Научная статья на тему 'Системные принципы экономических взаимодействий как основа сотрудничества России и стран атр'

Системные принципы экономических взаимодействий как основа сотрудничества России и стран атр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
622
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / POWER ENGINEERING / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / POWER RESOURCES / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никонова А. А.

Предмет. В связи с колебаниями мировой экономики, снижением цен на энергоносители, освоением новых энергетических технологий и изменением конфигурации мировых энергетических рынков проблема поддержания устойчивости российской экономики, зависимой от сырьевых доходов, приобрела в последнее время еще большую актуальность. Одним из способов решения может быть диверсификация энергетической стратегии и технологическое обновление энергетических отраслей в результате углубления стратегического партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Цели. Разница в уровнях индустриального развития, в обеспеченности трудовыми и энергетическими ресурсами, в размерах и качестве интеллектуального потенциала создает предпосылки для взаимовыгодного межстранового сотрудничества в интересах устойчивости и развития. Исследование особенностей и приоритетов потенциальных партнеров направлено на выбор правильных направлений, форм, механизмов взаимодействий, которые позволят согласовать локальные и национальные интересы всех сторон. Методология. Исследование перспектив углубления взаимодействий отличается системным подходом к обоснованию базисных принципов и направлений сотрудничества российских и азиатских партнеров в сфере энергетики. Системный анализ потенциала долгосрочного сотрудничества опирается на оценки необходимых и достаточных условий и факторов активизации взаимодействий в сфере энергетики. Результаты. Систематизированы предпосылки, ограничения и преимущества углубления энергетических взаимодействий с такими экономиками АТР, которые предъявляют растущий спрос на энергетические ресурсы и могут быть источниками новых технологий. Определены ключевые направления сотрудничества. Выводы. Сделан вывод о том, что перспективы укрепления взаимодействий будут зависеть от степени системности управления на всех уровнях иерархии, институционального и инфраструктурного обеспечения стратегических решений, адаптивных качеств субъектов взаимодействий и их стратегий, ряда других факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Systemic principles of economic interaction as the basis for the cooperation between Russia and the Pacific Rim countries

Importance Considering global economic fluctuations, drop in prices for energy resources, development of new power technologies and changes in global power markets, it becomes very important to maintain the sustainability of the Russian economy that is dependent on resource-based income. Objectives The research investigates specifics and priorities of would-be partners and selects correct areas, forms, mechanisms for interaction, so to coordinate local and national interests of all parties. Methods I applied a systems approach to examine prospects for deepening the interaction and substantiate basic principles and areas for cooperation between the Russian and Asian partners in power. When making a system analysis of the long-term cooperation and its capabilities, I relied upon an evaluation of necessary factors and conditions for activating the power engineering cooperation. Results I systematized premises, restrictions and advantages of deepening the power cooperation with the Pacific Rim countries, which demonstrated growing demand for power resources and could generate new technologies. I determined key areas for further development. Conclusions and Relevance Prospects for strengthening the cooperation will depend on the consistency and systemic nature of management at each hierarchical level, institutional and infrastructure strategic decision support, adaptability of cooperating parties and their strategies, and other factors.

Текст научной работы на тему «Системные принципы экономических взаимодействий как основа сотрудничества России и стран атр»

ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения

ISSN 2073-2872 (Print)

СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ КАК ОСНОВА СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И СТРАН АТР*

Алла Александровна НИКОНОВА

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,

Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 16.11.2015 Одобрена 25.11.2015

УДК 332.024; 338.24.01 JEL: P21, P25, P28

Ключевые слова: энергетика, энергетические ресурсы, технологии, системный подход

Аннотация

Предмет. В связи с колебаниями мировой экономики, снижением цен на энергоносители, освоением новых энергетических технологий и изменением конфигурации мировых энергетических рынков проблема поддержания устойчивости российской экономики, зависимой от сырьевых доходов, приобрела в последнее время еще большую актуальность. Одним из способов решения может быть диверсификация энергетической стратегии и технологическое обновление энергетических отраслей в результате углубления стратегического партнерства в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Цели. Разница в уровнях индустриального развития, в обеспеченности трудовыми и энергетическими ресурсами, в размерах и качестве интеллектуального потенциала создает предпосылки для взаимовыгодного межстранового сотрудничества в интересах устойчивости и развития. Исследование особенностей и приоритетов потенциальных партнеров направлено на выбор правильных направлений, форм, механизмов взаимодействий, которые позволят согласовать локальные и национальные интересы всех сторон.

Методология. Исследование перспектив углубления взаимодействий отличается системным подходом к обоснованию базисных принципов и направлений сотрудничества российских и азиатских партнеров в сфере энергетики. Системный анализ потенциала долгосрочного сотрудничества опирается на оценки необходимых и достаточных условий и факторов активизации взаимодействий в сфере энергетики.

Результаты. Систематизированы предпосылки, ограничения и преимущества углубления энергетических взаимодействий с такими экономиками АТР, которые предъявляют растущий спрос на энергетические ресурсы и могут быть источниками новых технологий. Определены ключевые направления сотрудничества.

Выводы. Сделан вывод о том, что перспективы укрепления взаимодействий будут зависеть от степени системности управления на всех уровнях иерархии, институционального и инфраструктурного обеспечения стратегических решений, адаптивных качеств субъектов взаимодействий и их стратегий, ряда других факторов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение

Достаточные запасы топливно-энергетических ресурсов создают для России значительный потенциал экономического роста,

технологического возрождения промышленности и социального развития. Торможение экономики и отставание в инновационном развитии от менее обеспеченных ресурсами государств связано с углублением структурных диспропорций хозяйства страны, просчетами в управлении, социально-политическими проблемами. Высокая энергоемкость ВВП, дисбаланс энергетического богатства восточных регионов Российской Федерации и неразвитость этих территорий, а также другие системные проблемы обусловливают необходимость в разработке научно обоснованных подходов к формированию энергетической стратегии, выбору способов и механизмов

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-02-00229(а).

долгосрочного технологического развития энергетики и сопряженных отраслей.

Энергетика по сути экономической деятельности тесно связана практически со всеми отраслями экономики, во многом определяет развитие народного хозяйства РФ и вместе с этим глубоко проникает в глобальную экономику и может обеспечить российским организациям участие в межхозяйственных взаимодействиях - как в корпоративных, так и в национальных интересах стабильности и технологического развития. Кроме того, сотрудничество в энергетической сфере может способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Задачи исследования

В глобальной экономике углубление интеграционных процессов в энергетике вполне закономерно ввиду неравномерности развития и

распределения ресурсов. Современные

интеграционные тенденции выводят

узколиберальные представления об интеграции за рамки формирования единого рыночного пространства и чисто рыночного регулирования движения труда, капитала, ресурсов и отводят значимую роль структурной трансформации экономик, общей экономической политике по ряду вопросов, формированию межгосударственных органов.

В связи с этим интеграция рассматривается нами как развивающийся процесс создания союза и устранения дискриминации между

экономическими агентами стран-участниц, а также ведения согласованной политики в целях получения дополнительных преимуществ и синергетического эффекта за счет доступа к различного рода ресурсам (материальным и нематериальным), организации производства и распределения, использования инфраструктурного и геополитического потенциалов, других факторов. Предпосылки интеграции базируются на получении большего эффекта в глобальных цепочках стоимости в силу нескольких обстоятельств, установить которые представляется важным в целях улучшения позиционирования на внешних рынках, наращивания инновационного потенциала, перехода от технологического донорства к инновационному лидерству. В частности, путем входа в глобальные цепочки стоимости на правах производителей продуктов с большей добавочной стоимостью и расширения каналов трансфера знаний и технологий (в то время как зарубежные партнеры воспринимают Россию как поставщика сырья и продуктов начального передела). Действительно, согласно платежному технологическому балансу торговли России в зарубежными странами, даже в сфере НИР, традиционно сильной части инновационного потенциала российской экономики, наблюдается перекос в сторону вывоза преимущественно сырых продуктов научной деятельности, не дошедших до рыночной реализации.

Поиск необходимых и достаточных условий для интеграционных процессов применительно к российской экономике представляет собой актуальную научную и практическую задачу. Сложность решения обусловлена целым рядом обстоятельств. Масса нерешенных внутренних проблем и обострение отношений со стороны потенциальных западных партнеров создают значительные ограничения в выборе направлений и механизмов межхозяйственных взаимодействий. Вместе с этим современные научно-технические

тренды определяют нелинейность инновационных процессов и развитие открытых инноваций, поэтому выводят создание знаний и технологий за пределы национальных границ.

Такие обстоятельства вызывают необходимость в научно обоснованных стратегических решениях на макро-, мезо- и микроуровне, связанных с выбором партнеров и приемлемых способов сотрудничества и вхождением в глобальные цепочки стоимости на принципах согласования интересов участников. Энергетика представляет собой инфраструктурную основу формирования единого экономического пространства и «выступает как организующее метасистемное начало различных видов энергоснабжения ...с пространственной их интеграцией в энергосистемы различного уровня»1. Российский энергетический потенциал достаточен для межстранового сотрудничества в национальных интересах.

