Научная статья на тему 'МЕДИАЦИЯ И КОНФЛИКТ. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

МЕДИАЦИЯ И КОНФЛИКТ. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / КОНФЛИКТЫ / СИСТЕМНОСТЬ В КОНФРОНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КОММУНИКАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавардова Е.Ю.

Анализируются особенности института медиации как альтернативного способа разрешения противоречий и конфликтов в просветительской среде. В рамках публикации раскрыта сущность понятия медиации как способа альтернативного разрешения противостояний в студенческой и педагогической среде. Обсуждается оптимальное и рациональное понимание системности «конфликта» разногласий, формы проявления, причины возникновения, а также пути предотвращения конфликтных ситуаций в них, выявлены социально-психологические особенности развития противостояний как множества образующих определенную целостность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. В статье изложен материал о коллизиях, неизбежно возникающих в классической структуре образования в отношениях между преподавателями и студентами, освещены виды межличностных разногласий, формы проявления, причины возникновения, а также пути предотвращения конфликтных ситуаций в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шавардова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION AND CONFLICT. FEATURES OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The features of the institution of mediation as an alternative way of resolving contradictions and conflicts in the educational environment are analyzed. Within the framework of the publication, the essence of the concept of mediation is revealed as a way of alternative resolution of confrontations in the student and pedagogical environment. The optimal and expedient understanding of the systemic nature of the "conflict" as a set of elements forming a certain integrity and being in relations and connections with each other is discussed. The article presents material about confrontations that inevitably arise in the classical structure of education in relations between teachers and students, highlights the types of interpersonal disagreements, forms of manifestation, causes of occurrence, as well as ways to prevent conflict situations in them, identifies social and psychological characteristics of the development of confrontations. A substantiated proposition is given that in order to eliminate clarifications of relations and disagreements in the teaching staff, it is necessary to rationally organize the work of higher education institutions, create a favorable socio-psychological climate, and constructively resolve interpersonal disputes through effective interaction. Using both formal and informal communication links, special attention should be paid to non-institutional interpersonal communication. This is dictated by the fact that in conditions of a closed organizational culture, informal interpersonal relationships are most trusted, with the help of which the parties to the dispute coordinate their own actions, have a motivating effect on each other.In this regard, it is important not only to identify informal interpersonal relationships, but also to direct them to achieve cooperation, compromise or end conflict interactions. It is argued that the most effective means for resolving a conflict situation in the educational environment is effective communication. And this requires further fundamental scientific research. Summing up the above, on the basis of the research and analysis of modern scientific literature, the author of the article came to the conclusion that among the promising areas for further study and action plans for this problem, the following can be distinguished: institutions of higher education, require further knowledge of ways to identify problem areas of intersubjective interaction of all team members, means and opportunities for their elimination; the use of mediation technologies and in order to increase the efficiency and save resources of educational organizations, a standard unified program of conflict prevention should be developed, including mediation methods; it is proposed to include in the curriculum of the education system at all levels an in-depth study of the institution of mediation. To do this, it is necessary that the subject of "mediation" should become mandatory, each educational institution should create a mediation service, since there are more conflicts in modern society, and mediation allows to resolve confrontations with a minimum expenditure of time, effort, resources, satisfying both sides of the conflict. Teaching mediation students will provide an opportunity not only to popularize compromise procedures, but also to prepare modern specialists who know and understand the essence of conciliation measures and are ready to apply them in practice.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦИЯ И КОНФЛИКТ. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 2. С. 36-50.

УДК316.4:347

МЕДИАЦИЯ И КОНФЛИКТ. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Шавардова Е. Ю.

Институт общественных и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский

государственный университет», Севастополь, Россия

E- mail: lenash_72@mail.ru

Анализируются особенности института медиации как альтернативного способа разрешения противоречий и конфликтов в просветительской среде. В рамках публикации раскрыта сущность понятия медиации как способа альтернативного разрешения противостояний в студенческой и педагогической среде. Обсуждается оптимальное и рациональное понимание системности «конфликта» разногласий, формы проявления, причины возникновения, а также пути предотвращения конфликтных ситуаций в них, выявлены социально-психологические особенности развития противостояний как множества образующих определенную целостность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом. В статье изложен материал о коллизиях, неизбежно возникающих в классической структуре образования в отношениях между преподавателями и студентами, освещены виды межличностных разногласий, формы проявления, причины возникновения, а также пути предотвращения конфликтных ситуаций в них.

Ключевые слова: медиация, конфликты, системность в конфронтации, педагогический коллектив, социально-психологический климат, коммуникации, неформальные межличностные связи.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня общение и совместные действия людей, находящихся как в формате онлайн, так и в оффлайн режиме часто сопровождаются спорами и недоразумениями, поскольку никто не может претендовать на истину, а знания перестают быть чем-то уникальным только для избранных. Все большее значение приобретают умения и навыки, которые осваиваются реальной практикой жизнедеятельности.

Как социальный феномен, конфликт глубоко проник во все сферы жизни человека, не исключением является и педагогическая среда. Система высшего образования, по сравнению с другими базовыми социальными институтами, отличается разнообразием функциональных, ролевых, межличностных, межгрупповых взаимосвязей. Эти связи сложные, тесно переплетены, иногда запутанные, неоднозначные, ценностно разновекторные. Они охватывают социальную, психологическую, педагогическую, правовую и многие другие сферы жизнедеятельности.

