Научная статья на тему 'Структурная перестройка Российской экономики: приоритеты и механизм регулирования'

Структурная перестройка Российской экономики: приоритеты и механизм регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2675
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ECONOMY / STRUCTURAL TRANSFORMATIONS / CAPITAL INVESTMENTS / MODERNIZATION / TECHNICAL REARMAMENT / INNOVATIONS / PRODUCTION INDUSTRY / RESTRUCTURIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смешко Олег Григорьевич

В статье рассматриваются причины, вызвавшие необходимость структурных преобразований экономики России. Анализируются основные концепции и планы преобразований, зафиксированные в государственных стратегических документах. С учетом зарубежного опыта предлагаются направления решения проблемы реструктуризации отраслей экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL RECONSTRUCTION OF RUSSIAN ECONOMY: PRIORITIES AND MECHANISM OF REGULATION

The article discusses the reasons that have caused the need in structural transformation of the economy of Russia. The main concepts and plans of transformations documented in state strategic documents are analyzed. Taking into account foreign experience the areas of focus of solving the problem of restructurization of industries of economy of Russia are suggested.

Текст научной работы на тему «Структурная перестройка Российской экономики: приоритеты и механизм регулирования»

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

СМЕШКО О.Г.

СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАН ИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются причины, вызвавшие необходимость структурных преобразований экономики России. Анализируются основные концепции и планы преобразований, зафиксированные в государственных стратегических документах. С учетом зарубежного опыта предлагаются направления решения проблемы реструктуризации отраслей экономики России.

Ключевые слова: экономика, структурные преобразования, промышленность, капитальные вложения, реструктуризация, модернизация, техническое перевооружение, инновации.

SMESHKO O.G.

STRUCTURAL RECONSTRUCTION OF RUSSIAN ECONOMY: PRIORITIES AND MECHANISM OF REGULATION

Abstract. The article discusses the reasons that have caused the need in structural transformation of the economy of Russia. The main concepts and plans of transformations documented in state strategic documents are analyzed. Taking into account foreign experience the areas of focus of solving the problem of restructurization of industries of economy of Russia are suggested.

Keywords: economy, structural transformations, production industry, capital investments, restructurization, modernization, technical rearmament, innovations.

Построение эффективной структуры российской экономики, обеспечивающей ее конкурентоспособность в мировом масштабе, во многом определяется существованием системы мер, направленных на создание, развитие и эффективное использование инвестиционного потенциала страны для целей модернизации и обновления капитальной базы промышленности на основе новых технологий. При определении этой системы мер принципиальную важность приобретает ответ на следующие два вопроса: 1) решение каких проблем носит приоритетный для страны характер с точки зрения выделения ресурсов, обеспечивающих их решение; 2) каким образом следует осуществлять регулирование развития и изменения структуры экономики в масштабах страны.

Применительно к России поиск ответов на поставленные выше вопросы имеет специфические особенности, заключающиеся в смене модели государственного управления на рубеже XX -XXI веков, которая вызвала необходимость политических реформ и проведения институциональных преобразований.

Приоритеты структурной перестройки национальной экономики. Ответ на первый из поставленных вопросов сегодня четко сформулирован и закреплен рядом государственных программных документов. В таблице 1 ниже представлены основные документы, формирующие ключевой замысел и стратегию реализации принятого решения. Анализ этих документов позволяет понять, каким образом российским государством формулируется ответ на вопрос, куда (на решение каких проблем) необходимо направить ресурсы общества в первоочередном порядке, и ознакомиться с аргументацией этих решений, излагаемой в государственных программных документах.

Хронологически первыми следует признать издание в 1996 году президентского указа «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» и указа № 1008 от 01.07.1996, которым была утверждена Концепция развития

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Проект № 13-02-00193а «Особенности российской инфляции и способы ее регулирования»).

рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Первый документ был направлен на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований на следующие три-пять лет. В качестве цели государственной стратегии было названо «обеспечение развития экономики, создающее приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз»1. Основными положениями государственной стратегии экономической безопасности стали требования, которым должна соответствовать экономика. Первым по важности, требованием признавалась способность национальной экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

Таблица 1

Планы по модернизации и обновлению капитальной базы промышленности на основе новых технологий, строительству инфраструктуры в государственных программных документах

Документ Концептуальное положение

О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях) (1996) Обоснование необходимости ведения целенаправленной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации (1996) Раздел III. Стратегия государства на рынке ценных бумаг. Цели и задачи государственной политики на рынке ценных бумаг: 1) создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и прежде всего в приватизированные предприятия; 2) финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов; 3) создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения; 4) перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний...

