Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТИВНОГО ПОДХОДЯ, КАК СПОСОБА ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТИВНОГО ПОДХОДЯ, КАК СПОСОБА ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FREE LEGAL AID / MEDIATION APPROACH / MEDIATION / STUDENTS / CONFLICT SITUATION / MEDIATOR / БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИАТИВНЫЙ ПОДХОД / МЕДИАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / МЕДИАТОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турова О., Гонохова Т.

В статье рассматривается управление конфликтными ситуациями в студенческой среде и оказание бесплатной юридической помощи службами медиации с целью разрешения споров. Акцентировано внимание на использовании медиативных технологий, способствующих конструктивному разрешению возникающих споров и разногласий среди молодежи, дают возможность участникам конфликта почувствовать психологическую защищенность, а также формируют устойчивость человека к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям среды. Применения медиации в профилактических целях способствует конструктивному разрешению возникающих споров и разногласий среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MEDIATIVE APPROACH AS A METHOD OF PROVIDING FREE LEGAL ASSISTANCE AND PRE-JUDICIAL RESOLUTION OF CONFLICTS IN STUDENT ENVIRONMENT

The article discusses the management of conflict situations in the student community and the provision of free legal assistance by mediation services in order to resolve disputes. Attention is focused on the use of mediation technologies that contribute to the constructive resolution of disputes and disagreements among young people, enable conflict participants to feel psychological security, and also form a person’s resistance to adverse external and internal environmental influences. The use of mediation for preventive purposes contributes to the constructive resolution of disputes and disagreements among young people.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТИВНОГО ПОДХОДЯ, КАК СПОСОБА ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

USE OF MEDIATIVE APPROACH AS A METHOD OF PROVIDING FREE LEGAL ASSISTANCE AND PRE-JUDICIAL RESOLUTION OF CONFLICTS IN STUDENT ENVIRONMENT

Turova O.

Ministry of labor, social development and employment of the Republic of Altai, deputy minister, master's student of "Gorno-Altaisk state university",

Gorno-Altaisk Gonokhova T. candidate of biology sciences, Assoc., of the "Gorno-Altaisk state university",Gorno-Altaisk

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТИВНОГО ПОДХОДЯ, КАК СПОСОБА ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ДОСУДЕБНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Турова О.В.

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, заместитель министра, магистрант ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск

Гонохова Т.А.

канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск

Abstract

The article discusses the management of conflict situations in the student community and the provision of free legal assistance by mediation services in order to resolve disputes. Attention is focused on the use of mediation technologies that contribute to the constructive resolution of disputes and disagreements among young people, enable conflict participants to feel psychological security, and also form a person's resistance to adverse external and internal environmental influences. The use of mediation for preventive purposes contributes to the constructive resolution of disputes and disagreements among young people.

Аннотация

В статье рассматривается управление конфликтными ситуациями в студенческой среде и оказание бесплатной юридической помощи службами медиации с целью разрешения споров. Акцентировано внимание на использовании медиативных технологий, способствующих конструктивному разрешению возникающих споров и разногласий среди молодежи, дают возможность участникам конфликта почувствовать психологическую защищенность, а также формируют устойчивость человека к неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям среды. Применения медиации в профилактических целях способствует конструктивному разрешению возникающих споров и разногласий среди молодежи.

Keywords: free legal aid, mediation approach, mediation, students, conflict situation, mediator.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, медиативный подход, медиация, студенческая молодежь, конфликтная ситуация, медиатор.

Сегодня бесплатная юридическая помощь в Российской Федерации оказывается в рамках федерального и регионального законодательства. Федеральный закон № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установил общие рамки для развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи на территории Российской Федерации, предоставив достаточно широкие полномочия в рассматриваемой сфере региональным властям. Это проявляется и в том, что, несмотря на определение видов юридической помощи, федеральный законодатель установил не закрытый перечень, а предоставил право оказывать бесплатную юридическую помощь в иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации видах [7]. До

принятия Закона «О бесплатной юридической помощи» был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредник» (процедуре медиации) [8], который дал легальное оформление новому для России явлению — медиации.

Закон о медиации определил условия для интеграции медиации в российскую правовую культуру. Законодатель институализировал процедуру медиации как легитимный способ урегулирования правовых споров, что является основанием для ее дальнейшего применения в различных сферах юридической деятельности» [8].

