Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С СЕКРЕТНОЙ СЛУЖБОЙ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С СЕКРЕТНОЙ СЛУЖБОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННЫЕ КАДРЫ / СПЕЦИФИКА ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Оксана Анатольевна, Матайс Мария Игоревна, Редун Руслан Геннадьевич

Проанализирована специфика подготовки будущих офицеров, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой. Теоретические положения, определяющие личностно-деловые качества и систему целенаправленного воспитания будущих офицеров, устанавливаются посредством анализа отечественных и зарубежных исследований. Отмечено, что военно-профессиональная служба в сфере секретности имеет специфическую номенклатуру требований, которые регламентируют необходимый перечень и уровень сформированных качеств и способностей личности у военных специалистов, в связи с чем подчеркивается идея необходимости научно обоснованного конструирования воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. При изучении теоретической информации применялись методы анализа, конкретизации и обобщения. В экспериментальной части работы применялись методы экспертной оценки, корреляционного анализа и конструирования. В результате исследования были выявлены основные направления процесса профессионального воспитания будущего офицера, формирующие его личностно-деловые качества как военного специалиста. Уточнен перечень личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой. Детализирован процесс профессионального воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, обеспечивающий подготовку офицеров секретных служб. Определены его внутренняя и внешняя подсистемы. Проведенное исследование доказывает необходимость рассмотрения проблемы формирования личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, а также конструирования воспитательного процесса, направленного на развитие данных качеств. Представленные результаты могут применяться в процессе научно-исследовательской и учебно-воспи- тательной работы в высших военно-учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Оксана Анатольевна, Матайс Мария Игоревна, Редун Руслан Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ISSUES IN FORMATION OF PERSONAL AND BUSINESS QUALITIES AMONG MILITARY PERSONNEL PERFORMING PROFESSIONAL FUNCTIONS RELATED TO THE SECRET SERVICE

We analyze the specifics of the training of future officers performing professional functions related to the secret service. The analysis of national and foreign studies allows establishing the theoretical provisions defining personal and business qualities and the system of purposeful education of future officers. The military professional service in the field of secrecy has a specific nomenclature of requirements that regulate the necessary list and the level of formed qualities and abilities of the personality of military specialists, so scientifically based educational process in military educational institutions is necessary. When studying theoretical information we use methods of analysis, concretization and generalization. In the experimental part of the research, we use methods of expert evaluation, correlation analysis and design. As a result of the study, the main directions of the process of professional education of the future officer were identified, forming his personal and business qualities as a military specialist. The list of personal and business qualities of military personnel performing professional functions related to the secret service has been clarified. We consider the process of professional education of future officers in military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, providing training for secret service officers, its internal and external subsystems. The conducted research proves the need to consider the problem of the formation of personal and business qualities of military personnel performing professional functions related to the secret service, as well as the construction of an educational process aimed at the development of these qualities. The presented results can be applied in the process of research and educational work in higher military educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С СЕКРЕТНОЙ СЛУЖБОЙ»

УДК 316.61:159.9.072 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-2-75-87

Поступила в редакцию / Received 13.05.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 24.06.2022 Принята к публикации / Accepted 04.07.2022

оригинальная статья

Психолого-педагогические проблемы формирования личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой

Мосина Оксана Анатольевна ® © , Матайс Мария Игоревна

Редун Руслан Геннадьевич'

:ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» 350910, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Сормовская, 173 2ФГКВОУ ВО «Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко» 350910, Российская Федерация, г. Краснодар, ул. Грибоедова, 12

и kuvshinovaoa@mail.ru

Аннотация. Проанализирована специфика подготовки будущих офицеров, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой. Теоретические положения, определяющие личностно-деловые качества и систему целенаправленного воспитания будущих офицеров, устанавливаются посредством анализа отечественных и зарубежных исследований. Отмечено, что военно-профессиональная служба в сфере секретности имеет специфическую номенклатуру требований, которые регламентируют необходимый перечень и уровень сформированных качеств и способностей личности у военных специалистов, в связи с чем подчеркивается идея необходимости научно обоснованного конструирования воспитательного процесса в военно-учебных заведениях. При изучении теоретической информации применялись методы анализа, конкретизации и обобщения. В экспериментальной части работы применялись методы экспертной оценки, корреляционного анализа и конструирования. В результате исследования были выявлены основные направления процесса профессионального воспитания будущего офицера, формирующие его личностно-деловые качества как военного специалиста. Уточнен перечень личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой. Детализирован процесс профессионального воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, обеспечивающий подготовку офицеров секретных служб. Определены его внутренняя и внешняя подсистемы. Проведенное исследование доказывает необходимость рассмотрения проблемы формирования личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, а также конструирования воспитательного процесса, направленного на развитие данных качеств. Представленные результаты могут применяться в процессе научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы в высших военно-учебных заведениях.