Социологические исследования утверждают, что среди важнейших причин, которые приводят к конфликтам в образовательном процессе, являются: неуважительное отношение научно-педагогических работников к обучающимся,

36

непонятное изложение учебного материала, необъективное оценивание студентов, чрезмерная придирчивость, равнодушие к студентам, завышенный уровень требований к знаниям. В таком разнообразии отношений неизменны столкновения потребностей и интересов, ценностей, позиций, установок и стремлений участников педагогического действия. Неизбежным следствием этих противостояний являются проблемные ситуации субъектов образовательного процесса, которые потенциально содержат в себе деструктивный потенциал.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что однозначного определения конфликта в общеучебной теории и практике нет, хотя педагогические конфликты изучались А. Я. Анцуповым, А. И. Донцовым, Л. А. Петровской, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым, Ф. Аланом и многими другими учеными.

Неумение на практике управлять противостояниями в студенческой среде, педагогическом коллективе, находить оптимальные способы их предупреждения, разрешения негативно отзывается на организации образовательного процесса.

Целью настоящей статьи было раскрыть содержание понятия медиации как способа альтернативного разрешения противостояний и споров в студенческой и педагогической среде. В статье проанализированы актуальные вопросы медиации как социокоммуникативной технологии конфликторазрешения. Обсуждаются новые подходы к разрешению споров, вероятности вести переговоры в русле сотрудничества и ориентации на результат.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

В наше время существенно усложнились все общественные связи человека, что отражается на социально-экономических, информационных изменениях, которые требуют кардинальных обновлений, в том числе в образовательном сообществе. Если в традиционном обучении внимание акцентировалось на запоминании и воспроизведении научной информации, то в современных условиях возникла необходимость развития творческого продуктивного мышления студента, формирования его коммуникативных умений и практической подготовки к активной жизнедеятельности в меняющейся социальной сфере. Собственно, с этой целью в учебных планах большинства высших учебных заведений появляются такие нормативные дисциплины, как «Социальные конфликты», «Конфликтология в образовательном менеджменте», «Педагогическая конфликтология», «Психология управления коллизиями» и др. При обучении этих курсов особое внимание уделяется современным инновационным механизмам разрешения конфликтов, таким как коучинг, медиация, модерация, фасилитация, менторинг и др. Термин «коучинг» имеет венгерское происхождение, в дословном переводе означает «карета» и ассоциируется с тем, что «быстро ведет к цели». В разное время понятие рассматривалось как тренерство, воспитание, наставничество. В настоящее время данный термин толкуется как технология, которая дает быстрый результат и обучает студентов находить ответы на сложные, неординарные, специфические вопросы.

Модерация - это в первую очередь контроль над выполнением требований в каком-либо сообществе, группе в социальной сети, на форуме или онлайн-

37

конференции. Термин происходит от французского слова moderation - умеренность, сдержанность. Модерация - еще помощь в организации процесса коммуникации при обсуждении и решении задач (проблем). Это технология обучения, специальный вид групповой работы, который способствует оптимизации идей, мнений, взглядов и видений участников, поиску и принятию совместного решения в условиях ограниченности информации и нехватки времени. Главной целью технологии модерации является привлечение всех участников в рабочий процесс разработки плана действий, поиска наиболее эффективных путей решения и обсуждения проблем. Модератор руководит процессом, следит за логикой дискуссии, организует и поддерживает деловой настрой обучающихся.

Медиация (посредничество) - это процесс, в ходе которого конфликтующие стороны с помощью независимого посредника (медиатор) выясняют суть спора, ищут возможные пути ее решения и выбирают наиболее удобное и практическое решение для обеих сторон. Медиатор адаптирует процесс общения между сторонами, помогает глубже понять их интересы, ищет эффективные пути решения проблемы, стимулируя, таким образом, к достижению обоюдного согласия. По сути медиаторство - это технология, направленная на преодоление противоречия, разрешение конфликта путем сотрудничества, толерантности в восприятии другого мнения, взаимопонимания; и основанная на принципах добровольности, конфиденциальности, взаимоуважения; «процедура медиаторства» (иерархическая структура) состоит из элементарных этапов и стадий, последовательно сменяющих и дополняющих друг друга, находятся в постоянной динамике и развитии.

Образовательный процесс невозможен без противоречий и конфликтов, так как только они представляются естественным явлением и источником развития. В действительности в обществе нет иных социальных институтов, отличающихся своими признаками по огромному количеству параметров - социальному положению, потребностям, авторитетам, образованию, возрасту, интересам и т.д. Как и любой общественный институт учреждения высшего образования не лишены противоречий и конфликтов, в том числе в плоскости преподаватель-студент-преподаватель из-за наличия определенных разногласий, а именно: антагонизма в ценностных ориентациях, взглядах, во взаимных ожиданиях, бестактности в общении, деструктивных поступках, а также недостаточной конфликтологической культуры.

