УДК 378.151.8 ББК 74.480:88.5
Т.А. Сироткина, Е.И. Бреусова РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕжДЕНИЮ
конфликтного речевого взаимодействия
В МИГРАНТОЕМКОМ РЕГИОНЕ1
В статье освещаются вопросы преподавания курса «Профилактическая работа по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии». Авторами очерчивается круг вопросов преподавания лингвистической составляющей конфликтного взаимодействия, которые определили актуальность и значимость заявленной проблематики курса.
Ключевые слова: мигрантоемкий регион, языковой конфликт, вербальная агрессия, структура коммуникации, этнические стереотипы, предупреждение экстремизма, лингвистическая экспертиза.
T.A. Sirotkina, E.I. Breusova
PREVENTING THE CONFLICT SPEECH INTERACTION IN A MIGRANT RECEPTIVE REGION2
The article highlights the teaching of the course "Preventive work on prevention of extremism and identification of verbal aggression". The authors outline a range of issues teaching the linguistic component of the conflict, which determined the relevance and significance of the stated problems of course.
Key words: migrant receptive region, language conflict, verbal aggression, the structure of communication, ethnic stereotypes, prevention of extremism, linguistic expertise.
В таком мигрантоемком регионе, как Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, проблема взаимодействия людей разных национальностей очевидна, т.к. в регион прибывают люди, абсолютно разные по менталитету, уровню воспитания и образования, владения русским языком. К тому же в округе участились случаи обращения к филологам Сургутского государственного педагогического университета по поводу проведения лингвистических исследований различных конфликтогенных текстов. В связи с этим в обществе возникает потребность в выработке умений предупреждать, избегать, а в ряде случаев и ликвидировать конфликтные ситуации, которые возни-
кают не только в быту, но и в других сферах жизни человека.
Умение взаимодействовать в полиэтнической среде, проявление уважения к этнокультурному плюрализму являются залогом благополучного проживания в многонациональном регионе. Это определило тему цикла семинаров и курса повышения квалификации, предложенную преподавателями Сургутского государственного педагогического университета в рамках гранта № 1514-86005, а(р) (Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), - «Профилактическая работа по предупреждению экстремизма
CÜ
н
о
>s ф
Ч О
о
ей ф
т
ф
^
о
X
Ё
X
о
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 15-14-86005, а(р), Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
2The study was supported by the Russian humanitarian scientific Fund (grant No. 15-14-86005, a (p) of the Regional contest "Ural: history, Economics, culture 2015 - Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra).
ф
X
ф ф И
2L =
о |-
С X
Pfr
го s
Q_ m
го ш о
о >
ф ^
ш
ш
го"
X ^
а н
о ^
о <
и выявлению вербальной агрессии» (для этого курса было разработано учебное пособие [2]). Данный курс ориентирован в первую очередь на работников образовательных учреждений, работников правоохранительных органов и прокуратуры, представителей муниципалитетов и органов региональной власти. Цели освоения курса следующие: 1) сформировать представление об этнических и языковых конфликтах; 2) овладеть методикой анализа речевого материала с позиций лингвоконфликтологии; 3) получить навыки интерпретации конкретных языковых фактов, необходимых для последующей работы в данном направлении в условиях школы. Помимо проблем миграции, социальной адаптации мигрантов, понятия конфликта, его типов и структуры, понятия экстремизма, выявления экстремистских настроений и противодействия экстремизму и т.п., особое место в курсе занимают вопросы, связанные с рассмотрением источников этнических конфликтов и способов снятия этнической напряженности, а также языкового конфликта и способов их выявления, вопросы вербальной агрессии.
Рассмотрение языковой составляющей конфликтов, в том числе межэтнических, несомненно, важно. Через внимательное отношение к слову, через наблюдение за вербальным общением подрастающего поколения можно выявить предпосылки враждебного отношения в межэтнических группах и зарождающиеся очаги конфликтогенного характера. Педагог сегодня должен быть готов к работе по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии, должен комплексно подходить к этой проблеме и решать ее. Только так можно организовать эффективную работу в этом направлении: привить толерантность детям, сформировать уважительное отношение к ближнему, сформировать ценностные ориентиры у школьников и пр.
Таким образом, знания реальной социокультурной ситуации, основных понятий психологии конфликта, этнической конфликтологии, вербальной агрессии призваны помочь перечисленным категориям слушателей вовремя
выявить проблемы, существующие как в отдельных коллективах, так и в регионе в целом.
В апреле 2016 года данный курс был апробирован в рамках курсов повышения квалификации работников образования г. Сургута и вызвал определенный интерес у слушателей. В настоящей статье очертим круг вопросов преподавания лингвистической составляющей конфликтного взаимодействия, которые определили актуальность и значимость заявленной проблематики курса.
