Научная статья на тему 'Оценка и систематизация механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие России'

Оценка и систематизация механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ БИЗНЕС / КРУПНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМЫ / ВОВЛЕЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИИ / BIG BUSINESS / LARGE ENTREPRENEURSHIP / MECHANISMS / INVOLVEMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабаян Тигран Каренович

Поставленная государством задача перехода к инновационному развитию требует задействования ресурсов всех участников национальной экономики. Роль крупного бизнеса в этом контексте уникальна. Представители власти и экспертного сообщества неоднократно указывали на значительный потенциал обеспечения инновационного развития за счет привлечения ресурсов крупного бизнеса, который сегодня используется не в полной мере. В последние годы в целях создания эффективной инновационной системы в России было разработано и внедрено множество механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие. Эти механизмы «рассредоточены» в различных отраслях экономики, на различных уровнях управления, в различных государственных программах и подпрограммах, федеральных целевых программах. К таким документам относятся Стратегия инновационного развития России до 2020 г., государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», государственная программа «Развитие науки и технологий» до 2020 г. и др. Многообразие механизмов требует их систематизации и оценки эффективности. Рассмотрены и систематизированы механизмы вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие (использование технологических платформ, создание бизнес-инкубаторов при вузах, создание спроса на инновационную продукцию со стороны крупных государственных заказчиков и др.), проанализированы особенности их применения, выявлены основные преимущества и недостатки. Проводится оценка эффективности таких механизмов. Данные налоговой службы свидетельствуют о недостаточной эффективности наиболее значимых для крупного бизнеса налоговых механизмов. Недостаточно внимания уделяется вопросам стимулирования и вовлечения в инновационное развитие крупного бизнеса на основе механизмов налогового поощрения. Отмечена необходимость обращения к зарубежному опыту вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AND SYSTEMATIZATION OF MECHANISMS FOR THE INVOLVEMENT OF BIG BUSINESS IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA

The task of transition to innovative development requires the involvement of resources of all contributors to the national economy. The role of big business in this context is unique. The authorities and members of the expert community repeatedly mentioned the considerable potential of attracting resources of big business (which is not used to the full extent) for the innovative development. In recent years in Russia there have been developed and implemented a variety of mechanisms of involvement of big business in innovation development in order to create an effective innovation system. These mechanisms are "scattered" in different industries, at various levels of management, in various government programs and subprograms, in the Federal target programs. These documents include the Strategy of innovative development of Russia up to 2020, the State program "Economic development and innovative economy", the State program "Development of science and technology" by 2020 and others. The variety of mechanisms requires their classification and evaluation. There have been considered and systematized mechanisms of involvement of big business in innovation development (using technological platforms, creating business-incubators in the universities, making demand for the innovative product among important government businesses, etc.), analyzed special means of their use, revealed general advantages and drawbacks. Assessment of the quality of such mechanisms is being carried out. Tax service data show inadequate efficiency of tax mechanisms which could be important for big businesses. Issues of stimulating big business by tax encouragement mechanisms and involving it into innovative development require greater attention. There is the need to call for foreign experience of involving big business into innovative development.

Текст научной работы на тему «Оценка и систематизация механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие России»

DOI: 10.24143/2073-5537-2017-4-22-30 УДК 334.7:001.895

Т. К. Бабаян

ОЦЕНКА И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ВОВЛЕЧЕНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Поставленная государством задача перехода к инновационному развитию требует задействования ресурсов всех участников национальной экономики. Роль крупного бизнеса в этом контексте уникальна. Представители власти и экспертного сообщества неоднократно указывали на значительный потенциал обеспечения инновационного развития за счет привлечения ресурсов крупного бизнеса, который сегодня используется не в полной мере. В последние годы в целях создания эффективной инновационной системы в России было разработано и внедрено множество механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие. Эти механизмы «рассредоточены» в различных отраслях экономики, на различных уровнях управления, в различных государственных программах и подпрограммах, федеральных целевых программах. К таким документам относятся Стратегия инновационного развития России до 2020 г., государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», государственная программа «Развитие науки и технологий» до 2020 г. и др. Многообразие механизмов требует их систематизации и оценки эффективности. Рассмотрены и систематизированы механизмы вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие (использование технологических платформ, создание бизнес-инкубаторов при вузах, создание спроса на инновационную продукцию со стороны крупных государственных заказчиков и др.), проанализированы особенности их применения, выявлены основные преимущества и недостатки. Проводится оценка эффективности таких механизмов. Данные налоговой службы свидетельствуют о недостаточной эффективности наиболее значимых для крупного бизнеса налоговых механизмов. Недостаточно внимания уделяется вопросам стимулирования и вовлечения в инновационное развитие крупного бизнеса на основе механизмов налогового поощрения. Отмечена необходимость обращения к зарубежному опыту вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие.

