ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ
У.М. Искаков
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНДУСТРИАЛЬНОИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА
В статье рассматриваются задачи структурных и технологических преобразований экономики Казахстана, анализируются государственные программы по стратегическому развитию страны до 2015 г., обосновываются направления перспективного развития науки и инфраструктуры для инновационной экономики.
История экономического развития Казахстана свидетельствует о том, что в период роста мировой экономики благоприятная рыночная конъюнктура не была использована в интересах страны. Именно в этот период, характеризующийся стремительным и устойчивым ростом спроса на нефть, углеводороды, металлы и другое сырье, не были направлены необходимые усилия и денежные потоки на переоснащение производства и диверсификацию экономики. Инициатива правительства, касающаяся разработки нанотехнологий, не была реализована, хотя именно развитие этого направления должно было стать отправной точкой повышательной тенденции в экономике. Эффективные разработки в области нанотехнологий призваны не только вывести экономику на инновационный путь развития и качественно новый уровень производственных возможностей, но и создать новые рабочие места, способствовать росту спроса и повышению уровня и качества жизни. Диверсификация производства и переориентация экономики на внутренний спрос -вот сейчас самые важные проблемы, решение которых придаст импульс новому направлению развития отечественной экономики.
Сегодня, говоря об инновациях, подразумевают зачастую абсолютно разные вещи. Господствует мнение, что инновация - это технологическая идея, которую немедленно можно превратить в деньги. По нашему мнению, инновацию следует понимать как циклический процесс конкурентного взаимодействия нескольких систем - рынка, науки, образования, культуры и др., - предполагающих свои механизмы взаимодействия. Чтобы инновационный прорыв был возможен, необходимо создать особую среду и привлечь к этому процессу заинтересованных людей.
Республикой Казахстан (РК) принят ряд программных документов, таких как Стратегия индустриально-инновационного развития страны на 2003-2015 гг. (далее - Стратегия), Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005-2015 гг., Программа технологического развития РК до 2015 г. [1-3] и др. Создана законодательная база системных реформ, сформированы финансовые институты: Банк развития Казахстана, Национальный инновационный фонд, Инвестиционный фонд Казахстана, Центр инжиниринга и трансфертных технологий, Государственная страховая компания по страхованию экспортных кредитов, инвестиций и пр.
Главная задача принятых документов по индустриально-инновационному развитию республики заключается в том, чтобы: достичь в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста 8-8,4%; поднять производительность труда к 2015 г. по сравнению с 2000 г. не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП
в 2 раза; повысить производительность основных фондов обрабатывающей промышленности; обеспечить условия для свободы предпринимательства; диверсифицировать структуру и содержание общественных институтов. Последние должны стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество; добиваться получения наибольшей добавленной стоимости в конкурентных производствах; принять меры к стимулированию создания наукоемких и высокотехнологичных экспортно-ориентированных производств; диверсифицировать экспортный потенциал страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; активизировать переход к мировым стандартам качества и т.д. [4].
Таким образом, Стратегия, формируя государственную экономическую политику Казахстана на период до 2015 г., нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода ее от сырьевой направленности. Производство конкурентоспособных и экспортно-ориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным объектом государственной индустриально-инновационной политики.
Однако на фоне мировой экономической глобализации экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем, к основным из которых относятся: сырьевая направленность; малоразвитая интеграция с мировой экономикой; слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны; невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке; неразвитость производственной и социальной инфраструктуры; общая техническая и технологическая отсталость хозяйствующих субъектов; отсутствие действенной связи науки с производством; низкие расходы на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы (НИОКР).
По данным Агентства РК по статистике, количество инновационно-активных предприятий в Казахстане за 2007-2009 гг. снизилось на 1/6 и составило 4% общего количества участников рынка. По оценке World Economic Forum (также известного как Давосский форум) [5], по уровню готовности к восприятию новых технологий Казахстан находится на 66-м месте в мире, по уровню развития инноваций - на 70-м; общий рейтинг инновационного потенциала снизился на 10 позиций.
Как утверждают авторы совместного исследования Национального центра научно-технической информации РК и Национальной Академии наук США, к главным факторам, тормозящим развитие науки в Казахстане, относятся изношенность материально-технической базы и постарение научных кадров. Отсталость материально-технической базы институтов в области аналитического, лабораторного и компьютерного обеспечения не позволяет отечественным ученым и инженерам работать в конкурентном, рыночном пространстве. Имеет место несоответствие качества научной продукции требованиям международных стандартов. Существующий уровень технической оснащенности научных организаций и их экспериментальных баз, несомненно, ограничивает возможности исследований мирового уровня.
