Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 94
А. Б. Дрякин
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
Аннотация.
Актуальность и цели. Разработка правильной и эффективной стратегии участия России на мировых энергетических рынках является приоритетным направлением энергетической политики страны. Важность энергетической сферы для российской экономики нашла свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Одним из наиболее важных направлений развития российской энергетической политики в настоящее время становится эффективное взаимодействие со странами АзиатскоТихоокеанского региона (АТР). Целью исследования является выявление основных направлений энергетической политики России в АТР и оценка их перспективности.
Материалы и методы. Исследование строится преимущественно на анализе основных нормативно-правовых документов Российской Федерации, регламентирующих внешнеполитические аспекты в целом и энергетическую политику в частности. Особое внимание уделяется выступлениям официальных лиц по теме исследуемой проблемы, а также документам переговоров и конференций, проводимых энергетическими корпорациями России со странами Востока. Интенсивность проведения переговоров, конференций и встреч, а также растущее число подписанных контрактов и договоренностей позволяют говорить о повышении интереса к региону со стороны российских энергопроизводителей.
Результаты. Исследованы основные направления энергетической дипломатии Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, эволюция интересов российских компаний в регионе и перспективы сотрудничества.
Выводы. Сотрудничество в сфере энергетики со странами Востока -направление энергетической политики страны, активно развивающееся в последнее десятилетие. Несмотря на существующие преграды, исследуемое направление энергетической дипломатии, безусловно, имеет огромный потенциал, что нашло отражение не только в официальных заявлениях, но и в растущем числе сделок в сфере энергетики.
Ключевые слова: энергетическая сфера, энергетическая политика, Стратегия национальной безопасности РФ, Азиатско-Тихоокеанский регион.
A. B. Dryakin
RUSSIA’S ENERGY DIPLOMACY IN THE ASIA-PACIFIC: KEY ASPECTS AND TRENDS
Abstract.
Background. Development of a good and effective strategy for Russia's participation in the global energy markets is a priority of the energy policy of the country. The importance of the energy sector of the Russian economy is reflected in the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. At the present time one of the most important trends in development of the Russia's energy policy is effective development of interaction with the Asia-Pacific region. The aim of the
102
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. История
study is to identify the main directions of the Russian energy policy in the Asia-Pacific and evaluate the prospects.
Materials and methods. The research was mainly based on the analysis of basic legal documents of the Russian Federation regulating the foreign policy aspects in general and the energy policy in particular. Special attention is paid to official statements on the problem, as well as documents of negotiations and conferences held by Russian energy corporations and the countries of the East. The intensity of the meetings, conferences and meetings, as well as a growing number of signed contracts and agreements reflect an increasing interest in the region from Russian energy producers.
Results. The author investigated basic directions of the energy diplomacy of the Russian Federation in the Asia-Pacific region, the evolution of the interests of Russian companies in the region and prospects for cooperation.
Conclusions. Energy cooperation with the countries of the East is a developing energy policy, especially in the last decade. Despite the existing obstacles, the studied aspect of the energy diplomacy, of course, has a huge potential, which is reflected not only in the official statements, but also in a growing number of transactions in the energy sector.
Key words: energy sector, energy policy, Strategy of National Security of the Russian Federation, Asia-Pacific region.
Разработка правильной и эффективной стратегии участия России на мировых энергетических рынках является приоритетным направлением энергетической политики страны. Важность данной сферы для российской экономики нашла свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. Энергетическая безопасность характеризуется как одно из «главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу» [1]. В качестве основных условий обеспечения национальной и глобальной энергетической безопасности выделяются многостороннее взаимодействие в интересах формирования отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии [1].
В Стратегии также выделяются основные элементы энергетической безопасности, а именно: «устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения» [1].
В конце 2009 г. Правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2030 г., в которой подтверждалась адекватность большинства ее важнейших положений реальному процессу развития энергетического сектора страны даже в условиях резких изменений внешних и внутренних факторов, определяющих основные параметры функционирования топливно-энергетического комплекса России. В качестве одной из задач, решение которой необходимо для достижения стратегической цели внешней
Humanities. History
103
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
энергетической политики, является содействие формированию единого европейско-российско-азиатского энергетического пространства [2].
