УДК 821.161.1
Т. А. Сироткина
Обсуждение проблем конфликтного речевого взаимодействия
в рамках курсов повышения квалификации «Профилактическая работа по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии»*
В статье рассматривается актуальность обсуждения проблем конфликтного речевого взаимодействия в рамках курсов повышения квалификации. Анализируются такие проблемы, как понятие конфликта, существование этнических стереотипов, этнические конфликты, существование языковых конфликтов в мигрантоемком регионе, проявление вербальной агрессии, выявление и предупреждение экстремистских настроений, лингвистическая экспертиза спорных текстов. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что предложенный курс является актуальным для специалистов, работающих в ХМАО-Югре. Знание реальной социокультурной ситуации, основных понятий психологии конфликта, этнической конфликтологии, проблем вербальной агрессии поможет различным категориям слушателей своевременно выявлять проблемы, существующие как в отдельных коллективах, так и в регионе в целом.
The article discusses the relevance of discussing the problems of conflict of verbal interaction in the framework of training courses. Analyzed issues such as the concept of conflict, the existence of ethnic stereotypes and ethnic conflicts, the existence of linguistic conflict in multinational region, the manifestation of verbal aggression, detection and prevention of extremist attitudes, linguistic examination of the disputed texts. It concluded on the basis of the analysis that the proposed course is relevant for professionals working in the Ugra. Knowledge of the actual socio-cultural situation, the basic concepts of psychology of conflict, ethnic conflict resolution, verbal aggression problems will help different categories of students in a timely manner to identify the problems that exist in individual teams, and in the region as a whole.
Ключевые слова: речевой конфликт, вербальная агрессия, экстремизм, этнические стереотипы, толерантность, лингвистическая экспертиза.
Keywords: speech conflict, verbal aggression, extremism, ethnic stereotypes, tolerance and linguistic expertise.
В 2015-2016 уч. г. коллективом авторов (Владислав Павлович Засыпкин, Татьяна Александровна Сироткина, Валентина Васильевна Гагай, Елена Ивановна Бреусова) был разработан курс повышения квалификации для работников образовательных учреждений ХМАО-Югры, работников правоохранительных органов и прокуратуры, представителей муниципалитетов и органов региональной власти «Профилактическая работа по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии». Предложенный курс ориентирован, с одной стороны, на теоретическое осмысление проблем, связанных с вербальной агрессией, с другой - на практику «повседневного языкового существования», поэтому имеет прагматическую направленность. Знание реальной социокультурной ситуации, основных понятий психологии конфликта, этнической конфликтологии, вербальной агрессии призвано помочь перечисленным категориям слушателей вовремя выявить проблемы, существующие как в отдельных коллективах, так и в регионе в целом.
Целями освоения курса являются следующие:
1) сформировать представление об этнических и языковых конфликтах;
2) овладеть методикой анализа речевого материала с позиций лингвоконфликтологии;
3) получить навыки интерпретации конкретных языковых фактов, необходимых для последующей работы в данном направлении в условиях школы.
В результате освоения курса слушатели должны развить следующие компетенции:
1) способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
2) готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
© Сироткина Т. А., 2016
* Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 15-14-86005, а(р), Региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
3) способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций.
В результате освоения курса слушатели должны развить следующие компоненты компетенций:
знать:
- понятия экстремизма, этнического и языкового конфликта, вербальной агрессии;
- социально-психологические причины этнических конфликтов;
- психолингвистические характеристики текстов СМИ экстремистской направленности;
- психолингвистические приемы введения в заблуждение реципиентов СМИ;
- основные принципы и приемы работы с речевым материалом, подлежащим анализу с позиций вербальной агрессии;
уметь:
- определять стратегию поведения человека в конфликте;
- выявлять признаки экстремизма в разных типах текстов;
- ориентироваться в вопросах, связанных с выявлением вербальной агрессии;
- анализировать различные виды текстов с точки зрения вербальной агрессии;
владеть:
- критериями анализа спорных текстов;
- приемами воспитания толерантной языковой личности.
