Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВОЕННЫХ ВУЗОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунов Николай Николаевич, Хазова Снежана Александровна

Представлена разработанная авторами целостная система деятельности по управлению качеством профессионально-педагогического труда преподавателей военных вузов. Созданная модель основывается на учете специфических характеристик образовательной среды и субъектов образовательного процесса военных вузов и ориентирует на направленное, актуализирующее или нейтрализующее воздействие на эти факторы средствами и методами педагогического менеджмента. Предлагаемая модель отражает критерии, показатели и факторы качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, организационно-педагогические условия эффективного управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, направления и этапы осуществления данного процесса. Практическая апробация модели в образовательном процессе военного вуза демонстрирует ее эффективность по показателям функциональности, интегративности, результативности, адекватности, самостоятельности и других видов деятельности преподавателей, а также по критериям качества учебной деятельности курсантов, их активности в научно-исследовательской и культурно-массовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL FOR QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHERS AT MILITARY HIGHER SCHOOL

A holistic system of activities to manage the quality of professional and pedagogical work of teachers at military higher school developed by the authors is presented. The model is based on taking into account the specific features of an educational environment and subjects of the educational process at military higher school. It also focuses on directed, actualizing or neutralizing impact on these factors by means and methods of pedagogical management. The model reflects the quality criteria, indicators and factors of professional and pedagogical activity of teachers at military higher school, organizational pedagogical conditions for effective quality management of their pedagogical activity, as well as the directions and stages of implementing this process. Testing the model in the educational process at military higher school demonstrates its efficiency according to the indicators of functionality, integrality, performance, adequacy, independence and other types of activity of teachers, as well as the criteria of quality of educational, research and mass culture activities of cadets.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

Методология и технология профессионального образования

(педагогические науки)

Научная статья УДК 378.4:355.23

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Николай Николаевич Трунов1, Снежана Александровна Хазова2н

краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко, Краснодар, Россия

2Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия 1tnn-888@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-4977-3664 2snkhazova@gmaiLcomн, http://orcid.org/0000-0002-5652-6269

Аннотация. Представлена разработанная авторами целостная система

деятельности по управлению качеством профессионально-педагогического

труда преподавателей военных вузов. Созданная модель основывается на учете

специфических характеристик образовательной среды и субъектов

образовательного процесса военных вузов и ориентирует на направленное,

актуализирующее или нейтрализующее воздействие на эти факторы средствами

и методами педагогического менеджмента. Предлагаемая модель отражает

критерии, показатели и факторы качества профессионально-педагогической

деятельности преподавателей военных вузов, организационно-педагогические

условия эффективного управления качеством профессионально-педагогической

деятельности преподавателей военных вузов, направления и этапы ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

осуществления данного процесса. Практическая апробация модели в образовательном процессе военного вуза демонстрирует ее эффективность по показателям функциональности, интегративности, результативности, адекватности, самостоятельности и других видов деятельности преподавателей, а также по критериям качества учебной деятельности курсантов, их активности в научно-исследовательской и культурно-массовой деятельности.

Ключевые слова: преподаватели военных вузов, профессионально -педагогическая деятельность, качество деятельности, модель управления, критерии качества профессионально-педагогической деятельности

Для цитирования: Трунов Н. Н., Хазова С. А. Модель управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115.

Methodology and Technology of Professional Education (pedagogical sciences)

Original article

MODEL FOR QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHERS AT MILITARY HIGHER

SCHOOL

Nikolai N. Trunov1, Snezhana A. Khazova23

1Krasnodar Higher Military School named after Army General S. M. Shtemenko, Krasnodar, Russia

2Kuban State University, Krasnodar, Russia 1tnn-888@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-4977-3664 2snkhazova@gmail.com3, http://orcid.org/0000-0002-5652-6269

©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

Abstract. A holistic system of activities to manage the quality of professional and pedagogical work of teachers at military higher school developed by the authors is presented. The model is based on taking into account the specific features of an educational environment and subjects of the educational process at military higher school. It also focuses on directed, actualizing or neutralizing impact on these factors by means and methods of pedagogical management. The model reflects the quality criteria, indicators and factors of professional and pedagogical activity of teachers at military higher school, organizational pedagogical conditions for effective quality management of their pedagogical activity, as well as the directions and stages of implementing this process. Testing the model in the educational process at military higher school demonstrates its efficiency according to the indicators of functionality, integrality, performance, adequacy, independence and other types of activity of teachers, as well as the criteria of quality of educational, research and mass culture activities of cadets.

