Научная статья на тему 'Структурные преобразования - важнейшая предпосылка устойчивого развития организаций промышленности'

Структурные преобразования - важнейшая предпосылка устойчивого развития организаций промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURE'S CHANGES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ПАРАДИГМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ECONOMIC STABILITY / INDUSTRIAL POLITICS / DEPARTMENT MANAGEMENT / INNOVATION SURROUNDING / PARADIGM OF STABLE IMPROVING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафин Ф. М.

Определяющая роль в проведении структурных преобразований, направленных на обеспечение устойчивости экономики принадлежит государству. В рамках парадигмы устойчивого развития повышение качества государственного управления является стратегическим ресурсом экономического роста. От его уровня зависит решение самых острых проблем современности развитие стратегических отраслей, науки, инвестиционных потоков, снижение уровня коррупции Структурные преобразования являются условием развития инновационных процессов, становления инновационной среды. Инновационная экономика в нашей стране пока не имеет эффективных стимулов для развития, крайне медленно адаптируется к рыночной экономике и составляет незначительную долю в общем объеме ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE CHANGES AS THE MOST IMPORTANT PRECONDITIONS OF STABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

The most important role in structure changes which has a goal for securing economic stability belonging to government. In the frame of paradigm's stable improving management of government appear like a strategic resources of increasing of economic. Structure's changes are meaning a condition of improving innovation processes and appear of innovation surrounding. Innovation economic in our country doesn't have any stimulus for improving and very slowly comes to be adapted for market economic and means not important part in common volume of total internal product

Текст научной работы на тему «Структурные преобразования - важнейшая предпосылка устойчивого развития организаций промышленности»

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ПРЕДПОСЫЛКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Сафин Ф.М., докторант Российской Академии предпринимательства

Определяющая роль в проведении структурных преобразований, направленных на обеспечение устойчивости экономики принадлежит государству. В рамках парадигмы устойчивого развития повышение качества государственного управления является стратегическим ресурсом экономического роста. От его уровня зависит решение самых острых проблем современности - развитие стратегических отраслей, науки, инвестиционных потоков, снижение уровня коррупции Структурные преобразования являются условием развития инновационных процессов, становления инновационной среды. Инновационная экономика в нашей стране пока не имеет эффективных стимулов для развития, крайне медленно адаптируется к рыночной экономике и составляет незначительную долю в общем объеме ВВП.

Ключевые слова: экономическая устойчивость, структурные преобразования, промышленная политика, государственное регулирование, инновационная среда, парадигма устойчивого развития.

STRUCTURE CHANGES AS THE MOST IMPORTANT PRECONDITIONS OF STABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Safin F., Russian Academy of Entrepreneurship, Doctoral candidate

The most important role in structure changes which has a goal for securing economic stability belonging to government. In the frame ofparadigm S stable improving management of government appear like a strategic resources of increasing of economic. Structure’s changes are meaning a condition of improving innovation processes and appear of innovation surrounding. Innovation economic in our country doesn’t have any stimulus for improving and very slowly comes to be adapted for market economic and means not important part in common volume of total internal product.

Keywords: economic stability, structure’s changes, industrial politics, department management, innovation surrounding , paradigm of stable improving.

Обеспечение экономической устойчивости организаций промышленности зависит от продуманных, своевременных структурных преобразований в экономике, необходимость осуществления которых обуславливается причинами различного характера. Мировой экономический кризис оказал весьма серьезное негативное воздействие на российскую экономику, что привело к сжатию спроса, потере доли рынка, темпов развития, росту убытков, уменьшению инвестиций и т.д. В целом по стране падение промышленного производства в сентябре 2009 года составило 18,5 процента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Промедление с принятием действенных антикризисных мер в данном случае ведет к ухудшению показателей бизнес- процессов, состояния ресурсов, снижению экономической устойчивости организаций промышленности.

Разрешение возникших проблем, особенно в условиях кризиса, требует оптимизации постоянных и временных затрат, непрофильных расходов, диверсификации производства, улучшения материально- технической базы, логистики, поиска новых рынков, партнеров, разработки новой стратегии, новой парадигмы развития, которые не могут быть реализованы без структурных изменений, совершенствования механизмов управления. В этом смысле структурные изменения являются одним из способов достижения скорых перемен в функционировании нездорового бизнеса.

