Научная статья на тему 'Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий'

Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
807
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PRESCHOOL AGE CHILD / MORAL PROGRESS / MOTIVATIONAL ORIENTATION IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Севостьянова Елена Олеговна

Цель: формирование мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий. Методы проведения работы: теоретический анализ и моделирование, тестирование, анкетирование, эксперимент, статистическая обработка полученных результатов (t критерий Стьюдента). Результаты: Разработана процессуально-содержательная развивающая программа «Страна Добра», способствующая формированию у старших дошкольников мотивационной направленности на усвоение этических понятий. Предложенная технология в ходе экспертной оценки и по результатам апробации доказала свою теоретико-методологическую обоснованность и эффективность, может быть использована в ДОУ для детей в возрасте 6-7 лет. Область применения результатов: Авторская программа, построенная на специальной технологии, позволит практикам обучать детей мотивационной направленности, моральному выбору, позитивному применению этических понятий в жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A MOTIVATIONAL ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL THE SENIOR ON THE UNDERSTANDING OF ETHICAL CONCEPTS OF PRE-SCHOOL CHILDREN

Purpose: а motivational orientation of the individual the senior on the understanding of ethical concepts of pre-school children. Methodology: theoretical analysis and modeling, testing, questionnaire, experiment, statistical processing results (t-Student test). Results: A procedural content to unfold the program "Country Goodness" that contributed to an older preschoolers motivational orientation on the understanding of ethical concepts. The proposed technology during the expert review and testing has proven theoretical-methodological soundness and efficiency, can be used in preschools for children aged 6-7 years. Practical implications: The author's program based on special technology will allow practitioners to teach children the motivation, moral choices, positive application of ethical concepts in life situations.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий»

УДК 159.9.07 КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА НА УСВОЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Севостьянова Е.О.

Цель: формирование мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий.

Методы проведения работы: теоретический анализ и моделирование, тестирование, анкетирование, эксперимент, статистическая обработка полученных результатов ^ - критерий Стьюдента).

Результаты: Разработана процессуально-содержательная развивающая программа «Страна Добра», способствующая формированию у старших дошкольников мотивационной направленности на усвоение этических понятий. Предложенная технология в ходе экспертной оценки и по результатам апробации доказала свою теоретико-методологическую обоснованность и эффективность, может быть использована в ДОУ для детей в возрасте 6-7 лет.

Область применения результатов: Авторская программа, построенная на специальной технологии, позволит практикам обучать детей мотивационной направленности, моральному выбору, позитивному применению этических понятий в жизненных ситуациях.

Ключевые слова: дошкольник; нравственное развитие; мотивационная направленность личности.

THE CONCEPT OF A MOTIVATIONAL ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL THE SENIOR ON THE UNDERSTANDING OF ETHICAL CONCEPTS OF PRE-SCHOOL CHILDREN

Sevostianova E.O.

Purpose: a motivational orientation of the individual the senior on the understanding of ethical concepts of pre-school children.

Methodology: theoretical analysis and modeling, testing, questionnaire, experiment, statistical processing results (t-Student test).

Results: A procedural content to unfold the program "Country Goodness" that contributed to an older preschoolers motivational orientation on the understanding of ethical concepts. The proposed technology during the expert review and testing has proven theoretical-methodological soundness and efficiency, can be used in preschools for children aged 6-7 years.

Practical implications: The author's program based on special technology will allow practitioners to teach children the motivation, moral choices, positive application of ethical concepts in life situations.

Keywords: preschool age child; moral progress; motivational orientation identification.

Любой период развития человечества диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дошкольный возраст является наиболее плодотворной почвой для формирования нравственных качеств. Именно в этот период (от 3 до 7 лет) у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение. Мотивационная направленность, как сложное личностное образование, определяет все поведение личности. В ней выражается качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт лич-

ности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Мотивы, которые оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, образуют своеобразный стержень личности.

Отечественная психология в исследуемой проблеме акцентируется спецификой методологического подхода. С.Л. Рубинштейн, вводит в научный обиход понятие направленности личности через характеристику основных интересов, потребностей, установок, идеалов, склонностей, устремлений людей. Б.Г. Ананьев считал, что мотивационная направленность личности - это основная жизненная необходимость, а А.Н. Леонтьев назвал направленность смыслообразующим мотивом. У Б.И. Додонова направленность личности - система потребностей, у К.К. Платонова - это совокупность влечений, желаний, убеждений. Л.И. Божович рассматривает её системой или совокупностью мотивов. Для В.Н.Мясищева - это «доминирующее отношение» [6]. Направленность личности как сложное мотивационное образование раскрыта в учении В.С. Мерлина. По его мнению, это система мотивационных образований, определяющая направление и тенденцию поведения, и деятельность человека, ориентирующая его облик в социальном плане. Единство социальной и личностной детерминат развития выделил А.Г. Асмолов, а усложнение установок саморегуляции поведения - Е.П. Ильин, А.В. Ермолин, А.О. Прохоров. Б.Ф.Ломов отмечал, что по-требностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь.

