Научная статья на тему 'Особенности стратегического планирования инновационного развития Российской Федерации'

Особенности стратегического планирования инновационного развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
811
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИИ / STRATEGIC PLANNING / STRATEGY / INNOVATIVE STRATEGY / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF SCIENCE AND INNOVATIONS / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Марина Игоревна, Деменко Ольга Геннадьевна, Манахов Сергей Владимирович

Представлена характеристика этапов узкого и широкого понимания планирования инновационного развития Российской Федерации. Проведен анализ особенностей стратегического планирования инновационного развития Российской Федерации. Выявлены отличия в двух вариантах стратегического развития, для чего проанализированы «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.». Рассмотрены стратегии развития отдельных отраслей, подотраслей, федеральных округов, отражающих инновационное развитие Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамова Марина Игоревна, Деменко Ольга Геннадьевна, Манахов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article submits characteristic of the Russian Federation innovative development planning narrow and broad understanding stages. The analysis of innovative development strategic planning features in the Russian Federation is carried out. Differences between the Strategy of development of science and innovations in the Russian Federation until 2015 and the Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020 are revealed. Development strategies of the separate branches, subsectors, federal districts reflecting innovative development of the Russian Federation are considered

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического планирования инновационного развития Российской Федерации»

СТРАТЕГИИ И ИННОВАЦИИ

УДК 338.28 JEL O38 DOI 10.26425/1816-4277-2018-1-35-42

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Представлена характеристика этапов узкого и широкого понимания планирования инновационного развития Российской Федерации. Проведен анализ особенностей стратегического планирования инновационного развития Российской Федерации. Выявлены отличия в двух вариантах стратегического развития, для чего проанализированы «Стратегияразвития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» и «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.». Рассмотрены стратегии развития отдельных отраслей, подотраслей, федеральных округов, отражающих инновационное развитие Российской Федерации. Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия, инновационная стратегия, стратегия развития науки и инноваций, инновации.

FEATURES OF STRATEGIC PLANNING INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article submits characteristic of the Russian Federation innovative development planning narrow and broad understanding stages. The analysis of innovative development strategic planning features in the Russian Federation is carried out. Differences between the Strategy of development of science and innovations in the Russian Federation until 2015 and the Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020 are revealed. Development strategies of the separate branches, subsectors, federal districts reflecting innovative development of the Russian Federation are considered.

Keywords: strategic planning, strategy, innovative strategy, strategy of development of science and innovations, innovations.

В сложившейся ситуации, когда энергосырьевая модель развития национальной экономики России практически исчерпала свой потенциал роста и не может выступать основой развития государства, выдвижение на первый план исследователями-теоретиками и специалистами-практиками инновационного типа экономического развития более чем оправданно. Необходимость смены модели развития страны учтена и закрепляется в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [4].

Также следует отметить, что решение задач инновационного развития Российской Федерации невозможно без реализации процесса и процедур стратегического планирования, поскольку именно стратегическое планирование позволяет определить вектор и наметить курс перспективного развития страны в парадигме инновационного пути.

Стратегическое планирование развития Российской Федерации, особенно в инновационном секторе, начало свое становление в середине 1990-х гг. и в своем развитии прошло два этапа: узкого и широкого понимания данного процесса. Раскроем далее их специфику.

В рамках первого этапа (середина 1990-х гг. - середина 2014 г.) стратегическое планирование инновационного развития Российской Федерации понималось как процесс взаимодействия направляющего и регулирующего характера уполномоченных органов преимущественно с внешней средой при помощи применения системы специальных принципов, методов и методик, непосредственным воплощением которого стал документ «Стратегия инновационного развития Российской Федерации».

© Абрамова М.И., Деменко О.Г., Манахов С.В., 2018

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-32-01327.

Абрамова М.И. Деменко О.Г. Манахов С.В.