Сегодняшние проблемы организаций промышленности, их уязвимость в условиях кризиса представляют собой лишь следствия, равно как и сам по себе сырьевой по характеру рост ВВП. Первопричиной же выступает тот экономический базис, который на протяжении почти двух десятилетий из года в год воспроизводит как сырьевой рост, так и отсталые общественно-экономические отношения.

Характеристика ряда основных показателей экономики страны в докризисный период свидетельствовали о наличии серьезных проблем в промышленности. Степень износа основных фондов в отраслях обрабатывающей промышленности в период с 2003 по 2008 годы снизился незначительно, с 46,4% до 41,7%, то есть снижение составило менее 1 процента в год. Удельный вес полностью изношенных основных фондов составил 13,7 процента, в том числе наиболее его активной части - машин и оборудования, транспортных средств 31,1 процента, причем, 61 процент машин и оборудования эксплуатируется свыше 10 лет.

Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов в этих отраслях за этот период изменились незначительно, составив к началу 2008 года соответственно 6,6 и 1,9 процентов. Удель-

ный вес организаций осуществляющих технологические инновации в отраслях обрабатывающей промышленности с 2003 по 2008 год вырос с 10,9 до 11,5 процента, то есть всего на 0,6 процента. От всей суммы затрат на технологические инновации - затраты по основным направлениям: на исследование и разработку новых продуктов, приобретение новых технологий, программных средств, обучение персонала составили всего 22,7 процента.

Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров находится в пределах 0,5 процента. Произошло существенное увеличение кредиторской задолженности с 2,3 до 6,3 триллиона рублей. Высокие номинальные темпы роста ВВП не сопровождались качественными изменениями макроэкономической динамики и приростной конкурентоспособностью. Мировой экономический кризис еще более обострил эти и другие проблемы российской экономики. Относительный спад в России превысил минус 12%, что является абсолютным рекордом для крупных экономик.

Для сравнения: в США относительный спад составляет всего 3,7%, в Китае - 1,5%, в Индии - 1,9%. В еврозоне относительный спад составляет минус 6,5%, в Бразилии - 6,4%, а в странах СНГ (за исключением России) - минус 9,34%1. За первое полугодие 2009 года сокращение инвестиций составило 18,2% к аналогичному периоду 2008 года.

Сложившаяся ситуация требует принятия незамедлительных мер по ускоренной модернизации промышленности страны, качественного изменения институционального поля, в целом структурной политики. Выступая перед участниками Валдайского форума, Президент РФ Д.А.Медведев указал на исключительную важность проведения структурных преобразований, подчеркнув, что « развитие в нынешней жизни может быть только через модернизацию - модернизацию нашей экономики, которая нас не удовлетворяет ... у нас крайне неудачная, абсолютно тяжёлая структура экономики. Как только проваливаются сырьевые отрасли - проваливается вся экономика, в этом причина. Надеюсь, что это будет для нас достаточно мощным стимулом, чтобы структуру экономики поменять»2

Определяющая роль в проведении структурных преобразований, направленных на обеспечение устойчивости экономики принадлежит государству. В рамках парадигмы устойчивого развития повышение качества государственного управления является стратегическим ресурсом экономического роста. От его уровня зависит решение самых острых проблем современности - разви-

1 «Независимая газета», №154, 28 июля 2009 г.

2 Встреча Президента РФ Д.А.Медведева с участниками Валдайского форума 15 сентября 2009 года. - http://www.kremlin.ru.

тие стратегических отраслей, науки, инвестиционных потоков, снижение уровня коррупции. Эффективность государственного управления выступает наиболее значимым фактором, определяющим конкурентоспособность экономики. Поэтому промедление с принятием необходимых мер по совершенствованию стиля управления и осуществлению структурных изменений ведет не только к ухудшению показателей бизнес-процессов, состояния ресурсов и качества производимой продукции.

Снижение уровня государственного управления также может стать дополнительным фактором ослабления экономической устойчивости организаций, замедления темпов развития, усугубления кризисных явлений. Поэтому структурные преобразования, совершенствование системы управления в российской экономике остаются исключительно актуальными задачами, требующими незамедлительного разрешения. Структурная политика государства включает целый комплекс мер: во-первых, экономические, финансовые, организационные, правовые меры; во-вторых, бюджетнокредитную, инвестиционную и ценовую политику; в-третьих, приоритетные, стратегические направления, инвестиционные потоки.

На первом этапе реализации структурной политики для решения стратегических, глобальных задач модернизации экономики требуется концентрация существующих конкурентных преимуществ российской экономики в руках государства. Распыленность конкурентного преимущества России - сырьевых ресурсов снижает возможности эффективного развития экономики в целом.