Keywords: teachers of military higher school, professional and pedagogical activity, quality of activity, model for management, quality criteria of professional and pedagogical activity

For citation: Trunov N. N., Khazova S. A. Model for quality management of professional and pedagogical activity of teachers at military higher school.

Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(2):97-115. (In Russ.).

Важность поддержания устойчиво высокого качества профессиональной подготовки неизменно рассматривается отечественными учеными и практиками как ключевая задача модернизация системы образования. Ее решение требует разработки и реализации комплекса организационно-управленческих, проективно-педагогических, мотивационно-стимулирующих и иных мероприятий, связанных с обеспечением необходимых характеристик ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

содержания образования и использования современных технологий обучения, воспитания и пр. В данном комплексе отдельное внимание уделяется оптимизации деятельности, связанной с организацией эффективной работы педагогов [1-3].

В современных геополитических, социокультурных и социально-экономических условиях указанная задача обычно актуализируется применительно к подготовке военных специалистов, офицеров [1-3]. При этом все факторы ее решения в военно-учебных заведениях имеют свои особенности: и те, что связаны с содержанием и методами подготовки, и те, что обусловлены различными параметрами профессионально -педагогической деятельности преподавателей. К основным специфическим чертам профессионально -педагогической деятельности преподавателей военного вуза в данном контексте относятся: разнородность состава преподавателей, наличие среди них двух выраженных групп (преподаватели-военнослужащие и преподаватели-служащие); существенные отличия в трудовом регламенте преподавателей -военнослужащих и преподавателей-служащих; регламентированность жизнедеятельности курсантов и преподавателей-военнослужащих; четкие дисциплинарные требования и жесткий контроль их исполнения; единоначалие; ограниченность доступа преподавателей к военно-специальной информации; унификация требований к результатам педагогической деятельности преподавателей-военнослужащих и преподавателей-служащих при принципиальной разнородности их предыдущего профессионального опыта (военно-служебный или педагогический) [1; 4-6]. В процессе управления качеством деятельности необходимо корректировать следующие специфические характеристики: ориентацию на принципы «войсковой» управленческой практики; преимущественно монологический тип коммуникации, репродуктивный стиль обучения, авторитарный стиль педагогического взаимодействия; неофициальную установку на большую авторитетность преподавателей-военнослужащих по сравнению с преподавателями-служащими; ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

традиционную для военных структур доминантность внешних оценок и стимулов качества деятельности [1; 3; 5; 7].

Качество деятельности есть степень ее результативности, эффективности и пр. [1; 6; 8; 9]. Таким образом, результативность определяется по достижению результатов и степени совпадения результатов с целями. Внешние результаты (уровень образованности студентов) обусловливаются внутренними результатами (характеристики деятельности и личности преподавателей, их новообразования - критерии качества).

Среди традиционных критериев и показателей качества в данном контексте присутствуют: научно-педагогическая и образовательно-воспитательная компетентность субъектов; перспективно-прогностическая ориентированность целеполагания; педагогическое взаимодействие и др. С точки зрения типа контроля выделяются критериальные показатели текущих, итоговых, а также отсроченных результатов. С позиции характеристик личности описываются когнитивные, операционально-деятельностные, личностные, результативные критерии. Кроме того, выделяют: по отношению к субъекту оценки - косвенные (имеющие отношение к оценке выпускников и студентов) и прямые (имеющие отношение к оценке преподавателя) критерии; по особенностям субъективации - внутренне-субъективные (мотивационно-ценностные, эмоционально-отношенческие) и внешне-объективные (деятельностно-поведенческие, компетентностные) критерии и показатели качества деятельности педагога [8-10].