Ключевые слова: личностно-деловые качества; профессиональная подготовка; профессиональное воспитание; военная подготовка; военные кадры; специфика военной службы

Конфликт интересов отсутствует

© Мосина О.А., Матайс М.И., Редун Р.Г., 2022

Для цитирования: Мосина О.А., Матайс М.И., Редун Р.Г. Психолого-педагогические проблемы формирования личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 2. С. 75-87. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-2-75-87

original article

Psychological and pedagogical issues in formation of personal and business qualities among military personnel performing professional functions related to the secret service

Oksana A. Mosina1 и , Maria I. Matajjs1 , Ruslan G. Redun2

:Kuban State University 173 Soromovskaya St., Krasnodar 350910, Russian Federation

2Krasnodar Higher Military School 12 Griboyedova St., Krasnodar 350910, Russian Federation

и kuvshinovaoa@mail.ru

Abstract. We analyze the specifics of the training of future officers performing professional functions related to the secret service. The analysis of national and foreign studies allows establishing the theoretical provisions defining personal and business qualities and the system of purposeful education of future officers. The military professional service in the field of secrecy has a specific nomenclature of requirements that regulate the necessary list and the level of formed qualities and abilities of the personality of military specialists, so scientifically based educational process in military educational institutions is necessary. When studying theoretical information we use methods of analysis, concretization and generalization. In the experimental part of the research, we use methods of expert evaluation, correlation analysis and design. As a result of the study, the main directions of the process of professional education of the future officer were identified, forming his personal and business qualities as a military specialist. The list of personal and business qualities of military personnel performing professional functions related to the secret service has been clarified. We consider the process of professional education of future officers in military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation, providing training for secret service officers, its internal and external subsystems. The conducted research proves the need to consider the problem of the formation of personal and business qualities of military personnel performing professional functions related to the secret service, as well as the construction of an educational process aimed at the development of these qualities. The presented results can be applied in the process of research and educational work in higher military educational institutions.

Keywords: personal and business qualities; professional training; professional education; military training; military personnel; specifics of military service

There is no conflict of interests

For citation: Mosina O.A., Matajjs M.I., Redun R.G. Psychological and pedagogical issues in formation of personal and business qualities among military personnel performing professional functions related to the secret service. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 2, pp. 75-87. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-2-75-87

ВВЕДЕНИЕ

Военные кадры являются основой безопасности государства, при этом роль кадрового офицера на протяжении столетий остается неизменно магистральной. В условиях критичности политических вызо-

вов, растущих политических угроз, выражающихся в том числе в экономических и социальных санкциях по отношению к российскому государству, подготовке военных специалистов отводится особая роль.

Несмотря на то, что в 2019 г. Министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу

заявил «о решении всех основных проблем с подготовкой офицеров в армии, а также о преодолении кризиса» в связи с тем, что «удалось полностью восстановить систему подготовки офицерского состава армии»1, пока преждевременно говорить об отсутствии проблем в системе военно-профессиональной подготовки на концептуальном уровне.

Кроме того, функции, возложенные на военную профессию, и ее государственно-общественная значимость предопределяют необходимость наличия у военнослужащих, кроме высокого профессионализма, высокоразвитых личностных качеств. Особенно важным в данном контексте является подготовка военных специалистов для работы в сфере секретной службы.

Востребованность конкретизации и формирования профессиональных личностно-деловых качеств у будущих офицеров, обучающихся по специальностям, связанным с секретной деятельностью, подтверждается результатами проведенной аналитической работы по данной проблеме в пределах научного дискурса как в сфере военной педагогики, так и в таких научных направлениях, как социология, психология и общая педагогика.

Широкий диапазон исследований в области военной педагогики обусловлен современными преобразованиями, происходящими в российской армии, модернизацией требований к содержанию и качеству подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ. Данные процессы обусловливают потребность изучения вопросов, связанных с построением системы профессионального воспитания и ее ориентацией на консолидацию современных социальных требований и требований к профессии военного.

Своевременность проведения заявленного исследования определяется наличием противоречия между объективной потребностью в формировании личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой и отсутствием как их критериально-

1 Кризис миновал: Шойгу заявил о решении всех проблем с подготовкой офицеров в армии. URL: https://tsargrad.tv/news/krizis-minoval-shojgu-zajavü-o-re shenii-vseh-problem-s-podgotovkoj-oficerov-v-aimii 232220 (дата обращения: 28.07.2021).

го представления, так и описания процесса профессионального воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ.

Означенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы конструктивные основания процесса формирования профессионально значимых личностно-деловых качеств будущих офицеров, выполняющих функции, связанные с секретной службой?

Цель, поставленная перед исследованием, заключалась в том, чтобы выявить спектр личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, и систематизировать процесс профессионального воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ.

Сформулированная цель позволила обозначить ряд исследовательских задач:

- выявить основные направления процесса профессионального воспитания будущего офицера, формирующие его личностно-деловые качества как военного специалиста;

- уточнить спектр личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, и провести его экспертную оценку;

- детализировать процесс профессионального воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ, обеспечивающих подготовку офицеров секретных служб, определить его внутреннюю и внешнюю подсистемы.

Основываясь на высокой государственной важности военной профессии, учитывая разного рода сложности в подготовке кадровых офицеров по специфическим специальностям, в том числе функции которых осуществляются в сфере секретной службы, а также принимая во внимание произошедшие в обществе преобразования, повлиявшие на систему профессионального воспитания в военно-учебных заведениях, можно обоснованно признать актуальность выбранной темы научного исследования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Основной массив теоретической информации, исследуемый авторами данной рабо-

ты, представлен отечественной и зарубежной научной литературой по тематике организации и планирования военно-образовательной системы и формирования личностно значимых качеств военных специалистов. Анализ данной литературы, конкретизация и обобщение позволили выявить некоторые приоритеты подготовки будущих офицеров, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой.

