Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В РАЗВИТИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В РАЗВИТИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический мониторинг / преподаватели военного вуза / военно-профессиональное мастерство / модель педагогического мониторинга / pedagogical monitoring / military university teachers / military professional skills / model of pedagogical monitoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрий Леонидович Евтушенко, Сергей Николаевич Сирик, Константин Владимирович Поволоцкий, Валерий Анатольевич Петьков

Обновление российской системы военно-профессионального образования ориентирует руководителей и преподавателей военных вузов на поиск современных подходов к эффективной организации учебного процесса, обеспечение которого возможно при наличии высокого уровня военно-профессионального мастерства преподавателей. В этой связи актуальной становится проблема развития военно-профессионального мастерства преподавателей высшей военной школы, одним из средств объективной оценки которого является педагогический мониторинг. Результаты анализа отечественных концепций формирования педагогического мастерства преподавателя (А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, Н.В. Кузьмина, Л.М.Митина и др.) позволили сделать заключение, что профессионально-педагогическая деятельность преподавателя военного вуза с высоким уровнем сформированности профессионального мастерства обусловлена сформированностью комплекса профессионально значимых личностных качеств, которые проявляются в успешном профессиональном самоопределении, самоактуализации и самореализации. Цель исследования заключалась в научном обосновании и апробации модели педагогического мониторинга развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2019-2023 учебных годах на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. В нём приняли участие 65 преподавателей училища с различным педагогическим стажем и уровнем профессионального мастерства, разделённые на две группы – контрольную и экспериментальную. Разработанная модель педагогического мониторинга позволяет успешно оценивать уровень развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза с учётом профессионально-должностных требований и потребности современной образовательной практики. Апробация авторского подхода в условиях Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков позволила повысить показатели уровня развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза и качество образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юрий Леонидович Евтушенко, Сергей Николаевич Сирик, Константин Владимирович Поволоцкий, Валерий Анатольевич Петьков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MONITORING IN THE DEVELOPMENT OF MILITARY AND PROFESSIONAL SKILLS OF THE MILITARY UNIVERSITY TEACHER

The renewal of the Russian system of military professional education orients the heads and teachers of military universities to the search for modern approaches to the effective organization of the educational process, which can be ensured if there is a high level of military professional skills of teachers. In this regard, the problem of development of the military-professional skills of teachers of a higher military school, one of the means of objective assessment of which is pedagogical monitoring, becomes topical. The results of the analysis of domestic concepts of the formation of pedagogical skills of a teacher (A.V. Barabanshchikov, A.K. Bykov, N.V. Kuzmina, L.M. Mitina, etc.) made it possible to conclude that the professional and pedagogical activity of a teacher of a military university with the high level of formation of professional skills is due to the formation of the complex of professionally significant personal qualities, which are manifested in successful professional self-determination, self-actualization and self-realization. The purpose of the study was to scientifically substantiate and test the model of pedagogical monitoring of the development of military professional skills of military university teachers. Experimental work was carried out in 2019-2023 academic years on the basis of Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots. It was attended by 65 school teachers with different teaching experience and level of professional skills, divided into two groups: a control group and an experimental one. The developed model of pedagogical monitoring makes it possible to successfully assess the level of development of military professional skills of a military university teacher, taking into account professional and job requirements and the needs of modern educational practice. Approbation of author’s approach in the conditions of Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots made it possible to increase the indicators of the level of development of military professional skills of military university teachers and the educational process quality.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В РАЗВИТИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА»

Научная статья УДК [378:37]:355 ББК 78.489:68 П 24

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-94-101

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ В РАЗВИТИИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО вуЗА

(Рецензирована)

Юрий Леонидович Евтушенко1, Сергей Николаевич Сирик2, Константин Владимирович Поволоцкий3, Валерий Анатольевич Петьков4Н

1,2,3ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова», Краснодар, Россия 4ФГБОУВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия 1Evtuchenko_UL@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5904-9189 2Siriksn@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4756-3428 3povol1971@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6713-2652 4Mvalerype@mailru, https://orcid.org/0000-0003-1967-637X