Система критериев качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военного вуза дифференцируется по двум основаниям: по субъектам оценивания - прямые (характеризуют самих педагогов, их личность, деятельность) и косвенные (характеризуют личность и деятельность курсантов как ведущих субъект-объектов педагогической деятельности); по типу контроля - текущие (характеризуют результаты педагогов/курсантов в процессе образовательного периода) и итоговые ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

(характеризуют результаты педагогов/курсантов по окончании образовательного периода).

Развитие, совершенствование показателей качества профессионально -педагогической деятельности преподавателей военных вузов обеспечивается внутренними факторами - компетентностными и мотивационно-ценностными.

Компетентностные факторы, обобщенно характеризующие когнитивно -операциональную сторону личности педагогов:

знания в области преподаваемой дисциплины; современных действенных методов преподавания; сущности, специфики военно-профессиональной деятельности, ее влияния на выбор содержания и методов обучения и воспитания; воспитания и развития личности курсантов в соответствии с требованиями государства, общества, профессии; самоподготовки, саморазвития и т. п.;

умения и навыки в области практической реализации методов обучения; практической реализации методов воспитания; организации учебно -воспитательного процесса; организации процесса самосовершенствования; самоанализа и самокоррекции деятельности; разумной инновационности;

осознание и принятие, учет в работе сущности и специфики образовательной деятельности в военном вузе, специфики военной профессии и субъектов военно-профессионального образования; общая эрудиция и культура общения и др.

Мотивационно-ценностные факторы, обобщенно характеризующие аксиолого-аффективную сферу личности военного педагога:

установка на профессиональное самосовершенствование и самообразование;

удовлетворенность трудом и своей профессиональной деятельностью; трудовая мотивация, мотивация достижения;

позитивное отношение к педагогическому труду, положительная мотивация педагогической деятельности; ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

адекватные педагогической профессии ценностные ориентации;

профессионально-ориентированные интересы и потребности;

профессиональная субъектность и гражданская позиция, профессиональный долг и др. [5; 6; 9-12].

Актуализация факторов, обеспечивающих совершенствование качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, возможна при создании в военном вузе организационно-педагогических условий, представленных тремя взаимосвязанными группами:

концептуально-методологическими, предполагающими опору на принципы, реализацию положений совокупности научных подходов: квалиметрического, социально-управленческого, компетентностного, аксиологического,

андрагогического, акмеологического и индивидуально-дифференцированного;

содержательно-методическими: психолого-педагогические (психолого-педагогическое сопровождение совершенствования профессиональной и общекультурной компетентности и направленности личности преподавателей военных вузов), социально-психологические (поддержка и развитие трудовой мотивации преподавателей), информационно-управленческие (информационно-квалиметрическое обеспечение процесса управления качеством деятельности преподавателей);

дидактическими: дидактический инструментарий (методов, форм, средств обучения и воспитания), включающий компетентностно-ориентированные технологии, обеспечивающие совершенствование когнитивно-операциональной сферы личности преподавателей; мотивационно-ориентированный инструментарий, обеспечивающий оптимизацию потребностной, эмоционально -ценностной сфер личности преподавателей.

Модель описывает процесс управления качеством профессионально -педагогической деятельности преподавателей военных вузов через содержание следующих блоков:

©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

целевого - в нем цель моделируемого управленческого процесса

(повышение/поддержание качества профессионально-педагогической

деятельности преподавателей военных вузов) представлена во взаимосвязи

критериальных показателей данного феномена, а также обеспечивающих их

становление внутренних факторов; сгруппированный состав критериальных

показателей и факторов определяет дифференцированные, но взаимосвязанные

группы управленческих задач (совершенствование профессиональной

компетентности, оптимизация профессиональной направленности,

стимулирование трудовой мотивации преподавателей);

субъектно-функционального, характеризующего субъектов управления

(индивидуальных, групповых) и реализуемые ими функции управления

качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей

военных вузов;

методологического, отражающего принципы управления качеством деятельности сотрудников образовательной организации, а также условия обеспечения качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, соответствующие критериальным показателям и факторам их достижения;

содержательно-технологического, характеризующего направления процесса координации качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов (психолого-педагогическое (образовательно-развивающее), социально-психологическое (социальное управление), мониторинговое (информационно-квалиметрическое)), этапы управления с описанием используемых для решения этапных задач методами и средствами деятельности, относящимися к инструментарию направлений управленческой деятельности;

диагностического, описывающего методику диагностики и оценки качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, представленную способами оценки (анкетирование и ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

тестирование, экспертная оценка и самооценка, педагогическое наблюдение и анализ результатов деятельности) и уровнями (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов.

