Научная статья на тему 'РОЛЬ МЕДИАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

РОЛЬ МЕДИАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

339
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТОР / СТАДИИ МЕДИАЦИИ / YOUTH / CONFLICT / MEDIATION / MEDIATOR / MEDIATION STAGES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коняева Екатерина Евгеньевна, Кисиленко Анастасия Владимировна

В статье рассмотрены понятия «молодежь», «конфликт» и «медиация». Представлены теоретико-методологические основы исследования медиации как метода разрешения конфликтов в студенческой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MEDIATION IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The article deals with the concepts of "youth", "conflict" and"mediation". Theoretical and methodological bases of mediation research as a method of conflict resolution in the student environment are presented.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МЕДИАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

УДК 316

Коняева Екатерина Евгеньевна Konyaeva Ekaterina Evgen'evna

студент student

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University Кисиленко Анастасия Владимировна Kisilenko Anastasiya Vladimirovna

к.с.н., доцент candidate of sociology, docent Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Belgorod State National Research University

РОЛЬ МЕДИАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

THE ROLE OF MEDIATION IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Аннотация: В статье рассмотрены понятия «молодежь», «конфликт» и «медиация». Представлены теоретико-методологические основы исследования медиации как метода разрешения конфликтов в студенческой среде.

Abstract: The article deals with the concepts of "youth", "conflict" and"mediation". Theoretical and methodological bases of mediation research as a method of conflict resolution in the student environment are presented.

Ключевые слова: Молодежь, конфликт, медиация, медиатор, стадии медиации.

Key words: Youth, conflict, mediation, mediator, mediation stages.

Конфликтами, как неотъемлемым явлением социальной жизни, интересовались ученые с Древних времен. Одним из первых, кто начал рассматривать конфликт, выделяя его положительные стороны, был К. Маркс. Формационный подход К. Маркса переносит идею борьбы видов на общественную жизнь и утверждает, что эволюция общества происходит именно благодаря конфликту, так как смена формаций связана с

социальными революциями. Большую роль в изменении отношения к природе конфликта сыграл Л. Козер разработавший теорию «конфликтного функционализма» и выделивший позитивные и негативные функции конфликта. Р. Дарендорф дает одну из наиболее широких классификаций конфликтов. По его мнению, «.. .конфликты делятся на следующие виды:

- По источникам возникновения (конфликты интересов, ценностей, идентификации).

- По социальным последствиям (созидательные) или конструктивные (позитивные), разрушительные или деструктивные (негативные).

- По масштабности (локальные, региональные, межгосударственные, глобальные, микро-, макро-, и мегаконфликты).

- По формам борьбы (мирные и немирные).

- По особенностям условий происхождения (эндогенные и экзогенные).

- По отношению субъектов к конфликту (подлинные, случайные, ложные, латентные).

- По использованной сторонами тактике (сражение, игра, дебаты)» [2, с. 288].

Мы исходим из представления о конфликте как столкновении противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Поскольку речь будет идти о молодежных конфликтах, необходимо дать определение понятию «молодежь». Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» молодежь трактуется как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30

лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, до 35 и более лет» [1].

Одним из важных признаков молодежного возраста являются социально-психологические характеристики, обусловленные переходным возрастом, неустойчивой психикой, биологическим созреванием, преобладанием эмоций, аффектов над логикой и разумом. Именно поэтому эмоциональные реакции чаще всего доминируют над рациональными решениями и, как следствие, молодежная среда характеризуется большей конфликтностью. При столкновении с ситуацией конфликта в работе со студенческой молодежью необходимо использовать наиболее мягкие методы его разрешения. Наиболее прогрессирующим из таких методов является медиация.

В своей работе Д.П. Зеркин определяет медиацию как «.процесс совместного (спорящих сторон и медиатора) урегулирования и разрешения конфликта, в ходе которого два или более участников с помощью независимой третьей стороны или сторон (медиаторов) общаются друг с другом и находят приемлемое для всех сторон решение проблемы». Цель медиации - урегулирование конфликта, однако, само по себе разрешение конфликта не является конечной целью медиативного процесса. Функция медиаторов (третьей стороны) заключается в том, чтобы помочь участникам конфликта рассмотреть и изучить все возможные варианты решения и, если это достижимо, найти решение, которое удовлетворяет интересы всех сторон, имеющих отношение к конфликту [3, с. 76].