Экспериментальная база, учебно-исследовательское оборудование, аппараты и приборы в учебных заведениях Казахстана физически и морально устарели на 20-30 лет, а в лучших, самых передовых университетах и научно-исследовательских организациях - на 8-11 лет. Если учесть, что в развитых странах технологии в наукоемких производствах сменяют друг друга через 0,5-2 года, такое отставание может стать необратимым. Большинство действующих научно-исследовательских организаций не имеет в своем составе инженерной инфраструктуры [5, с. 15]. Число практикующих ученых в Казахстане - 12 чел. на 10 000 населения (для сравнения: в Финляндии - 111, в Норвегии - 117, в Швеции - 129) [6]. Наблюдаются недостаточная подготовка кадров для научных исследований в вузах, а также низкая
востребованность инноваций со стороны национальной экономики, очень слабая инфраструктура для коммерциализации результатов НИОКР.
Многолетние попытки Казахстана создать в стране инфраструктуру инновационной экономики были не слишком успешными. Что же касается заимствования у Запада, то перенималась только форма, но не содержание. Формирование инновационной экономики - требование времени. Однако реально она построена в небольшом числе государств. Вместе с тем в инновационную среду постепенно «вливаются» другие страны, среди них Норвегия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Китай. В последнее время стремительно движется в этом направлении Индия.
Построение инновационной экономики - длительный и трудоемкий процесс. Важнейшая его предпосылка состоит в том, что страна должна находиться «на передовой» научно-технического прогресса. Последний в свою очередь невозможен без развития результативной науки, создания исследовательских центров, воспитания нескольких генераций ученых-специалистов, подбора квалифицированных кадров, современной материальной базы, преемственности научных школ и т. п. «Прорывные» открытия в науке требуют длительного кропотливого труда целой «команды» ученых-исследователей (пример - советские атомный и космический проекты). Так, сегодня в Китае в исследовательских центрах работают более 1,6 млн. ученых, результат деятельности которых рано или поздно, несомненно, даст о себе знать.
Успешная реализация Стратегии должна способствовать качественным изменениям структуры экономики Казахстана, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, производительного и природного капиталов, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества. Для обоснования отдельных предложений по совершенствованию методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей и экспортно-ориентированной политики, включая ее различные виды и стадии, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного преимущества на мировых рынках.
В целом в результате реализации Стратегии экономика Казахстана к 2015 г. должна быть подготовлена к переходу к сервисно-технологическому развитию.
В настоящее время развитие экономики Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию: ее сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года поступательные темпы экономического роста. Благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере, происходит рост уровня жизни населения и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно-технологическое развитие [7].
Казахстан сегодня - государство с рыночной экономикой, одна из стран СНГ, приобретшая инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20-ти стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США. «Сегодня, - говорится в исследовании Всемирного Банка, - можно утверждать, что Казахстан располагает всеми необходимыми условиями для проведения инновационной политики, направленной на диверсификацию экономики и производство экспортно-
ориентированной высокотехнологичной продукции». Главное отличие новой, инновационной политики Казахстана - это отказ от подхода «инновации ради инноваций» [8].
Понятно, что для Казахстана инновационная экономика - это способ реагирования на системные ограничения на пути экономического роста за счет создания, внедрения и коммерциализации новых технологий на всех уровнях принятия решений. В современных условиях только инновационная экономика, основанная на заимствовании, адаптации к местным условиям и разработке новейших технологий, способна повысить конкурентоспособность страны, следовательно, и уровень жизни ее населения.
По мнению известного американского экономиста Томаса Фридмана, в будущем все страны разделятся на две неравные группы, причем все будут стремиться попасть в первую. «Будут страны с высоким творческим потенциалом и страны с низким творческим потенциалом, которые станут развивать то, что придумано в странах первой группы» [9], - утверждает он. Все в мире станет товаром, который можно легко купить или продать, за исключением первоначального изобретения, для появления которого необходимо длительное время и соответствующие условия.
