Научная статья на тему 'Психологические особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности'

Психологические особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
334
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕРПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ИНТРАПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ЭКЗОРОСТ / INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE / INTERPSYCHICAL PROCESSES / INTROPSYCHICAL PROCESSES / EXORGROWTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пьянников Михаил Михайлович

Информатизация общества существенно изменила парадигму образования, поставив перед учеными новые проблемы. Одной из таких проблем является формирование нового сознания – сознания, где неотъемлемой частью выступает информационная культура. Базой для становления такого сознания служит информационно-коммуникационная компетентность. В этой связи целью исследования является анализ психологических особенностей формирования информационно-коммуникационной компетентности и определение роли этого личностного новообразования в сознании современного человека. В работе рассматриваются характерные черты психологических новообразований, этапы культурного развития и роль культурного уровня общества в становлении картины мира ребенка. В результате исследования выявлена основа психического развития. Область применения результатов: выводы, полученные в результате исследования, могут использовать ученые-теоретики, занимающиеся проблемой психического развития ребенка. На практике данные исследования помогают лучше понять этапы формирования навыков и осознать роль элементарных действий в становлении сложной поведенческой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE FORMATION

Informatization of society has significantly changed the paradigm of education, posing the new problems to the scientists. One of such problems is the formation of new conscience – conscience, whose inalienable part is the information culture. The information-communication competence is the basis for the formation of such conscience. In this connection the aim of study is the analysis of psychological peculiarities of the formation of information-communication competence and determination of the role of this personality new formation in conscience of a modern human. The characteristic features of psychological new formations, the stages of cultural development and the role of cultural level of society in the formation of world outlook of a child are studied in this work. In the result of study there was found out the basis of psychic development. The sphere of results application includes the conclusions received in the result of study, which can be used by scholars, who deal with the problem of psychic development of a child. In practice the data of study help to understand better the stages of skill formation and the role of elementary actions in the formation of complex behavioral system.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности формирования информационно-коммуникационной компетентности»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-33 УДК 159.922

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Пьянников М.М.

Информатизация общества существенно изменила парадигму образования, поставив перед учеными новые проблемы. Одной из таких проблем является формирование нового сознания - сознания, где неотъемлемой частью выступает информационная культура. Базой для становления такого сознания служит информационно-коммуникационная компетентность. В этой связи целью исследования является анализ психологических особенностей формирования информационно-коммуникационной компетентности и определение роли этого личностного новообразования в сознании современного человека. В работе рассматриваются характерные черты психологических новообразований, этапы культурного развития и роль культурного уровня общества в становлении картины мира ребенка. В результате исследования выявлена основа психического развития. Область применения результатов: выводы, полученные в результате исследования, могут использовать ученые-теоретики, занимающиеся проблемой психического развития ребенка. На практике данные исследования помогают лучше понять этапы формирования навыков и осознать роль элементарных действий в становлении сложной поведенческой системы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность, интерпсихические процессы, интрапсихические процессы, экзорост.

THE PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE INFORMATION-COMMUNICATION COMPETENCE FORMATION

Pyannikov M.M.

Informatization of society has significantly changed the paradigm of education, posing the new problems to the scientists. One of such problems is the formation of new conscience - conscience, whose inalienable part is the information culture. The information-communication competence is the basis for the formation of such conscience. In this connection the aim of study is the analysis of psychological peculiarities of the formation of information-communication competence and determination of the role of this personality new formation in conscience of a modern human. The characteristic features of psychological new formations, the stages of cultural development and the role of cultural level of society in the formation of world outlook of a child are studied in this work. In the result of study there was found out the basis of psychic development. The sphere of results application includes the conclusions received in the result of study, which can be used by scholars, who deal with the problem of psychic development of a child. In practice the data of study help to understand better the stages of skill formation and the role of elementary actions in the formation of complex behavioral system.

Key words: information-communication competence, interpsychical processes, intropsychical processes, exorgrowth.

Психологический аспект формирования информационно-коммуникационной компетентности представляет собой очень сложный феномен, т. к. включает в себя все сферы развития личности (интеллектуальную, деятельностную, эмоционально-волевую, мотивационно-ценностную, оценочную). Для воздействия на все эти составляющие необходима комплексная технология развития информационно-коммуникационной компетентности.

Концепции развития информационного общества свидетельствуют о том, что основой становления такого общества выступают компьютерные технологии. Информационные технологии обуславливают все сферы жизни современного человека, влияя на его сознание и определяя его поведение. Современная система дистанционного обучения является той сферой, где сосредоточены последние достижения в области компьютерных технологий, поэтому дистанционное обучение, в контексте последних технологических достижений, мы рассматриваем как фактор формирования информационно-коммуникационной компетентности.