В апреле 2016 г. данный курс был апробирован в рамках занятий по повышению квалификации работников образования г. Сургута и вызвал интерес слушателей. В настоящей статье рассмотрим, какие проблемы языковой конфликтологии оказались наиболее актуальными при обсуждении заявленной проблематики.
1. Понятие конфликта. Такая область знания, как конфликтология, с течением времени приобретает все большую актуальность в современном мире. Столкновение интересов, точек зрения, взглядов на мир и общество приводит к разнообразным конфликтам. Чтобы оценить, насколько серьезны эти конфликты, необходимо иметь представление об их основных признаках, структуре, видах конфликтов по различным основаниям. Специалисты говорят о том, что поведение в конфликте может быть различным, выделяют такие стратегии, как сотрудничество, уход, компромисс, соперничество, уступку. Важно, чтобы конфликты решались без агрессии и насилия в широком смысле этого слова. Рассуждая о природе человеческой агрессивности, целях и мотивах насилия, ученые говорят о том, что она может быть различной: прямой, структурной, культурной. Специалисту важно при этом знать способы ограничения применения насилия в обществе, конкретные приемы работы с теми, кто склонен к разжиганию конфликтов [1].
2. Проблема существования этнических стереотипов. Дихотомическое отношение «мы -они» ученые-этнологи называют главным условием существования этничности. К основным факторам ее относятся следующие: язык и языковое сознание, культура, религия, место рождения, представление об общности исторического прошлого. Обсуждаемыми и актуальными являются такие понятия, как этническая идентичность, этническое самосознание. На знание их должен опираться специалист, исследующий определенную социальную общность. Кроме того, в культуре каждого этноса обязательно существуют определенные этнические стереотипы, выполняющие различные функции: когнитивную, аффективную, социальную. Существуют специальные методы исследования этнических стереотипов и ассоциаций: когнитивное моделирование, ассоциативный эксперимент, наблюдение, анализ текстов. Зная особенности направленности данных стереотипных структур, специалисты должны пытаться использовать данный материал в процессе воспитания толерантной языковой личности. Слушателям курсов была предложена анкета, ответы на вопросы которой показали, что не всегда даже у представителей интеллигенции проявляется толерантное отношение к представителям других культур. Важна в этом плане работа по данной теме в школьных коллективах - проведение бесед, классных часов, внеурочных мероприятий.
3. Проблема этнических конфликтов. В процессе рассмотрения данного вида конфликтов говорилось о том, что крайней степенью может являться экстремизм - политический, национальный, религиозный. Основными факторами экстремизма являются: «1) чувство национального превосходства; 2) различные виды этнической гиперидентичности; 3) высокий уровень агрессивности, склонность к насилию; 4) чувство ненависти и вражды к "другому", "чужому"; 5) склонность к силовому решению проблем и споров» [2].
4. Проблема существования языковых конфликтов в мигрантоемком регионе. Поскольку языковой конфликт по своей природе лежит прежде всего в плоскости межнациональных и межэтнических отношений, проблемы данного типа конфликтов в условиях мигрантоемкого ре-92
гиона приобретают наибольшую значимость. Однако при всей глубине причин и источников конфликт является прежде всего феноменом речевым. Речевая репрезентация конфликтов - это то, что реально представлено в конкретной ситуации общения. Описывая конфликтогенные свойства языка и речи, лингвисты выделяют такой вид конфликтов, как коммуникативные, называя их причины и типы: коммуникативный сбой, провал, неудача. К конфликту может приводить неправильный выбор коммуникативной стратегии или коммуникативной тактики. Способы предотвращения и разрешения коммуникативных конфликтов также названы и изучены, и специалисты, работающие с людьми, должны иметь о них представление. Важно понимать то, что с точки зрения коммуникативных целей различными могут быть и тексты, в которых встречается такой вид конфликта, как конфликт интерпретаций, столкновений смыслов, не всегда бывает адекватной передача информации, в силу чего возникают нетолерантные тексты. Специалистам (не только лингвистам) важно знать способы выявления языковых конфликтов, иметь опыт анализа нетолерантных высказываний и текстов.