С 2012 г. Энергетическая стратегия Российской Федерации предусматривает увеличение доли государств Азиатско-Тихоокеанского региона в структуре экспорта энергоресурсов вплоть до 30 %.
Рассматривая проблему обеспечения энергетической безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, следует отметить, что три ведущие региональные державы - Китай, Япония и Индия - являются ключевыми акторами на азиатской политической арене. Если ранее модель их взаимодействия могла быть охарактеризована скорее как конкурентная, в последние годы явно прослеживается тенденция на выработку коллективной стратегии по обеспечению региональной энергетической безопасности.
Еще в 2007 г. на форуме в Давосе «Формирование глобальной повестки дня: баланс сил» были отмечены кардинальные структурные изменения мировой экономики, что не могло не оказать влияния на сложившуюся систему международных отношений [3]. Действительно, активный рост азиатских экономик, в сторону которых сдвигается центр роста мировой экономики, затрагивает и мировой рынок энергоресурсов. Фактически азиатские державы перекраивают карту мирового рынка энергетики. Согласно Международному энергетическому обзору (2006), темпы экономического роста в Азии будут иметь важнейшее значение для темпов роста на нефтяных рынках и во многом их определять. Темпы экономического роста Китая, Индии и других стран региона, не входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), будут достигать 5,5 % в промежутке с 2003 по 2030 г., что является самым высоким показателем в мире [4].
В Международном энергетическом обзоре (2014) прогнозируется, что мировое потребление энергии вырастет на 56 % в период между 2010 и 2040 г., а общий уровень потребления энергии будет расти примерно на 1,6 % в год, причем большая доля потребления энергии будет приходиться на страны, не входящие в ОЭСР [5].
Обеспечение энергетической безопасности в Азии совмещает в себе глобальный и региональный контексты. С одной стороны, это конкуренция за энергоресурсы между новыми азиатскими экономиками и традиционными участниками, такими как страны Европы и Соединенные Штаты Америки, с другой - развивается взаимодействие в сфере энергетики и между странами региона, например между Китаем и Индией или Китаем и Японией. И несмотря на активную политику региональных держав, таких как Китай, Индия, Япония, Малайзия и Республика Корея, в формировании системы региональной энергетической безопасности активно участвуют США и Россия.
Взаимодействие с Российской Федерацией в сфере энергетики в последние годы развивается усиленными темпами. После трагедии на Фукусиме Токио вынужден искать новый баланс между стремлением диверсифицировать импорт энергоресурсов и учетом рисков при налаживании политического диалога с Москвой, направленного на организацию поставок на азиатский рынок углеводородов из Восточной Сибири.
В основе энергетической дипломатии Японии лежит взаимодействие с ключевыми экспортерами углеводородов из числа стран Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ), Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малай-
104
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. История
зия, Бруней), Северной и Южной Америки (Канада, Мексика), а также с Австралией. Вместе с тем в последние годы активно развивается сотрудничество по новым перспективным направлениям, а именно с Россией. Со второй половины 2000-х гг. ведется активное взаимодействие в рамках проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2», строительства второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), разведки нефтегазовых ресурсов Восточной Сибири, подписания новых соглашений о поставках каменного угля (Республика Саха (Якутия), Сахалин, Приморье), модернизации российских нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей, а также налаживания взаимодействия в сфере энергосбережения и новых источников энергии.
Китай, благодаря своему соседству с Россией и нуждаясь в постоянно растущем объеме ресурсов, активно развивает взаимодействие в сфере энергетики. Так, например, по трубопроводу «Сковородино - Дацин», который является ответвлением ВСТО, с начала 2011 г. начали осуществляться поставки российской нефти.
Еще одним важным шагом как для Китая, так и для России является подписание тридцатилетнего контракта на поставку российского газа в Поднебесную по газопроводу «Сила Сибири» из Чаяндинского месторождения в Республике Саха-Якутия (по пути Якутск - Хабаровск - Владивосток). Само начало работ по реализации данной газотранспортной системы закладывает основу для последующих переговоров с Китаем в возможности расширения «восточного маршрута».
