Научная статья на тему 'Управление созданием медиативной службы как условие психологического комфорта в дошкольной образовательной организации'

Управление созданием медиативной службы как условие психологического комфорта в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМФОРТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / МЕДИАЦИЯ / МЕДИАТИВНАЯ СЛУЖБА / COMFORT / PSYCHOLOGICAL COMFORT / MEDIATION / MEDIATION SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Л.И.

В современное образование заложены основные принципы государственной политики, среди которых «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма...» («Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 3). Это определяет доминирующие гуманистические ценности, которые предполагают определенную степень самостоятельности и большую ответственность субъектов педагогического процесса в рамках образовательной среды. Педагогическая образовательная среда представляет собой совокупность разных видов целенаправленного формирования личности, а ее основным предназначением является деятельность по передаче и освоению социального опыта, т.е. процесс социализации. Именно поэтому в такой среде должны быть созданы необходимые благоприятные социальные и психологические условия, обеспечивающие душевное благополучие и комфорт детям, педагогам и родителям (законным представителям). Это определяет актуальность создания в образовательных организациях служб медиации, способных разрешить конфликтные столкновения между детьми, родителями, воспитателями и родителям, педагогами внутри коллектива, администрацией и работниками дошкольной образовательной организации и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGE THE CREATION OF A MEDIATION SERVICE AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL COMFORT IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Modern education is based on the basic principles of state policy, including «the humanistic nature of education, the priority of human life and health, the rights and freedoms of the individual, the free development of the individual, the education of mutual respect, diligence, citizenship, patriotism...» («Federal law of29.12.2012 № 273-FZ «on education in the Russian Federation», article 3). This determines the dominant humanistic values, which imply a certain degree of independence and greater responsibility of the subjects of the pedagogical process within the educational environment. Pedagogical educational environment is a set of different types ofpurposeful formation of personality, and its main purpose is the activity of transfer and development of social experience, i. e. the process of socialization. That is why in such an environment should be created the necessary favorable social and psychological conditions to ensure mental well-being and comfort to children, teachers and parents (legal representatives). This determines the urgency of creating mediation services in educational organizations that can resolve conflicts between children, parents, educators and parents, teachers within the team, the administration and employees of preschool educational organizations, etc.

Текст научной работы на тему «Управление созданием медиативной службы как условие психологического комфорта в дошкольной образовательной организации»

2018, том 20 [11]

УДК 373.24

УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ МЕДИАТИВНОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Пономарева Л.И.

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный

педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация

Аннотация. В современное образование заложены основные принципы государственной политики, среди которых «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма...» («Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», статья 3). Это определяет доминирующие гуманистические ценности, которые предполагают определенную степень самостоятельности и большую ответственность субъектов педагогического процесса в рамках образовательной среды. Педагогическая образовательная среда представляет собой совокупность разных видов целенаправленного формирования личности, а ее основным предназначением является деятельность по передаче и освоению социального опыта, т.е. процесс социализации. Именно поэтому в такой среде должны быть созданы необходимые благоприятные социальные и психологические условия, обеспечивающие душевное благополучие и комфорт детям, педагогам и родителям (законным представителям). Это определяет актуальность создания в образовательных организациях служб медиации, способных разрешить конфликтные столкновения между детьми, родителями, воспитателями и родителям, педагогами внутри коллектива, администрацией и работниками дошкольной образовательной организации и др.

Ключевые слова: комфорт, психологический комфорт, медиация, медиативная служба._

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-11-11-16

MANAGE THE CREATION OF A MEDIATION SERVICE AS A CONDITION OF PSYCHOLOGICAL COMFORT IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Ponomarevа L.I.

Shadrinsk state pedagogical University, Shadrinsk, Russian Federation

Annotation. Modern education is based on the basic principles of state policy, including «the humanistic nature of education, the priority of human life and health, the rights and freedoms of the individual, the free development of the individual, the education of mutual respect, diligence, citizenship, patriotism...» («Federal law of29.12.2012 № 273-FZ «on education in the Russian Federation», article 3). This determines the dominant humanistic values, which imply a certain degree of independence and greater responsibility of the subjects of the pedagogical process within the educational environment. Pedagogical educational environment is a set of different types ofpur-poseful formation of personality, and its main purpose is the activity of transfer and development of social experience, i. e. the process of socialization. That is why in such an environment should be created the necessary favorable social and psychological conditions to ensure mental well-being and comfort to children, teachers and parents (legal representatives). This determines the urgency of creating mediation services in educational organizations that can resolve conflicts between children, parents, educators and parents, teachers within the team, the administration and employees of preschool educational organizations, etc.

