YAK 81.27 ББК 81.0012
T.A. СИРОТКИНА, Е.И. БРЕУСОВА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА И ВЫЯВЛЕНИЮ ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ МИГРАНТОЕМКОГО РЕГИОНА
T.A. SIROTKINA, YE.I. BREUSOVA
PREVENTIVE WORK ON THE PREVENTION OF EXTREMISM AND THE IDENTIFICATION OF VERBAL AGGRESSION: PRACTICAL SIGNIFICANCE FOR THE REGION
Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, (грант № 15-14-86005, а (р), региональный конкурс «Урал: история, экономика, культура» 2015 - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
В статье говорится о необходимости профилактической работы по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии. Подобная работа имеет практическую направленность и способствует своевременному выявлению этнического экстремизма и предотвращению конфликтов между представителями разных национальностей.
The article refers to the need of preventive work to warn extremism and identify verbal aggression. This work has a practical orientation, contributes to the timely identification of ethnic extremism and prevents conflicts between people of different nationalities.
Ключевые слова: многонациональный регион, вербальная агрессия, конфликты, экстремизм.
Key words: multinational region, verbal aggression, conflicts, extremism.
В таком многонациональном регионе, как ХМАО-Югра, в котором проживают граждане 125 национальностей, могут возникать конфликты, связанные с негативным отношением к представителям других культур, нередко сопровождаемые и вербальной агрессией. Между тем очевидно, что «вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого взаимодействия: деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, существенно снижает возможности взаимопонимания коммуникантов, блокирует выработку общей стратегии взаимодействия» [2, с. 6]. Поэтому одной из актуальных задач не только современной школы, но и общественности в целом является воспитание интереса к традициям разных народов, этнической и языковой толерантности.
Представляется, что целями профилактической работы в данном направлении должны являться следующие:
1) формирование представлений об особенностях языка и традиций разных этносов, причинах этнических и языковых конфликтов;
2) овладение методикой анализа собственных и чужих высказываний с позиций лингвоконфликтологии.
Основными понятиями, с которыми имеет дело специалист (работник правоохранительных органов, социальный педагог, учитель и т. д.), занимающийся подобной работой, являются следующие:
- экстремизм («приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям» [3]);
- этнический конфликт («конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также социальном неравенстве» [4]) и языковой конфликт («столкновение между сообществами людей, в основе которого лежат проблемы, связанные с функционированием языков» [5]);
- вербальная агрессия («агрессивное поведение с использованием от-реагирования собственных отрицательных эмоций как при помощи интонаций и других невербальных компонентов речи, так и при помощи содержания высказываний» [1]).
Очень важно при этом, чтобы каждый специалист, работающий в данном направлении, ориентировался в вопросах, связанных с выявлением вербальной агрессии в различных формах ее проявления (оскорбление, враждебное замечание, угроза, грубое требование, грубый отказ, порицание, упрек, обвинение, насмешка, жалоба, донос и клевета, ссора и пр.), а также владел методами диагностики вербальной агрессии.
Еще один важный момент - владение приемами воспитания толерантной языковой личности. В эпоху глобализации и интеграции очевидно, что развитие современного общества возможно только в условиях диалога представителей различных культур, религиозных взглядов и пр. Чтобы эффективно взаимодействовать, адекватно воспринимать друг друга представителями разных культур и конфессий, комфортно существовать в многонациональном социуме, избегать конфликтов и столкновений, необходимо воспитывать толерантную языковую личность, способную овладевать навыками толерантного поведения в обществе. С этой целью необходимо формирование у учителей, включенных в процесс обучения и воспитания современных школьников, компетенций, связанных с освоением основ межкультурной коммуникации, а также приемов воспитания толерантной языковой личности, приемов толерантного общения. Каждый обучающийся должен уже со школьной скамьи овладеть навыками межкультурного общения, признания равенства представителей разных культур и религий. В связи с такими подходами в воспитании подрастающего поколения необходимо самим учителям и работникам не только образовательных, но и необразовательных учреждений владеть приемами толерантного общения.