В рамках вышеупомянутого проекта планируется строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и завода химических удобрений в Приморье, а также газоперерабатывающего и газохимического комплексов в Амурской области. Это позволит активизировать в регионе создание необходимой инфраструктуры для углеводородного сырья.
С марта 2013 г. российская сторона активно пытается возобновить переговоры относительно проекта «Азиатское суперкольцо», обсуждение которого началось еще в начале 2000-х гг. В проекте предусматривалась интеграция энергетических систем России, Южной Кореи, Китая, Японии, однако в 2003 г. проект был заморожен [6]. После трагедии на Фукусиме вернуться к его обсуждению предложила японская сторона.
Напомним о том, что Россия обладает самыми крупными запасами энергетических ресурсов в мире, развитой промышленной базой и мощным научно-техническим потенциалом в сфере топливно-энергетического комплекса (ТЭК), что дает ей возможность играть заметную роль в мировой энергетике и решении проблем, ее затрагивающих.
Сегодня перед энергетической политикой России стоят важные задачи. В частности, ей необходимо реформировать электроэнергетику, либерализовать рынок электроэнергии, провести реформу атомной энергетики. Должны быть найдены решения для создания более благоприятных налоговых условий в нефтегазовом комплексе. Российской Федерации следует стимулировать развитие нефтеперерабатывающих и нефтегазовых предприятий, а также продвижение биржевой торговли энергоресурсами. Немаловажными задачами становятся устранение избыточных административных барьеров в деятельности энергетических компаний, а также активная реализация инфра-
Humanities. History
105
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
структурных проектов, которые должны стать основой развития отечественной энергетики.
При этом основным приоритетом государственной энергетической политики является укрепление внешнеэкономических позиций России на мировых энергетических рынках через обеспечение эффективного развития ТЭК России путем рационального использования природных энергоресурсов с целью устойчивого роста экономики и улучшения качества жизни населения, так как, «последовательно интегрируясь в мировую экономику и политику, Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений» [6].
По прогнозам, в будущем Россия не только сохранит свои позиции на мировом энергетическом рынке как крупнейший поставщик энергоносителей, но и качественно изменит характер своего присутствия на нем за счет диверсификации товарной структуры и направлений российского энергетического экспорта, активного развития новых форм международного энергетического бизнеса и расширения присутствия российских компаний за рубежом. Это позволит снизить риск монозависимости российского энергетического сектора от экспорта энергоносителей в Европу, а также увеличит доходность и эффективность международной деятельности российских топливно-энергетических компаний без существенного увеличения объемов экспорта первичных энергоносителей.
В целях выполнения задачи диверсификации экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта российской стороной реализуется ряд стратегических инфраструктурных проектов, нацеленных на обеспечение энергетической безопасности: «Восточная Сибирь - Тихий океан», БТС-2, нефтепроводные системы «Север» и «Юг», газопроводы «Северный поток», «Южный поток», «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», многониточная газопроводная система с полуострова Ямал.
На Дальнем Востоке в рамках Восточной газовой программы формируются пять центров газодобычи и газопереработки - в Красноярском крае, Иркутской области, республике Саха (Якутия), на Камчатке и Сахалине, объединенных системой магистральных трубопроводов. Также заслуживает внимания развитие Россией портовой и транспортной инфраструктуры для перевозки жидких углеводородов (нефти, конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов).
В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации также важное и всевозрастающее значение имеют Азиатский и АзиатскоТихоокеанский регионы, имеются в виду как диалоги на двусторонней основе, так и многосторонние форматы, такие как ШОС, БРИКС, АСЕАН и т.д. Одной из важнейших практических задач, стоящих перед российской нефтегазовой промышленностью, является диверсификация поставок нефти и газа на экспорт, и в первую очередь за счет развития взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, прежде всего с Китаем.
Нынешний статус России как крупнейшего мирового добытчика ископаемых углеводородов имеет в основе колоссальные вложения в освоение нефтегазовых ресурсов Западной Сибири, которые начало планомерно осуществлять руководство Советского Союза в 1950-х гг., - говорится в отчете Американского Центра стратегических и международных исследований.
