Выводы и рекомендации. В ходе исследования были выявлены субъективные причины, которые с нашей точи зрения обусловлены несформированностью системы ценностей физической культуры и спорта. Это в свою очередь отражается на уровне самоорганизации учащейся молодежи.
Вследствие недостаточности времени для освоения всего разнообразия средств физической культуры и спорта, личная ориентация находится на низком уровне сформированности, что в совокупности не позволяет им полностью овладеть компетенциями, которые характеризуют физическую культуру в целом.
Для изменения критерия динамики ориентаций учащихся на вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность следует внедрять новые технологии обучения и воспитания. Кроме того, важную роль в разрешении современных противоречий может сыграть физкультурно-оздоровительные практики, которые выстроены с учетом ориентиров на освоение компетенций физической культуры и спорта.
Литература:
1. Васильева, Н. Ю. Развитие представления о здоровье и здоровом образе жизни в подростковом и юношеском возрасте / Н. Ю. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2010. — С. 13-18.
2. Грезе, Е. В. Здоровый образ жизни как ценность студентов-психологов на разных этапах обучения / Е. В. Грезе // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — №1(41). — С. 153-157.
3. Козина, Г. Ю. Социологический анализ поведения студенческой молодежи в отношении здоровья и факторов ЗОЖ / Г. Ю. Козина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2007. — С. 282-286.
4. Красноперова Н. А. Мотивационный компонент в структуре формирования здорового образа жизни студентов / Н. А. Красноперова. // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. — 2014. — Т.11. — №4. — С. 109-117.
5. Попов, А. А. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях творческого вуза / А. А. Попов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — №11 — С. 78-82.
6. Сивас, Н. В. Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ в образовательном учреждении / Н. В. Сивас // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2011. — №4(74). — С. 166-170.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Ган Наталья Юрьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
МЕДИАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Данная статья посвящена медиации, медиативному подходу и применению их в дошкольной образовательной организации. Описана особенность медиации как средства разрешения конфликта.
Ключевые слова: медиация, медиативный подход, медиация в образовательной среде, участники воспитательно-образовательного процесса.
Annotation. This article is devoted to mediation, mediation approach and their application in preschool educational organization. The feature of mediation as a means of conflict resolution is described.
Keywords: mediation, mediation approach, mediation in educational environment, participants of educational process.
Введение. Деятельность педагога дошкольного учреждения является сложной, многогранной, в ней встречаются трудности, противоречия, приводящие при их крайнем обострении к конфликтам.
В дошкольном образовательном учреждении могут иметь место самые разные конфликты. Д.Е. Михайлов, выявляет типологию конфликтных ситуаций в ДОО: между руководством и педагогическим коллективом, между педагогами и родителями, между педагогами и детьми, между самими детьми, поэтому в качестве средства разрешения конфликтных ситуаций, мы используем медиацию [1].
Изложение основного материала статьи. Разрешить конфликты самостоятельно конструктивно и результативно оказывается сложно, а иногда непосильно. При этом особой формой разрешения конфликтов является процедура медиации.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ, под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [4].
Медиация (англ. mediation - посредничество) - один из альтернативных способов разрешения споров, это активный социальный процесс, участники которого приобретают жизненный опыт, учатся ведению диалога и рефлексии.
Медиация - это эффективный метод урегулирования конфликта с участием третьей (нейтральной) стороны, которая является заинтересованной в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для них обеих.
Медиация в образовательной среде направлена на решение главной задачи - создание безопасного пространства, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно с перспективами установления социального партнерства между родителями и педагогами и другими участниками воспитательно-образовательного процесса. Для решения этой задачи Центр медиации и права системно разрабатывает медиативный подход как самостоятельный способ взаимодействия, подразумевающий осознанное использование отдельных элементов медиативного процесса в различных обстоятельствах.
Медиативный подход - это возможность разрешать конфликты с использованием различных техник и инструментов. Медиатор помогает сформировать пространство взаимопонимания: выразить мнения, переживания сторон, а также услышать их точки зрения.
Медиативный подход позволяет корректировать разногласия сторон или ущемления интересов участников образовательного процесса. Функции по продвижению данного подхода в образовательном учреждении могут использовать психологи, педагоги, социальный педагог и другие специалисты, чья деятельность напрямую связана с образовательным процессом.