Существует множество определений конфликта, поскольку сам термин «конфликт» в течение длительного времени трансформировался. В настоящее время наиболее распространенной трактовкой понятия «конфликт» является следующее: «конфликт» (лат. conflictus - столкновение) - сталкивание различных стремлений соперников, отсутствие взаимопонимания по всевозможным вопросам, противоречивость между интересами, что приводит к конфронтации между людьми, группами людей, организациями, государствами и др. [1, с. 119]. Достаточно часто целью любого конфликта является причинение вреда противоположной стороне.

В данной публикации попытаемся обратить внимание на воззрение на «конфликт» системно. Первоначально испробуем апеллировать к пониманию системности как множества образующих определенную целостность элементов,

38

находящихся в отношениях и связях друг с другом. Системный подход, на наш взгляд, рекомендует рассматривать индивида, личность как некую систему, которая включена во внутренние и внешние связи. Другими словами, субъект является частью семьи, рода, общности, окружающей среды, мироздания и т.п. К тому же, человек является носителем многих состояний, структур личности, идентификаций и многого другого, что, в свою очередь, взаимосвязано.

Люди, как системы, отличаются от других систем (например, механических) индивидуальностью и динамизмом своих частей (подструктур). Это указывает на то, что каждый такой участок может быть наделен своим потенциалом движения, который определяет функционирование в соответствии с определенной целью этой динамики. На этом основании и понимание процесса медиации в составе решения конфликта между человеческими системами, когда требуется учитывать вероятность интервенции другой системы в этих закономерно связанных друг с другом элементах. Допустим, если в рамках процесса организационного конфликта разбирается случай между двумя сотрудниками разного служебного положения в организации, не допускается неприятие во внимание воздействия на интересы и позиции этих сотрудников, семьи как одну лишь из многих возможных других систем, частью которых они являются.

С позиции системного подхода конфликт (противостояние) не должен восприниматься исключительно как деструктивное явление. Из этого следует, что он включает в себя целенаправленность, которая объединяет. Вне всякого сомнения, противостояние возникает тогда, когда система уже не может существовать в прежнем положении, в своем стремлении к развитию, и останавливается во избежание развала (деструкции). Из этого следует, два полюса: стремление к развитию и опасение разрушения - вот тот континуум, который позволяет системе существовать и определяет место системы в контексте конфликта. Эти два полюса разнонаправлены, иными словами они уже конфликтны с самого начала. Тогда возникает понимание противостояния как явления, которое объединяет, поскольку само возникновение конфликта предупреждает о готовности системы к изменениям [2, с. 116].

Создается представление, что конфликт при таких обстоятельствах не всегда является противостоянием, противодействием, а, по всей вероятности, это взаимодействие с целью «приближения» той или иной противоположности («сближение» полюсов) в попытках их сбалансировать (гармонизировать), найти середину для этого сегмента между антиподами.

Извечные коллизии поколений, на наш взгляд, хорошо демонстрирует такое взаимодействие. Дети, как представители одного из полюсов системы, стремятся к развитию, а родители - стабильности. Назначения каждого их диаметрально разные, однако если стремиться совместить задачи, взаимодействие поколений выглядело бы как осознанное развитие одних и поддерживающее участие других. Вследствие этого, задача родителей определяется в этом контексте не как «удержать от», а «поддержать в» и, таким образом, чтобы скорость развития не была бы разрушающей и неосознанной.

39

Приобретшее законченную форму определение понятия «конфликт» с системной точки зрения, возможно, со временем будет меняться, однако на данный момент в актуальной действительности оно кажется нам наиболее содержательным.

Конфликты могут выполнять как отрицательные (деструктивные), так и положительные (конструктивные) функции [2, с. 364] и с социально-психологической точки зрения важнейшее значение имеет ограничение негативных, разрушительных функций конфликта и максимальное использование его положительных ипостасей. К положительной роли конфликтов относятся:

- регулятивно-развивающая (конфликт не дает возможности оставаться без движения, побуждает к изменениям и развитию, открывает пути инновациям, способным усовершенствовать и стабилизировать внутренний мир, отношения, систему);

- объединение и структурирование (конфликт способствует структуризации социальных групп, созданию организаций, объединению групп и коллективов;

- информационно-объединяющая (во время конфликта люди должным образом узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует к анализу своих мыслей, переживаний и понимание);

- побуждение активности (конфликт повышает активность людей, снимает «синдром покорности»;

- стимулирование личностного роста (конфликт побуждает развитие индивидуума, повышает чувства ответственности, осознание своей значимости, может способствовать самопознанию и самореализации;

- диагностическая и подобная, что проясняет ситуацию (в некоторых случаях пригодно даже породить столкновение, чтобы прояснить обстановку и оценить состояние дел; в критических обстоятельствах, возникающих при противостоянии, оказываются незаметны до этого преимущества и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лидеров;

- психотерапевтическая и такого типа, что облегчает самоощущение (при условии открытого и конструктивного урегулирования инцидент снимает скрытую напряженность, дискомфорт и перманентные недоразумения, предоставляет им выход.

