Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕДИАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Редун Р.Г.

В статье рассматриваются теоретические и прикладные основы, определяющие педагогическую медиацию как систему профессиональной деятельности педагогов военного вуза, направленную на разрешение различных видов конфликтов, возникающих как между обучающимися, так и между обучающимися и образовательно-воспитательной средой. Представленные автором структурные компоненты педагогической медиации: целевой ориентир, теоретические принципы, закономерности, функции и механизм реализации системы педагогической медиации, обеспечивающий дифференцированность применения средств и методов, а также возможность варьирования приемов медиативной деятельности, - рассматриваются с позиции личностно ориентированной парадигмы военного образования, акцентирующей внимание на социальном партнерстве и решении актуальных жизненных проблем; показатели эффективности педагогической медиации определяются критериями новообразований субъектов конфликтов, формируемыми в результате профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL COMPONENTS OF PEDAGOGICAL MEDIATION

The article researches the theoretical and applied basic principles that define pedagogical mediation as a system of the teachers’ professional engagement at the military university aimed to the resolving of the difference conflicts among students as well as among the students and educational environment. The structural components of pedagogical mediation presented by the author include the specific focus, theoretical principles, regularity, function and mechanism of pedagogical mediation system’s realization that provides differentiation in the use of means and methods alongside the opportunity to range the manners of mediation activity. These components are considered from the perspective of the person-centered military education paradigm focused on the social partnership and solution of relevant problems. The effectiveness measures of pedagogical mediation are defined in terms of the new growth of the conflict’s subjects developed during pedagogical professional activity.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ»

УДК 378

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕДИАЦИИ

Р.Г. Редун

THE STRUCTURAL COMPONENTS OF PEDAGOGICAL MEDIATION R.G. Redun

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и прикладные основы, определяющие педагогическую медиацию как систему профессиональной деятельности педагогов военного вуза, направленную на разрешение различных видов конфликтов, возникающих как между обучающимися, так и между обучающимися и образовательно-воспитательной средой.

Представленные автором структурные компоненты педагогической медиации: целевой ориентир, теоретические принципы, закономерности, функции и механизм реализации системы педагогической медиации, обеспечивающий дифференцирован-ность применения средств и методов, а также возможность варьирования приемов медиативной деятельности, - рассматриваются с позиции личностно ориентированной парадигмы военного образования, акцентирующей внимание на социальном партнерстве и решении актуальных жизненных проблем; показатели эффективности педагогической медиации определяются критериями новообразований субъектов конфликтов, формируемыми в результате профессиональной педагогической деятельности.

Abstract. The article researches the theoretical and applied basic principles that define pedagogical mediation as a system of the teachers' professional engagement at the military university aimed to the resolving of the difference conflicts among students as well as among the students and educational environment.

The structural components of pedagogical mediation presented by the author include the specific focus, theoretical principles, regularity, function and mechanism of pedagogical mediation system's realization that provides differentiation in the use of means and methods alongside the opportunity to range the manners of mediation activity. These components are considered from the perspective of the person-centered military education paradigm focused on the social partnership and solution of relevant problems. The effectiveness measures of pedagogical mediation are defined in terms of the new growth of the conflict's subjects developed during pedagogical professional activity.

Ключевые слова: педагогическая медиация, педагогическая деятельность, конфликты.

Keywords: pedagogical mediation, pedagogical activity, conflicts.

Целевые ориентиры современной системы воспитания подверглись значительным трансформациям, относительно традиционных советских. Широкое распространение парадигмы личностно ориентированного воспитания (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) коснулось и педагогической концепции военного образования. Как отмечают такие

исследователи, как Ю.П. Ветров и Е.С. Проказин, «...современные тенденции военного образования предопределяют особое внимание к личностно-профессиональному развитию курсантов. что предусматривает отказ от пассивно-созерцательных принципов военного воспитания» [1].

Теоретические изыскания привели к небезуспешной практической реализации данной парадигмы, однако ее потенциал далеко не исчерпан. В частности, это относится к личностно ориентированной деятельности педагогов, направленной на разрешение различных видов конфликтов, возникающих между обучающимися.