Экспериментальный метод экспертной оценки, выполненный в виде индивидуального анкетирования, позволил уточнить перечень деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой и необходимость их развития.

Объектом исследования является педагогический процесс подготовки будущих офицеров, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой.

Благодаря сделанным научным достижениям на сегодняшний день многие вопросы теории и практики военной подготовки достаточно хорошо изучены: создан понятийно-методологический аппарат, раскрывающий суть военно-профессиональной сферы деятельности, а также системы методов ее исследования.

Так, Р.Г. Смелик выделил атрибуты тотальности, присущие военной среде: обобществленная идеология, социальная изоляция, специфический круг общения, приоритет воинских ценностей, формализовано-нормативные отношения в профессиональной деятельности, применение ритуально-знаковых систем взаимодействия и пр. [1]. Специфику современной экстраполяции военных ценностей на общество и общественные отношения отразила в своих работах Е.Н. Романова [2], она рассматривает процесс сращивания этих ценностей как источник морально-волевой устойчивости военной машины государства. Военная терминология, первоначально разработанная в дискурсе зарубежной науки (^Е. Ба^ЬеЛу [3]), получила продолжение и конкретизацию в рамках отечественных исследований, также обращенных и к методологии военного дела (С.В. Бойко, М.Я. Михлин и др. [4]). Так, ими определена структура военной науки, выявлена взаимосвязь между войнами и про-

тиворечиями, существующими в социуме, уточнены сущность и содержание механизмов развития и ведения воин и пр.

Первоначально особенности военной профессии и определение в особую профессиональную группу офицерства выделяет S.P. Huntington [5], делая упор при подготовке военных кадров на квалификацию и компетентность. Специфику профессионального мастерства в руководстве, управлении и контроле организованных групп населения впервые также отметила зарубежная наука -P.M. Taylor [6].

Специфику офицерской службы в нашей стране, в частности, содержание и характер социальных процессов в Вооруженных силах определили С.С. Соловьев, И.В. Образцов [7], выделяя при этом характерные отношения между личностями военнослужащих, различными группами военнослужащих, а также воинскими коллективами; основы военной культуры, ее генезис рассмотрел В.И. Бажу-ков [8], исследуя проблемы создания российской армии от Петра I и до наших дней; принципы формирования и поддержания менталитета российского офицера выявил Е.В. Кучеров [9], в контексте изучения процессов формирования и развития позитивного содержания духовного мира офицера российских Вооруженных сил.

Большое внимание уделено профессиональной деятельности офицера и подготовке к ее выполнению в военно-учебных заведениях. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности рассматривается как целостное личностное образование такими учеными, как В.А. Беловолов и Д.Е. Матвеев [10]; вопросы организации процесса военно-профессиональной подготовки в российских военных вузах поднимал В.Г. Колесни-ченко и др. [11], возможности использования инновационных методов подготовки к профессиональной деятельности военного отражаются в трудах Ю.Е. Павловой и П.В. Павлова [12].

Определены роль и место профессионального воспитания в целостном процессе подготовки офицерского корпуса. Значение государственной идеологии и воспитания идейно-ценностных основ современных российских офицеров нашли отражение в работах Т.Л. Лопуха, А.Д. Лопуха, В.С. Макаренко [13]; ак-

сиологическая подготовка будущих офицеров как механизм совершенствования военно-профессионального воспитания отражена в работах А.В. Рубана и С.А. Хазовой [14]; своеобразие профессионального военного воспитания, основанного на общенациональной идее и ценностях, рассматривается в исследованиях В.Л. Разгонова, Д.В. Суслова и др. [15]; успешность формирования морально-волевых качеств представлена у Л.А. Саенко и Ш.Ш. Пирогланова [16].

Кроме того, в отечественном дискурсивном поле освещены проблемы личностно развивающего эффекта военно-профессионального образования, методологических основ профессионального воспитания российских офицеров, обеспечения их аксиологической компетентности и пр.

В зарубежной периодике последних лет также активно рассматриваются вопросы, связанные с личностными особенностями индивидов, выбирающих профессиональную карьеру военного: специфика мотивации к военной службе (O. Taubman-Ben-Ari, L. Findler; Yu. Levi), а также факторы, влияющие на ее развитие (M. Smith, L. Heineken) и др.

Специфика информационной безопасности представлена в исследованиях T.P. Ro-na [17], который впервые вводит термин «информационная война» и рассматривает информационную составляющую в качестве компонента вооруженных сил государства, кроме того, разработка киберстратегий защиты военной информации представлена в работах D. Sanger [18]. В продолжение данных исследований отечественные ученые (В.В. Ба-рабаш, Е.А. Котеленец, М.Ю. Лаврентьева) раскрыли взаимосвязь технологий информационной войны и методов военной пропаганды [19].

Базовые понятия военной тайны обсуждаются в публикациях Е.Н. Яковец [20], ее социальные и правовые основы представлены в статьях А.А. Фатьянова [21] и др.