Abramova Marina Demenko Olga Manakhov Sergey

23 августа 1996 г. был принят Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», урегулировавший взаимоотношения субъектов научной деятельности, органов государственного управления, потребителями научной и (или) научно-технической продукции. В ст. 16.2 данного закона есть указание на содержание и порядок принятия упомянутой нами стратегии: «Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации» [1].

«Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (письмо Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. № Пр-576) и «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от 5 августа 2005 г. № 2473п-П7) явились содержательной базой для формирования стратегии инновационного развития Российской Федерации, хотя прямого указания в тексте на нее и не содержат.

Первая стратегия инновационного развития - «Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.» - была принята в 2006 г. и призвана «обеспечить комплексность и целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу» [20].

Вторая, ныне действующая стратегия инновационного развития - «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.», разработанная в 2011 г. на основе вышеуказанных документов, призвана «ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики» и задает «долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок» [12].

В рамках второго этапа (с середины 2014 г. по настоящее время) стратегическое планирование в Российской Федерации понимается более широко - как «деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации» [2]. Таким образом, непосредственным воплощением процесса стратегического планирования в рамках текущего этапа являются не только стратегии, но и послания, прогнозы, планы и программы. Однако Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» разработка документов, направленных на инновационное развитие Российской Федерации, не предусмотрена. Наиболее приближенными к инновационной проблематике являются регламентированная ст. 18.1 стратегия научно-технологического развития Российской Федерации и регламентированный ст. 22 прогноз научно-технологического развития Российской Федерации. Следовательно, действующая в настоящее время «Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.» как документ стратегического планирования находится, строго говоря, вне правового поля.

Итак, регламентированный законодательством расширенный подход к пониманию стратегического планирования в Российской Федерации на проблематику инновационного развития в настоящее время не распространяется, и стратегическое планирование инновационного развития фактически реализуется в рамках узкого подхода.

В связи с вышесказанным проведем анализ особенностей стратегического планирования инновационного развития, сложившегося в настоящее время в Российской Федерации.

Во-первых, проблематика инновационного развития Российской Федерации отражена в «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.», которая к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности относит слабую инновационную активность, «отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов» [3]. В состав показателей состояния экономической безопасности данный документ включает показатели, характеризующие инновационное развитие России: процент товаров, работ, услуг инновационного типа в общем объеме товаров, работ, услуг, отгруженных; процент наукоемкой и высокотехнологичной продукции в валовом внутреннем продукте (далее -ВВП); долю организаций, которые осуществляют инновации, в том числе технологические; процент товаров, работ, услуг инновационного типа в общем объеме экспорта товаров, работ, услуг предприятий промышленного производства [3].

Во-вторых, проблематика инновационного развития России отражена в наиболее концентрированном виде в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.». При этом содержание ныне действующей стратегии инновационного развития России представляет, по нашему мнению, интерес с точки зрения ее сравнения с предшествующей стратегией для выявления прогрессивных изменений.

Сравнение «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» (далее -Стратегия-2015) и «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.» (далее - Стратегия-2020) позволило прийти к следующим выводам.

1. Прослеживается разграничение сфер науки и инноваций: Стратегия-2015 охватывала сразу две сферы: и науки и инноваций, тогда как Стратегия-2020 ориентирована уже исключительно на инновационную сферу и должна быть дополнена согласно Федеральному закону № 172 «Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации».

2. Выявляется схожесть периодов реализации: Стратегия-2015 рассчитана на период с 2006 г. по 2015 г. общей продолжительностью 10 лет с разбиением на три этапа, а Стратегия-2020 - с 2011 г. по 2020 г. подобной общей продолжительностью с разделением на два этапа.

3. Наблюдается тождественность проблем: Стратегия-2015 в качестве системной проблемы полагает общую низкую степень восприимчивости к инновациям российского предпринимательского сектора, а Стратегия-2020 конкретизирует указанную проблему и, в свою очередь, ключевой проблемой определяет низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективную структуру - «избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок», при этом отмечает, что «ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций», а «уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере».