Глубокая социальная нестабильность современного общества нашла свое отражение в повышенной конфликтности поведения молодёжи. Это объясняется как физиологическими факторами, характерными для данного периода возрастного развития, так и психологическими особенностями рассматриваемой возрастной категории.

Значение исследования конфликтов в образовательной среде сложно переоценить. Как отмечает И.В. Осипчук, конфликт может стать «...источником деструктивных психических состояний личности человека. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на интеллектуально-мнестическую деятельность человека» [2], что в свою очередь приведет к сложностям в освоении ученого материала, а в крайнем случае - к несвоевременному прерыванию обучения в образовательной организации.

Группы обучающихся в высших военных заведениях не являются исключением в фокусе развития конфликтных ситуаций. Однако конфликты, возникающие внутри учебных групп курсантов, имеют ряд особенностей, связанных как со спецификой социальной среды, организации жизни и быта, так и с иерархией подчиненности. Еще одна особенность конфликта в коллективе курсантов заключается в том, что он разрушает налаженную систему связей, обеспечивающую единство воинского коллектива, формирует атмосферу соперничества, инициирующую межличностные столкновения, что нарушает принципы поддержания воинской дисциплины.

Авторское исследование, посвященное проблемам, инициирующим развитие конфликтов в образовательной среде военного вуза, проведенное в виде экспертного опроса педагогов военных вузов в период с 2016 года по 2019 год, позволило выделить наиболее существенные (табл. 1).

В экспертном опросе приняли участие педагоги Краснодарского высшего военного училища им. генерала армии С.М. Штеменко (46 человек) и Московского высшего общевойскового командного орденов Жукова, Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменного училища (24 человека).

Таблица 1

Проблемы, инициирующие развитие конфликта среди курсантов

№ Ответы экспертов - преподавателей и офицеров курса Рез-т (%)

1. Отсутствие опыта проживания и профессиональной деятельности в мужском коллективе 92

2. Отсутствие навыков самостоятельного обучения и самостоятельного ведения быта 87

3. Непонимание основ военной профессии 96

4. Привязанность к социальным сетям и онлайн-среде 74

5. Неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) 81

6. Идентификация личности с оценками по предметам 92

Проведенное исследование не только подтвердило наличие реальной проблемы развития конфликтов среди курсантов, отмечаемой большинством опрошенных педагогов военных вузов, но и необходимость работы с данными конфликтами в профессиональном плане.

Следовательно, профессиональная деятельность педагогов военного вуза, направленная на нивелирование конфликтов, возникающих в учебном коллективе курсантов, должна носить системный характер. Безусловно, система военного образования за многие годы существования выработала определенные механизмы и технологии нивелирования конфликтов, но современные реалии заставляют пересматривать сложившиеся подходы. От траектории подавления конфликта современное педагогическое военное сообщество приходит к пониманию необходимости его регулирования посредством целенаправленной профессиональной деятельности, влияющей на изменение структуры межличностного взаимодействия.

В данной статье мы акцентируем внимание на системе педагогической медиации, сущностью которой является нивелирование конфликтов в учебном коллективе путем ведения переговоров, реализации социально-педагогических программ и обоюдного удовлетворения интересов и запросов противоборствующих сторон с участием третьего незаинтересованного лица - медиатора.

Теоретическая разработка системы педагогической медиации как профессиональной деятельности требует определения ее структурных компонентов, системообразующих факторов и механизма реализации в условиях образовательной среды высшего военного заведения. Отметим, что к структурным компонентам, согласно педагогической теории, относим «...основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем» [3].

Одним из ведущих компонентов системы является целевой ориентир, определяющий направленность системы и предполагаемые эффекты от ее реализации. В данном случае конфликт, возникающий в учебном коллективе

курсантов, и будет являться целевым ориентиром. В целом психолого-педагогическая наука рассматривает конфликт как деятельность, объясняя это тем, что он (конфликт) имеет: цели и мотивы; результат, как соотношение желаемого и достигнутого; нормативное регулирование, обусловленное социальным существованием субъектов. Следовательно, педагогическая медиация должна быть направлена на разрушение целей и мотивов возникновения и развития конфликтов, а также на определение дальнейшего бесконфликтного взаимодействия сторон.