В то же время вопросы становления профессионально востребованных личност-но-деловых качеств у будущих офицеров, обучающихся по специальностям, связанным с секретной деятельностью, в научном дискурсе рассмотрена недостаточно. Фрагментарные исследования заданной проблемы имеются в трудах Б.Ф. Курдюкова, М.Б. Бой-

ковой, Р.Г. Редуна [22], а также в публикациях О.А. Мосиной, С.А. Хазовой [23], А.Г. Михай-ленко [24].

Критический обзор академических тенденций, отражающих проблемы военно-профессионального образования, иллюстрирует их современную переориентацию от структурно-содержательной направленности к направленности содержательной. Репрезентация смыслов разработки новых подходов в процессе профессионального воспитания военно-учебного заведения указывает на личную ориентированность данного процесса, его стремление к обеспечению условий саморазвития будущих офицеров.

При этом необходимо учитывать, что процесс формирования личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, нужно вписать в уже сложившуюся систему военного образования. Однако он должен обладать и определенной автономией, что, в свою очередь, презентует необходимость преобразований организационной системы профессионального военного образования.

В контексте изучения подготовки будущих офицеров необходимо отметить, что военная сфера деятельности весьма разнообразна. Вбирая в себя множество военных специальностей, которые существенно отличаются друг от друга, военная профессия объединяет офицеров и курсантов в единое профессиональное сообщество.

При этом существуют весьма специфические военные специальности и сферы военно-профессиональной деятельности. В частности, к таковым относится сфера секретной службы и связанные с ней специальности. Специалисты данной сферы владеют секретной информацией, которая не подлежит разглашению и распространению, вследствие чего на нее наложен ряд ограничений.

Умения, связанные с использованием секретной информации напрямую, согласуются с профессиональными навыками и специфическими личными качествами обладателя данной информации.

С точки зрения психологии обладание секретной информацией вызывает у личности эмоциональный дискомфорт и состояние постоянной тревоги. Так, З. Фрейд [25] во-

обще считал, что человек не создан для тайн. Его убеждение заключалось в том, что «ни один смертный не способен хранить секрет. Если молчат его губы, говорят кончики пальцев; предательство сочится из него сквозь каждую пору» [25]. Следовательно, для того чтобы сохранить тайну, необходимо прикладывать усилия, то есть быть подготовленным к процессу сохранения тайны.

Результаты анализа научных источников показали, что процесс совершенствования системы подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях имеет характер непрекращающегося поиска. В то же время отмечается, что на данный момент существует множество актуальных вопросов, нерешенность которых сдерживает прогрессивное развитие системы подготовки офицеров. К их числу относится вопрос о воспитании курсантов, обучающихся по специальностям, относящимся к сфере секретной службы.

Согласно мнению, сформировавшемуся среди специалистов, секретная служба в военной профессии занимает особое место и является весьма специфичной профессиональной деятельностью. Участие в ней офицеров и служащих предопределяет необходимость повышенного осознания ими собственной ответственности, чувства долга, военно-профессионального статуса, чувства гражданственности, патриотизма и пр.

В связи с этим военно-профессиональная служба в сфере секретности имеет набор требований, которые регламентируют необходимый перечень и уровень сформированных качеств и способностей личности у военных специалистов.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, процесс воспитания будущих офицеров по военным специальностям, связанным с секретной деятельностью, представляется как сложный, многогранный, многоцелевой процесс, ориентированный на специфику будущей сферы деятельности.

Приступая к обоснованию построения воспитательного процесса для указанной категории курсантов, считаем целесообразным на первоначальном этапе рассмотреть сущность и закономерности становления личности в целом и факторы, влияющие на этот процесс.

В соответствии с теорией A.G. Asmolov, M. Guseltseva [26] и концепцией динамиче-

ской функциональной структуры личности К.К. Платонова [27], становление личности необходимо рассматривать в системе общественных отношений, где в качестве факторов выступают: индивидуальные свойства личности (внутренняя подсистема) и социально-исторические условия (внешняя подсистема). То есть, процесс развития личности обусловлен предпосылками развития личности и источниками развития личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проведенный критический анализ теоретических источников информации позволяет утверждать, что в качестве первого и основного направления в процессе формирования личности офицера в высших военно-учебных заведениях следует определить профессиональное воспитание. Именно оно объединяет всех военнослужащих в единое сообщество, которое называется военно-профессиональной сферой. Специфика профессионального воспитания будущего офицера заключается в том, что им занимается кадровый офицер, он же является носителем профессионального опыта.

Следующим важным направлением воспитания курсантов является ориентированность на особенности военной специальности. Здесь необходимо учитывать национальную ментальность, а также традиции и ритуалы российской армии, сохраненные на протяжении столетий. Например, коллективистское воспитание, системность и конкретность воспитательных мер и т. д.

Кроме того, следует принимать во внимание специфику специальности, которая диктует потребность в особых качествах личностно-делового порядка от участников этой деятельности. В связи с этим в процессе профессиональной подготовки курсантов профессиональному воспитанию с учетом требований специальности уделяется особое внимание.