В связи с актуальностью решения вышеперечисленных вопросов в рамках выполнения проекта по гранту РГНФ «Языковой конфликт в мигранто-емком регионе» преподавателями СурГПУ была разработана программа курса повышения квалификации «Профилактическая работа по предупреждению экстремизма и выявлению вербальной агрессии», рассчитанная на разные категории слушателей: работников образовательных учреждений ХМАО-Югры, представителей правоохранительных органов и прокуратуры, муниципалитетов и органов региональной власти и т. д. Перечислим основные темы, предложенные для обсуждения в рамках данной программы.
1. Этническая карта ХМАО-Югры. Проблемы миграции на современном этапе. Миграция как социальный феномен рассматривается в настоящее время многими зарубежными и российскими социологами. Ученые предлагают нашему вниманию исследование причин миграции, типологию миграционных процессов. Не остаются без внимания юридические аспекты миграции, в том числе те ее возможности, которые отражены в российском законодательстве. Даже всестороннее владение данным материалом зачастую не позволяет политикам оценить грядущие последствия миграционных процессов. Все перечисленные аспекты миграции актуальны и для ХМАО-Югры. Неслучайно настолько значимым оказывается исследование их в рамках Лаборатории региональных исследований СурГПУ под руководством профессора В.П. Засыпкина.
2. Проблемы социальной адаптации мигрантов. Вопросы адаптации исследуются представителями различных наук, поэтому аспекты изучения связаны с описанием разных видов адаптации: социальной, социокультур-
ной, социально-психологической и др. Мигранты как социальная общность, более других испытывающая проблемы, связанные с адаптацией, находятся под пристальным вниманием представителей социальных служб, органов правопорядка и т. д. Существуют специальные образовательные практики, предназначенные для мигрантов и их семей, поскольку, например, проблема обучения детей мигрантов русскому языку стоит достаточно остро в таких мигрантоемких регионах, как ХМАО-Югра. Социокультурная адаптация детей мигрантов также должна являться предметом обсуждения и целенаправленной работы.
3. Понятие конфликта. Такая область знания, как конфликтология, с течением времени приобретает все большую актуальность в современном мире. Столкновение интересов, точек зрения, взглядов на мир и общество приводит к разнообразным конфликтам. Чтобы оценить, насколько серьезны эти конфликты, необходимо иметь представление об их основных признаках, структуре, видах конфликтов по различным основаниям. Специалисты говорят о том, что поведение в конфликте может быть различным, выделяют такие стратегии, как сотрудничество, уход, компромисс, соперничество, уступку. Важно, чтобы они решались без агрессии и насилия в широком смысле этого слова. Рассуждая о природе человеческой агрессивности, целях и мотивах насилия, ученые говорят о том, что она может быть различной: прямой, структурной, культурной. Специалисту важно при этом знать способы ограничения применения насилия в обществе, конкретные приемы работы с теми, кто склонен к разжиганию конфликтов.
4. Источники этнических конфликтов и способы снятия этнической напряженности. В условиях существования многонациональных сообществ национально-этнические процессы в современной России очень разнообразны. Нередки случаи столкновения национальных интересов, что приводит к возникновению этнических конфликтов. Психологические причины этнических конфликтов, по наблюдениям исследователей, могут быть различными. Основные из них - универсальные психологические характеристики группы, индивидуальные характеристики личности, несовместимые групповые интересы, различные виды этнической гиперидентичности. В качестве источников таких конфликтов называют межэтнические стереотипы, «внутригруппо-вой фаворитизм» и др. Крайней формой проявления этнического конфликта является экстремизм. Случается, что отдельные высказывания и целые тексты экстремистской направленности распространяются в Интернете, проникают в тексты СМИ. Поэтому актуальным является не только выявление подобных источников, но и профилактическая работа в данном направлении.
5. Языковые конфликты и способы их выявления. При всей глубине причин и источников конфликт является прежде всего феноменом речевым. Речевая репрезентация конфликтов - это то, что реально представлено в конкретной ситуации общения. Описывая конфликтогенные свойства языка и речи, лингвисты выделяют такой вид конфликтов, как коммуникативные, называя их причины и типы - коммуникативный сбой, провал, неудача. К конфликту может приводить неправильный выбор коммуникативной стратегии или коммуникативной тактики. Способы предотвращения и разрешения коммуникативных конфликтов также названы и изучены, и специалисты, работающие с людьми, должны иметь о них представление. Важно понимать то, что с точки зрения коммуникативных целей различными могут быть и тексты, в которых встречается такой вид конфликта, как конфликт интерпретаций, столкновений смыслов, не всегда бывает адекватной передача информации, в силу чего возникают нетолерантные тексты. Специалистам (не только лингвистам) важно знать способы выявления языковых конфликтов, иметь опыт анализа нетолерантных высказываний и текстов.