Основой для перехода на более высокий этап психологического развития, по А. Баллону, выступает взаимодействие ребенка с окружающей средой (социальное окружение, вещи, способы поведения и т.д.).[1] Однако, в дальнейшем поведение обуславливается внутренними установками человека. Внешние условия выступают существенным фактором для новых личностных новообразований, но и внутренние предпосылки играют не менее важную роль в процессе психического развития, сформировавшиеся новообразования подвергаются видоизменению, поэтому для реализации личностных изменений необходимо усложнение условий деятельности ребенка, формирование зоны ближайшего развития. Формирование новых качеств личности представляет собой взаимодействие двух процессов; первый обуславливается внешней средой, а второй внутренней. Внутренний процесс направлен на переработку информации, полученной извне. А. Баллон считает, что чередование катаболических (внешних) и анаболических (внутренних) процессов выступает основой для формирования психических процессов, сознания и личности ребенка. [1]

П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец высказывают похожие идеи, утверждая, что поэтапное формирование действий приводит к превращению этих действий из внешних, материальных, во внутренние, идеальные. В ходе поэтапного формирования действий происходит развитие умений и навыков. [7] Л.С. Выготский считает, что все внутреннее в высших формах было

внешним, то есть было для других тем, чем ныне является для себя, а всякая высшая психическая функция необходимо происходит через внешнюю стадию развития. Согласно закону культурного развития, сформулированным Л.С. Выготским, всякая функция появляется дважды, сперва - социальном, а потом -психологическом, сначала между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри как категория интрапсихическая. [6] Процесс интериоризации, отмечает А.Н. Леонтьев, заключается в процессе первичного формирования внутреннего плана.[11] Д.И. Фельдштейн считает, что интериоризация происходит путем присвоения психикой структур внешней деятельности, в ходе совместной работы, активности личности, привлечения ее внутренних ресурсов образуется психологический фон, на котором строится формирование личности. [15] Процесс развития психики ребенка, отмечает А.Н. Леонтьев, имеет определенную стадиальность, содержание стадий зависит от конкретно-исторических условий, а их влияние сказывается не только на содержании отдельной стадии развития, но и на всем процессе психического развития. [11] Не смотря на существенное влияние культурно-исторических условий, не стоит уменьшать роли личности в истории развития общества. По верному замечанию Т. Парсонса, в культурной и личностных системах находятся самые важные непосредственные каналы влияния на социальную систему. [12]

Процесс психического развития обусловлен внешними условиями, но ребенок не пассивно подчиняется среде. В процессе деятельности создаются предпосылки для внутреннего развития психики, т.е. чередование катаболиче-ских (интерпсихических) и анаболических (интрапсихических) процессов обуславливает развитие психики ребенка. Стоит отметить, что психическое развитие ребенка возможно при условии наличия личностного смысла, который является источником саморазвития индивида. Эту идею подтверждают данные исследования департамента образования США, согласно которым, показатели тестов не становятся выше в классах, где применяют специальные цифровые продукты для обучения.[2] Создание внешних условий без учета внутренних

процессов негативно скажется на обучении.

Первый закон развития и построения высших психологических функций, согласно Л. С. Выготскому, заключается в переходе от природных форм и способов поведения к искусственным, возникшим в процессе культурного развития психологическим функциям [цит.по 13].Процесс обучения обуславливается уровнем культурно-исторического развития общества, которое выдвигает определенные требования к уровню образованности и воспитанности детей. Л.С. Выготский в этой связи отмечает, что в процессе своего культурного развития ребенок усваивает содержание культурного опыта, приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии ребенка ученый выделяет две основные линии. Одна - линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами роста и созревания ребенка, т. е. его природой. Другая - это линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления и овладения культурными средствами поведения.[4] В педагогике похожие идеи еще в XIX веке выдвинул А. Дистер-вег, сформулировавший их в виде трех принципов: природосообразности, куль-туросообразности и самодеятельности. [9] Культурное развитие, по Л.С. Выготскому, заключается в овладении вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в ходе исторического развития (язык, письмо, счисление и др.). [4]

Концепции развития информационного общества доказывают, что высокие технологии выступают фундаментом развития. Благодаря различным программам общение переносится в виртуальный мир, стирая временные и географические рамки. Компьютер становится неотъемлемой частью жизни человека, существенно видоизменяя ее. В современном мире обязательным условием при приеме на работу является наличие навыков и умений пользоваться компьютером и определенным пакетом программ, основой компьютерных умений и навыков является информационно-комунникационная компетентность, которая имеет несколько этапов развития, описанных выше.