Аннотация. Обновление российской системы военно-профессионального образования ориентирует руководителей и преподавателей военных вузов на поиск современных подходов к эффективной организации учебного процесса, обеспечение которого возможно при наличии высокого уровня военно-профессионального мастерства преподавателей. В этой связи актуальной становится проблема развития военно-профессионального мастерства преподавателей высшей военной школы, одним из средств объективной оценки которого является педагогический мониторинг. Результаты анализа отечественных концепций формирования педагогического мастерства преподавателя (А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, Н.В. Кузьмина, Л.М.Митина и др.) позволили сделать заключение, что профессионально-педагогическая деятельность преподавателя военного вуза с высоким уровнем сформированности профессионального мастерства обусловлена сформированностью комплекса профессионально значимых личностных качеств, которые проявляются в успешном профессиональном самоопределении, самоактуализации и самореализации. Цель исследования заключалась в научном обосновании и апробации модели педагогического мониторинга развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2019-2023 учебных годах на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков. В нём приняли участие 65 преподавателей училища с различным педагогическим стажем и уровнем профессионального мастерства, разделённые на две группы - контрольную и экспериментальную. Разработанная модель педагогического мониторинга позволяет успешно оценивать уровень развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза с учётом профессионально-должностных требований и потребности современной образовательной практики. Апробация авторского подхода в условиях Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков позволила повысить показатели

уровня развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза и качество образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, преподаватели военного вуза, военно-профессиональное мастерство, модель педагогического мониторинга.

Для цитирования: Педагогический мониторинг в развитии военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза / Ю.Л. Евтушенко, С.Н. Сирик, К.В. Поволоцкий [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 2(318). С.94-101. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-94-101/

Original Research Paper

PEDAGOGICAL MONITORING IN THE DEVELOPMENT OF MILITARY AND PROFESSIONAL SKILLS OF THE MILITARY UNIVERSITY TEACHER

Yuri L. Evtushenko1, Sergey N. Sirik2, Konstantin V. Povolotsky3,

Valery A. Petkov4^

1,2,3FGKVOU VO «Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov, Krasnodar, Russia 4FGBOU VO Kuban State University, Krasnodar, Russia 1Evtuchenko_UL@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5904-9189 2Siriksn@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4756-3428 3povol1971@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-6713-2652 4Mvalerype@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1967-637X

Abstract. The renewal of the Russian system of military professional education orients the heads and teachers of military universities to the search for modern approaches to the effective organization of the educational process, which can be ensured if there is a high level of military professional skills of teachers. In this regard, the problem of development of the military-professional skills of teachers of a higher military school, one of the means of objective assessment of which is pedagogical monitoring, becomes topical. The results of the analysis of domestic concepts of the formation of pedagogical skills of a teacher (A.V. Barabanshchikov, A.K. Bykov, N.V. Kuzmina, L.M. Mitina, etc.) made it possible to conclude that the professional and pedagogical activity of a teacher of a military university with the high level of formation of professional skills is due to the formation of the complex of professionally significant personal qualities, which are manifested in successful professional self-determination, self-actualization and self-realization. The purpose of the study was to scientifically substantiate and test the model of pedagogical monitoring of the development of military professional skills of military university teachers. Experimental work was carried out in 2019-2023 academic years on the basis of Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots. It was attended by 65 school teachers with different teaching experience and level of professional skills, divided into two groups: a control group and an experimental one. The developed model of pedagogical monitoring makes it possible to successfully assess the level of development of military professional skills of a military university teacher, taking into account professional and job requirements and the needs of modern educational practice. Approbation of author's approach in the conditions of Krasnodar Higher Military Aviation School for Pilots made it possible to increase the indicators of the level of development of military professional skills of military university teachers and the educational process quality.

Key words: pedagogical monitoring, military university teachers, military professional skills, model of pedagogical monitoring.

For citation: Pedagogical monitoring in the development of military and professional skills of the military university teacher / Yu.L. Evtushenko, S.N. Sirik, K.V. Povolotsky [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Iss. 2(318). P.94-101. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-2-318-94-101

Введение. Процесс обновления сложившейся в нашей стране системы военно-профессионального образования актуализирует поиски путей изменения в управлении процессом развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза и научном обосновании эффективных подходов к объективной оценке его качества.

Анализ специальной литературы показал, что в военной педагогике проведено значительное количество исследований, посвящённых проблеме развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза (И.А. Алёхин, В.Т. Ащепков, А.В. Барабанщиков, А.К. Быков, В.И. Вдовюк, И.Ф. Вы-дрин, Д.В. Грецов, С.П. Жетобрюх, Г.В. Казанцев, И.А. Лыков, А.Н. Ря-бинов и др.).

Одним из инструментов оценки качества профессиональной деятельности преподавателя и контроля эффективности развития профессионального мастерства преподавателя является использование в образовательной практике вуза педагогического мониторинга [1].