6. Понятие вербальной агрессии. При освещении этнических проблем ученые используют понятие «язык вражды». Такой язык имеет свои признаки, а также причины возникновения (чаще всего - экстралингвисти-
ческие). Языковая (речевая) агрессия - нередкое явление в современном обществе. В научной литературе описаны лингвистические признаки оскорбления, клеветы, типы речевого поведения в различных конфликтных ситуациях: инвективный, куртуазный, рационально-эвристический. Вербальная агрессия справедливо считается негативным способом коммуникативного взаимодействия, особенностью деструктивного общения. Проявление грубости в речи можно отследить по конкретным лексам агрессии, встречающимся в высказывании, что должен уметь выявлять и учитель, и социальный работник.
7. Понятие этничности, этнические стереотипы и ассоциации. Дихотомическое отношение «мы - они» ученые-этнологи называют главным условием существования этничности. К основным факторам ее относятся следующие: язык и языковое сознание, культура, религия, место рождения, представление об общности исторического прошлого. Обсуждаемым и актуальным являются такие понятия, как этническая идентичность, этническое самосознание, на которые должен опираться специалист, исследующий определенную этническую общность. Кроме того, в культуре каждого этноса обязательно существуют определенные этнические стереотипы, выполняющие различные функции - когнитивную, аффективную, социальную. Существуют специальные методы исследования этнических стереотипов и ассоциаций: когнитивное моделирование, ассоциативный эксперимент, наблюдение, анализ текстов. Зная особенности направленности данных стереотипных структур, специалисты должны пытаться использовать данный материал в процессе воспитания толерантной языковой личности.
8. Понятие экстремизма. Выявление экстремистских настроений и противодействие экстремизму. Понятие экстремизма можно рассматривать в контексте различных социально-гуманитарных наук: юриспруденции, социологии, психологии, философии, лингвистики, религиоведения. Политики и ученые занимаются выявлением причин экстремизма, исследованием способов его предупреждения. Объектом комплексных исследований традиционно являются речевые произведения с признаками экстремизма, в которых присутствуют призывы, направленные на осуществление экстремистской деятельности, на осуществление действий насильственного характера, на создание организованной группы лиц, на подготовку и совершение преступления экстремистской направленности. Важным является, безусловно, как своевременное выявление подобных текстов, так и профилактическая работа с молодежью по предупреждению экстремизма.
Таким образом, имеются все основания утверждать, что содержание предлагаемого курса крайне актуально для мигрантоемкого региона. Неслучайно сразу после включения программы данного курса Департаментом образования ХМАО-Югры в региональный перечень программ дополнительного образования рассматриваемый курс нашел своих слушателей, и уже в декабре 2015 года в Сургуте состоится первый цикл занятий, которые ориентированы, с одной стороны, на теоретическое осмысление проблем, связанных с вербальной агрессией, с другой - на практику «повседневного языкового сосуществования». Знание реальной социокультурной ситуации, основных понятий психологии конфликта, этнической конфликтологии, вербальной агрессии поможет различным категориям слушателей своевременно выявлять проблемы, существующие как в отдельных коллективах, так и в регионе в целом.
Литература
1. Вербальная агрессия [Электронный ресурс] : психологический словарь. -Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/310 (дата обращения: 07.11.2015).
2. Щербинина, Ю.В. Вербальная агрессия [Текст] / Ю.В. Щербинина. - М. : Изд-во ЛКИ, 2008. - 360 с.
3. Экстремизм [Электронный ресурс] // Энциклопедия социологии. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/4795 (дата обращения: 07.10.2015).
4. Этнический конфликт [Электронный ресурс] // Энциклопедия социологии. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/1667 (дата обращения: 07.10.2015).
5. Языковой конфликт [Электронный ресурс] : словарь лингвистических терминов / Т.В. Жеребило. - Режим доступа: http://lingvistics_dictionary. academic.ru/5170 (дата обращения: 07.10.2015).