Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление качеством / профессионально-педагогическая деятельность / преподаватели / военный вуз / структурные компоненты / направления деятельности / quality management / professional and pedagogical activities / teachers / military university / structural components / areas of activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николай Николаевич Трунов

Важным фактором качества образования, включая военно-профессиональное образование, выступает качество деятельности педагогов, что актуализирует проблему управления данным феноменом. Сущность управления связана с оказанием направленных воздействий на определенную систему для ее преобразования в желаемое состояние. Эти воздействия оказывает объект управления на внутреннюю и внешнюю среду субъекта управления. Специфика системы управления, включая используемые средства и методы, организационные этапы и содержание процесса управления, определяется характеристиками управляемой и управляющей систем, а также достигаемых показателей. В нашем исследовании управляемой системой (предметом управления) является качество профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, результатами управления — улучшение показателей качества в соответствии с критериальными индикаторами. Внутреннюю среду составляют факторы качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, внешнюю — условия его обеспечения, действующие посредством актуализации внутренних факторов. Для указанных феноменов требуется уточнение и конкретизация содержательно-процессуальных основ управления качеством деятельности. Целью исследования стало уточнение структуры и определение специфического содержания компонентов системы управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов. В процессе исследования определен состав управленческих действий, включая организационно-педагогические, социально-психологические, мониторинговые мероприятия, отраженные во всех компонентах системы управления. При этом организационно-педагогические и социально-психологические действия через реализацию собственных методов обеспечивают собственно изменение качества деятельности в соответствии с критериальными индикаторами; мониторинговые действия создают информационное обеспечение управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николай Николаевич Трунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF A MILITARY UNIVERSITY TEACHER

The quality of teachers’ activities plays a crucial role in the quality of education and military professional education in particular. Therefore, managing this phenomenon is of utmost importance. The concept of control involves exerting targeted influences on a specific system to transform it into the desired state. These impacts are exerted by the control object on the internal and external environment of the control subject. The specifics of the management system, including the tools and methods used, organizational stages and content of the management process, are determined by the characteristics of the managed and control systems, as well as the achieved indicators. Our study focuses on the management of the quality of professional and pedagogical activities of teachers in military universities. The managed system is the subject of management, and the results of management are the improvement of quality indicators in accordance with criterion indicators. The internal environment of military universities comprises the quality of professional and pedagogical activities of teachers. The external environment, on the other hand, pertains to the conditions that affect the provision of these activities. These conditions operate by updating the internal factors. To ensure quality management of these phenomena, it is necessary to clarify and specify their substantive and procedural foundations. The aim of this study is to determine the structure and specific content of the components of the quality management system for professional and pedagogical activities of teachers at military universities. The author identified the management actions required, which include organizational, pedagogical, socio-psychological and monitoring activities. These actions are reflected in all components of the management system. At the same time, organizational, pedagogical, and socio-psychological actions, implemented through their own methods, improve the quality of activity according to criterion indicators. Monitoring actions provide information support for management.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 378.013:355.23

ББК 74.480:68.43

Т 78

DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-72-76

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

(Рецензирована)

Николай Николаевич ТРУНОВ

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия

snkhazova@gmaH. сот, http://orcid. огд/0000-0003-4977-3664

Аннотация. Важным фактором качества образования, включая военно-профессиональное образование, выступает качество деятельности педагогов, что актуализирует проблему управления данным феноменом. Сущность управления связана с оказанием направленных воздействий на определенную систему для ее преобразования в желаемое состояние. Эти воздействия оказывает объект управления на внутреннюю и внешнюю среду субъекта управления. Специфика системы управления, включая используемые средства и методы, организационные этапы и содержание процесса управления, определяется характеристиками управляемой и управляющей систем, а также достигаемых показателей. В нашем исследовании управляемой системой (предметом управления) является качество профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, результатами управления — улучшение показателей качества в соответствии с критериальными индикаторами. Внутреннюю среду составляют факторы качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, внешнюю — условия его обеспечения, действующие посредством актуализации внутренних факторов. Для указанных феноменов требуется уточнение и конкретизация содержательно-процессуальных основ управления качеством деятельности. Целью исследования стало уточнение структуры и определение специфического содержания компонентов системы управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов. В процессе исследования определен состав управленческих действий, включая организационно-педагогические, социально-психологические, мониторинговые мероприятия, отраженные во всех компонентах системы управления. При этом организационно-педагогические и социально-психологические действия через реализацию собственных методов обеспечивают собственно изменение качества деятельности в соответствии с критериальными индикаторами; мониторинговые действия создают информационное обеспечение управления.

Ключевые слова: управление качеством, профессионально-педагогическая деятельность, преподаватели, военный вуз, структурные компоненты, направления деятельности.