5. Понятие вербальной агрессии. При освещении проблем речевой конфликтологии ученые используют понятие «язык вражды». Такой язык имеет свои признаки, и также причины возникновения (чаще всего - экстралингвистические). Языковая (речевая) агрессия - нередкое явление в современном обществе. В научной литературе описаны лингвистические признаки оскорбления, клеветы, типы поведения в различных конфликтных ситуациях: инвективный, куртуазный, рационально-эвристический. Вербальная агрессия справедливо считается негативным способом коммуникативного взаимодействия, особенностью деструктивного общения. Проявление грубости в речи можно отследить по конкретным лексам агрессии, встречающимся в высказывании, что должен уметь выявлять и учитель, и социальный работник.
6. Проблема выявления экстремистских настроений и анализа нетолерантных высказываний и текстов, отражающих речевые конфликты. Понятие экстремизма можно рассматривать в контексте различных социально-гуманитарных наук: юриспруденции, социологии, психологии, философии, лингвистики, религиоведения. Политики и ученые занимаются выявлением причин экстремизма, исследованием способов его предупреждения. Объектом комплексных исследований традиционно являются речевые произведения с признаками экстремизма, в которых присутствуют призывы, направленные на осуществление экстремистской деятельности, на осуществление действий насильственного характера, на создание организованной группы лиц, на подготовку и совершение преступления экстремистской направленности. Важным является, безусловно, как своевременное выявление подобных текстов, так и профилактическая работа с молодежью по предупреждению экстремизма.
7. Проблемы лингвистической экспертизы спорных высказываний и текстов. В последние десятилетия в нашей стране во всех сферах жизни общества крепнет понимание того, что за слова надо отвечать не в меньшей мере, чем за дела. Речевые произведения все чаще становятся фактом судебного разбирательства, так как в них содержатся признаки преступлений и правонарушений, совершенных посредством слова. В связи с этим практика административного и уголовного судопроизводства требует привлечения специальных лингвистических познаний, т. е. выполнения лингвистической экспертизы текста. Как известно, в рамках лингвистической экспертизы решаются следующие типовые задачи, перечень которых может быть расширен в ответ на запросы судебной практики:
- исследование спорного текста, высказывания или языкового знака (например, документа, газетной статьи, телепередачи, фирменного наименования, товарного знака и др.) с целью установления его смыслового содержания;
- исследование спорного текста, высказывания или языкового знака с точки зрения жанровой, композиционной или лексико-грамматической формы выражения;
- исследование коммерческих имен (фирменных именований, торговых марок, доменных имен) на предмет установления их оригинальности, индивидуальности, новизны, неповторимости, степени смешения;
- разъяснение на основе профессиональных лингвистических познаний правил применения норм современного русского языка с учетом функционально-стилистической принадлежности спорного текста [3]. Слушателям курсов приводились примеры подобных текстов из практики проведения лингвистических экпертиз и исследований, проводимых в разное время авторами.
Таким образом, не вызывает сомнений то, что предложенный курс является актуальным для специалистов, работающих в мигрантоемком регионе. Знание реальной социокультурной ситуации, основных понятий психологии конфликта, этнической конфликтологии, проблем вербальной агрессии поможет различным категориям слушателей своевременно выявлять проблемы, существующие как в отдельных коллективах, так и в регионе в целом.
Примечания
1. Бреусова Е. И., Сироткина Т. А. Профилактическая работа по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии: практическая значимость для мигрантоемкого региона // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. С. 168.
2. Галяшина Е. И. Лингвистика vs экстремизма (в помощь судьям, следователям, экспертам). М.: Юрид. мир, 2006. С. 10.
3. Там же.
Notes
1. Breusova E. I., Sirotkina T.A. Profilakticheskaya rabota po preduprezhdeniyu ehkstremizma i vyyavleniyu verbal'noj agressii: prakticheskaya znachimost' dlya migrantoemkogo regiona [Preventive work on prevention of extremism and identification of verbal aggression: the utility for migranteng region] // Vestnik Surgutskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of the Surgut State Pedagogical University. 2015. P.168.
2. Galyashina E. I. Lingvistika vs ehkstremizma (v pomoshch' sud'yam, sledovatelyam, ehkspertam) [Linguistics vs extremism (to help judges, investigators, experts)]. M. Yurid. Mir. 2006. P. 10.
3. Ibid.