Key words: comfort, psychological comfort, mediation, mediation service.

~ 11 ~

—--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Гусева Н.В. О нравственно-психологическом климате в педагогическом коллективе // Молодой ученый. - 2011. - №11. - С. 59 - 62.

[2] Антипов, А. Н. Медиация: проблемы становления и развития // Российский судья. - 2014. - № 10. - С. 4 - 6.

[3] Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ». - Режим доступа: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70608642/

[4] Пономарева Л.И. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в условиях модернизации дошкольного образования // Вестник Шад-ринского педагогического института. - Шад-ринск: ШГПИ, 2016. - № 1 (29). - С. 130 - 133.

[5] Барашев А.С. Медиация в системе альтернативных способов урегулирования споров // Закон. -2012. - № 3. - С. 76 - 81.

REFERENCES

[1] Guseva N. In. On the moral and psychological climate in the teaching staff // Young scientist. - 2011. - №11. - P. 59 - 62.

[2] Antipov. Mediation: problems of formation and development // Russian judge. - 2014. - № 10. - P. 46.

[3] Order of the Government of the Russian Federation of July 30, 2014 № 1430-R «on approval of the Concept of development until 2017 of a network of mediation services in order to implement restorative justice for children, including those who have committed socially dangerous acts, but have not reached the age of criminal responsibility in the Russian Federation». - Access mode: https://www.garant.ru/ products / ipo / prime / doc/70608642/

[4] Ponomareva L.I. organization of interaction with families of pupils in the conditions of modernization of preschool education // Bulletin of Shadrinsky pedagogical Institute. - Shadrinsk: shgpi, 2016. - № 1 (29). - P. 130 - 133.

[5] Barashev A.S. Mediation in the system of alternative ways of dispute settlement // Law. - 2012. - № 3. - P. 76 - 81.

Создание психологического комфорта, пожалуй, одна из приоритетных задач, которая стоит перед руководителем любого учреждения. Особую значимость эта задача приобретает в образовательной организации, так как психологически благоприятная (комфортная) среда обеспечивает возможность педагогам работать с полной отдачей, родителям быть спокойными за пребывание своих детей в детском саду (школе), а самим детям максимальное усвоение знаний и полноценное общение со сверстниками и педагогами.

Определимся со значимым для нашего исследования определением «психологический комфорт». Согласно Большому энциклопедическому словарю под «комфортом» (англ. comfort) понимаются бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений и т.п.

Разные аспекты влияния психологического комфорта на развитие личности ребенка мы находим в трудах М. Аргайл, У. Глассера, Н.П. Капустина, А.Г. Маслоу, А.Н. Перре-Клермона, А.В. Хуторского, К.Г. Юнг, Е.А. Ямбурга и др. Под психологическим комфортом обычно понимают

такие условия жизни, при которых человек ощущает себя спокойным и не видит необходимости защищаться от кого-либо. В психолого-педагогической литературе наряду с «психологическим комфортом» часто рассматривают «психологический климат». Мы сознательно уходим от второго определения, так как, говоря о психологическом комфорте, мы уже подразумеваем состояние удовольствия, радости и удовлетворения, тогда как психологический климат может рассматриваться как с положительным, так и с отрицательным эффектом.

Для руководителя дошкольной образовательной организации (ДОО) создание психологического комфорта должно стать приоритетом в управленческой деятельности, так как дети дошкольного возраста являются наиболее чувствительным контингентом к эмоциональному настрою педагога, раздражительности и перепадам настроения родителей, сопереживанию сверстникам. И если дети дошкольного возраста являются главной составной в системе дошколь-

—--—

~ 12 ~

—--—

ного образования, то педагоги - важнейший субъект системы, обеспечивающий не только всестороннее развитие детей, но и их защиту физического и психического здоровья, которому в Концепции дошкольного воспитания отводится ведущее место.

Именно это становится значимым в выделении показателей психологического комфорта педагогов:

- доброжелательная обстановка в ДОО (желание идти на работу);

- требовательность к себе и другим работникам ДОО (осознание себя частью педагогического коллектива);

- свободное выражение своего мнения при обсуждении профессиональных вопросов (отсутствие давления со стороны руководителя);

- ощущение взаимопомощи и желание прийти на помощь самому (высокая эмоциональная включенность);

- определенная степень удовлетворенности своей работой и профессиональным уровнем;

- возможность своевременно регулировать конфликтные столкновения (без речевых агрессий, эмоциональных срывов и достойным выходом из конфликта каждой стороны).

