Научная статья на тему 'Структурные компоненты становления детской личности'

Структурные компоненты становления детской личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
642
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вавилова Ирина Николаевна

В данной статье говорится о нравственной составляющей личности, которая обладает своей внутренней динамикой. Обосновывается, что противоречие между социальной и антисоциальной тенденциями личности создаёт механизм движения. Именно противоречия, а иногда и конфликт между находящимися в определённой иерархической связи мотивами поведения личности, выступают как механизм особого внутреннего движения в индивидуальном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты становления детской личности»

УДК 159.9

Вавилова Ирина Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент. Шадринский государственный педагогический институт irinavolgina777 @mail. ru Vavilova Irina Nikolaevna

сandidate of pedagogical sciences, associate professor Shadrinsk state teacher training college irinavolgina777 @mail. ru

СТРУКТУРНЫЕКОМПОНЕНТЫСТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙЛИЧНОСТИ

STRUCTURALCOMPONENTSOFFORMATION OFTHECHILDREN'SPERSONALITY

Аннотация: В данной статье говорится онравственной составляющей личности, которая обладает своей внутренней динамикой. Обосновывается, что противоречие между социальной и антисоциальной тенденциями личности создаёт механизм движения. Именно противоречия, а иногда и конфликт между находящимися в определённой иерархической связи мотивами поведения личности, выступают как механизм особого внутреннего движения в индивидуальном сознании.

Ключевые слова: Личность, нравственность, развитие, дошкольник.

Summary: In this article it is spoken about the moral making personality who possesses the internal dynamics. The contradiction between social and antisocial tendencies of the personality creates the movement mechanism. Contradictions, and sometimes and the conflict between the motives which were in a certain hierarchical communication of behavior of the personality, act as the mechanism of special internal movement in individual consciousness.

Keywords: Personality, moral, development, preschool child.

Развитие ребенка - процесс, обладающий рядом характеристик, это: многомерный характер развития включает физико-моторный, познавательный, эмоциональный и социальный аспекты; комплексный характер развития; преемственный характер развития начинается до рождения и продолжается на протяжении всей его жизни; развитие протекает во взаимодействии со средой.

Процесс развития обеспечивается ведущей деятельностью и специально-организованным процессом обучения. Дошкольник - субъект обучения, развития способностей и нравственных качеств, эмоций. Дошкольники обладают высокой восприимчивостью к социально-психологическим воздействиям; происходит постепенная перестройка сознания ребёнка, а изменение отношений к окружающему зависит от социальной ситуации развития. При этом ведущая роль в формировании личности дошкольника

принадлежит эмоциям (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец).

Развитие личности соотносится с процессом количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов, определяется как регуляторные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия. Это новые проявления, их совершенствование. При этом возникают и проявляются противоречия между новым, нарождающимся, и старым, отмирающим. Эволюция учений о детском развитии шла по пути более глубокого осмысления роли общества в развитии ребенка. Ранние теории рассматривали детское развитие в системе отношений «ребенок-предмет». За проблемой соотношения двух факторов, которые влияют на процесс психического развития ребенка, скрывается предпочтение фактора наследственной предопределенности развития.Практически все современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений «ребенок-общество». Однако эта тенденция не выводит перечисленные теории за рамки естественнонаучной парадигмы в изучении детского развития. Динамика нравственно-этического компонента не сводится только к изменению через смену деятельности или места личности в системе общественных отношений.

С первых дней жизни личность окрашена индивидуальным, что сначала выступает слабо и неясно, но ищет своего более полного и адекватного выражения и с годами находит его в большой или меньшей степени. Развитие личности осуществляется через разрешение противоречий. Это связано с определенностью и самоопределением личности, разрешением противоречий, в которые вступает она с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми. Изменение личности происходит под влиянием времени, обстоятельств и событий.

Под социально-личностным развитием в отечественной психологии понимается процесс вхождения человека в социальную среду, овладение социальным опытом, действиями и отношениями, осознание себя в обществе, видение себя в других людях, ориентации личности в системе её жизнедеятельности, готовность к ответственности в окружающем мире.

Основной целью социально-личностного развития ребенка остается адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению её содержанием. Приобщение ребёнка к социальной действительности через познание последней и присвоение социального опыта при целенаправленном руководстве способствует зарождению общественной и нравственной направленности детской личности. Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев обозначили, что дошкольное детство - это период первоначального фактического складывания личности, развития личностных механизмов поведения [1, 3] Учение Л.С. Выготского о высших психических функциях в значительной степени решало задачу выявления социальной детерминации психики. Доказав, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлечённое мышление, волевое действие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготский [2] пришёл к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо

выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях.

Усвоение общественного опыта изменяет содержание психической жизни и создаёт новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций, отличающих человека от животных.

Вконцепции социального развития личности ребенка Д.И. Фельдштейна(1994) отмечается, что важнейшим критерием развития личности является степень развитости социальности, в связи с этим целесообразно рассматривать становление личности в онтогенезе как особую форму проявления социального развития. Главным критерием социализированости личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости [4].

О значении социального опыта ребёнка в нравственном воспитании писал А.В. Запорожец. Он отмечал, что эгоизм ребёнка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта.Ребенок в овладении собой, своим поведением идет тем же путем, что и в овладении внешней природой - извне. У Л. С. Выготского среда выступает в качестве источника развития в отношении высших психических функций [2]. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как сотрудничество с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни человека и его возможностями[4]. Наследственность устанавливает диапазон развития характеристик, внутри каждого детерминируются характеристики, обусловленные средой. Личность развивается в обществе, и на её формирование оказывает влияние вся социальная действительность. Развитие личности есть процесс формирования психологических качеств. В их системе одни выступают ведущими, другие - подчинёнными.

Итак, становление личности - развитие целостности внутреннего мира. У каждой личности формируется свой собственный мир и образ жизни. В структуре его важное место занимают мотивы её поведения, в основе которых лежит личная заинтересованность. Личность становится для себя тем, что она есть в «себе», через то, что она представляется другим. Литература

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М., Воронеж -1997. - 349 с.

2. Выготский, Л.С. Игра и её значение в психическом развитии ребёнка [Текст]/ Л.С. Выготский // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Т.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000.- С. 19-35.

3. Запорожец, А.В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста [Текст]/ А.В. Запорожец //Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2003.- С. 203 - 207.

4. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития [Текст]/Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 3 - 19.

Literature

1. Bozhovich, L.I.Problemy offormation of the identity of [Text] / L.I. Bozhovich.- M, Voronezh -1997. - 349pages.

2. Vygotsky, L.S.Igra and its value in mental development of the child [Text] / h.p. Vygotsky//Psychology of the preschool child: Anthology / Sost. T.A. Uruntayev. -M: Academy, 2000. - Page 19-35.

3. The Zaporozhets, A. V.Igra and its role in development of the child of preschool age of [Text] / A. V. Zaporozhets//Anthology of age psychology. - M: Publishing house of the Moscow psikhologo-social institute; Voronezh: NPO Modek publishing house, 2003. - Page 203 - 207.

4. Feldstein, D.I.Detstvo as social and psychological phenomenon and special condition of development of [Text]/ D.I.Feldstein//psychology Questions. - 1998 .No. 1. - Page 3 - 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.