Негативные функции конфликтов:

- образование стереотипов и сокрушительных форм самореализации личности путем манипулятивного самоутверждения и достижения желаемого, якобы в обход;

- нарастание конфронтации, которая вовлекает людей в противостояние и заставляет их добиваться больше дивидендов, нежели решение проблем и поиска альтернативы;

- ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;

- неадекватность (прежде всего в восприятии проблемы и участников противостояния);

- возникновение несоответствующих психологических защит;

- снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнерства между сторонами во время инцидента и после него;

40

- увеличение материальных и эмоциональных издержек на разрешение коллизии.

Причины конфликтов можно разделить на объективные и субъективные, причем в обоих случаях они негативно влияют как на отношения в официальной и неофициальной области деятельности, так и психологическое состояние отдельной личности. Объективными причинами конфликта в коллективе (группе) могут быть недостатки в организации работы (учебного процесса), несоответствующее материально-техническое обеспечение деятельности (недостаток учебно-технических средств, перенаселенность учебных и служебных помещений), нерациональное распределение обязанностей и не равномерная загруженность работой, а также формальное объединение в группы без учета психологической совместимости участников. Следует учитывать, что каждая объективная причина приобретает личностное звучание, а имеющиеся противоречия приводят к обострению отношений между людьми. Субъективными причинами являются отрицательная социально-психологическая атмосфера, несоответствие и противоборство между администрацией и учащимися; вражда между отдельными кулуарными группами, черты характера и некоторые особенности личности (эгоизм, недостаточное самообладание и выдержка, завышенные самооценка и уровень притязаний, тревожность, наличие психологических преград). Конфликт может вызываться сразу несколькими причинами, одна из которых - основная, базовая, а другие могут не осознаваться или маскироваться (например, личная недисциплинированность объясняется большим объемом работы, недостатками в работе общественного транспорта и пр.). Во время конфликта иногда возникают новые причины, которые становятся возвышающими или полностью заменяют первоначальные.

Возобновляя предмет внимания - медиации, необходимо отметить, что медиатор как представитель новой для конфликтующих сторон системы, вынуждает стабилизировать эмоциональные и предметные отношения между ними, должен в значительной степени со знанием дела и деликатно пользоваться основным рабочим средством - интервенцией (вхождением) [3, с. 83]. Сущность медиаторного процесса заключается в том, что медиатор (уполномоченный, комиссионер) обеспечивает защищенное пространство для обсуждения проблемы, способствует созданию и сопровождает открытые, доверительные, безопасные и неагрессивные взаимоотношения участников, при соблюдении определенных правил и обязательств сторонами спора, что порождает условия к восстановлению сотрудничества и более глубокое понимание оппонентами друг друга. При этом медиаторы выслушивают предмет проблемы всех участников, предоставляют им возможность изложить свои чувства, переживания, помогают разобраться и установить истинный круг интересов конфликтующих сторон. Благодаря этому противоположные стороны разногласия постигают достоверность проблемы, чувства, мысли и интересы оппонентов, что приводит к развитию реалистического внимания и более глубокого понимания внутреннего мира другого человека, создавая атмосферу доверия и благоприятствуя общей работе над разрешением сложившейся сложной ситуацией [4, с. 119].

41

В настоящее время медиация закреплена официально законом [5]. Также в предписании Правительства РФ от 15 октября 2012 г. №1916-р в пункте 64 Плана неотложных мероприятий по реализации основных положений Национальной стратегии действий на 2012-2017 годы сообщается об организации во всех учебных заведениях страны служб медиации. Об этом сообщалось и в уведомлении Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. №ВК 844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб медиации». Принятие закона о медиации и других подзаконных постановлений позволит создать правовые условия для развития в стране альтернативных способов урегулирования разногласий при участии независимых лиц - медиаторов, а также обеспечит системность и комплексность досудебного урегулирования споров.

В соответствии с этим, в Севастопольском государственном университете (СевГУ) создана и успешно работает Студенческая служба медиации, основной целью которой является профилактика конфликтов, а также урегулирование уже возникших споров и разногласий в студенческой среде. Куратором проекта является директор Центра системного консультирования, коуч и профессиональный медиатор из Санкт-Петербурга - Лаврова Н. М. В общие задачи проекта входит: реализация инновационной практики примирения; создание имиджа Университета за счет более комфортной социально-психологической ситуации в вузовской среде, а также - укрепление роли студенческого управления. В повседневной практике студенческой службы медиации СевГУ исследуются и анализируются актуальные вопросы по формированию навыков убеждения, против силовых приемов, мастерства самоорганизации, созидательного общения со сверстниками и взрослыми, повышения общего уровня психологической образованности, уважение к культуре других национальностей. Занятия, как правило, проходят в интерактивной форме, что способствует интенсификации и оптимизации процесса обучения.

По своей специфике конфликты в педагогических коллективах являются межличностными. В зависимости от характера отношений подчиненности оппонентов межличностные противостояния распределяют на горизонтальные (не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (между руководителями и подчиненными), диагональные или смешанные (между руководителем и подчиненными, которые по социальному статусу не находятся в прямом подчинении). По источнику возникновения различают личностные противостояния (столкновение противоположных интересов), межличностные, межгрупповые (социальные группы имеют противоположные взгляды), межнациональные, межгосударственные [6, с. 204]. По типу решения могут быть простые и сложные. По результатам конфликты бывают продуктивные и непродуктивные. На начальном этапе, когда противостояние в коллективе только возникает, то оно может быть стихийным, запланированным, спровоцированным. На этапе развития - кратковременным, долговременным, затяжным. На стадии устранения выяснения отношений бывает управляемым или неуправляемым.