Ключевые слова: крупный бизнес, крупное предпринимательство, механизмы, вовлечение, инновационное развитие, инновации.

Введение

Переход к инновационной модели развития экономики стал одним из приоритетных направлений долгосрочного развития страны. Это было обозначено в ряде нормативных актов и стратегических документов [1-7] и, начиная с 2006 г., регулярно декларируется в ежегодных официальных обращениях и заявлениях первых лиц государства [8].

Инновационная система любого государства, помимо прочих элементов, требует наличия механизмов эффективного взаимодействия его субъектов. Предпринимательство в этом смысле выступает одним из основных субъектов обеспечения инновационного развития. Вопросы вовлечения крупного предпринимательства в инновационное развитие российской экономики в законодательных актах и стратегических документах оговорены в крайне незначительной степени. Однако если государство указывает на необходимость участия предпринимательства в решении той или иной инновационной задачи с использованием определенных инновационных механизмов, при отсутствии прямых уточнений на форму такого предпринимательства предполагается, что такие механизмы могут реализовываться и с использованием ресурсов крупного бизнеса.

Вопросы привлечения ресурсов крупного бизнеса с использованием эффективных для всех сторон механизмов в инновационное развитие России являются тем более актуальными, что финансирование процесса создания новых технологий, обеспечение данного процесса материальными и трудовыми ресурсами становятся важнейшими проблемами придания «инновационного импульса» российской экономике. Об этом говорят и крупные российские ученые в своих монографиях и публикациях [3, 9, 10].

Механизмы вовлечения ресурсов крупного бизнеса в инновационное развитие

За последние годы в российской практике выработано множество механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие. Все эти механизмы мы систематизировали по следующим критериям (рис.):

- субъектной направленности;

- характеру воздействия государства;

- срокам действия;

- типам стимулируемых инноваций;

- способам вовлечения крупного бизнеса.

Система механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие

Выбор таких критериев систематизации обусловлен их практической значимостью. Рассмотрим особенности применения различных механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие российской экономики, а также эффективность таких механизмов.

В одном из ключевых документов, определяющих стратегические приоритеты управления инновационным развитием - Стратегии инновационного развития России на период до 2020 г. -в качестве приоритетного направления реализации Стратегии указано обеспечение полноценного участия бизнеса в выборе и финансировании основных приоритетов инновационного развития, в том числе на основе создания технологических платформ [11]. Таким образом, законодательно закреплен в относительно более явном виде один из механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие - использование технологических платформ.

Попытки обозначить необходимость участия крупного бизнеса и вовлечь его в инновационное развитие предпринимались лидерами страны и ранее, даже обозначились «контуры» механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие государства. К примеру, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. предлагалось на основе независимого аудита увязать оплату труда руководства крупных государственных компаний и иных корпораций с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности, повышения производительности труда и результатами внедрения технологий и инноваций [12]. Однако такой способ повышения инновационной активности крупного бизнеса не нашел применения на практике, оставшись лишь «на бумаге».

Другой идеей, высказанной в Послании, было создание бизнес-инкубаторов в современных вузах, с привлечением крупных компаний к их деятельности путем формирования предварительного заказа на результаты таких исследований. Эта идея получила продолжение уже в Послании Президента 2012 г.: «Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки» [13, с. 17]. Отметим, что создание бизнес-инкубаторов также является одним из механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие, не в полной мере используемым в российской практике.