Здесь очень важным является, во-первых, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предпринимательского и экспертного сообществ, форм и методов государственного регулирования в целях модернизации и технологического развития экономики России. Во-вторых, сегодня становится очевидным необходимость проведения принципиальной коррекции экономических реформ в России, особенно в части проведения национальной промышленной политики. К сожалению, пока еще национальная промышленная политика полностью не сформулирована.

Без эффективной, продуманной национальной промышленной политики решение задач преодоления сырьевой направленности экономики, ее ускоренной модернизации практически нереализуемы. Взятый в экономической политике курс на создание государственных корпораций и крупных корпораций с участием государства имеет целью вывести ряд направлений промышленности на ведущие роли в мировой экономике. Частные отечественные компании не сумели стать конкурентоспособными на глобальных рынках в силу как объективных, так и субъективных причин.

Начавшейся медленный выход из рецессии, незначительный рост по итогам третьего квартала 2009 года, никоим образом не может и не должен успокаивать. Это пока не качественный рост, он не может быть иным, поскольку был и остается сырьевым. Исходя из реальных индексов качества и конкурентоспособности менее всего следовало бы делать сейчас акцент на росте, его темпах, ибо по природе своей это темпы роста отсталости. Поэтому становится очевидным, что без поэтапной национализации ведущих, стратегических отраслей промышленности ускоренная модернизация, устойчивое развитие экономики не осуществимы.

По нашему мнению, современная концепция развития экономики России должна быть направлена на создание и поддержание высокотехнологичной промышленности, приоритетных отраслей, чтобы создавать конкурентоспособные финишные изделия, захватывать соответствующую нишу мирового рынка. Стратегической задачей должна стать забота о развитии внутреннего рынка, о создании точек и зон устойчивого развития в экономике страны. Позиция ожидания, когда появится благоприятный момент и выгодный внешний рынок, является абсолютно неразумной и неэффективной, приводит к неоправданной потере времени. В перспективе, в силу объективной ограниченности запасов углеводородного сырья, цены на них возрастут.

Однако надо иметь в виду, что в посткризисный период могут появиться и другие источники энергии. Оптимальной можно считать ту экономическую ситуацию, когда национальная промышленная политика осуществляется на основе стратегического взаимодействия государства и бизнеса как равноправных партнеров. Задержка с решением этих задач, достаточно жестко ограничива-

ет возможность устойчивого развития российской экономики и ее промышленного сектора, более того создает для нее ряд новых сложностей. Депрессионная спираль отнюдь не одномерна, она включает целый ряд разнообразных составляющих, каждая из которых оказывает свое собственное специфическое воздействие на экономические процессы.

Структурные преобразования являются условием развития инновационных процессов, становления инновационной среды. Инновационная экономика в нашей стране пока не имеет эффективных стимулов для развития, крайне медленно адаптируется к рыночной экономике и составляет незначительную долю в общем объеме ВВП. Место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов. Причины сложившейся ситуации различны.

В Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года признается, что основная системная проблема заключается в том, что темпы развития и структура российского сектора исследований и разработок не в полной мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. При этом предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные научные результаты мирового уровня не находят применения в российской экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора. Обладая одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, в экономике страны доминируют отсталые технологические уклады, низким остается уровень восприимчивости организаций к новым технологическим решениям.

Сложившаяся ситуация - это результат, прежде всего, отсутствия комплексной национальной инновационной политики, которая включала бы формирование инновационной политики; правовое регулирование поддержки инноваций; финансирование инновационной деятельности; трансфер и коммерциализация технологий; частно-государственное партнерство в инновационной сфере.

Разработка и успешная реализация комплексной национальной инновационной политики может стать основой формирования сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. В связи с этим в настоящее время назрела острая необходимость разработки Кодекса инновационной экономики - федерального закона, устанавливающего комплекс правовых, экономических правил, условий использования и внедрения инноваций, инновационной деятельности, который может стать мощным стимулятором обеспечения экономической устойчивости.

Таким образом, определяющая роль в проведении структурных преобразований, направленных на обеспечение устойчивости экономики принадлежит государству. В рамках парадигмы устойчивого развития повышение качества государственного управления является стратегическим ресурсом экономического роста. Структурные преобразования являются условием развития инновационных процессов, становления инновационной среды. Инновационная экономика в нашей стране пока не имеет эффективных стимулов для развития, крайне медленно адаптируется к рыночной экономике и составляет незначительную долю в общем объеме ВВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.