В педагогическом коллективе разграничивают три группы межличностных конфликтов: профессиональные столкновения - реакция на нарушения деловых

42

отношений, препятствия на пути к цели в профессионально-педагогической деятельности; конфликты надежд - несоответствие между поведением педагога и нормами отношений в преподавательском коллективе; противостояние на почве личностной несовместимости - порожденные несдержанностью, завышенной самооценкой, самомнением [7, с. 76].

Конструктивно развиваются конфликты, в которых приводятся разумные аргументы, нет «перехода на личность». Напротив, конфликт развивается деструктивно, если используются способы, дискредитирующие и унижающие оппонентов.

В некоторых случаях преодолению разногласий способствует переключение внимания с проблемного вопроса на другое, которое не вызывает резкой реакции в коллективе.

Имеются специфицированные методы, применение которых предотвращает конфликты на рабочем месте. К ним можно отнести следующие:

метод интроспекции - поставить себя на место оппонента, произведя на основе этого обоснованные выводы о мотивах и внешних побуждениях его поведения;

метод эмпатии, основанный на технике проникновения в переживания другого человека;

метод логического анализа - человек, обладающий рациональным мышлением, моделирует ситуацию, в которой находится собеседник, чтобы правильнее его понимать [8, с. 60].

Однако, для решения инцидента, нужно в любой ситуации оставаться взвешенным и толерантным. Необходимо предупредительно и тактично наблюдать за межличностным общением в коллективе с целью заблаговременного обнаружения повышенной тревожности, агрессивности, предвзятости. На этом этапе главное выявить причину и суметь ее устранить.

Противостояния могут быть обусловлены как чрезмерным конформизмом (беспринципным поведением, податливостью обстоятельствам, подчинением собственным мыслям, позициям, поступкам, интересам других людей), так и негативизмом (бессмысленным, упрямым отпором, направленностью против любых дел и их инициаторов [9, с. 427].

Не ведая причин возникновения конфликта, трудно рассчитывать на его эффективное разрешение. Поскольку не существует четкого определения между конструктивными и деструктивными конфликтами, влияние такой ситуации на ее участников имеет двойственный характер. К конструктивным типам выяснения отношений можно отнести глубокое познание участниками ситуации друг друга, содействие развитию личности, ослабление психического напряжения, изменения в организации, стабильность, поскольку проблемы раскрываются, а не усиливаются; настраивание к сотрудничеству в будущем при возникновении сложных ситуаций. С другой стороны, конфликт значительно ухудшает настроение в коллективе, перечеркивает межличностные отношения, способствует возникновению различных нарушений здоровья. К личностным причинам возникновения конфликтных ситуаций относятся также низкая конфликтоустойчивость, неадекватный уровень самооценки [10, с. 82].

43

Способность общаться, слышать, понимать друг друга - это сложный процесс, который значительно улучшает отношения между людьми, снимает напряжение в обществе, на рабочем месте. Для того, чтобы происходила эффективная профессиональная педагогическая коммуникация, нужно соблюдать определенные этапы подготовки: заранее моделировать (прогнозировать) будущее общение, устанавливать эмоциональный и деловой контакт. Для этого необходимо применять определенные механизмы влияния - сопереживание с другими людьми, умение заинтересовать собеседника своими мыслями, осознанное влияние на систему взглядов индивида, усвоение форм поведения другого человека.

Лучшим средством для решения конфликтной ситуации на рабочем месте является эффективная коммуникация. Общение может быть успешным, если пользоваться не только вербальным, а добавлять к ним невербальные средства. Чем теснее коммуникационные связи между всеми фигурантами научного и учебно-воспитательного процесса, тем больше увеличивается уровень его результативности. Конечно, коммуникативная связь «преподаватель-студент» не ограничивается только присущей ей деятельностью, она обусловлена также чертами личности, как преподавателя, так и студента, стремлением взаимодействовать и сотрудничать, поскольку коммуникация - это сложная система взаимосвязанных отношений между педагогом и учащимся.

Результативность любого процесса, происходящего на рабочем месте, зависит от отношений в педагогическом коллективе, его социально-психологического климата, к созданию которого привлекаются не только непосредственно работники, а и администрация заведения. Взаимодействие между людьми в зависимости от того, насколько они придерживаются интересов друг друга, может разворачиваться на следующих принципах: сотрудничество - взаимодействие, по которой педагоги объединяют свои усилия по собственной воле, опираясь на осознание значения и необходимости решения общей задачи; соперничество - борьба за реализацию своих интересов, утверждения своей позиции; доминирование - подчинение своим интересам других участников процесса.