Особенно остро проблема вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие встает в период экономического кризиса. К примеру, о необходимости более активного применения механизмов вовлечения крупных корпораций в инновационное развитие заявила в 2009 г. Э. С. Набиул-лина (в то время министр экономического развития), отметившая проблему недостатка частного финансирования НИОКР и возможности решения данной проблемы путем вовлечения в инновационный процесс естественных монополий и крупнейших компаний нефтегазового сектора. Для этого предлагалось ввести обязательные требования по наличию программ технологического и инновационного развития крупнейших компаний, конкретных долгосрочных планов разработки инновационных продуктов и технологий [14]. Кроме этого, были озвучены механизмы, которые могут использоваться для вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие:

- повышение стимулирующей роли налоговой системы путем более явной налоговой «дифференциации» по видам экономической деятельности для вовлечения в инновационную деятельность крупных компаний;

- стимулирование к инновационному развитию путем освобождения предприятий от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации энергоэффективного оборудования;

- взаимодействие крупного бизнеса со средним и мелким;

- изменение нормативных требований к срокам амортизации нематериальных активов, важных для технологического и инновационного развития предприятий;

- ориентация системы государственных закупок на обеспечение спроса на высокотехнологичную продукцию крупных государственных компаний и естественных монополий.

Некоторые из идей министра были реализованы в ряде нормативных актов и государственных программ. К примеру, создано условие для стимулирования инновационной активности путем создания спроса на инновационную продукцию со стороны крупных государственных заказчиков. Так, в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве одного из принципов функционирования контрактной системы в сфере государственных закупок устанавливается условие, обязывающее заказчиков при планировании и осуществлении закупок исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции [15].

Классическим инструментом стимулирования вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие, используемым в зарубежных странах, а с недавних пор и в России, является предоставление права использования различных налоговых преимуществ для крупных компаний. Такие инструменты, в совокупности образующие механизмы налогового стимулирования инновационной активности, используются в отношении российского предпринимательства, в том числе крупного, относительно недолгое время.

В «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.» указывается, что роль налоговой системы в поддержке инновационной активности предприятий состоит:

- в создании условий для спроса на инновационную продукцию;

- устранении барьеров, препятствующих инновационным предложениям налогоплательщиков, деятельность которых направлена на внедрение в производственные процессы результатов НИОКР [16].

При этом законодатель определяет такие механизмы не как «налоговые льготы», а как корректировку механизмов налогообложения, изменение налоговой системы с учетом современных вызовов и потребностей инновационного развития.

Среди наиболее значимых для крупного бизнеса налоговых механизмов, направленных на стимулирование инновационной деятельности и, таким образом, предполагающим вовлечение в нее бизнеса, выделяются:

- использование повышающего коэффициента при учете затрат по налогу на прибыль для более чем 120 направлений научных исследований;

- ускоренная амортизация основных средств с использованием «амортизационной премии» - немедленного списания на расходы до 10 % стоимости основных средств;

- применение ускоренного метода начисления амортизации;

- льготные условия для фондов целевого капитала, созданных для финансирования деятельности некоммерческих организаций;

- инвестиционный налоговый кредит, который может использоваться при проведении НИОКР, технического перевооружения, осуществления инновационной деятельности;

- льготы по налогу на имущество организаций;

- таможенные льготы при экспорте инновационной продукции;

- освобождение от НДС при передаче исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России;

- снижение тарифов страховых взносов для оговоренных Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» организаций и др.

Оценивая вышеперечисленные механизмы налогового поощрения инновационной деятельности крупного бизнеса, можем отметить, что, несмотря на широкий перечень таких механизмов, их нельзя считать в полной мере эффективными. Об этом свидетельствуют, во-первых, данные налоговой службы, характеризующие объемы доходов, «выпадающих» из бюджета ввиду применения тех или иных льгот (так называемые «налоговые расходы») (табл. 1).

Таблица 1

Объемы налоговых расходов бюджетной системы Российской Федерации по налоговым льготам, предоставляемым для инновационной активности, 2010-2013 гг.*

___________ Год Льгота (налоговая преференция) -- 2011 2012 2013

руб-

Расходы организации в сфере информационных технологий на приобретение продукции, включенной в льготные категории 50 907 43 593 29 746

Расходы организации на научные исследования - 21 106 16 863

Составлено по [17].

Кроме того, имеющиеся в налоговом законодательстве льготы в отношении инновационных видов деятельности имеют недостатки, которые не позволяют реализовать их потенциал

в полной мере для вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие. К примеру, ускоренная амортизация, отнесенная к одной из льгот, по сути является лишь способом снижения убытков, но по экономическому содержанию не может быть отнесена к полноценному механизму налогового стимулирования. Практика предоставления инвестиционного налогового кредита - другого механизма поощрения инновационной деятельности - в России отличается от успешной практики его использования в зарубежных странах. Так, за рубежом предоставление инвестиционного налогового кредита стимулирует компании, в зависимости от роста расходов на НИОКР, к увеличению таких затрат.