Педагогический мониторинг включает в себя операции: актуализацию, проблематизацию, планирование, конструирование содержания, анализ, диагностику, нормирование, программирование, прогнозирование. Его цель заключается не только в познании того, как осуществляется образовательная деятельность и каковы ее основные результаты. Его использование предполагает поиски путей разработки проекта эффективной управленческой деятельности, расширяющей возможности образовательной организации [2].

Реализация мониторинга заключается в выполнении специфической логико-мыслительной деятельности преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, которая основывается на операциях анализа и синтеза разнородной информации, их систематизации и рефлексии продуктов деятельности. Готовность к выполнению этих операций обусловливает формирование рефлексивной позиции специалистов, осуществляющих мониторинг. Наличие этой позиции позволяет оперативно трансформировать содержание и формы мониторинговой деятельности и достичь планируемого результата [3].

Организация и методы исследования. Цель нашего исследования заключалась в научном обосновании и апробации модели педагогического мониторинга развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2019-2023 учебных годах на базе Краснодарского ВВАУ лётчиков. В ней приняли участие 65 преподавателей училища с различным педагогическим стажем и уровнем профессионального мастерства, разделённые на две группы - контрольную и экспериментальную.

Организация процесса развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза осуществлялась с учётом требований ФГОС ВО и Военно-квалификационных требований к уровню подготовки выпускника военного вуза.

В процессе экспериментальной работы авторы использовали следующие методы исследования: анализ программно-нормативных документов, анализ специальной

литературы, изучение и обобщение имеющегося опыта деятельности военных вузов; анкетирование и опрос, педагогическое наблюдение, тестирование.

Для выявления содержания критериев были проведены опросы, беседы, а также применялся метод экспертной оценки.

Информация о составе и характерных признаках качеств структуры военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза была получена из разработанных нами содержательных карт профессионально-личностного развития военного педагога.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате теоретического анализа литературы [4-7] и опыта деятельности военных вузов нами была определена сущность и сформулировано понятие педагогического мониторинга развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза, под которым понимается способ объективного оценивания и отслеживания процесса эффективности его формирования в условиях непрерывного повышения квалификации и профессионального саморазвития. Изучение имеющегося опыта показало, что военно-профессиональное мастерство преподавателя военного вуза эффективно формируется в ходе непрерывного и преемственно организованного процесса, направленного на позитивные изменения в структуре и содержании его военно-профессиональной деятельности, которые проявляются в успешном профессиональном самоопределении, самоактуализации и самореализации.

Использование в образовательном процессе вуза мониторинга как инструмента контроля и развития профессионального мастерства преподавателей позволяет реализовать его этико-профессиональ-ный, психолого-педагогический и организационно-управленческий потенциал.

Этико-профессиональный потенциал мониторинга обусловлен его этичным характером, поскольку он объективен и не унижает личностного и профессионального достоинства преподавателя.

Психолого-педагогический потенциал мониторинга заключается в его использовании как средства повышения интереса, потребностей и мотивации преподавателей к саморазвитию путём раскрытия способов решения педагогических проблем и укрепления уверенности в правильности профессиональных действий.

Организационно-управленческий потенциал мониторинга состоит в возможности использования мониторинга в совершенствовании механизмов управления образовательным учреждением посредством обеспечения контроля каждого управленческого действия.

Основной функцией педагогического мониторинга является получение и предоставление объективной информации специалистам контрольно-управленческой службы образовательного учреждения, способствующей совершенствованию качества профессиональной деятельности преподавателей и учебно-воспитательного процесса. По отношению к управлению развитием профессионального мастерства преподавателя мониторинг выполняет функцию контроля процесса профессионального совершенствования и функцию рефлексии результатов профессиональной деятельности, что относится к организационно-управленческой функции. Учёт и реализация в образовательной деятельности военного вуза вышеперечисленных функций позволяет продуктивно интегрировать знания об особенностях организации образовательной деятельности в военном вузе и объектах образовательной деятельности с субъективными рефлексивными знаниями преподавателей. В возможности интеграции и практического использования этих знаний, в направленности логики

рефлексии результатов профессиональной деятельности преподавателя заключается особенность функций педагогического мониторинга.

Содержание и особенности реализации методики мониторинга определяются свойствами его объектов. Выбор критериев и средств оценивания являются важными элементами методики реализации мониторинга, объективность которых определяется уровнем профессионализма сотрудников и уровнем их организационной культуры. Отсутствие в теории и практике военного образования единых научных представлений о диагностическом инструментарии, критериях и уровнях развития профессионального мастерства преподавателя военного вуза актуализируют проблему их систематизации и разработки авторского подхода к проектированию модели и технологии педагогического мониторинга, позволяющие обеспечить объективность процедур сбора, переработки, интерпретации, хранения и трансляции информации о достижениях преподавателя и об особенностях развития профессионального мастерства в процессе его профессионального роста.