К.В. Семенов подчеркивает, что процесс медиации «.должен основываться на следующих принципах:

- конфиденциальность выявленной медиатором информации,

- нейтральность позиции медиатора,

- равноправие сторон в процессе медиативной сессии,

- добровольность участия в ней».

Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем.

Выделяются следующие стадии медиации:

Стадия начала. Знакомство медиатора с участниками, установление контакта, изложение сторонами собственных точек зрения на конфликт.

Стадия прояснения конфликта. Определяются внутренние позиции, ценности и намерения участников конфликта.

Стадия разрешения конфликта. Рассматриваются возможные варианты решения конфликта, оценивается приемлемость каждого из них.

Заключительная стадия. Выбирается самый приемлемый вариант разрешения конфликтной ситуации, оговариваются все аспекты дальнейшего поведения и действий всех сторон конфликта, заключается соглашение [4, с. 217].

В настоящий момент медиация пользуется большой популярностью в западных и европейских странах. Так, например, в Германии руководители, чьи коллективы состоят преимущественно из молодых людей, заранее изучают возможные источники и причины возникновения конфликтов для того, чтобы исключить и предотвратить их воздействие на молодой персонал. Таким образом, в случае возникновения споров руководитель сможет выступить в роли медиатора для разрешения конфликтного противоборства. Медиация является одним из главных методов разрешения конфликтных ситуаций в США. В штатах широко используется практика заключения медиативных соглашений, функционирует частные организации по оказанию медиативных услуг, а также по обучению технологии проведения медиации. В Российской Федерации медиации является одним из наиболее прогрессирующих и набирающих популярность методов работы с конфликтующими сторонами.

Действующий информационный портал «Медиация в образовании» представляет собой крупную базу обучающих материалов (кейсов, алгоритмов, аудио- и видео материалов и т.д.), которые можно использовать для проведения медиаций, а также для обучения данной технологии.

Исходя из анализа теоретических основ исследования медиации как метода разрешения конфликтов в студенческой среде, можно сделать следующие выводы:

Конфликт представляет собой столкновение противоположных мнений. При работе с молодежными конфликтами необходимо учитывать, что психологическое состояние молодого человека обусловлено переходным возрастом, неустойчивой психикой, биологическим созреванием, преобладанием эмоций, аффектов над логикой и разумом. Ввиду этого эмоциональные поступки зачастую преобладают над рациональными, из-за чего молодежная среда является одной из наиболее конфликтогенных. Студенческая молодежь в особенности подвержена постоянному риску участия в конфликтах из-за ежедневного большого количества коммуникаций и специфики образовательного процесса.

Одним из наиболее эффективных и набирающих популярность способов разрешения конфликтов в студенческой среде является медиация. Это способ урегулирования конфликтов при содействии третьего независимого лица в виде медиатора, реализующего свой функционал исключительно на добровольном согласии участников конфликта в целях достижения ими взаимоприемлемого, мирного решения конфликтной ситуации.

Процесс медиации должен базироваться на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, беспристрастность медиатора, а также сотрудничество и равноправие конфликтующих сторон. Во время медиации стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию их конфликта составлении условий его разрешения. В

целом способ медиации основывается на позитивном влиянии нейтральной стороны.

Ввиду прогрессирования использования альтернативных способов разрешения конфликтов в России наблюдается развитие организаций и центров, направленных на обучение использованию метода медиации, а также на оказание медиативных услуг по разрешению конфликтов различных сфер, в том числе и молодежных. Наиболее успешным является опыт создания служб и центров на базе муниципальных и образовательных учреждений, деятельность которых направлена не только на обучение использованию метода медиации, но и на разрешение конфликтов между людьми внутри структуры (например, Службы медиативной помощи и школьные службы примирения на базах общеобразовательных учреждений). Обычное теоретическое разъяснение молодым людям о том, как использовать медиацию для разрешения их споров, будет менее эффективно, нежели оказание им помощи с привлечением к конфликту третьего лица, способствующего урегулированию конфликта.

Кроме того, отсутствуют проекты, направленные на использование медиации для разрешения или минимизации конфликтов конкретно среди студенческой молодежи.

Библиографический список:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: http://docs.cntd.ru/document/420237592. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

2. Дарендорф, Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы [Текст] / Р. Дарендорф. - М.: РОССПЭН, 2002. - 288 с.

3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии [Текст] / Д. П. Зеркин. -Ростов н/Д.: «ФЕНИКС», 2017. - 76 с.

4. Семенов, К.В. Конфликтология [Текст] / К.В. Семенов. - М.: Наука, 2015. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.