Не стимулирует инновационную активность и способ взимания НДС в условиях российской специфики - инновационная продукция, как правило, характеризуется длительными сроками разработки и производства, что требует получения авансов со стороны потребителей. Но поступившие суммы в виде авансовых платежей на счета компаний подлежат обложению данным видом налога еще до поставки необходимой продукции или выполнения работ.

Также важно отметить, что предусмотренные в «Основных направлениях налоговой политики России на 2016 г. и плановый период 2017 и 2018 гг.» меры по развитию налоговой системы в отношении вопросов инновационного развития являются весьма ограниченными. Практически не уделяется особого внимания вопросам стимулирования и вовлечения в инновационное развитие крупного бизнеса на основе механизмов налогового поощрения.

Для решения этих проблем требуются исследование успешного зарубежного опыта и применение лишь тех механизмов, которые могут реально способствовать развитию инновационной активности крупного бизнеса.

Сегодня среди механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие преобладают в большей мере механизмы прямого финансирования и директивного вовлечения крупных компаний (в подавляющем большинстве государственной формы собственности) в инновационную систему России. Анализ статей затрат бюджета на 2017 г. и плановые 2018-2019 гг. позволяет выделить следующие наиболее значимые механизмы поддержки и вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие с распределением затрат на них (табл. 2).

Таблица 2

Бюджетные ассигнования на реализацию некоторых механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие, 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг.*

Год Статья затрат 2017 2018 2019

млн руб.

Субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным на осуществление инновационной деятельности 791,3 1 000,0 1 000,0

Подпрограмма «Наука и инновации» 3 163,8 3 131,7 3 110,4

Подпрограмма «Стимулирование инноваций» 3 151,6 3 178,4 3 196,2

Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 13 794,1 91,1 89,1

Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» 32 116,0 10 622,0 9 132,9

Подпрограмма «Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности» 22 465,4 9 372,9 10 292,6

Основное мероприятие «Поддержка развития научной кооперации образовательных организаций высшего образования, государственных научных организаций с предприятиями высокотехнологичных секторов экономики» 5 334,3 5 164,7 5 044,9

Субсидии на государственную поддержку развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства 5 334,3 5 164,7 5 044,9

Составлено по [18].

Как следует из таблицы, в ближайшие годы предполагается сокращение прямых затрат государственного бюджета на реализацию основных механизмов вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие.

Выводы

Анализ правовой базы и организационно-экономических условий вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие позволяет сделать вывод о том, что недостатка в количестве используемых механизмов для решения данной задачи в настоящее время нет. Возникает проблема эффективности этих механизмов, о чем свидетельствуют результаты инновационной деятельности в России, затраты на инновации в ВВП, число выданных патентов на результаты интеллектуальной деятельности и реально внедряемые инновации и многие другие показатели результативности. В таких условиях требуется разработка системы специальных мер вовлечения крупного бизнеса в инновационное развитие. Используемые сегодня механизмы «рассредоточены» в различных государственных программах, нормативно-правовых и подзаконных актах. Кроме того, деятельность созданных для вовлечения бизнеса (в том числе крупного) организаций и институтов (фондов, агентств и пр.) не отличается высокой результативностью в сравнении с результатами деятельности в ведущих зарубежных экономиках мира.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316. URL: http://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 04.06.2017).

2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301. URL: http://base.garant.ru/70643478/ (дата обращения: 04.06.2017).

3. Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (дата обращения: 04.06.2017).

4. Об утверждении Основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий: Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 1764-р // Российская бизнес-газета. № 50. 24.12.2002.

5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // Собрание законодательства РФ от 24 ноября 2008 г. № 47. Ст. 5489.

6. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1)). URL: https://studfiles.net/preview/3794946/ (дата обращения: 04.06.2017).

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ от 04 января 2016 г. № 1 (ч. II). Ст. 212.

8. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99072/9fa2a21b9d67d1f497d57386a6db6c1f6b97f514/ (дата обращения: 07.06.2017).

9. Бодрунов С. Д. Формирование стратегии реиндустриализации России: моногр. СПб.: ИНИР, 2015. Ч. I. 551 с.

10. Глазьев С. Ю. Возможности инновационного развития России в контексте глобальных перемен // Инновационное развитие экономики: международный опыт и проблемы России: кол. моногр. / науч. ред. В. П. Федоров. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 352 с.