Модель раскрывает иерархию и структуру управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов; отражает условия, направления, средства и методы управления; описывает этапность деятельности. Содержательно работа осуществляется в соответствии с тремя взаимосвязанными направлениями - мониторинговым, социально-психологическим и психолого-педагогическим.

В рамках мониторингового направления решаются следующие задачи: разработка системы текущих и итоговых, прямых и косвенных индикаторов качества;

подбор методов их диагностики и оценки;

систематическая интерпретация данных в педагогическом и организационно-управленческом аспектах;

распространение информации заинтересованным структурам. Социально-психологическое направление предполагает: моральное стимулирование деятельности преподавателей; оптимизацию их профессиональной направленности; формирование/развитие профессионального целеполагания; повышение профессиональной компетентности.

Психолого-педагогическое направление предназначено для решения следующих задач:

в компетентностном аспекте - повышение методической и контекстно-содержательной компетентности, обеспечение практико-ориентированности содержания учебной и воспитательной деятельности;

в мотивационно-ценностном аспекте - обеспечение адекватности профессионально-педагогической направленности личности с учетом военно-©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

профессиональной специфики (самоидентификация как ПЕДАГОГ-офицер или как педагог ВОЕННОГО ВУЗА).

Процессуально последовательность мероприятий по управлению качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов выстраивается в соответствии с этапами, для каждого из которых можно определить доминирующие функции управления. Кроме того, на каждом этапе ведущими выступают конкретные направления деятельности с присущими им специфическими методами.

На подготовительном этапе решаются задачи построения критериев и показателей качества профессионально-педагогической деятельности; гипотетического определения ведущих факторов качества профессионально -педагогической деятельности. Доминируют: информационная и планировочная функции, мониторинговое направление, квалиметрические и статистические методы, а также методы сбора информации.

Проектировочный этап ориентирован на решение задачи планирования мероприятий по направлениям управления. Ведущими являются: функция планирования, образовательное и стимулирующее направления, управленческие (распорядительные, организационно-стабилизирующие) методы.

Практический этап посвящен решению задач реализации образовательных и стимулирующих направлений работы и координации деятельности. Основными выступают: функции организации, координации, ресурсного обеспечения и стимулирования, образовательное и стимулирующее направления, вся совокупность педагогических и социально-психологических методов, а также управленческие методы (инструктирование, дисциплинарные и распорядительные метолы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершающий этап реализует текущую и итоговую диагностику, решает задачи количественной обработки и качественной интерпретации результатов, обмена информацией (адресное распространение информации). Ключевым направлением вновь становится мониторинговое; на первый план выходят ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

функции контроля, информирования и коррекции; методы аналогичны используемым на подготовительном этапе.

Диагностика и оценка эффективности управления осуществляется с использованием системы определения качества профессионально -педагогической деятельности преподавателей военных вузов и системы определения эффективности управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов. Первая система представлена следующими составляющими: индикаторы оценивания, параметры оценивания, шкалы оценок, методы диагностики, выбранные в соответствии с сущностью и спецификой параметров оценивания. Вторая система оперирует следующими составляющими: критериальная (статистическая) эффективность управления качеством деятельности, определяемая через индикаторы, параметры оценивания и методы диагностики, но по детализированным итоговым (прямым и косвенным) критериям и критериальным показателям; экспертная эффективность, определяемая на основании экспертного оценивания валидности модели (адекватности содержания модели решаемым задачам), определения степени ее влияния на изменение критериальных показателей.

Мониторинг позволяет определить уровни качества профессионально -педагогической деятельности преподавателей военных вузов и уровни эффективности управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов. Выделено пять уровней: очень низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, очень высокий.

