access mode: https : //www.asv.org.ru/sanation/banks/

2. Official website of the Central Bank of the Russian Federation [electronic resource]//access mode: https://www.cbr.ru/analitics/standart acts/old proyect events//170302-41 41 1-7pdf

3. Official website of the rating agency Fitchratings. Fitch report "rehabilitation of Russian banks-proposed changes to ineffective mechanism of sanation are positive." [Electronic resource]//access mode: https://www.fitchratings.com/site/re/894135

4. Website nonnTHKa.ru. [Electronic resource]//access mode: http://polytika.ru/info/79853.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.