В значительной степени важной составляющей любого коллектива, в том числе и педагогического, является наличие в нем социально-педагогического климата. В высших учебных заведениях, как и в других ведомствах, работают люди с различными личностными качествами, интересами, разным статусом. Именно это достаточно часто обусловливает их поведение и влияние на других субъектов. Каждый пытается отстоять свои права, реализовать возможности. Социально-психологическая обстановка в коллективе - это состояние межличностных отношений, характеризующееся специфическими особенностями:

полифункциональностью, самоуправляемостью и коллективным характером труда, совместной ответственностью за результаты деятельности. Единство деятельности членов педагогической команды должно отражаться в общепризнанных ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, что вместе с тем не означает однообразие в технологии педагогической деятельности. Социально-психологический климат в преподавательском коллективе может быть: благоприятным (главенствует доверие, доброжелательность, деловая критика, требовательность, отсутствие принуждения

44

со стороны руководства, возможность свободно выражать свои мысли), неблагоприятным (сотрудники будто изолированные, находятся каждый в своей сфере, являются причиной неудовлетворительных результатов в работе, конфликтности в личных отношениях, желание сменить место работы, нейтральным (неустойчивая сбалансированность, которая в любой момент может претерпеть трансформации).

Иногда используют определенные показатели, по которым устанавливают благополучность социально-психологической атмосферы в педагогическом коллективе [8, с. 56]. К ним можно отнести сплоченность - обеспечение пространства для реализации работника; сочетание официальной и неофициальной сфер коммуникации (чем она выше, тем комплиментарнее микроклимат на рабочем месте); фон коллективной заботы, взаимоуважение и поддержка.

Действенность учебно-профессионального функционирования студента в высшем учебном заведении зависит от благоприятной обстановки в пределах его академической группы, дружеских отношений с однокурсниками. Становление атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимовыручки в группе, как, собственно, и развитие самой группы, является длительным процессом, растянутым во времени. Его отсчет начинается со времени вступления вчерашних старшеклассников в вуз, а финал - с завершением ими обучения в вузе. Однако, на каком бы этапе своей профессионализации в университете не находилась студенческая молодежь, каждый ее представитель для обеспечения конструктивного взаимодействия со своими ровесниками, педагогами должен уметь перестраивать себя в соответствии к конкретным ситуациям обучения, воспитания, общения. Студенческая среда не лишена конфликтных ситуаций, поскольку здесь возникает немало разнообразных затруднительных положений. Они могут происходить непосредственно в учебном заведении или за его пределами. Проблемные ситуации студентов разнообразны и масштабны по своему проявлению. Однако стоит отметить, что больше всего они связаны с обучением и с личными причинами психологического и социального характеров. В течение всего периода обучения в вузе количество внутриличностных конфликтов не только не отходят в сторону, а как показывает практика, наоборот, актуализируются процессы их углубления, и даже возникают новые противоречия [6, с. 203].

Мотивирующая сила в мировоззрении студентов принадлежит их идеалам, которые качественно отличаются от идеалов подростков. Для подростков - это конкретный человек, вызвавший яркие впечатления, а вот для юноши - это уже сформированы собственные принципы и взгляды, которые должны реализовываться в различных ситуациях, образуя впоследствии определенную нравственную позицию. Наряду с этим в студенческой среде возникает надобность в переживании новых впечатлений, получении нового опыта, создании образа для успешного общения с окружающими, а также потребность в самовыражении. Чтобы удовлетворить эту востребованность, студент должен пройти этапы глубокого внутреннего переживания. Молодые люди выискивают благоприятные психологические условия для общения, надеются от окружающих на искренность, сопереживание и сочувствие, подыскивают единомышленников - людей, которые

45

способны с ними разделить сложности студенческой жизни. Однако, такое общение молодежи достаточно часто бывает эгоцентричным, потому что стремление выразить, донести свои проблемы преобладает над интересами и чувствами другого человека. Это приводит к напряженности в отношениях и, как следствие, возникновению межличностных конфликтов в студенческом сообществе.

Наиболее распространенным видом конфликтов среди студентов является противостояние между личностью и группой. Эти инциденты связаны с ситуацией, когда кто-то из однокурсников не стремится соблюдать устоявшиеся нормы поведения или коммуникации. Например, студенты приспособились всегда готовить все темы семинара на одно занятие, но один их ровесник отказывается это делать и склоняет других разделить темы. Это вызывает чувство неодобрения со стороны большей части студенческой группы потому, что, если заниматься в таком режиме, уровень знаний ухудшится. Таким образом, возникает инцидент между группой и субъектом (отдельным студентом). Этой же разновидностью является и столкновение между академической группой и старостой, когда последний пытается подчинить себе других студентов, без учета их мнения и позиции. Такого рода поведение со стороны старосты препятствует другим проявлять себя, отстаивать свою точку зрения и занимать соответствующее место в коллективе. Возникновение сходных ситуаций непозволительно и если они и возникают, то требуют в срочном порядке разрешения.

В то же время, одновременно с личностно-групповым конфликтом в вузе имеет место и межгрупповое выяснение отношений - проблемные ситуации студенческой группы с представителями ректората, деканата, профкома или с другими административными или общественными группами [8, с. 65].