Третье направление воспитания курсантов определяется спецификой условий несения военной службы, а именно: активизация будущих офицеров к самовоспитанию и воспитанию ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности; реализацией воспитательного потенциала коллективного взаимодействия в учебно-профессиональном пространстве посредством деловой тактической игры. Ряд научных изысканий

отечественных специалистов позволяет определить не только требования, устанавливаемые условиями службы, но и императивы военных профессий и специальностей.

Эмпирическое исследование стало продолжением теоретических изысканий по выявленной проблеме. Оно является частью батареи экспериментальных исследований авторов представленной статьи, проведенных в период с 2018 по 2021 гг.

Экспертную группу составили офицеры Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко в возрасте от 34 до 52 лет, имеющие высшее военное образование, владеющие специальными знаниями и обладающие практическим опытом несения секретной службы. Наличие практического опыта регламентируется системой классификации ГОСТ Р и исчисляется от трех лет. О высоком уровне квалификации эксперта говорит стаж работы более 10 лет, а именно: не менее пяти лет службы в воинских частях и не менее пяти лет службы в военном вузе. Все эксперты были независимы от авторов данной публикации, организующих и реализующих экспериментальную работу. Состав экспертной группы - 12 человек.

Целью экспертного заключения было: с одной стороны, определение личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, и необходимости их развития - с другой.

Все эксперты самостоятельно заполняли разработанную авторами статьи анкету. В «результатах дискуссии» будут показаны совокупные итоги экспертной оценки, презентованные в процентах, при этом отметим, представленный бланк анкеты был роздан каждому эксперту. В целом экспертной оценке была подвергнута упорядоченная совокупность личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой (необходимых для выполнения функций, связанных с сохранением режима секретности и сохранения информации), выявленных в ходе проведенного теоретического анализа.

В анкете, предложенной для экспертного анализа, было представлено пятнадцать по-

зиций. В ходе заполнения анкеты эксперты могли задавать уточняющие вопросы руководителю экспериментальной работы.

Каждый из пятнадцати компонентов лич-ностно-деловых качеств военнослужащих, выявленных в ходе обобщения теоретических источников, подвергается четырехстороннему анализу: «такой компонент нужно развивать»; «такой компонент скорее нужно развивать, чем не нужно»; «такой компонент скорее не нужно развивать, чем нужно»; «такой компонент развивать не нужно».

Градация баллов в экспертной оценке рассматривалась как упорядоченная совокупность качественных характеристик личностно-деловых качеств будущих офицеров, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой: компетентность, высокая саморегуляция, патриотизм, дисциплинированность, гражданственность, командирская воля, нравственность, организаторские способности, долг, творческая активность, честь, психологическая стабильность, ответственность, выносливость, самоотверженность. Результаты представлены в табл. 1.

Показатели, представленные в табл. 1, демонстрируют факт согласия большинства экспертов с тем, что значимыми личностно-деловыми качествами военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с несением секретной службы, являются: патриотизм - 79 %, высокая саморегуляция - 82 %, долг - 94 %, дисциплинированность - 76 %, нравственность - 92 %, честь - 96 %, ответственность - 94 %, самоотверженность - 92 % (рис. 1).

Проверяя достоверность полученных результатов, были проведены расчеты показателя Фишера. Показатель оценивал достоверность различий между процентными долями двух выборок.

Полученные результаты были подвергнуты автоматической обработке (Автоматический расчет углового преобразования Фишера - https://exceltut.ru/programma-rascheta-uglovogo-preobrazovaniya-fishera-fí/) коэффициент корреляции при расчетах варьировался диапазоне от 0,93 до 0,96, что говорит о высокой степени согласованности мнений экспертов.

Шкала экспертной оценки Scale of expert assessment

Таблица 1 Table 1

Личностно-деловые качества Такой компонент Такой компонент

№ п/п военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой Personal and business qualities of military personnel performing professional functions related to the secret service Такой компонент нужно развивать, % Such a component needs to be developed, % скорее нужно развивать, чем не нужно, % Such a component should be developed rather than not, % скорее не нужно развивать, чем нужно, % Such a component does not need to be developed rather than needed, % Такой компонент развивать не нужно, % Such a component does not need to be developed, %

1. Патриотизм / Patriotism 79 21 - -

2. Самоотверженность / Dedication 92 8 - -

3. Долг / Duty 94 6 - -

4. Компетентность / Competence 46 54 - -

5 Дисциплинированность 76 24

Discipline

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Выносливость / Endurance 16 6 70 8

7. Творческая активность Creative activity 8 10 14 68

8. Ответственность / Responsibility 94 6 - -

9. Организаторские способности Organizational skills 22 10 68 -

10. Гражданственность / Citizenship 62 34 4 -

11. Психологическая стабильность 16 76 8

Psychological stability

12. Честь / Honour 96 4 - -

13. Высокая саморегуляция High self-regulation 82 18 - -

14. Нравственность / Morality 92 8 - -

15. Командирская воля Commander's will 58 42 - -

Рис. 1. Внутренняя подсистема процесса воспитания - значимые личностно-деловые качества военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с несением секретной службы Fig. 1. Internal subsystem of educational process - significant personal and business qualities of military personnel performing professional functions related to the secret service

Таким образом, была определена внутренняя подсистема профессионального воспитания в военно-учебных заведениях. Однако само выявление характеристик внутренней подсистемы не может являться гарантией успешности ее формирования и развития у будущих офицеров. Результативность может быть обеспечена только посредством целенаправленного воздействия в рамках процесса профессионального воспитания в военно-учебных заведениях.