Концепция формирования отраслевых программ реструктуризации (основные понятия, принципы, процедуры) (1997) 1. Обоснование необходимости реструктуризации. Смыслом реструктуризации для частных собственников является поиск рынков сбыта, формирование рациональной структуры активов предприятия, обеспечивающее рентабельность производства и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Для государства — формирование рациональной структуры предприятий в отраслях, обеспечивающей занятость, поступления в бюджет и соблюдение национальных интересов. Основными задачами реструктуризации являются привлечение кредитных и инвестиционных ресурсов, поиск партнеров в бизнесе, расширение и укрупнение производства, внедрение новых технологий, диверсификация и демонополизация производства, дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008) Часть II. Этапы инновационного развития. Основные приоритеты социально-экономической политики этапа 2013-2020 годов включают в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития: 1) интеграцию национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграцию науки, образования и бизнеса; 2) расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста; 3) обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго(ресурсо) сберегающих экологически безопасных технологий; формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики, решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами; в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях: 1) масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, расширение производства электроэнергии на атомных электростанциях; 2) внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг; 3) опережающее развитие энергетической инфраструктуры, преодоление дефицита энергетических мощностей, завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (2011) Перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей: 1) увеличением доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 процентов к 2020 году; 2) увеличением доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10 процентов в 5-7 и более секторах экономики к 2020 году; 3) увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 процентов к 2020 году; 4) увеличением валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17-20 процентов к 2020 году; 5) увеличением доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 процентов к 2020 году; 6) повышением внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 процентов валового внутреннего продукта к 2020 году, при этом больше половины за счет частного сектора.

1 Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»

В целях реализации государственной стратегии экономической безопасности возникла необходимость в разработке количественных и качественных параметров (пороговых значений) состояния экономики, выход за пределы которых сигнализировал бы о угрозах экономической безопасности страны. В качестве первостепенных признавались следующие характеристики: динамика и структура валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая и региональная структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капитальные вложения, способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам, состояние финансово-бюджетной и кредитной систем.

Второй документ развивал положения первого и был направлен на формирование отдельных мероприятий, позволяющих обеспечить необходимое состояние экономики. В документе подчеркивался прогресс в формировании рыночной системы финансирования экономики, при этом обращалось внимание на обозначившиеся трудности в сфере перераспределения доходов. Последние заключаются в том, что в условиях неразвитости рыночной системы распределения инвестиционных ресурсов сбережения населения и организаций трансформируются в финансовые активы, не связанные с финансированием производства. Это представлялось главной причиной, сдерживающей расширенное воспроизводство.

Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики признаются определяющими факторами становления рыночной экономики. Поскольку финансирование реструктуризации экономики2, которое требуется в целях успешного завершения институциональных реформ, не может опираться только на бюджетную систему и банковский сектор, необходимо создание конкурентоспособного финансового сектора, способного мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для развития.

В связи с этим национальными интересами государства, понимаемыми как совокупность «макроэкономических и макрополитических задач применительно к рынку капиталов»3, признаются в том числе: восстановление процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации внутренних и внешних инвестиционных ресурсов; укрепление экономического суверенитета страны, под которым подразумевается динамичное развитие отечественной инвестиционной базы, прежде всего, за счет развития институтов коллективного инвестирования; повышение капитализации российских компаний и обеспечение устойчивой ценовой динамики на российском рынке ценных бумаг, которое должно обеспечиваться в том числе и с помощью повышения эффективности работы самих предприятий; обеспечение информационной безопасности России, включающей в себя также способствование успешному проведению экономических преобразований и укреплению политической стабильности общества. В соответствии со сформулированными национальными интересами определялись основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг (см. стр. 2 табл. 1 выше).

Годом позже органом государственной власти и управления, отвечающим в это время за реализацию промышленной политики (Министерство промышленности Российской Федерации), была разработана Концепция формирования отраслевых программ реструктуризации (основные понятия, принципы, процедуры) (см. стр. 3 табл. 1 выше). Обосновывая необходимость реструктуризации отдельных предприятий и отраслей промышленности, авторы концепции обращались к следующим аргументам:

1) Институциональные реформы в России привели к формированию товарного и финансового рынков, существенно изменивших параметры спроса и предложения на производимые товары и услуги, которые, в свою очередь, сформировали новые требования к параметрам и структуре активов организаций, задействованных в процессе производства. В результате структура активов организаций оказалась неэффективной в том числе и в целях переориента-

2 Под реструктуризацией экономики понимается «процесс приспособления предприятий и секторов к изменяющимся условиям конкуренции, новым направлениям рыночного спроса и государственного регулирования» (цитируется по: Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриальной к социально -ориентированной модели. В 2 тт. Т. II / РАН УрО, Институт экономики; под общ. ред. А. И. Татаркина. М.: Изд-во «Экономика, 2005. С. 549).

3 Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».

ции производства на создание новых конкурентоспособных товаров и услуг.

2) Для стран с развитой рыночной экономикой осуществление структурных преобразований в промышленности является общей тенденцией. Независимо от масштабов и времени реструктуризации выделяются общие направления, характерные для мировой экономики: выполнение национальных программ по ресурсосбережению, обеспечение экологических требований и высоких потребительских качеств производимых товаров и услуг, сертификация, внедрение современных и перспективных технологий, диверсификация производств, конверсия предприятий, интеграция промышленного и банковского капитала.