Учитывая возможные неблагоприятные последствия конфликтного взаимодействия, нужно отметить, что предотвращение противостояний является еще более важной составляющей, чем конструктивные их решения. Можно избежать негативных последствий, если вовремя отреагировать и провести профилактику конфликтных ситуаций, по крайней мере, по четырем направлениям: 1) выстраивание объективных условий, препятствующих возникновению и развитию дестабилизирующих предконфликтных ситуаций; 2) оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций; 3) устранение социально-психологических факторов возникновения разногласий; 4) блокирование личностных факторов возникновения споров. Важно заметить - для того, чтобы предупредительные меры были успешными, все пункты нужно использовать в непосредственном взаимодействии и одновременно по всем направлениям.

Немаловажный факт - для того, чтобы предотвратить критические конфликтные ситуации, стоит в первую очередь начинать с себя, с воспитания своей личности. Изжитие, нивелирование конфликтообразующих качеств - высокой эмоциональности, импульсивности, эгоизма, невнимательности, предвзятого отношения к окружающим, склонности к подчинению себе других, к агрессивному поведению и т.д. является залогом создания доброжелательной атмосферы, дружеского расположения в учебной группе. В то же время предотвращению

46

конфликтных ситуаций способствует и целенаправленная профилактическая работа в виде применения широкого спектра методов активного социально-психологического обучения (элементов мозгового штурма, игровых, медитативных техник и т.п.

Педагогические конфликты имеют ряд особенностей [8, с. 53]:

1) профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации;

2) участники противостояний имеют различный социальный статус, чем и определяется разное поведение в выяснениях отношений;

3) разница в возрасте и жизненном опыте участников разводит их позиции в разногласиях, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

4) различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами преподавателя» и «глазами студента» видится по-разному);

5) присутствие других при столкновении делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

6) профессиональная позиция педагога в инциденте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;

7) разного рода ошибка педагога при разрешении коллизии порождает новые ситуации и конфликты;

8) противостояние в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить

Подытоживая вышеизложенное, считаем, что медиация как определенная система ценностей, должна стать неотъемлемым атрибутом гражданского общества в стране, новой парадигмой разрешения конфликтов, основанной на самоопределении и активности, независимости и толерантности, стать признаком готовности нести ответственность за свои поступки и брать обязательства за выполнение принятых решений.

Анализ педагогической социально-психологической литературы и обзор имеющихся данных по проблеме межличностного взаимодействия студентов (во время учебы и досуга) показал ограниченное количество научно-обоснованных наработок, причастных социально-психологической диагностике и предупреждению проблемного межличностного взаимодействия педагогов и учащихся, предоставлению социально-психологической помощи субъектам и объектам проблемной межличностной коммуникации [9, с. 426].

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании изучения и анализа современной научной литературы, автор статьи пришел к выводам, что среди перспективных направлений дальнейших исследований являются:

1) разработка социально-психологического инструментария распознавания и предупреждения сложностей межличностного взаимодействия сотрудников и студентов в вузе, требуют дальнейшего изучения способов выявления проблемных

47

сфер интерсубъективного взаимодействия всех членов коллектива, средств и возможности их устранения;

2) использование медиативных технологий и в целях повышения эффективности и экономии ресурсов образовательных организаций, следует разработать стандартную унифицированную программу профилактики конфликтов, включающую, в том числе, и медиативные методы;

3) внести в учебный план системы образования на всех уровнях углубленное изучение института медиации. Для этого необходимо чтобы предмет «медиация» должен стать обязательным, в каждом учебном заведении следует создать службу медиации, так как конфликтов в современном обществе становится больше, а медиация позволяет разрешить противостояния с минимальными затратами времени, сил, средств, удовлетворяя обе стороны конфликта. Обучение студентов медиации даст возможность не только популяризировать компромиссные процедуры, но и подготовить современных специалистов, знающих и понимающих суть согласительных мероприятий и готовых применять их на практике.

Список литературы

1. Леонов Н. И. Психология делового общения: учебное пособие для бакалавриата и специалиста / Н. И. Леонов, 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2019. - 193 с.

2. Семенов В. А. Конфликтология. [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. А. Семенов. -Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 383 с.

3. Аллахвердова О. В. Медиация - переговоры с участием посредника / О. В. Аллахвердова, А. Д. Карпенко. - СПб. Издательский дом Роза мира. 2013. - 178 с.

4. Белов А. Г. Развитие медиативных технологий в системе образования / П. Г. Белов // Материалы I Международной конференции «Медиация в образовании: поликультурный контекст», г. Красноярск, 24-26 октября 2020 г. - С. 118-122.

5. Федеральный закон РФ №193-ФЗ от 27.10. 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. consultant. ru / document/ cons_ LAW_ 103038

6. Сафонов И. А. Особенности внутриличностных конфликтов у студентов / И. А. Сафонов, Д. С. Орлов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития», 30 апреля 2019 г. - Курск: Юго-Запад. Гос. ун-т, 2019. -С. 202-203.

7. Дубков Д. М. Особенности межличностного конфликта в студенческих группах / Д. М. Дубков, Д. М. Мирзоян // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Медиация в современном мире: проблемы и перспективы развития», 30 апреля 2019 г. - Курск: Юго-Запад. гос. ун-т. - С. 75-77.

8. Рябинина Е. В. Медиация в работе педагога высшей школы / Е. В. Рябинина // Образование и наука, 2015. - № 1(2). - С. 52-61. https: //doi.org/10.17853/ 1994-5639-2015-2-52-61.

