Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаренко Ю.В.

Актуальность статьи обусловлена наличием проблемы негативного факторного влияния на личность преподавателей военных вузов и их профессиональную деятельность, и, как следствие, формированием профессиональной деформации. Цель статьи заключается в изучении сущности и структурных аспектов профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Раскрыта сущностьвоенно-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, заключающаяся в строгой иерархии взаимодействий, субординации отношений и коммуникаций, высокой ответственности за воспитание и профессиональную подготовку будущих военных специалистов. Выделены признаки (характеристики) проявления профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Уточнено понятие «профессиональная деформация преподавателей военных вузов». Представлена структурная организация профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Определены критерии и показатели профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Предложена разработка программы педагогической профилактики профессиональной деформации преподавателей военных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончаренко Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL DEFORMATION OFFICERS-TEACHERS FROM MILITARY UNIVERSITIES

The relevance of the article is due to the presence of a negative influence on the personality of teachers from military universities and their professional activity and, as, consequence, forming of professional deformation. The purpose of the article is to study the essence and structural aspects of professional deformation of teachers from military university. Essence of the military and pedagogical activity of teachers from military university is revealed, consisting of strict hierarchy of interactions, subordination of relationships and communications, high responsibility for bringing up and processional preparation future military specialists. Signs (characteristics) of occurrence of the professional deformation of teachers from military university were outlined. The term «professional deformation of teachers from military university» is clarified. Structural organization of professional deformation of teachers from military university is presented. Criteria and indicators of professional deformation of teachers from military university are defined. Development of a program of pedagogical prevention of professional deformation of teachers from military university is offered.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ОФИЦЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

УДК 378

Сущность и структура профессиональной деформации офицеров-преподавателей военных вузов

Essence and structure of professional deformation officers-teachers from military universities

Гончаренко ^Ю.В., Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», judo.84@mail.ru

GoncharenkoYu., Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy», judo.84@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.006

Ключевые слова: преподаватель военного вуза, профессиональная деформация, структурные компоненты, критерии и показатели, педагогическая профилактика.

Keywords: teacher from military university, professional deformation, structural components, criteria and indicators, pedagogical prevention.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена наличием проблемы негативного факторного влияния на личность преподавателей военных вузов и их профессиональную деятельность, и, как следствие, формированием профессиональной деформации. Цель статьи заключается в изучении сущности и структурных аспектов профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Раскрыта сущностьвоенно-педагогической деятельности преподавателей военных вузов, заключающаяся в строгой иерархии взаимодействий, субординации отношений и коммуникаций, высокой ответственности за воспитание и профессиональную подготовку будущих военных специалистов. Выделены признаки (характеристики) проявления профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Уточнено понятие «профессиональная деформация преподавателей военных вузов». Представлена структурная организация профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Определены критерии и показатели профессиональной деформации преподавателей военных вузов. Предложена разработка программы педагогической профилактики профессиональной деформации преподавателей военных вузов.

Abstract. The relevance of the article is due to the presence of a negative influence on the personality of teachers from military universities and their professional activity and, as, consequence, forming of professional deformation. The purpose of the article is to study the essence and structural aspects of professional deformation of teachers from military university. Essence of the military and pedagogical activity of teachers from military university is revealed, consisting of strict hierarchy of interactions, subordination of relationships and communications, high responsibility for bringing up and processional preparation future military specialists. Signs (characteristics) of occurrence of the professional deformation of teachers from military university were outlined. The term «professional deformation of teachers from military university» is clarified. Structural organization of professional deformation of teachers from military university is presented. Criteria and indicators ofprofessional deformation of teachers from military university are defined. Development of a program ofpedagogical prevention ofprofessional deformation of teachers from military university is offered.

Введение. Актуальность проблемы профессиональной деформации преподавателей военных вузов обусловлена специфическими особенностями военно-профессиональной

деятельности и наличием определенных негативных факторов, что определяет необходимость формирования готовности преподавателя военного вуза к профилактике данного негативного состояния.