В нашей концепции мотивационная направленность личности на усвоение этических понятий представлена как психологический компонент потреб-ностно-мотивационной сферы ребенка, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для нравственного развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в игре, общении, жизнедеятельности.

Основной задачей нравственного развития детей является развитие мотивационной направленности личности дошкольника посредством усвоения этических понятий и норм, что повлияет на формирование нравственного поведения. Произвольность поведения основывается на постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. Возможность управлять своим поведением и поступками выделяется как особая задача. Развитие ребенка идет от непроизвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его произвольности, регулируемости. Оно проявляется в умении ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

Моральная регуляция предполагает образец, эталон, с которым дошкольник может соотносить собственное поведение. В одних случаях этим образцом поведения является взрослый, которому ребенок стремится подражать, в других в качестве эталона выступают литературные герои, сказочные персонажи. Поведение на ситуационном уровне навязывается извне и характеризуется противоречивостью, непредсказуемостью. Ситуационные побуждения постепенно преобразуются в личностные мотивы поведения.

Такое понимание строится на основе концептуальных положений, касающиеся проблемы нашего исследования и представленных в зарубежных и отечественных психологических концепциях.

Концепция моральной ответственности Ж. Пиаже, основанная на выделении стадий в развитии моральной ответственности, отражает один из аспектов нравственного развития ребенка. Ответственность (этическое понятие) в понимании автора носит оценочный характер, не отражая реального поведения ребенка.

Автора концепции морального развития ребенка А.В. Зосимовского интересуют способы контроля поведения ребенка: от реактивности - к самоограничению, от осознанности - к произвольности.

В концепции Г.А. Урунтаевой взрослый для ребенка - объект познания, реальный носитель моральных ценностей общества, образец поведения и отношения к действительности. Ребенок копирует внешние формы поведения, осваивает нормы и нравственные правила.

Духовность, нравственность детей рассматривается в концепции духовнонравственного развития личности Л.М. Аболина как интегративное системное качество, которое затрагивает не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд параметров: высокий уровень развития духовно-нравственных целеполаганий, этических знаний, оценки, контроля, своих и чужих духовнонравственных действий и поступков, их коррекция [1].

Концепция Н.В. Мельниковой рассматривает развитие нравственной сферы личности с позиции осознанности системы этических понятий, которые усваиваются постепенно в процессе повседневной целенаправленной работы взрослых с дошкольниками. Итогом становится становление нравственной регуляции, формируется способность к контролю во взаимодействиях со взрослыми и сверстниками, реализация функций мотивационной направленности в усвоении этических понятий [5].

Л.И. Божович в своей концепции разделяет процесс формирования детской личности на два этапа. Первый характеризуется установлением иерархических отношений мотивов, подчинений непосредственных побуждений социальным нормам. На втором этапе развивается способность к сознательному руководству собственным поведением. Оно осуществляется на основе осознанных мотивов, целей и принципов. Этап предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности [2].

Д.И. Фельдштейн в концепции социального развития личности ребенка определяет социализацию как «сложный процесс социализации-индивидуализации, объективно задаваемой социальной действительностью, социальными задачами, требованиями общества» [7, с. 76], который выступает од-

новременно и как процесс имманентного саморазвития психики и личности ребенка, и как специфика морали.

Формирование и развитие мотивационной сферы рассматривается в рамках теории мотивации Л.С. Выготского. Ученый считал, что сущность культурного развития заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения. Но необходимой предпосылкой для такого овладения является развитие личности в целом и обусловлено им [3].

Теория деятельностного подхода, разработанная А.Н. Леонтьевым включает в себя учение о мотивационно-потребностной сфере человека. Ученый выстраивает триаду потребность-мотив-деятельность. Он доказывает, что источником побудительной силы мотива и соответствующего побуждения к деятельности выступают актуальные потребности. Мотив определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Деятельность всегда имеет мотив, который либо наблюдается и осознается индивидом, либо скрыт от самого субъекта и внешнего наблюдателя.

Мы рассматриваем проблему мотивационной направленности личности старшего дошкольника с позиций культурно-исторического и психосоциального подходов, так как главная закономерность онтогенеза психики состоит в инте-риоризации ребенком его внешней социальной деятельности. Важными условиями нам представляются включенность ребенка в реальные социальные отношения и самореализация его в процессе социального взаимодействия. Для этого важны осознание этических понятий, собственных потребностей, мотивов и целей, их значения для деятельности и личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком самоценности.

Авторами концепции сформулирована цель: создание положительных установок на мотивационную направленность усвоения этических понятий, влияющих на позитивное поведение в процессе жизнедеятельности. Также выделены критерии мотивационной направленности в усвоении этических понятий, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Критерии мотивационной направленности в усвоении этических понятий

Опираясь на цель нашего исследования, определены актуальные задачи формирования мотивационной направленности личности старшего дошкольника на усвоение этических понятий:

1. Формирование у ребенка мотивированного позитивного мировоззрения.

2. Развитие мотивационной направленности нравственного поведения.

