Сведения об авторах: Сироткина Татьяна Александровна,
доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Бреусова Елена Ивановна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Information about the authors: Sirotkina Tatyana Aleksandrovna,
Doctor of Sciences (Philology),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Philological
Education and Journalism,
Surgut State Pedagogical University,
Surgut, Russia.
E-mail: [email protected]
Breusova Elena Ivanovna,
Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Philological Education and Journalism, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
E-mail: [email protected].
УДК 378:151.8 ББК 74.480.26:88.5
Н.А. Соколова, В.Ф. Жеребкина
к вопросу о конфликтологической подготовке будущих педагогов
В статье рассматриваются требования к конфликтологической подготовке педагогов, разные определения понятия «конфликт», типы и причины их возникновения в образовательной о среде, понятие и содержание медиации, модели школьных служб медиации, а также результаты исследования готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов. ф
m
Ключевые слова: конфликт, медиация, школьная служба медиации.
№А. Sokolova, V.F. Zherebkina
TO THE QUESTION OF CONFLICTOLOGICAL TRAINING
OF FUTURE TEACHERS
с
f
Ф
ca о
I-
o
о с
The article focuses on the requirements of conflictological training of teachers, the concept of conflict, types and their causes in the educational environment, the concept and content of the mediation model of school mediation services, as well as the results of a study of readiness of future teachers to resolve conflicts.
c;
Key words: conflict, mediation, school mediation service. ^
s
X
В Профессиональном стандарте пе- Введение данной компетенции предпо- ° дагога (от 18.10.2013 г.) в качестве одной лагает снижение конфликтности в систе-из компетенций рассматривается умение ме образования и, как следствие, в обще- о диагностировать, разрешать конфликты стве посредством обучения детей, роди- g и осуществлять их профилактику [5]. телей и педагогов культуре взаимодей- m
го
X
ю ф
^ ф
йЭ
(О ей
О ^
о ¡£ о
о <
и:
ствия в конфликте. Для решения этой проблемы в соответствии с «Рекомендациями по созданию служб школьной медиации в образовательных организациях» (МОиН, ноябрь 2013г.) должны быть организованны службы школьной медиации, задачей которых является профилактика и разрешение школьных конфликтов.
Конфликт - один из типов трудной жизненной ситуации, возникающий в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы; отсутствие согласия между людьми, группами, в основе которого столкновение интересов, потребностей, сопровождающееся отрицательными эмоциями; естественное, нормальное состояние жизнедеятельности человека и социальной группы, способствующее выявлению проблем, интересов личности, группы.
Причины конфликтов многообразны: социальные (социальное неравенство, политическая система, тип управления и т.п.); экономические (уровень зарплаты, доходы разных групп населения, распределение премий и т.п.); ценностные (разные системы ценностей и ценностные ориентации); психологические (коммуникативные способности, навыки эффективного общения, разрешения конфликтов и т.п.); личностные (индивидуальные особенности личности, например: уровень ригидности).
Типология школьных конфликтов разнообразна и представлена следующими видами: между детьми; ребенок, дети - педагог; дети - администрация; между педагогами; педагог - родители; педагог - администрация; между родителями; родители - администрация.
В качестве основных причин школьных конфликтов следует выделить:
• борьбу за лидерство (между детьми, между педагогами, между родителями);
• дискриминацию детей, родителей педагогами, педагогов администрацией и т.п.;
• успешность - неуспешность детей в школе;
• материальные возможности семьи;
• оценка успеваемости детей;
• педагогический стаж, опыт, место
педагога в педагогическом коллективе, значимость преподаваемых предметов;
• жесткая регламентация школьной жизни, формы контроля;
• структурно-функциональные проблемы образовательного учреждения;
• неадекватный стиль управления;
• нарушение нравственных норм и т.п.
Осуществляя подготовку будущих педагогов с учетом требований Профессионального стандарта учителя, готовя их к работе в школьных службах медиации, важно осознавать, что поведение педагога в конфликтных ситуациях зависит от его личностных особенностей. Этот вывод подтверждается результатами исследований И.И. Рыдановой [6], И.А. Ку-рочкиной [4] и др.