Таким образом, поиск новых источников и внедрение механизмов привлечения инвестиционных ресурсов с целью внедрения новых технологий, а также диверсификации и демонополизации промышленного производства признается национальным приоритетом, отвечающим передовому международному опыту стран с развитой рыночной экономикой.

На процесс формирования приоритетов структурного преобразования российской экономики в дальнейшем большое влияние оказали инструменты, разрабатываемые в соответствии с исполнением таких документов, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. в 2008 году) и разработанная тремя годами позже Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. в 2011 году). Конечной целью, достигаемой в ходе решения поставленных задач и реализации мероприятий, сформулированных в этих документах, признается повышение глобальной конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и (нано-)технологии), улучшение качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики, что будет достигнуто на основе масштабного перевооружения и модернизация промышленности.

Особый акцент при этом делается на формирование целостной и работоспособной национальной инновационной системы, обеспечивающей поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла, что в итоге должно позволить сохранить конкурентоспособность национальной экономики в будущем.

Этими документами правительством нашей страны был заявлен курс на модернизацию, переход на инновационный путь развития и повышение конкурентоспособности. Модернизировать предстояло практически все сферы экономической деятельности, при этом модернизацию необходимо проводить на новой технической и технологической основе.

В развитие положений указанных выше документов, с детализаций до уровня отрасли экономики и субъекта административно-территориального деления, органами государственной власти и управления была осуществлена разработка обширного блока документов программного управления развитием территории страны и отраслей экономики (см. табл. 2 ниже). Речь, в первую очередь, идет о стратегии национальной безопасности, энергетической и транспортной стратегиях России, концепциях и стратегиях развития отдельных видов экономической деятельности, стратегиях социально-экономического развития федеральных округов и отдельных регионов Российской Федерации.

Под реструктуризацией экономики понимается «процесс приспособления предприятий и секторов к изменяющимся условиям конкуренции, новым направлениям рыночного спроса и государственного регулирования» (цитируется по: Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриальной к социально-ориентированной модели. В 2 тт. Т. II / РАН УрО, Институт экономики; под общ. ред. А. И. Татаркина. М.: Изд-во «Экономика, 2005. С. 549).

Указ Президента РФ от 01.07.1996 № 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».

Таким образом, следует сделать вывод о том, что стратегия инвестиционного обеспечения перевода экономики на инновационный путь развития вместе с первоочередной поддержкой развития высокотехнологических секторов экономики, активизацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, стимулированием наращивания человеческого капитала и мобилизацией интеллектуальных ресурсов становится главным направлением структурных преобразований в стране. Именно этот вывод следует признать в качестве ответа на вопрос, куда необходимо направить ресурсы общества в первоочередном

порядке. И именно этот вывод формулируют российские ученые-экономисты в своих исследованиях4. Исходя из этого вывода, структурная экономическая политика Российской Федерации, в период до 2020 года будет направлена на повышение конкурентоспособности экономики страны, активизацию и воспроизводство научно-технического и интеллектуального потенциала.

Таблица 2

Организационное обеспечение структурных преобразований реального сектора российской экономики

Документ Направление управленческого воздействия

Национальные приоритеты

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Обеспечение национальной безопасности благодаря экономическому росту (развитие национальной инновационной системы, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, модернизация приоритетных секторов национальной экономики, совершенствование банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений).

Отраслевое развитие

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года Формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста.

Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года Решение следующих общенациональных задач: 1) удвоение ВВП за десятилетний период; 2) удовлетворение потребности российских Вооруженных сил в новейшем авиационном вооружении, как в количественном, так и в качественном отношении, при одновременном сохранении позиций России на мировом рынке вооружений; 3) преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний; 4) развитие высокотехнологичного сектора российской экономики с точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности.

Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года Ликвидация критического научно-технологического отставания отечественной электронной промышленности от мирового уровня, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта и увеличение объемов продаж электронной компонентной базы; обеспечение конкурентоспособности всей промышленности страны в целом.

Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года Обеспечение эффективного решения проблемы динамичного развития российского транспортного машиностроения; поддержание роста экономики и обеспечение потребностей транспортного комплекса России в экономичной высокоэффективной технике; диверсификация экспортного потенциала страны.

Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу Обеспечение конкурентоспособности судостроительной промышленности на основе развития научно-технического потенциала, оптимизация производственных мощностей, модернизация и техническое перевооружение для полного удовлетворения потребностей государства и бизнеса в современной продукции судостроения.

Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года Обеспечение технического перевооружения и модернизации действующих и создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств; развитие экспортного потенциала и внутреннего рынка химической продукции; организационно -структурное развитие химического комплекса в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции; повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.

Транспортная стратегия Российской Федерации Удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах через эффективное развитие конкурентной среды в транспортной отрасли, создание оптимальных резервов в развитии инфраструктуры, достижение передового уровня развития техники и технологий, усиление внимания к социальным и экологическим факторам, повышение безопасности страны.

Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года (ранее Стратегия развития финансового рынка на 2006-2008 годы) Обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного предложить широкий набор финансовых инструментов, создать спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым подготовить условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.

4 Изучая проблемы современной экономики с различных позиций: управление страной (Аносова Л. А. Проблемы перехода России на инновационный путь развития // Экономика и управление. 2010. № 10); управление регионом (Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития промышленности в федеральных округах России: вопросы теории и методологии/ В. Е. Рохчин, А. Е. Карлик, А. В. Кондратьева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011); разработка современных инструментов государственного менеджмента (Кузнецов С. В., Неустроев С. С. Программно-целевой подход в управлении инновационным развитием экономики: монография / С. В. Кузнецов, С. С. Неустроев. Институт проблем региональной экономики РАН. СПб.: Изд-во ИПРЭ РАН, 2012), ученые в своих исследованиях приходят к единому выводу о приоритетах финансирования вопросов государственной важности.

Продолжение таблицы 2

Документ Направление управленческого воздействия

Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года Повышение конкурентоспособности металлопродукции на внутреннем и внешнем рынках, снижение ее ресурсоемкости, уменьшение импорта металлопродукции и сырья; обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы; инновационное совершенствование техники и технологии производства металлопродукции; создание новых ее видов.

Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации Интенсификация инновационного развития и технологический прорыв в текстильной и легкой промышленности России; обеспечение эффективного соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции совокупному спросу российского и мирового рынков; повышение национальной значимости отрасли и ее имиджа в мировом сообществе.

Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года Переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности Российской Федерации.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (до 13.11.2009 — Энергетическая стратегия России на период до 2020 года) Сохранение на мировом энергетическом рынке позиций крупнейшего поставщика энергоносителей; качественное изменение характера присутствия на нем за счет диверсификации товарной структуры и направлений российского энергетического экспорта; активное развитие новых форм международного энергетического бизнеса и расширение присутствия российских компаний за рубежом.

Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года Преодоление Россией технологического отставания в автомобилестроительной отрасли от ведущих стран мира на основе инновационного обновления и модернизации производства; повышения конкурентоспособности, экспортного потенциала и повышения качества продукции.

Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года Сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения, обеспечивающего средствами производства отрасли, занятые в добыче и первых переделах полезных ископаемых, в том числе стимулирование процессов глубокого технического перевооружения и модернизации производства, направленных на снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества; стимулирование отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых ноу-хау для разработки и освоения производства новых современных образов продукции.

Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года Создание и внедрение на предприятиях электроэнергетики новых образцов конкурентоспособного унифицированного инновационного оборудования энергетического машиностроения, которое по своим техническим и эксплуатационным характеристикам обеспечит конкурентоспособность на мировом рынке оборудования энергетического машиностроения, импортозамещение и повышение энергетической безопасности и эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и функционирования электроэнергетического комплекса России.

Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года Стимулирование модернизации производства сельскохозяйственной техники.

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года Обеспечение необходимых условий для модернизации промышленности, формирования нового технологического уклада, решения финансово-экономических и социальных проблем, а также содействие реализации целей социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года Повышение прозрачности принятия решений в государственном секторе, повышение прозрачности работы бизнеса, увеличение инвестиционной привлекательности российской экономики, снижение уровня коррупции.

Территориальное развитие

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года Планирование развития по инновационному сценарию Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года; использование конкурентного преимущества, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизация транспортной инфраструктуры.

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года Согласование планов развития с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года Согласование планов развития с инерционным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработка базового и оптимального сценариев.

Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года Согласование планов развития с инновационным сценарием Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года Определение двух сценариев перспективного развития: консервативного и инновационного, гармонизированных с приоритетными направлениями развития страны в целом с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года.

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года Разработка эволюционного (инерционного), инвестиционного, партнерского, комплексного и базового сценариев.

Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года Перспективы развития Урала рассматриваются в рамках реализации одного из трех предполагаемых сценариев развития: инновационного, инерционного и энергосырьевого.

Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года Перспективы развития рассматриваются в рамках реализации предполагаемых сценариев развития: пессимистического, оптимистического, базового. При этом допускается, что «вероятность реализации оптимистического сценария ... не представляется реальной».

В рассмотренных выше документах определяются общие пропорции между накоплением и потреблением; динамика, структура и направление использования ресурсов государства и частного сектора, но не дается четкого описания самого механизма, при помощи которого планируется изменить структуру экономики. Здесь следует отметить, что для решения задачи структурной перестройки экономики настоящая проблема имеет принципиальное значение, поскольку управление потоками инвестиций и влияние на их структуру осуществляется через конкретный и вполне определенный механизм. В связи с этим ответ на второй вопрос нашего исследования — каким образом следует осуществлять регулирование развития и изменение структуры экономики в масштабах страны — необходимо искать в том числе и через анализ опыта стран с развитой рыночной экономикой.