11. Глазьев С. Ю. Проблемы реализации интеллектуального потенциала общества в условиях перехода на инновационный путь развития. URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Glaziev.doc (дата обращения: 11.06.2017).

12. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. № 214. 13.11.2009.

13. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. // Российская газета. № 287. 13.12.2012.

14. Модернизация, инновации и региональные аспекты: тезисы выступления министра экономического развития РФ Э. С. Набиуллиной на заседании Совета по взаимодействию с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации 9 ноября 2009 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc1257790789898 (дата обращения: 05.06.2017).

15. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 08 апреля 2013 г. № 14. Ст. 1652.

16. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрено Правительством РФ 20.05.2010). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_105756/ (дата обращения: 02.06.2017).

17. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/ (дата обращения: 04.06.2017).

18. Бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (по состоянию на 01.05.2017). URL: https://www.minfin.ru/common/ upload/library/2017/05/main/Budzhetnye_assignovaniya_po_raskhodam.xls (дата обращения: 10.06.2017).

Статья поступила в редакцию 07.08.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Бабаян Тигран Каренович — Россия, 119991, Москва; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; аспирант кафедры теории и технологии управления; ВаЬауап_Ндгап @тЬох.ги.

T. K. Babayan

EVALUATION AND SYSTEMATIZATION OF MECHANISMS FOR THE INVOLVEMENT OF BIG BUSINESS IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Abstract. The task of transition to innovative development requires the involvement of resources of all contributors to the national economy. The role of big business in this context is unique. The authorities and members of the expert community repeatedly mentioned the considerable potential of attracting resources of big business (which is not used to the full extent) for the innovative development. In recent years in Russia there have been developed and implemented a variety of mechanisms of involvement of big business in innovation development in order to create an effective innovation system. These mechanisms are "scattered" in different industries, at various levels of management, in various government programs and subprograms, in the Federal target programs. These documents include the Strategy of innovative development of Russia up to 2020, the State program "Economic development and innovative economy", the State program "Development of science and technology" by 2020 and others. The variety of mechanisms requires their classification and evaluation. There have been considered and systematized mechanisms of involvement of big business in innovation development (using technological platforms, creating business-incubators in the universities, making demand for the innovative product among important government businesses, etc.), analyzed special means of their use, revealed general advantages and drawbacks. Assessment of the quality of such mechanisms is being carried out. Tax service data show inadequate efficiency of tax mechanisms which could be important for big businesses. Issues of stimulating big business by tax encouragement mechanisms and involving it into innovative development require greater attention. There is the need to call for foreign experience of involving big business into innovative development.

Key words: big business, large entrepreneurship, mechanisms, involvement, innovative development, innovations.

REFERENCES

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Ekonomicheskoe razvitie i inno-vatsionnaia ekonomika» [On approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy"]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelia 2014 g. № 316. Available at: http://base.garant.ru/70644224/ (accessed: 04.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie nauki i tekhnologii» na 2013-2020 gody [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of science and technology"]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelia 2014 g. № 301. Available at: http://base.garant.ru/70643478/ (accessed: 04.06.2017).

3. Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiia RF na period do 2020 goda [On approval the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020]. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 08 dekabria 2011 g. № 2227-r. Available at: https://rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html (accessed: 04.06.2017).

4. Ob utverzhdenii Osnovnykh napravlenii gosudarstvennoi investitsionnoi politiki Rossiiskoi Federatsii v sfere nauki i tekhnologii [On approval of the General strategies of the state policy of the Russian Federation in the field of science and technology]. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 11 dekabria 2002 g. № 1764-r. Rossiis-kaia biznes-gazeta, no. 50, 24.12.2002.

5. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda [On the Concept of a long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020]. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 17 noiabria 2008 g. №. 1662-r. Sobranie zakonodatel'stva RF ot 24 noiabria 2008 g. No. 47. Art. 5489.

6. Strategiia razvitiia nauki i innovatsii v Rossiiskoi Federatsii na period do 2015 goda (utv. Mezhvedom-stvennoi komissiei po nauchno-innovatsionnoi politike (protokol ot 15.02.2006 № 1)) [The Strategy of development science and innovations in the Russian Federation for the period until 2015 (approved by the interdepartmental board on science and innovation policy) (minutes No.1 of 15.02.2006))]. Available at: https://studfiles.net/preview/3794946/ (accessed: 04.06.2017).