В условиях модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации важное место отводится подготовке офицерских кадров в военных вузах, что обеспечивается реализацией личностно-профессионального потенциала преподавателей военных вузов. Вместе с тем, профессиональное развитие и самореализация сопровождаются негативными переживаниями, которые связаны с продолжительными и интенсивными

межличностными взаимодействиями,

отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.

Анализ теоретико-прикладных работ, посвященных разработке проблем военной педагогики и психологии, позволяет сделать выводы о том, что педагогическая деятельность преподавателей-военнослужащих в военном вузе имеет свои особенности [1;3;5;10;12;15].

Среди них можно выделить свойственные только военным учебным заведениям: соблюдение воинских уставов,

регламентирующих деятельность и

взаимодействие военнослужащих; планирование и проведение на первом профориентационном этапе мероприятий для адаптации курсантов; строгая регламентация служебного времени и распорядка дня; разновозрастный состав курсантских учебных групп с разной профессиональной мотивацией и уровнем довузовской подготовки и т.д.

Вышеперечисленные особенности

педагогической деятельности преподавателей-военнослужащих являются предпосылками возникновения профессиональных деформаций преподавателей.

Методология исследования.

Методологическим основанием данного исследования явились концепции научного обоснования профессиональной деформации [2;4;6;9;13;18], а также положения системного, субъектно-деятельностного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов.

Цель статьи - раскрыть сущность и структуру профессиональной деформации преподавателей военных вузов.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- определить особенности педагогической деятельности преподавателей военных вузов;

- уточнить понятие «профессиональная деформация преподавателей военных вузов»;

- представить структурную организацию профессиональной деформации преподавателей военных вузов;

- определить критерии и показатели профессиональной деформации преподавателей военных вузов.

Результаты исследования. Термин «профессиональная деформация» ввел П.А. Сорокин, обозначая его в отечественной научной литературе как негативное воздействие профессиональной деятельности на индивида [4;15].

Анализ работ отечественных исследователей [2;7;8;14; 16; 17] позволил выделить признаки

(характеристики) проявления профессиональных деформаций: неадекватное (завышенное или заниженное) восприятие своей профессиональной компетентности и самооценка; несоблюдение норм, регламентирующих профессиональную деятельность; повышенные уровни тревожности и самоконтроля, стремление к коммуникативной замкнутости; проекция служебных обязанностей и умений во внеслужебные отношения; пренебрежение нормами делового общения и служебного взаимодействия, фамильярность; проявление негативизма во взаимодействии с сотрудниками, конфликтность, грубость; формализм в работе, сочетающийся с педантизмом; затруднения в принятии профессиональных решений.

Обобщив и систематизировав взгляды и подходы разных авторов, собственный опыт педагогической деятельности, под

профессиональной деформацией преподавателей военных вузов мы понимаем интегральную характеристику процесса и результата комплексного и постоянного воздействия внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности специфически профессионального типа личности,

представляющая на ценностно-смысловом, мотивационном, эмоциональном, волевом, предметно-практическом, поведенческом,

рефлексивном уровняхнарушение целостности самосознания, низкую адаптивность,

устойчивость, когнитивное искажение в восприятии информации, существенное снижение эффективности профессиональной деятельности.

Анализ детерминант и проявлений профессиональной деформации позволяет выделить структурные компоненты

профессиональной деформации офицеров-преподавателей военных вузов: эмоциональный, мотивационный, волевой, предметно -практический, рефлексивный и поведенческий.

Эмоциональный компонент включает в себя признаки эмоционального неблагополучия (беспокойство, тревога, опустошенность, депрессия и т. д.) и выражается в отрицательном эмоциональном отношении к коллегам, чувстве своей малоценности, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. При развитии деструктивного сценария, когда

профессиональная деятельность обеспечивается исключительно волевыми усилиями, возникает длительное эмоциональное напряжение, которое направлено на мобилизацию функциональных резервов организма. Актуальным аспектом данного процесса является то, что мобилизация сил осуществляется на фоне астении и

истощения, что негативно влияет на процесс и результативность деятельности. В поведении это может выражаться в ярких по проявлению и глубоких негативных эмоциях,

психосоматических реакциях и т.д.