9. Смолянинова О. Г. Формирование медиативной компетентности участников образовательного пространства (на примере Сибирского федерального университета) / О. Г. Смолянинова, В. В. Коршунова, О. О. Андронникова // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 413428. doi : 10.32744 /pse. 2020.5. 29.

10. Гугуева Д. А. Медиация в образовательной среде / Д. А. Гугуева, А. С. Еромина // Обзор НЦПТИ. -2018. - Вып. 1 (12). - С. 80-85.

48

MEDIATION AND CONFLICT. FEATURES OF INTERPERSONAL COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Shavardova E. Yu.

Institute of Public and International Relations, Sevastopol State University Sevastopol, Russian Federation E- mail: lenash_72@mail.ru

The features of the institution of mediation as an alternative way of resolving contradictions and conflicts in the educational environment are analyzed. Within the framework of the publication, the essence of the concept of mediation is revealed as a way of alternative resolution of confrontations in the student and pedagogical environment. The optimal and expedient understanding of the systemic nature of the "conflict" as a set of elements forming a certain integrity and being in relations and connections with each other is discussed. The article presents material about confrontations that inevitably arise in the classical structure of education in relations between teachers and students, highlights the types of interpersonal disagreements, forms of manifestation, causes of occurrence, as well as ways to prevent conflict situations in them, identifies social and psychological characteristics of the development of confrontations. A substantiated proposition is given that in order to eliminate clarifications of relations and disagreements in the teaching staff, it is necessary to rationally organize the work of higher education institutions, create a favorable socio-psychological climate, and constructively resolve interpersonal disputes through effective interaction. Using both formal and informal communication links, special attention should be paid to non-institutional interpersonal communication. This is dictated by the fact that in conditions of a closed organizational culture, informal interpersonal relationships are most trusted, with the help of which the parties to the dispute coordinate their own actions, have a motivating effect on each other.In this regard, it is important not only to identify informal interpersonal relationships, but also to direct them to achieve cooperation, compromise or end conflict interactions. It is argued that the most effective means for resolving a conflict situation in the educational environment is effective communication. And this requires further fundamental scientific research. Summing up the above, on the basis of the research and analysis of modern scientific literature, the author of the article came to the conclusion that among the promising areas for further study and action plans for this problem, the following can be distinguished: institutions of higher education, require further knowledge of ways to identify problem areas of intersubjective interaction of all team members, means and opportunities for their elimination; the use of mediation technologies and in order to increase the efficiency and save resources of educational organizations, a standard unified program of conflict prevention should be developed, including mediation methods; it is proposed to include in the curriculum of the education system at all levels an in-depth study of the institution of mediation. To do this, it is necessary that the subject of "mediation" should become mandatory, each educational institution should create a mediation service, since there are more conflicts in modern society, and mediation allows to resolve confrontations with a minimum expenditure of time, effort, resources, satisfying

49

both sides of the conflict. Teaching mediation students will provide an opportunity not only to popularize compromise procedures, but also to prepare modern specialists who know and understand the essence of conciliation measures and are ready to apply them in practice.

Keywords: mediation, conflicts, consistency in confrontation, teaching staff, socio-psychological climate, communication, non-cerebral interpersonal connections.

References

1. Leonov N.I., Psikhologiya delovogo obshcheniya: uchebnoye posobiye dlya bakalavriata i spetsialista, p. 193 (Moscow, 2019).

2. Tsemenov V.A., Konfliktologiya. [Elektronnyy resurs]: uchebnoye posobiye, p. 383 (Saratov, Ay Pi Er Media, 2019).

3. Allakhverdova O.V., Karpenko A.D., Mediatsiya - peregovory s uchastiyem posrednika, p. 178 (SPb. Izdatel'skiy dom Roza mira, 2013).

4. Belov A.G., Razvitiye mediativnykh tekhnologiy v sisteme obrazovaniya, p. 118 (Krasnoyarsk, 2020).

5. Federal'nyy zakon. «Ob al'ternativnoy protsedure uregulirovaniya sporov s uchastiyem posrednika» (RF №193-FZ ot 27.10. 2010).

6. Safonov I.A., Orlov D.S., Osobennosti vnutrilichnostnykh konfliktov u studentov, p. 202 (Kursk, Yugo-Zapad. Gos. un-t, 2019).

7. Dubkov D.M., Mirzoyan D.M., Osobennosti mezhlichnostnogo konflikta v studencheskikh gruppakh, p.75 (Kursk: Yugo-Zapad. Gos. un-t, 2019).

8. Ryabinina Ye.V., Mediatsiya v rabote pedagoga vysshey shkoly, p. 52 (Chelyabinsk, Education and science, 2015).

9. Cmolyaninova O.G., Korshunova V.V., Andronnikova O.O., Formirovaniye mediativnoy kompetentnosti uchastnikov obrazovatel'nogo prostranstva (na primere Sibirskogo federal'nogo universiteta) p. 413 (Krasnoyarsk, Prospects of science and education, 2020).

10. Guguyeva D.A. and Yeromina A.S., Mediatsiya v obrazovatel'noy srede, p. 80 (NTSPTI, 2018).

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.