Исследуя зарубежный опыт формирования и реализации структурной экономической политики, можно выделить ее приоритеты; потребности, обусловившие необходимость выбора именно этих приоритетов; периоды реализации политики5. Формирование приоритетов в инвестиционной деятельности в масштабах государства в странах с рыночной экономикой происходит под воздействием изменяющихся потребностей общества. Для стран с рыночной экономикой специфичным является следующее (см. рис. 1 ниже):

1) разработка структурной политики и соответствующей ей инвестиционной стратегии государства происходит на уровне хозяйствующего субъекта (фирмы);

2) обеспечение связей между потребностями общества и решениями фирм, которые проявляются в формировании приоритетов в инвестировании, осуществляется через рыночный механизм, где государству отводится роль не главного хозяйствующего субъекта, а главного координатора и субъекта, обеспечивающего юридическую чистоту сделок и правовую защиту инвесторов;

3) структурный сдвиг (его глубина и направление) определяется, в первую очередь, подвижностью рынка капиталов и рынка рабочей силы;

4) рыночная среда определяет весь инвестиционный цикл, начиная с предпроектных исследований (прединвестиционная фаза, где осуществляется изучение потенциального спроса на будущий продукт, рынок его сбыта, рынки ресурсов, позиция конкурентов и т. д.) и завершая фазой эксплуатации инвестиций, которая демонстрирует окупаемость инвестиций (эффективность осуществления капитальных вложений);

государства в странах с рыночной экономикой

5 Опыт структурных реформ в зарубежных странах был хорошо изучен еще в советский период и активно популяризировался в период становления новой экономической политики современной России (см. например: Проблемы развития российской экономики. Т. 2: Структура общественного производства: российские реалии и мировой опыт / Отв. ред. С. А. Хейнман. М.: Институт экономики РАН, 1998. 199 с.)

5) фирма при принятии инвестиционного решения не ставит перед собой таких целей, как структурная диверсификация экономики, масштабное перевооружение и модернизация производства, переход на новую технологическую базу — (инфо-, био-) нанотехнологии, повышение энергоэффективности, снижение ресурсо- и капиталоемкости производства.

Достижение этих целей является результатом реализации множеством фирм индивидуальных инвестиционных стратегий, которые разрабатываются ими, исходя из ориентации на существующие объективные потребности рынка. Это означает, что потребности осознаются и формулируются как запрос снизу, а не задаются на верхнем уровне государственного управления.

В связи с этим главной проблемой с точки зрения управления хозяйственной жизнью страны является соотношение долгосрочных и краткосрочных целей инвестиционной политики, поскольку это соотношение формируется под влиянием рыночных сил, которые и определяют конкурентные позиции фирмы, условия финансирования инвестиционных проектов, экономические возможности реализации инноваций и т. д. Получается, что в любой период экономического развития страны с рыночной экономикой сфера инвестирования решает вполне определенные хозяйственные проблемы общества, поставленные самой жизнью. При этом приоритеты инвестирования носят не отраслевой, а целевой характер. Именно этот вывод подтверждает анализ периодов реализации структурно-инвестиционной политики в странах с развитой рыночной экономикой (см. табл. 3).

Таким образом, опыт стран с рыночной экономикой показал, что противоречие между ограниченностью источников финансирования инвестиций и потребностью крупномасштабного обновления производства решается через рыночный механизм, который продемонстрировал способность реагировать на объективные потребности научного и технического прогресса и ориентировать хозяйство на постоянное снижение совокупных затрат и достижение конечных целей.

Таблица 3

Приоритеты в реализации структурно-инвестиционной политики6

Период Общественная потребность Результат

50-60-е годы ХХ века Необходимость поддержать высокий уровень жилищного строительства, вызванного необходимостью послевоенного восстановления разрушенного жилищного фонда (Западная Европа) и массового спроса на жилье со стороны населения (США) Высокая роль в процессе воспроизводства основного капитала сферы личного потребления

70-80-е годы ХХ века Общественная потребность в создании условий для эффективного функционирования сферы производства и сферы потребления Капиталовложения в инфраструктуру: связь, транспорт, складское хозяйство

С конца 70-х годов ХХ века Приспособление отраслей экономики к подорожавшему топливу. Преодоление «энергетического кризиса» Инвестиции в энерго- и топливосбе-регающие технологии

С 80-х годов ХХ века Приспособление отраслей экономики к дорожающим ресурсам. Решение экологических проблем Инвестиции в ресурсосберегающие технологии, охрану окружающей среды

С 90-х годов ХХ века Преодоление кризиса сложившихся производственных структур (технологических, управленческих, организационных); переход к более эффективным связям между экономическими агентами; установление гибких отношений между организационными объединениями различного масштаба; сокращение капитальных вложений вследствие повышения организационной, технологической и управленческой эффективности Инвестиции в ГГ, информатизация (компьютеризация) процессов производства и управления

Опыт стран с рыночной экономикой также представляет большой интерес и при поиске ответа на вопрос, как был запущен механизм по преобразованию структуры экономики в этих странах, позволивший мотивировать предпринимателей к более интенсивному типу хозяйственного развития и изменению инвестиционной стратегии бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт западных стран подтверждает практическую возможность крупномасштабного выво-

6 Составлено по: Проблемы развития российской экономики. Т. 2: Структура общественного производства: российские реалии и мировой опыт / Отв. ред. С. А. Хейнман. М.: Институт экономики РАН, 1998. 199 с.