Показателями эмоционального компонента являются наличие всех или большинства симптомов эмоционального выгорания: снижение эмоциональной устойчивости, тревожность и т.д.

Под эмоциональной устойчивостью в научной литературе понимают «свойство личности, которое проявляется в напряженных условиях ее деятельности в виде стабильных эмоций, способствующих сохранению направленности и характера действий, адекватных ситуации и целям осуществляющего их человека» [6; 12].

Как показатель профессиональной деформации преподавателя военного вуза снижение эмоциональной устойчивости выражается в:

- избирательном эмоциональном реагировании (проявляется в случаях отождествления преподавателем экономичного проявления эмоций и избирательного эмоционального реагирования);

- эмоционально-нравственной дезадаптации (наблюдается в том, что у преподавателя эмоции недостаточно стимулируют нравственные чувства. Не проявляя должного внимания к курсантам и слушателям, такой преподаватель оправдывает себя за грубость или невнимание, рационализируя свое поведение требованиями уставов или проецируя вину на подчиненных или сослуживцев);

- расширении сферы экономии эмоций (проявляется во внеслужебной деятельности. При выполнении должностных обязанностей преподаватель устает от контактов, разговоров, ответов на вопросы, проведения мероприятий и избегает общения даже с самыми близкими людьми) [4;16].

Тревожность является показателем эмоционального состояния и оказывает влияние на личностное развитие, деятельность и общение.

Как показатель профессиональной деформации в военно-профессиональной деятельности тревожность характеризуется: постановкой преподавателем целей,

несоответствующих своих способностям; дезориентацией на исходную цель военно-профессиональной деятельности;

неспособностью предопределять свои действия и моделировать профессиональные результаты; нарушением точности и координации движений, непоследовательностью (преподаватели с

высоким уровнем тревожности); излишней самоуверенностью, игнорированием мер безопасности, невнимательностью

(преподаватели с низким уровнем тревожности).

Мотивационный компонент в структуре профессиональной деформации преподавателя военного вуза выражается в снижении инициативности и активности,

профессионального интереса, распаде Я-концепции личности, изменении моральных норм и нравственных ориентиров, негативизме и цинизме. Данные проявления связаны с утомлением, нервно-психическим истощением, усталостью, тревогой. В сфере увлечений основной ценностью является пассивный отдых, отсутствует желание для занятия хобби и творчеством. Показателями мотивационного компонента выступают: мотивация избегания неудач в деятельности и общении, снижение роли ценностных ориентаций в профессии.

Как показатель проявления

профессиональной деформации преподавателя военного вуза мотивация избегания неудач в деятельности и общении проявляется в снижении осознания своего профессионального предназначения, настойчивости и

целеустремленности в решении поставленных задач; низкой удовлетворенности выбором профессии; избегании рискованных ситуаций; склонности к поиску помощи и поддержки, отрицательных эмоциональных переживаниях в работе. Как правило, в ситуации стремления к избеганию неудач преподаватель военного вуза ставит перед собой либо легкие, либо труднодостижимые цели, с целью обхода влияния успеха или неуспеха на его самооценку.

Профессиональные ценностные ориентации преподавателя военного вуза складываются из ценностей военной службы (патриотизм, воинский долг, дисциплина и

дисциплинированность, героизм, боевые традиции и т.д.) и ценностей профессионально-педагогической деятельности (общественный долг, гуманизм, трудолюбие, воспитание и т.д.).

Как показатель профессиональной деформации он проявляется в снижении понимания и принятия преподавателем значимости ответственного и качественного исполнения профессиональных задач, отсутствии желания укреплять традиции вуза, снижении увлеченности трудом, формализации

профессиональных ценностей в части соответствия заранее прописанным условиям контракта.