Для цитирования: Трунов H.H. Структурные компоненты системы управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателя военного вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 1 (333). С. 72-76. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-72-76.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITIES OF A MILITARY UNIVERSITY TEACHER

Nikolay N. TRUNOV

Kuban State University, Krasnodar, Russia

snkhazova@gmail.com, http://orcíd.org/0000-0003-4977-3664

Abstract. The quality of teachers' activities plays a crucial role in the quality of éducation and military professional éducation in particular. Therefore, managing this phenomenon is of utmost

importance. The concept of control involves exerting targeted influences on a specific system to transform it into the desired state. These impacts are exerted by the control object on the internal and external environment of the control subject. The specifics of the management system, including the tools and methods used, organizational stages and content of the management process, are determined by the characteristics of the managed and control systems, as well as the achieved indicators. Our study focuses on the management of the quality of professional and pedagogical activities of teachers in military universities. The managed system is the subject of management, and the results of management are the improvement of quality indicators in accordance with criterion indicators. The internal environment of military universities comprises the quality of professional and pedagogical activities of teachers. The external environment, on the other hand, pertains to the conditions that affect the provision of these activities. These conditions operate by updating the internal factors.

To ensure quality management of these phenomena, it is necessary to clarify and specify their substantive and procedural foundations. The aim of this study is to determine the structure and specific content of the components of the quality management system for professional and pedagogical activities of teachers at military universities. The author identified the management actions required, which include organizational, pedagogical, socio-psychological and monitoring activities. These actions are reflected in all components of the management system. At the same time, organizational, pedagogical, and socio-psychological actions, implemented through their own methods, improve the quality of activity according to criterion indicators. Monitoring actions provide information support for management.

Keywords: quality management, professional and pedagogical activities, teachers, military university, structural components, areas of activity.

For citation: Trunov N.N. Structural components of the quality management system of professional and pedagogical activities of a military university teacher// Bulletin of the Adyghe State University.Ser.: Pedagogy and psychology.2024. Issue.l (333). P. 72-76. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-72-76.

Сложившиеся в науке представления в области педагогического менеджмента [1-3 и др.] позволяют определить управление качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей правомерно как деятельность по повышению эффективности или поддержанию стабильности реализации субъектами профессиональных функций через интеграцию психолого-педагогических, квали-метрических (мониторинговых) и социально-психологических (мотивационных) процедур, оперирующих собственными средствами и методами и определяющих соответствующие направления управленческой деятельности.

С другой стороны, управленческая деятельность, понимаемая как воздействие субъекта на объект управления (либо в гуманистической терминологии как организованное взаимодействие субъекта с субъект-объектом управления), реализуется путем применения комплекса методов управления, соответствующим решаемым задачам и выбранным критериям эффективности деятельности [1, 4 и др.]. Субъект-объектом управления выступают преподаватели военных вузов, качество деятельности которых подлежит переводу в желаемое (более высокое) состояние; в этом случае субъектами управления (управляющими) становятся индивидуальные или коллективные руководители, органы управления и пр. Помимо этого, субъектом управления выступает также каждый преподаватель в отношении собственного качества деятельности. Субъект-объектом управления может быть отдельный преподаватель, а может — ситуационная или устойчивая дифференцированная группа преподавателей либо преподавательский коллектив в целом. При этом представители индивидуальных/коллективных/коллегиальных субъектов управления одновременно являются и субъект-объектами управления качеством деятельности, поскольку являются и преподавателями военных вузов, качество их деятельности также предмет управления.

Вышесказанное позволяет заключить, что эффективность управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов обеспечивается реализацией системы проективных, организационных, координационных и пр. мероприятий по регулированию образовательной, мониторин-

говой, социально-психологической деятельности в образовательной организации. Целевыми ориентирами данного процесса являются: повышение профессиональной компетентности, совершенствование профессиональной направленности, рост трудовой мотивации преподавателей [1, 5, б]. Его эффективная организация позволяет профилактировать и преодолевать специфические для неоднородного профессорско-преподавательского состава военных вузов профессионально-педагогические компетентностью, мотивационно-ценностные проблемы и затруднения.

Рассматривая управление как систему, правомерно обозначить такие ее структурные компоненты применительно к управлению качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов:

— проективный, раскрывающий целевой ориентир управленческого процесса через систему внутренних и внешних критериев и критериальных показателей качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, а также детерминирующих его факторов и воплощенных в критериально заданных управленческих задачах (повышение профессиональной компетентности, совершенствование профессиональной направленности, повышение мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей);

— организационный, описывающий методологические ориентиры построения и осуществления процесса управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов (опора на положения квали-метрического, социально-управленческого, компетентностного, аксиологического, андрагогического, акмеологического и индивидуально-дифференцированного научных подходов), исходящие их них педагогические условия и реализуемые в данном процессе функции управления (планирования, организации, контроля, координации, коррекции, стимулирования, информационного сопровождения, ресурсного обеспечения)[6];

— процессуальный, иллюстрирующий содержательно-целевые направления (образовательно-развивающее, стимулирующее, мониторинговое) и функционально-технологические этапы (подготовительный, проектировочный, практический, завершающий) процесса управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов;