В связи с этим мнение авторов статьи заключается в том, что в сложившихся условиях необходимо разработать и выстроить такую внешнюю подсистему, которую можно было бы успешно использовать для формирования внутренней подсистемы.

Следовательно, для решения поставленной задачи необходимо придать этому процессу логичность, то есть сформировать внешнюю подсистему воспитательного процесса военно-учебного заведения (рис. 2).

Военный профессионал ^гфинер), специалист, подготовленный для службы в секретней сфере деятельности

Рис. 2. Внешняя подсистема процесса воспитания - формирование профессионально значимых личностно-деловых качеств будущих офицеров, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой Fig. 2. External subsystem of educational process - formation of professionally significant personal and business qualities of future officers performing professional functions related to the secret service

При этом заметим, что подсистемы профессионального воспитания не существуют обособлено друг от друга. Чтобы задействовать одну из них, необходимо включить их в системную организацию в совокупности, благодаря чему выстроить порядок их взаимодействия.

Итак, проведенная аналитическая работа позволила выявить основные направления процесса профессионального воспитания будущего офицера, формирующие его лично-стно-деловые качества как военного специалиста: профессиональное воспитание, воспитание востребованных качеств личностно-делового порядка и воспитание ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности, самовоспитание.

Эмпирическое исследование позволило уточнить спектр личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, провести их экспертную оценку и, таким образом, выявить внутреннюю подсистему профессионального воспитания в военно-учебных заведениях.

Полученные совокупные данные реализованной теоретико-эмпирической работы позволили авторам детализировать процесс профессионального воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ, обеспечивающих подготовку офицеров секретных служб, определить его внутреннюю и внешнюю подсистемы.

При этом внутренняя подсистема, отражающая специфику личностно-деловых качеств военнослужащих, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, направлена на изменение личности военнослужащего, трансформацию его ценностной сферы. Целевая функция подсистемы - обогащение будущих офицеров новым знаниями, умениями, в связи с чем уместно уточнение традиционно сложившихся и разработка новых форм и методов их передачи.

Внешняя подсистема - непосредственно связана с образовательно-воспитательной средой, так как профессиональное воспитание напрямую связано с функционированием военно-учебного заведения. Целевые ориентиры данной подсистемы переходят на уровень вторичной социализации и адаптации

будущих офицеров к профессиональным требованиям.

Взаимосвязь внутренней и внешней подсистем процесса профессионального воспитания будущих офицеров в военно-учебных заведениях, обеспечивающих подготовку офицеров секретных служб, прослеживается на всем его протяжении:

- в ходе военно-профессиональной подготовки следует делать упор на формировании чести, дисциплинированности, гражданственности и патриотизма;

- в процессе военно-служебной подготовки необходима направленность на развитие нравственности и ответственности;

- в процессе реализации военно-специальной подготовки требуется становление таких качеств, как долг, высокая саморегуляция и самоотверженность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование подтвердило тот факт, что особенности военной службы в секретной сфере обоснованно требуют наличия у военнослужащих специфических профессионально значимых, высоко развитых личностно-деловых качеств, среди которых наиболее значимыми можно назвать: патриотизм, высокую саморегуляцию, долг, гражданственность, нравственность, честь, ответственность и самоотверженность.

Палитра данных качеств определяет внутреннюю подсистему профессионального воспитания в военно-учебных заведениях, которая, в свою очередь, сопровождается подструктурой внешней, систематизирующей процесс профессионального воспитания и превращающей его в целенаправленный.

Находясь во взаимосвязи, обе подструктуры в практике военно-учебных заведений, направленной на формирование личностно-деловых качеств будущих офицеров, выполняющих профессиональные функции, связанные с секретной службой, во многом будут определять эффективность выполнения воинского долга и являются необходимым условием профессиональной успешности в будущем.

Результаты проведенного исследования могут применяться в процессе научно-исследовательской и учебно-воспитательной

работы в высших военно-учебных заведениях. Отдельные результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов по социальной философии, социологии, а также разработке учебных планов, программ для переподготовки офицерских кадров.

В целом данная работа не претендует на завершенность. Проблема, выявленная перед проведением аналитического исследования, требует более детальной проработки и проведения серии экспериментальных и формирующих исследований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Смелик Р.Г. Воинский труд в системе рыночных отношений. Новосибирск: «Редакция журнала «ЭКО», 2004. 240 с.

2. Романова Е.Н. Военная культура и ее основные характеристики // Вестник СамГУ. 2008. № 1. С. 213218.

3. Daugherty W.E. Origin of PSYOP terminology // The Art and Science of Psychological Operations: Case Studies of Military Application. 1976. 18 р.

4. Бойко С.В., Михлин М.Я., Печурин В.В., Орел Д.В. Методология и методы познания в военной науке // Научная мысль. 2019. Т. 10. № 4-1 (34). С. 67-73.

5. Huntington S.P. Officer ship as a Profession // The Soldier and the State: the Theory and Politics of Civil-Military Relations. Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1957. Р. 7-18.