В связи с изменением ценностных ориентаций в обществе, воинской среде и

профессионально-педагогической деятельности преподаватель военного вуза несет ответственность за будущих офицеров, за то, каким ценностям он следует и транслирует их курсантам.

Волевой компонент профессиональной деформации проявляется в неспособности к конструктивному регулированию собственного поведения, разных состояниях личности, которые затрудняют профессиональную деятельность (импульсивность, прямолинейность в сочетании с нерешительностью, склонность откладывать выполнение заданий до дедлайна и т.д.), в неспособности к самоанализу, саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю, а также в несформированности субъектной позиции (самостоятельности и надситуативной активности в профессиональной деятельности).

Учитывая эмоциональную напряженность и насыщенность профессиональной деятельности преподавателя военного вуза, а также постоянное присутствие негативных факторов, возникает необходимость формирования у преподавателя навыков саморегуляции. Показателями волевого компонента выступают: нарушение

саморегуляции, снижение социальной адаптации и стрессоустойчивости.

В настоящее время существует множество определений понятия «саморегуляция» [11]. Так, В.И. Моросанова понимает под данным феноменом «интегративные психические явления, процессы и состояния, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности, целостность индивидуальности и становление бытия человека». По ее мнению, с помощью саморегуляции субъект способен мобилизовывать свой личностный потенциал для объективации своей активности [11, с.12].

Нарушение саморегуляции выражается в неумении преподавателя военного вуза контролировать напряжение и снимать внутренние «зажимы», неуверенности в себе, а также в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий.

Анализ современных концепций социальной адаптации показал, что под адаптацией понимается «целостный, системный процесс, характеризующий взаимодействие человека с природной и социальной средой. Особенности процесса адаптации определяются

психологическими свойствами человека, уровнем его личностного развития, характеризующегося совершенством механизмов личностной регуляции поведения и деятельности. Критериями адаптированности можно считать не только выживаемость человека и нахождение

места в социальной структуре, но и общий уровень психологического здоровья, способность развиваться в соответствии со своим жизненным потенциалом, субъективное чувство

самоуважения и осмысленность жизни» [8, с.937].

В процессе социальной адаптации преподаватель военного вуза приспосабливается к условиям среды военного вуза. Снижение социальной адаптации в профессиональной деятельности преподавателя военного вуза выражается в нежелании принятия им ценностей и условий служебной среды, овладении и использовании устоявшихся правил поведения и, соответственно, невозможностью их применения в сложившихся в коллективе профессиональных взаимоотношениях.

Проблема снижения стрессоустойчивости преподавателей военного вуза является показателем их профессиональной деформации. Под воздействием стресса возникает стрессовое напряжение, в результате чего формируются негативные состояния: тревога, страх, повышение уровня невротизации. Соответственно, стрессоустойчивость - совокупность качеств, позволяющих организму переносить действие стрессоров без негативных эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих.

Снижение стрессоустойчивости

преподавателей военного вуза проявляется в раздражительности, подавленности, нежелании проявлять инициативу, снижении концентрации внимания, невозможности релаксации; принятии неэффективных решений, низкой

производительности труда. Физиологический план представлен физической слабостью, усталостью.

Предметно-практический компонент

выражается в снижении эффективности педагогической и военно-служебной

деятельности, устремленности к познанию и самосовершенствованию, мыслить

самостоятельно, гибкости мышления,

концентрации внимания, отсутствии стремлений к повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

Показателями данного компонента являются: снижение стремления к профессиональному самосовершенствованию и низкие

профессиональные результаты.

В исследованиях и публикациях, посвященных вопросам самосовершенствования, отмечается актуальность и возрастающий интерес ученых и практиков к данной проблеме. Так, К.А. Абульханова-Славская определяет сущность самосовершенствования, как «процесс приобщения к культуре (своего общества, своей

эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми) и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, творчестве)» [1, с.138].