Вместе с этим, сырьевая модель российской экономики создает серьезные ограничения для равноценных межхозяйственных отношений. Низкая энергетическая эффективность, которая в 2-3 раза ниже, чем в ОЭСР, а также рост зависимости народного хозяйства от нефтегазовых доходов превращают энергетическое конкурентное преимущество РФ в недостаток. Для преодоления негативных тенденций требуются кардинальные меры научно-технической и промышленной политики и организационно-экономические механизмы интенсификации инновационных процессов. Однако материально-техническая база промышленности разрушена за годы реформ, износ в ряде отраслей ТЭК составляет 60% и более2, приток новейших технологий для реиндустриализации недостаточен, низкая внутренняя инновационная и

предпринимательская активность обусловлена полнейшей демотивацией ключевых агентов и незаинтересованностью их в трансформации ТЭК.

В такой ситуации требуются продуманные управленческие решения с учетом особенностей, барьеров и возможностей повышения результативности использования топливно-энергетических ресурсов и перехода к производительным технологиям добычи и генерации энергии. Понимание механизмов и факторов регулирования интеграционных

1 Бушуев В.В. Метасистемные принципы энергетики

// Энергия: экономика, техника, экология. 2015. № 2. С. 11-21.

2 Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.: утв. расп. Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy

процессов позволяет получить дополнительные преимущества и способствовать переходу российской энергетики на инновационный путь развития.

Теоретический базис сотрудничества: системные принципы взаимодействий

Теоретической основой межхозяйственных взаимодействий служат постулаты общей теории систем3 [1]. Правильные организационно-экономические механизмы могут стать надежным инструментом, способным запустить

интеграционные процессы в сфере энергетики и стимулировать эффективные взаимодействия с предпринимателями из индустриально развитых стран, если руководствоваться положениями и выводами системной теории в приложении ее к функционированию сложных экономических систем [2-4]. Системный подход предполагает следующие основные принципы организации межхозяйственных взаимодействий:

— учет факторов и условий внешней среды;

— учет особенностей внутренних подсистем, национальной специфики, пространственных факторов;

— развитие инфраструктуры взаимодействий элементов с целью повышения интерактивности игроков;

— использование механизмов обратной связи;

— поддержание устойчивости экономических объектов и системы в целом (гомеостатичности) с учетом многокритериальности;

— согласование интересов участников взаимодействий на основе взаимного дополнения их в той или иной сфере хозяйственной деятельности.

1. Принцип соответствия стратегии интеграции и регулирующих механизмов внутренним возможностям, а также внешним факторам и тенденциям экономического и научно-технического развития. Идентификация факторов внешней и внутренней среды нацелена на сокращение зоны неопределенности. Качественный стратегический анализ

возможностей (внутреннего и внешнего потенциала развития) включает несколько задач и

3 Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. Обзор проблем и результатов // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука,1969.

направлений в реализации компетенций регулятора:

— системный анализ изучаемых экономических объектов и среды их функционирования;

— стратегическое видение перспектив (strategic vision);

— формирование целевых ориентиров и зон регулирования (прямого и косвенного);

— умелый выбор управляющих параметров.

2. Учет национальной и пространственной специфики всех подсистем экономики и общества - фундамент успешной реализации межстрановых взаимодействий. Системный подход к формированию стратегии, в том числе стратегии интеграции предприятий, экономических комплексов и экономики в целом предполагает исследовать их в разрезе нескольких ключевых подсистем, выделенных в работе [5]:

— истории, прошлого опыта, прошлых стратегий;

— имеющихся национальных образцов;

— применяемых ресурсов и технологий;

— накопленных знаний, науки, информации;

— институтов (политической, экономической и других структур, норм, организаций);

— социальной среды, культуры, религии;

— менталитета.

Результаты системного анализа внутренних особенностей экономических объектов, условий и факторов, связанных с каждой из таких подсистем, как будет показано далее, существенны для выбора партнеров и направлений сотрудничества.

3. Принцип адекватности управляющих воздействий объектам и среде - потенциалу развития взаимодействий. Грамотные воздействия будут способствовать получению синергии и поддержанию устойчивости экономических объектов и формируемого интеграционного образования. Управление интеграционными процессами необходимо прежде всего в связи с различием интересов партнеров, менталитета, моделей экономик, другими особенностями приведенных выше подсистем.

Выбор управляющих воздействий исходит из следующих соображений:

— применения постулатов общей теории систем к целеполаганию и механизмам регулирования;

— результатов анализа внешних и внутренних факторов (оценки потенциала развития);

— практики взаимодействий ключевых игроков и анализа предыдущего опыта.

Степень адекватности управляющих воздействий определяется не только мерой соответствия имеющимся внешним и внутренним условиям и факторам интеграции, но также

чувствительностью системы управления к изменениям состояния объектов и среды и способностью регулятора своевременно скорректировать рычаги управления.

4. Организация взаимодействий всех заинтересованных сторон. Это, во-первых, фундамент сотрудничества на пути к интеграции и согласованию стратегий развития партнеров; во-вторых - источник информации для корректировки стратегии и управляющих воздействий при помощи механизмов обратных связей. При этом чрезвычайно важны горизонтальные связи.

5. Использование механизмов прямых и обратных связей в принятии решений об интеграции и выборе управляющих воздействий позволяет выстроить правильную хозяйственную политику и сформировать подходящую нормативно-правовую среду в соответствии с локальными и национальными интересами, с изменением управляемых объектов, с современной технологической и экономической динамикой (рис. 1).

6. Принцип поддержания устойчивости (гомеостаза) определяет приоритеты стратегии интеграции и способы поддержки со стороны регулятора. Понимание устойчивости во всех сферах экономики и общества и на всех уровнях иерархии включает несколько составляющих, которые нуждаются не только в формализованном описании качественных признаков, но в разработке многопараметрических критериев, синтезирующих соответствующие индикаторы [6]:

• социальная направленность;

• эффективность затрат ресурсов;

• сохранение экологии;

• научно-технический прогресс, то есть инновационные ориентиры в производственных технологиях, управлении, маркетинге,

организации производства, совершенствовании организационных структур.

7. Принципы комплиментарности и

согласования интересов партнеров связаны с существенными, объективно обусловленными различиями в ресурсной базе и уровне технологического потенциала экономик. Применительно к предпосылкам сотрудничества России и индустриально развитых стран в сфере энергетики возможности взаимного дополнения экономик открывают перспективы не только для двухсторонних соглашений о поставках сырья, но для долговременных многосторонних связей и формирования инновационной экосистемы, включая разведку, добычу и комплексную переработку энергетического сырья в местах концентрации энергоресурсов на востоке страны на базе интеллектуальных сил Сибирского отделения РАН, образовательного потенциала Новосибирского государственного университета и Дальневосточного федерального университета4.

Потенциал взаимодействий России и АТР: внешние и внутренние факторы

В целом, интеграция в сфере энергетики закономерна для глобальной экономики ввиду неравномерности индустриального развития и распределения природных ресурсов. При этом тенденция регионализации потоков капитала, труда и энергоресурсов развивается наряду с глобализацией знаний и технологий и под влиянием разнообразных геополитических факторов [7]. Это важный момент в создании нужных для России каналов трансфера продуктов интеллектуального труда и выбора правильных способов и форм взаимодействий в сфере применения НИОКР.

Рассмотрим комплекс условий и факторов внешней среды и внутренних возможностей субъектов, которые благоприятствуют развитию долговременных контактов на взаимно выгодной основе и создают значительный потенциал региональной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). АТР охватывает территорию от Турции на западе до островного тихоокеанского государства Кирибати на востоке, от Российской Федерации на севере до Новой Зеландии на юге5. АТР включает, не считая малых

4 Меламед И.И., Курилов В.И., Абрамов А.Л. Восточная политика России и Дальневосточный федеральный университет // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2013. № 2. С. 7-15.

5 OOH. Официальный сайт. URL: http://un.org/ru/sections/-where-we-work/asia-and-pacific/mdex.html

островных государств, 53 страны: три страны Северо-Восточной Азии (СВА), 10 стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), а также Австралию, страны восточного побережья Тихого океана (США, Канаду, Мексику, Чили) и др. С 1986 г. к АТР причисляют и Индию - как перспективного азиатского партнера РФ. Территориальная общность и тесные экономические связи закреплены в двух крупнейших международных объединениях - АСЕАН и АТЭС. В данной статье внимание сосредоточено на потенциальных партнерах РФ в азиатской части АТР.

Анализ факторов и условий взаимодействий сторон требуется в целях создания правильных механизмов поддержки, адекватных ситуации и особенностям экономических объектов, являющихся предметом сотрудничества, а также особенностям субъектов, вступающих в долгосрочные отношения. Важно концентрировать внимание на зонах различия или совпадения интересов потенциальных партнеров. Расширение присутствия России в АТР обосновано с точки зрения стратегических интересов и имеющегося потенциала. Достаточными основаниями для сотрудничества российских предприятий ТЭК с представителями АТР являются три основные особенности:

1) динамичный спрос быстро растущих экономик АТР на энергетическое сырье в условиях испытываемого дефицита углеводородных ресурсов;

2) географическая близость РФ и стран АТР;

3) актуализация национальных стратегий энергетической эффективности и безопасности за счет ускоренного освоения новых технологий добычи и переработки топлива, использования нетрадиционных источников энергии и перехода к инновационной энергетике.