Ядром личности учителя, определяющим восприятие и понимание учеников, способы воздействия на детей в конфликтных ситуациях, является самоотношение. Результаты диагностики самоотношения у студентов четвертых курсов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (125 человек) с помощью методики С.Р. Пантелеева показывают, что у 65,0 % отмечается отношение к себе, как уверенному, надежному человеку, которого есть за что уважать.
Для 24,7 % студентов характерно ощущение повышенной ценности своего «Я» для других, поверхностное самодовольство. И.И. Рыданова отмечает, что учителя с гипертрофированным «Я» склонны компенсировать профессиональные неудачи психологическим насилием над воспитанниками [6, с. 173]. У 10,3 % студентов наблюдаются внутриличностные конфликты. Для них характерно чрезмерное самокопание, протекающее на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе.
Как показывают результаты наблюдения, в ходе прохождения практики студенты, испытывающие чувство самоуважения, самоценности, самопринятия, используют диалогическую форму общения с детьми, конструктивно решают предконфликтные ситуации. Студенты с негативным самоотношением испы-
тывают трудности в общении с детьми, часто создают ситуации противоборства с учениками.
Таким образом, строить полноценное и оптимальное общение с учениками, конструктивно разрешать конфликтные ситуации может тот учитель, который осознает себя как значимую личность.
Следующим личностным элементом конфликтного поведения учителей является система отношения к другим людям. Проведенное нами исследование направленности на межличностные отношения будущих учителей с помощью методики Т. Лири показало, что 61,9 % студентов способны к взаимопомощи, доброжелательны, стремятся заботиться о других, проявляют терпимость к недостаткам других. Для 20,4 % будущих учителей характерны авторитарность, доминантность, стремление к превосходству. У 33,96% студентов наблюдается раздражительность, замкнутость, излишняя критичность, склонность во всем обвинять окружающих. Свой негативизм они проявляют в вербальной агрессии.
В ходе проведенного нами ранее исследования структуры отношений студентов к другим людям также было выявлено, что у значительной части молодых людей преобладают отношения недоверия агрессивности и цинизма [2].
Таким образом, полученные результаты подтверждают необходимость целенаправленной работы по формированию у будущих учителей доброжелательности, доверия, безусловного принятия других как основы для профилактики и конструктивного разрешения педагогических конфликтов.
Конфликтное поведение педагогов может быть обусловлено стереотипными профессиональными ролевыми установками. Для выявления ролевых стереотипов в системе отношений «учитель-ученик» студентам было предложено нарисовать беседу между учителем и учеником. 39,6 % студентов отражают ситуацию партнерского взаимодействия между учителем и учеником. 60,4 % студентов учителя рисуют в агрессивной, доминантной позиции. Например, студенты изображают учителя, стоящего перед учеником с
указкой, прорисовывают педагогу большие зубы, что интерпретируется как выражение вербальной агрессии. Поэтому мы считаем, что в процессе подготовки к разрешению конфликтов необходимо помочь будущим учителям в осознании ролевых стереотипов, снижении возможного нежелательного опыта, сформировавшегося за годы обучения в школе.
Конструктивное разрешение педагогических конфликтов определяется также умениями учителя адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого человека или ситуацию. Совокупность данных умений отражает уровень развития социального интеллекта.
Проведенное нами исследование социального интеллекта показало, что 24,9 % будущих учителей испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей; 21,3 % студентов недостаточно полно распознают различные смыслы вербального сообщения в зависимости от контекста ситуации общения; 56,4 % студентов способны прогнозировать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций; 90,2 % будущих учителей способны адекватно оценивать эмоциональные состояния, чувства по их невербальным проявлениям. Будущий педагог, обладающий развитым социальным интеллектом, сможет адекватно понять эмоциональные переживания ребенка, мотивы его поступков, что является важным условием профилактики конфликтности педагогического взаимодействия.
Решение педагогических проблемных ситуаций, с которыми учитель сталкивается в процессе повседневного взаимодействия с детьми, требует создания позитивной речевой среды. Для выявления умения педагогического вербального воздействия на ребенка студентам предлагались 10 типичных фраз, которые часто звучат на уроках в адрес учеников и вызывают ощущение тревоги, страха перед неудачей. Данные фразы необходимо было изменить так, чтобы при сохранении общего смысла высказывание было направлено на сохранение позитивных чувств у детей. Только 64,5 %
ш о
го
ч ф
с
л
О)
ей о
I-
о
ч о с >2 о ¡£
о ф
т
о с; о
Ё #
X
о
г?