Под процедурой медиации понимается способ урегулирования конфликтов при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в

урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Цель медиации - содействовать способности участников спора урегулировать свой конфликт самостоятельно, к взаимному удовлетворению и к обоюдной пользе. Эффективность подобного урегулирования достигается благодаря раскрытию в спорящих сторонах способности к кооперации и коммуникации, за счет целенаправленных действий, ориентированных на будущее решение проблемы, которое позволить сэкономить участникам спора время, эмоциональные ресурсы [2].

Закон о медиации позволяет проводить процедуру медиации двум группам медиаторов (осуществляющих деятельность на профессиональной основе и осуществляющих деятельность на непрофессиональной основе), предъявляя к ним разные требования. Медиатором на непрофессиональной основе могут быть лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости (ст. 15 Закона о медиации). Медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, являются лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов (ст. 16 Закона о медиации) [8].

Включение медиации в разновидности бесплатной юридической помощи создает условия для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, а также обеспечения доступа граждан к правосудию. Кроме того, такой подход будет способствовать распространению медиации как альтернативного способа урегулирования правовых споров.

Критерии, которые установлены для получения бесплатной юридической помощи законом, могут не применяться при включении медиации в разновидности бесплатной юридической помощи на начальных этапах.

Медиация проводится для урегулирования возникшего правового спора. С этой позиции конечная цель медиации — обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан.

Если рассматривать юридическую помощь как действия, направленные на разрешение правовых проблем граждан (в том числе связанных с доступом к правосудию), то медиацию можно включить в число видов юридической помощи. В связи с большим разнообразием видов медиации полагаем возможным отнесение к юридической помощи только медиации, проводимой по правовым спорам, т. е. медиации, подпадающей под сферу действия Закона о медиации.

Возрастающая сложность, комплексный характер правоотношений, являющихся предметом спора, могут явиться причиной неправильного определения круга участников правового спора, а вследствие этого и участников медиации. Достигнутое в результате такой процедуры соглашение будет противоречить закону в связи с тем, что будут затронуты права и интересы третьих лиц [5].

Поскольку процедура медиации строится на основе принципа добровольности и само медиативное соглашение, достигнутое в ходе проведения медиации, исполняется сторонами добровольно, полагаем важным, чтобы участники медиации отчетливо понимали смысл, правовое значение и последствия заключенного ими соглашения.

Проведение медиации по правовым спорам требует от медиатора, помимо знаний в области коммуникации, конфликт-анализа, переговорных технологий, еще и специальных познаний в области права [2].

Автономные учреждение Республики Алтай «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее - Комплексный центр) является государственным учреждением, подведомственным Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. Комплексным центром организована работа по досудебному разрешению конфликтов, путем создания служб медиации.

Специалистами Комплексного центра проводятся занятия по медиации для обучающихся и студентов. Основная цель занятий - обучение молодежи конструктивному социальному взаимодействию.

Программа включает тренинговые занятия, которые позволяют молодежи получить не только теоретические, но и практические знания и навыки по конструктивному взаимодействию, по разрешению конфликтных ситуаций, а также помогает развить коммуникативные навыки. В ходе занятий молодежь достигает поставленных целей: приобретает навыки по управлению эмоциями, формированию базовых знаний о медиации, иных альтернативных способах разрешения споров, управлению конфликтом, процедуре медиации, приобретает практические навыки участия в процедуре медиации в качестве медиатора.

По итогам всех занятий проводится зачет в форме ролевой игры, на котором оцениваются полученные знания каждого участника. Участники, успешно справившиеся с заданиями, получают сертификаты о прохождении обучения по программе: «Восстановительный подход разрешения конфликтных ситуаций».

Комплексным центром проводится активная работа по организации оздоровительной кампании детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в оздоровительных лагерях и санаторно-курортных учреждениях.

Специалистами учреждения проводится профильная смена «Страна мира» в рамках реализации проекта в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина «Доступная медиация». Смена направлена на распространение применения медиативных технологий в образовательной среде путем обучения молодежи навыкам посреднической деятельности при разрешении конфликта.

Результаты использования практики посредничества в урегулировании конфликтных ситуаций ведут к сокращению проявлений насилия в учебных заведениях, ослаблению агрессивного духа в студенческой среде, сокращению проявлений ван-

дализма, лояльность студентов, повышению успеваемости, сокращению прогулов, полноценному использованию педагогами учебного времени.