Основой любого самого сложного и высокого приема культурного мышления, считает Л.С. Выготский, выступают некоторые элементарные процессы поведения.[4] Структура, которая объединяет отдельные элементарные процессы, превращает их в психологическую функцию, но эта структура не создается извне. Она появляется на определенной ступени развития ребенка, образуясь изнутри, под воздействием внешней среды и новый прием поведения включается в общий процесс развития. Функциональное развитие (развитие самого приема) является базой для перехода функции с одного этапа на другой и способствует культурному развитию. Усвоение культурного приема обуславливается внутренним развитием организма и позволяет видоизменять природу в зависимости от целей человека. На определенном этапе внутреннего развития организму необходимо внешнее воздействие для перехода на более продвинутый уровень. Такое развитие, которое обуславливается внешней средой, Л. С. Выготский называет экзоростом и относит эту функцию к социально-культурному опыту ребенка. [4]

Теперь мы более подробно остановимся на стадиях формирования социально-культурного опыта ребенка, предложенных Л.С. Выготским. [5] Первая стадия называется стадией примитивного поведения или примитивной психологии. Трудности, которые встречает ребенок в процессе своей детальности, обуславливают переход на следующий этап. В опыте, который описал психолог, это происходило в результате помощи ребенку или в результате открытия приема самим ребенком. Эта фаза развития называется стадией «наивной психологии». Ученый проводит аналогию с поведением обезьян и детей при употреблении орудий. Со второй стадии ребенок очень быстро переходит к третьей, которая называется фазой внешнего культурного приема. Четвертая стадия характеризуется взращиванием внешнего приема и переходом от внешнего к внутреннему.

Рассмотренные этапы становления социально-культурного опыта ребенка имеют существенное значения для раскрытия особенностей формирования ин-

формационно-коммуникационной компетентности. Этапы формирования мы рассмотрели выше. Первый этап характеризуется «знакомством» с компьютером или программным обеспечением. В процессе работы ребенок выясняет, чем отличаются поисковые системы, как быстрее найти информацию, т.е. встречает трудности, далее происходит развитие навыков работы с компьютером и программным обеспечением и ребенок начинает применять полученные навыки для практической деятельности. Для наглядности приведем пример: работая с любой программой, пользователь сталкивается с рядом трудностей, преодолев их, появляется умение самостоятельно применять полученные навыки в личных целях: создать презентацию, смонтировать фильм, отредактировать текст, найти быстро и качественно интересующую информацию. Последний этап характеризуется переходом от внешних процессов к внутренним. Последняя фаза представляет собой своеобразную квинтэссенцию умений и навыков работы с компьютером, нравственных и мировоззренческих установок индивида.

Мы считаем, что целесообразно подходить к формированию информационно-коммуникационной компетентности с точки зрения деятельностного подхода, так как данная теория базируется на идее поэтапного формирования знаний в результате выполнения ребенком определенной системы действий. В.В. Давыдов и А.К. Маркова, опираясь на данные исследований, утверждают, что трудно преобразовать характер психического развития ребенка вне опыта деятельности. В процессе предметной деятельности ребенок овладевает позицией активного, действенного отношения к окружающей действительности, становится субъектом своего поведения. [8] Через деятельность осуществляется функциональное развитие и управление процессом психического развития ребенка. Функциональное развитие, базирующееся на более элементарных процессах, происходит в случае включения данной функции в деятельность. Деятельность в таком контексте выступает субстратом развития личности. С.Л. Рубинштейн по этому поводу замечает, что психическое развитие личности опосредовано полем деятельности. [14] В процессе деятельности важно помнить,

что эффективное обучение должно быть ориентировано на завтрашний день развития. [4]

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

- основой психического развития выступает чередования внешних и внутренних действий;

- интерпсихические процессы обуславливаются средой и культурным уровнем развития общества;

- базой сложной системы поведенческих актов являются элементарные действия;

- в процессе формирования личностных новообразований человек проходит четыре этапа: стадия примитивной психологии, стадия «наивной психологии», фаза внешнего приема, фаза внутреннего приема;

- включение ребенка в деятельность является тем фундаментом, на основе которого происходит развитие необходимых умений.

Список литературы

1. Баллон А., Психическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1967, С.