В основе медиативного подхода стоят принципы медиации: уважение; конфиденциальность; добросовестность; нейтралитет; толерантность: принятие человека с его интересами и потребностями; самостоятельность принятого решения; ответственность за решение; ответственность за последствия принятого решения.
Медиатор, помимо критериев, определенных законом, должен обладать необходимыми личностными качествами: стрессоустойчивостью, уравновешенностью, вежливостью, умением выслушать и вникнуть в проблемы посторонних людей, умением сглаживать конфликты, вести переговоры. Должен владеть способностью при любых ситуациях не выходить из роли, не опускаться до уровня узколичностных отношений, сохранять спокойствие, проявить терпение, выдержку, настойчивость, веру в ребенка, товарища по работе.
Отдельные аспекты применения медиации и медиативного подхода в образовательном процессе изучались многими российскими учеными: И.А. Баевой, Н.Г. Рассохи, А.Ц. Шамликашвили, М.А. Хазановой и практиками образования А.Ю. Коноваловым, Т.С. Овчинниковой, Г.А. Павлович.
Медиаторы не работают непосредственно с конфликтом, не разрешают разногласия. Они только помогают сторонам прийти к решению:
- организуют переговоры;
- разъясняют цель процедуры;
- следят за поведением сторон;
- используют психологические методы, чтобы направлять дискуссию в конструктивное русло.
Медиацию нельзя оценивать как процедуру установления объективной или субъективной истины. Задача
медиатора - создать конфликтующим сторонам условия для достижения согласия.
Решение добровольно принятое, будет добровольно и исполнено. Создание службы медиации в ДОУ позволит:
- конструктивно разрешать конфликты внутри педагогического коллектива;
- урегулировать индивидуальные споры;
- организовать помощь родителям воспитанников для решения семейных конфликтов.
В дошкольном образовательном учреждении медиативный подход может применяться для создания безопасной среды в целях, как предотвращения конфликтов, так и добровольного их разрешения. Он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами образовательного процесса.
Основными причинами конфликтов, возникающих в деятельности педагога дошкольного учреждения, являются, следующие противоречия, связанные:
- с нарушением дисциплины, невыполнением обязанностей, общепринятых норм и правил поведения, игнорированием требований детского сада со стороны родителей и т. п.;
- со столкновением новаторства и консерватизма, разногласиями в вопросах педагогики и методики дошкольного воспитания;
- с отсутствием оптимального руководства, неблагоприятным психологическим микроклиматом в дошкольном учреждении;
- с непониманием ребенка, равнодушным отношением к нему, отсутствием учета в работе воспитателя возрастных и индивидуальных особенностей, микросреды дошкольника, грубым вмешательством в его творческую деятельность и т. п.;
- с несостоявшимися ожиданиями;
- с недооценкой общественной значимости дошкольного воспитания, педагога дошкольного учреждения;
- с халатным, недобросовестным отношением к работе, проявлением ограниченности в понимании своих функций, обязанностей;
- с потребностью в признании со стороны коллектива, невниманием к личности сотрудника как к члену коллектива;
- с отсутствием единства требований, преемственности в подходе к ребенку со стороны детского сада и семьи;
- с карьеризмом, с личными эгоистическими побуждениями и целями, с использованием для их достижения антипедагогических методов и т. п.;
- с психологической несовместимостью коллег;
- с неудовлетворенностью решения руководством детского сада административно-хозяйственных, организационных вопросов (расстановка кадров, начисление зарплаты, установление графика отпусков, комплектование групп и т. п.).
Конфликты у воспитателя возникают как в педагогическом общении (с детьми, родителями), так и в профессионально-деловом общении (с коллегами, администрацией, обслуживающим персоналом и др.).
К числу сложных конфликтов, возникающих в профессионально-личностной сфере отношений, относятся конфликты, связанные с отсутствием единства требований, преемственности в подходе к детям со стороны воспитателей и родителей, педагогов-коллег, работающих с одной и той же группой детей и родителей.
Они требуют особого внимания, поскольку их наличие, неверное разрешение в значительной степени тормозят проявление творческой активности педагога, его потенциальных возможностей, способностей, существенным образом влияют на удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Медиация базируется на предпосылке, что все участники конфликта должны быть задействованы в его определении и разрешении. Отличительным преимуществом медиации является то, что это сотрудничающий, а не индивидуалистический процесс.