да из эксплуатации устаревших средств труда, технологий и целых производств, а также демонстрирует конкретные формы этих мероприятий (см. стр. 1 табл. 4 ниже). В этой связи следует обратить внимание и на накопленный опыт западных стран по регулированию диспропорций в сфере занятости, возникающих вследствие длительной остановки или ликвидации предприятий. К концу 80-х годов ХХ века практически во всех странах на уровне фирм и на уровне государства были выработаны достаточно эффективные механизмы по перераспределению высвобождающейся рабочей силы в целях смягчения последствий подобного высвобождения.

Таблица 4

Решение проблемы запуска механизма структурных экономических преобразований7

Проблема Решение

Избавление от устаревших производств и технологий. Гарантировать вывод из эксплуатации устаревших предприятий 1) Принудительные ориентиры для сворачивания производств, не отвечающих мировым стандартам научно-технического развития. разработка госпрограмм сокращения мощностей. 2) Проекты конечной реконструкции тяжелой промышленности в целых территориальных округах с исторически сложившимися традиционными структурами с учетом возможности дальнейшей модернизации на новой технологической основе

Направление капитальных вложений на модернизацию, а не на наращивание мощностей Интенсивное вовлечение в экономическую деятельность производств, стимулирующих экономию ресурсов (энергетических, тепловых, материальных, трудовых). Сокращение времени проектирования, строительства, производства с целью ускорения оборота, повышения прибыли и повышения конкурентоспособности

Придание процессу модернизации характера повседневной хозяйственной практики Перестройка отраслей инвестиционного комплекса. Новые принципы согласования деятельности основных структурных элементов инвестиционного комплекса: проектирование, капитальное строительство, машиностроение. Проектирование — повышение степени технической и экономической обоснованности; строительство — переход на индустриальные методы подрядных работ; машиностроение — концентрация на создании базовых моделей, допускающих модификации, легко встраиваемые в действующие технологии (наделение машиностроения функцией модернизации)

Решение таких задач, как повышение интенсивности инвестиций и придание процессу модернизации постоянного (а не временного) характера, также было найдено (см. стр. 2-3 табл. 4). В итоге рыночная система хозяйствования оказалась в состоянии справиться с задачами перехода на новую ступень технического и технологического развития и достичь следующих целей: переориентировать капитальные вложения на полную модернизацию на базе новейших технологий; мобилизовать все неинвестиционные факторы развития, составляющие противозатратный экономический механизм.

* * *

Проведенный выше анализ российского опыта организации структурных экономических преобразований в сравнении с зарубежным высвечивает сложности реализации этого процесса в России:

- за рубежом структурные экономические преобразования стали следствием длящегося постоянно процесса адаптации хозяйствующих субъектов к меняющимся рыночным условиям и новому общественному запросу;

- в России делаются попытки расчленить процесс адаптации (приспособления предприятий и секторов экономики к изменяющимся условиям конкуренции, направлениям рыночного спроса, государственного регулирования) на отдельные самостоятельные этапы, что осложняет проведение структурных преобразований, которые происходят в условиях искусственного формирования рыночной среды. Это указывает на наличие еще одной проблемы — отсутствие механизма формирования адекватных общественных потребностей (запросы общества);

- попытки искусственно стимулировать инвестиции в модернизацию, исходя только из сформулированных государственной властью целей, могут лишь усугубить и без того непростую ситуацию в инвестиционной сфере и, соответственно, структурные реформы. Поскольку,

7 Составлено по: Проблемы развития российской экономики. Т. 2: Структура общественного производства: российские реалии и мировой опыт / Отв. ред. С. А. Хейнман. М.: Институт экономики РАН, 1998. 199 с.

как показывают результаты последних исследований современной модели инвестирования российской экономики8, эта модель имеет следующие характеристики:

1) несоответствие инвестиционной активности организаций при инвестировании в основной капитал действительному инвестиционному потенциалу организаций этого вида экономической деятельности, что приводит к преобладанию средней и низкой инвестиционной активности организаций при инвестировании в основной капитал вне зависимости от имеющегося потенциала инвестирования;

2) выраженная сегментация и «провалы» распределения инвестиций в основной капитал организаций в экономическом пространстве страны, поскольку в разрезе видов экономической деятельности не образуются зоны инвестирования, которым бы соответствовало следующее соотношение потенциала и активности: «высокий потенциал — средняя инвестиционная активность»; «средний потенциал инвестирования — средняя инвестиционная активность»;

3) несоответствие приоритетов инвестирования организаций приоритетам, закрепляемым государственными программными документами. Последнее проявляется в следующем: крайне низкой доле затрат на технологические инновации (около 1 % в ВВП); существенном превышении финансовых вложений организаций величины инвестиций в основной капитал, их продолжающемся росте и неудовлетворительной структуре (прочие краткосрочные вложения превышают 60 % в общей величине финансовых вложений, что указывает на преимущественно спекулятивный характер подобных инвестиций).