Во-первых, проблема существования этнических стереотипов. При рассмотрении понятия стереотипа (коммуникативная единица данного этноса, способная посредством актуальной презентации социально санкционированных потребностей оказывать побуждающее типизированное воздействие на сознание личности - социализируемого индивида, формируя в нем соответствующую мотивацию) акцентировалось внимание на том, что предметом разговора будут являться языковые стереотипы - суждения, относящиеся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированные представления предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Работа в группах с курсантами позволила смоделировать различные коммуникативные ситуации, которые основаны на восприятии этнических стереотипов.
Далее, рассматривая вопросы языковой агрессии, мы не могли не осветить структуру коммуникации, выделяя и характеризуя значимые ее компоненты. Это помогло выстроить алгоритм, выявляющий зарождение конфликтной ситуации в межкультурном пространстве. Безусловно, должное место отводилось и теме «Язык - речь - речевая деятельность», что явилось существенным в формировании представления о коммуникативном акте, коммуникативном событии и пр. Акцент делался на том, что как в языке, так и в речи сокрыты свойства, которые несут конфликтогенный
потенциал (конфликтопровоцирующие свойства языкового знака).
Значимым считаем и обсуждение вопроса о коммуникативном поведении участников общения. В этом же разделе уместным и важным было поднять вопрос о законах коммуникации (коммуникативных законах: законе зеркального развития общения, законе модификации отклоняющегося коммуникативного поведения слушателей, законе зависимости эффективности общения от объема коммуникативных усилий, законе прогрессирующего нетерпения слушателей, законе падения интеллекта аудитории с увеличением ее размера, законе коммуникативного самосохранения, законе ритма общения, законе речевого самовоздействия, законе доверия к простым словам, законе притяжения критики, законе самопорождения информации в группе общения, законе ускоренного распространения негативной информации, законе искажения информации при ее подаче и пр.). Не обошли стороной и вопрос о стилях поведения в конфликтных ситуациях, а в соответствии с ними и коммуникативных типах личности. Знание характеристик основных участников коммуникации позволяет выявить механизмы назревания, развязывания и развития конфликта.
Детально были рассмотрены виды и типы языковых конфликтов (конфликтов по поводу языка и конфликтов с использованием языка; внутриэтнических и межэтнических конфликтов). В связи с этим затрагивались вопросы языковой политики и роли государства в решении языковых проблем.
На материале художественной литературы (произведений Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, В.М. Шукшина и др.) рассматривались этапы и компоненты конфликтного общения, в том числе вербальная его сторона. Особое внимание было уделено конфликтному тексту, поскольку текст является вербальным действием, вербальным поступком, который может быть оценен юридически. Вербальные проступки также влекут за собой наказание (административное и уголовное). Каждый коммуникативный акт потен-
циально конфликтен, поскольку несет элементы недопонимания, непонимания, двусмысленности. Таким образом приходим к выводу, что язык нам дан не только для общения, но и для создания конфликтов.
У слушателей курсов вызвал интерес и вопрос вербальной агрессии, поскольку лексы агрессии становятся чуть ли не атрибутом современной жизни. Особую озабоченность вызывает употребление таких слов и выражений школьниками. Педагог, замечая в речи детей эти единицы, должен бить тревогу, предпринимая шаги по предупреждению вербальной агрессии в среде школьников. Анализ различных речевых ситуаций слушателями позволил очертить круг таких слов и сочетаний, которые служат проявлением агрессии школьника. Рассмотрение вопроса речевой агрессии позволило поднять вопрос о речевом хулиганстве -сквернословии, а также оскорблении, клевете и языке вражды (риторике ненависти). Последнее, как и языковая агрессия, требовало детального освещения в связи с заявленной темой курса повышения квалификации и семинаров по теме «Профилактическая работа по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии».
Анализировалась и проблема выявления экстремистских настроений и анализа нетолерантных высказываний и текстов, отражающих речевые конфликты. Понятие экстремизма можно рассматривать в контексте различных социально-гуманитарных наук: юриспруденции, социологии, психологии, философии, лингвистики, религиоведения. Политики и ученые занимаются выявлением причин экстремизма, исследованием способов его предупреждения. Объектом комплексных исследований традиционно являются речевые произведения с признаками экстремизма, в которых присутствуют призывы, направленные на осуществление экстремистской деятельности, на осуществление действий насильственного характера, на создание организованной группы лиц, на подготовку и совершение преступления экстремистской направленности. Важным
ш н
о ф
Ч О
о
ей ф
т
ф
0
1 X
о
ф ф
и ф ^
ф о
IX
го
является, безусловно, как своевременное выявление подобных текстов, так и профилактическая работа с молодежью по предупреждению экстремизма.