197.

2. Барбер М., Муршед М. Создавая будущее: как хорошие образовательные системы могут стать еще более эффективными в следующем десятилетии // Вопросы образования. М.: ГУ-ВШЭ, 2010, N 3. С.6-31.

3. Выготский Л. С. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - Вопросы психологии, 1971, № 4, С. 14 - 23.

4. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.

5. Выготский Л.С. Психология развития человека. М: Изд-во Смысл; Изд-во Эскимо, 2005, С. 1136.

6. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., Педагогика, 1983. 366 с.

7. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В // Вопросы психологии, 1963. N5. С. 61-72.

8. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. №6. С. 13-26.

9. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.

10. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка, Избранные психологические произведения. В 2-х тт., т. 1., М.: Педагогика, 1993

11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1983. 392 с.

12. Парсонс Т. Парсонс: Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. URL: http://socioworld.narod.ru/text/history/par_strf.html (дата обращения 17.08.2012)

13. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов. Под ред. Д. И. Фельдштейна. Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии. 1996. 304 с.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: Питер, 2002. 720 с.

15. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

References

1. Wallon H. Psikhicheskoe razvitie rebenka [Psychic development of a child]. Moscow. Prosveshchenie. 1967. 197 p.

2. Barber M., Mourshed M. Sozdovaya budushchee: kak khoroschie obrazovatel'nie sistemi mogut stat' bolee effektivnimi v sleduyushchem desyatiletii [How the World's Best-Performing School Systems Come out on Top]. Voprosy obrazovaniya, no. 3 (2010): 6-31.

3. Vygotsky L.S. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste [Towards the problem of psychic development periodization in childhood]. Voprosypsikhologii, no. 4 (1971): 14-23.

4. Vygotsky L.S. Problema kul'turnogo razvitiya rebenka [The problem of cultural development of a child]. Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 14, Psikhologiya, no. 4 (1991): 5-18.

5. Vygotsky L.S. Psikhologia razvitiya cheloveka [The psychology of human development]. Moscow. Ed. Smisl Ed. Eskimo. 2005. 1136 p.

6. Vygotsky L.S. Sobranie sochinenii v 6 tomakh. Tom 3 [Collected works in 6 volumes vol. 3]. Moscow. Pedagogika. 1983. 366 p.

7. Galperin P.Y., Elkonin D.B., Zaporozhets A.V. Voprosi psikhologii [The questions of psychology], no. 5 (1963): 61-72.

8. Davidov V.V. Markova A.K. Kontseptsia uchebnoi deyatel'nosti shkol'nikov [The concept of educational activity of pupils]. Voprosi psikhologii, no. 6 (1981): 13-26.

9. Diesterweg A. Izbrannie pedagogicheskie sochineniya [The selected pedagogical works]. Moscow. Uchpedgiz. 1956. 374 p.

10. Leontiev A.N. K teorii razvitiya psikhiki rebenka [Towards the theory of psychic development of a child]. The selected psychological works in 2 volumes. vol. 1. Moscow. Pedagogika. 1993.

11. Leontiev A.N. Izbrannie psikhologicheskie proizvedeniya v 2 tomakh. Tom 2 [The selected psychological works in 2 volumes vol. 2]. Moscow. Pedagogika. 1983. 393 p.

12. Parsons T. Ponatie obshchestva: komponenti i ikh vzaimootnoshcheniya [The conception of society components and their interactions]. http://socioworld.narod.ru/text/history/par_strf.html (accessed August 17, 2012)

13. Semenuk L.M. Khrestomatiya po vozrastnoi psikhologii [Chrestomathy on age psychology]. Ed. by Feldstein D.I. the second added edition. Moscow. The institute of practical psychology. 1996. 304 p.

14. Rubinstein S.L. Osnovi obshchei psichologii [The basics of common psychology] edition Piter. 2002. 720 p.

15. Feldstein D.I. Psichologiya razvitiya lichnosti v ontogineze [The psychology of personality development in ontogeny]. Moscow. Pedagogika. 1989. 208 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Пьянников Михаил Михайлович, аспирант кафедры педагогики

Забайкальский государственный университет

ул. Александро-Заводская, д. 30, г. Чита, 672039, Россия

e-mail: mi. tsh@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Pyannikov Mikhail Mikhailovich, post-graduate student of the department of peda-

g°gy

Zabaikalsky State University

30, Alexandro-zavodskaya sreet, Chita, 672039, Russia e-mail: mi. tsh@mail. ru

Рецензент:

Клименко Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ЗабГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.