Медиатор не является ни следователем, ни адвокатом, ни прокурором, ни судьей, ни учителем, ни советчиком. Медиатор - нейтральный посредник, помогающий урегулировать конфликтующий диалог между сторонами, по поводу возможного разрешения спора и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это ответственность сторон.

Медиатором может быть лицо, не имеющее юридического образования. Медиатору, являющемуся юристом, иногда довольно трудно, выслушав историю конфликта спорящих сторон, удержаться от того, чтобы не разъяснить содержание правовых норм по данной проблеме. Медиатор должен создать условия для переговоров и помочь сторонам конфликта осознать их настоящие интересы, а также сформулировать предложения по его урегулированию. В роли медиатора может выступать и преподаватель, который, с одной стороны, следит за соблюдением общих условий ведения процедуры (регламент), выработанных участниками спора в самом начале медиации, и с другой стороны, делает «невысказанные» мотивы сторон осознаваемыми, доступными для понимания, обсуждаемыми. Медиатор отвечает за то, чтобы участники поняли предлагаемый им способ выхода из конфликтующей ситуации и сделали осознанный выбор - воспользоваться им или нет. Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения.

Медиатор призван обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели взаимодействия участников. При этом соблюдаются основные принципы проведения медиации:

принцип добровольности (она не осуществляется в результате принудительных и обязывающих действий);

принцип конфиденциальности (медиатор не имеет права разглашать информацию); принцип открытости (прозрачности); принцип нейтральности (беспристрастности); принцип равноправия и равенства сторон [5].

Медиатор активизирует способности людей решать проблемы и выходить из затруднительных ситуаций, налаживает связи между конфликтующими сторонами. И тем самым способствует снижению склонности молодежи к девиантным формам поведения [4].

В Комплексном центре организуются и проводятся курсы повышения квалификации по программе «Медиация в образовании».

Программа курсов повышения квалификации направлена на формирование у слушателей базовых знаний о медиации, иных альтернативных способах разрешения споров, управлении конфликтом, процедуре медиации. В ходе прохождения обучения специалисты получают практические навыки участия в процедуре медиации в качестве медиатора, также навыки по применению медиативного

подхода для предотвращения возникновения и урегулирования конфликтов в образовательной среде. Полученные знания, умения и навыки позволят вести деятельность в качестве медиатора, куратора службы медиации, а также применять в профессиональной деятельности.

Конечный результат медиации - улучшения отношений между конфликтующими сторонами. Из комплекса причин эффективности медиации главным фактором будет желание сторон совместно решить конфликт.

Процесс медиации является результативным разрешением споров и конфликтных ситуаций, преимущество медиации - это уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выбора и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех конфликтующих сторон при условии предоставления им равных прав.

Широко практикуется медиация, проводимая службами медиации. В сферу деятельности таких служб входит медиация по уголовным делам, а также по гражданско-правовым спорам, если хотя бы одной из сторон такого спора является физическое лицо. Службы медиации действуют на территории всей страны.

В настоящее время метод медиации широко применяется в решении конфликтов в учебных заведениях. Студенческая служба медиации - это команда студентов и взрослых, которая транслирует в учебных заведениях определённые ценности конструктивного взаимодействия.

Медиация создает условия для разрешения конфликтов, возникающих в учебных заведениях, без посторонней помощи. Она благотворно влияет на становление личности студента, что создает условия для воспитания поколения людей, не просто умеющих цивилизованно себя вести, знать правовые нормы, но и менее подверженных агрессивным формам поведения [1].

Студенчество, являясь частью молодежи, представляет собой особую социальную группу, характеризующуюся специфическими условиями жизни, социальным поведением и образом жизни. Социальное поведение студенческой молодежи в России обусловлено противоречивостью сложившейся ситуации. С одной стороны, оно формируется при серьезном ослаблении влияния государства, расширении прав и гражданских инициатив граждан. В такой обстановке студенчество в целом проявляет себя как социальный слой общества, способный учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни и в соответствии с этим выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, жизненным опытом. С другой стороны, на студенческую молодежь оказывают влияние различные факторы, например неравные возможности и положение студентов, острая дифференциация социально-экономических условий жизни и учебы [4].

В силу сложного характера поведенческих реакций молодежи, их предупреждение и предотвращение требует хорошо организованной системы социальных воздействий и внедрение инновационных технологий в работу с молодежью [6]. К числу

таких инновационных технологий можно отнести медиативные технологии.