Профессиональное самосовершенствование, по мнению современных ученых, является специфическим видом профессиональной деятельности. Это результат сознательного взаимодействия специалиста с определенной социальной средой с целью реализации специалистом своих потребностей по развитию личностных качеств, которые обеспечат успешность профессиональной деятельности и жизнедеятельности [9;17].

Как показатель профессиональной деформации преподавателя военного вуза, снижение стремления к профессиональному самосовершенствованию проявляется в снижении инициативности, активности, нежелании учиться и формировать новые компетенции, повышать свой профессиональный уровень. При этом преувеличивается значение своего опыта, профессиональных знаний и умений, которых, однако, недостаточно для решения новых задач в педагогической деятельности. Это выражается в преувеличении своего вклада в результаты общего дела, формальными отношениями с коллегами, избыточным вниманием к своей «результативности», или в проявлении преподавателем замкнутости, «незаметности» в профессиональной сфере.

Как показатель профессиональной деформации преподавателя военного вуза, низкие профессиональные результаты проявляются в несформированности профессионально значимых личностных качеств, развитии шаблонного и стереотипного мышления, склонности к догматизму, снижении уровня знаний, гибкости мышления, ответственности за результаты деятельности и т.д.

Рефлексивный компонент профессиональной деформации проявляется в неадекватной самооценке результатов профессиональной деятельности и межличностных отношений, индифферентном отношении к себе, отсутствии самоанализа поведения и результатов своей деятельности, низком уровне эмоционально-волевого реагирования на различные профессиональные проблемы и сложные жизненные ситуации.

Показателями данного компонента являются: отсутствие рефлексивных знаний и неадекватная самооценка.

Под рефлексией понимают свойство сознания или способность объективно оценивать

жизненную ситуацию. В педагогической деятельности объектом рефлексии является «личность в деятельности» - профессиональный образ самого преподавателя [1;18].

Как показатель профессиональной деформации, отсутствие рефлексивных знаний проявляется в неумении анализировать деятельность и оценивать полученные результаты в сравнении с планируемыми, анализировать взаимоотношения с преподавателями и курсантами. Преподаватель не желает проанализировать и решить проблемные ситуации; на критику в свой адрес реагирует эмоционально.

Неадекватная самооценка преподавателей военных вузов проявляется в чувстве собственной неполноценности, самонедостаточности;

отсутствии самоконтроля, неумении планировать свою деятельность, отрицательной реакции на критику, нежелании признавать и исправлять ошибки; неготовности к сотрудничеству и взаимодействию, оказанию поддержки и помощи коллегам.

Поведенческий компонент проявляется в снижении способности принимать решения самостоятельно, управлять своим

профессиональным поведением, нести ответственность за свои поступки, нетерпимости к другим взглядам, ценностям, установкам, а также в наличии в поведении основных показателей, определяющих формирование профессиональной деформации: авторитарности, ригидности, не критичности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показателями данного компонента являются: коммуникативная интолерантность и снижение профессиональной ответственности.

Под коммуникативной интолерантностью мы понимаем возвышение собственных взглядов и мнений, непринятие чужого мнения, проявление властности при взаимодействии. Она проявляется в субъективной и раздражительной оценке происходящего, свидетельствует о негибкости ума и создает трудности и личностный дискомфорт в общении.

Как показатель профессиональной деформации преподавателя военного вуза, коммуникативная интолерантность выражается в недоброжелательности к коллегам и курсантам, предвзятом отношении к ним, несоблюдении рамок служебного поведения.

Данный показатель профессиональной деформации характеризует отношение и некоторые личностные особенности, которые определяют профессиональное поведение преподавателя в военно-педагогической деятельности, а также взаимоотношения в

воинском коллективе.

Снижение профессиональной

ответственности преподавателя военного вуза проявляется в нежелании использовать новые формы педагогического опыта, а также инновационные методы обучения, неумении регулировать свои личностные состояния и качества, отсутствии инициативы в самосовершенствовании и самоактуализации.