В этой связи для объективной оценки результативности процесса развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза необходима разработка диагностического инструментария педагогического мониторинга качественных изменений его компонентов, обладающего свойствами объективности, универсальности, адекватности, дифференцирован-ности, валидности, конкретности и четкости.

В ходе пилотажного исследования нами установлено содержание военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза, которое включает в себя базовые параметры, критерии, показатели и уровни, позволяющие объективно оценитьдинамику развития совокупности военно-профессиональных,

педагогических, методических и научно-исследовательских компетенций, входящих в его структуру. Определены следующие критерии, показатели-признаки и уровни развития структурных компонентов профессионального мастерства преподавателя военного вуза:

- личностно-функциональный критерий (профессионально важные качества личности военного педагога: креативность, эмпатия, лидерство, педагогический такт, профессиональный стиль и др.; знания профессионально-должностных требований к преподавателю военного вуза и их выполнение; качество реализации функций обучения и военно-профессионального воспитания);

- проектно-технологический критерий (навыки в сфере проектирования современных, в том числе ИКТ-технологий обучения; владения навыками применения педагогических техник);

- предметно-методический критерий (предметная, военно-профессиональная и учебно-методическая компетентность, включающая знания психолого-педагогических принципов и закономерностей военного образования; наличие развитых коммуникативных, конструктивных и организаторских педагогических способностей; знание методики и опыт преподавания конкретной учебной дисциплины);

- научно-исследовательский критерий (компетентность в сфере организации и проведения научно-исследовательской работы с преподавателями и курсантами);

- итогово-результативный критерий (сформированность у курсантов военно-профессиональных компетенций).

Результаты анализа военно-профессиональной деятельности преподавателя военного вуза, а также изучения особенностей организации учебно-воспитательного процесса в военном вузе позволили определить уровневые характеристики

развития структурных компонентов профессионального мастерства преподавателя военного вуза.

В содержательном отношении они выглядят следующим образом:

- высокий уровень развития профессионального мастерства определяется наличием у преподавателя системных военно-профессиональных знаний и высокой степенью информированности в сфере военно-профессионального образования, креативностью и мотивированностью к профессиональному росту и саморазвитию профессионально важных качеств;

- средний уровень развития профессионального мастерства характерен для преподавателей, имеющих несистематизированные знания, умения и навыки в сфере военно-профессионального образования, неполную сформированность элементов саморазвития и самоконтроля профессионально важных качеств, необходимых в военно-профессиональной деятельности;

- низкий уpoвень развития профессионального мастерства свойственен преподавателям, у которых практически отсутствуют системные знания, умения и навыки в сфере военно-профессионального образования, у них слабо выражены мотивы профессионального роста и саморазвития профессионально важных качеств, не сформированы навыки профессионального самоконтроля.

Разработанная нами модель мониторинга развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза раскрывает его системную и процессуальную организацию. Она построена на основании учёта влияния основных-базовых педагогических принципов обучения (научности, системности, воспроизводимости, непрерывности и преемственности, объективности и адекватности, надёжности, прогностичности) и специфических принципов (функциональности, нормативности, технологичности, надёжности, инновационной

направленности, продуктивности). Логически взаимосвязанные между собой структурные компоненты модели включают в себя цели, задачи, содержание и этапы мониторинговой деятельности (подготовительный, стартовый, практико-деятель-ностный, итоговой диагностики, аналитико-рефлексивный). Модель позволяет получить объективную и валидную информацию о специфике и динамике процесса развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза и способствует расширению знания об организации и методике мониторинга как средства его саморазвития и управления качеством профессионального образования.

Содержательный компонент модели включает в себя программу непрерывного повышения профессионального мастерства, диагностический инструментарий (в структуру которой входит комплекс практико-ориентированных задач и учебно-методический комплекс и т.д.), которые в течение последних пяти лет используются в внутри-вузовской системе непрерывного повышения квалификации преподавателей Краснодарского высшего военного училища лётчиков.

Анализ динамики показателей уровня развития военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза был выполнен на основании данных контрольных срезов, проведённых в начале и по завершении экспериментальной работы, что позволило выявить характер уровневых перемещений (см. таблица1).