Психологический комфорт в ДОО во многом зависит от руководителя. Чтобы спрашивать с других, необходимо самому быть профессионалом высокого уровня, обладать нравственным поведением и быть примером во всем [1]. Именно от руководителя будет зависеть и создание условий для психологического комфорта в ДОО. Одним из таких условий по праву можно назвать организацию медиативной службы.

В последнее время медиативные службы создаются, в основном, в школах и рассматриваются как закономерный итог гуманизации отечественного образования. С целью повышения качества образовательного процесса и воспитания коммуникативной компетентности у подрастающего поколения, согласно Стандарту общего образования, следует формировать и медиативные умения, что в дальнейшем послужит залогом не только их эффективной социализации, но и способностью

налаживать контакты и адаптироваться в любой аудитории (так как в современном обществе остро востребованы граждане, способные к конструктивному взаимодействию). Значимость выстраивания конструктивных взаимоотношений, умение договариваться в различных ситуациях, избегая конфликтных столкновений, относится к социальным ценностям, без которых невозможно полноценное функционирование современного общества. Внедрение служб медиации в дошкольные образовательные организации призвано способствовать созданию безопасной образовательной среды и рассматривается как важнейшая из инноваций в системе дошкольного образования.

В переводе с латинского (тв&Мю) термин «медиация» означает посредничество. В современном понимании медиация - это особый тип переговоров по урегулированию конфликта с участием нейтрального посредника (медиатора). В задачи медиатора входит управление процессом переговоров без вмешательства в его содержание. Стороны сами находят варианты и принимают решение, а медиатор обеспечивает добровольность и равноправие их участия в переговорах, учет интересов каждой из сторон и реалистичность соглашения [2].

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ» и Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения [3].

—--—

~ 13 ~

—--—

Отметим некоторые характерные особенности медиации:

- риск медиации минимален, поскольку каждая сторона в любой момент может отказаться от продолжения процесса;

- изначально нацелена на поиск согласия. Спорщики перестают искать «правого» и «виноватого», а с помощью посредника (медиатора) начинают подбирать различные варианты выхода из конфликтной ситуации и уже совместно выбирают наиболее оптимальный для обеих сторон;

- в процессе медиации стороны обсуждают любые вопросы, которые «спорщики» считают важными. Процесс медиации в данном случае очень гибок, но в то же время непродолжителен;

- сам медиатор может рассматривать абсолютно любые, даже частные, внутрисемейные и внутрикорпоративные конфликты;

- медиация проводится на доступном и понятном языке, поэтому предполагает обязательную выработку решения, которое устраивает все стороны [4].

Медиация требует от медиатора проявления творчества и креативности, поскольку медиатор должен исходить из уникальности каждого конфликта и учитывать индивидуальность конфликтующих сторон [5].

Медиатор не обладает начальственными полномочиями, но в его распоряжении имеется обширный арсенал разнообразных методических разработок и средств, с помощью которых он и проектирует ведение переговоров. Главная функция медиатора заключается в оказании помощи конфликтующим сторонам услышать и лучше понять друг друга на пути поиска взаимоприемлемых решений.

Медиация - это метод, основой которого является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон, при условии предоставления им равных прав [4].

Процедура медиации ориентирована на выработку консенсусных решений сторонами кон-

фликта, так как решение, основанное на консенсусе, в отличие от компромиссного, удовлетворяет интересы каждой из сторон, обладая большей эффективностью и возможностью «встать на место другой стороны».

Специфика медиации заключается в широком целенаправленном использовании посредником коммуникативных техник и технологий для повышения взаимопонимания сторон конфликта и создания возможности для принятия ими взаимовыгодных соглашений.

Как показывает анализ состояния работы административного аппарата ДОО, большинство заведующих и заместителей по УВР не знакомыми с принципами организации служб медиации. Среди причин, не позволяющих повсеместно организовывать службы медиации в ДОО следует отметить: новизну применения медиации в дошкольном образовании, отсутствие обобщения опыта организации служб медиации в детском саду, слабую разработанную нормативно-правовую базу, недостаточную систему обучения (повышение квалификации) по управлению конфликтами воспитателей и руководителей ДОО.