106
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. История
Сегодня разрабатываемые там месторождения уже прошли пик своей отдачи, так что для сохранения общего уровня добычи углеводородов, уж не говоря о планах его дальнейшего наращивания, Россия должна интенсивно осваивать новые месторождения в других регионах, прежде всего в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Это требует огромных материальных затрат и использования самых современных технологий.
Здесь стоит упомянуть об «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», принятой в 2009 г., ведь по завершении этого периода доля нефтяного экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона должна составить 22-25 % (по сравнению с нынешними 8 %), а газового - 20 %.
Россия сформировала мощный «энергетический пакет» услуг для стран АТР. В его основе - разнообразные предложения от нефтегазовых, угольных, электрогенерирующих и горнодобывающих российских компаний. Этот пакет содержит весь спектр энергетических возможностей страны - от гибких цен, удобных маршрутов до долевого участия в разработке и разведке месторождений для наиболее перспективных партнеров. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России открыто 140 крупных месторождений нефти и газа и планируется открытие еще 220 месторождений. К 2020 г. только эти регионы России будут давать ежегодно по 70-75 млн нефти и 140 млрд кубометров газа. Среди стран АТЭС не очень много государств - производителей, поставщиков углеводородов. Это Россия, Вьетнам, Индонезия. За РФ в данной тройке - безусловное лидерство. Круг стран, остро нуждающихся в энергоносителях, значительно шире. Это и огромный Китай, и две Кореи, и Япония, и страны латиноамериканского континента, а также большая часть государств Юго-Восточной Азии [7].
В условиях, когда возобновляемая энергетика еще не набрала полной силы, углеводородная на ближайшую и среднесрочную перспективу будет оставаться стержневой.
Спрос на энергоносители в регионе Северо-Восточной Азии быстро растет, особенно со стороны Китая. Это предоставляет исторический шанс России использовать для развития своих восточных территорий огромные таящиеся под ними запасы нефти и природного газа. Значительные успехи на этом пути есть: весной 2009 г. начался экспорт сжиженного природного газа с месторождения «Сахалин-2», в конце того же года от дальневосточных берегов страны отошел первый танкер, загруженный нефтью из недавно законченной первой очереди нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» протяженностью 2,7 тыс. км. Россия громко заявила о своих намерениях стать крупным игроком на этом новом для нее региональном нефтегазовом рынке [8].
Если следовать выводам отчета Американского Центра, то Москве не удалось «раздуть» и использовать в своих интересах соперничество между Китаем и Японией за российские нефть и природный газ, поскольку в то время как дипломаты все громче трубили о «российско-китайском стратегическом партнерстве», в недрах Кремля крепли опасения, что рост влияния Пекина в сфере региональной энергетики в перспективе противоречит российским геологическим интересам. В результате Пекин может позволить себе обойтись без российского природного газа, по крайней мере в ближайшее десятилетие.
Humanities. History
107
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Итак, сегодня восточный вектор российской энергетической дипломатии определяется четырьмя основными факторами:
- необходимостью компенсировать падение добычи на истощающихся месторождениях Западной Сибири и ускорить разработку нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;
- перспективой роста спроса на нефть и газ на европейских рынках, который выглядит весьма скромным, а на востоке - Китая с его самым быстрорастущим в мире рынком энергоресурсов;
- стремлением устранить слабое звено путем привлечения на Дальний Восток огромных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных);
- наращиванием экспорта энергоресурсов в восточном направлении. Москва надеется заполучить «азиатскую козырную карту» в своих взаимоотношениях со странами Европейского союза, которые все сильнее противятся ее практике использования поставок российских природного газа и нефти для достижения своих политических целей и которые все активнее ищут возможности снижения зависимости от этих поставок.
Россия в состоянии создать энергетический альянс не с Европой, а с Азией. Залежи газа в Западной Сибири, которые до сих пор предполагалось направить на рынки Европы, могут в будущем быть направлены в Китай.
Российская Федерация не хотела отдавать Китаю место энергетического лидера в Азии и поэтому занялась разработкой своих месторождений, например в Находке, откуда углеводороды должны поступать в Японию и другие азиатские страны. Таким образом, Россия хочет «прибрать к рукам» большую часть транспортных сетей доставки энергоресурсов в азиатском регионе [8, s. 146].