Экспериментальная апробация разработанной модели управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов проводилась на базе Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С. М. Штеменко Министерства обороны Российской Федерации. Данный процесс осуществлялся в 2017-2021 годах, его предварял трехлетний мониторинг качества профессионально-педагогической ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

деятельности преподавателей военных вузов, результаты которого подтвердили актуальность разработки и реализации модели. Итоги мониторинга с обобщенными результатами расчета исходных уровней качества профессионально-педагогической деятельности и эффективности управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов представлены в таблице 1.

Можно видеть, что в соответствии с используемой системой критериев ни качество профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, ни эффективность управления качеством не являются достаточным, поскольку не превышают средних уровней. Эти результаты не случайны, поскольку между показателями трех мониторинговых срезов отсутствуют достоверные различия (Р>0,05); не отмечено также тенденции к изменению результатов ни в положительном, ни в отрицательном векторах. Таблица 1 - Исходный уровень качества профессионально-педагогической деятельности и эффективности управления качеством профессионально-

педагогической деятельности преподавателей военных вузов

№ Качество Уровень Качество Уровень качества

мониторинга деятельности качества управления управления

(баллы) деятельности деятельностью (баллы) деятельностью

1 249,1 ± 54,7 средний 105,6 ± 26,1 средний

2 234,2 ± 51,8 средний 103,2 ± 25,9 ниже среднего

3 255,2 ± 55,7 средний 110,5 ± 24,8 средний

Содержательный анализ данных констатирующего исследования использовался для проектирования конкретных психолого -педагогических и социально-психологических мероприятий, востребованных с точки зрения реальных проблем преподавателей. Эти мероприятия составили содержание основного этапа экспериментальной деятельности и обеспечили достоверное улучшение критериальных показателей и, как следствие, в целом повышение уровней качества профессионально-педагогической деятельности и ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

эффективности управления качеством профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов (табл. 2).

Таблица 2 - Итоговый уровень качества профессионально-педагогической деятельности и эффективности управления качеством профессионально -педагогической деятельности преподавателей военных вузов

№ Качество Уровень Качество Уровень качества

монито- деятельности качества управления управления

ринга (баллы) деятельности деятельностью деятельностью

(баллы)

1 291,9 ± 60,2 средний 127,3 ± 19,4 средний

2 336,4 ± 69,6 выше среднего 145,4 ± 20,1 средний

3 364,3 ± 61,3 выше среднего 166,5 ± 20,7 выше среднего

Обобщенные результаты трехлетнего итогового мониторинга свидетельствуют о постепенном непрерывном повышении уровня качества профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов и уровня эффективности управления качеством профессионально -педагогической деятельности преподавателей военных вузов. В частности, статистически значимое улучшение результатов выявлено при сравнении результатов оценки уровень качества деятельности и уровня управления качеством, полученных в рамках первого и второго годичных срезов (Р < 0,05), второго и третьего годичных срезов (Р < 0,1).

В соответствии с полученными данными при сравнении исходного и итогового обследований, положительными эффектами внедрения модели являются следующие:

по критериям функциональности деятельности - обнаружено совершенствование функций преподавания (использование активных и интерактивных методов обучения, организация познавательной деятельности курсантов и др.), воспитания (постановка воспитательных задач в процессе обучения, сознательность и активность участия в воспитательных мероприятиях и др.), оценивания (соответствие оценочных процедур специфике задач, ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

содержания, организации военно-профессионального образования), методической и научной (подготовка и издание учебной и научной продукции, участие в конференциях и пр.);

по критериям интегративности - существенно повысилась функциональная интегративность (систематичность, постоянность интеграции функций, реализация нескольких (большинства) профессионально-педагогических функций), содержательная интегративность (общекультурная и военно-профессиональная), целе-результативная интегративность (снижение степени формализма постановки образовательно-воспитательных целей и определения соответствующей результативности), интегративность

профессионального труда и саморазвития;

по критериям активности - выросла функциональная активность (прежде всего, за счет повышения количественных показателей реализации профессиональных функций), повысились показатели вовлеченности в систему повышения квалификации (за счет расширения возможностей совершенствования компетенций, развития направленности личности не просто без отрыва от работы, но и без существенной траты дополнительного времени);