Необходимость углубления взаимодействий с

партнерами из АТР определяется стремлением к повышению устойчивости экономики в условиях роста внешних вызовов и внутренних угроз в связи с изменением конъюнктуры западных рынков углеводородов, ростом экологических ограничений экспорта, политическими

факторами [7, 8]. Актуальность интеграционной стратегии на востоке России вызвана задачами повышения энергетической эффективности, конкурентоспособности и безопасности, в частности необходимостью модернизации крайне устаревших и изношенных энергетических мощностей и сетей, привлечения новых

технологий, инновационно наполненных инвестиций. Кроме того, по-прежнему актуальны задачи развития отдаленных от центра территорий, создания современной инфраструктуры и сокращения на этой основе оттока населения из районов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Достаточные условия региональной

глобализации в Тихоокеанской Азии создают долгосрочные предпосылки для интеграции, связанные с территориальной общностью, запросами и возможностями экспорта из стран АТР. По расчетам на основе данных корпорации BP6 удельный вес импортируемых первичных энергересурсов составил в объеме потребления ОЭСР составляет свыше 24%, ЕС - свыше 54%, стран АТР - 23%. Китай, Южная Корея и Япония -наиболее крупные экспортеры топливно-энергетических ресурсов. Вместе с этим те же страны занимают высокие мировые позиции по высокотехнологичному экспорту и могут служить каналами трансфера передовых технологий.

Ожидаемыми результатами углубления

сотрудничества РФ и АТР может быть получение синергии за счет рационального использования природного, технологического, интеллектуального и экономического потенциалов и формирования целостной энергетической экосистемы. Действительно, такие страны как Япония и Китай обладают мощнейшим финансовым капиталом, но в то же время нуждаются в энергетическом сырье и квалифицированных специалистах по целому ряду направлений науки и техники. Факторы углубления интеграции в Тихоокеанской Азии обусловлены особенностями и трендами в регионе. Рассмотрим их подробнее с точки зрения перспектив российского участия и возможностей сотрудничества со странами АТР. Приведем несколько ключевых экономических,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

институциональных и других, связанных с ними, оснований для углубления интеграции России со странами АТР (рис. 2). Примеры реализации межхозяйственных взаимодействий между Россией и АТР демонстрируют углубление сотрудничества на корпоративном и региональном уровне.

Рост потенциала АТР. Значительные географический, финансово-экономический,

человеческий и технологический потенциалы АТР определяют заметную роль этого региона в современной мировой динамике. АТР

6 BP Statistical Review of World Energy June 2015. URL: http://bp.com/content/dam/bp/pdf/energy-economics/statistical-review-2015/; bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf

занимает 17% территории земного шара; там сосредоточено 55% его населения. Динамика развития региона обусловливает рост экономических показателей (рис. 3).

В 2010 г. доля АТР составляла 35% мирового ВВП, 40% промышленного производства, 37% глобального спроса на энергоресурсы7. В 2014 г. на долю АТР приходилось уже 41,3% энергопотребления, в том числе, 33,9% мирового потребления нефти; 20% газа; 71,5% угля8. Кроме того, в АТР располагается половина мегауниверситетов мира, работает пять из десяти крупнейших банков.

Относительная стабильность экономического роста в регионе. Кризис в Америке и Европе обострил ситуацию на международных рынках сырья и продовольствия: с одной стороны, он сузил возможности внешнеторговой экспансии стремительно растущих экономик Китая, Южной Кореи и др., с другой стороны, ограничил приток инновационно наполненных инвестиций в эти страны. При этом они быстро восстановили начавшийся спад, ни одна из них не потеряла имеющийся потенциал и темпы роста так сильно, как США и европейские страны (рис. 4).

Две трети глобального роста обеспечено азиатскими экономиками АТР, развитие которых все более определяет мировую политику9. Относительная устойчивость экономик АТР, даже в кризисный период, обещает надежность партнерских соглашений и выступает фактором экономической стабилизации и снижения предпринимательских рисков.

Темпы роста и претензии на лидерство со стороны Китая. Современные тенденции формирования многополярного мира отличаются заметным выдвижением Китая на передовые позиции практически по всем индикаторам экономического развития и научно-технического прогресса: Китай лидирует по выпуску автомобилей, металлорежущих станков, оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи10. Китайская Народная Республика занимает 2-е место в мире по объему ВВП, 1-е место по экспорту в период кризиса (10%

7 Коржубаев А.Г., Курилов В.И., Левинталь А.Б., Меламед И.И. Геополитические приоритеты энергетической стратегии России // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2012. № 1. С. 7-19.

8 BP Statistical Review. 2015. P. 41.

9 IMF: Regional economic outlook. Asia and Pacific, 2015. P. 1.

10 Россия и страны мира 2014. М.: Росстат, 2014.

URL: http://gks.ru/bgd/regl/b14_39/Main.htm

от мирового объема в 2009 г.) и после кризиса (2 327,74 млрд долл. США, 90% от общеевропейского объема в 2014 г.); 2-е место по объему импорта (1 957,71 млрд долл. США, 84% от общеевропейского объема в 2014 г.); 1-е место по темпам роста производительности труда (7,13% в 2013 г., 9% в год, в среднем, за 2009-2014 гг.; 11% в год - за 2002-2007 гг.); 2-е место по инвестициям внутри страны и за рубежом (2012 г.), причем приток инвестиций в КНР выше, чем в США, примерно на 350 млрд долл. США. Доля нетто-экспорта высокотехнологичной продукции достигла 28,37% общей торговли11. Китай прочно удерживает 1-е место по золотовалютным запасам, которые неуклонно растут: 3 900,039 млрд долл. США на конец 2014 г.12

Несмотря на замедление темпов в 2014-2015 гг., экономика КНР имеет достаточные предпосылки для устойчивого роста, который оценивается ведущими международными и национальными институтами (включая ВБ, МВФ, Азиатский банк развития, Китайскую академию наук, Китайский банк и др.), а также большинством экспертов (73% из всех опрошенных) на уровне 8-9% [9]. Огромные финансовые ресурсы Китая, его инвестиционные возможности вызывают повышенный интерес во всем мире и выступают фактором международной экономической и финансовой стабильности. Высокая

ресурсоемкость китайской экономики

поддерживает растущий спрос на сырье и комплектующие, потребляя 23,2% мировых энергоресурсов13, 44% металлургической продукции, 53% - цемента [10]. При этом КНР разрешает внутренние проблемы путем рыночных реформ (включая демократизацию общества) на основе гармонизации общественных отношений, что соответствует глобальному тренду общественного развития и способствует интеграции в мировое сообщество.

Претензии Китая на региональное лидерство и его экспансия на технологичных (как экспортера) и энергетических (как импортера) рынках усиливают конкуренцию прежде всего в Центральной Азии и бывшем СНГ, что

11 The Global Innovation Index 2015. INSEAD, 2015. P. 188. URL: https://globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf /gii-Ml-report-2015-v6.pdf.; OECD, Main Economic Indicators, Vol. 2015/10; OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2015: Innovation for growth and society, OECD Publishing, Paris. URL: http://dx.doi.org/10.1787/sti_scoreboard-2015-en

12 The World Bank, World Development Indicators database 2015.

13 BP Statistical Review. 2015. P. 41.

представляет серьезные угрозы для внешнеторговой стратегии РФ. КНР, с одной стороны, предъявляет растущий спрос не только на энергоносители, но и на новые товары и технологии, а с другой - сам развивает научно-технические направления экономики, начинает конкурировать на мировых рынках высокотехнологичных продуктов и активно влияет на динамику международного разделения труда: китайская промышленность встраивается в него уже не только по вертикали, но и по горизонтали [11].

К 2014 г. Китай обогнал Канаду и Мексику и стал крупнейшим поставщиком полуфабрикатов в Соединенные Штаты, оставаясь основным импортером полуфабрикатов из соседних стран -Японии, Республики Корея, Тайваня и Малайзии. Начиная с 2013 г. Китай вышел вперед по созданию добавочной стоимости в промышленности (2,25% мировой доли в 1990 г.; 23% в 2013 г.). Напротив, за тот же период участие России в создании мировой добавочной стоимости в промышленности снизилось с 3,05 до 2,2%. Географический охват цепочек создания стоимости остается, главным образом региональным, отражающим связи экономических агентов в Европе, НАФТА (Североамериканской зоне свободной торговли) и «Фабрики Азии», с той или иной ролью региональных сетей, в зависимости от секторов экономики14. В связи с этим для России полезно укрепить взаимовыгодные торгово-экономические связи с сильнейшей экономикой мира, избежать конкурентного противостояния и стать одним из ключевых партнеров в значимых для сегментах мирового рынка продуктов с высокой долей добавочной стоимости.

Каналы трансфера высоких технологий: Южная Корея и другие страны АТР. Азиатские страны «догоняющего развития» вплотную приближаются к странам-лидерам в сфере инноваций, а Республика Корея по большинству показателей перешла в разряд развитых экономик мира. Нетто-экспорт высоких технологий в общей торговле КНР, Малайзии, Сингапура, Вьетнама и Республики Корея существенно выше всех ведущих стран мира и составляет от 28 до 22%, тогда как в России значение этого показателя составляет лишь 1,72%15. Кроме того, Индия является одним из бессменных лидеров по удельному весу экспорта ИКТ в ее внешней

14 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard. 2015. P. 16, 29.

15 The Global Innovation Index 2015. P. 372.

торговле, 10% в 2013 г., в России - 0,82%16. КНР, Япония, Республика Корея наряду с США входят в число лидеров по вложениям в НИОКР.