Данные таблицы позволяют сделать вывод, что показатели уровня развития военно-профессионального мастерства преподавателей экспериментальной группы в результате проведённой работы более значительны, чем у преподавателей контрольной группы. Полученные в ходе экспериментальной работы данные свидетельствуют об улучшении взаимосвязи между показателями

и признаками, характеризующими процесс развития структурных компонентов профессионального мастерства преподавателя военного вуза 0,702 в формирующем,

против W= 0,298 в констатирующем эксперименте), что обусловлено интеграционными процессами в структуре военно-профессионального мастерства преподавателя.

Таблица 1. Динамики показателей уровня развития военно-профессионального

мастерства преподавателей военного вуза за период эксперимента Table 1. Dynamics of indicators of the level of development of military-professional skills of military university teachers during the experiment period

Критерии развития военно-профессионального мастерства Срезы до и после ЭР Уровень сформированности в %

низкий средний высокий

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Личностно-функциональный до после 88,1 14,8 87,8 57,3 9,5 26,6 10,3 35,6 2,4 58,6 1,9 7,1

Проектно-технологический до после 90,0 11,9 89,8 76,8 8,9 46,3 9,0 14,6 1,1 41,8 1,2 8,6

Предметно-методический до после 73,5 16,4 99,2 80,1 16,3 16,3 1,7 8,6 10,2 67,5 - 11,3

Научно-исследовательский до после 87,2 36,7 91,2 52,5 10,6 34,5 7,4 39,3 2,2 28,8 1,4 8,2

Итогово-результативный до после 45,0 24,7 46,1 43,8 13,5 26,7 15.4 41.5 41.5 48.6 38,5 14,7

Условные обозначения: ЭГ - экспериментальная группа; КГ- контрольная группа;

ЭР -экспериментальнаяработа.

Заключение. В проведённом исследовании теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность использования педагогического мониторинга в развитии военно-профессионального мастерства преподавателей военного вуза. Разработанные критерии оценки и диагностический инструментарий позволили дать объективную оценку динамике развития совокупности профессионально значимых качеств преподавателя, а также военно-профессиональных, педагогических, методических и научно-исследовательских компетенций, входящих в структуру военно-профессионального мастерства преподавателя. Авторская

модель мониторинга развития военно-профессионального мастерства преподавателя военного вуза раскрывает его системную и процессуальную организацию. Её реализация в образовательном процессе военного вуза способствует расширению знания об особенностях организации и методики реализации педагогического мониторинга как средства профессионального саморазвития преподавателя и управления качеством профессионального образования. Использование разработанной модели в образовательной практике военных вузов позволит обеспечить высокое качество военно-профессиональной деятельности преподавателя.

Примечания:

1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М.: Интеллект-центр, 2001. 424 с.

2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. Екатеринбург, 2003. 385 с.

3. Черепанов В.С. Квалиметрический мониторинг качества образования // Образование и наука. 2008. № 2. С. 64-73.

4. Барабанщиков А.В., Дёмин В.Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. 180 с.

5. Быков А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 480 с.

6. Фанин Т.Р. Военно-педагогический процесс // Молодой учёный. 2017. № 49. С. 414-419.

7. Алехин И.А. Дидактическое проектирование инновационных технологий профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в военном вузе // Казанская наука. Казань, 2013. № 10. С. 32-38.

References:

1. Mayorov A.N. Monitoring in education. M.: Intellect-center, 2001. 424 p.

2. Gorb V.G. Pedagogical monitoring at the university: methodology, theory, technologies. Ekaterinburg, 2003. 385 p.

3. Cherepanov V. S. Qualimetric monitoring of the quality of education // Education and Science. 2008. No. 2. P. 64-73.

4. Barabanshchikov A.V., Dyomin V.G. On the regularities of the military-pedagogical process. M.: VPA, 1967. 180 p.

5. Bykov A.K. Theory and practice of the development of pedagogical skills of teachers of the higher military school: Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. M., 2000. 480 p.

6. Fanin T.R. Military-pedagogical process // The Young Scientist. 2017. No. 49. P. 414-419.

7. Alekhin I.A. Didactic design of innovative technologies for professional training of students (cadets) of military higher school // Kazanskaya Nauka. Kazan, 2013. No. 10. P. 32-38.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 05.06.2023; одобрена после рецензирования 13.06.2023; принята к публикации 19.06.2023. The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 05.06.2023; approved after reviewing 13.06.2023; accepted for publication 19.06.2023.

©Евтушенко Ю.Л., Сирик С.Н., Поволоцкий К.В., Петьков В.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.