Медиация сохраняет конфиденциальность спора, позволяет сберечь деловые связи и отношения. А.Ц. Шамликашвили, отмечает что - это процесс, в котором нет проигравших. Результат удачной медиации может быть самым неожиданным, но всегда выгодным для всех спорщиков и полностью удовлетворяющим их интересы. Противопоказание к применению медиации только одно: нежелание спорщиков разрешить свой спор миром.
Человек, знакомый с медиативным подходом, легко справится с любой конфликтной ситуацией, моделируя позитивное поведение, и, с помощью своего дара убеждения и мастерства управления, поможет коллективу работать более эффективно. Он сумеет поддержать, а не осудить, позволит разобраться в ситуации, а не решать чужие проблемы, поощряет работников, а не давит на них.
Процедура медиации включает несколько этапов:
1. Вступительное слово медиатора. Выработка общих правил общения, проверка на добровольность вступления в процедуру.
2. Презентация сторон. Каждой стороне отводиться равное количество времени.
3. Дискуссия.
4. Выработка решений.
5. Принятие решения, соглашение.
В организации, осуществляющей образовательную деятельность, создается Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [3]. Исходя из текста закона и модели медиативной работы, «Служба медиации» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями дошкольной образовательной организации. По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции, и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательной организации.
Независимо от выбранной модели, деятельность службы медиации в дошкольной образовательной организации может быть выстроена, по следующему алгоритму:
1. Определить типы ситуаций, с которыми Служба будет работать.
2. Вести журнал регистрации случаев обращения в Службу.
3. Предоставлять данные мониторинга.
4. Проводить не менее двух информационных мероприятий в год для родителей.
5. Согласовывать планы деятельности службы с администрацией дошкольной образовательной организации.
6. Знакомить педагогический коллектив и администрацию учреждения с деятельностью службы.
H.В. Семенова и Т.В. Цубина определяют цель службы дошкольной медиации как формирование безопасной среды, признания ценности человеческой жизни, уникальности каждой личности, уважения права каждого на удовлетворение потребностей и защиту собственных интересов (но не в ущерб чужим) [2].
Данные авторы отмечают, что существует острая необходимость в обучении дошкольников, родителей и воспитателей навыкам бесконфликтного общения, в поиске альтернативных путей разрешения конфликта начиная уже со старшего дошкольного возраста [2].
При подготовке воспитательного и образовательного процесса медиативный подход можно применить при воспитании детей и родителей разумному поведению в состоянии разногласия, создавая ситуацию, при которой уменьшается уровень агрессии, образуется мировосприятие, основанное на сотрудничестве у детей и взрослых. Воспитательная составляющая медиативного подхода обеспечивает развитие у человека мотивации, которая будет определять его поступки.
Активное привлечение в создаваемую службу родителей воспитанников будет способствовать не только успешному разрешению конфликтов и их профилактике, окажет помощь родителям в воспитании детей, создании конструктивного взаимодействия, создания благоприятных условий для развития и обучения.
Выводы. Таким образом, метод медиации - это социальный инструмент, позволяющий эффективно предупреждать и разрешать споры и конфликты, создавая безопасную среду в ДОО. Медиация - это способ, которым могут и должны владеть все субъекты дошкольной образовательной организации.
Литература:
I. Михайлов Д. Е. Эффективность применения медиативных технологий в дошкольной образовательной организации // Современные проблемы образования в поликультурном регионе (Шестые Лозинские чтения): Материалы Международной научно-методической конференции. 2015. и 23-24 апреля. Часть I. - Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 297-300.
2. Семенова Н.В., Цубина Т.В. Дошкольная и школьная медиация: дань моде или способ формирования безопасной школьной среды // Национальная Ассоциация ученых. 2015. № 6-1 (11). С. 71-74.
3. ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // РГ - Федеральный выпуск 31 декабря 2012 г. № 5976 (303).
4. ФЗ от 27.06.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // РГ -Федеральный выпуск. 30 июля 2010 г. № 5247.
Педагогика
УДК: 378.048.2
кандидат педагогических наук Гвильдис Татьяна Юрьевна
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)
ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ: ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, связанные с компетентностной моделью высшего образования на основе фундаментализации и непрерывности, описан зарубежный опыт.
Ключевые слова: компетентностный подход, подготовка научно-педагогических кадров, научные кадры, система подготовки, высшая школа высшее образование, фундаментализация, непрерывное образование, уровни образования.
Annotation. The article deals with the issues related to the competence model of higher education based on fundamentalization and continuity, describes foreign experience.