о ^
с
о ей
го
X
ю ф
^ ф * &
т
го" ш
о ^
о ¡£ о
0 <
1
студентов смогли перестроить фразы, искренне выражая свои реальные чувства и используя «Я»-сообщения. 35,5 % будущих учителей предлагали педагогически некорректные фразы, содержащие несогласие, резкую критику поступка ученика, скрытое уничижение личности. Данные фразы являются конфликтогенными и характерны для авторитарных педагогов, не умеющих строить педагогическое взаимодействие на партнерской основе.
Сложность педагогического взаимодействия заключается в спонтанности возникающих предконфликтных ситуаций, сиюминутных реакциях учащихся, необходимости учителя быстро реагировать, перестраивать, модифицировать свое вербальное и невербальное поведение.
Для выявления способности к импровизации поведения и решению педагогических конфликтных ситуаций студентам предлагались десять ситуативных задач, в ходе решения которых необходимо предложить их успешное решение. 71,4 % студентов представляли конструктивные решения педагогических ситуаций, основанные на учете возрастных особенностей детей, мотивов их поведения и позволяющие сохранить позитивные межличностные отношения с учениками. 28,6 % будущих учителей предлагали деструктивные решения, которые способствовали увеличению эмоционального напряжения и агрессивности учащихся.
При этом все студенты, участвующие в опросе, не имели представления о научно обоснованных технологиях диагностики и профилактике конфликтов в образовательной среде.
Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость целенаправленной работы по формированию конфликтологических компетенций и соответствующих профессионально-значимых личностных качеств у будущих педагогов, что предполагает введение в систему их подготовки таких курсов, как «Основы медиации», «Организация работы школьных служб медиации».
Медиация - это особый вид переговоров, в котором третье, нейтральное,
лицо, обладающее определенными навыками, управляет процессом переговоров таким образом, чтобы стороны могли самостоятельно найти взаимовыгодное решение ситуации. Медиация - это технология разрешения конфлитов. Медиация строится на следующих принципах:
• добровольность всех участников (в том числе и медиатора);
• равенство сторон в процессе медиации (равенство интересов и процедурных вопросов);
• конфиденциальность (прежде всего относится к медиатору, медиатор не имеет права разглашать информацию по медиации, конфиденциальность участников - это предмет их договоренности);
• нейтральность отношения медиатора к сторонам переговорного процесса. Личность медиатора отсутствует (это не «его» ситуация!)
Поскольку медиация - это технология, она предполагает четко обоснованный алгоритм действий и состоит из следующих этапов:
1. Вступительное слово медиатора, целью которого является информирование о процессе медиации и определение порядка процедуры.
2. Презентация сторон. Цель этапа -наладить информационное поле: выяснить, кто с чем пришел, как видит ситуацию, что хотел бы получить в результате.
3. Дискуссия. Цель этапа для сторон конфликта состоит в «вентиляции эмоций» (выброс негативных эмоций, не позволяющих принимать рациональные решения), для медиатора - в получение дополнительной информации.
4. Кокус (индивидуальная консультация медиатора с каждой из сторон конфликта). Цель этого этапа состоит в формировании повестки переговоров с каждой из сторон и выяснении разноуровневых предложений сторон.
5. Общая сессия. Цель: сформировать общую повестку переговоров и провести дискуссию по предложениям сторон.
6. Соглашение. Цель: четко определить решения и выработать санкции за их невыполнение.
7. Выход из медиации. Цель: резюме по договоренностям и проверка удовлет-
воренности (процедурной, по существу, психологической) [1].
В настоящее время существует несколько моделей организации служб школьной медиации. Профилактическая модель предполагает предупреждение социально нежелательных и негативных образовательных явлений «сверху» посредством административных (педагогических, социально-педагогических мер). Воспитательная модель ориентирована на
разрешение конфликтов через развитие детского самоуправления, культуры взаимодействия учащихся в совместных мероприятиях, создание детского коллектива, развитие коммуникативных навыков и навыков разрешения конфликтов у детей в процессе общественной
деятельности. Сервисная модель - это создание службы медиации по инициативе детского самоуправления, где медиатором становится ребенок, а взрослый рассматривается как выборный куратор службы [3].