критериальные показатели результативности - повысились по показателям согласованности целей и результатов, плановых и реальных средств деятельности, эффективности проектирования и реализации учебной, воспитательной, научной деятельности, планирования средств и методов достижения целей;

критерий адекватности деятельности - улучшились по параметрам соответствия самостоятельно поставленных целей и задач нормативно заданным требованиям, адекватности реализуемых средств, методов, стратегий образовательной деятельности, а также содержательной адекватности (соответствие содержания образования современному уровню развития науки (для преподавателей-военнослужащих) и современному профессиональному контексту (для преподавателей-служащих)); ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

по критериям самостоятельности и оптимальной инновационности -

улучшились такие характеристики, как самостоятельность целеполагания деятельности, проектирования и конструирования действий, организации и реализации деятельности, оптимальность инновационных характеристик деятельности;

по критериям коммуникативности - стабилизировались показатели эффективности взаимодействия с коллегами, усовершенствовались характеристики взаимодействия с курсантами;

критериальные показатели внутренней детерминированности деятельности и саморазвития характеризовались стабильными позитивными сдвигами - оптимизировалось отношение к функциональным обязанностям, повысилось стремление преподавателей к саморазвитию, осознание реальной важности и ценности самосовершенствования, оптимизировалась в целом структура и сила трудовой мотивации.

Проведенное теоретико-эмпирическое исследование позволяет заключить следующее. Качество профессионально-педагогической деятельности преподавателей военных вузов характеризует эффективность труда с точки зрения степени соответствия его содержания и результатов нормативным требованиям со стороны общества в аспекте полноценности (полноты и уровня) реализации имманентных функций с учетом специфичности образовательных учреждений (военных вузов с их ценностно-целевыми характеристиками, особенностями взаимодействия и т. д.) и субъектов образовательной деятельности (состав, образование, личностные ценностные ориентации преподавателей и курсантов). Реализация модели, предписывающая направления и способы активизирующего воздействия на специфические внешние (организационно-педагогические) и внутренние (личностные: компетентностные и мотивационно-ценностные) факторы, обеспечивает постепенное непрерывное повышение качества профессионально -педагогической деятельности преподавателей военных вузов. ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

Список источников

1. Акиндинов В. А. Научные и прикладные основы педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений: монография. М.: МГОУ, 2004. 312 с.

2. Комаров К. Б., Демкина Е. В. Содержание и результаты экспериментальной апробации модели развития кадрового потенциала образовательной организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2016. Вып. 4 (188). С. 46-55.

3. Редун Р. Г. Критерии эффективности педагогической деятельности по решению адаптационного конфликта курсантов первого года обучения в военном вузе // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Ульяновск: Издательство: ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство «Зебра»), 2021. С. 223-226.

4. Макогонов С. А. Организационно-педагогическая культура как актуальная научная проблема // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 7. С. 68-71.

5. Мухамедина Э. Ж. Организационно-педагогические условия подготовки преподавателей военных вузов к профессиональной деятельности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 11 (186). С. 216-222.

6. Серебреникова Ю. В. Сущность, структура и содержание образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава в вузах // Вестник РГУПС. Социологические науки. 2006. С. 150-154.

7. Мосина О. А., Редун Р. Г. Медиация адаптационных конфликтов в профессиональном образовании военного вуза // Образовательный вестник «Сознание». 2021. Т. 23. № 8. С. 18-25.

8. Евгеньев Д. Н., Столяров А. Л., Заец О. Г. Проблемы реализации педагогического мониторинга качества военно-профессиональной подготовки ©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

специалистов в военных вузах // Мир образования - образование в мире. 2017. № 3 (67). С. 264-270.

9. Ларина Т. В. Кравцов Е. В., Весельев Р. Г. Особенности организации информационно-образовательной среды в подготовке специалистов радиомониторинга в военно-воздушной академии // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2019. № 12. С. 279-286.

10. Кусакин М. Ю., Мелетичев В. В. Диагностика и оценка подготовленности к педагогической деятельности начинающих преподавателей: монография. СПб: Изд-во Постдиплом, 2012. 136 с.