6. Taylor P.M. War and the Media: Propaganda and Persuasion in the Gulf War. N. Y.: Manchester University Press, 1998. 368 р.

7. Соловьев С.С., Образцов И.В. Российская армия от Афганистана до Чечни: социологический анализ. М., 1997.

8. Бажуков В.И. Понятие военной культуры: проблемы становления // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 1. С. 284-296.

9. Кучеров Е.В. Духовность современного российского офицера: состояние и особенности функционирования // Вестник Военного университета. 2008. № 1 (13). С. 83-91.

10. Беловолов В.А., Матвеев Д.Е., Беловолова С.П., Ильенко Е.В. Готовность специалиста к профессиональной деятельности как целостное личностное образование // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, 2019. С. 468-473.

11. Колесниченко В.Г. Структура и состав методики профессиональной подготовки курсантов по освоению радиоэлектронных комплексов подводных лодок. СПб.: ЦНИИ им. А.Н. Крылова, 2003. 108 с.

12. Павлова Ю.Е., Павлов П.В. Информационные средства обучения в процессе подготовки современных военных специалистов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 78-81.

13. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д., Макаренко В.С. Профессиональное воспитание курсантов в современных военных вузах // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6 (79). С. 61-64. DOI 10.24411/19915497-2019-10026

14. Рубан А.В., Хазова С.А. Сущность и содержание аксиологической компетентности будущих офицеров // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4-3 (58). С. 56-58. DOI 10.23670/IRJ.2017.58.037

15. Разгонов В.Л., Суслов Д.В., Лопуха Т.Л. Формирование методологических основ профессионального воспитания российских офицеров // ЦИТИСЭ. 2019. № 5 (22). С. 91-100. DOI 10.15350/24097616.2019.5.08

16. Саенко Л.А., Пирогланов Ш.Ш. Воспитание социальной ответственности военнослужащих: постановка проблемы // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 2 (47). С. 243-247.

17. Rona T.P. Weapons Systems and Information War. Boeing Aerospace Company. Seattle; Washington, 1976. 71 p.

18. Sanger D. Confront and Conceal. Obama's Secret Wars and Surprising Use of American Power. N. Y.: Broadway Paperbacks, 2012. 485 р.

19. Барабаш В.В., Котеленец Е.А., Лаврентьева М.Ю. Информационная война: к генезису термина // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 3 (33). С. 76-89.

20. Яковец Е.Н. Основы правовой защиты информации и интеллектуальной собственности. М.: Юрли-тинформ, 2010. 400 с.

21. Фатьянов А.А. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право. 1998. № 6. С. 5-14.

22. Курдюков Б. Ф., Бойкова М.Б., Редун Р.Г. Подготовка офицерских кадров для службы в секретной сфере // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма, 2018. С. 277-278.

23. Мосина О.А., Хазова С.А., Редун Р.Г. Концептуальные проблемы обеспечения личностно развивающего эффекта военно-профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 106. DOI 10.17513/spno.30441

24. Михайленко А.Г. Теоретическое обоснование необходимости формирования правового статуса командира в современных военно-учебных заведениях // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма, 2016. С. 76-79.

25. Фрейд З. Афоризмы (2019). URL: http://www.orator.ru/Freud.html (дата обращения: 28.07.2021).

26. AsmolovA.G., GuseltsevaM. Education as a space of opportunities: from human capital to human potential // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. M.: Future Academy, 2019. Р. 40-45. DOI 10.15405/epsbs.2019.07.6

27. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Изд-во «Наука», 1986. 225 с.

REFERENCES

1. Smelik R.G. Military Labor in the System of Market Relations. Novosibirsk, ANO "Redaktsiya zhurnala "EKO" Publ., 2004, 240 p. (In Russian).

2. Romanova E.N. Military culture and its main characteristics. Vestnik of SamGU = Vestnik of Samara University. History, Pedagogics, Philology, 2008, no. 1, pp. 213-218. (In Russian).

3. Daugherty W.E. Origin of PSYOP terminology. In: The Art and Science of Psychological Operations: Case Studies of Military Application. 1976, 18 p. (In Russian).

4. Boyko S.V., Mikhlin M.Ya., Pechurin V.V., Orel D.V. Methodology and methods of research in military science. Nauchnaya mysl' = Scientific Thought, 2019, vol. 10, no. 4-1 (34), pp. 67-73. (In Russian).

5. Huntington S.P. Officer ship as a Profession. In: The Soldier and the State: the Theory and Politics of Civil-Military Relations. Cambridge, The Belknap Press of Harvard University Press, 1957, pp. 7-18. (In Russian).

6. Taylor P.M. War and the Media: Propaganda and Persuasion in the Gulf War. New York, Manchester University Press, 1998, 368 p. (In Russian).

7. Soloviev S.S., Obraztsov I.V. The Russian Army from Afghanistan to Chechnya: a Sociological Analysis. Moscow, 1997. (In Russian).

8. Bazhukov V.I. Concept of military culture: problems of development. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Socio-Humanitarian Knowledge, 2009, no. 1, pp. 284-296. (In Russian).