Таким образом, конфликтологическая подготовка будущих педагогов является одним из значимых направлений педагогических вузов. Исследования показывают, что существует круг проблем, связанных с содержательной и психологической готовностью будущих педагогов к работе по профилактике и разрешению конфликтов в образовательной среде, что ставит перед педагогическими вузами задачу включения в образовательные программы курсов по медиации и медиативным технологиям.
Библиографический список
1. Бессемер, Х. Медиация. Посредничество в конфликтах [Текст] / Х. Бессемер; пер. с нем. - Калуга: Духовное познание, 2004. - 176 с.
2. Жеребкина, В.Ф. Отношение к «другому» как фактор коммуникации студенческой молодежи [Текст] / В.Ф. Жеребкина // «Pressing problems of interpersonal communications in the educational process and the social practict» Materials digest of the CX International Research and Practice Conference in pedagogical and psychological sciences (London, 8-14 OCTOBER, 2015). - Лондон: IASHE, 2015. -C. 122-124.
3. Коновалов, А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство [Текст] / А.Ю. Коновалов; под ред. Л.М. Карнозовой. - М.: Судебно-правовая реформа, 2004. - 306 с.
4. Курочкина, И.А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие [Текст] / И.А. Куроч- с кина, О.Н. Шахматова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. - 229 с.
5. Профессиональный стандарт педагога [Текст]. Приказ Министерства труда и социальной за- jj щиты Российской Федерации 18.10.2013 г. № 544н.
6. Рыданова, И.И. Основы педагогики общения [Текст] / И.И. Рыданова. - Мн.: Беларуская на-вука, 1998. - 319 с.
References
ф
CÛ
О I-
о
ч о с
'S
о
О ф
т
о
1. Bessemer H. Mediation. Mediation in conflict. Kaluga: Dukhovnoie poznanie, 2004. P. 176. [in Russian].
2. Zherebkina V. F. Attitude towards "the other" as a communication factor of student youth. "Pressing g problems of interpersonal communications in the educational process and the social practict" Materials digest of the CX fe International Research and Practice Conference in pedagogical and psychological sciences (London, OCTOBER, 8-14, ,j|. 2015). London: IASHE. 2015. P. 122-124. [in Russian]. o
3. Konovalov A.Y. School service of reconciliation and restorative culture of relationships: a practical guide. Ed. by L.M. Karnisovas. M.: SUDEBNO-Pravovaya Reforma, 2004. P. 306. [in Russian].
4. Kurochkin I.A. Pedagogical conflictology. Ekaterinburg: Izd-vo ROS. GOS. prof.-PED. Univ, 2013. P. 229. [in Russian].
о ^
с
о ca
5. Professional standard of teacher. Order of the Ministry of Labour and Social Protection of RF 18.10.2013, No. 544n [in Russian].
6. Ryadnova I.I. Basics of pedagogy of communication. Mn.: Belarusskaia Navuka, 1998. P. 319. [in Russian].
Сведения об авторах: Соколова Надежда Анатольевна,
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
жеребкина Валентина Федоровна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Sokolova Nadezhda Anatolievna,
Doctor of Sciences (Education),
Academic Title of Professor,
Head, Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology,
South Ural State Humanitarian-Pedagogical
University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Zherebkina Valentina Fedorovna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Social
Pedagogy and Psychology,
South Ural State Humanitarian-Pedagogical
University
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378 ББК 74. 480
Е.М. Харланова
о соотношении понятий «формальное», «неформальное» и дополнительное образование
В статье на основе анализа международных документов, научных исследований рассматриваются и сравниваются основные характеристики компонентов педагогических систем формального и неформального образования, раскрывается понятие «дополнительное образование» и обосновывается позиция о промежуточном положении дополнительного образования, как обладающего рядом характеристик формального и неформального образования.
Ключевые слова: формальное образование, неформальное образование, дополнительное образование.
E.M. Kharlanova
ON THE RELATION BETwEEN THE CONCEPTS OF FORMAL, INFORMAL AND FUTHER EDUCATION
,5 The article is based on the analysis of international documents, research and examines and
compares the main characteristics of the components of pedagogical systems of formal and informal ш education, revealed the concept of "further education" and justifies the position of the intermediate