Преодолеть существующие проблемы можно с помощью еще более энергичного развития конкуренции, борьбы с монополизмом, построения эффективных и развитых систем финансирования инвестиций и страхования инвестиционных рисков, а также разработки конкретной программы мероприятий, запускающих структурные экономические преобразования в нашей стране.

Литература

1. Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1008).

2. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».

3. Концепция формирования отраслевых программ реструктуризации (основные понятия, принципы, процедуры) (утв. министром промышленности Российской Федерации 12.03.1997).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р)

5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Обутверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

7. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)).

8. Приказ Минпромэнерго РФ от 07.08.2007 № 311 «Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года».

9. Приказ Минпромэнерго РФ от 18.09.2007 № 391 «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007-2010 годах и на период до 2015 года».

10. «Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 06.09.2007 № 354).

11. Приказ Минпромэнерго РФ от 14.03.2008 № 119 «Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года».

12. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации».

13. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года»

14. Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р «Стратегия развития финансового рынка на 2006-2008 годы».

15. Приказ Минпромторга РФ от 18.03.2009 № 150 «Обутверждении Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 года».

16. Приказ Минпромторга РФ от 24.09.2009 № 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации».

17. Приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 «Обутверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

8 Кабир Л. С. Модель инвестирования национальной экономики: основные характеристики и влияние налогового режима // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2013. № 4. С. 4-23.

18. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

19. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р (ред. от 15.06.2009) «Об Энергетической стратегии России на период до 2020 года».

20. Приказ Минпромторга РФ от 23.04.2010 № 319 «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

21. Приказ Минпромторга РФ от 09.12.2010 № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года».

22. Приказ Минпромторга России от 22.02.2011 № 206 «Об утверждении Стратегии развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года».

23. Приказ Минпромторга России от 22.12.2011 № 1810 «Об утверждении стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года».

24. Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2012 № 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года».

25. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года».

26. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 № 2094-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года».

27. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года».

28. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».

29. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р «Обутверждении Стратегии социально -экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года».

30. Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2011 № 1538-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года».

31. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 № 1540-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года».

32. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 № 1757-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года».

33. Распоряжение Правительства РФ от 18.11.2011 № 2074-р «Обутверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года».

34. Реструктуризация регионального промышленного комплекса: от индустриальной к социально-ориентированной модели. В 2 тт. Т. II / РАН УрО, Ин-т экономики; под общ. ред. А. И. Татаркина. — М.: Изд-во «Экономика», 2005.

35. Проблемы развития российской экономики. Т. 2. Структура общественного производства: российские реалии и мировой опыт / Отв. ред. С. А. Хейнман. — М.: Институт экономики РАН, 1998.

36. Аносова Л. А. Проблемы перехода России на инновационный путь развития // Экономика и управление. — 2010. — № 10.

37. Рохчин В. Е. Стратегическое планирование развития промышленности в федеральных округах России: вопросы теории и методологии/В. Е. Рохчин, А. Е. Карлик, А. В. Кондратьева. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

38. Кузнецов С. В., Неустроев С. С. Программно-целевой подход в управлении инновационным развитием экономики: монография / С. В. Кузнецов, С. С. Неустроев; Институт проблем региональной экономики РАН. — СПб.: Изд-во ИПРЭ РАН, 2012.

39. Кабир Л. С. Модель инвестирования национальной экономики: основные характеристики и влияние налогового режима // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2013. — № 4.

References:

1. The Concept of development of the market of securities in the Russian Federation (approved by the Decree of the President of the Russian Federation as of01.07.1996 No. 1008)

2. The Decree of the President of the Russian Federation as of 29.04.1996 No. 608 «On State Strategy of Economic Safety of the Russian Federation (Main Provisions)»

3. The Concept of Forming Industry Programs of Restructuring (Main Definitions, Principles, Procedures) (approved by the Minister of Industry of the Russian Federation 12.03.1997)

4. The Concept of Long-Term Social-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation as of17.11.2008 No. 1662-r)

5. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 08.12.2011 No. 2227-r «On the Approval of the Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the period up to 2020»

6. The Decree of the President of the Russian Federation as of 12.05.2009 No. 537 «On the Strategy of National Safety of the Russian Federation up to 2020»

7. «The Strategy of Development of Science and Innovations in the Russian Federation for the period up to 2015» (approved by the Inter-Departmental Commission on Scientific-Innovative Policy (Protocol as of 15.02.2006 No. 1))

8. The Order of the Ministry of Energy Industry of the Russian Federation as of07.08.2007 No. 311 «On the Approval of the Strategy of Development of the Electronic Industry for the Period up to 2025»