Заключение. Как следует из вышеизложенного, профессиональная

деятельность преподавателей военных вузов сущностно и содержательно отличается от деятельности преподавателей в других высших учебных заведениях, а, следовательно, имеет специфические проявления профессиональной деформации.

В рамках данного исследования уточнено понятие «профессиональная деформация

преподавателей военных вузов», а также представлена структурная организация профессиональной деформации преподавателей военных вузов, состоящая из эмоционального, мотивационного, волевого, предметно-практического, рефлексивного и поведенческого компонентов.

Для нивелирования данного негативного явления и в рамках продолжения исследования предлагается разработка соответствующей программы педагогической профилактики профессиональной деформации преподавателей военных вузов, что будет способствовать не только адаптации преподавателя к профессиональной деятельности, но и самореализации в ней за счет возможности адекватного самовыражения, конструктивных межличностных отношений, непрерывного самосовершенствования.

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - Москва: Мысль, 1991. -299 с.

2. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности / С.П. Безносов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2012. - № 3 (55). - С. 167-171.

3. Врачинский В.П. Педагогические условия совершенствования психолого-педагогической подготовки начинающих преподавателей военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Врачинский Валерий Павлович. - Калининград, 2007. -22 с.

4. Гончаренко Ю.В. Эмоциональное выгорание как социальная и личностная проблема преподавателя военного вуза / Ю.В. Гончаренко, М.В. Петровская // Современные проблемы науки и образования. - 2016. -№ 5. - С. 222.

5. Гончаренко Ю.В. Формирование навыков саморегуляции как педагогическое условие профилактики эмоционального выгорания преподавателей военных вузов / Ю.В. Гончаренко, А.В. Белошицкий // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - С. 52-60.

6. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Перо, 2014. - 196 с.

7. Корытова Г.С. Психолого-педагогические условия профилактики профессионального выгорания в образовательной среде / Г.С. Корытова // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2020. - № 1 (42). - С. 58-64.

8. Красильников И.А., Константинов В.В. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов / И.А. Красильников, В.В. Константинов // Известия

Самарского научного центра РАН. - 2009. - № 4-4. -С. 937.

9. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

10. Лазукин В.Ф. Система непрерывной профессиональной подготовки офицерских кадров / В.Ф. Лазукин, И.О. Бакланов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2016. - № 1. - С. 79-83.

11. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова.

- Москва: Наука, 2001. - 192 с.

12. Просветова Т.С. Социально-педагогические условия профилактики и коррекции депривационных рисков военно-профессиональной среды высшей военной школы: сборник статей / Т.С. Просветова // Материалы Международной научно-практической конференции, посвящается 75-летию Гуманитарно-педагогической академии «Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии»; под ред. В.В. Коврова. - Ялта: Ариал, 2019. - С. 454-457.

13. Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: монография / М.В. Полевая, Е.В. Камнева, Н.С. Пряжников, Л.А. Жигун, В.В. Бондаренко, Н.В. Анненкова, Р.А. Ширванов, З.И. Борисова, Ю.А. Жуйкова, В.В. Казьмина, Е.А. Урожок. - М.: СВИВТ, 2017. - 189 с.

14. Соломатин Е.В. Профессиональная деформация преподавателей военных вузов / Е.В. Соломатин // Гуманитарные проблемы военного дела.

- 2019. - № 2(19). - С. 176-179.

15. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П.А. Сорокин. - М.: Наука, 1994. - 560 с.

16. Сыманюк Э.Э., Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Э. Сыманюк, Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект; Деловая книга, 2005. - 240 с.

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Life strategy / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. - Moscow: Thought, 1991. - 299 P.

2. Beznosov S.P. Professional personality deformations / S.P. Beznosov // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2012. - № 3 (55). - S. 167-171.

3. Vrachinsky V.P. Pedagogical conditions for improving the psychological and pedagogical training of initial teachers of a military university: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Vrachinsky Valery Pavlovich. -Kaliningrad, 2007. - 22 p.