Между тем, педагогический коллектив детского сада рассматривает создание службы медиации как способ самореализации воспитанников и педагогов в социально значимой деятельности. Программа развития службы медиации (примирения) в ДОО должна быть разработана с учетом регионального заказа на развитие и практическое внедрение медиации и восстановительного подхода в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки по организации служб школьной медиации в образовательных организациях [4].

Основные программы, рекомендуемые службе медиации (примирения) в ДОО:

Восстановительная медиация - встреча конфликтующих «за столом переговоров», в ходе которой медиатор создает условия для взаимопонимания всех участников, и для достижения договора о приемлемых для всех них вариантах разрешения проблем. Медиация может применяться в

~ 14 ~

—--—

случаях конфликтов между детьми, между родителями и педагогами, между родителями и администрацией и т.д.;

Круги сообщества - программа, работающая с групповыми конфликтами, ситуациями трудных детей, для поддержки пострадавших и пр. В ходе нее участники обсуждают свои ценности и вместе ищут решение;

Программы применения челночной медиации, медиации через письма и т.д., использующиеся при обучении детей и родителей конструктивному поведению в состоянии конфликта, создавая условия для снижения уровня агрессии, формируя менталитет сотрудничества у детей и взрослых.

Целевые группы службы медиации: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, сотрудники детского сада, администрация, родители (законные представители) воспитанников.

Работа службы медиации в ДОО может строиться в нескольких направлениях:

1. Управление различными процессами, связанными с согласование подходов к реализации программ. Доминирующая роль в этом принадлежит руководящему составу ДОО и органам самоуправления. (Совместно с администрацией ДОУ разрабатывается ряд мероприятий, типа - ведение воспитателями «дневника конфликтов и споров» между воспитанниками).

2. Управление процессами обновления содержания и выбор различных программ, средств и технологий. При этом ведущая роль принадлежит инициативной группе, родительскому комитету и специалистам дополнительного образования. (Сбор информации о насущных проблемах и противоречиях у родителей, воспитателей, узких специалистов ДОО, здесь же проводятся наблюдения в группе за поведением детей).

3. Обеспечение взаимодействия внутри педагогического коллектива, детей, родителей (законных представителей), администрации ДОО и др. (Делаются запросы в районный ППМС центр с просьбой о привлечении специалиста районной службы медиации. Проводятся предварительные консультации для обеих сторон конфликта по предстоящей медиации. Разрабатываются задания для родителей, типа - создание совместно с

ребенком мини-книжки о настоящей дружбе. Педагогом-психологом проводятся программы «Споры, ссоры, примирения» по профилактике конфликтов между детьми в группе и формированию коммуникативных навыков у детей, позволяющих договариваться между собой, понимать другую сторону конфликта).

Педагогический Совет учреждения выступает полноправным органом управления программой и выполняет следующие функции в медиативной службе ДОО: ежегодно рассматривает и утверждает организационные и финансовые планы; обсуждает результаты проведенных и содержание будущих проектов, все это способствует проведению интересных для всех субъектов образования мероприятий.

Для оперативного управления определяется административный совет по реализации программы развития службы медиации, руководителем которой является заведующий и заместитель заведующего по УВР (методист). К функциям административного совета относятся: разработка внутренних нормативно-методических рекомендаций, руководств и стандартов; управление человеческими, материальными и техническими ресурсами программы; разработка целевых индикаторов планирования и контроля реализации конкретных мероприятий программы; мониторинг реализации плана и его соответствующая корректировка; осуществление координации деятельности экспертных и консультационных органов учреждения и подразделений, задействованных в реализации медиационных программ; распространение апробированных в ходе реализации программы практик и технологий.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что медиация эффективна тогда, когда все стороны желают урегулировать конфликт. Если желание урегулировать конфликт есть, то вероятность успешного разрешения конфликта с помощью медиации весьма высока. Согласно статистическим данным, более чем в 80% случаев разрешения конфликтов по обоюдному желанию, приводят к прочным и долгосрочным соглашениям, которые соблюдается обеими сторонами.

~ 15 ~

—--—

Таким образом, служба медиации в ДОО при взаимодействии со всеми субъектами образования позволяет быстрее наладить диалог, используя позитивный язык, избегая обвинительных слов и оценочных категорий и просто активно слушая собеседника. Она помогает повысить профессиональный уровень воспитателей, педагогическое мастерство всех специалистов ДОО при

реализации своих трудовых функций. Правильно организованная служба медиации превращает детский сад в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей и т.д.), то есть обеспечивает психологический комфорт.

~ 16 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.