Развитие института медиации в учебных заведениях связано с оценками ее использования. Оценки использования медиативной практики в учебных заведениях послужат призмой, сквозь которую необходимо смотреть на развитие нового способа разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде.

В ходе медиации могут возникать разные воспитательные эффекты, например:

- студенты начинают строить коммуникацию, слышать себя и другого; студенты начинают понимать и принимать свои чувства и чувства других участников ситуации (такие, как стыд, страх, обида, злость и пр.), высказывать в корректной форме свои чувства, называть их, избавляться от их негативного влияния;

- студенты в ходе медиации учатся принимать на себя ответственность (за исправление всех негативных последствий своего поступка);

- учатся анализу (рефлексии) произошедшего события с разных точек зрения и разных позиций; планирование студентом своего будущего и поиск поддерживающего окружения; студент вступает во взрослые, ответственные отношения с людьми (с родителями, другими участниками конфликта, друзьями);

- студент больше узнаёт о жизни, о других людях (кто что любит, чем интересуется, что для кого представляется значимым и что беспокоит) и часто раскрывается сам, устанавливая неформальные отношения;

- для студента становятся значимыми такие ценности, как уважение и внимание к другому, управление своей жизнью.

Медиативный подход в разрешении конфликтных ситуаций позволяет студентам приобрести:

социальные знания в области общественных норм и правил поведения в социуме;

научиться разрешать разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной среде;

вести просветительскую работу среди студентов (волонтерская деятельность);

координировать действия по распространению знаний о медиации в студенческой среде;

предотвращать возникновение конфликтов и их эскалацию;

самостоятельно использовать медиативный подход в коррекционной и профилактической работе со студентами.

Следовательно, в процессе своей работы медиатор должен учитывать достаточно большое количество факторов, от которых может зависеть эффективность [5].

Воспитательная работа должна вестись постоянно. При этом предполагается, что число обращений к посреднику должно уменьшаться. Увеличение числа таких обращений свидетельствует о том, что конфликты путём переговоров студенты готовы решать чаще [9].

Результат применения технологии медиации среди студентов проявляется в том, что в последу-

ющем участники конфликта готовы проанализировать ситуацию и начать искать конструктивные выходы из неё. В результате такой систематической работы, студентов уже не надо запугивать администрацией, чтобы он остановился и задумался о совершённом им поступке. Теперь для анализа ситуации и рефлексии ему уже не нужна помощь посредника. Он может сам проанализировать случившееся, подойти к другому, поговорить и уладить проблему.

Медиация выступает развитие коммуникативного потенциала студентов, включающего умения высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения, овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, способность выстраивать отношения и вести общение в различных социальных контекстах с людьми независимо от возраста, социального статуса, этнического происхождения, ценностных ориентаций и других признаков. Таким образом, медиативный подход выступает как новый подход к разрешению и предотвращению конфликтных ситуаций и одновременно является эффективной методикой разрешения споров и управления конфликтными ситуациями, возникающими в студенческой среде [1].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аболонин, В.О. Медиация и высшее образование. / Судебная медиация: теория - практика -перспективы Книга 6. / В.О. Аболонин - М.,2014. -408 с.

2. Загайнова С.К., Тарасов Н.Н. Медиация в практике нотариуса. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

3. Карнышев А.Д. Очерки социальной психологии. Иркутск: Изд-во ИГУ: БГУ, 1998. 325 с.

4. Лаврищев, М.П. Причины девиантного поведения молодежи в современном обществе. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. / М.П. Лаврищев, 2010. №3. с. 72-74.

5. Медиация в России: от; слов к делу. Материалы второй международной конференции. Медиация. Альтернативные методы разрешения споров, и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики. - М.: Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования (МЦУПК), 2014.- 134 с.

6. Смоленцева, А.Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике: Диссертация. / А.Ю. Смоленцева, М., 1998. - 180 с.

7. Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 324-Ф3 (ред. от 21.07.2014) // «Парламентская газета», № 50, 24.11—01.12.2011.

8. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-Ф3 (ред. от 23.07.2013), (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) // «Собрание законодательства РФ», — 02.08.2010, — № 31, — ст. 4162.

9. Черкасова, Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде: Диссертация канд. соц. паук./ Т.В. Черкасова, Уфа, 1997. - 170 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.