Значимость технологического потенциала Южной Кореи для трансфера новейших технологий определяется высоким уровнем технологического развития промышленности, существенным вкладом в глобальную торговлю высокими технологиями, высочайшей патентной

активностью: Республика Корея занимает 1-е место в мире по числу патентов, зарегистрированных внутри страны, по отношению к ВВП в 2011 г. и 3-е место - по числу триадичных патентов17. В частности, ученые и специалисты отмечают кардинальные позитивные перемены и устойчивость развития этой страны: рост значимости в международном разделении труда (13-е место мире по объему ВВП и 4-е место в Азии); разнообразие и сбалансированность экономической структуры с превалированием высоких и средне-высоких технологий в промышленном выпуске (53,44% в 2011 г.); гибкость системной организации; диверсификация экспортных производств; рост товарного экспорта - в кризисный период на 17% (2010 г.) и после кризиса на 2,3%, до 572,62 млрд долл. США (2014 г.)18; переход от авторитаризма к демократии [12]. Начиная с 1995 г. Республика Корея опережает другие страны по занятости в наукоемких секторах промышленного производства (56% всех занятых в 2012 г.; в Японии и Германии по 46%)19. Начиная с 2009 г. она лидирует по НИОКР: 4,1% от ВВП в 2013 г.20

Факторы стабильного развития Южной Кореи и других стран АТР, успешно развивающих высокие технологии, создают фундамент для долгосрочных партнерских отношений. Важнейшей

предпосылкой интеграции корейской экономики в АТР стала замещение Китаем места США в качестве крупнейшего торгового партнера Республики Корея. Амбиции крупного южнокорейского бизнеса направлены на передел собственности в сферах деятельности, определяющих НТП, - в металлургии, автомобилестроении, биотехнологиях, электронике, ИКТ. Так, корпорации Samsung Electronics Co. и LG Electronics Inc. ведут наступление на японском

16 The Global Innovation Index 2015. P. 373.

17 Там же. P. 228.

18 The Global Innovation Index 2015; OECD, Main Economic Indicators. 2015. Vol. 10.

19 OECD Science, Technology and Industry Scoreboard. 2015. P. 29.

20 Там же. P. 57.

рынке ИКТ и конкурируют в премиальном сегменте оборудования мобильной связи.

Технологическое превосходство Японии. Япония претендует на то, чтобы остаться лидером инновационного развития и поставщиком технологических новинок в области электроники, робототехники, новых материалов. Она первенствует по выпуску солнечных батарей (1/4 мирового производства), плат флэш-памяти, цифровых видеокамер, светодиодов, плазменных панелей, в атомных технологиях и инфраструктурном строительстве [11], а также в инновационном роботостроении, в производстве аккумуляторов энергии и энергетических систем на водороде. В отличие от ведущих стран, Япония сохранила положительный прирост патентных заявок в период кризиса 2008-2009 гг., занимает 2-е место в мире по числу триадичных патентов: 18% всех мировых заявок в 2014 г.21, в том числе по отношению к ВВП и к численности

населения22.

Посткризисное изменение территориального распределения экспорта, который в Японии состоит на 70% из продукции машиностроения в основном премиальной группы, заставляет принять новую географию внешних рынков и выбирать новых партнеров. Узость собственной природной базы и потребность в энергоносителях создает основу для стабильных связей и долговременных договорных отношений с целью снижения угроз от колебаний конъюнктуры мировых сырьевых рынков. Компетенции Японии как технологического лидера отвечают задачам научно-технической модернизации азиатских стран «догоняющего развития». В то же время для антикризисной поддержки национальных производителей потребовались протекционистские меры (в автомобильной промышленности, в снижении курса йены, в государственных закупках), и это ограничило возможности интеграции, включая свободу торговли. Однако сила йены создает зону финансовой стабильности в АТР и концентрирует финансовые ресурсы: валютный рынок Токио занимает 3-е место в мире по объему операций [11]. При этом Япония обладает огромными валютными резервами (2-е место в мире, 1 260,68 млрд долл. США на конец 2014 г.23

21 EPO: Annual Report 2014. URL: http://epo.org/about-us/annual-reports-statistics/annual-report/2014/statistics/patent-filings.html

22 The Global Innovation Index 2015. P. 356.

23 The World Bank, World Development Indicators database 2015.

Сырьевые запросы развивающихся экономик.

Растущие энергетические и

высокотехнологические рынки стран

«догоняющего развития» в АТР - Китая, Южной Кореи, Таиланда, Малайзии, Новой Зеландии и др. - все более делают погоду мировой экономики и определяют спрос на соответствующие продукты, сырье и технологии. Так, за 19892014 гг. в АТР потребление нефти увеличилось в 2,15 раза, а в мире - в 1,36 раза; потребление газа в АТР выросло более чем в 5 раз, а в мире - в 1,8 раз (рис. 5). АТР - единственный регион мира, где импорт нефти будет расти24.

Спрос в АТР на первичную энергию значительно превышает внутренние региональные

возможности. Например, на регион приходится лишь 2,5% мировых запасов нефти и 9,4% производства сырой нефти, тогда как спрос составляет 1/3 мировой потребности, 33,9%25. За 2014 г. потребление энергии в Китае и Индии увеличилось на 2,6% и 7,1% соответственно, тогда как в ЕС снизилось на 3,9%, в Японии на 3%26. С 2010 г. Китай занимает 1-е место в мире по потреблению энергии (20% мировой энергии), однако рост потребности в углеводородах со стороны китайской экономики, на 70% энергетически зависимой от угля, опережает возможность самообеспечения. В 2014 г. доля Китая в глобальном потреблении нефти составила 12,8%, эта страна заняла место лидера - США -как крупнейшего нетто-импортера нефти. Потребление газа в Китае составило 5,5% мирового объема и выросло на 8,6%27.

Наибольший (после Африки) ожидаемый прирост населения в Индии и других развивающихся странах Азии (более чем на 20% к 2040 г.), а также рост урбанизации в этих странах, особенно в Китае, - важнейшие драйверы долгосрочного спроса на энергию28. Согласно прогнозным оценкам, к 2030 г. спрос на поставки энергоресурсов в АТР из РФ увеличится на нефть и нефтепродукты до 84 млн т; на газ (СПГ) -до 40 млрд м3, а с учетом трубопроводного -до 60-90 млрд м ; на уголь - до 160 млн т; на

24 Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 года, с. 27. Минэнерго. Офиц. сайт. URL: http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/? ELEMENT_ID= 139

25 BP Statistical Review. 2015. P. 10-11.

26 Там же. P. 2.

27 Там же. P. 4, 23.

28 Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 г. М.: ИНЭИ РАН, Аналитический Центр при Правительстве РФ, 2014. 173 с.

электроэнергию со стороны Китая - до 80 млрд кВт/ч, Южной Кореи - до 15 млрд кВт/ч29. Развивающиеся экономики Азии внесут наибольший вклад в изменение структуры глобального потребления первичных ресурсов (рис. 6).

К 2040 г. в структуре источников энергии увеличится доля газа, на этот источник придется наибольший абсолютный прирост объема потребления в мире и в АТР30. В целом спрос на углеводородное сырье в Тихоокеанской Азии вырастет на 80% к 2035 г., хотя принятая во многих странах политика повышения энергоэффективности и сокращения выбросов предполагает менее интенсивный рост31. Энергообеспеченность - огромная проблема ресурсодефицитных экономик, однако многие из них стремятся превратить данный недостаток в конкурентное преимущество за счет усиленного развития энергоэффективных технологий, сокращающих издержки и использующих нетрадиционные виды ресурсов и возобновляемые источники энергии.

Источники покрытия спроса на энергоресурсы. Наличия запасов разнообразных природных ресурсов - сырьевых и топливных - в АТР (в России, Австралии, Индонезии) достаточно для удовлетворения спроса растущих экономик развивающихся азиатских стран. Однако большинство нефтеносных бассейнов КНР, Индонезии, Австралии, Малайзии вышло на стадию падающей добычи и осваивается за счет глубоководных шельфов. Напротив, в России основной сырьевой потенциал сосредоточен именно в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке: около 19 млрд т ресурсов и 3,1 млрд т запасов жидких углеводородов (нефти и конденсата); почти 9,5 трлн м газа; 94% запасов угля, более 100 млрд т; свыше 500 тыс. т запасов

29 Первухин В.В. Место Азиатско-тихоокеанского региона в Энергетической стратегии России на период до 2030 года. // Круглый стол «Энергетическая безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе: стратегия России», 6 октября 2011 г., РАНХ, Москва. URL: http://energystrategy.ru/stat_analit/stat-_analit.htm

30 Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 г. М.: ИНЭИ РАН, Аналитический Центр при Правительстве РФ, 2014. 173 с.

31 Southeast Asia Energy Outlook 2015: World Energy Outlook

Special Report. OECD/IEA, 2015, P. 128-129. URL:

https://iea.org/publications/freepublications/publication/WE02015 _SouthEastAsia.pdf; World Energy Outlook Special Report,

September 2013. France, Paris: IEA, 2013, P. 122-123. URL: http://iea.org/publications/freepublications/publication/SoutheastA

siaEnergy0utlook_WE02013SpecialReport.pdf

природного урана32. При этом Восточная Сибирь и Дальний Восток составляют примерно 60% территории Российской Федерации. По официальной оценке, начальные суммарные ресурсы газа суши Востока России составляют 52,4 трлн м3, шельфа - 14,9 трлн м3. Вместе с тем геологическая изученность газового потенциала региона является крайне низкой и составляет 7,3% для суши и 6% для шельфа33. Ресурсный потенциал России включает также значительные запасы пресной воды, огромную площадь лесов и пригодных для обработки земель, причем половина из них в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке не вовлечена в оборот [13]. При этом сложившиеся структурные особенности ресурсообеспеченных стран, как правило, делают инвестиционное наполнение их экономик чрезвычайно зависимым от внешнего спроса на сырье и энергоносители, что вызывает необходимость углубления партнерских отношений на взаимовыгодной основе.