Еще одним вопросов, обсуждавшимся в рамках курсов, был вопрос о проблемах лингвистической экспертизы спорных высказываний и текстов. В последние десятилетия в нашей стране во всех сферах жизни общества крепнет понимание того, что за слова надо отвечать не в меньшей мере, чем за дела. Речевые произведения все чаще становятся фактом судебного разбирательства, так как в них содержатся признаки преступлений и правонарушений, совершенных посредством слова. В связи с этим практика административного и уголовного судопроизводства требует привлечения специальных лингвистических познаний, т.е. выполнения лингвистической экспертизы текста. Как известно, в рамках лингвистической экспертизы решаются следующие типовые задачи, перечень которых может быть расширен в ответ на запросы судебной практики:
• исследование спорного текста, высказывания или языкового знака (например, документа, газетной статьи, телепередачи, фирменного наименования, товарного знака и др.) с целью установления его смыслового содержания;
• исследование спорного текста, высказывания или языкового знака с точки зрения жанровой, композиционной или лексико-грамматической формы выражения;
• исследование коммерческих имен (фирменных именований, торговых марок, доменных имен) на предмет установления их оригинальности, индивидуальности, новизны, неповторимости, степени смешения;
• разъяснение на основе профессиональных лингвистических познаний правил применения норм современного русского языка с учетом функционально-стилистической принадлежности спорного текста [1]. Слушателям курсов приводились примеры подобных текстов из практики проведения лингвистических экспертиз и исследований, проводимых в разное время авторами.
На наш взгляд, не вызывает сомнения, что предложенный курс является актуальным для специалистов, работающих в мигрантоемком регионе. Пристальное внимание к лингвистической составляющей данного курса, очерченный круг этих вопросов в рамках преподаваемого курса позволяет сосредоточиться на тех задачах, которые стоят перед педагогами и прочими специалистами в работе по выявлению и профилактике конфликтной речевой коммуникации как в подростковой среде (и это в первую очередь), так и среди других возрастных групп.
Библиографический список
1. Галяшина, Е.И. Лингвистика vs экстремизма (в помощь судьям, следователям, экспертам) [Текст]: пособие / Е.И. Галяшина. - М.: Юридический мир, 2006. - 96 c.
2. Бреусова, Е.И. Языковой конфликт в мигрантоемком регионе: пособие для работников образования, муницип. и государств. служащих [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Бреусова, В.В. Гагай, С.С. Дрига, В.П. Засыпкин, Т.А. Сироткина, М.Л. Тарасенко. - Тюмень: Аксиома, 2015. - 128 с.
References
1. Galyashina E.I. Linguistics vs extremism (to help judges, investigators, experts). M.: Yuridicheskiy mir, 2006. P. 96. [in Russian].
2. Breusova E.I., Gagay V.V., Driga S.S., Zasypkin V.P., Sirotkina T.A., Tarasenko M.L. Language conflict in the migrant receptive region: a handbookfor educators, municipal and state officials. Tyumen: Aksioma, 2015. P. 128. [in Russian].
Сведения об авторах: Сироткина Татьяна Александровна,
доктор филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. &mail: sirotkina71@mail.ru
Бреусова Елена Ивановна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования и журналистики, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. E-mail: elenabreusova@yandex.ru
Information about the authors: Sirotkina Tatyana Aleksandrovna,
Doctor of Sciences (Philology),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Philological
Education and Journalism,
Surgut State Pedagogical University,
Surgut, Russia.
E-mail: sirotkina71@mail.ru
Breusova Elena Ivanovna,
Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Philological Education and Journalism, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.
E-mail: elenabreusova@yandex.ru.
УДК 378:151.8 ББК 74.480.26:88.5
Н.А. Соколова, В.Ф. Жеребкина
к вопросу о конфликтологической подготовке будущих педагогов
В статье рассматриваются требования к конфликтологической подготовке педагогов, разные определения понятия «конфликт», типы и причины их возникновения в образовательной о среде, понятие и содержание медиации, модели школьных служб медиации, а также результаты исследования готовности будущих педагогов к разрешению конфликтов. ф
m
Ключевые слова: конфликт, медиация, школьная служба медиации.
№А. Sokolova, V.F. Zherebkina
TO THE QUESTION OF CONFLICTOLOGICAL TRAINING
OF FUTURE TEACHERS
с
f
Ф
ca о
I-
o
о с
The article focuses on the requirements of conflictological training of teachers, the concept of conflict, types and their causes in the educational environment, the concept and content of the mediation model of school mediation services, as well as the results of a study of readiness of future teachers to resolve conflicts.
c;
Key words: conflict, mediation, school mediation service. ^
s
X
В Профессиональном стандарте пе- Введение данной компетенции предпо- ° дагога (от 18.10.2013 г.) в качестве одной лагает снижение конфликтности в систе-из компетенций рассматривается умение ме образования и, как следствие, в обще- о диагностировать, разрешать конфликты стве посредством обучения детей, роди- g и осуществлять их профилактику [5]. телей и педагогов культуре взаимодей- m