4. Goncharenko Yu.V. Emotional burnout as a social and personal problem of a teacher of a military university / Yu.V. Goncharenko, M.V. Petrovskaya // Modern problems of science and education. - 2016. - № 5. - P. 222.

5. Goncharenko Yu.V. Formation of self-regulation skills as a pedagogical condition for the prevention of emotional burnout of teachers of military universities / Yu.V. Goncharenko, A.V. Beloshitsky // Modern problems of science and education. - 2020. - № 4. - P. 52-60.

6Dolgova . V. I., Golieva G. Yu. Emotional stability of personality: monograph / V.I. Dolgova, G.Yu. Golieva. -M.: Pero, 2014. - 196 p.

7. Korytova G.S. Psychological and pedagogical conditions for the prevention of professional burnout in the educational environment / G.S. Korytova // Bulletin of the Altai State Pedagogical University. - 2020. - № 1 (42). - S. 58-64.

8. Krasilnikov I.A., Konstantinov V.V. Socio-psychological adaptation of personality and strategies for resolving internal conflicts / I.A. Krasilnikov, V.V. Konstantinov // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2009. - № 44. - S. 937.

9. Kulikov L.V. Psychology of personality in the works of Russian psychologists / L.V. Kulikov. - St. Petersburg: Peter, 2009. - 560 p.

10. Lazukin V.F. The system of continuous professional training of officers / V.F. Lazukin, I.O.

17. Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика / И.В. Федосова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5.

- Вып. 3(16). - С. 181-195.

18. Эрнст Г.Г. Профессиональная рефлексия как механизм саморазвития будущего педагога / Г.Г. Эрнст // Концепт. - 2015. - № 12. - С.1-8.

ces:

Baklanov // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of Higher Education. - 2016. - № 1. - S. 79-83.

11. Morosanova V.I. Individual style of self-regulation: phenomenon, structure and functions in arbitrary human activity / V.I. Morosanova. - Moscow: Nauka, 2001. - 192 p.

12. Prosvetova T.S. Socio-pedagogical conditions for the prevention and correction of deprivation risks of the military-professional environment of the higher military school: collection of articles / T.S. Prosvetova // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, dedicated to the 75-th anniversary of the Humanitarian Pedagogical Academy "Prevention of deviant behavior of children and youth: regional models and technologies"; ed. V.V. Kovrov. - Yalta: Arial, 2019. -S. 454-457.

13. Professional deformation of personal qualities of state civil servants: monograph / M.V. Polevaya, E.V. Kamneva, N.S. Pryazhnikov, L.A. Zhigun, V.V. Bondarenko, N.V. Annenkova, R.A. Shirvanov, Z.I. Borisova, Yu.A. Zhuikova, V.V. Kazmina, E.A. Urozhok.

- M.: SVIVT, 2017. - 189 p.

14. Solomatin E.V. Professional deformation of teachers of military universities / E.V. Solomatin // Humanitarian problems of military affairs. - 2019. - No. 2(19). - S. 176-179.

15. Sorokin P.A. Public textbook of sociology. Articles of different years / P.A. Sorokin. - M.: Nauka, 1994. - 560 p.

16. Symanyuk E.E., Zeer E.F. Psychology of professional destructions / E.E. Symanyuk, E.F. Zeer. - M.: Academic project; Business book, 2005. - 240 p.

17. Fedosova I.V. Professional deformation of the teacher's personality: diagnostics and prevention / I.V. Fedosova // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. - 2016. - T. 5. - Issue. 3(16). - S. 181-195.

18. Ernst G.G. Professional reflection as a mechanism for self-development of the future teacher / G.G. Ernst // Concept. - 2015. - № 12. - P. 1-8.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)

Сведения об авторе:

Гончаренко Юрий Владимирович (г. Воронеж, Россия), старший преподаватель, подполковник, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», е-шай: judo.84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.