7. O Strategii natsional'noi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii [On the Strategy of the national security of the Russian Federation]. Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabria 2015 g. № 683. Sobranie zakonodatel'stva RF ot 04 ianvaria 2016 g. No. 1 (part II). Art. 212.

8. Ezhegodnye poslaniia Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniiu RF [The annual address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99072/9fa2a21b9d67d 1 f497d57386a6db6c 1 f6b97f514/ (accessed: 07.06.2017).

9. Bodrunov S. D. Formirovanie strategii reindustrializatsii Rossii: monografiia [Creating the strategy of reindustrialization of Russia: monograph]. Saint-Petersburg, INIR, 2015. Part I. 551 p.

10. Glaz'ev S. Iu. Vozmozhnosti innovatsionnogo razvitiia Rossii v kontekste global'nykh peremen [Resources of innovative development of Russia in the context of global changes]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki: mezhdunarodnyi opyt i problemy Rossii: kollektivnaia monografiia. Nauchnaia redaktsiia V. P. Fedo-rov. Moscow, Saint-Petersburg Nestor-Istoriia Publ., 2012. 352 p.

11. Glaz'ev S. Iu. Problemy realizatsii intellektual'nogo potentsiala obshchestva v usloviiakh perekhoda na innovatsionnyi put' razvitiia [Problems of realization of intellectual potential in terms of transition to the innovative development path]. Available at: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Glaziev.doc (accessed: 11.06.2017).

12. Poslanie Prezidenta RF Dmitriia Medvedeva Federal'nomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii ot 12 noiabria 2009 g. [The message of the RF President Dmitry Medvedev to the RF Federal Assembly dated 12 December, 2009]. Rossiiskaia gazeta, no. 214. 13.11.2009.

13. Poslanie Prezidenta RF Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii ot 12 dekabria 2012 g. [The message of the RF President Vladimir Putin to the RF Federal Assembly dated 12 December, 2012]. Rossiiskaia gazeta, no. 287. 13.12.2012.

14. Modernizatsiia, innovatsii i regional'nye aspekty: tezisy vystupleniia ministra ekonomicheskogo razvitiia RF E. S. Nabiullinoi na zasedanii Soveta po vzaimodeistviiu s zakonodatel'nymi (predstavitel'nymi) organami gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii 9 noiabria 2009 g. [Modernization, innovation and regional aspects. Abstracts from the report of the minister of Economic development of the Russian Federation E.S.Nabiullina at the meeting of the Council on cooperation with legislative (representative) bodies of state power of the entities of the Russian Federation dated December 9, 2009]. Available at: http://economy.gov.ru/minec/press/news/doc1257790789898 (accessed: 05.06.2017).

15. O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i mu-nitsipal'nykh nuzhd [On the contractual system in the sphere of purchasing goods, works, services for providing state and municipal needs]. Federal'nyi zakon ot 5 aprelia 2013 g. № 44-FZ. Sobranie zakonodatel'stva RF ot 08 aprelia 2013 g. No. 14. Art. 1652.

ISSN 2073-5537. BecTHUK ATTY. Cep.: 3KOHOMUKa. 2017. M 4

16. Osnovnye napravleniia nalogovoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2011 god i na planovyi period 2012 i 2013 godov (odobreno Pravitel'stvom RF 20.05.2010) [General directions of the tax policy of the Russian Federation for 20011 and for the planning period of 2012-2013]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_105756/ (accessed: 02.06.2017).

17. Osnovnye napravleniia nalogovoi politiki Rossiiskoi Federatsii na 2016 god i planovyi period 2017 i 2018 godov [General directions of the tax policy of the Russian Federation for 2016 and planning period of 2017-2018]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183748/ (accessed: 04.06.2017).

18. Biudzhetnye assignovaniia po raskhodam federal'nogo biudzheta na 2017 god i na planovyi period 2018 i 2019 godov (po sostoianiiu na 01.05.2017) [Budget allocations for the federal budget executions for 2017 and for the planning period of 2018-2019 (as at 01.05.2017)]. Available at: https://www.minfin.ru/ common/upload/library/2017/05/main/Budzhetnye_assignovaniya_po_raskhodam.xls (accessed: 10.06.2017).

The article submitted to the editors 07.08.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Babaian Tigran Karenovich - Russia, 119991, Moscow; Lomonosov Moscow State University; Postgraduate Student of the Department of Theory and Technology of Management; Babayan_tigran @inbox.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.