4. Обнаруживается последовательное развитие целевых ориентиров: Стратегия-2015 в качестве цели определяет формирование эффективной инновационной системы, обеспечивающей «технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности». В свою очередь, Стратегия-2020 выдвигает уже более амбициозную цель - «перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития».

5. Прослеживается общее увеличение количества целевых индикаторов: Стратегия-2015 содержит 8 целевых индикаторов, тогда как Стратегия-2020 содержит 45 индикаторов, сгруппированных по 8 тематическим разделам, в том числе 11 основных показателей, которые конкретизируют цель.

6. Наблюдается содержательная преемственность большинства целевых индикаторов:

1) во-первых, Стратегия-2015 ориентирована на устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 % в 2015 г., а Стратегия-2020 - на повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5-3 % ВВП к 2020 г.;

2) во-вторых, Стратегия-2015 направлена на повышение удельного веса предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем их числе до 20 % к 2016 г., а Стратегия-2020 - на увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40-50 % к 2020 году;

3) в-третьих, Стратегия-2015 нацелена на повышение патентной активности, в частности увеличение коэффициента изобретательской активности (5,5 к 2016 г.), а Стратегия-2020 - на увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5-3 тыс. патентов к 2020 г.;

4) в-четвертых, Стратегия-2015 направлена на рост удельного веса инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции (к 2016 г. - до 18 %), а Стратегия-2020 - на увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35 % к 2020 г.;

5) в-пятых, Стратегия-2015 ориентирована на рост удельного веса инновационной продукции в экспорте промышленной продукции (к 2016 г. - до 15 %), а Стратегия-2020 - на увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 % к 2020 г.;

6) в-шестых, Стратегия-2015 сосредоточена на укреплении имиджа российской науки в целом, а Страте-гия-2020 конкретизирует данный целевой индикатор:

- увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно

мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до 4 единиц;

- увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 % в к 2020 г.;

- увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 г.

7. Обнаруживаются схожие и более конкретизированные задачи:

1) во-первых, «формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок» (Стратегия-2020) вместо «создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства» (Стратегия-2015);

2) во-вторых, «обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений» (Стратегия-2020) вместо «создание эффективной национальной инновационной системы» (Стратегия-2015);

3) в-третьих, широкое внедрение современных инновационных технологий в экономику («повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний») и в деятельность органов государственного управления (Стратегия-2020) вместо модернизации «экономики на основе технологических инноваций» (Стратегия-2015).

Кроме того, проблематика инновационного развития Российской Федерации отражена и в других документах стратегической направленности, в том числе в ныне действующих. Приведем некоторые примеры.

1. Стратегии развития отдельных отраслей.

1.1 «Транспортная стратегия Российской Федерации», предусматривающая в качестве стратегической цели «удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах», в качестве стратегических приоритетов - «использование инновационных технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры» и «инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям», в качестве возможных сценариев развития транспортной системы - базовый и инновационный, в качестве одного из основных направлений государственной политики в области транспорта - инновационное развитие транспортной системы [5].

1.2. «Энергетическая стратегия России до 2030 г.», определяющая в качестве главной цели «создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, <...>, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны» и предполагающая в качестве результата «снижение зависимости российской экономики от энергетического сектора за счет опережающего развития инновационных секторов» [7].

1.3. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», полагающая, что для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене, развития студенческого спорта, совершенствования спорта высших достижений необходимо «внедрять инновационные технологии подготовки спортсменов, включая медицинское обеспечение, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья» [6].

1.4. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.», устанавливающая в качестве принципа развития культуры ее инновационный характер и предусматривающая меры поощрения за внедрение инновационных технологий в сфере туризма [15].

2. Стратегии развития отдельных подотраслей.

2.1. «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.», полагающая переход к модели инновационного развития и определяющая в качестве приоритетов среднесрочного периода - «формирование инновационного ядра промышленности» и долгосрочного периода -«переработка новых видов сырья, полученных с использованием инновационных биотехнологий» [13].