Результатом педагогической медиации должны стать некие новообразования личности обучающихся, способствующие прекращению конфликта как межличностного, так и с социальной средой. Критериальными показателями новообразований такие исследователи, как О.А. Сотникова, И.А. Маланов и др., считают:

- уровень поведенческой регуляции (способность личности регулировать взаимодействие с окружающей средой);

- уровень моральной нормативности (способствует адекватному восприятию и оцениванию своей социальной роли);

- коммуникативные навыки (отвечает за умение правильно взаимодействовать и выстраивать отношения с другими участниками социума, что также немаловажно)» [4].

Степень сформированности данных новообразований будут определять эффективность педагогической медиации.

Следующим компонентом являются теоретические принципы педагогической медиации. Значимо то, что теоретические принципы по своей природе являются квинтэссенцией парадигмальных концептов, поэтому они подвижны во времени и зависят от социального и общественного запроса. Анализ исследований Л.Н. Антоновой, М.В. Богуславского, Н.В. Елиной, Г.П. Зерновой, В.М. Корякина и др. [5; 6; 7], посвященных различным аспектам медиации в образовательной среде, в том числе, в среде военного вуза, позволил выделить следующие:

- осознание возрастающей личной и коллективной самоуправляемости;

- направленность деятельности на социальное партнерство;

- ориентация на решение жизненно важных проблем;

- активное вовлечение в медиативную деятельность субъектов конфликта;

- субъективная ориентированность как индивидуальная, так и направленная на целевые группы сторон конфликта;

- соблюдение интересов социального равноправия;

- ориентация на общесоциальные приоритеты;

- основная направленность деятельности медиатора на защиту пострадавшей стороны.

Конкретизация научно-методологического знания в контексте проблемы данного исследования позволила выделить закономерности, на основе которых строится педагогическая медиация:

- эффективность педагогической медиации возрастает, если процесс урегулирования конфликта строится на основании самоуправления и обеспечивается учетом интересов пострадавшей стороны;

- педагогическое взаимодействие, обеспечивающее разрешение конфликтной ситуации, организовано по принципу социального партнерства и равноправия сторон;

- востребованность педагогической медиации обеспечивается ее ориентацией на интересы враждующих сторон, интересы социальной группы, к которой принадлежат участники конфликта, и решением жизненно важных проблем;

- результативность педагогической медиации обеспечивается за счет соответствия и учета материально-пространственной среды, ее процессуальных и личностных аспектов.

Определение принципов и закономерностей педагогической медиации ведет к систематизации ее процедур, организации и реализации примирительных процессов, а также к профилактике рецидивов конфликтов.

Следующим системообразующим элементом педагогической медиации, является ряд функций. Как утверждают ученые Е.Н. Васильева и О.А. Кувшинова, опираясь на методологические положения теории Г. Спенсера, осмысление системного явления, к которым относится педагогическая медиация, необходимо проводить с опорой на выполняемые системой функции [8]. В частности, базовую функцию педагогической системы - поддержание солидарности в учебном коллективе, направленной на «постконфликтное взаимодействие его регулирование, пропедевтику развития нового конфликта» [9].

Обозначенная ранее позитивная направленность таких структурных компонентов как целевой ориентир, теоретические принципы и закономерности, определили комплиментарность функций педагогической медиации:

- профилактическую - предупреждающую дальнейшее развитие конфликтной ситуации и определяющую своевременное распознавание признаков конфликтной ситуации, выявление факторов развития конфликта (социальных и личностных), владение методами профилактики социальных конфликтов: социальных (социально-педагогическое планирование развития военного коллектива, планирование профессиональной карьеры; формирование навыков диалога; поощрение за успехи, справедливое, обоснованное взыскание и пр.) и личностных (метод согласия, который обусловливает привлечение к участию потенциальных противников в совместной деятельности; метод доброжелательности, инициирующий развитие эмпатии, понимания внутренних состояний других людей; метод уважения репутации партнера - допускает общение с конфликтером с позиции утверждения его достоинств; метод недопущения дискриминации - предполагает недопустимость общественного признания одного человека над другим в любой ипостаси; метод одобрения и др.);