Чувствительность к колебаниям глобальных рынков. С одной стороны, значительная экспортная ориентированность ведущих южноазиатских экономик - Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Индонезии и даже Австралии - и их глубокая вовлеченность в процессы глобализации негативно отзываются существенной

зависимостью от западных рынков - как капитала, так и промышленных товаров. Высокая чувствительность к западной конъюнктуре создает предпосылки для переноса инвестиционного спроса на более устойчивые финансовые рынки Тихоокеанской Азии. С другой стороны, сильнейшее влияние колебаний западных энергетических рынков на экономику РФ вызывает необходимость диверсификации географии поставок, прежде всего в восточном направлении.

Обострение конкуренции за энергоносители ведет к изменению состояния и географии рынков. Выход КНР и других стран на рынки Центральной Азии, Казахстана не отвечает интересам России как экспортера, способного в полной мере удовлетворить запросы китайской стороны практически во всем товарным группам источников энергетического сырья. Проблема состоит только лишь в грамотной ценовой

32 Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. С. 40-41; Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 г. С. 92-94; Коржубаев А.Г., Курилов В.И., Левинталь А.Б., Меламед И.И. Геополитические приоритеты энергетической стратегии России // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2012. № 1. С. 7-19.

33 Восточная газовая программа. ОАО «Газпром».

URL: http://gazprom.ru/about/production/projects/east-program

политике и инфраструктурном обеспечении потоков. Потребность южнокорейской экономики может быть сполна покрыта за счет российской нефти и газа при условии сооружения терминалов, мощностей по сжижению на границе, транспортных и трубопроводных магистралей на полуострове.

Потенциал транспортной и энергетической инфраструктуры. Развитие инфраструктуры в ведущих странах АТР дает примеры современных подходов к организации перевозок и логистике. Так, Гонконг имеет третий в мире порт, из которого ежедневно выходит 300 судов; 17 секунд занимает растаможивание одного трала (с применением сканирования). Китай занимает 2-е место по протяженности скоростных автотрасс. Сингапур стал мировым хабом по переработке энергоресурсов, оснащенным самыми передовыми технологиями.

По оценкам Всемирной школы бизнеса INSEAD, страны АТР лидируют по уровню развития инфраструктуры, в целом: Сингапур занимает 1-е место в мире, Гонконг - 2-е, Австралия -4-е, Япония - 5-е; Ю. Корея - 8-е, опередив США (14-е место); в том числе по уровню развития

34

логистики34.

Уникальная геополитическая позиция России определяет ее ключевую роль в качестве торгово-экономического партнера и транспортно-логистического центра в АТР. По расстояниям поставок нефти и газа РФ имеет неоспоримые преимущества перед ближневосточными конкурентами - в 2-5 раз, не считая транспортных рисков прохождения через некоторые опасные заливы и проливы; дальность перевозок угля из Южной Африки также намного превосходит транспортировку из РФ35. Вместе с этим несовершенство транспортной и энергетической инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока ограничивает равноправное сотрудничество и экспортные возможности. К примеру, не хватает автомобильных магистралей, приграничных НПЗ, оснащенных современным оборудованием терминалов, подземных хранилищ,

транснациональных газопроводов (поэтому поставки газа осуществляются исключительно в сжиженном виде и через единственный терминал в п. Пригородное на Сахалине).

34 The Global Innovation Index 2015.

35 Коржубаев А.Г., Курилов В.И., Левинталь А.Б., Меламед И.И. Геополитические приоритеты энергетической стратегии России // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2012. № 1. С. 7-19.

Развитая институциональная среда в АТР. Прогрессивные институциональные

преобразования в странах АТР способствуют их адаптации к условиям глобализирующейся экономики. Развитие демократических институтов, повышение роли общественных организаций, защита прав собственности, расширение автономности университетов (в Японии с 2004 г., Южной Корее - с 2009 г.) - все эти сдвиги активизируют участников интеграционных процессов и облегчают межстрановые контакты. В ряде стран активная внешнеэконо-мическая политика поддержана различными организационно-правовыми мерами, в числе которых: страхование экспорта, финансовые стимулы для малого и среднего бизнеса, поддержание конкурентоспособности национальных

производителей на внешних рынках. Современное состояние и динамика институциональной и деловой среды АТР весьма привлекательны: согласно оценкам INSEAD, по качеству институциональной среды, включая состояние политической, управленческой и деловой среды, Сингапур занимает 2-е место в мире (1-е - по качеству регуляторной среды); Новая Зеландия -5-е; Гонконг - 8-е, Австралия - 11-е; Япония -17-е, опередив Германию (26-е); Южная Корея -33-е, Россия - 80-е, Китай - 91-е место. В частности, по оценке качества бизнес-среды, указанные страны располагаются, соответственно, на 3-м; 13-м, 6-м, 12-м, 21-м, 4-м, 50-м и 78-м местах из 14136. Таким образом, с позиций институционального климата ведущие страны АТР - надежные партнеры по бизнесу, и только в России и Китае институциональная среда может создать определенные барьеры для сотрудничества.

Позиции высшего уровня власти. Веским аргументом в пользу активизации взаимодействий является понимание необходимости перемен с обеих сторон. Это нашло отражение в таких правительственных документах, как

государственная Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная газовая программа, утвержденная в сентябре 2007 г. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ)37. Координировать деятельность по реализации данной программы поручено ПАО «Газпром». Согласно Энергетической стратегии

36 The Global Innovation Index 2015.

37 Восточная газовая программа.

России на период до 2030 г., предполагается увеличить долю АТР в структуре российского экспорта топливно-энергетических ресурсов до 26-27%38; а в проекте энергостратегии до 2035 г. предусмотрен рост до 31-32% к 2035 г., в том числе, до 23% по нефти и до 33% по газу39.

Курс внешнеэкономической политики практически всех стран АТР направлен на их сближение и взаимовыгодное партнерство - как со стороны правительств, так и со стороны бизнеса. К примеру, вопросы координации финансовой политики Китая, Японии и Южной Кореи обсуждались на правительственных встречах, форумах и саммитах АТЭС. Потенциал АТР представляет собой достаточный источник кардинальной модернизации тихоокеанской экономики, революционного развития энергетики и смежных отраслей, ИКТ, транспорта и связи, завоевания космоса и, одновременно с этим, мощный ресурс интенсивной глобализации высокотехнологичных рынков, изменения вектора товарных, финансовых и интеллектуальных потоков. Именно поэтому интересы федеральной власти и бизнеса сегодня сосредоточены в АТР.

Инициативы бизнеса и трансфер технологий. России нельзя оставаться в стороне от современных интеграционных сдвигов, и лидеры предпринимательских структур активно включаются в процессы интеграции: ООО Группа «Сумма», холдинг «Базовый элемент», банк ВТБ и др. Так, ОК РУСАЛ обеспечивает 85% потребности Японии в алюминии. ПАО «Газпром» и «Роснефть» обеспечивают энергоносителями Дальний Восток и многие страны АТР, участвуют в нефтегазовых проектах на Сахалине; ОАО «Транснефть» строила нефтепровод ВСТО. В сфере кредитно-финансовых взаимодействий заметно выделяется активность банковской сети ВТБ в Китае (50 банков), а также во Вьетнаме -Вьетнамо-российский совместный банк ВРБ, Сингапуре и Гонконге - инвестбанк «ВТБ Капитал»40.

Проект «Сахалин-2» - крупный интегрированный проект по совместному разделению производства на шельфе Сахалина, осуществляемый международным консорциумом. В апреле 1994 г. корпорации Royal Dutch Shell plc., Mitsui & Co. Ltd. и Mitsubishi Corporation основали компанию

38 Энергетическая стратегия России на период до 2030 г.

39 Проект Энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 г.

40 Костин А. Отвечая на вызовы, расширяя возможности

// Международная жизнь, специальный выпуск «АТЭС Россия

2012». 2012. С. 29-40.

Sakhalin Energy (Sakhalin Energy Investment Company Ltd.) для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-восточном шельфе острова Сахалин в рамках проекта «Сахалин-2» (рис. 7). В июне 1994 г. между Sakhalin Energy и российской стороной (в лице Правительства Российской Федерации и администрации Сахалинской области) было подписано соглашение о разделе продукции (СПР). Этот документ стал первым соглашением о разделе продукции, реализованным в России. В 1996 г. началась реализация первого этапа проекта; в 1999 г. на Пильтун-Астохском месторождении была добыта первая нефть; в 2003 г. начат второй этап проекта (см. рис. 7). В 2007 г. в качестве ведущего акционера вошло дочернее предприятие ПАО «Газпром» (Gazprom Sakhalin Holdings B. V.).