2.2. «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.», предполагающая становление отрасли как фундамента инновационного развития строительной индустрии и поддержку внедрения современных инновационных технологий [16].

2.3. «Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 г.», предполагающая выполнение задачи «стимулирование разработки и производства инновационного подвижного состава» в рамках реализации ряда инвестиционных и инновационных проектов [18].

2.4. «Стратегия развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 г.», предусматривающая переход янтарной отрасли от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному [19].

2.5. «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 г.», базирующаяся на переходе индустрии детских товаров на «инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ» и выполнении задач развития инновационного и экспортного потенциала российских предприятий индустрии детских товаров [14].

3. Стратегии развития отдельных субъектов хозяйствования.

3.1. В частности, «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.», целью которой является развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития, а в качестве задачи - обеспечение непрерывного финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий на всех стадиях инновационного цикла - формирование эффективного инновационного лифта [17].

4. Стратегии развития отдельных федеральных округов.

4.1 «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа», определяющая в качестве важнейших проблем «недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса» и устанавливающая в качестве важной задачи «становление округа в качестве одного из российских лидеров инновационного технологического развития» [8].

4.2 «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.», полагающая одними из основных вызовов и угроз «низкий уровень инноваций в большинстве регионов округа» и определяющая стратегической целью максимально возможное повышение уровня и качества жизни [10].

4.3. «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.», фиксирующая среди факторов, препятствующих устойчивому экономическому росту, «крайне низкую степень инновационной активности и незначительное присутствие в округе высокотехнологичных видов деятельности» и «отсутствие на территории округа лидирующих инновационно-образовательных кластеров», а также ориентированная на «существенное и постоянное повышение уровня и качества жизни населения, прежде всего на основе эффективного использования природно-ресурсного, транспортно-географического и социально-демографического потенциала путем реализации сценария устойчивого инновационного развития» [9].

4.4. «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г.», предполагающая, что федеральный округ превращается в одну из главных баз модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации, в том числе посредством достижения наиболее важных стратегических целей [11].

Таким образом, стратегическое планирование инновационного развития, де-юре не получило пока закрепления в рамках комплексного подхода к стратегическому планированию, обозначенного в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и де-факто реализуется в настоящее время посредством «Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.», а также «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2020 г.», стратегий развития отдельных отраслей, подотраслей, субъектов хозяйствования, макрорегионов и регионов России.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 30.10.2017) «О стратегическом планировании в Российской

Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

6. Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

7. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

9. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1538-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

10. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1757-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

11. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

12. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

13. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

14. Распоряжение Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 962-р (ред. от 17.02.2014) «Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 г. и плана первоочередных мероприятий на 2013 - 2015 годы по ее реализации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

15. Распоряжение Правительство Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р (ред. от 26.10.2016) «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р (ред. от 23.11.2016) «О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу до 2030 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

17. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (ред. от 08.12.2016) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

18. Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2017 г. № 1756-р «Об утверждении Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

19. Распоряжение Правительства РФ от 15 сентября 2017 г. № 1966-р «Об утверждении Стратегии развития янтарной отрасли Российской Федерации на период до 2025 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

20. Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.12.2017).

References

1. Federal'nyi zakon ot 23 avgusta 1996 g. № 127-FZ (red. ot 23.05.2016) «O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi

politike» [Federal law «About science and the state scientific and technical policy»]. Available at: Spravochnaj a pravovaj a sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

2. Federal'nyi zakon ot 28 iiunia 2014 g. № 172-FZ (red. ot 30.10.2017) «O strategi-cheskom planirovanii v Rossiiskoi Federatsii» [Federal law «About strategic planning in the Russian Federation»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

3. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maia 2017 g. № 208 «O Strategii ekonomicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [President's decree «About the Strategy of economic security of the Russian Federation until 2030»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

4. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noiabria 2008 g. № 1662-r (red. ot 10.02.2017) «O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Government decree «About the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

5. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 22 noiabria 2008 g. № 1734-r (red. ot 11.06.2014) «O Transportnoi strategii Rossiiskoi Federatsii» [Government decree «About the Transport strategy of the Russian Federation»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

6. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 7 avgusta 2009 g. № 1101-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiia fizicheskoi kul'tury i sporta v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Government decree «About the approval of the Strategy of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

7. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 13 noiabria 2009 g. № 1715-r «Ob Energeticheskoi strategii Rossii na period do 2030 goda» [Government decree «About the Energy strategy of Russia until 2030»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

8. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 7 fevralia 2011 goda № 165-r (red. ot 26.12.2014) «Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Privolzhskogo federal'nogo okruga» [Government decree «About the adoption of Strategy of social and economic development of the Volga Federal District»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

9. Rasporiazheniia Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 5 sentiabria 2011 goda № 1538-r (red. ot 26.12.2014) «Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Iuzhnogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda» [Government decree «About the adoption of Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

10. Rasporiazheniia Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 6 oktiabria 2011 goda № 1757-r (red. ot 26.12.2014) «Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Ural'skogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda» [Government decree «About the adoption of Strategy of social and economic development of the Ural Federal District until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

11. Rasporiazheniia Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 18 noiabria 2011 goda № 2074-r (red. ot 26.12.2014) «Ob utverzhdenii Strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga na period do 2020 goda» [Government decree «About the adoption of Strategy ofsocial and economic development of the Northwestern Federal District until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabria 2011 g. № 2227-r «Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Government decree «About the adoption of Strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

13. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17 aprelia 2012 g. № 559-r (red. ot 13.01.2017) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiia pishchevoi i pererabatyvaiushchei promyshlennosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Government decree «About the approval of the Strategy of development offood and processing industry of the Russian Federation until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

14. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 11 iiunia 2013 g. № 962-r (red. ot 17.02.2014) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiia industrii detskikh tovarov na period do 2020 goda i plana pervoocherednykh meropriiatii na 2013 -2015 gody po ee realizatsii» [Government decree «About the approval of the Strategy of development of the industry of children's goods until 2020 and the plan ofpriority actions for 2013-2015 on her realization»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

15. Rasporiazhenie Pravitel'stvo Rossiiskoi Federatsii ot 31 maia 2014 goda № 941-r (red. ot 26.10.2016) «Ob utverzhdenii strategii razvitiia turizma v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Government decree «About the approval of the strategy of development of tourism in the Russian Federation until 2020»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

16. Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 10 maia 2016 g. № 868-r (red. ot 23.11.2016) «O Strategii razvitiia promyshlennosti stroitel'nykh materialov na period do 2020 goda i dal'neishuiu perspektivu do 2030 goda» [Government decree «About Strategies of development of the industry of construction materials until 2020 andfurther prospect till 2030»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

17. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 2 iiunia 2016 g. № 1083-r (red. ot 08.12.2016) «Ob utverzhdenii Strategii razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [Government decree «About the approval of the Strategy of development of small and average business in the Russian Federation until 2030»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

18. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17 avgusta 2017 g. № 1756-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiia transportnogo mashinostroeniia Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» [Government decree «About the approval of the Strategy of development of transport mechanical engineering of the Russian Federation until 2030»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

19. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 15 sentiabria 2017 g. № 1966-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiia iantarnoi otrasli Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda» [Government decree «About the approval of the Development strategy of amber branch of the Russian Federation until 2025»]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

20. Strategiia razvitiia nauki i innovatsii v RF na period do 2015 goda (utv. Mezhvedomstvennoi komissiei po nauchno-innovatsionnoi politike (protokol ot 15 fevralia 2006 g. № 1)) [The strategy of development of science and innovations in the Russian Federation until 2015]. Available at: Spravochnaja pravovaja sistema «Konsul'tantPljus» [ConsultantPlus legal reference system] (Accessed: 21 December 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.