Свое согласие с Фридманом проявляет и бывший Г енеральный директор Google China, Президент фонда Innovation-works Ли Кайфу. «Я не верю, что Китай сможет создать второй Google или Apple, но это не значит, что в Китае плохо с инновациями», - говорит он. Ли Кайфу называет то, что активно развивается сейчас в Китае, «микроинновациями», когда незначительные улучшения происходят по целому ряду направлений усилиями тысяч игроков. Он также утверждает, что в Китае инновации намного более практичны, чем в других странах мира, здесь никто не изобретает просто так, все ориентированы на рыночные перспективы. Речь идет об улучшении технологических качеств, о создании новых бизнес-моделей, конвергенции - словом, о любых «надстройках» над «фундаментальным» изобретением.
Понятно, что реализация государственных программ должна сопровождаться реальной конкуренцией субъектов, готовых к их выполнению. К сожалению, на рынке Казахстана очень часто «не работают» рыночные законы, в том числе закон здоровой конкуренции: в результате коррупционных связей необходимый заказ получает не самая достойная компания, а та, которая каким-то образом связана с государственным аппаратом и чиновниками необходимых уровней. Немаловажную роль в преодолении кризиса должна выполнять антимонопольная служба страны, эффективно ограждая участников рынка от картельных сговоров.
В этой ситуации необходимо пересмотреть основные идеи бизнеса. На сегодняшний день основная идея большинства коммерческих организаций - максимизация прибыли. Вся деятельность хозяйствующих субъектов рассматривается только под углом эффективности с точки зрения финансовых результатов. Целью бизнеса в будущем должно стать устойчивое экономическое развитие, основу деятельности любой компании должны составлять грамотное стратегическое планирование, разумное использование ограниченных ресурсов, экологичность производства и продукции. Это очень важно, поскольку мировой опыт показывает, что большая часть инноваций создается в предпринимательском секторе, в основном в крупных компаниях, занимающихся организацией, финансированием и коммерциализацией исследований фундаментального и прикладного характера, разработкой крупных проектов [10]. Крупнейшие транснациональные корпорации интегрируют результаты инновационного поиска малых наукоемких компаний. Они занимаются глобальным сканированием новых идей и рынков, организацией производственного процесса в разных странах мира. Крупнейшие корпорации мира входят в число лидеров по затратам на научные исследования. Здесь важным становятся и
венчурная деятельность, которая в передовых странах оказала значительное влияние на создание и развитие малых высокотехнологичных предприятий, активизацию инновационной деятельности.
Важно иметь в виду, что неотъемлемой частью развития инновационной экономики является фондовый рынок. Сегодня в Казахстане он не отражает состояния экономики в целом, хотя его и принято называть зеркалом экономики. Деньги, обращающиеся на фондовом рынке, практически не попадают в реальный сектор, являясь средством для спекулятивной игры. На рынок необходимо привлекать широкие слои частных инвесторов. Участие большого числа мелких частных инвесторов позволит сделать рынок более устойчивым к колебаниям рыночных настроений. Для решения этой задачи необходимо реализовать программу, направленную на ликвидацию финансовой безграмотности населения, а также осуществить комплекс маркетинговых мероприятий, имеющих целью представить фондовый рынок для инвестора как возможность получения доходов при благоприятной рыночной конъюнктуре и особо отметить недооцененность активов в длительной перспективе.
Таковы реалии и перспективы Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана. Достижение ее целей и задач связано с взаимодействием группы самоорганизующих систем: рынка, науки, образования и др.
Литература
1. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года. № 1096.
2. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005-2015 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2005 года. № 387.
3. Программа технологического развития Республики Казахстан до 2015 года. Постановление Правительства РК №1131 от 26 ноября 2007 г.
4. Искаков У.М. Финансовое обеспечение индустриально-инновационного развития в условиях ограниченности антирецессионных мер в Казахстане. Мировой финансовый кризис: новый порядок и будущее сотрудничества между Корей и странами Центральной Азии. Ташкент. Узбекистан. Ноябрь 2009 г.
5. Куандыков Т. С. Развитие инновационных процессов в нефтегазовом комплексе. Автореф. Алматы. 2010 г.
6. Эксперт Казахстана. № 11 (302). 21 марта 2011 г.
7. Обращение Главы государства к народу Казахстана. Казахстанская Правда. 31 января 2011 г.
8. www.i-kaz.kz
9. Эксперт Казахстана. № 38 (269). 27 сентября 2010 г.
10. О науке. Казахстанская правда. 23 февраля 2011 г.