11. Калмыков В. Е. Специфика повышения уровня методического мастерства в преподавании военно-специальных дисциплин // Мир образования - образование в мире. 2019. № 1 (73). С. 199-210.

12. Назарова С. И. Оценка качества педагогической деятельности работников общего и профессионального образования: инструментарий и технологии // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 3 (19). С. 15-25.

References

1. Akindinov V. A. Scientific and applied bases of pedagogical activity of the teaching staff of military higher school: Monograph. Moscow: MRSU; 2004. 312 p. (In Russ.).

2. Komarov K. B., Demkina E. V. Content and results of the experimental testing of the model of development of human resources capacity of the educational organization. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» = The Bulletin of Adyghe State University. Series «Pedagogics and Psychology». 2016;(4(188)):46-55. (In Russ.).

3. Redun R. G. Criteria of pedagogical activity effectiveness in solving the adaptation conflict of first-year cadets in a military university. Actual problems of modern education: experience and innovations. Materials of All-Russian Scientific-©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

Practical Conference with distant and international participation. Ulyanovsk: Publishing house: IE Kenshenskaya Viktoria Valerievna (publishing house «Zebra»); 2021. P. 223-226. (In Russ.).

4. Makogonov S. A. Organizational and pedagogical culture as a current scientific issue. Aktualnie problemi gumanitarnikh i sotsialno-ekonomicheskikh nauk = Current Problems of Humanitarian andSocio-Economic Sciences. 2018;(12(7):68-71. (In Russ.).

5. Mukhamedina E. Zh. Organizational and pedagogical conditions for preparing teachers of military universities for professional activity. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University. 2015;(11 (186)):216-222. (In Russ.).

6. Serebrenikova Yu. V. Essence, structure and content of educational activity of teachers at universities. Vestnik RGUPS. Sotsiologicheskie nauki = Scientific and Technical Journal of RSTU. Sociological Sciences. 2006:150-154. (In Russ.).

7. Mosina O. A., Redun R. G. Mediation of adaptation conflicts in professional education in military higher education. Obrazovatelnii vestnik «Soznanie» = Educational Bulletin «Consciousness». 2021;(23(8)):18-25. (In Russ.).

8. Evgeniev D. N., Stolyarov A. L., Zaets O. G. Issues of pedagogical monitoring of the quality of military professional training at military universities. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire = World of Education - education in the world. 2017;(3(67)):264-270. (In Russ.).

9. Larina T. V., Kravtsov E. V., Veseliev R. G. Peculiarities of the organization of information and educational environment in the training of radio-monitoring specialists at the Air Force Academy. Vozdushno-kosmicheskie sili. Teoriya ipraktika = Aerospace forces. Theory and practice. 2019;(12):279-286. (In Russ.).

10. Kusakin M. Yu., Meletichev V. V. Diagnosing and assessing readiness of beginning teachers for pedagogical activity: monograph. St. Petersburg: Publishing house Postdiplom; 2012. 136 p. (In Russ.).

©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 97-115. Pedagogical Research. 2022. Vol. 1. P. 97-115.

11. Kalmykov V. E. Specifics of raising the level of methodological excellence

in teaching military special disciplines. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire = World of Education - education in the world. 2019;(1(73)):199-210. (In Russ.).

12. Nazarova S. I. Assessing the quality of pedagogical activities of general and vocational Education workers: tools and technologies. Upravlenie obrazovaniev: teoriya ipraktika = Education Management Review. 2015;(3(19)):15-25. (In Russ.).

Информация об авторах Н. Н. Трунов - майор, старший преподаватель учебного центра; С. А. Хазова - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общей и социальной педагогики.

Information about the authors Nikolai N. Trunov - Major, Senior Lecturer at the Training Centre; Snezhana A. Khazova - Doctor of Science in Pedagogics, Full Professor of the Chair of General and Social Pedegogics.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 17.10.2022; одобрена после рецензирования 1.11.2022; принята к публикации 8.11.2022.

The article was published 17.10.2022; approved after reviewing 1.11.2022; accepted for publication 8.11.2022.

©Трунов Н. Н., Хазова С. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.