Итак, стабильные поставки энергоресурсов от производителей к потребителям играют важную роль в реализации концепции национальной безопасности страны.
Принимая во внимание стабильный рост спроса на энергоресурсы и высокие темпы развития рынков сбыта, ведущие региональные державы проводят активную энергетическую политику, направленную не только на развитие двусторонних связей со странами региона и странами-соседями, но и на участие в многосторонних интеграционных группировках и проектах, носящих уже региональный характер.
Одним из активных участников региональных проектов в сфере энергетики в АТР является Российская Федерация. В последние годы интерес к данному региону у России растет, концептуально подчеркивается значение расширения ее участия в региональных процессах в АТР, в том числе связанных с поставками российского газа, нефти и нефтепродуктов.
Развитие нефтяной, газовой, угольной промышленности и электроэнергетики не только укрепит позиции на азиатских энергетических рынках, но и усилит роль России как мирового энергетического лидера. Выход Российской Федерации на энергетические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона станет хорошим стимулом к развитию Дальневосточного региона, поэтому разработка комплексной энергетической стратегии России в АТР, а также активное ее участие в интеграционных региональных объедениях, занимающихся решением вопросов в сфере энергетики, крайне необходимы.
108
University proceedings. Volga region
№ 4 (32), 2014
Гуманитарные науки. История
Список литературы
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. - URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р. -URL: http://minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/
3. Le Forum de Davos ouvre son edition 2007 En savoir plus sur. - URL: http://www. lexpress.fr/actualite/economie/davos-2007-c-est-parti_462477.html
4. International Energy Outlook 2007. - URL: www.eia.doe.gov/oiaf/ieo/oil.html
5. International Energy Outlook 2013. - URL: http://www.eia.gov/forecasts/ieo/more_ highlights.cfm
6. Идем на сближение // Российская газета. - URL: //http://www.rg.ru/2013/03/11/ sblijenie.html
7. АТЭС: без российских энергоресурсов модернизация невозможна // Радио «Голос России» (26.03.2012). - URL: http://rus.ruvr.ru/2012_03_26/69633199/
8. Rahr, A. Russland gibt Gas. Die Ruckkehr einer Weltmacht / A. Rahr. - Munchen : Hansen Verlag, 2008.
References
1. Strategy of National Security of the Russian Federation until 2020, approved by the Decree of the President of the Russian Federation from 12 May 2009 № 537. Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
2. Energy strategy of Russia until 2030. Approved by the directive of the Government of the Russian Federation from 13 November 2009 № 1715-r]. Available at: http:// minenergo.gov.ru/aboutminen/energostrategy/
3. The Davos Forum 2007. Available at: http://www.lexpress.fr/actualite/economie/davos-2007-c-est-parti_462477.html
4. International Energy Outlook 2007. Available at: http://www.eia.doe.gov/oiaf/ieo/ oil.html
5. International Energy Outlook 2013. Available at: http://www.eia.gov/forecasts/ieo/ more_highlights.cfm
6. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper]. Available at: //http://www.rg.ru/2013/03/11/ sblijenie.html
7. APEC: modernization is impossible without Russian energy sources. “Voice of Russia” radio (26.03.2012). Available at: http://rus.ruvr.ru/2012_03_26/69633199/
8. Rahr A. Russland gibt Gas. Die Ruckkehr einer Weltmacht [Russia is gas. The return of the great power]. Munchen: Hansen Verlag, 2008.
Дрякин Андрей Борисович
соискатель, кафедра дипломатии, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ; заведующий консульским отделом, Посольство Российской Федерации в Ямайке
(Ямайка, г. Кингстон, ул. Норбрук Драйв, 22)
E-mail: dryakin@mail.ru
Dryakin Andrey Borisovich Applicant, sub-department of diplomatics, Moscow State Institute of International Relations (university) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation; head of consular department, Embassy of the Russian Federation in Jamaica
(22 Norbrook drive, Kingston, Jamaica)
Humanities. History
109
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 94 Дрякин, А. Б.
Энергетическая дипломатия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: основные аспекты и направления / А. Б. Дрякин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. -№ 4 (32). - С. 102-110.
110
University proceedings. Volga region