9. The Order of the Ministry of Energy Industry of the Russian Federation as of 18.09.2007 No. 391 «On the Approval of the Strategy of Development of Transport Machine-Building in the Russian Federation in 2007 - 2010 and for

the Period up to 2015»

10. «The Strategy of Development of Ship-Building Industry for the period up to 2020 and for the future» (approved by the Order of the Ministry of Energy Industry of the Russian Federation as of06.09.2007 No. 354)

11. The Order of the Ministry of Energy Industry of the Russian Federation as of 14.03.2008 No. 119 «On the Approval of the Strategy of Development of Chemical and Oil and Gas Industry for the Period up to 2015»

12. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 22.11.2008 No. 1734-r «On the Transportation Strategy of the Russian Federation»

13. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 29.12.2008 No. 2043-r «On the Approval of the Strategy of the Development of the Financial Market of the Russian Federation for the period up to 2020»

14. The Decree of the Government of the Russian Federation as of01.06.2006 No. 793-r «The Strategy of the Development of the Financial Market in 2006 - 2008»

15. The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation as of 18.03.2009 No. 150 «On the Approval of the Strategy of Development of Metallurgic Industry of Russia for the period up to 2020»

16. The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation as of 24.09.2009 No. 853 «On the Approval of the Strategy of Development of Consumer Industry of Russia for the Period up to 2020 and the Plan of Arrangements on Its Implementation»

17. The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation as of 23.10.2009 No. 965 «On the Approval of the Strategy of Development of Pharmaceutical Industry of the Russian Federation for the Period up to 2020»

18. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 13.11.2009 No. 1715-r «On the Energy Strategy of Russia for the Period up to 2030»

19. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 28.08.2003 No. 1234-r (edited on 15.06.2009) «On the Energy Strategy of Russia for the Period up to 2020»

20. The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation as of 23.04.2010 No. 319 «On the Approval of the Strategy of Development of Automobile Industry of the Russian Federation for the Period up to 2020»

21. The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation as of 09.12.2010 No. 1150 «On the Approval of the Strategy of Development of Heavy Machine-Building up to 2020»

22. The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation as of 22.02.2011 No. 206 «On the Approval of the Strategy of the Development of Energy Machine-Building of the Russian Federation for 2010 - 2020 andfor the Future up to 2030»

23. The Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation as of 22.12.2011 No. 1810 «On the Approval of the Strategy of Development of Agricultural Machine-Building of Russia for the Period up to 2020»

24. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 17.04.2012 No. 559-r «On the Approval of the Strategy of Development of Food Industry and Processing Industry of the Russian Federation for the Period up to 2020»

25. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 01.11.2013 No. 2036-r «On the Approval of the Strategy of Development of the Economic Sector of Information Technologies in the Russian Federation for 2014 — 2020 and for the future up to 2025»

26. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 28.12.2009 No. 2094-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of the Far East and the Baikal Region for the Period up to 2025»

27. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 05.07.2010 No. 1120-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of Siberia up to 2020»

28. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 06.09.2010 No. 1485-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of the North-Caucasus Federal District up to 2025»

29. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 07.02.2011 No. 165-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of the Privolzhsky Federal District up to 2020»

30. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 05.09.2011 No. 1538-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of the Southern Federal District up to 2020»

31. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 06.09.2011 No. 1540-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of the Central Federal District up to 2020»

32. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 06.10.2011 No. 1757-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of the Urals Federal District up to 2020»

33. The Decree of the Government of the Russian Federation as of 18.11.2011 No. 2074-r «On the Approval of the Strategy of Social-Economic Development of the North-Western Federal District for the Period up to 2020»

34. Restructuring of the Regional Industrial Complex: from Industrial to Socially Oriented Model. In 2 v. V. II / RAS of UrO, Institute of Economics; under the General Editorship of A.I.Tatarkin. - M.: ZAO "Economics" Publishing CJSC, 2005

35. The Problems of the Development of Russian Economy. V.2. The Structure of Public Production: Russian Realities and World Experience — Editor-in-Charge S.A.Heinman. - M.: Institute of Economics of RAS, 1998

36. Anosova L.A. Problems of Transfer of Russia to the Innovative Road of Development // Economy and Management. 2010. No.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37. Rokhchin V.E. Strategic Planning of the Development of Industry in Federal Districts of Russia: Issues of Theory and Methodology/ V.E.Rokhchin, A.E.Karlik, A.V.Kondratieva. - SPb.: SpbGUEF Publishing, 2011

38. Kuznetsov S.V., Neustroev S.S. Result Oriented Approach in Management of Innovative Development of Economics: A Monography /S.V.Kuznetsov, S.S.Neustroev; Institute of Problems of Regional Economics of RAS. - SPb.: IPRE of RAS Publishing, 2012

39. Kabir L.S. A Model of Investing of National Economics: the Main Characteristics and the Impact of Taxation Mode// ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice. 2013.No.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.