Согласно экологической оценке проекта «Сахалин-2» компанией AEA Technology, разработанный Sakhalin Energy план охраны труда и окружающей среды, а также техники безопасности при проведении работ по проекту «Сахалин-2» в целом соответствует требованиям международного и российского законодательства в области экологической и промышленной безопасности. В феврале 2009 г. на Сахалине начал работу первый в России завод СПГ41, а 18 июня 2015 г. ПАО «Газпром» и Shell подписали меморандум по реализации проекта строительства третьей технологической линии завода СПГ в рамках проекта «Сахалин-2». После этого, 20 октября 2015 г., «Газпром» и Mitsubishi обсудили развитие партнерства в рамках проекта «Сахалин-2», в частности вопросы создания третьей технологической линии завода СПГ42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тогда же, 10 сентября 2015 г., обсуждались вопросы сотрудничества ПАО «Газпром» с компаниями Linde и Daelim Industrial, в том числе по проекту «Амурский ГПЗ». Завод станет самым большим в России и одним из крупнейших в мире предприятием по переработке природного газа. Амурский ГПЗ будет построен в районе г. Свободный Амурской области. Проектная

3

мощность завода составит до 49 млрд м газа в год, кроме того, ГПЗ будет включать крупнейшее в мире производство гелия. На предприятие по газопроводу «Сила Сибири» будет поступать многокомпонентный газ Якутского и Иркутского центров газодобычи, создаваемых «Газпромом» в

41 Сахалин-2. ПАО «Газпром». URL: http://gazprom.ru/-about/production/projects/lng/sakhalin2

42 Пресс-релиз ПАО «Газпром». 10.09.2015.

URL: http://gazprom.ru/press/news/2015/september/article246352

рамках реализации Восточной газовой программы. Проект основан на принципах трансфера новейших технологий в процессе сотрудничества: Linde AG - одна из крупнейших в мире компаний, специализирующихся в области промышленных технологий по подготовке и разделению природного газа с выделением этана, пропана и более тяжелых углеводородных фракций; компания проектирует и строит криогенные установки по сжижению природного газа и гелия; Daelim Industrial Co., Ltd. - одна из ведущих инжиниринговых компаний Азии и Ближнего Востока, в сферу деятельности которой входят проектирование и строительство газо- и нефтеперерабатывающих, нефтехимических,

энергетических и промышленных объектов43.

Современная практика и исторический опыт межстрановых связей. Опыт сотрудничества накоплен не только между отдельными компаниями, но сложились известные институциональные формы интеграции - АСЕАН и АТЭС, продвигается создание зон свободной торговли. Рабочая группа АТЭС по энергетике (EWG, Energy Working Group) будет способствовать взаимодействиям России с АТР в сфере энергетики [13]. Созданное в 2012 г. Министерство по развитию Дальнего Востока РФ может выступать координатором региональной экономической политики и предпринимательства на базе концепции включения России в интеграционные процессы в АТР. Вместе с этим институциональные структуры поддержки недостаточны, они не выполняют в полной мере функции координации взаимодействий, в особенности в сфере НИОКР. В этих целях на Первом азиатско-тихоокеанском форуме было предложено дополнить их рабочей группой по инновациям в рамках АТЭС, сетью региональных исследовательских фондов и баз данных по инновациям и образованию, включая пул венчурных проектов и пул объектов инновационной инфраструктуры [13]. Корейские представители предложили стимулировать кооперативные формы взаимодействий и учредить Институт сообщества северо-восточной Азии в сфере экономики и безопасности с размещением его в Южной Корее, но с опорой на ресурсы бизнеса, государственных и академических структур всего региона и координацией работы со стороны специально созданного экспертного форума на площадке Дальневосточного федерального университета [13].

43 Пресс-релиз ПАО «Газпром». 20.10.2015. URL: http://gazprom.ru/press/news/2015/october/article249528

Таким образом, необходимые и достаточные предпосылки для активизации процессов интеграции в АТР сводятся к взаимно дополняющему характеру большинства экономик региона и придают импульс для углубления сотрудничества. Многие страны, в особенности Китай, Южная Корея, Сингапур, Таиланд и даже относительно закрытая Япония, по разным мотивам проявляют готовность к усилению межхозяйственных взаимодействий в той или иной форме, в том числе для формирования новой глобальной архитектуры и решения региональных, межгосударственных и внутриэкономических проблем. К последним относится: улучшение экосистемы, смягчение взаимных территориальных претензий, укрепление энергетической независимости, повышение качества экономического роста за счет интеллектуальных факторов.

Тихоокеанская Азия делает серьезные вызовы западному миру в области разработки и применения новых технологий и может стать источником прорывов на многих направлениях научно-технического развития: в альтернативной энергетике, в сфере медицины и биотехнологий, в освоении космического пространства, в распространении других инноваций. К примеру, Южная Корея уже обогнала Японию в производстве солнечных батарей. В связи с этим сотрудничество России с АТР перспективно с точки зрения освоения и распространения инноваций при условии создания объектов инфраструктуры и промышленного строительства на прилегающих к границе территориях совместными силами с российской и зарубежной стороны.

Перспективы углубления взаимодействий

Системный анализ потенциала развития научно-технического и энергетического сотрудничества российских организаций с АТР приводит к определенным выводам об условиях таких взаимодействий и направлениях интеграции. Согласно национальной энергетической стратегии России, кардинальный поворот в сторону АТР направлен на повышение устойчивости экономики в условиях колебаний международных нефтегазовых рынков и снижения спроса на углеводородное топливо в Европе. По данным компаний BP и Eurogas, доля российского сырья в газоснабжении ЕС в 2014 г. увеличилась до 28% (в 2013 г. - 23%), Европы - 32, в потреблении нефти и нефтепродуктов - более 35, угля - около 35%; при этом Германия, Италия, Польша

потребляют вместе 47,7% российского газа в

44

структуре своих источников .

В связи с принятием в ЕС новых стратегий энергонезависимости, повышением экологических приоритетов и сокращением доли традиционных источников энергии ожидается существенное снижение потребления углеводородного сырья и, соответственно, экспорта его из России. За 2014 г. потребление газа в ЕС сократилось на 11,6%45; по мнению ряда исследователей, газовый рынок в ЕС близок к насыщению, и в 2020-2025 гг. рост спроса может прекратиться [14]. Это пример новой тенденции энергетических рынков, когда доминирование продавцов сменяется

доминированием покупателей. Для смягчения связанных с этим рисков российским экспортерам целесообразно создавать инновационные энергоэффективные кластеры на базе передовых технологий и диверсифицировать энергетическую стратегию по источникам поставок, продуктам, рынкам, потребителям, в частности в АТР, где ожидается долгосрочный рост спроса со стороны растущих экономик, прежде всего Китая и Индии (рис. 8).

Однако в условиях турбулентной внешней среды важно изучить все факторы и прогнозы, например связанные с погодой и ценами на товары-заменители (уголь). В связи с этими факторами в ЕС и Швейцарии спрос на газ вырос на 9% в первой половине 2015 г. и ожидался рост на 7% в целом за 2015 г. до 441 млрд м . Это говорит о высокой неопределенности внешней среды, наличии перспектив энергетического

сотрудничества с европейскими компаниями и необходимости взвешенного подхода к диверсификации направлений поставок газа46.

В энергетической стратегии РФ предусмотрено повышение роли восточного направления и значительный рост экспорта газа, нефти и нефтепродуктов в эти страны (рис. 9).

В целом основные направления сотрудничества России и АТР должны преследовать национальные интересы в области модернизации промышленности, инфраструктурного

строительства, социально-экономического

44 BP Statistical Review, 2015; Eurogas Statistical report 2014. Eurogas. The Official site. URL: ttp://eurogas.org/uploads/media-/Eurogas_Statistical_Report_2014 .pdf

45 BP Statistical Review, 2015. P. 4.

46 Eurogas Press Release. 23.10.2015. Eurogas. The Official

site. URL: http://eurogas.org/uploads/media/Eurogas_Press_

Release_Gas_supply_in_2015_responds_to_increased_consumer _demand.pdf

развития восточных территорий страны по следующим позициям:

• научно-техническая сфера: ВПК (использование военной инфраструктуры в интересах экономики и безопасности); НИОКР (лазеры, светодиоды, медтехника, биотехнологии, новые композиты, нанотехнологии);

• энергетика, передача электроэнергии, модернизация энергетических мощностей, сетей;

• совместное освоение новых месторождений, особенно, труднодоступных, а также выполнение геологоразведочных работ;

• оптимизация и развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, создание транзитных сетей электроэнергии47;

• создание инновационных энергетических кластеров [6];

• реализация совместных инвестиционных проектов в области энергетики (нефтегазохимии, обогащения и глубокой переработки угля, др.), транспорта, навигации, освоения космоса;

• совместная подготовка специалистов и повышение квалификации кадров в сфере энергетики на базе потенциала ДВФУ48;

• развитие институциональной и конкурентной среды для организации взаимодействий: правовые институты, рынки труда и капитала, таможенная система;

• информация, наука и образование: углубление научного сотрудничества и обмена, создание общих банков данных и баз знаний;

• экология и рекреация: совместная природоохранная деятельность, в том числе единая политика утилизации отходов;

• здравоохранение, спорт, социальное развитие;

• культура, туризм.

Реализация каждого из указанных направлений базируется на согласовании интересов партнеров и взаимных уступках в случае конфликтов интересов. Так, Япония заинтересована не только

47 Бушуев В.В. Метасистемные принципы энергетики // Энергия: экономика, техника, экология. 2015. № 2. С. 11-21.