- протективную - обеспечивающую удовлетворение интересов сторон конфликта и вступление в диалог с конфликтующими сторонами, определение возможностей уступок с обеих сторон; владение методами реализации компромисса, поиска альтернативы;

- интеграционно-инициирующую, объединяющую индивидов с группой, -актуальная диагностика возможностей интеграции индивида в группу и коллектив военного вуза; владение методами дивергенции, трансформации и конвергенции;

- коррекционную - автономизирующую индивидов, признающую их индивидуальность и ценность для референтной группы, расширяющую поле свободы и увеличивающую бремя ответственности перед социумом - реальное подтверждение права индивида на личную жизнь и личное пространство.

Механизмом реализации системы педагогической медиации является программа медиации конфликта в образовательной среде. Специфика механизма обусловлена имманентной структурой данной системы, определяющей ее воспитательную ценность. Целью разработки программы является, с одной стороны, достижение нового качества изучаемой системы, а с другой - стабилизация отношений в учебном коллективе военного вуза.

Справочное содержание программы педагогической медиации, направленной на решение конфликтов в среде военного вуза, отражает критериальные показатели новообразований курсантов, познавательно-воспитательные области новых знаний, выстроенные на основе выявленных теоретических принципов, и приемы медиативной деятельности, обусловленные установленными закономерностями (табл. 2).

Таблица 2

Справочное содержание программы педагогической медиации

№ Критериальные показатели новообразований Познавательно-воспитательные области Приемы медиативной деятельности

1. Поведенческая регуляция Социальная психология, культурология, психология, философия, этика Активное слушание, обеспечение обратной связи, развитие рефлексии, генерирование альтернативных самостоятельных оценок

2. Моральная нормативность Социология, психология, педагогика, воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации, физическая культура Организация самопознавательной деятельности, организация процесса достижения соглашений между сторонами конфликта

3. Коммуникативные навыки Психология, педагогика, воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации Квалификация конфликта, снижение его накала, вовлечение в активную, содержательную деятельность

Итак, проведенный анализ позволяет резюмировать, что педагогическая медиация - это инновационный профессиональный метод регулирования конфликта в образовательной среде, направленный на его глубинное изучение и устранение причин и факторов развития.

Выявленные структурные компоненты системы педагогической медиации в военном вузе вполне отвечают посылам парадигмы личностно ориентированного воспитания. В частности, речь идет об умении эффективно управлять воспитательным процессом, а также освоении принципиально новых форм организации системы воспитания и осуществлении педагогической деятельности в новых условиях.

Предлагаемая как механизм реализации программа педагогической медиации обеспечит дифференцированность применения средств и методов, а также возможность варьирования приемов медиативной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ветров, Ю. П. Основные характеристики рефлексивно-деятельностной парадигмы военного образования / Ю. П. Ветров, Е. С. Проказин. - Текст : непосредственный // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования : сборник статей II Международной научно-практической конференции (Пенза, 15-16 июня 2021 года). В 2 т. - Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2021. - С. 70-73.

2. Осипчук, И. В. Смысловой аспект личностного адаптационного конфликта / И. В. Осипчук. - Текст : непосредственный // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 464-467.

3. Ильина, Т. А. Педагогика / Т. А. Ильина. - М. : Просвещение, 1984. -495 с. - Текст : непосредственный.

4. Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема / О. А. Сотникова, И. А. Маланов. - Текст : непосредственный // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. -2020. - № 4. - С. 152-160.

5. Антонова, Л. Н. Реализация потенциала педагогической рискологии в сети школьной медиации Московской области : научно-методическое пособие / Л. Н. Антонова, М. В. Богуславский, Г. П. Зернова. - М. : АСОУ, 2017. - 69 с. -Текст : непосредственный.