3. Создание условий для реализации нравственных мотивов и стимулирования нравственных поступков детей.

Авторская концепции раскрывается принципами:

1. Принцип гуманности требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, уважительного отношения к каждому человеку.

2. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории нравственного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

3. Деятельностный принцип. Единство сознания и деятельности позволяет понимать взаимодействие нравственного сознания и поведения (деятельности), как необходимого условия нравственного развития личности, формирования её нравственных мотивов.

4. Принцип субъектности. Понимание ребёнка как субъекта нравственного развития, проявляющего психическую активность в освоении нравственного опыта.

5. Принцип социально-нравственного закаливания. Включение ребенка в ситуации нравственного выбора, которые требуют волевого усилия при формировании нравственных компетенций, выработки определенных способов этого преодоления, выработки рефлексивной позиции.

6. Принцип ценностно-смысловых образований. Понимание социальной значимости морально-этических норм и правил; позитивное отношение к соблюдению нравственно-этических норм и правил и негативным отношением к их нарушению; адекватное проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение общественных явлений и ориентиры поведения, которые являются основаниями нравственных оценок. Благодаря им регулируется, организуется поведение и деятельность личности.

Модель формирования мотивационно-потребностной сферы старших дошкольников для усвоения этических понятий можно представить в виде схемы (рис. 2).

Рис. 2. Модель формирования мотивационно-потребностной сферы старших дошкольников для усвоения этических понятий

В нашем исследовании личность рассматривается и утверждается, как система мотивационно-потребностных отношений, опосредствующих взаимо-

действия субъекта и объекта в этических понятиях, реализуемых правилами нравственного поведения. Категории этики отражают стороны общественных отношений, которые связаны с поведением людей, с их взаимоотношениями с точки зрения добра и зла, справедливости, долга, чести. Этические понятия носят оценочный характер. Такие качества как доброта, щедрость, любезность, открытость, толерантность, общительность, милосердие обнаруживаются только в отношениях с другими и описывают само качество этих отношений.

Освоение этических понятий нужно рассматривать как обобщение и дифференциацию нравственного поведения и нравственных чувств ребенка посредством общения со взрослыми и сверстниками. Становление когнитивного компонента мотивационной сферы может быть вторичным по отношению к чувствам и поведению и дополнительным когнитивным регуляторам, имеющим эмоционально-волевую природу.

Исследованием смоделирована позитивная мотивационная направленность нравственного поведения, обеспечивающая социально-личностную ориентацию правилами нравственности. Технология оптимизации усвоения этических понятий процессуально-содержательной развивающей программой «Страна Добра» (автор Севостьянова Е.О.) оптимизирует активность функций когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов мотивационной направленности системой правил нравственного поведения при опоре на интеллектуальный, мотивационный и деятельностный компоненты.

Список литературы

1. Аболин Л.М. Духовно-нравственное развитие личности в событийной деятельности. Казань: «Карпол», 2002. 230 с.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПА, 1995. 212 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 533 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл; Академия, 2006. 352 с.

5. Мельникова Н.В. Психологическая сущность нравственного компонента личности дошкольника // Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007. С. 196-203.

6. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 95-105.

7. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: МПА, 1995. 368 с.

References

1. Abolin L.M. Duhovno-nravstvennoe razvitie lichnosti v sobytijnoj deja-tel'nosti [Spiritual and moral development of the individual in the event]. Kazan: «Karpol», 2002. 230 р.

2. Bozhovich L.I. Izbrannye psihologicheskie trudy. Problemy formirovanija lichnosti [Selected psychological works. Problems of formation of personality] / pod red. D.I. Fel'dshtejna. Moscow: MPA, 1995. 212 р.

3. Vygotsky L.S. Pedagogicheskaja psihologija [Pedagogical Psychology]. Moscow: Pedagogika-press, 1999. 533 р.

4. Leontiev A.N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality.]. Moscow: Smysl; Akademia, 2006. 352 р.

5. Melnikova N.V. Psihologicheskaja suwnost' nravstvennogo komponenta lichnosti doshkol'nika [Psychological essence of moral personality component of preschool children]. Aktual'nye problemy doshkol'nogo obrazovanija: teoreticheskie i prikladnye aspekty socializacii i social'nogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chelyabinsk: IIUMC «Obrazovanie», 2007. рр. 196-203.

6. Myasishchev V.N. Lichnost' i otnoshenija cheloveka [Personality and human relations]. Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov: hrestomatija. SPb.: Piter, 2000. рр. 95-105.

7. Feldstein D.I. Problemy vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii [Problems of age and pedagogical psychology]. Moscow: MPA, 1995. 368 р.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Севостьянова Елена Олеговна, аспирант

Шадринский государственный педагогический институт

ул. К. Либкнехта, дом 3, г. Шадринск, Курганская область, 641800, Россия

disserta@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Sevostianova Elena Olegovna, рostgraduate student

Shadrinsk State Pedagogical Institute

3, К. Libknekhta street, Shadrinsk, 641800, Kurgan region, Russia disserta@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.