48Меламед И.И., Курилов В.И., Абрамов А.Л. Восточная политика России и Дальневосточный федеральный университет // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2013. № 2. С. 7-15.

в новых рынках капитала и стабильном импорте углеводородов, но и в специалистах в сфере энергетики, а также в совместных научных исследованиях (рис. 10). Перспективы роста доли поставок сжиженного газа в Японию открывает проект «Владивосток-СПГ», который предполагает строительство в Хасанском районе Приморского края завода по производству сжиженного природного газа, состоящего из трех технологических линий мощностью 5 млн т СПГ в год каждая. Первая линия будет введена в 2018 г. (в феврале 2013 г. проект перешел в инвестиционную стадию реализации).

Способы согласования интересов и углубления межхозяйственных взаимодействий включают правительственные меры стимулирования, расширение контактов и диалогов, развитие научно-технического сотрудничества, обмен специалистами, совместное строительство и разработка месторождений и др. Целями стратегии России является прежде всего приток современных технологий, инновационно наполненных инвестиций, диверсификация экспорта по потребителям и товарам высокого передела, рост рыночной ниши в АТР. Вместе с этим основным импортером остается Китай, особенно в свете принятой в 2007 г. программы возрождения северо-восточного Китая, но сотрудничество с Южной Кореей и Японией представляется более перспективным с точки зрения получения современных технологий.

Российско-китайский контракт на поставку газа может открыть определенные перспективы для усиления взаимодействий при условии системного подхода к реализации проекта: освоение Ковыктинского и Чаяндинского месторождений, строительства трубопровода «Сила Сибири», связанных с ним точек логистики, заводов по переработке, формирования крупных

газоперерабатывающих комплексов и

газохимических производств экспортной направленности, создания технологичных рабочих мест в этих районах (см. рис. 7). Чаяндинское месторождение является базовым для формирования Якутского центра газодобычи, его запасы газа составляют более 1,2 трлн м3. В 2014 г. на месторождении начата добыча нефти, в 2017 г. ПАО «Газпром» приступит к добыче газа, проектный уровень - 25 млрд м3 в год. Ковыктинское месторождение является базовым для формирования Иркутского центра газодобычи, его запасы газа составляют 1,5 трлн м3. Месторождение находится в стадии опытно-промышленной разработки, компания продолжает

геологоразведочные работы. Ожидаемый уровень добычи - около 35 млрд м3 газа в год. Рядом с Ковыктинским «Газпромом» открыто Чиканское месторождение, которое находится в стадии опытно-промышленной эксплуатации.

Газотранспортная система «Сила Сибири» станет общей для Иркутского и Якутского центров газодобычи и будет транспортировать газ этих центров через Хабаровск до Владивостока (см. рис. 7). Протяженность составит около 4 000 км, производительность - 61 млрд м3 газа в год. Газоперерабатывающий комплекс в г. Белогорске займется переработкой газа Чаяндинского месторождения, который имеет сложный компонентный состав, в том числе содержит значительную концентрацию гелия. Последнее открывает перспективы для России стать уникальным поставщиком гелия.

Углублению энергетических взаимодействий препятствует неосвоенность месторождений на востоке РФ и неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры в местах концентрации углеводородов. Именно поэтому приоритеты социально-экономического и инфраструктурного развития территорий Сибири и Дальнего Востока должны найти место в дорожной карте планируемых проектов. Позитивными результатами для обеих сторон могут быть новые рабочие места и рынки, рост ВВП и новых индустриальных отраслей, новые агломерации и инфраструктура в необжитых районах - как России, так и Китая. Синергетический эффект совместных проектов может быть получен за счет рационального распределения и использования природного, технологического, интеллектуального и экономического потенциалов, а также повышения экономической и энергетической устойчивости. Такой эффект будет тем больше, чем более досконально будут согласованы интересы сторон, причем выходящие за рамки исключительно газовых поставок.

Вместе с этим современные потребности в энергоносителях заметно меняют структуру мировых поставок, в которой все большее место занимает сжиженный природный газ (СПГ). Учитывая динамику спроса на СПГ в Японии и других странах в отсутствии необходимых мощностей на востоке РФ, некоторым экспертам представляется спорным сделанный выбор приоритетов49. По их мнению, целесообразно

49 Иноземцев В. Мечты срываются: в чем главная причина упадка «Газпрома» // РБК. 04.08. 2015. № 137 (2154).

концентрировать ресурсы на строительстве заводов по сжижению, в частности во Владивостоке, но не вкладываться в трубопроводный долгострой с неопределенной перспективой возмещения затрат в процессе реализации российско-китайского контракта. Мнение основано прежде всего на экономических ориентирах при оценке внешних факторов, угроз и рисков.

Однако специфика деятельности ПАО «Газпром» в роли поставщика «общественных благ» связана с реализацией социальных функций, и для оценки эффективности проекта требуется оценка сопряженных эффектов, в том числе - от инфраструктурного и экономического развития территорий при прохождении газопровода и других результатов. Дело в том, что системный подход к стратегии хозяйственных единиц и национальной экономики в целом предполагает реализацию комплекса требований, включая социальные, технологические, экологические аспекты концепции устойчивости, о которых шла речь в первом разделе статьи. Именно поэтому энергетическим компаниям необходимо адаптировать локальные интересы и способы управления к общесистемным приоритетам устойчивого развития [6]. При этом позиции «Газпрома» действительно свидетельствуют о некоторой не адаптивности стратегического управления и о не соответствии принимаемых решений тенденциям расширения рынков СПГ, роста экспортных поставок СПГ и соответствующих запросов со стороны потенциальных российских партнеров в индустриальных странах АТР. На Втором азиатско-тихоокеанском форуме в октябре 2012 г. сингапурские и японские представители бизнеса высказывали заинтересованность в

сотрудничестве с российскими энергетическими компаниями и торопили их со строительством завода по сжижению, мотивируя это тем, что иначе через два года все это не будет востребовано, имея в виду российских конкурентов по поставкам СПГ в Азии. Тем не менее нужные мощности не были введены, что явилось нарушением системных принципов организации сотрудничества.

Заключение

Анализ внешних и внутренних условий и факторов взаимодействий в сфере энергетики выявил достаточно высокий потенциал сотрудничества России с растущими экономиками АТР. Они достаточно полно взаимно дополняют друг друга с точки зрения располагаемого

ресурсного, финансового, научно-технического, кадрового и образовательного потенциалов. С одной стороны, можно прогнозировать повышение спроса на энергетические ресурсы в ряде ведущих стран АТР на долгосрочный период. С другой стороны, углубление энергетического

сотрудничества отвечает российским интересам, так как создает основу для трансфера новых технологий и комплексного социально-экономического развития восточных территорий страны.

Вместе с тем системные решения должны быть обоснованы с точки зрения долговременных тенденций и мировой динамики внешнеторговых отношений. Это требует проанализировать более широкий спектр факторов и условий внешней среды. К примеру, изменение в распределении доминирующих сил на мировых энергетических рынках в пользу покупателей заставляет прислушаться к аргументам оппонентов усиления восточного вектора энергетической стратегии РФ и взвесить все «за» и «против» альтернативных вариантов поддержания устойчивости ТЭК и российской экономики в целом. Например, на базе массовой технологической реконструкции энергетических отраслей в направлении соответствия передовым зарубежным стандартам качества продуктов, а также уровню технологий переработки и генерации, логистики и транспорта. Технологическое обновление ТЭК полностью отвечает национальным интересам повышения энергетической эффективности и безопасности и в то же время способствует удержанию доли энергетических рынков европейских стран, предъявляющих повышенные требования к экологии и качеству продуктов.

Кроме того, важно правильно оценить динамику конкурентной среды и исходя из этого выбирать потенциальных партнеров. Сегодняшняя потребность в углеводородах в Китае, Корее, Японии не является безусловным фундаментальным фактором стратегических взаимодействий с российскими компаниями. Следует принять во внимание рост конкуренции экспортеров в результате освоения новых крупных месторождений в Австралии, Индонезии, Новой Гвинее, которое может полностью перекроить картину азиатско-тихоокеанского партнерства. Так, экспорт газа из Индонезии, которая является значительным экспортером СПГ в АТР, увеличится за 2011-2035 гг. на 40%50. Гибкие и адаптивные поставщики СПГ из Юго-Восточной Азии, Индонезии и Малайзии, в отличие от российских

50 World Energy Outlook Special Report. 2013. P. 66.

экспортеров, наращивали мощности и инвестировали в строительство

регазификационных терминалов СПГ, которые гораздо дешевле, чем заводы по сжижению, хотя для некоторых из них запланировано расширение мощностей. К середине 2013 г. мощности СПГ в Юго-Восточной Азии достигли 90 млрд м3, то есть почти 1/4 объема мировых мощностей.

анализа полного набора технологических и факторов энергетических а также формулирования критериев устойчивости

Необходимость конкурентных, организационных взаимодействий, интегральных экономических объектов и систем всех уровней иерархии задает направления для дальнейших исследований этой темы.