9. Kucherov E.V. Spirituality of a modern Russian officer: the state and features of functioning. Vestnik Voennogo universiteta = Bulletin of the Military University, 2008, no. 1 (13), pp. 83-91. (In Russian).

10. Belovolov V.A., Matveev D.E., Belovolova S.P., Ilyenko E.V. Readiness of the specialist for professional activity as an integrated personal education. In: North and youth: Health, Education, Career. Khanty-Mansiysk, Yugra State University Publ., 2019, pp. 468-473. (In Russian).

11. Kolesnichenko V.G. Structure and composition of the methodology of professional training of cadets in the development of radio-electronic complexes of submarines. St. Petersburg, A.N. Krylov Central Research Institute Publ., 2003, 108 p. (In Russian).

12. Pavlova Yu.E., Pavlov P.V. Information technology means of teaching in the process of contemporary military specialists training. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya = Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 1, no. 3, pp. 78-81. (In Russian).

13. Lopukha T.L., Lopukha A.D., Makarenko V.S. Professional education of cursors in modern military universities. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2019, no. 6 (79), pp. 61-64. (In Russian). DOI 10.24411/19915497-2019-10026

14. Ruban A.V., Khazova S.A. Essence and content of axiological competence of future officers. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal = International Research Journal, 2017, no. 4-3 (58), pp. 56-58. (In Russian). DOI 10.23670/IRJ.2017.58.037

15. Razgonov V.L., Suslov D.V., Lopukha T.L. Formation of methodological bases of professional education of russian officers. TsITISE = CITISE, 2019, no. 5 (22), pp. 91-100. (In Russian). DOI 10.15350/24097616.2019.5.08

16. Saenko L.A., Piroglanov Sh.Sh. Developing social responsibility in miiltary offficers: statement of issue. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta = Newsletter of North-Caucasus Federal University, 2015, no. 2 (47), pp. 243-247. (In Russian).

17. Rona T.P. Weapons Systems and Information War. Boeing Aerospace Company. Seattle, Washington, 1976, 71 p.

18. Sanger D. Confront and Conceal. Obama's Secret Wars and Surprising Use of American Power. New York, Broadway Paperbacks, 2012, 485 p.

19. Barabash V.V., Kotelenets E.A., Lavrentieva M.Yu. Information warfare: studying the genesis of the terminology. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya = Sign: Problematic Field in Mediaeducation, 2019, no. 3 (33), pp. 76-89. (In Russian).

20. Yakovets E.N. Fundamentals of legal protection of information and intellectual property. Moscow, Yurlitinform Publ., 2010, 400 p. (In Russian).

21. Fatyanov A.A. Mystery as a social and legal phenomenon. Its types. Gosudarstvo i pravo = State and Law, 1998, no. 6, pp. 5-14. (In Russian).

22. Kurdyukov B.F., Boikova M.B., Redun R.G. Training of officers for service in the secret sphere. In: Materials of the Scientific and Methodical Conference of the Teaching Staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Krasnodar, Publ. House of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, 2018, pp. 277-278. (In Russian).

23. Mosina O.A., Khazova S.A., Redun R.G. Conceptual problems of ensuring the personal-developing effect of military professional education. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 6, p. 106. (In Russian). DOI 10.17513/spno.30441

24. Mikhailenko A.G. Theoretical substantiation of the need to form the legal status of a commander in modern military educational institutions. In: Materials of the Scientific and Methodical Conference of the Teaching Staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism. Krasnodar, Publ. House of the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, 2016, pp. 76-79. (In Russian).

25. Freud Z. Aphorisms (2019). (In Russian). URL: http://www.orator.ru/Freud.html (accessed 28.07.2021).

26. Asmolov A.G., Guseltseva M. Education as a space of opportunities: from human capital to human potential. In: The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS. Moscow, Future Academy Publ., 2019, pp. 40-45. DOI 10.15405/epsbs.2019.07.6

27. Platonov K.K. Structure and Development of Personality. Moscow, Nauka Publ., 1986, 225 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Мосина Оксана Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики. Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. Е-mail: kuvshinovaoa@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-Q0Q3-33Q3-6387 Вклад в статью: концепция и дизайн исследования, корректировка текста рукописи.

Матайс Мария Игоревна - преподаватель кафедры общей и социальной педагогики. Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация. Е-mail: mataismi@mail.ru ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-QQQ1-9654-Q56X Вклад в статью: написание текста, обзор публикаций по теме статьи.

Редун Руслан Геннадьевич - командир учебного батальона. Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко, г. Краснодар, Российская Федерация. Е-mail: rredun@bk.ru

ORCГО: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-5Q48-9559

Вклад в статью: получение данных для анализа, анализ

полученных данных.

Oksana A. Mosina - Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Head of General and Social Pedagogy Department. Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation. Е-mail: kuvshinovaoa@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3303-6387 Contribution: main study conception, manuscript editing.

Maria I Matajjs - Lecturer of General and Social Pedagogy Department. Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е-mail: mataismi@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9654-056X

Contribution: text writing, literature review.

Ruslan G. Redun - Officer in Charge of Training Battalion. Krasnodar Higher Military School, Krasnodar, Russian Federation.

Е-mail: rredun@bk.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5048-9559 Contribution: analysis data collection, obtained data analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.