— методический, описывающий соответствующие задачам и этапам деятельности средства и методы; для образовательно-развивающего направления раскрыты организационно-педагогические методы (методы творческого развития (мозговой штурм, метод Дельфи, метод черного ящика и т.д.), консультационные и тренинго-вые, игровые и соревновательный методы, методы стажировок и взаимообучения и т.д. [1, 7]), для стимулирующего — социально-психологические (активизация деятельности (конкурсы, праздники и т.д.), моральное вознаграждение (благодарности, общественное мнение, звания и т.д.), социальное нормирование (правила, традиции, этические нормы и т.д.), повышение квалификации [7, 8]), для мониторингового — информационно-диагностические (сбор информации (наблюдение, беседа, опрос, тест, задание)), обработки информации (анализ, измерение, классификация, обобщение, систематизация), оценки информации (экспертная оценка, рейтинговая оценка, моделирование, эксперимент, прогноз), доведения информации (демонстрация, иллюстрация, показ) [9, 10]);

— оценочный, содержащий диагностический инструментарий (анкетирование и тестирование, экспертная оценка и самооценка, педагогическое наблюдение и анализ результатов деятельности) и порядок определения уровней качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов на основе результатов диагностики.

Указанная системная организация процесса управления в военном вузе позволит значительно повысить качество профессионально-педагогической деятельности преподавателей. Практическое обоснование данного утверждения составляет цель и содержание эмпирического исследования.

Примечания:

1. Комаров КБ. Управление субъектами образовательного процесса на основе ресурсного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2017. 27 с.

2. Крахмалёва Т.С., Петьков В. А. Управление развитием воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015.№2. С. 18-21.

3. Педагогика: учебник и практикум пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.А. Мижериков [и др.]. М.: Юрайт, 2019. 408 с.

4. Виханский О.С. От планового управления народным хозяйством к менеджменту в турбулентной среде // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2022.№3. С. 232-249.

5. Педагогический мониторинг в развитии военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза / Ю.Л. Евтушенко, С.Н. Сирик, К.В. Поволоцкий, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 2(318). С. 94-101.

6. Трунов Н.Н., Хазова С.А. Модель управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115.

7. Кирьянов А.В. Концепция управления человеческими ресурсами в организации. URL: http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/09.shtml

8. Поляков Д.Ю. Система управления кадровым ресурсом организации: в поисках экономической эффективности.URL: http://www.hr-portal.ru/article/sistema-upravleniya-kadrovym-resursom-organizatsii-v-poiskakh-ekonomicheskoi-effektivnosti

9. Евгеньев Д.Н. Реализация педагогического мониторинга профессиональной деятельности преподавателей военных вузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. М., 2014. 24 с.

10. Макогонов, С.А. Формирование организационно-педагогической культуры кафедральных коллективов военных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2015. 25с.

References:

1. Komarov К.В. Management of subjects of the educational process based on the resource approach: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.01. Maykop, 2017. 27 pp.

2. Krakhmalyova T.S., Petkov V.A. Management of the development of the educational system of an institution of the secondary vocational education // Historical and social-educational thought. 2015. No. 2. P. 18-21.

3. Pedagogy: a textbook and workshop: a manual for students of pedagogical universities and pedagogical colleges / P.I. Pidkasisty, B.Z. Vulfov, V.A. Mizherikov [and others], M.: Yurayt, 2019. 408 pp.

4. Vikhansky O.S. From planned management of the national economy to management in a turbulent environment 11 Bulletin of Moscow University. Ser. 6: Economics. 2022. No. 3. P. 232-249.

5. Pedagogical monitoring in the development of military and professional skills of a military university teacher / Yu.L. Evtushenko, S.N. Sirik, K.V. Povolotsky, V.A. Petkov // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Iss. 2(318). P. 94-101.

6. Trunov N.N., Khazova S.A Model for quality management of professional and pedagogical activity of teachers of military higher schools // Pedagogical Research. 2022. Iss. 2. P. 97-115.

7. KiryanovA.V. The concept of human resource management in an organization. URL: http:// www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/09.shtml

8. Polyakov D.Yu. Human resource management system of an organization: in search of economic efficiency. URL: http://www.hr-portal.ru/article/sistema-upravleniya-kadrovym-resursom-organizatsii-v-poiskakh-ekonomicheskoi-effektivnosti

9. Evgenyev D.N. Implementation of pedagogical monitoring of professional activities of teachers of military universities: Diss, abstract for the Dr. of Pedagogy degree: 13.00.08. M., 2014. 24 pp.

10. Makogonov S.A. Formation of organizational and pedagogical culture at military colleges department collectives: Diss, abstract for the Candidate of Pedagogy degree: 13.00.08. M., 2015. 25 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 22.02.2024; одобрена после рецензирования 14.03.2024; принята к публикации 20.03.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 22.02.2024; approved after reviewing 14.03.2024; accepted for publication 20.03.2024.

© Трунов H.H., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.