Рисунок 1

Механизмы обратных связей в управлении и принятии решений

Рисунок 2

Достаточные условия для сотрудничества России и стран АТР

Условия для интеграции

Экономические условия

Развивающиеся и стабильно растущие экономики АТР Растуший спрос на ресурсы и технологии

Растущие рынки высокотехнологичных товаров и услуг Масштабный и взаимно дополняющий ресурсный потенциал Экспортная ориентация экономик и значительный экспортный потенциал Экономические стратегии интеграции - Институциональные условия и связанные с ними факторы

Исторический опыт сотрудничества Географическая близость и территориальная целостность Инфраструктура и транзитный потенциал

Ментальная близость Социально-политические факторы Амбиции и претензии на лидерство со стороны Японии и Китая

Рисунок 3

Современный (а) и прогнозный (б) потенциал АТР (в % к общемировым значениям)

Источник: рассчитано и построено по данным: Коржубаев А.Г., Курилов В.И., Левинталь А.Б., Меламед И.И. Геополитические приоритеты энергетической стратегии России // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2012. № 1. С. 7-19; Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 г. М.: ИНЭИ РАН, Аналитический Центр при Правительстве РФ, 2014. 173 с.

Рисунок 4

Фактические и прогнозные темпы роста реального ВВП РФ и стран АТР в постоянных ценах, % к предыдущему году

Источник: построено по данным ОЭСР, МБ, МВФ

Рисунок 5

Потребление нефти (а) и газа (б) в странах АТР и в мире в 1989-2014 гг.

Источник: построено на основе данных компании ВР Рисунок 6

Потребление первичных ресурсов по регионам мира в 2000-2010 гг. , базовый сценарий

Источник: Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 г. М.: ИНЭИ РАН, Аналитический Центр при Правительстве РФ, 2014. 173 с.

Рисунок 8

Потребность в импорте СПГ и природного газа в страны АТР

Источник: воспроизведено по данным ОАО «Газпром».

URL: http://gazprom.rU/f/posts/58/779078/presentation-press-conf-2014-06-18-ru.pdf Рисунок 9

Удельный вес восточного направления в российском экспорте в 2008-2035 гг., %

2008 2010 2020 2025 2035

Источник: построено на основе Проекта энергетической стратегии России на период до 2035 г.

Рисунок 10

Согласование интересов российских предприятий и потенциальных партнеров из АТР как основа сотрудничества и углубления межхозяйственных взаимодействий

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. 48 с.

2. Клейнер Г.Б. Новая теория экономических систем и ее приложения // Вестник РАН. 2011. Т. 81. № 9. С.794-808.

3. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 4-22.

4. Прангишвили И.В. Системный подход и повышение эффективности управления. М.: Наука, 2005. 434 с.

5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.

6. Бушуев В.В., Белогорьев А.М., Аполонский О.Ю. и др. Устойчивое развитие нефтегазовых компаний: от теории к практике: монография. М.: ИЦ «Энергия», 2012. 88 с.

7. Бушуев В.В., Мастепанов А.М., Первухин В.В., Шафраник Ю.К. Глобальная энергетика и геополитика (Россия и мир): монография. М.: ИД «Энергия», 2015. 88 с.

8. Меламед И.И., Абрамов А.Л., Коржубаев А.Г. и др. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе: перспективы интеграции: монография. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2011. 620 с.

9. Жонши Ю. Китайская экономика в 2012 году: рост или падение? // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 7-8. С. 29-31.

10. Луконин С.А., Михеев В.В. Китай и глобальный кризис. В кн.: «Тихоокеанская Азия: экономические и политические последствия глобального финансового кризиса». М.: Изд-во ИМЭИМО РАН, 2010. С. 6-19.

11. Леонтьева Е.Л., Швыдко В.Г. Японская экономика после кризиса и смены власти. В кн.: «Тихоокеанская Азия: экономические и политические последствия глобального финансового кризиса». М.: Изд-во ИМЭИМО РАН, 2010. С. 28-41.

12. Федоровский А.Н. Южнокорейская экономическая и политическая системы в условиях мирового кризиса. В кн.: «Тихоокеанская Азия: экономические и политические последствия глобального финансового кризиса». М.: Изд-во ИМЭИМО РАН, 2010. С. 58-70.

13. Интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: безопасность и развитие. Итоги первого азиатско-тихоокеанского форума / НП РСМД, РЦИ АТЭС. М.: Проспект, 2012. 33 с.

14. Belogoryev A.M. The prospects of gas relations between Russia and the EU in state of stagnation of gas demand in Europe // Energy Dialogue. 2012. № 3. P. 42-47.

ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations

ISSN 2073-2872 (Print)

SYSTEMIC PRINCIPLES OF ECONOMIC INTERACTION

AS THE BASIS FOR THE COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE PACIFIC RIM COUNTRIES Alla A. NIKONOVA

Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history: Abstract

Received 16 November 2015 Importance Considering global economic fluctuations, drop in prices for energy resources, Accepted 25 November 2015 development of new power technologies and changes in global power markets, it becomes very

important to maintain the sustainability of the Russian economy that is dependent on resource-based JEL classification: P21, P25, P28 income.

Objectives The research investigates specifics and priorities of would-be partners and selects correct areas, forms, mechanisms for interaction, so to coordinate local and national interests of all parties.

Methods I applied a systems approach to examine prospects for deepening the interaction and substantiate basic principles and areas for cooperation between the Russian and Asian partners in power. When making a system analysis of the long-term cooperation and its capabilities, I relied upon an evaluation of necessary factors and conditions for activating the power engineering cooperation.

Results I systematized premises, restrictions and advantages of deepening the power cooperation with the Pacific Rim countries, which demonstrated growing demand for power resources and could generate new technologies. I determined key areas for further development.

Conclusions and Relevance Prospects for strengthening the cooperation will depend on the consistency and systemic nature of management at each hierarchical level, institutional and infrastructure strategic decision support, adaptability of cooperating parties and their strategies, and other factors.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Keywords: power engineering, power resources, technologies, systems approach

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 15-02-00229(a).

References

1. Blauberg I.V., Sadovskii V.N., Yudin E.G. Sistemnyi podkhod: predposylki, problemy, trudnosti [A systems approach: premises, issues, difficulties]. Moscow, Znanie Publ., 1969, 48 p.

2. Kleiner G.B. Novaya teoriya ekonomicheskikh sistem i ee prilozheniya [A new theory of economic systems and its application]. Vestnik RAN = Bulletin of Russian Academy of Sciences, 2011, vol. 81, no. 9, pp.794-808.

3. Kornai J. Sistemnaya paradigma [The system paradigm]. Voprosy Ekonomiki, 2002, no. 4, pp. 4-22.

4. Prangishvili I.V. Sistemnyi podkhod i povyshenie effektivnosti upravleniya [A systems approach and enhancement of management efficiency]. Moscow, Nauka Publ., 2005, 434 p.

5. Kleiner G.B. Strategiyapredpriyatiya [Corporate strategy]. Moscow, Delo Publ., 2008, 568 p.

6. Bushuev V.V., Belogor' ev A.M., Apolonskii O.Yu. et al. Ustoichivoe razvitie neftegazovykh kompanii: ot teorii k praktike: monografiya [Sustainable development of oil and gas companies: from a theory to practice: a monograph]. Moscow, Energiya Publ., 2012, 88 p.

7. Bushuev V.V., Mastepanov A.M., Pervukhin V.V., Shafranik Yu.K. Global'naya energetika i geopolitika (Rossiya i mir): monografiya [Global energy and geopolitics (Russia and the world): a monograph]. Moscow, Energiya Publ., 2015, 88 p.

8. Melamed I.I., Abramov A.L., Korzhubaev A.G. Rossiya v Aziatsko-Tikhookeanskom regione: perspektivy integratsii: monografiya [Russia in the Pacific Rim: integration prospects: a monograph]. Vladivostok, FEFU Publ., 2011, 620 p.

9. Zhonshi Yu. Kitaiskaya ekonomika v 2012 g.: rost ili padenie? [The Chinese economy in 2012: growth or slump?]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2012, no. 7-8, pp. 29-31.

10. Lukonin S.A., Mikheev V.V. Kitai i global'nyi krizis. V kn.: Tikhookeanskaya Aziya: ekonomicheskie i politicheskie posledstviya global'nogo finansovogo krizisa [China and global crisis. In: Pacific Asia: economic and political implications of the global financial crisis]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2010, pp. 6-19.

11. Leont'eva E.L., Shvydko V.G. Yaponskaya ekonomikaposle krizisa i smeny vlasti. Vkn.: Tikhookeanskaya Aziya: ekonomicheskie i politicheskie posledstviya global'nogo finansovogo krizisa [The Japanese economy after the crisis and changes in authorities. In: Pacific Asia: economic and political implications of the global financial crisis]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2010, pp. 28-41.

12. Fedorovskii A.N. Yuzhnokoreiskaya ekonomicheskaya i politicheskaya sistemy v usloviyakh mirovogo krizisa. V kn.: Tikhookeanskaya Aziya: ekonomicheskie i politicheskie posledstviya global'nogo finansovogo krizisa [South Korea's economic and political system during the global crisis. In: Pacific Asia: economic and political implications of the global financial crisis]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2010, pp. 58-70.

13. Interesy Rossii v Aziatsko-tikhookeanskom regione: bezopasnost' i razvitie. Itogi Pervogo aziatsko-tikhookeanskogo foruma [Russia's interests in the Pacific Rim: security and development. The outcome of the First Asian-Pacific Forum]. Moscow, Prospekt Publ., 2012, 33 p.

14. Belogoryev A.M. The Prospects of Gas Relations between Russia and the EU in State of Stagnation of Gas Demand in Europe. Energy Dialogue, 2012, no. 3, pp. 42-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.