6. Елина, Н. В. Военная медиация в Российской Федерации / Н. В. Елина. -Текст : непосредственный // Вестник военного права. - 2017. - № 2. - С. 7-14.

7. Корякин, В. М. Медиация как способ урегулирования споров и возможность ее применения к воинским правоотношениям / В. М. Корякин. - Текст : непосредственный // Право в Вооруженных Силах. - 2010. - № 10 (160). - С. 2-4.

8. Кувшинова, О. А. Когнитивно-институциональный подход к исследованию социального института / О. А. Кувшинова, Е. Н. Васильева. - Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-5. - С. 1145-1148.

9. Мосина, О. А. Медиация адаптационных конфликтов в профессиональном образовании военного вуза / О. А. Мосина, Р. Г. Редун. - Текст : непосредственный // Образовательный вестник «Сознание». - 2021. - Т. 23. - № 8. - С. 18-25. -DOI 10.26787/nydha-2686-6846-2021-23-8-18-25.

REFERENCES

1. Vetrov Yu. P., Prokazin E. S. Osnovnyye kharakteristiki refleksivno-deyatel'nostnoy paradigmy voyennogo obrazovaniya [The main characteristics of the reflective-pragmatist paradigm of military education]. Teoreticheskiye i prikladnyye voprosy ekonomiki, upravleniya i obrazovaniya: Sbornik statey II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii = The Theoretical and Applied Issues of Economy, Management and Education: Collection of Articles of the II International Scientific-Practical Conference, Penza, 2021, pp. 70-71. (In Russian).

2. Osipchuk I. V. Smyslovoy aspekt lichnostnogo adaptatsionnogo konflikta [The Meaning Aspect of a Personal Adaptive Conflict]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2008, No. 80, pp. 464-467. (In Russian).

3. Ilyina T. A. Pedagogika [Pedagogy]. M., Prosveshchenie, 1984. 495 p.

4. Sotnikova O. A., Malanov I. A. Sotsialno-pedagogicheskaya adaptatsiya lichnosti kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [The social-pedagogical personal adaptation as a psychological and pedagogical problem]. Pedagogical Review, 2020, No. 4, pp. 152-160. (In Russian).

5. Antonova L. N., Boguslavskiy M. V., Zernova G. P., Antonova L. A. Realizatsiya potentsiala pedagogicheskoy riskologii v seti shkol'noy mediatsii Moskovskoy oblasti [The Implementation of pedagogical riskology potential in the network of school mediation of Moscow Oblast]. M., APA, 2017. 69 p.

6. Elina N. V. Voyennaya mediatsiya v Rossiyskoy Federatsii [Military mediation in the Russian Federation]. Vestnik voyennogo prava = Vestnik of the Military Law, 2017, No. 2, pp. 7-14. (In Russian).

7. Koryakin V. M. Mediatsiya kak sposob uregulirovaniya sporov i vozmozhnost' yeye primeneniya k voinskim pravootnosheniyam [Mediation as way of accommodation of disputes and opportunity of its implementation to the military relations]. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces, 2010, No. 10 (160), pp. 2-4. (In Russian).

8. Kuvshinova O. A., Vasilyeva E. N. Kognitivno-institutsionalnyy podkhod k issledovaniyu sotsialnogo institute [The cognitive-institutional approach to the research of the social institution]. Fundamental'nyye issledovaniya = Fundamental Research, 2013, No. 10-5, pp. 1145-1148. (In Russian).

9. Mosina O. A., Redun R. G. Mediatsiya adaptatsionnykh konfliktov v profes-sional'nom obrazovanii voyennogo vuza [The mediation of adaptive conflicts in professional education of a military university]. Obrazovatelnyy vestnik Soznaniye = Educational Bulletin "Consciousness", 2021, vol. 23, No. 8, pp. 18-25. (In Russian).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Редун, Р. Г. Структурные компоненты системы педагогической медиации / Р. Г. Редун. - Текст : непосредственный / / Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. -№ 2. - С. 45-52.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Redun R. G. The Structural Components of Pedagogical Mediation / R. G. Redun // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 2, pp. 45-52. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.